Какие побочные конфликты наметились в первом действии вишневый сад

Какие побочные конфликты наметились в первом действии вишневый сад thumbnail
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Основные конфликты в пьесе Вишневый сад

Произведение А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (краткое содержание) было написано на рубеже эпох. В стране назревала революция. Люди начинали мечтать о новых горизонтах, а писатели старались найти выход из противоречий, которые складывались в обществе.

«Вишнёвый сад» стал последней пьесой Чехова. Критики причисляли её к трагедии, но сам писатель утверждал, что это — комедия. Произведение затрагивает много проблем, которые являются актуальными, и по сей день.

Основной конфликт пьесы — противоречия между поколениями. На смену дворянству приходит новое прогрессивное общество. Молодые люди хотят воплотить самые смелые мечты в жизнь. Смело смотрят в будущее, желая перемен для страны.

Представителями старых устоев в пьесе выступают Раневская Любовь Андреевна и Гаев Леонид Андреевич. Они беспечны и беспомощны перед новым укладом жизни. Их пугают перемены. Но они бессильны перед грядущими изменениями.

Любовь Андреевна не желает продавать поместье и вместе с ним Вишнёвый сад. Ведь это напоминание о беззаботном детстве и беспечной жизни. Понимая, что от продажи сада зависит дальнейшее будущее, долгое время упрямится, но все же сдаётся под натиском домочадцев.

Лопахин представляет буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Этот персонаж умен, красноречив. Он смело говорит о том, что нужны перемены и даже знает, что для этого нужно сделать.

Ермолай Алексеевич выступает главным оппонентом Раневской и Гаева. Он предлагает продать сад, разделив на участки. Приняв это решение, Любовь Андреевна сможет рассчитаться с долгами. Но все уговоры тщетны, старые дворяне не хотят прощаться с призраком прошлого.

В отличие от Гаева и Раневской, Лопахин знает, как достать денег. Он привык полагаться на свой ум и свои силы. Но сам Чехов не считал его главным действующим лицом. Этот человек хочет только обогатиться, а России нужны новые люди, способные своими идеями сдвинуть страну с мертвой точки.

К новому поколению писатель относит Аню Раневскую и Петю Трофимова. Это молодые, амбициозные люди. В их глазах горит огонь свершений. Анна мечтает окончить гимназию и пойти работать, чем расстраивает мать. В этом их отличие: страстная, молодая Аня, желающая обеспечивать себя сама, и Любовь Андреевна, принимающая деньги от тётки и надеющаяся на то, что кто-то решит её проблемы.

Образ революционной России показан через Петю Трофимова. Первые ростки революции прорастали среди студентов. Петр какое-то время скрывался в поместье Раневской. Он осуждает дворянство, призирает буржуазию. Он горд, независим от мнения общества, уверен, что новая жизнь близко. Через убеждения Трофимова, Чехов показывает, какой путь приведёт Россию к светлому будущему.

Не являясь революционером, Антон Павлович не нашёл правильного выхода из сложившегося конфликта. Герои покинули Вишнёвый сад, каждый оставшись при своём мнении.

2 вариант

Отличительным признаком драматургических пьес является наличие ярко выраженных конфликтов. Ломая стереотипы, Чехов в своих произведениях не показывает конфликты в открытой форме. Через образы, характеры, поведение своих персонажей автор отражает проблемы того времени. Читатель сам должен понять смысл произведения.

Последнее театральное произведение «Вишневый сад» не исключение. Время написания творения совпало с предреволюционной ситуацией в России. Люди понимали, что грядут огромные перемены, и каждый по разному относился к предстоящему событию. Ломались традиции, создаются различные революционные общества, молодежь стремится к независимости. Именно этим событиям посвящена пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад».

Не восприятие перемен отличает старшее поколение в пьесе. Любовь Андреевна Раневская понимает, что к старому укладу жизни вернуться уже нельзя, но она не хочет перемен в своей жизни. Ее жизнь текла по установленным дворянским законам, а новая жизнь ломает ее привычный ритм. Однако в силу своего характера, воспитания, возраста бороться Раневская не хочет. С такой же жизненной позицией выступает и Леонид Андреевич Гаев, привыкший жить лишь в свое удовольствие, не думая о завтрашнем дне. Для героев вишневый сад- символ спокойной и беззаботной жизни. Кончились деньги. По дворянским обычаям вырубать сад нельзя, сдавать его в арену, чтобы получать доходы пошло. Теперь возникла острая необходимость в продаже поместья и Раневская соглашается, понимая, что это единственный выход, чтобы не умереть с голоду.

Новый хозяин вишневого сада Лопахин — представитель нового буржуазного течения. Он целеустремленный, предприимчивый и умный человек. Противоположность Гаева и Раневской, Ермолай Алексеевич знает, как заработать деньги, он ярый сторонник перемен и с радостью идет им навстречу. Ему не жалко прошлого, он смело глядит в будущее, которое сулит ему не малые денежные возможности. Несмотря на свои передовые взгляды, Лопахин не может быть движущей силой страны. Его цель — получение личной прибыли.

Молодость и желание быть полезной людям воплотил в себе образ Анны Раневской. Девушка не хочет жить по дедовским законам, ее мечта получить хорошее образование и пойти работать, чтобы быть полезной обществу. Она не хочет быть как мама, ждущая подачек от своей тетки. Девушка мечтает сама зарабатывать деньги и быть независимой.

Петя Трофимов- студент, скрывающийся в поместье Раневской. Юноша не признает законов дворянства, к классу буржуазии относится с недоверием. Юноша верит в светлое будущее и ненавидит тех, кто тормозит развитие России.

На первый взгляд, основной конфликт пьесы — борьба прошлого и будущего. Однако автор тонкой нитью проводит через все произведение внутренние конфликты самих персонажей. Петя Трофимов мечтая о развитии России говорит красивые речи, при этом достает старые галоши. Студент не признает чистую любовь, в его сердце нет место жалости и сострадания.

Лопухов, искренне переживая и любя Раневскую, покупает ее поместье. Чувства обогащения и гуманизма борются в человеке. Он пытается повысить самооценку, но в душе понимает, что его родители были обычными мужиками и он ни чем не отличается от них.

Читайте также:  Джойнт флекс побочное действие

А.П.Чехов на момент написания пьесы не стал делать свои выводы. Его герои покинули вишневый сад, словно давая возможность читателю самому разрешить внутренние конфликты пьесы. Проблемы, затронутые Чеховым в своем произведении актуальны до настоящего времени. Люди замыкаются в себе, не замечая, что жизнь развивается.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные конфликты в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

  • Санька в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева образ и характеристика сочинение

    Санек – один из героев рассказа «Конь с розовой гривой». Он является сыном дяди Левонтия и тетки Васены. Санек второй по счету сын в семье Левонтьевых.

  • Сочинение Мое отношение к Маше из романа Дубровский

    Поначалу Маша Троекурова вызвала у меня смешанные чувства – мне казалось, что она такая же, как и все представители «высшего общества»: заносчивая, высокомерная, алчная

  • Сочинение Как изменилась Татьяна в Евгении Онегине

    Несмотря на то, что произведение Пушкина названо в честь главного героя, Евгения Онегина, образ Татьяны Лариной также занимает в нем центральное место.

  • Образ и характеристика Назанского в повести Поединок Куприна сочинение

    В своей повести «Поединок» Александр Куприн постарался затронуть глубокие проблемы царской армии. Одним из второстепенных персонажей произведения является Василий Нилыч Назанский

  • План рассказа Земля родная Лихачева

    Всегда нужно любить и ценить родной край, в котором вы живете. Никогда и не при каких обстоятельствах нельзя забывать его. Ваш родной край – это то место, где вы были рождены, провели свое детство и встретили юность

Источник

Образ времени в пьесе. Конфликт комедии «Вишневый сад» и его развитие.

На прошлом уроке мы с вами подробно поговорили о героях комедии Чехова, выявили их отношение друг к другу, их отношение к саду, а также дали краткие характеристики персонажей. На основании того, о чем мы поговорили, можно сделать вывод о том, что каждый персонаж пьесы относится к какому-либо времени.

  • По какому принципу, как вы думаете, сгруппированы герои пьесы?

Мы можем выявить 3 группы:

  1. Люди уходящей « дворянской эпохи» (прошлое)- Любовь Андреевна Раневская, Гаев Леонид Андреевич.

Иными словами, это старые владельцы сада. Можно также предположить, что к этой группе примыкает также образ Вари и лакея Фирса.

  1. Яркий представитель настоящего Лопахин Ермолай Алексеевич, которого мы не можем отнести ни к предыдущей группе, ни к группе молодёжи.

Он энергичен и неуклонно движется к своей цели.

  1. «Молодое поколение» (будущее) – Аня и Петя Трофимов.

Их объединяет общая устремлённость прочь от старой жизни к некому прекрасному будущему, которое рисуется в речах Трофимова.

(дальше мы рисуем таблицу: « Герои пьесы А.П. Чехова «В. Сад». Течение времени. Прошлое, настоящее и будущее России.»)

Сделаем же краткие выводы об этих людях:

  • Как вы думаете, почему герои пьесы противопоставлены друг другу?

Персонажи имеют разные ценности и понятия, каждый из них — представитель своего времени, из-за этого зачастую они не понимают друг друга. Раневская и Гаев олицетворяют собой прошедшую жизнь со старыми укладами, Лопахин представитель того времени, когда практичность и трудолюбие стоит на первом месте, а Аня и Петя – это уже новое поколение с новыми взглядами на жизнь, от них-то и зависит будущее России.

Однако, не смотря на все, эти люди искренне любят друг друга и готовы даже прийти на помощь друг другу.

  • Что мы называем системой образов?

Система образов – совокупность художественных образов литературных образов.

  • На какие группы делятся персонажи в системе образов?

Главные, второстепенные, эпизодические, внесценические.

  • Кто главный герой в пьесе?

У Чехова нет разделения на главных и второстепенных героев, все персонажи – не фон, они все самостоятельные герои.

  • Как Чехов относится к своим героям?

Авторская позиция: жалеет своих героев и одновременно ироничен к ним. Ч. Относится ко всем героям равнозначно, все они составляют нашу Россию. Он объективен в отношении к своим героям, поэтому мы не можем разграничивать их, у Ч. Нет иерархии, как в классической драме.

  • Как же Ч. раскрывает человеческие характеры в пьесе?

Ч. Приходит к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках, действиях, направленных для достижения цели, Ч. Же открыл новые возможности изображения характера через переживания героя, его мысли.

Как мы с вами уже знаем, у Чехова ничего не лежит на поверхности, у него нет открытой борьбы, нет страстей. Мы не видим яркого конфликта, всё, казалось бы, идёт своим чередом. Герои ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. Но все же чувствуется присутствие скрытого, внутреннего конфликта.

  • А что Чехов выносит «на поверхность»? Что же мы отнесём к внешнему конфликту?

Отношение героев пьесы к вишнёвому саду.

  • Конфликтуют ли герои между собой?

Нет. Происходит столкновение во взглядах на вишневый сад и имение.

  • Как мы это узнаем?

С самого начала пьесы мы видим, что внимание героев сосредоточено на вишнёвом саде и родовом имении. Все хотят спасти сад и поместье. Уже в первом действии Лопахин объявляет, что выход есть, правда выход представляется хозяевам «пошлым».

  • А как же мы можем проследить внутренний конфликт? Какими средствами в пьесе он выражается?

Через диалоги, монологи, ремарки автора. Именно тогда нам становятся понятны мысли героев.

  • Что же скрывается за обычными разговорами? Какие настроения персонажей показывает нам автор?

Непонимание друг друга, одиночество героев, растерянность – основной мотив пьесы.

Например: Шарлотта: « кто я? Зачем я? Неизвестно…»

Епиходов: « Никак не могу понять жить мне, или застрелиться»

  • Что мы можем сказать про чеховский диалог? Какую функцию он выполняет в раскрытии внутреннего конфликта?

Читайте также:  Побочные действия при приеме омеза

Диалога нет, реплики случайны, настоящее кажется зыбким, а будущее – тревожным. Таких случайных реплик у Ч. Много, они всюду. Диалог рвётся, ломается. Путается в каких-то мелочах. Через такой диалог мы с лёгкостью можем окунуться в мысли героев, через ненужные мелочи мы узнаем жизненное самочувствие персонажа.

Внутренний конфликт мы также можем назвать «подводным течением».

  • Как вы думаете, что такое «п. т.»?

«П.т»- это некий подтекст. Основная мысль пьесы лежит не «на поверхности», а скрыта в подтексте.

  • Откройте 1 действие, сцена со шкафом (начинаем читать от ремарки «входят Варя и Яша», заканчиваем на словах Гаева « Режу в среднюю!») Чтение по ролям.

  • Как вы думаете, почему герои так ведут себя?

Раневская получила телеграмму из Парижа, брат, родной человек, понимая, что сестра до сих пор переживает после разрыва с любовником, начинает разыгрывать сцену со шкафом, сам оказывается в нелепом положении, но, однако, ему удаётся отвлечь сестру.

  • Что же оказывается «под водой»?

«Под водой» оказалась следующая жизненная правда. Любовь Андреевна по-прежнему сильно любит того человека, который «обобрал её и бросил». Сейчас Любовь Андреевна рвёт её, не читая, т.к. все знают её печальную историю и надо «работать на публику» — показать, что она человек с чувством собственного достоинства.

  • Из какого разговора мы узнаем о неостывшей любви Раневской к любовнику?

Сцена разговора с Петей. (С ремарки «Вынимает платок, на пол падает телеграмма». Действие 3, стр.71)

  • А как вы думаете, каков внутренний конфликт у других героев? У Лопахина, Гаева, Ани, Пети? Найдите и прочитайте в пьесе эпизоды с подводным течением.

  • Лопахин. Как нам известно, его с Варей сватают на протяжении всей пьесы. Но, почему он не делает предложение Варе в решающей сцене ( действие 4 со слов Любови Андреевны «Теперь можно и ехать…», заканчивая ремаркой «Быстро уходит») + вспоминаем начало пьесы (ожидание приезда Раневской и детские воспоминания Лопахина).

Делаем вывод о том, что Лопахин не делает предложение Варе, не потому что робеет перед ней, или занят какими-либо делами, а в том, что он влюблён в другую женщину – в Раневскую, так поразившую его в юности. Внутренний конфликт Лопахина в том, что он так и не смог признаться ей в своих чувствах.

  • Петя Трофимов. Слишком увлечён своими мыслями о лучшем будущем, считает себя «выше любви», поэтому не замечает чувств со стороны Ани. Его проблема в том, что он только говорит, строит планы о том, что поведёт за собой людей. (Эпизод разговора с Лопахиным с ремарки Лопахин «обнимает его» до « слышно, как вдали стучат топором по дереву») Обратить внимание на то, почему он не берёт денег у Лопахина.

  • Гаев. Почему прячет свои настоящие чувства за биллиардными высказываниями? Очень ранимый человек, любит свою семью, но, увы, не может ничего сделать для их счастья. Всё держит в себе, и это его внутренний конфликт. Прячется за словечками типа «Кого?» или разрывает диалог с другими персонажами с помощью известных ему фраз, заимствованных из биллиарда, тем самым (по его мнению) разряжая обстановку.

Исходя из всего этого, мы можем сказать, почему чеховский диалог не выстроен: Каждый герой в силу своих душевных переживаний думает о своём, отсюда, ясно, что герои глухи к переживаниям друг друга и просто напросто друг друга не слышат, поэтому каждый из них одинок и несчастлив.

  • Кто из героев в состоянии преодолеть свой эгоизм?

Аня. ( Конец 3 действия) Она милосердна к матери.

  • Аня. (В конце 2 действия), увлеченная словами Пети, решает, что уйдёт из дома. Издали слышен голос Вари, которая ищет Аню. Однако ответом на крик Вари становится тишина, Аня убегает с Петей к реке. Тем самым драматург подчеркивает решимость молодой героини порвать со своей прежней жизнью и идти навстречу новой, неизвестной, но заманчивой.

Я писала, что этот эпизод не является примером подводного течения. Про Аню вообще можно сказать, что это единственный персонаж в пьесе, который не терзаем внутренним конфликтом. Она цельная, светлая натура, ей нечего скрывать. Вот почему она единственный человек, кто способен быть милосердным. Поэтому об Ане лучше говорить в последнюю очередь.

  • Способен ли кто-нибудь из героев еще проявить милосердие. Почему?

Нет. Проблема героев в том, что не умеют и не желают быть милосердными. (эпизод покупки сада Лопахиным со слов Л.А.: «кто купил?» до «…нескладная несчастливая жизнь») МОЖНО ПОГОВОРИТЬ, КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА В ЭТОЙ СЦЕНЕ УВИДЕЛИ ДЕТИ И ПРАВ ЛИ ПЕТЯ ТРОФИМОВ. КОГДА НАЗВАЛ ЛОПАХИНА ХИЩНИКОМ.

  • Обратим внимание на фразу Фирса «эх, ты….недотёпа!» К кому её можно отнести?

Эта фраза повторяется на протяжении всей пьесы: действие 1 сцена, когда Дуняша забыла взять сливки (стр.33); действие 3, когда Яша говорит ему «Хоть бы ты поскорее подох.» (стр.73); Конец 4 действия.

Фразу можно отнести ко всем героям пьесы даже во фразе «Да….(с усмешкой) Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» и то звучит «Эх, ты….недотёпа».

О значимости внутреннего конфликта и наличии подводного течения говорят многочисленные паузы в тексте пьесы. В последнем действии комедии 10 обозначенных автором пауз. Это не считая многочисленные паузы, обозначенные многоточиями в репликах персонажей. Это придает пьесе необычайную психологическую глубину.

В «Вишнёвом саде» подтекст стал основой действия: для понимания сути происходящего важно не то, что говорится, а то, что умалчивается.

Домашнее задание: 1. Почему Чехов назвал пьесу комедией? Обоснуйте авторский выбор с опорой на текст (Можно предложить сделать рефератом: один ученик будет отвечать на этот вопрос, а другой может кратко изложить мнения критиков на жанр пьесы, тогда вместе с классом, сопоставив эти 2 реферата, можно сделать выводы о своеобразии жанра –

Читайте также:  Солнечный удар и его побочные действия

для такого задания необходимо дать соответствующую литературу, работа над рефератом требует времени, а такового нет)

2. Найдите и запишите определение символа. Выявите символы в пьесе «Вишнёвый сад». ( Можно разделить задание: кто-то ищет символы в 1 действии, кто-то во втором и т.д. комментировать будем вместе с классом) Как вы на это смотрите? Символов в пьесе не так много: пусть поработают со всем текстом. Задание выполнять письменно (символ – его значение).

Источник

Конфликт в драматическом произведении

Одной из особенностей драматургии Чехова было отсутствие открытых конфликтов, что весьма неожиданно для драматургических произведений, ведь именно конфликт является движущей силой всей пьесы, а ведь Антону Павловичу было важно показать жизнь людей через описание повседневности, тем самым приблизив сценические персонажи к зрителю. Как правило, конфликт находит выражение в сюжете произведения, организуя его, внутренняя неудовлетворенность, желание что-то заполучить, или не потерять подталкивает героев к свершению каких- либо поступков. Конфликты могут быть внешними и внутренними, а их проявление бывает явным или скрытым, так конфликт в пьесе «Вишневый сад» Чехов успешно спрятал за бытовые трудности действующих лиц, присутствующий как неотъемлемая часть той современности.

Истоки конфликта в пьесе «Вишневый сад» и его своеобразие

Что бы понять основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» необходимо учитывать время написания этого произведения и обстоятельства его создания. Чехов писал «Вишневый сад» в начале ХХ века, когда Россия находилась на стыке эпох, когда неотвратимо приближалась революция, и многие чувствовали надвигающиеся громадные перемены всего привычного и устоявшегося образа жизни русского общества. Осмыслить и понять происходящие в стране изменения пытались многие писатели того времени и Антон Павлович не стал исключением. Пьеса «Вишневый сад» была представлена публике в 1904 году, став финальной в творчестве и жизни великого писателя, и в ней Чехов отразил свои раздумья о судьбе своей страны.

Упадок дворянства, вызванный изменениями в социальном укладе и не умение приспособиться к новым условиям; отрыв от своих корней не только землевладельцев, но и крестьян, начавших перебираться в город; зарождение нового класса буржуазии, пришедшего на место купечества; появления интеллигентов, вышедших из простого народа – и все это на фоне зарождающегося всеобщего недовольства жизни – вот, пожалуй, главный исток конфликта комедии «Вишневый сад». Разрушение главенствующих представлений и духовной чистоты влияло на общество, и драматург уловил это на подсознательном уровне.

Ощущая грядущие перемены, Чехов попытался передать свои чувства зрителю через своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад», ставший новым типом, характерный для всей его драматургии. Этот конфликт зарождается не между людьми или социальными силами, он проявляется в несовпадении и отталкивании реальной жизни, её отрицании и замещении. И это нельзя было сыграть, этот конфликт можно было только прочувствовать. К началу ХХ века общество еще не было способно это принять, и требовалось перестраивать не только театр, но и зрителя, а для театра, знавшего и умеющего раскрывать открытые противостояния передать особенности конфликта в пьесе «Вишневый сад» было практически не возможно. Поэтому- то Чехов и был разочарован премьерным показом. Ведь по привычке конфликтом было обозначено столкновение прошлого в лице обедневших помещиков и будущего. Однако, будущее тесно связанное с Петей Трофимовым и Аней не укладывается в логику Чехова. Навряд ли Антон Павлович связывал будущее с «облезлым барином» и «вечным студентом» Петей, не способного проследить даже за сохранностью своих старых галош, или Аней, при пояснении роли которой, Чехов делал главный упор на ее молодость, и это было главным требованием к исполнительнице.

Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы

Почему Чехов делал основной упор на роли Лопахина, говоря, что если его образ не удастся, то и всю пьесу ждет провал? На первый взгляд именно противостояние Лопахина легкомысленным и пассивным владельцам сада является конфликтом в его классической интерпретации, а торжество Лопахина после покупки его разрешением. Однако именно такого истолкования и опасался автор. Драматург много раз говорил, опасаясь огрубления роли, что Лопахин это купец, но не в традиционном его понимании, что он человек мягкий, и доверять его изображение «крикуну» ни в коем случае нельзя. Ведь именно через правильное раскрытие образа Лопахина становиться возможным понимание всего конфликта пьесы.

Так в чем же заключен основной конфликт пьесы? Лопахин пытается подсказать хозяевам имения как можно спасти свою собственность, предлагая единственный реальный вариант, но они не внемлют его советам. Чтоб показать искренность его желания помочь, Чехов дает понять о нежных чувствах Лопахина к Любови Андреевне. Но несмотря на все попытки образумить и повлиять на хозяев, Ермолай Алексеевич, «мужик мужиком» становиться новым владельцем прекрасного вишневого сада. И он рад, однако это веселье сквозь слезы. Да он купил. Он знает, что делать со своим приобретением, чтоб получать прибыль. Но почему Лопахин восклицает: «Скорее бы это все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И именно эти слова служат указателем на конфликт пьесы, оказывающимся в большей степени философским – несоответствие потребностей душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе и как следствие не совпадение человека с самим собой и с историческим временем. Во многом именно поэтому этапы развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел.

Тест по произведению

Источник