Физические противопоказания при дцп

Физические противопоказания при дцп thumbnail

детский церебральный паралич реабилитация

Реабилитация детей с двигательными нарушениями — это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А.)

При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)

Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи.

  • 1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесие во время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.
  • 2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.
  • 3. Развитие зрительно-моторной координации.
  • 4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
  • 5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Поскольку, как правило, ДЦП — врожденное или очень раннее заболевание, физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинать как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявление двигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственные движения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки. (Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)

Естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30минутными занятиями лечебной гимнастикой. Важно проводить также коллективные физкультурные занятия с детьми, страдающими ДЦП, в процессе которых у детей формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, а также развиваются воля, чувство товарищества и взаимопомощи, формируется интерес к движениям. Основными задачами физкультурных занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивных мероприятий — катание на велосипеде, лыжах, плавание. Каждое физкультурное занятие является комплексным, включающим все виды упражнений и подвижные игры. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. У детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относится ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами. Для детей с ДЦП особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Это обеспечивает выполнение одной из основных задач физического воспитания — совершенствование систем организма и закаливание ребенка. При обучении движениям детей с ДЦП решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемов физического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным, развивающим и воспитательным задачам. При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной нагрузки является частота пульса. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части — на 40%. После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы. Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связано с лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видов физических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинские данные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом. Лечебная гимнастика проводится индивидуально и малогрупповым методом, физкультурные занятия — малогрупповым методом и фронтально с половиной группы детей (6-7 человек). Начальные спортивные навыки усваиваются индивидуально под руководством методиста лечебной физкультуры или воспитателя. (Мастюкова Е.М., 1991, с.39-44)

Читайте также:  Противопоказания для электроэпиляции подмышек

Источник

Показания и противопоказания при использовании средств физической культуры

Страница 1

Реабилитация детей с двигательными нарушениями — это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно- мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А. с соавт.,2000,с.9)

При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)

Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи.

1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесие во время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.

2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Поскольку, как правило, ДЦП – врожденное или очень раннее заболевание, физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинать как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявление двигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственные движения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки.(Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)

Страницы: 1 2

Читайте также:  Полезные свойства пустырника противопоказания

Смотрите также

История медицины

Полынь Сиверса.
В народной  медицине настой травы
пьют как возбуждающее средство для пищеварительных органов, а также для
регуляции кровяного давления (в больших дозах понижает, а в небольших
повышает). Водочную н …

Инфекция и иммунитет

Источник

Физические противопоказания при дцп

Детский церебральный паралич – хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся нарушением выполнения произвольных движений. Физиотерапия используется на всех этапах лечения таких пациентов.

Статистика

Отмечена тенденция увеличения ДЦП с 60-х годов в России. Стоит упомянуть, что именно с этого времени в нашей стране стала применяться стимуляция родов.

По статистике, среди заболевших чаще встречаются мальчики, чем девочки. Врачи это объясняют тем, что, как правило, объем головы мальчиков больше. Следовательно, при прохождении через родовые пути у них выше вероятность получить травму.

Чаще ДЦП диагностируется у недоношенных детей.

Каждый четвертый ребенок, больной церебральным параличом, страдает эпилептическим синдромом.

Каждый третий пациент с ДЦП не способен самостоятельно передвигаться.

Причины

Физические противопоказания при дцп

ДЦП развивается под действием внутриутробного поражения головного мозга плода, являющегося следствием:

  • недостатка кислорода (гипоксии);
  • родовой травмы;
  • иных причин поражения головного мозга в период внутриутробного развития или в первые месяцы после рождения.

Обнаружена связь между стимуляцией родовой деятельности и появлением ДЦП. Перечисленные причины заболевания часто являются сопровождающими факторами стимуляции родовой деятельности и одного из ее этапов — амниоцентеза (прокола плодного пузыря).

Остальные причины, которые перечисляются в литературе, оказывают меньшее влияние и даже предположительное воздействие, то есть являются факторами риска. Однако доказать абсолютную их взаимосвязь с появлением заболевания у ребенка не удается.

Стимуляция родов должна проводиться только по определенному перечню показаний, и прибегать к ней нужно как можно реже. Зачастую КТГ-исследование не дает должного представления о состоянии головного мозга ребенка, а проявления этого тяжелого заболевания становятся очевидны лишь к концу первого года жизни ребенка. Именно поэтому очень сложно доказать причастность к этой патологии родостимуляции.

Клиническая картина

ДЦП проявляется нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата в виде:

  • параличей;
  • парезов;
  • синкинезий;
  • контрактур;
  • гиперкинезов.

Классификация церебрального паралича охватывает различные проявления патологии и структурирует наиболее часто встречаемое сочетание вышеперечисленных симптомов и их выраженность. Однако в большинстве случаев у детей присутствуют такие клинические проявления: парезы, дискоординация движений, нарушение равновесия, изменение походки и двигательного стереотипа.

Лечение и реабилитация

Физические противопоказания при дцпЗанятия с больным ребенком помогают ему жить в обществе и улучшают его самочувствие.

Многоцелевая реабилитация позволяет снизить проявление церебрального паралича, улучшить самочувствие ребенка, позволить вести активный образ жизни и снизить зависимость от окружающих.

Физиотерапия и ЛФК применяются на всех этапах ведения пациента с ДЦП с учетом возраста, исходного состояния здоровья, особенностей течения заболевания. Успех лечения зависит от раннего начала и объема реабилитационных мероприятий.

При назначении физических факторов лечения учитываются особенности детского организма, описанные в соответствующей статье, а также изменения, вызванные основным заболеванием: быстрая утомляемость организма, истощаемость и возбудимость нервной системы.

В один день не назначаются:

  • 2 процедуры общего действия;
  • бальнеолечение и грязелечение;
  • процедуры с общим механизмом действия;
  • между процедурами массажа, ЛФК и бальнеолечения должен быть промежуток времени не менее 1 часа.

Несмотря на то что физические факторы близки организму человека, для назначения физиотерапии существуют противопоказания, к ним относятся:

  1. общее тяжелое состояние пациента;
  2. выраженная кахексия;
  3. лихорадка;
  4. склонность к кровотечениям;
  5. активная фаза туберкулеза легких;
  6. декомпенсация со стороны органов и систем;
  7. наличие новообразований в организме.

Электротерапия

Лечение токами различных характеристик активно применяется в реабилитации маленьких пациентов с церебральным параличом.

При повышенном мышечном тонусе рекомендуется провести сначала тепловую процедуру, затем электролечение.

С первых лет жизни (1—2 года) назначаются импульсные и синусоидальные модулированные токи. Под их действием улучшается кровообращение, нормализуется мышечный тонус и уменьшается патологический ответ со стороны мышц к головному мозгу.

Сила тока назначается в зависимости от возраста маленького пациента: от 2 до 12 мА.

СМТ, амплипульстерапия, применяется посылками тока, модулированного частотой от 10 до 150 Гц, чередующимися с паузами длительностью 1—6 секунд.

Время лечения подбирается индивидуально, в пределах от 5 до 20 минут. За курс проводится 20—30 процедур.

Данный метод не назначается при наличии мышечных и суставных контрактур.

Часто лечение электрическими токами сочетают с одновременным введением фармакологических препаратов, то есть проводят электрофорез с кальцием, йодом, бромом, магнием, церебролизином, прозерином, лидазой, дибазолом.

Электростимуляция назначается на ослабленные мышцы по сегментарно-рефлекторной методике: один электрод накладывают на мышцу, второй – на соответствующий сегмент спинного мозга, а также располагают электроды только в области позвоночника на грудном и поясничном уровне.

Этот метод воздействия позволяет увеличить мышечный тонус, восстановить двигательную активность, стимулировать обратную связь к головному мозгу и нормализовать мышечный ответ на импульс-задачу (при проведении динамической электростимуляции во время ходьбы). Продолжительность процедуры составляет 10—15 минут. В течение этого времени чередуется период активной фазы (1—2 минуты) с отдыхом (2—3 минуты). При более выраженных нарушениях со стороны нервно-мышечного аппарата время отдыха удлиняется.

Лечение проводится ежедневно общим числом до 20 процедур.

Еще одна методика – функциональная электростимуляция во время ходьбы.

При нарушении работы мимической мускулатуры производят ее стимуляцию с помощью ручного электрода с прерывателем или раздвоенного электрода, расположенного в области паретичной мышцы. Второй электрод в обоих случаях располагается на шейном отделе позвоночника.

Противопоказаниями для проведения электростимуляции являются:

  1. выраженные контрактуры;
  2. частые эпилептические припадки;
  3. необратимые изменения со стороны мышц.

Электросонтерапия

При нарушении сна, лабильности поведения, гипервозбудимости и других нарушениях применяется электросон длительностью 30—40 минут и курсом в 15 процедур, проводимых ежедневно или через день. Для детей до 4 лет используется, как правило, по лобно-затылочной методике. Пациентам более старшего возраста данный вид лечения может проводиться при глазнично-затылочном расположении электродов.

Электросон нельзя проводить при эпилепсии, гидроцефалии и иных общих противопоказаниях к физиолечению.

Магнитотерапия

Улучшает кровообращение, оказывает биорезонансное воздействие, успокаивает и снимает гипертонус мышц.

Ультразвуковая терапия

Применяется у детей старшего возраста в малых дозировках при лечении контрактур.

Лазеротерапия

Оказывает биостимулирующее действие, нормализует кровоток, улучшает реологические свойства крови, благоприятно воздействует на сосудистые стенки, мышечные волокна и ткань суставов.

Лазеротерапия проводится накожно, внутривенно или акупунктурно.

Бальнеотерапия

Аквалечение проводится при помощи пресной или соленой воды. Детям с ДЦП назначаются хвойные, йодобромные, сероводородные, скипидарные, радоновые, морские, хлоридно-натриевые, азотистые, углекислые, жемчужные, травяные и кислородные ванны.

С успехом применяется гидромассаж, гидрокинезиотерапия, плавание.

Занятие гимнастикой в воде начинают с 3—5 минут и плавно увеличивают до 10—15 минут.

Теплолечение

С повышенным мышечным тонусом хорошо борются теплые обертывания, парафино- и озокеритотерапия, а также грязелечение. Грязи, парафин и озокерит наносят по аппликационной методике на сегментарные отделы позвоночника (воротниковый, грудной или поясничный отделы) и конечности, чередуя расположение аппликации через день.

Данные методы лечения применяются как предварительные процедуры при этапном гипсовании или электротерапии. Кроме того, существует методика электрогрязелечения, которая также дает хорошие результаты в реабилитации пациентов с ДЦП.

Читайте также:  Настойка боярышника свойства и противопоказания

Теплолечение помимо основных действий (усиление кровотока и лимфообращения, улучшение метаболизма тканей, снимающего спазм) оказывает следующие лечебные эффекты: рассасывание спаек и рубцов, обезболивание.

Также для прогревания конечностей и борьбы со спастическим синдромом используется горячее шерстяное укутывание конечностей.

Массаж

Лечебный массаж – очень важный метод воздействия в комплексном лечении церебрального паралича. Лечебные эффекты массажа – снятие гипертонуса мышц, укрепление гипотоничной мускулатуры, улучшение кровообращения и суставно-мышечного чувства, общая поддержка организма, уменьшение синкинезий, снижение рефлекторной возбудимости мышц, отправление к мозгу сигналов с симметричных участков тела пациента для нормализации их восприятия.

Для увеличения положительного терапевтического эффекта от массажа его проводят не позже чем через 30 минут после теплолечения.

Лечебная физкультура, мануальная терапия

Физические противопоказания при дцп

Лечение движением при ДЦП направлено на решение двух целей:

  1. Предотвращение ослабления атрофичных мышц.
  2. Снижение гипертонуса спастичных мышц.

Посредством решения этих целей достигаются следующие задачи:

  1. Нормализуется мышечный тонус.
  2. Нарастает мышечная сила.
  3. Увеличивается объем активных движений.
  4. Улучшается координация движений.
  5. Облегчается функционирование и самообслуживание пациента.
  6. Ребенок адаптируется в обществе и получает возможность вести активную бытовую и трудовую жизнь, не чувствуя себя изолированным инвалидом.

Стоит помнить о том, что ЛФК нельзя проводить раньше чем через 1,5 часа до или после общих физиопроцедур.

ЛФК проходит как в пассивно-активном режиме с помощью инструктора, так и с привлечением дополнительного гимнастического оборудования (фитбол, мячи различного диаметра, мешочки с песком и др.).

Прекрасные результаты в лечении детей с ДЦП показала анималотерапия, то есть лечение с помощью животных. Дети хорошо реагируют на иппотерапию (лечебное катание на лошадях) и дельфинотерапию (общение с дельфинами).

Занятия с животными помогают детям познать окружающий мир, получить огромный заряд положительных эмоций, бороться со стрессами, развить творческие способности, абстрактное и нестандартное мышление. Помимо мощного положительного психологического воздействия, озвученные методы оказывают физический эффект.

При иппотерапии от лошади к ребенку передается от 90 до 110 двигательных импульсов различной направленности, на которые мозг такого пациента адаптационно реагирует. При этом выправляется координация движений, нормализуется мышечный тонус, улучшается кровообращение, достигается двигательная симметрия, то есть корректируется одно из основных патологических нарушений, являющихся причиной нарушения двигательной активности маленького человека.

Метод восстановительного лечения при помощи дельфинов, дельфинотерапия, строится на основе игры животного с ребенком. При этом стимулируется эмоциональная, тактильная и зрительная связь. Помимо непосредственного физического контакта с ребенком, при котором происходит воздействие на рефлекторные зоны нервной системы, при движении дельфина создаются разнонаправленные потоки воды, посредством чего производится гидромассаж организма больного.

Мануальная терапия также может применяться в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП. Этот метод помогает добиться симметрии корпуса, нормализовать мышечный тонус, создать правильный стереотип движения, влиять точечно на проблемные зоны, восстанавливать обратные и параллельные связи. В каждом конкретном случае подбирается индивидуальная методика мануального воздействия и ее интенсивность для обеспечения максимально эффективного лечения.

Рефлексотерапия

Физическое влияние на биологически активные точки организма человека провоцирует рефлекторный ответ со стороны органов и тканей, а также ряд других изменений.

Рефлексотерапия включает в себя различные по времени, силе, площади и глубине воздействия. Сюда относится иглорефлексотерапия, крио-, лазеро-, электро-, термо-, магнитопунктура, а также акупрессура, вакуум-терапия и баночный массаж (два последних метода больше относятся к воздействию на зоны Захарьина-Геда).

Иглорефлексотерапия дает максимально эффективные результаты в лечении детей с ДЦП при назначении с самого раннего возраста – до 1 года. Это позволяет ослабить тонические рефлексы и развить установочные рефлексы.

Проведение процедуры с 1,5 до 6 лет сопряжено с рядом трудностей, связанных с возникновением страха у детей перед сеансом. Их уже не так просто отвлечь, как в возрасте до полутора лет, но и уговорить потерпеть, как детей школьного возраста, невозможно.

Стоит помнить о том, что биологически активные точки на теле маленького пациента расположены более поверхностно, чем у взрослых, а площадь их больше. С возрастом они созревают, уменьшаются и углубляются. Время нахождения иглы на коже маленького пациента значительно меньше, чем при проведении манипуляции взрослому.

Детям необходимо проходить 3—4 курса рефлексотерапии в год, каждый из них состоит из 10 процедур.

Нельзя забывать о таких важных методах лечения, как психотерапия, музыкотерапия и коррекция речи (занятия с логопедом).

Важно знать и понимать, что детский церебральный паралич – это заболевание, поддающееся коррекции. Нельзя терять время и опускать руки. Комплексный подход поможет минимизировать проявления этой патологии и подарить маленькому человеку возможность независимой, свободной и активной жизни.

Льготы

Тем, кто столкнулся с этой болезнью лично, надо помнить о положенных им государством льготах:

  1. Одному из родителей ребенка с ДЦП до достижения им возраста 18 лет положено 4 оплачиваемых выходных в месяц (по заявлению). Эти выходные могут быть разделены между родителями по своему усмотрению.
  2. До достижения ребенком 7 лет предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности на период ухода за ребенком по болезни общим сроком до 90 календарных дней в году.
  3. Скидка на квартплату не ниже 50% или выплата субсидий.
  4. Право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилое строительство и ведение хозяйства.
  5. Налоговые льготы по подоходному налогу.
  6. Согласно закону, ребенок имеет право на реабилитацию с предоставлением технических восстановительных средств! Необходимо пользоваться этим по документу «Индивидуальная программа реабилитации». Бумаги для оформления этой льготы можно подать лично или посредством почты (с уведомлением о вручении). На сегодняшний день для упрощения получения услуг существуют интернет-приемные многих ведомств, а также единый портал государственных услуг. Эти службы позволяют сэкономить время на разъездах и подавать заявления в любое удобное время через интернет.
  7. Дополнительная врачебная помощь, в том числе обеспечение препаратами, специальным питанием и изделиями медицинского назначения.
  8. При наличии показаний обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение для ребенка и сопровождающего лица.
  9. Бесплатный проезд по железной дороге до места лечения и обратно для ребенка и сопровождающего лица.
  10. Социальная пенсия ребенку и ежемесячная выплата.
  11. Компенсационная выплата ухаживающему за ребенком с ДЦП.
  12. Мать-одиночку ребенка-инвалида до 18 лет не могут уволить по сокращению штата или численности работников.
  13. Досрочный выход на пенсию одному из родителей больного ребенка: мужчинам – в 55 лет, женщинам – в 50 лет при наличии у них страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно.
  14. Периоды ухода за ребенком с ДЦП входят в трудовой стаж.
  15. Право на дополнительную жилплощадь.
  16. Бесплатное обучение и первоочередное зачисление в ДОУ.
  17. При разводе родителей тот из них, кто воспитывает ребенка с ДЦП, имеет право получать алименты на себя.

«Физиотерапия при детском церебральном параличе» — Петров К. Б., д. м. н., проф., зав. кафедрой лечебной физкультуры и физиотерапии Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей.