Доска с гвоздями противопоказания
«Болезнь приходит так быстро, как падает стена, а уходит так медленно, как разматывается шёлк», — гласит древняя восточная мудрость. Проблема в том, что любая болезнь сначала проявляется на энергетическом уровне и в таком состоянии может прогрессировать долгие годы. И лишь когда дисбаланс в организме достигает своего пика, болезнь выходит на физической уровень и становится заметна человеку. Но чаще всего её можно заметить уже на ранних этапах — она всегда начинается с дисбаланса в мировоззрении и/или энергетике человека. И к лечению любой болезни следует подходить не только с физической точки зрения. Есть ещё одна хорошая поговорка: «Лечить человека таблетками — это то же самое, что мазать зелёнкой ножки кровати, на которой лежит больной». С той лишь, пожалуй, разницей, что такая процедура, в отличие от современных фармацевтических средств, хотя бы не принесёт вреда.
Так или иначе, болезнь — это всегда дисбаланс в организме. С энергетической точки зрения, нарушение процесса свободного течения энергии в теле вызывает физические недуги. В теле человека, согласно одной из версий, около 72-х тысяч каналов, по которым течёт энергия. И на переплетениях этих каналов есть точки, воздействуя на которые, можно восстановить течение энергии в теле и тем самым устранить причину болезни на энергетическом уровне. Высокая концентрация таких точек для воздействия на ступнях ног. В древности, когда человек жил в гармонии с природой, он часто ходил босиком по земле, и воздействие на эти точки было постоянным, что позволяло, по-видимому, препятствовать различным застоям энергии. Теперь же, когда большинство людей живёт в городах, воздействие на эти точки минимальное. Однако это можно исправить. И поможет в этом такая суровая йогическая практика, как стояние на гвоздях.
Стоять на гвоздях: польза и вред
Стояние на гвоздях — уже звучит, мягко говоря, необычно. Сразу приходит на ум мысль о том, что это доступно лишь опытным факирам и эта практика — что-то из области глотания шпаги, пожирания огня и так далее. Однако, при соблюдении правил безопасности, это доступно практически для каждого. Доска с гвоздями, на которой совершается практика, называется «доска садху». «Садху» означает ‘святой человек’. Проще говоря, йогин. Какой же смысл столь суровой аскезы, как стояние на гвоздях? Не является ли это каким-нибудь бессмысленным йогическим ритуалом, вроде держания руки над головой долгие годы? Вовсе нет. Эффект, который данная практика оказывает на организм, очень благоприятный. Стояние на гвоздях оказывает воздействие на рефлекторные точки стоп, балансируя деятельность внутренних органов и систем. С физической точки зрения, практика оказывает оздоравливающее и укрепляющее воздействие на организм. С энергетической точки зрения — улучшает ток энергии в теле, устраняя энергетические «засоры» в каналах, которые часто становятся причиной заболеваний. На психо-духовном уровне практика стояния на гвоздях тренирует волю человека, позволяет обуздать ум, чувства, эмоции, обрести контроль над собой.
Физиологический аспект пользы стояния на гвоздях — это лишь вершина айсберга. Для людей с воинским типом характера и соответствующим образом жизни практика позволяет воспитать в себе силу духа, безразличие к физическому дискомфорту и научиться самоограничению. Даже непродолжительное стояние на гвоздях позволяет развивать в себе осознанность и концентрацию. С этой точки зрения, стояние на гвоздях может помочь в уже чисто психологической практике, которая называется «санкальпа». Санкальпа — это установка, которая загружается в подсознание. Чтобы сделать это в обычном состоянии сознания, понадобится многократное повторение, которое может растянуться на годы. Во время выполнения аскетичных практик, таких как, к примеру, стояние на гвоздях, достигается особое состояние сознания, несколько напоминающее лёгкий транс, и это позволяет более эффективно создать санкальпу, позитивную установку.
В вопросе практики стояния на гвоздях также стоит рассмотреть аспект кармы. У каждого из нас в прошлом есть совершённые неблагие поступки, и в соответствии с законами мироздания последствия этих поступков мы обязаны будем пережить. Негативная карма уничтожается только путём переживания каких-либо страданий. Однако, негативную карму можно пережить более осознанно и менее болезненно. Для этого существует такое понятие, как аскеза — добровольное самоограничение. И стояние на гвоздях — один из видов аскезы, который позволяет в концентрированном и, самое главное, безопасном виде пережить те страдания, которые нам положены по нашей карме. И практикуя регулярно такую аскезу, можно постепенно, небольшими «порциями» пережить даже самую тяжёлую карму и таким образом избежать каких-то серьёзных неприятностей в повседневной жизни.
Лучшее — враг хорошего. В любом деле фанатизм может всё испортить. И даже эликсиром бессмертия можно отравиться, приняв его в неверной дозировке. Кстати, в даосских практиках внутренней алхимии такие случаи были весьма многочисленны, когда нерадивые ученики или просто невнимательные практики, неверно выполняя инструкции учителя или написанного в трактате, погибали в поисках бессмертия. Чтобы целебная практика не стала процессом саморазрушения, следует во всём проявлять здравомыслие.
Важно понимать, что стояние на гвоздях — это стресс, особенно для неподготовленного организма, и не стоит загонять себя в крайнюю аскезу. Во-первых, психическое и физическое перенапряжение от излишнего упорства в практике очень быстро исчерпает мотивацию, и вам просто надоест себя истязать. Во-вторых, длительное воздействие на рефлекторные точки может вызвать непредсказуемые последствия, например, запустить мощные очистительные процессы в организме или привести к излишней активности какого-либо органа. К примеру, излишняя активность кишечника может вызвать банальное расстройство желудка, а активное очищение печени — движение желчных камней и так далее. Поэтому осваивать практику следует постепенно, наблюдая за реакцией своего организма.
Также важно найти качественно выполненную доску, чтобы не пораниться и, опять же, не спровоцировать слишком активное воздействие на отдельные точки. Для этого доска с гвоздями должна быть идеально ровной. Расположение гвоздей — в шахматном порядке с интервалом в 1 см. Гвозди должны быть серебряными или хотя бы с серебряным покрытием, что исключает попадание инфекции. Также не рекомендуется начинать практику без разминки — ступни ног нужно размять, чтобы подготовить их к такому мощному воздействию. Следует внимательно следить за своими ощущениями, допустимо лишь чувство лёгкого дискомфорта, но и даже в этом случае не рекомендуется на начальном этапе стоять на гвоздях более одной минуты.
Как научиться правильно стоять на гвоздях
Как уже сказано выше, первое, что имеет значение, — это качество самой доски. Несмотря на кажущуюся простоту инструмента, не рекомендуется изготавливать её самостоятельно, так как важно учесть много мелочей, чтобы вместо пользы не получить вред. Доску лучше приобрести или заказать у специалиста, который занимается их профессиональным изготовлением.
Начинать практику лучше с помощником или даже двумя, так как нужно одновременно встать обеими стопами на поверхность доски с гвоздями и равномерно распределить вес на обе стопы. Это важно для успешной и безопасной практики. Если вы всё же решились практиковать в одиночку, попробуйте вставать на доску из положения сидя или с помощью подручных средств — с опорой на стену, стул и так далее. Начинать и заканчивать практику необходимо массажем стоп.
Для первого раза достаточно будет стояния на гвоздях в течение 20–30 секунд, затем можно будет постепенно увеличивать время до 5 минут. Но добавлять время нужно постепенно — по 10–20 секунд за раз.
Стояние на гвоздях: польза
Стояние на гвоздях запускает процесс воздействия на рефлекторные точки.
К примеру, воздействие на головной мозг осуществляется через давление на точку в середине большого пальца ноги. Также в передней части стоп (на пальцах и у их оснований) находятся точки воздействия на все органы головы: глаза, уши, нос. Основание большого пальца воздействует на шею, прямо под этой точкой находится точка сброса давления. На концах пальцев стопы находятся точки воздействия на лобные пазухи, что позволяет запустить процесс их очищения. В середине стоп находятся точки воздействия на органы пищеварения: желудок, кишечник, селезёнку, почки, мочевой пузырь, чуть выше — желудок. На пятках находятся точки воздействия на половые железы, а чуть выше середины пяток находится точка, которая позволяет избавиться от бессонницы.
Эффективность воздействия на точки акупунктуры подтверждается научными исследованиями. 10 июня 2018 года в журнале JAMA Oncology было опубликовано исследование, согласно которому женщины с начальной стадией рака груди прошли курс воздействия на точки акупунктуры, и спустя шесть недель у них исчезли или же уменьшились болевые ощущения. По мнению же университета Рочестера в США, эффект воздействия зависит от уровня протеина А1 в организме человека. Если в организме наблюдается его дефицит, то эффект от воздействия на рефлекторные точки будет слабее. Исследования университета в Мельбурне 2014-го года подтвердили эффективность воздействия на рефлекторные точки в процессе лечения хронических болей в колене. Функции сустава также улучшились.
Организация Arthritis Research UK на основе приведённых исследований пришла к выводу, что эмоциональное состояние пациента сильно влияет на процесс лечения и эффективность при воздействии на рефлекторные точки. И от эмоциональных реакций человека эффект может как усилиться, так и уменьшиться. По многочисленным исследованиям ВОЗ пришла к выводу, что воздействие на точки акупунктуры может быть эффективным как минимум при 28 различных заболеваниях, начиная от головной боли и депрессии и заканчивая аллергическими реакциями, инсультом и болях в позвоночнике.
Зачем стоять на гвоздях
Итак, зачем же стоять на гвоздях? Есть как минимум три причины для практики такой достаточно суровой аскезы:
- Физиологическое воздействие. Давление гвоздей за счёт веса человека на точки акупунктуры запускает очистительные, восстановительные и оздоравливающие процессы в теле человека. Это позволяет в долгосрочной перспективе преодолеть даже хронические заболевания.
- Энергетическое воздействие. С точки зрения китайской медицины, все заболевания обусловлены неправильным течением ци, энергии. И чтобы вылечить то или иное заболевание, нужно гармонизировать течение ци в организме, что и обуславливается воздействием на переплетения энергетических каналов. Также стояние на гвоздях, как и любая аскеза, даёт человеку дополнительную энергию, главное, уметь её правильно использовать — на созидание, а не на очередное саморазрушение.
- Психологическое воздействие. Стояние на гвоздях позволяет развить в себе стрессоустойчивость, концентрацию, осознанность, силу воли и так далее. Любое осознанное самоограничение позволяет преодолеть себя и стать чуточку лучше. А как известно, самая главная победа — это победа над самим собой. В процессе такой регулярной практики вы и сами почувствуете, как растёт ваша психическая сила, уверенность в себе, способность преодолевать трудности и так далее.
- Духовная практика. Стояние на гвоздях — это самая настоящая духовная практика. Помимо того, что она позволяет подчинить себе своё тело, свои эмоциональные и физические реакции, стояние на гвоздях даёт возможность осознанно и равномерно пережить последствия своих неблагих поступков в виде аскезы, избежав тем самым каких-то неприятных «крутых поворотов» на жизненном пути.
Каждый сам творец своей судьбы. Про здоровье можно сказать то же самое. Даже если сейчас человек молод, полон сил и не знает, что такое болезнь, — в нашем мире всё переменчиво, и, как уже сказано в самом начале, болезнь может долгие годы протекать незаметно. Именно поэтому говорится, что профилактика гораздо эффективнее лечения. Когда болезнь уже вышла на физический уровень, это значит, что она уже достаточно прочно укоренилась в энергетическом теле, и чтобы вылечить такую болезнь, могут понадобиться годы. И чтобы не доводить ситуацию до критической точки, гораздо эффективнее применять профилактические меры: правильное питание, правильное мышление, гармоничные взаимоотношения с миром, физическая активность и практики, позволяющие сохранить здоровье на долгие годы. И одной из таких практик является стояние на гвоздях. Всего несколько минут в день позволят оставаться здоровым и жизнерадостным при любых жизненных трудностях. Вы и сами это заметите.
Как стоять на гвоздях: техника
Важно понимать, что стояние на гвоздях — это не только физическая практика. Как уже сказано выше, исследования показали, что от эмоционального состояния, от самого отношения к процессу выполнения практики зависит результат. В первую очередь, важна концентрация. Старайтесь направить внимание на процесс исцеления и восстановления организма. Стояние на гвоздях с мыслью: «Когда закончится этот кошмар?», — скорее всего, не принесёт пользы, а наоборот. Постарайтесь сформировать мотивацию и понять, зачем вы это делаете. Стояние на гвоздях — это своего рода медитация. Важно научиться контролировать свой ум в такой стрессовой ситуации — это позволит не только оздоровить тело, но и перепрограммировать психику и в реальных жизненных стрессовых ситуациях научиться сохранять самообладание.
Ну и самое главное, в любой практике главным аспектом является здравомыслие. Есть множество примеров, как фанатизм в вопросах здорового образа жизни привёл к вовсе нездоровым последствиям. Травмы в спортзале и на коврике для йоги, истощение вследствие голодания и так далее — всё это примеры того, как не нужно делать. И любая, даже самая эффективная практика, может принести вред ровно с той же эффективностью, с какой она приносит здоровье. Поэтому в процессе стояния на гвоздях важно прислушиваться к сигналам организма, и если чувствуете, что выполняемая практика для вас является чересчур аскетичной или приводит к странным результатам, лучше уменьшить время практики, частоту выполнения, а может, и вовсе отказаться от неё.
Когда становишься на гвозди, создается впечатление, что по всему телу от стоп вверх проходит множество электрических импульсов. Похоже на экстремальную щекотку, которая отзывается во всем организме и концентрируется в позвоночнике.
Корреспондент Эволюции Юга.ру отважилась постоять на гвоздях — это было не столько страшно, сколько волнительно. Ощущения были такими необычными, что мы решили сделать об этом материал.
Зачем люди добровольно испытывают боль, в чем польза этой практики для тела и духа, нет ли у стояния на гвоздях противопоказаний и не остаются ли после гвоздей ранки, мы узнали у инструктора по йоге Марии Юматовой. Медицинское и психологическое влияние практики нам объяснили психолог и невролог.
Мария Юматова
тренер по йоге
Где придумали практику стояния на гвоздях?
— Стояние на гвоздях пришло к нам из Индии. Йоги считали, что без выполнения аскез тренировка духа была бы неполной. Гвозди — это аскеза, практика, во время которой человек себя в чем-то ущемляет, терпит и отдает. В данном случае человек испытывает боль.
Да, стоять на гвоздях — это больно и неприятно, но когда через это проходишь, получаешь результат, за которым изначально шел. Ты преодолеваешь себя, испытывая боль, а в итоге улучшается твое состояние.
Есть некая мистическая интерпретация: вставая на гвозди, человек отдает свою энергию и получает взамен другую, которую может пустить на новые дела. Поэтому на гвоздях часто формулируют намерение или заветное желание. Перед тем как встать на доску, нужно четко представить себе необходимое — желанную вещь, событие или выход из определенной ситуации.
Первое время хочется убежать: мозг противится и не может думать ни о чем, кроме защиты, — мол, уходи отсюда, иначе сейчас случится что-то плохое. Но когда проходишь через первые ощущения и успокаиваешься, начинается самое интересное. Боль отходит на второй план, и в голове формулируется то самое желание, с которым человек остается один на один. Так что это одно из объяснений, зачем люди вообще стоят на гвоздях.
Как долго ты сама занимаешься этим?
— Я попробовала встать на доску два года назад. Сначала было просто любопытно, что это такое. Первый раз я постояла в носках, потому что босиком было страшно. Но потом поняла, что это вполне реально, — на ногах не осталось никаких повреждений, еще и почувствовала ударный заряд бодрости. После отважилась постоять без носков. Ощущения, конечно, были намного ярче.
Потом я на некоторое время забыла про эту практику. Но в определенный момент жизни поняла, что мне это необходимо, — была осень, и я чувствовала упадок сил. Я увидела объявление, что будут проводить стояние на гвоздях. Тогда я уже сама преподавала йогу.
Тот раз мне запомнился как субъективно самое долгое стояние на гвоздях. Я не знаю точно, сколько это длилось, но показалось, что минут двадцать. Сначала было больно и хотелось уйти, потом неприятные ощущения отошли на второй план. Тело стало подавать сигналы — мне хотелось покачаться, нагнуться, присесть. Я стояла с закрытыми глазами, и мне было вполне комфортно — я свыклась с гвоздями, они стали как будто частью меня.
Боль уходит довольно быстро. Очень сильно колбасит первые одну-две минуты, потом тебя отпускает, и можно начинать думать о намерении. Я пришла с мысленным запросом — за силами, энергией, смелостью, и в итоге все это получила. А когда сошла с гвоздей, поняла, что мне нужна такая же доска и что я хочу давать людям эти ощущения на своих занятиях.
Как проходит первая практика для твоих учеников?
— Мое занятие длится час. Сначала мы проводим разминку, разогреваемся. Потом обсуждаем, зачем каждый пришел на практику. Многие пробуют просто из любопытства, о причинах они не задумываются.
После беседы я предлагаю постоять на доске без всякого запроса. Как вы интуитивно пришли — так же интуитивно и постоять, без внутренней настройки.
Все воспринимают первый раз по-разному. Кто-то встает и тут же убегает, мол, не заставляйте меня, я больше туда не пойду. Другие, наоборот, стоят долго — тогда я предлагаю прислушаться к своему телу и ощущениям. Некоторые смеются, некоторые плачут, разводят руками, у третьих начинается дрожь в теле.
После пробной практики я предлагаю всем сформировать намерение. Иногда на этом этапе люди отказываются — возвращаться на доску они не хотят. Тогда я предлагаю не торопиться и походить на курс, после которого они смогли бы свободно стоять на доске.
После того как человек сходит с гвоздей, нужно потереть стопы. Это восстанавливает кровоснабжение и помогает уменьшить неприятные ощущения. Затем мы делаем дыхательную практику, и я укладываю всех в шавасану — позу расслабления.
Если стоишь хотя бы больше одной минуты, после практики приходит приятное телесное чувство. Ты идешь по земле и очень ярко ощущаешь, что у тебя есть ноги — чувствуешь каждый шаг, и по телу как будто разливается тепло.
Насколько это безопасно?
— Это полностью безопасно. Здесь есть только два противопоказания: открытые раны на стопах и беременность. Всем остальным практиковать можно.
Независимо от веса и возраста?
— Человек любого веса ходит по земле — это так же, как стоять на полу, только с дополнительными острыми ощущениями. Возрастных ограничений тоже нет.
А может ли появиться на стопе кровь?
— Ран никогда не остается, только небольшие точечки от давления. Кровь может пойти, только если есть раны или трещины на стопах. Важно еще правильно расположить ногу: нельзя становиться на край доски, ногу нужно размещать посередине. Гвозди расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, и вес тела распределяется равномерно. Из-за этого не может быть такого, что один гвоздь выступает слишком сильно и впивается в ногу.
Получается, нужно использовать только специальные доски?
— Конечно, потому что сделать доску Садху — это целая наука. Я свою доску заказывала из Пскова, в Краснодаре тогда не нашла. На моей доске между гвоздиками расстояние 1,5 см.
При выборе нужно учитывать, что на толстых гвоздях проще стоять, у них больше площадь опоры. Но если тонкие гвозди часто вставлены, тоже неплохо — это как дополнительная проработка.
А в чем практическая польза от стояния на доске, кроме того что человек освобождается от эмоций и формулирует желание?
— В стрессовой ситуации организм мобилизуется — все процессы начинают проходить в ускоренном темпе. Мозг думает, что сейчас тело получит раны, и их нужно срочно лечить. Все силы направляются в стопы, а лечить там нечего. Образуется волна энергии, которая пронизывает все тело. Конечно, это совсем не медицинское объяснение, оно скорее на языке йоги.
Есть ли что-то общее между доской Садху и аппликатором Кузнецова?
— Аппликаторы Ляпко и Кузнецова — это потомки доски Садху. Эти люди почерпнули идею создания этих аппликаторов как раз из принципа лежания и стояния на гвоздях. Эффект, правда, не настолько сильный. И расположены иглы в другом порядке.
Кроме того что попробовать постоять на гвоздях — это необычно и интересно, применяют ли эту практику еще где-то? Возможно, в реабилитационной медицине?
— Насчет реабилитационной медицины я не слышала. Но полезно стоять на гвоздях людям, у которых проблемы с эндокринной, иммунной, лимфатической системами. Особенно хорошо практика действует на тех, у кого есть нарушения сна. После регулярного стояния проблемы постепенно уходят.
Как часто нужно стоять на гвоздях и как долго это можно делать первое время?
— Чтобы проработать намерение, нужно стоять хотя бы раз в неделю и до тех пор, пока не сможешь расслабиться и отпустить боль. Потом тело будет постепенно привыкать, и в дальнейшем стоять можно будет все дольше. Первый раз хорошо бы вытерпеть 20 секунд.
Можно ли не ходить в студию на занятия, а купить доску Садху и практиковаться дома самостоятельно?
— Теоретически это возможно. Но в студии есть мотивация. Если дома доска стоит себе спокойно, то можно про нее и забыть. А тут ты уже пришел, и деваться тебе некуда. К тому же здесь есть полноценная практика, тренер выступает в роли проводника. Ну и скорее всего, сам ты не станешь преодолевать боль, а тренер поддержит и поможет продолжить занятие.
Это можно сравнить с йогой. Можно, конечно, заниматься дома, но со стороны не видно, что и как именно ты выполняешь. А тренер тебе все отстроит, покажет и расскажет.
Где ты рекомендуешь заказывать доску Садху и сколько она стоит?
— Доска Садху стоит в среднем 5 тыс. рублей. Я свою покупала здесь. У меня их две прямоугольных — они складываются, и их удобно переносить.
Как записаться к тебе на занятие, чтобы постоять на гвоздях, и сколько это стоит?
— Я преподаю по субботам в студии Proskura Yoga на Кубанской Набережной, 19. За анонсами можно следить в наших соцсетях. Групповое занятие стоит 350 рублей, индивидуальное — 500 рублей.
Кто еще может научить стоять на гвоздях в Краснодаре:
Мария Литвинова, сертифицированный йогатерапевт;
Юлия Юрикова, инструктор по йоге, проводит практику по запросу.