Легкая атлетика для ребенка противопоказания

Легкая атлетика для ребенка противопоказания thumbnail

Хип-хоп или балет – какие танцы выбрать для ребенка? Часть 2

Легкую атлетику принято считать «королевой спорта», несмотря на то, что это по сути, самый простой и естественный вид физической активности. Ребенок начнет заниматься ей еще до того, как вы отведете его в секцию – он бегает, едва научившись ходить, забирается по ступенькам или прыгает на батуте. Не слишком ли «простоват» этот спорт, и насколько полезен?

Кому подойдет легкая атлетика?

Ответ на этот вопрос сможет дать любая мама, стоит лишь немного понаблюдать за крохой. Она подойдет активным детям, которые не просто много бегают, но и пытаются организовать сверстников, являются явными лидерами или заводилами во всех детских шалостях.

Активность, но не чрезмерная, гиперактивному ребенку легкая атлетика дается с трудом, ведь она требует не только энергии, но и сосредоточения, внимательности. Если ваш малыш с трудом поддается дисциплине, то с секцией стоит повременить. Если вы считаете, что гиперактивного ребенка легкая атлетика может «обуздать» и «приручить», вы ошибаетесь.

Гиперактивность – особенность больше психологическая, а не физическая. И если ваш ребенок с трудом концентрирует внимание, то этот спорт может усугубить ситуацию. Потому, что на занятиях малыш будет испытывать спортивный азарт, сильные эмоции, а это сулит еще большее перевозбуждение.

Когда начинать занятия?

Когда ребенок научится контролировать свои эмоции, концентрировать внимание и ставить перед собой первые цели. Легкая атлетика- это не просто бег или прыжки, это спорт, который требует целеустремленности и настоящей борьбы с соперником, пусть и не на ринге.

Опытные тренеры отмечают, что легкая атлетика, несмотря на свою простоту, не подходит дошкольникам.

«Многие родители думают, то в нашей секции смогут заниматься и 4х-летние малыши, ну что сложного в том, чтобы пробежать, например, кросс? Но на самом деле, такие малыши тратят свое и наше врем впустую, они еще не понимают всех правил дисциплины. Например, мы тратим очень много времени, чтобы научить их правильно стартовать, одни заступают за линию, другие раньше времени срываются с места, третьи, наоборот, не могут среагировать быстро. Мы можем вырабатывать этот простой навык около полугода, тогда как первоклассник научится ему уже на второй – третьей тренировке» — рассказывает тренер секции по легкой атлетике при районной спортивной школе, Олег Маслов.

Итак, отдать малыша на занятия можно и в три года, но польза их будет минимальна. Самый подходящий возраст для начала занятий – 7-8 лет. Для юного школьника тренировки будут не просто развлечением, а серьезным занятием, которое требует четкого следования правилам. Первоклассник быстро поймет ценность каждой секунды на дистанции бегуна, будет четко стартовать и ускоряться перед финишем, что не под силу трехлетке, который с большим удовольствием просто поиграет с секундомером.

Нередко потенциальных бегунов и прыгунов выбирают прямо на уроке физкультуры — тех ребят, что покажут лучшие результаты в школьных соревнованиях, смело приглашают в секции по легкой атлетике. Причем, «податься» в такой спорт не поздно и в 13 лет, когда большинство секций уже откажут ребенку в приеме на занятия.

Прыжки в длину, бег или метание ядра?

На школьных уроках физкультуры дети занимаются сразу всеми видами легкой атлетики по чуть-чуть, но если вы решили отдать малыша в спортивную школу, то придется выбрать конкретное направление:

  • Бег с препятствиями
  • Разнообразные прыжки
  • Метание снаряда
  • Многоборье
  • Эстафеты
  • Спортивная ходьба

Здесь можно положиться на мнение ребенка. Уже после первых уроков физкультуры малыш поймет, что у него получается лучше. Обратить внимание стоит и на физическую форму будущего спортсмена, а также на его комплекцию.

  • У юного спортсмена длинные ноги? Тогда ему прямой путь в прыгуны, особенно с шестом.
  • Малыш небольшого роста и довольно стройный? Небольшой вес – это его ключ к победе в беговых дисциплинах.
  • Не по годам сильному ребенку, даже слегка при этом полноватому, подойдет метание снаряда.
  • Малыш отлично чувствует себя в команде, постоянно стремится занять лидерскую позицию, тогда его вид спорта – эстафеты.

В чем польза легкой атлетики?

Мы не будем рассказывать о том, что этот вид спорта полезен для физического развития, вы и сами понимаете, что маленький атлет будет сильнее, быстрее и здоровее своих сверстников. Но есть у этого вида спорта дополнительные преимущества.

  • доступность, занятия могут проходить в обычном спортивном зале или на спортплощадке у школы, не требуется сложное оборудование.
  • найти опытного тренера очень просто, им может стать даже школьный учитель, здесь не требуется высокая квалификация, как скажем, в боксе.
  • у атлетов не так часто случаются опасные травмы, относительно рукопашного боя, горных лыж или гимнастики, легкая атлетика вполне безопасный вид спорта.
  • хорошие кроссовки и спортивный костюм – вот и вся экипировка, ни дорогого шлема, ни коньков ребенку не потребуется.

Выбрать для маленького атлета правильную обувь – очень ответственное занятие! Если ходить на уроки физкультуры он может и в обычных тряпичных кедах, то занятия атлетикой требуют «профессиональной» обуви. Они так и называются – кроссовки для легкой атлетики или для бега. Фирма-производитель значения не имеет, важно, чтобы обувь минимизировала нагрузку на суставы.

А станет ли чемпионом?

Вы даже не задумывались о победах маленького спортсмена и не представляли его на пьедестале почета? Не лукавьте, это нормальное желание родителей – радоваться успехам своего малыша. Но легкая атлетика это не настолько зрелищный и перспективный вид спорта, как, например, командные игры или фигурное катание. Но и у него есть плюсы: успешный атлет будет защищать честь школы или даже города на соревнованиях, а это гарантируете ему лояльное отношение учителей.

Конечно, отдавая малыша в секцию, стоит думать не о медалях, а о том, что ему лично даст этот спорт в физическом и в эмоциональном плане. Помните, что профессиональный спорт, даже такой «простой», как легкая атлетика – это риск травм, и детских разочарований при поражениях. Не настраивайте ребенка «быть лучшим и первым», пусть он занимается спортом в удовольствие, без гонки за наградами.

Легкая атлетика, поистине «королева» спортивных дисциплин, сомневаетесь? Тогда предлагаем вам посмотреть видео о красоте и грации этого вида спорта.

Читайте также:  Противопоказания к нео ангин

А что подошло бы вашему малышу: бег, прыжки или что-то другое?

Топ-10 необычных видов спорта для детей. Часть 1

Источник

Виды легкой атлетики для детей

Легкая атлетика это общее название нескольких дисциплин, которые входят в программу Олимпийских игр. На сегодняшний день в этом виде спорта задействовано огромное количество спортсменов всех возрастов.

Легкая атлетика для детей имеет массу преимуществ, ведь этот вид спорта развивает в ребенке выносливость, быстроту реакции, укрепляет иммунитет и способствует правильному физическому развитию. По мнению специалистов, оптимальным возрастом для начала занятий легкой атлетикой считается 7 лет. Именно в этом возрасте ребенок понимает уже все правила дисциплины и требования тренера.

Виды легкой атлетики для детей

Виды легкой атлетики для детей достаточно разнообразны. Всего в этом виде спорта выделяют 5 основных дисциплин, это:

  • Прыжки. Прыжки могут быть на дальность или через вертикальные препятствия. Прыжки через вертикальные препятствие делятся на прыжки в высоту или прыжки с шестом. Соревнования на дальность могут включать в себя прыжки в длину с разбега и тройные прыжки с разбега;
  • Бег. К беговым видам легкой атлетики относятся бег с препятствиями, эстафетный бег, барьерный бег, кроссовый бег и гладкий бег. В зависимости от выбранной дисциплины соревнования могут проводиться как на стадионе, так и в спортивном зале. Все беговые виды легкой атлетики требуют от спортсмена выносливости и умения распределять собственные силы;
  • Ходьба. Спортивная ходьба является олимпийской легкоатлетической дисциплиной. Несмотря на кажущуюся легкость, спортивная ходьба требует от спортсмена выносливости и самодисциплины;
  • Метания. Смысл метательных дисциплин заключается в перемещении снаряда на максимальное расстояние. Метать можно ядро, копье, молот или диск. Метания делятся на три категории – метание из круга, толкание из круга и метание с разбега;
  • Многоборья. Многоборья – это целый ряд олимпийских дисциплин. В зависимости от выбора дисциплины в нее могут входить отдельные виды бега, прыжков, метаний и ходьбы. Детям школьного возраста доступно многоборье.

Любой вид легкой атлетики считается очень полезным для детского развития. Бег и прыжки – это наиболее органичная физическая нагрузка в детском возрасте, и именно эти упражнения помогают развивать мышцы, укреплять осанку, повышать выносливость и сопротивляемость организма различным инфекциям и вирусам. Выбрать секцию в своем городе вы можете в нашем каталоге секций.

Каким детям подойдут занятия легкой атлетикой

Чтобы понять, подходит ли вашему ребенку легкая атлетика, можно пройти специальный тест, а можно просто понаблюдать за малышом. Если он активен, с удовольствием играет с мячом, в догонялки и жмурки, постоянно тянет вас гулять на улицу – любой легкоатлетический вид спорта будет ему в радость и пойдет на пользу.

Исключение составляют гиперактивные дети. Такие малыши не в состоянии слушать тренера и соблюдать дисциплину, поэтому легкая атлетика для них не подходит. Гиперактивных детей лучше отдавать на восточные единоборства, где ребята учатся контролировать свои эмоции и концентрировать энергию.

Если вы не знаете, как определить вид спорта для ребенка, воспользуйтесь нашим тестом здесь.

Начало спортивной карьеры

Большинство тренеров склоняются к тому, что начало спортивной карьеры в легкой атлетике должно приходиться на возраст не ранее 7 лет. Дело в том, что все дисциплины, относящиеся к легкой атлетике, имеют соревновательный момент.

Это значит, что юный спортсмен должен не только выполнять физические упражнения, но и четко слушать команды тренера. К примеру, бег, здесь важно научить ребенка вовремя стартовать, распределять свои силы. Дети до 7 лет трудно обучаются этим азам, они могут раньше времени срываться с места или и наоборот стартовать с опозданием. Малыши не умеют чувствовать свое тело, что уже на старте приводит к большому расходу энергии.

Ребята школьного возраста уже понимают, что от них требуется и их обучение проходит намного быстрее и проще. Отдавая ребенка в секцию, заведите спортивный дневник, в этом случае вы будите четко отслеживать прогресс тренировок, а тренер сможет оценить потенциал малыша.

Легкая атлетика для детей младшего школьного возраста

Легкая атлетика для детей младшего школьного возраста начинается с уроков физкультуры. Здесь ребята прыгают в длину, бегают кроссы, прыгают через спортивные снаряды и тд. Однако такие занятия нельзя назвать полноценными тренировками. Если же вы решили отдать школьника в профессиональный спорт, нужно определиться с видом легкой атлетики.

В этом вопросе можно посоветоваться с тренером, но специалисты советуют выбирать вид спорта в соответствии с физическими особенностями, а именно:

  • Ваш ребенок выше своих сверстников и у него длинные ноги – лучшим видом легкой атлетики для него станут прыжки. Прыжки могут быть любые в длину, с шестом, через препятствие;
  • Малыш худенький и небольшого роста – это отличный бегун. Такие ребята показывают повышенную выносливость и становятся отличными бегунами, особенно на дальние дистанции;
  • Если школьник настоящий богатырь – ему отлично подойдут дисциплины с метанием снарядов. В эти секции можно отдавать даже слегка полных ребят, ведь именно они показывают наибольшую силу и могут стать настоящими чемпионами.

Какой бы вид спорта вы бы не выбрали, помните, что при поступлении в секцию необходимо оформить детскую спортивную страховку. Для ребят младшего школьного возраста специалисты рекомендуют полис с покрытием 24/7, который действует на территории всего мира и покрывает любые несчастные случаи и травмы.

Легкая атлетика в домашних условиях

Легкая атлетика в домашних условиях – это просто невозможно. Атлеты должны получать равномерные нагрузки на все группы мышц и тренироваться только в присутствии тренерского состава. Тренер должен в живую оценивать способности каждого спортсмена, чтобы иметь возможность корректировать нагрузки и прогнозировать дальнейшие успехи.

С чего начинается тренировка

Как и любая тренировка, занятие легкой атлетикой начинается с разминки. Именно разминка является базовым элементом любой тренировки, ведь она подготавливает тело к физической нагрузке. Отсутствие разминки и разогрева может привести к серьезным травмам, которые надолго могут вывести спортсмена из строя.

На первых занятиях разминка проходит под руководством тренера, но позже каждый юный спортсмен должен разминаться самостоятельно, еще до начала тренировки.

Разминка состоит из двух важных этапов, а именно:

  • Разогрев. Разогрев мышц достигается легкой пробежкой с небольшим ускорением. На этом этапе важно не перегрузить мышцы, чтобы после тренировки не испытывать боли и неприятные ощущения;
  • Растяжка. Для растяжки спортсмены используют специальные упражнения, такие как выпады, наклоны, повороты и тд. Растяжка помогает избегать перегрузки мышц при тренировке, а также различных травм, таких как растяжение или разрыв связок.
Читайте также:  Пассивное питание показания и противопоказания

Если один из этих этапов не выполняется, у ребенка серьезно возрастает риск спортивной травмы. Ранние травмы, в самом начале спортивной карьеры могут напрочь отбить желание заниматься спортом. Именно поэтому если ребенок опаздывает на тренировку и родители понимают, что он уже не сможет сделать со всеми разминку, лучше отложить занятие до следующего раза.

План тренировок по легкой атлетике для детей

План тренировок по легкой атлетике для детей может составлять только тренер. План занятий разрабатывается с учетом возраста юных спортсменов, их уровня физической подготовки и продолжительности занятости в спорте.

После разминки и растяжки дети приступают к основной тренировке. На этом этапе они учатся правильно выполнять следующие упражнения:

  • Бег на короткие и длинные дистанции с ускорением;
  • Прыжки в длину и высоту, прыжки с шестом;
  • Осваивают навыки спортивной ходьбы;
  • Метание снарядов малого веса;
  • Многоборье и эстафеты.

В среднем одна тренировка длится 2-2.5 часа. На первых этапах дети занимаются один раз в день, преимущественно утром. По достижении 15 лет тренер может вводить вторую тренировку. Обычно по две тренировки в день проходят у юных спортсменов, посещающих спортивную школу и готовящихся к серьезной спортивной карьере.

Нормативы для детей

Нормативы в легкой атлетике для детей прописаны в ЕВСК (Единая всероссийская спортивная квалификация). Этот документ обновляется 1 раз в 4 года и содержит нормативы по всем легкоатлетическим дисциплинам. Выполнение этих нормативов является основание для присвоения спортивной квалификации (разряда).

Помимо выполнения нормативов также необходимо соблюсти возрастные и иные требования для присвоения спортивной квалификации.

Легкая атлетика для детей – это один из самых безопасных видов спорта. Несмотря на то, что спортсмены могут получать травмы, чаще всего это легкие ушибы и растяжения, не требующие госпитализации и долгой реабилитации. Наряду с этим легкая атлетика несет колоссальную пользу для ребенка, это и физическое развитие, и укрепление иммунитета, и укрепление нервной системы и тд.

Источник

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА — один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий различные упражнения в беге, спортивной ходьбе, прыжках и метании. В спортивной классификации насчитывается св. 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе Олимпийских игр — 24 вида легкоатлетических упражнений для мужчин и 16 — для женщин.

Бег — основное упражнение в Л. а., оказывающее наиболее разностороннее воздействие на организм, поскольку в работу вовлекаются почти все мышцы тела и активизируется деятельность физиол. систем. Интенсивность и продолжительность воздействия упражнений в беге на организм определяется длиной дистанции. Чем она короче, тем интенсивнее работа. Бег на короткие дистанции (от 60 до 400 ж) и бег с барьерами выполняется с максимальной интенсивностью, это типичное упражнение на быстроту. Бег на средние дистанции (800— 1500 м) представляет собой работу субмаксимальной интенсивности. Бег на длинные (3—10 тыс. м) и сверхдлинные дистанции (до 42 км 195 м) и бег с препятствиями выполняется с большой и умеренной интенсивностью и по характеру воздействия на организм представляет собой упражнение на выносливость. Чем длиннее дистанция бега, тем физиол, сдвиги в организме (учащение сердечных сокращений и дыхания, повышение систолического и минутного объема крови, повышение АД и др.) выражены больше и восстановительный период длительнее (см. Бег).

Спортивная ходьба — упражнение, в к-ром движения носят циклический характер; отличается от бега отсутствием так наз. фазы полета, а от обычной ходьбы — более энергичными движениями с большей амплитудой. Основные дистанции в соревнованиях мужчин — 20 и 50 км, юношей — 3—10 км. Занятия спортивной ходьбой развивают выносливость. При напряженных тренировках и соревнованиях отмечаются большие функциональные сдвиги в организме: потребление кислорода достигает 1,5—2,5 л/мин, легочная вентиляция — — 15—25 л/мин, частота сердечных сокращений—180—200 ударов в 1 мин., систолическое АД — до 180—200 мм рт. ст. и более, потеря веса — до 3—4 кг. Восстановительный период после тренировок и соревнований — иногда до 1 — 2 сут. и более; длительность его зависит от степени тренированности спортсмена.

Прыжки (в длину, высоту, тройной и с шестом) — упражнения скоростно-силового характера с ациклическими движениями, сочетающие в себе элементы бега на короткие дистанции (разбег) и включающие сложный координационный акт, связанный с отталкиванием, полетом и приземлением. Предъявляют большие требования к нервной и мышечной системе, вестибулярному, зрительному, тактильному анализаторам. Сдвиги в кровообращении и дыхании сравнительно невелики в связи с кратковременностью нагрузки: частота сердечных сокращений не превышает обычно 140—160 ударов в 1 мин., систолическое АД — 150— 160 мм рт. ст., систолический объем крови 80—100 мл, потеря веса — 0,2—0,5 кг. Восстановительный период в пределах 20—30 мин., но поскольку в тренировке и соревнованиях упражнения повторяются многократно, сдвиги могут достигать значительно больших величин и восстановительный период затягивается иногда до нескольких часов.

Метания — упражнения в бросании различных снарядов на дальность. Подразделяются на несколько видов: метание диска, молота, копья, гранаты, мяча, толкание ядра и др. Метания представляют собой упражнения с ациклическим типом движения скоростно-силового характера, требующим высокого уровня развития мышечной силы, быстроты и координации движений. Наибольшие физиол, сдвиги при метаниях наблюдаются со стороны мышечной, нервной системы и вестибулярного анализатора. Сдвиги в функциях кровообращения и дыхания сравнительно невелики. Но поскольку соревнования (как и в прыжках) продолжаются длительное время (до нескольких часов), в целом затрата энергии велика и восстановительный период может удлиниться до 2—3 час.

Многоборье — комплексный вид Л. а.— сочетание различных видов бега, прыжков и метаний. Классические виды многоборья для взрослых — десятиборье для мужчин (бег на 100, 400, 1500 м и 110 м с барьерами, прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья и диска, толкание ядра) и пятиборье для женщин (бег на 200 м и 80 м с барьерами, прыжки в длину и высоту, толкание ядра). Занятия многоборьем предъявляют наибольшие требования к организму и способствуют разностороннему физ. развитию, поскольку условия тренировки и соревнования требуют смены различных физ. упражнений. Физиол, сдвиги после каждого упражнения обусловлены его характером, суммарный расход энергии и сдвиги в деятельности различных систем достигают значительных величин. Соревнования проводятся на протяжении двух дней. Период восстановления затягивается до 24 час. и более.

Читайте также:  Супрастин противопоказания при лактации

Влияние занятий легкой атлетикой на организм

Регулярные, систематические занятия Л. а. способствуют гармоничному физ. развитию, укреплению здоровья, формированию разнообразных жизненно важных двигательных навыков, развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости, расширению функц, возможностей организма, повышению его сопротивляемости и устойчивости к неблагоприятным метеорол, воздействиям. Степень воздействия отдельных видов легкоатлетических упражнений на организм обусловлена их характером, интенсивностью и продолжительностью. У спортсменов-легкоатлетов увеличивается мышечная масса, способность к максимальному напряжению и расслаблению, возрастает мышечная сила (особенно у спринтеров, метателей и прыгунов), совершенствуется координация движений, увеличивается быстрота и точность двигательных реакций. Наиболее быстрой реакцией отличаются спринтеры, прыгуны и метатели. Функция анализаторов (особенно зрительного и вестибулярного) в наибольшей степени совершенствуется у прыгунов и метателей. У регулярно тренирующихся легкоатлетов совершенствуются функции дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких (до 5—6 тыс. мл и более) и максимальная легочная вентиляция (до 150— 200 л/мин), а также повышается диффузионная способность легких и тканевое дыхание. Возрастает устойчивость К гипоксии. Значительно расширяются функц, возможности сердечно-сосудистой системы. Объем сердца увеличивается до 800—1000 см3 и более, развивается умеренная гипертрофия миокарда, работа сердечно-сосудистой системы становится более экономной: пульс урежается до 40—64 ударов в 1 мин., систолическое АД снижается до 100 —115 мм рт. ст., увеличивается систолический объем, несколько замедляется кровоток, удлиняется диастола, повышается сократительная способность миокарда, снижается периферическое сопротивление крови. Повышение функц, возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы в процессе регулярных занятий Л. а. тем больше, чем выше в ней удельный вес упражнений, способствующих развитию выносливости, т. е. при занятиях бегом, спортивной ходьбой, многоборьем. Изменения нервной, мышечной систем и анализаторов наиболее выражены у спортсменов, занимающихся бегом с барьерами, метанием и многоборьем.

Легкоатлеты обладают, как правило, пропорциональным телосложением. Спортсмены, специализирующиеся в разных видах Л. а., имеют некоторые характерные морфофункциональные особенности, способствующие достижению высоких спортивных результатов. Так, бегуны на длинные дистанции чаще бывают среднего роста с относительно небольшим весом тела, большим дыхательным объемом легких. Спортсмены, специализирующиеся в беге с барьерами, и прыгуны, как правило, отличаются высоким ростом, относительно небольшим весом тела, длинными ногами с хорошо развитой мускулатурой; метатели — высоким ростом, большим весом тела, широкими плечами, мощной мускулатурой, большой физ. силой.

Врачебный контроль

В процессе отбора спортсменов для занятии Л. а. и в процессе занятий весьма важен квалифицированный врачебный контроль. Его задача — содействовать максимальному оздоровительному эффекту занятий, предупреждению заболеваний и травм и др. Противопоказания для занятий Л. а. совпадают с общими противопоказаниями для занятий спортом (см. Врачебный контроль). Спортивную тренировку в беге на короткие дистанции, в прыжках в длину и высоту можно начинать у детей с 10—12 лет, в барьерном беге и метаниях — с 13—14, в прыжках с шестом — с 15 — 16 лет. К соревнованиям спортсмены допускаются после 1 — 1,5 лет систематических занятий. Соревнования и тренировки проводятся по следующим возрастным группам: подростковая (11 — 12 лет), младшая юношеская (13—16 лет), старшая юношеская (16 — 17 лет), юношеская (18—19 лет), молодежная (20 лет — 21 год). Длина дистанции, вес снарядов, высота барьеров определяются с учетом возрастных и половых особенностей спортсменов. Так, для детей и женщин исключаются соревнования в беге на длинные и сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе, в метании молота, прыжках с шестом, тройном прыжке (для женщин), десятиборье.

Из наиболее часто встречающихся у легкоатлетов травм следует отметить миозиты и повреждения мышечных волокон двух -, четырехглавой мыщцы бедра, растяжения связок голеностопных суставов у бегунов на короткие дистанции и прыгунов (у последних, кроме того, ушибы области пятки и повреждения пяточной кости); воспаления и повреждения пяточного (ахиллова) сухожилия, периоститы большеберцовой кости, повреждения сумочно-связочных образований голеностопных суставов у бегунов на средние и длинные дистанции; повреждения сумочно-связочных образований плечевого, локтевого суставов и кисти, а также мышц плечевого пояса у метателей. При нерациональной тренировке и физ. перенапряжении могут наблюдаться дистрофические изменения миокарда (преимущественно у спортсменов, занимающихся видами Л. а., развивающими выносливость), остеохондроз позвоночника и радикулиты (гл. обр. у метателей).

Основной метод профилактики указанных заболеваний и травм — правильный режим и методика тренировки, соответствие используемых нагрузок возрасту, полу, здоровью, уровню подготовленности занимающихся, достаточные интервалы отдыха между занятиями или соревнованиями с использованием восстановительных мероприятий (массажа, теплого душа и др.), проведение полноценной разминки и заключительной части занятия, широкое использование упражнений на расслабление в процессе тренировки, соответствие гиг. условий, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсменов правилам соревнований, соблюдение правил личной гигиены, правильный общий режим и питание, регулярный врачебный и педагогический контроль, а также самоконтроль спортсмена (см.).

Общедоступность легкоатлетических упражнений, основанных на естественных движениях человека, возможность легко варьировать нагрузку, проводить занятия в любое время года в любых условиях (как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе) делают Л. а. ценным средством физического воспитания. Легкоатлетические упражнения — основа всех ступеней Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО (см. Готов к труду и обороне СССР), в том или ином объеме они входят в программу физического воспитания школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, в программы оздоровительных занятий с лицами среднего и старшего возраста. Элементы Л. а. (бег, спортивная ходьба) широко используются также в системе реабилитации и лечебной физкультуры (см.).

См. также Олимпийские игры.

Библиография: Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки, под ред. Н. Д. Граевской и С. П. Летунова, М., 1966; ГраевскаяН. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему, М., 1 975, библиогр.; Легкая атлетика, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, М., 1972; Основы легкой атлетики, сост. А. Ф. Бойко, М., 1976; Физиология человека, под ред. Н. В. Зимкина, М., 1975.

Источник