Абсолютные противопоказания к трудотерапии

Абсолютные противопоказания к трудотерапии thumbnail

 Трудотерапия в ЛФК

Трудотерапия в ЛФК

Трудотерапия — это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи

Трудотерапия — это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи трудовых операций. Трудотерапия — лечебный и профилактический фактор. С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования в оптимальных условиях остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больного внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность и снижает уровень инвалидности. С социальной точки зрения трудотерапия предоставляет больному возможность работать в коллективе.

 общеукрепляющую (тонизирующая); восстановительную профессиональную.

общеукрепляющую (тонизирующая); восстановительную профессиональную.

Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для

Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для восстановления трудоспособности. Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больного функции двигательного аппарата. В процессе занятий учитывают функциональные возможности больного, способность его к выполнению определенной трудовой операции, оценивают профессиональный профиль больного. Профессиональная трудотерапия направлена на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков и проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. При этом виде трудотерапии оцениваются профессиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности или частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии. На протяжении всего восстановительного лечения необходим медицинский контроль за проведением трудотерапии. Это позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т. п.

Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют 5 режимов [Третьяков С. В. ,

Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют 5 режимов [Третьяков С. В. , 1981] Режим временного непосещения больным отделения трудотерапии; Режим палатный (больной занимается трудотерапией в палате); Режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другую мастерскую; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора; Режим сокращенного рабочего дня (предусматривает предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного рабочего дня на 1 ч в день, дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы); Режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (предусматривает стабильность трудовой установки больного). Назначается при неспособности больного к переключению от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам; Режим полного рабочего дня. Больной выполняет различные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственной работы по системе самообслуживания.

Воспитание трудовых навыков В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов.

Воспитание трудовых навыков В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов. Первый этап заключается в том, что больные должны получить основные сведения о трудовой операции, оборудовании рабочих мест. Важно возбудить интерес больного к работе, желание овладеть ею. Второй этап обучения происходит освоение больными трудовых навыков, необходимых для восстановления нарушенных функций. Больным показывают и объясняют приемы трудовых операций. Во время упражнений больные стараются закрепить вначале простейшие, а затем и более сложные приемы, показанные инструктором. После этого группа обучающихся переходит к индивидуальным занятиям и самостоятельной работе. Больные имеют возможность при такой планировке занятий работать в разном темпе. Третьем этап обучения у больных формируются навыки выполнения комплексных работ, В этот период закрепляются приемы трудовых операций, обращается внимание на скорость работы. Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается самообслуживание

 Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (поликлинику) при отсутствии противопоказаний.

Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (поликлинику) при отсутствии противопоказаний. Для тренировки используют специальные приспособления (вертикальный и горизонтальный бытовой стенд, балканские рамы, трапеции и др. ), вспомогательные средства для передвижения (коляски, ортопедические аппараты, костыли, палки, «манеж» и др. ). По мере улучшения общего состояния и двигательной функции бытовые навыки больного следует восстанавливать в специально созданном кабинете бытовой реабилитации, в котором должны быть все необходимые предметы домашнего обихода. Занятия проводятся группой в 5— 7 человек, а с тяжелобольными — индивидуально. Продолжительность занятий не должна превышать 30 -45 мин с перерывами для отдыха через каждые 15 мин. В свободное от процедур время больной самостоятельно занимается на стендах. На заключительном этапе лечения, когда у больного значительно улучшается способность обслуживать себя самостоятельно, тренировки вновь проводятся в отделении.

Читайте также:  Магний для сердца противопоказания

Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания. Состояние функций Баллы Больной

Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания. Состояние функций Баллы Больной совершенно не может себя обслужить, нуждается в постоянном уходе. Стойкий болевой синдром, деформации в области суставов 0 Больной обслуживает себя частично с помощью непораженной верхней конечности, нуждается в постоянном уходе. Может передвигаться только с посторонней помощью на незначительное расстояние в пределах помещения (при поражении нижних конечностей). Период ремиссии 1 Больной в состоянии выполнить основные приемы по самообслуживанию не только с помощью здоровой, но и с помощью пораженной конечности (в облегченных условиях). Частично нуждается в постороннем уходе, может передвигаться самостоятельно в помещении на незначительное расстояние 2 Больной может производить самостоятельные активные движения пораженной верхней конечностью (без элементов сопротивления) в целях самообслуживания, передвигаться самостоятельно на расстояние до 70 -100 м 3 Больной выполняет самостоятельные активные движения (с преодолением небольшого сопротивления) пораженной конечностью, закрепляя основные навыки по самообслуживанию. Овладение посильной домашней работой. Возможность самостоятельного передвижения до 1 км 4 Полное восстановление нарушенных двигательных функций, овладение всеми приемами самообслуживания, бытовыми навыками, самостоятельная ходьба на расстояние более 1 км. Возвращение к прежней трудовой деятельности

Абсолютные противопоказания к трудотерапии 1) острые лихорадочные состояния; 2) воспалительные заболевания в фазе обострения;

Абсолютные противопоказания к трудотерапии 1) острые лихорадочные состояния; 2) воспалительные заболевания в фазе обострения; 3) наклонность к кровотечению; 4) каузалгия; 5) злокачественные новообразования

Примерная схема процедуры лечебной гимнастики при гемипарезах в раннем периоде для больных на постельном

Примерная схема процедуры лечебной гимнастики при гемипарезах в раннем периоде для больных на постельном режиме (8— 12 процедур) Упражнение для здоровой руки 4 -5 раз С вовлечением лучезапястного и локтевого суставов, Упражнение в сгибании и выпрямлении больной руки в локте 3 -4 раза разгибание с помощью здоровой руки. Дыхательное упражнение 3 -4 мин. Упражнение для здоровой ноги 4 -5 раз с вовлечением голеностопного сустава. Упражнение в приподнимании и опускании плеч 3 -4 раза поочередно вариант: сведение и разведение, руки пассивны. Сочетать с фазами дыхания Пассивные движения в суставах кисти и стопы 3 -5 раз , Рртмично, с возрастающей амплитудой. Сочетать с поглаживанием и растиранием. Активные пронация и супинация в локтевых суставах при согнутом положении рук 6 -10 раз Ротация здоровой ноги 4 -6 раз , активно, с большой амплитудой Ротация больной ноги 4 -6 раз, при необходимости помогать и усиливать внутреннюю ротацию Дыхательное упражнение 3 -4 мин, дыхание средней глубины. Возможные активные упражнения для кисти и пальцев при вертикальном положении предплечья 3 -4 раза поддерживать, помогать, усиливать разгибание Пассивные движения для всех суставов парализованной конечности 3 -4 раза, ритмично, в возрастающем обьеме в зависимости от состояния. Ноги согнуты: отведение и приведение согнутого бедра 5 -6 раз , помогать и облегчать выполнение упражнения. Вариант: разведение и сведение согнутых бедер. Дыхательное упражнение 3 -4 мин. Активные круговые движения плеч 4 -5 раз, с помощью и регулированием фаз дыхания. Прогибание спины без поднимания таза 3 -4 раза, с ограничением напряжения Дыхательное упражнение 3 -4 мин Пассивные движения для кисти и пальцев 2 -3 раза по возможности снизить ригидность Всего: 25 -30 мин

Примечания. 1. Во время процедуры делать паузы для отдыха продолжительностью 1— 2 мин. 2.

Примечания. 1. Во время процедуры делать паузы для отдыха продолжительностью 1— 2 мин. 2. По окончании процедуры обеспечить правильное положение паретичных конечностей.

Абсолютные противопоказания к трудотерапии

Абсолютные противопоказания к трудотерапии

Абсолютные противопоказания к трудотерапии

Источник

    В филиале ПКБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина «Психоневрологический диспансер №19» работает кабинет трудовой терапии, в котором проводятся занятия с пациентами дневного стационара и медико-реабилитационного отделения.

    Трудотерапия – это вовлечение пациентов в трудовую деятельность с целью лечения и последующей их реабилитации. В просторном и уютном кабинете созданы все условия для проведения различных видов творческих и досуговых мероприятий. Занятия с пациентами проводятся под руководством инструктора по трудовой терапии Лаврентьевой Эльвиры Владимировны. Музыкальное сопровождение (классические произведения и записи релаксационных звуков живой природы) позволяет создать комфортную и душевную обстановку для всех участников трудового процесса.

    Как известно, творчество можно расценивать как один из подходов к лечению психических заболеваний, недаром, последнее время даже людям, далёким от психиатрии или психологии известен термин «Арт-терапия». Одними из видов деятельности, сразу нашедшими отклик среди посещающих занятия, стали тестопластика и аппликация с использованием макаронных изделий и природного материала.

    Читайте также:  Настой мята перечная свойства и противопоказания

    Тестопластика – это создание объёмных и рельефных изделий из солёного теста. Тесто очень популярный материал для лепки: оно доступное, очень эластичное, его легко обрабатывать и изделия из такого материала могут долго сохраняться. Это занятие приносит помимо удовольствия неоценимую пользу для здоровья тела и души. Во время работы проводится гимнастика и массаж пальцев, а также упражнения для рук с предметами, что способствует улучшению мелкой моторики. Активизируется работа пальцев рук, мозга. Занятия тестопластикой улучшают психоэмоциональное состояние, помогают раскрыть творческие способности. Забавные игрушки-сувениры, настенные панно, рельефные картины, выполненные руками пациентов, украшают стены дневного стационара.

    Аппликация (мозаика) из макаронных изделий пользуется особым интересом со стороны пациентов и их родных. Сам процесс создания работ из макаронных изделий – это очень увлекательный процесс, который состоит из нескольких этапов. Во-первых, необходимо определить тему работы и создать набросок карандашом. Во-вторых, из большого ассортимента макарон различной формы, размера и цвета выбрать подходящие для работы. В-третьих, приклеить макароны на основу, а затем декорировать работу при помощи красок и лака.

    Настенные панно из макаронных изделий «Русь белокаменная», «Райские птицы», «Морские просторы», «Африканские мотивы», «Белый лебедь», «Русские берёзы» — были выполнены коллективно группами по 5-6 человек.

    Следующий этап по сложности выполнения — это создание объёмных работ из макарон и составление композиций. Пробным вариантом является изготовление новогодних поделок: ёлки, снежинки, новогодние шары и ёлочные игрушки.

    В кабинете также созданы условия для самостоятельной трудовой деятельности по желанию пациентов. Желающие могут заняться созданием оригами, квиллингом, выжиганием по дереву, вышиванием, бисероплетением и лепкой. Кабинет обеспечен материалом, необходимым для индивидуального творчества. Инструктор по трудотерапии оказывает квалифицированную помощь в выполнении работ.

    Для создания хорошего творческого настроя у пациентов ежедневно перед занятиями проводится утренняя гимнастика. Под музыкальное сопровождение выполняются комплексы общеразвивающих упражнений, а также дыхательная и пальчиковая гимнастики.

    Проведение досуговых мероприятий, таких как празднование «Дня именинника», позволяет создать тёплую, дружескую атмосферу, способствующую созданию хорошего настроения пациентов.

    Поздравления проходят в виде музыкальных номеров, стихов-посвящений, конкурсов и викторин, а также подарков, выполненных своими руками.

    Поделиться ссылкой:

    Post Views: 942

    Источник

    Òðóäîòåðàïèÿ — îäèí èç âèäîâ âîññòàíîâèòåëüíîé òåðàïèè — ñïîñîáñòâóåò ðåàáèëèòàöèè ïàöèåíòîâ ñ ðàçëè÷íûìè ôèçè÷åñêèìè è ïñèõè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè ïîñðåäñòâîì èñïîëüçîâàíèÿ ïîñèëüíîãî òðóäà.

    Ïîíÿòèå òðóäîòåðàïèè êàê ýëåìåíòà ôèçèîòåðàïèè

    Òðóäîâàÿ òåðàïèÿ — ñîñòàâíàÿ ÷àñòü ôèçèîòåðàïèè — èñïîëüçóåò òðóäîâûå ïðîöåññû ñ ëå÷åáíîé öåëüþ. Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû ïîìîãàþò óñòðàíèòü èëè óìåíüøèòü ôèçè÷åñêèå íåäîñòàòêè ïóòåì óêðåïëåíèÿ ìûøö, óâåëè÷åíèÿ îáúåìà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ è óëó÷øåíèÿ êîîðäèíàöèè.  òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé êîíå÷íîñòåé ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå âèäû òðóäà ñ îïðåäåëåííûì îáúåìîì äâèæåíèé è ó÷àñòèåì îïðåäåëåííûõ ãðóïï ìûøö. Ïðè ýòîì ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû òðåíàæåðû è ñïîðòèâíûé èíâåíòàðü (ãàíòåëè, ìÿ÷è).

    ×òî òàêîå òðóäîòåðàïèÿ? Çíà÷åíèå òðóäîòåðàïèè â ôèçèîòåðàïèè

    Ñïåöèàëèñòû ïî òðóäîòåðàïèè îáó÷àþò ïàöèåíòîâ íàâûêàì ñàìîîáñëóæèâàíèÿ è âûïîëíåíèÿ ïîâñåäíåâíûõ äåë. Òàê, íàïðèìåð, ëþäåé ñ àìïóòèðîâàííîé ðóêîé ó÷àò ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàòüñÿ è ãîòîâèòü ïèøó. Ïðè ýòîì ìîãóò áûòü çàäåéñòâîâàíû ñïåöèàëüíûå ïðèñïîñîáëåíèÿ, îáëåã÷àþùèå æèçíü èíâàëèäîâ â äîìàøíåé îáñòàíîâêå.

    Òðóäîâàÿ òåðàïèÿ èñïîëüçóåòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé è çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ñíèæåíèåì èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé. Çàíÿòèÿ ðèñîâàíèåì è ìóçûêîé ïîìîãàþò òàêèì áîëüíûì ðàñêðûòü ñâîé òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë è íàéòè ñïîñîá ñàìîâûðàæåíèÿ. Ïîìèìî ýòîãî, ïàöèåíòîâ îáó÷àþò ñîöèàëüíûì íàâûêàì äëÿ îáëåã÷åíèÿ îòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè, à òàêæå âîñïèòûâàþò â íèõ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è óâåðåííîñòü â ñîáñòâåííûõ ñèëàõ. Îñîáîå âíèìàíèå íà çàíÿòèÿõ ïî òðóäîòåðàïèè óäåëÿåòñÿ âûðàáîòêå óìåíèé è íàâûêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ ïîâñåäíåâíûõ äåë, òàêèõ êàê ïðèãîòîâëåíèå ïèùè, óáîðêà êâàðòèðû, ïîõîä çà ïîêóïêàìè.

    Ó÷èòûâàÿ îñîáåííîñòè ëþäåé ñ ôèçè÷åñêèìè íåäîñòàòêàìè, èì ïðåäîñòàâëÿþòñÿ êîíñóëüòàöèè ïî ïåðåîáîðóäîâàíèþ ïîìåùåíèé è îñíàùåíèþ èõ ïðèñïîñîáëåíèÿìè, ïîçâîëÿþùèìè îáëåã÷èòü æèçíü èíâàëèäîâ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.

    Ñïåöèàëèñòû ïî òðóäîòåðàïèè îêàçûâàþò ïðàêòè÷åñêóþ ïîìîùü è ýìîöèîíàëüíóþ ïîääåðæêó â îáùåñòâàõ è ñîöèàëüíûõ ñëóæáàõ, ñîçäàííûõ äëÿ ëþäåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè.

    Читайте также:  Противопоказания при употреблении кунжутных семян

    Ïîëîæèòåëüíûé ýôôåêò òðóäîòåðàïèè

    Ïðè ïåðåëîìå êîíå÷íîñòè, ñîïðîâîæäàþùåìñÿ âðåìåííîé óòðàòîé òðóäîñïîñîáíîñòè, ïàöèåíòó ïðåæäå âñåãî íàçíà÷àþò ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû.

    Òðóäîòåðàïèÿ ïîêàçàíà áîëüíûì, ñòðàäàþùèì òÿæåëûìè õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, íàïðèìåð àðòðèòîì, èëè ïåðåíåñøèì ñåðüåçíûå òðàâìû ãîëîâû èëè ãðóäíîé êëåòêè. Íà çàíÿòèÿõ èõ îáó÷àþò ïîëüçîâàòüñÿ ñïåöèàëüíûìè ïðèñïîñîáëåíèÿìè, îáëåã÷àþùèìè òðóä íà ðàáîòå è äîìà.

    Çàíÿòèÿ ïî òðóäîòåðàïèè ïðè ó÷àñòèè è ïîìîùè âðà÷à ïîçâîëÿþò ñíÿòü ñîñòîÿíèå íàïðÿæåííîñòè è áåñïîêîéñòâà ó ïñèõè÷åñêèõ áîëüíûõ. Çàíÿòîñòü, êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ íà âûïîëíÿåìîé ðàáîòå îòâëåêàþò èõ îò áîëåçíåííûõ ïåðåæèâàíèé.

    Äî íåäàâíåãî âðåìåíè ðàñïðîñòðàíåííîå ìíåíèå î òîì, ÷òî ïîæèëîé ÷åëîâåê, áîëüíîé è ñëàáûé, äîëæåí òîëüêî îòäûõàòü, ïîëíîñòüþ óñòàðåëî. Äëèòåëüíàÿ áåçäåÿòåëüíîñòü ðàññëàáëÿåò ëþäåé, ïðèâîäèò ê àòðîôèè ìûøö, òîãäà êàê ðàáîòà ïîâûøàåò æèçíåííûé òîíóñ, ÿâëÿÿñü åñòåñòâåííûì ñòèìóëÿòîðîì. Ïîýòîìó ïðè ñîâðåìåííûõ êëèíèêàõ îðãàíèçóþò ñîöèàëüíî-ðåàáèëèòàöèîííûå îòäåëåíèÿ è îòäåëåíèÿ äíåâíîãî ïðåáûâàíèÿ, ãäå ñ ïàöèåíòàìè ïðîâîäÿòñÿ çàíÿòèÿ ïî òðóäîòåðàïèè, íà êîòîðûõ îíè âûïîëíÿþò ïîñèëüíûé äëÿ ïîæèëûõ ëþäåé ïîëåçíûé òðóä.

    Àâòîð ìàòåðèàëîâ ñòàòüè: Âåðà Ñèäèõèíà

    Источник

    Восстановление нарушенных когнитивных функций и функций мелкой моторики

    трудотерапия улучшает мелкую моторикуТрудотерапия (или как ее еще называют в странах бывшего СНГ эрготерапия или оккупационная терапия) представляет собой процесс нейропсихологической коррекции вкупе с занятиями мелкой моторикой, которая также как известно влияет на мозговую активность. Цель таких занятий — восстановление или улучшение когнитивных функций и мелкой моторики, которые, в свою очередь, помогают вернуть человеку разнообразные функциональные навыки, утраченные в результате заболевания или травмы. 

    Чтобы определить – какие именно навыки были утрачены, реабилитолог и трудотерапевт проводят совместное нейропсихологическое обследование пациента. В Израиле для этого используется специальный комплекс диагностических тестов. Для восстановления максимально возможного качества жизни пациента специалисты составляют для него индивидуальную программу реабилитации, которая зависит от многих факторов, которые включают возраст пациента, его профессию, изначальный уровень активности и другие параметры. В результате в программу реабилитации может быть включено восстановление следующих важных для пациента функций:

    • Трудотерапия - работа над мелкой моторикойнавыки самостоятельности в выполнении ежедневных функций (умывание, одевание, приём пищи);
    • забота о домочадцах и домашняя работа (готовка, уборка);
    • восстановление способностей к обучению;
    • навыки трудовой деятельности (возможность обеспечивать себя, умение пользоваться компьютером);
    • возможность занятий по интересам (хобби).

    Занятия моторикой в трудотерапии происходят в основном для работы с верхней частью туловища.

    зал трудотерапии

    В задачу трудотерапевта входит укрепление мышц, восстановление и развитие моторики (способности совершать контролируемые движения).

    • Крупная моторика определяет основные движения, позволяет создать основу для развития более тонких движений.
    • Мелкая моторика позволяет выполнять задачи, требующие координации в работе рук и глаз.

    Степень восстановления мелкой моторики определяет уровень реабилитации пациента, начиная от самостоятельного одевания (застёгивание пуговиц) и заканчивая возможностью писать, играть на музыкальных инструментах, пользоваться компьютером и возвращением к активной трудовой деятельности. Таким образом, трудотерапия играет важнейшую роль при комплексном лечении последствий инсультов, черепно-мозговых травм и оперативных вмешательств.

    Некоторым пациентам могут понадобиться специальные приспособления для приёма пищи, питья, а также письма. Потребность в них определяет трудотерапевт.

    Кухня трудотерапии (эрготерапии)

    Тренинг моторики верхних конечностей может происходить при помощи:

    • Компьютерных программ;
    • Различных игр, пазлов, мячей;
    • Бумаги и письменных принадлежностей;
    • Лечебной керамики;
    • Лечебного садоводства;
    • других способов восстановления навыков.

    Пациенты выполняют тонкие и мелкие движения, что требует не только чёткой работы пальцев рук, но и поддержания равновесия и умения справляться с эмоциями. Поэтому в процессе работы по программе трудотерапии происходит восстановление и по следующим функциональным направлениям:

    ортез на верхнюю конечность

    • моторно-двигательные навыки (координация движений и восстановление равновесия);
    • слаженная работа органов чувств (ориентация тела в пространстве);
    • такие навыки нейропсихологии как когнитивная (мыслительная) деятельность, память, умение сосредоточится, которые требуют активной стимуляции мозга и мозговой деятельности;
    • поведенческие шаблоны (общение).

    Трудотерапия: использование программного обеспеченияЗанятия по трудотерапии обычно проводятся трудотерапевтом с глазу на глаз с пациентом. Такое восстановлении более эффективно.

    Большое значение в процессе реабилитации играют взаимоотношения пациента с родственниками, поэтому специалисты ведут работу и с ними, что повышает вероятность успешного исхода реабилитационного процесса.

    Источник