Какие противопоказания для хореографией
Часто посещаю молодые коллективы и замечаю ,что руководители не обращают внимания на физические проблемы ребенка. Например — девочка очень гибкая,хваткая, но у нее плоскостопие 2-3 степени и ребенок уже жалуется на боль в спине. Или родители не считают нужным говорить о переломах полученных в раннем детстве — что мешает гибкости или исполнению упражнений. Как у вас с такими моментами в работе?
Мария, обычно перед началом занятий прошу принести справку от врача, что нет противопоказаний для занятий — это первое. Правда, некоторые врачи такие справки пишут всем, не особо вникая в суть. Ничего не болит и ладно, получай справку!
Ну, а если проблемы возникают в процессе работы, то тогда обращаю внимание родителей на проблему и прошу проконсультироваться с врачом опять же, чтобы не навредить ребенку. Лучше перестраховаться.
При приёме в коллектив родители заполняют анкету, где, в том числе, есть графа про здоровье. Каждому родітелю объясняю, что тренер обязан знать все болезни — это в интересах их ребенка! От врачей справку в обязательном порядке не требую — знаю, КАК их выписывают…
В принципе с серьёзными проблемами ко мне не приходили. Но с приступами астмы во время танца я уже знакома 😉
Обязательно нужна справка от врача, дабы снять с себя ответственность в случаи утаивания серьезных заболеваний. У меня была девочка с эпилепсией, ничего не сказала, а на соревнованиях на глазах у всех детей произошел приступ, стресс был у всех, но всё обошлось, а могло и плачевно(((
по мимо справок сама смотрю стопы (плоскостопие видно сразу)и спину…де фект осанки видно сразу…особенно крыловидные лопатки, уровень плечей(одно выше.другое ниже),искривление тоже видно…отправляем на консультацию к ортопеду и неврологу обязательно!!! так как у нас есть акробатика…но..почему то в последнее время плоскостопие медики не считают проблемой! и то что от него спина едет,а потом как следствие искривления еще и зрение может сесть-это не принимается во внимание! А бывает,что проблемы возникают по мере быстрого роста…у меня так девочка выросла…мышцы с одной стороны вытянулись,а с другой нет…я стала замечать странность в походке ребенка..уточка…идет переваливается…пошла со своей дочерью к ортопеду(после травмы) и девочку с мамой потащила…посмотрела ее врач..а там одно бедро выше другого…подложила ей книжку под стопу-разница 2см…отругала маму,что она не замечает…что родители должны чаще смотреть на своих детей…Сейчас девочке уже 22 года и слава Богу все выровнялось…
Маргарита, спасибо за ваш ответ. Вот именно таких нюансов в работе много,но никто не делится. Из насущного — заметила у девочки 9 лет,очень сильный завал на пальцы в первой позиции у станка…вот надо теперь поднимать литературу — читать как это корректировать. И еще — в одной книге читала,что детям с вальгусом- нельзя ходить на внутренней стороне стопы,а в лфк наоборот это рекомендуют. И таких противоречий много. Было бы здорово поделиться опытом.
Мария, вы знаете,я когда начала сталкиваться с этим,много мед.литературы перекопала,пока лечили постравматические остатки у дочери,много пытала ортопеда и хирургов…поэтому когда мы принимаем детей,я прошу справки об отсутствии противопоказаний трех медиков : кардиолог,невропатолог и ортопед…поскольку дети 3 через одного приходят с плоскостопием,искривлением и пр. проблемами..А у нас акробатика!!!!.При этом родителям на собрании подписывают общую расписку,что в случае недостоверности информации, указанной в справке,они несут ответственность за здоровье ребенка сами…Мы это ввели потому,что не только родители.но и дети очень уж продвинутые стали…много о своих правах напоминают,были случаи когда ребенок синяк на телефон сфоткал…так что,мой совет-максимально себя обезопасить…Ну и почаще обращать внимание родителей на своих детей,а не только сунуть на занятие и удрать еще на полтора часа по своим делам…
что касается ЛФК,то насколько я знаю,у них там стандартный подход к профилактике..не особо вдумываясь в каждый диагноз…Особенно удручает состояние девчонок,которые приходят из гимнастики…из них уже все выжато и они больше не нужны…у нас у одной девочки ,КМС,искривление 3 ст…они ездили в ортопед.центр в Калининград…ну и прописали детенышу носить пластиковый корсет (от груди до бедер),24 часа в сутки 2!!!! года…позвоночник начал сдвигаться в нужном направлении,так заболели колени и стопы…заниматься ей вообще запретили…вот так…
Вы не поверите, но я закончила АРБ (регулярно проходя профосмотры), танцевала в театре и только после выхода на пенсию узнала, что у меня поперечное плоскостопие и было оно с детства! И куда смотрели медики??
Медицинский осмотр и обследование детей идущих в хореографическое училище
В этом туре врачи помогают педагогам в отборе физически здоровых детей с хорошими функциональными возможностями. Прежде всего изучаются физические данные абитуриентов.
Голова. Должна иметь правильную форму с симметричными чертами лица; зрение не менее 0,6. Противопоказан прием детей с такими дефектами, как большая голова, угловатая се форма, крупная нижняя челюсть, неправильная форма носа и ушей, деформация передних зубов, нарушенный прикус.
Шея. Должна быть удлиненной формы, иметь хорошую подвижность. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Чрезмерно удлиненная шея также является недостатком как и сильно выступающий щитовидный хрящ (кадык).
Плечевой пояс. Плечи должны быть на одном уровне, красивая линия их подчеркивает форму туловища. Противопоказан прием детей с резко выступающими вперед ключицами, их грудинными и плечевыми концами, широкими и угловатыми плечами, асимметричным стоянием лопаток.
Руки. Должна быть красивая прямая линия плеч и предплечий, удлиненные тонкие кисть и пальцы. Противопоказанием к приему служит чрезмерное переразгибание в локтевых, кистевых суставах и суставах пальцев (признаки диспластичсского развития).
Позвоночный столб. Должен иметь нормальные физиологические изгибы — грудной и поясничный, при осмотре сзади — прямую линию остистых отростков. При плоской спине и отсутствии естественных изгибов позвоночного столба рессорные свойства его резко снижаются, что может привести к выявлению ранних болей в позвоночнике. Нельзя принимать детей с выраженными искривлениями позвоночного столба — выраженный кифоз грудного отдела («круглая спина»), гиперлордоз поясничного отдела («седлообразная поясница»), сколиоз II и III степени. Нарушения осанки и сколиоз I степени являются относительными противопоказаниями к приему в училище — при хороших профессиональных данных и способностях можно принять ребенка, но он должен находиться под постоянным контролем врача и педагога с целью проведения общеукрепляющих и корригирующих мероприятий. Это доказала в своей работе Т. И. Васильева («Балетная осанка — основа хореографического воспитания детей»).
Подвижность в позвоночном столбе должна быть полная во всех отделах. При подозрении на диспластическии синдром следует сделать рентгенограмму поясничпо-крестцового отдела, где можно обнаружить врожденные аномалии развития (признаки дисплазии), которые являются противопоказанием к обучению хореографии.
Грудная клетка. Должна быть симметричной. Противопоказан прием детей с врожденными дефектами развития — узкая форма с деформацией ребер (может быть и рахитического происхождения), выступающая грудина («килеобразная» или «куриная» грудь), воронкообразная деформация (западание). Эти деформации ограничивают подвижность ребер и могут привести к дыхательной недостаточности.
Таз. Должен быть красивой формы, не широкий, с подчеркнутыми и симметричными треугольниками талии. Противопоказан прием детей с широким тазом, чрезмерным наклоном его вперед (гиперлордоз, «седлообразная» поясница), чрезмерным развитием подкожной жировой клетчатки и крупными ягодичными мышцами.
— Также рекомендуем «Нижние конечности и масса детей желающих учиться в хореографическом училище»
Оглавление темы «Требования к хореографическим училищам. Отбор детей»:
- Экспертиза трудоспособности при повреждениях стопы. Профессиональные движения лежа — станок Князева
- Электробезопасность и электроустановки хореографических помещений
- Повышение электробезопасности. Электропоражения
- Первая помощь пострадавшему от электрического тока. Реанимация после поражения током
- Противопожарная защита хореографических помещений. Тактика при пожаре
- Средства тушения пожара. Оказание первой помощи при ожогах
- Отбор детей в хореографическое училище. Определение внешних сценических данных детей
- Медицинский осмотр и обследование детей идущих в хореографическое училище
- Нижние конечности и масса детей детей желаюущих учиться в хореографическом училище
- Определение музыкальных, танцевальных и ритмических способностей детей
Профессиональные заболевания в хореографии.
Автор статьи Вылегжанин
Сергей Владимирович
В процессе трудовой деятельности на работающего воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут оказать негативное влияние на здоровье. Не представляет сомнений и тот факт, что полное исключение из производственной среды неблагоприятных факторов невозможно. Это практически невозможно даже в тех производствах, где внедрены передовая технология процесса, современное оборудование и для которых высокая культура производства, отличное медицинское обслуживание.
Культура, как вид экономической деятельности, представляющая социальные услуги населению, характеризуется немалым количеством фактов производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и, следовательно, условия труда в учреждениях культуры становятся опасными для жизни и здоровья работников.
Среди работников культуры часто встречаются профессиональные заболевания, которые невозможно предотвратить.
Профессиональные заболевания – это такое заболевание, которое развивалось под влиянием систематического и длительного вредного воздействия фактора, свойственного данной профессии, либо условий труда, характерных лишь для того или другого производства. Единой классификации профессиональных заболевания нет.
Как и у любого вида тренинга, у танцев имеются некоторые противопоказания. Если у вас есть проблемы с коленными суставами, будьте осторожны на занятиях. Современные танцы танцуются «до упада», в прямом смысле слова. Танцы прилично нагружают сердечнососудистую и дыхательную системы, развивает координацию движений и выносливость, нагружает различные мышцы тела.
Растяжка в танцевальном уроке играет немаловажную роль: во-первых, она помогает расслабить зажатые мышцы, которые в таком состоянии мешают нам делать плавные пластичные движения; во-вторых, растяжка помогает избежать нелепых травм, когда очертя голову бросаешься в танец. Так что будьте к себе внимательны. Танцы – не просто «дрыганье», а особая культура управления своим телом.
Любая интенсивная физическая деятельность сопряжена с угрозой травматизации.
Многие танцоры и учителя считают, что травма – Это своего рода замаскированная польза; улучшенное понимание потребностей тела, становящееся результатом травмы и посттравматической терапии терапии, зачастую открывает танцорам глаза на обязательность профилактики и грамотных тренировок.
Любой танцующий человек неизменно сталкивается с травмами. Они бывают совершенно разными по сложности и времени реабилитационного периода.
Перечень травм танцоров:
- Мышечная боль
Встречается чаще, чем все остальное вместе взятое. Самый эффектный способ избавиться от этой боли – придти как можно скорее на занятие, чтобы разогреть мышцы, а потом их потянуть, чтобы снизить забитость ног и выгнать из них молочную кислоту.
- Оттоптанные пальцы
Наиболее часто этой проблемой страдают балльники, которые танцуют в паре и мы, которые прыгаем в зале.
- Синяки
Синяки на теле бывают не только от падений, неудачных взлетов и приземлений, но и от большой любви к танцам.
- Ушибы
Возникают при ударе о твердый тупой предмет или при ударах во время широких танцев при большой загруженности зала на любой части тела. Отек образуется вскоре после удара, а кровоподтек появляется через несколько часов при поверхностном ушибе или через 2-3 дня при травме глубоких тканей. При значительных повреждениях тканей отмечается небольшое повышение температуры.
- Боль в коленях
Это происходит от неправильной постановки ноги на пол, что приводит к тому, что колено испытывает нагрузки в неестественных положениях.
- Сводит мышцы на ногах
Случается чаще всего из-за перегруженности. Когда сводит икроножную мышцу – стопу надо сильно напрячь и пальцы ноги потянуть на себя максимально и зафиксировать.
- Боли в спине
Появляются в результате неправильного положения позвоночника во время исполнения движений, в результате – усилие на излом позвоночника, что очень плохо на нем сказывается.
- Растяжения, разрыв связок
В основном происходят из-за неправильно выполненных резких движениях или попытке сесть на шпагат (или просто потянуться) на не разогретые мышцы. Сильно растянутая мышца может ощутимо болеть до 2х месяцев.
- Вывихи
Одна из не частых травм. Типичные симптомы: боль в суставе, неправильное положение конечности и её онемение.
- Переломы
В основном это беда брейкеров. Ведь брейк в переводе с английского значит «ломать», «разбивать». Действительно, шишек и синяков любителям этого танца хватает. А если ты заядлый брейкев, без переломов точно не обойтись.
Наряду с занятиями спортом ведите здоровый образ жизни.
Выполнение требований охраны труда достигается слаженной работой всего персонала организации. Руководитель учреждения культуры обеспечивает весь комплекс мероприятий по безопасности и улучшению условий труда. Вместе с ним каждый работник несет свою долю ответственности в области охранные труда. Наряду с гарантированными правами он имеет и конкретные обязанности по соблюдению инструкций, норм и правил по охране труда.
Каждый родитель знает этот момент: пришло время, когда ребенку уже мало ходить только в детский сад или школу. Чем занять непоседу, чтобы это приносило ему и пользу, и удовольствие одновременно? Желательно, чтобы дополнительные занятия развивали творческие способности, прививали хороший вкус, положительно влияли на здоровье, расширяли кругозор…
Танцы – один из безпроигрышных вариантов. Почему именно такой выбор с большой вероятностью окажется верным? В интервью todes.ru на самые важные вопросы о занятиях хореографией ответили профессионалы: основатель и художественный руководитель TODES, главный балетмейстер-постановщик Театра танца Алла Духова, детский и подростковый психолог, гештальт-терапевт Анфиса Калистратова, врач-педиатр отделения поликлинической педиатрии детской клиники МЕДСИ Людмила Емельянова.
todes.ru: Алла Владимировна, Вы не раз говорили, что хореография способствует гармоничному развитию ребенка, расскажите подробнее, почему. Что происходит с Вашими учениками через месяц, через год занятий?
Алла Духова: Они меняются. Родители приводят к нам маленького человека, часто зажатого, бывает, что и закомплексованного, стеснительного. Он не обладает ни силой, ни выносливостью, ни развитыми мышцами. Но уже на первом Открытом уроке мы видим совсем другого ребенка! Он выходит на сцену, танцует для полного зала, ничего не боится. А самое главное – он уже двигается по-другому! Родители сразу замечают прогресс. Их малыш на первом же своем концерте показывает, что стал заметно более ловким и сильным!
todes.ru: Людмила Николаевна, как Вы думаете, почему танцы полезны для детей? Как сказываются на физических данных ребенка занятия хореографией?
Людмила Емельянова: Занятия танцами, безусловно, приносят пользу детям. Они развивают мышечный корсет, развивают вестибулярный аппарат, также развивают чувство ритма и прививают художественный вкус. При регулярных занятиях мы видим, что у ребенка улучшается осанка, гармонично развиваются все группы мышц.
Алла Духова: Вы сейчас сказали очень важную вещь. Я всегда говорю, что ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как хореография! И это уже научно доказано. А наши профессиональные нагрузки сравнимы с профессиональными нагрузками спортсменов.
todes.ru: То есть танцами можно заменить спорт?
Людмила Емельянова: Вполне возможно.
Анфиса Калистратова: Конечно, у ребенка, который увлекается танцами, есть возможность приобрести выносливость и физическую силу. Но это еще не все. На занятиях хореографией у детей появляются важные навыки для будущей успешной жизни: это умение слаженно работать в коллективе, умение слушать и управлять своим телом, умение контролировать свои эмоции и настроение, что особенно важно в подростковом возрасте.
todes.ru: Анфиса Сергеевна, скажите, а танца влияют на характер ребенка? И если да, то как именно?
Анфиса Калистратова: У человека существует связь между психикой и телом. Само занятие танцами не способно изменить характер — для это нужно желание и понимание того, что и с какой целью менять в себе. Но танцы делают психику надежным другом для ребёнка. Она становится гибкой, стабильной и помогает ребёнку успешно адаптироваться к любым условиям жизни. Вместе с умением управлять своим телом, ребёнок приобретает собранность, дисциплинированность, выдержанность и уверенность в себе. У ребёнка меняется восприятие себя и мира. Оно переходит в радостные тона.
todes.ru: Алла Владимировна, Вы согласны?
Алла Духова: Разумеется! Танец – это удивительное искусство, оно раскрывает человека. Некоторые приходят к нам просто научиться танцевать модно, стильно, красиво, дети постарше часто говорят, что хотели бы чувствовать себя уверенно и блистать на дискотеке или вечеринке. И когда у них это получается, то это уже совсем другое настроение, другое восприятие себя среди сверстников.
Кроме того, каждая репетиция – это удовольствие. Во-первых, у нас в танцевальных залах всегда такая атмосфера, все группы такие дружные, что для деток самое большое наказание – если их родители не привели на занятие! Плюс музыка – это тоже настроение. То есть прекрасный эмоциональный фон. Некоторые понимают это, когда уже начинают заниматься.
Анфиса Калистратова: Танцы, в первую очередь, влияют на психику. Танцуя, ребёнок может сбрасывать эмоциональное напряжение, оставшееся после школьных занятий или каких-то неприятностей. А после занятия танцами у ребёнка улучшается настроение, появляется бодрость духа и всё плохое отступает на задний план.
todes.ru: Получается, танцевальная школа – это такое место, где ребенок сразу получает возможности и для физического развития, и для психологического. И к тому же занятия приносят ему удовольствие и хорошее настроение. Алла Владимировна, а вот если и ребенок не собирается, и родители не планируют, что он станет профессиональным танцором, им есть смысл приводить его в школу танца?
Алла Духова: Совершенно точно, смысл есть! Из наших студий, конечно, выходят профессионалы. Люди, которые сделали танец смыслом и делом своей жизни. Но их не так много. 80% наших учеников приходят, чтобы научиться танцевать, что называется, для себя, избавиться от комплексов, похудеть. И это прекрасно! У нас нет цели из каждого сделать профессионального танцовщика. В наших студиях люди учатся красиво двигаться, чувствовать себя, свою пластику. Слышать музыку. Чтобы при случае танцевать, а не просто топтаться под знакомый мотив. Кроме того, занятия танцами прививают ребенку хороший вкус, развивают его эстетически и эмоционально.
todes.ru: Людмила Николаевна, если выбирать между танцами и другими видами физической активности, то что все-таки предпочтительнее для ребенка и почему?
Людмила Емельянова: Выбирать между занятиями спортом и танцами нужно, ориентируясь на личность ребенка и его предпочтения.
todes.ru: А чем танцы могут быть полезны для растущего организма?
Людмила Емельянова: Улучшается кровообращение мышц и, соответственно, питание костной ткани. Задействованы все группы мышц, что способствует, еще раз повторю, гармоничному развитию организма.
todes.ru: Анфиса Сергеевна, если сравнивать танцы с другими видами коллективных занятий, то в чем, по-Вашему, могут быть преимущества танцев?
Анфиса Калистратова: Занятия танцами отлично подходят подвижным детям с природным чувством ритма, которые легко воспринимают и понимают музыку. В отличие от занятий в хоре или игры в оркестре, у подвижного ребёнка не будет физического переутомления от необходимости долго сидеть или стоять на одном месте. В танце физическая нагрузка распределяется равномерно. Также на занятиях танцами есть упражнения на гибкость. Поэтому ребёнок приобретает плавность и гармоничность движений. Это заметно даже в обычной жизни. Поэтому танцы больше всего подходят тем детям, кто танцует с колыбели даже под звук рингтона.
todes.ru: Алла Владимировна всегда говорит, что танцы нужны абсолютно всем!
Алла Духова: Именно так! Танцевать нужно абсолютно всем, я в этом убеждена. Человек должен уметь управлять своим телом. Человек должен уметь управлять своими эмоциями. Все это есть в танцах. К тому же каждый наш ученик, даже самый маленький, быстро схватывает очень непростую науку – как донести свое послание, свои чувства до зрителей. Причем речь идет ведь не только о гостях в родительском доме, а об огромном зале, о настоящей сцене. На фестивалях, на открытых уроках, на выступлениях ребята не просто исполняют комплекс движений под музыку, они – танцуют! Они заражают своей энергией каждого в зале, заставляют людей им сопереживать, испытывать хорошие, добрые эмоции, ловить настоящий драйв!
todes.ru: Анфиса Сергеевна, а как занятия танцами влияют на коммуникативные навыки детей? Помогают ли они стать более смелыми и раскрепощенными людьми?
Анфиса Калистратова: Безусловно, танцы предполагают умение работать и в паре, и в коллективе. Здесь присутствует общение как между сверстниками, так и со старшим поколением — преподавателями. Разнообразие такого общения обогащает набор коммуникативных инструментов. А выступая на сцене, ребёнок учиться преодолевать свои страхи и постепенно раскрывается для самовыражения.
todes.ru: Алла Владимировна, но ведь Вам же случается критиковать Ваших ребят? Как они это воспринимают? Это для них стресс?
Алла Духова: Во-первых, никакого стресса нет, есть конструктивные рабочие моменты, которые помогают достичь большего, стать еще лучше! А во-вторых, получить критическое замечание, исправить недостатки, с гордостью показать отличный результат – это тоже школа, причем такая, которая будет необходима в жизни каждому! Думаю, Анфиса Сергеевна меня поддержит.
Анфиса Калистратова: Конечно! Занятия танцами, особенно, когда ребёнку они нравятся, дают возможность реализовать себя, свои способности, почувствовать успех. Это с одной стороны. С другой, они учат мириться с неудачами и ошибками,
узнать ценность ошибки как залога высоких достижений. Все эти знания бесценны в нашей динамичной жизни. Они составляют базу для гармоничного развития не только в детстве, но и в будущей самостоятельной жизни.
todes.ru: Людмила Николаевна, очень важный вопрос. Какие могут быть противопоказания для занятий хореографией? Можно ли, например, заниматься танцами, если ребенок часто болеет ОРВИ?
Людмила Емельянова: Чтобы определить противопоказания для занятий танцами, родителям ребенка, у которого выявлено какое-то заболевание, нужно проконсультироваться у специалиста соответствующего профиля. В целом же занятия танцами благотворно влияют на здоровье ребенка, и частые ОРВИ не являются противопоказанием.
Алла Духова: Более того, опираясь на свой многолетний опыт работы с детьми, я могу точно сказать, что ребята, которые занимаются танцами, меньше подвержены простудным заболеваниям. Ведь, как мы уже говорили, хореография развивает все группы мышц и укрепляет организм, а молодой, сильный и крепкий организм, естественно, лучше защищен, у него иммунитет крепче!
todes.ru: Алла Владимировна, что бы Вы посоветовали тем, кто все еще раздумывает, отдать ли сына или дочку на танцы или нет?
Алла Духова: Я бы посоветовала одно: хватит сомневаться, приходите, попробуйте! Пусть ребенок посмотрит, сходит на занятия, я уверена, что ему понравится! И кстати, у нас есть группы и для взрослых. Начните танцевать вместе с ребенком, тогда точно никаких сомнений не останется. Наоборот, у вас появится новое общее увлечение, которое вас еще больше сблизит!
Благодарим детского и подростковый психолога, гештальт-терапевта Анфису Калистратову, врача-педиатра отделения поликлинической педиатрии детской клиники МЕДСИ Людмилу Емельянову и Аллу Духову за участие в создании материала.