Медицинские противопоказания для дцп

Медицинские противопоказания для дцп thumbnail

детский церебральный паралич реабилитация

Реабилитация детей с двигательными нарушениями — это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А.)

При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)

Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи.

  • 1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесие во время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.
  • 2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.
  • 3. Развитие зрительно-моторной координации.
  • 4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
  • 5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Поскольку, как правило, ДЦП — врожденное или очень раннее заболевание, физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинать как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявление двигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственные движения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки. (Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)

Естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30минутными занятиями лечебной гимнастикой. Важно проводить также коллективные физкультурные занятия с детьми, страдающими ДЦП, в процессе которых у детей формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, а также развиваются воля, чувство товарищества и взаимопомощи, формируется интерес к движениям. Основными задачами физкультурных занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивных мероприятий — катание на велосипеде, лыжах, плавание. Каждое физкультурное занятие является комплексным, включающим все виды упражнений и подвижные игры. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. У детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относится ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами. Для детей с ДЦП особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Это обеспечивает выполнение одной из основных задач физического воспитания — совершенствование систем организма и закаливание ребенка. При обучении движениям детей с ДЦП решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемов физического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным, развивающим и воспитательным задачам. При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной нагрузки является частота пульса. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части — на 40%. После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы. Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связано с лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видов физических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинские данные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом. Лечебная гимнастика проводится индивидуально и малогрупповым методом, физкультурные занятия — малогрупповым методом и фронтально с половиной группы детей (6-7 человек). Начальные спортивные навыки усваиваются индивидуально под руководством методиста лечебной физкультуры или воспитателя. (Мастюкова Е.М., 1991, с.39-44)

Читайте также:  Эпидуральная анестезия противопоказания тромбоциты

Источник

Показания и противопоказания при использовании средств физической культуры

Страница 1

Реабилитация детей с двигательными нарушениями — это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно- мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А. с соавт.,2000,с.9)

При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)

Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи.

1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесие во время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.

2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Поскольку, как правило, ДЦП – врожденное или очень раннее заболевание, физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинать как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявление двигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственные движения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки.(Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)

Страницы: 1 2

Смотрите также

Зубные пасты
Зубная паста — это сложносоставная система, в формировании которой
участвуют абразивные, увлажняющие, связующие, пенообразующие,
поверхностно-активные компоненты, консерванты, вкусовые наполнители, …

Экстракорпоральные методы лечения
При
проведении церебральной реанимации с успехом используются Экстракорпоральные
методы лечения, такие как ультрафильтрация крови, фильтрация и сорбция
спинномозговой жидкости. Их использование поз …

Ареал и эколого-фитоценотические условия произрастания
Маклея в естественных условиях на
территории нашей страны не встречается. Ее родина – Юго-Восточный Китай и
Япония, на о.Хонсю. Растет на открытых пространствах – на равнинах и предгорьях,
на лугах …

Источник

Медицинские противопоказания для дцп

ТОП 10:

Детский церебральный паралич (ДЦП) является сложным полиэтиологическим заболеванием ЦНС, приводящим в большинстве случаев к инвалидности с детства. Данные отечественных и зарубежных исследователей говорят о высокой распространенности ДЦП (2–5,8 случаев на 1000 детей). По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь около 5,5 тыс детей и подростков в Беларуси страдают этим заболеванием. ДЦП называют совокупность синдромов, возникающих в результате повреждения мозга на ранних этапах его развития. Это непрогрессирующее состояние, связанное со структурными изменениями в веществе головного мозга. В настоящее время интерес к этому вопросу усиливается, поскольку рождается все больше детей, страдающих ДЦП, при этом современные методы нейровизуализации и новые методы лечения дают надежду на улучшение во многих случаях, считавшихся ранее безнадежными.

Читайте также:  Показания и противопоказания психоанализа

Задачи педиатра, работающего с детьми, страдающими ДЦП:

1. Постановка диагноза, периодическое переосвидетельствование. Иногда за ДЦП принимаются различные нервно-мышечные, дегенеративные, метаболические заболевания, поэтому необходимо точное установление причины заболевания, так как от этого часто зависит прогноз.

2. Оценка двигательных расстройств, а также нарушений функций других органов. Часто у больных ДЦП наблюдаются нарушения поведения, эпилептические приступы, имеются проблемы со зрением, слухом, самостоятельным приемом пищи и т.д.

3. Информирование родителей больного ребенка должно происходить в тактичной форме. Необходимо несколько раз повторить диагноз, так как родители не сразу понимают всю серьезность положения. Следует сразу обратить их внимание на то, что церебральный паралич не может быть вылечен, но состояние и качество жизни ребенка часто могут быть значительно улучшены. При беседе с семьей больного требуется максимально полно осветить перспективы дальнейшей жизни больного и его близких; дать представление об основных социальных проблемах больных ДЦП; об особенностях школьного (или домашнего) обучения таких детей. Многие родители быстро разочаровываются в проводимой терапии и ищут возможности «чудесных» альтернативных методов лечения. Убедить их в бесполезности подобных поисков практически невозможно, поэтому необходимо хотя бы грамотно объяснить основные принципы ведения больного, чтобы в поисках лучшего метода родители не смогли навредить своему ребенку.

4. Выбор метода лечения зависит от клинических проявлений ДЦП у ребенка. Лечение должно быть комплексным с участием врачей разных специальностей: педиатры, неврологи, психиатры, ортопеды и др.

При прогнозировании возможностей социально-трудовой реабилитации детей с ДЦП, формировании ИПР и абилитации этих больных, врачу-эксперту, врачу-реабилитологу необходимо учитывать не только ряд медико-биологических факторов и клинико-функциональные показатели, но и личностные особенности таких больных, возможности их психической адаптации, так как эффективность социально-трудового устройства во многом определяется именно этими факторами.

Лечение в местных психоневрологических санаториях показано больным ДЦП различной этиологии на фоне задержки психического развития или олигофрении в степени умеренной дебильности, с двигательными расстройствами разной тяжести, не требующими постоянного индивидуального ухода.

В местные санатории для детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и на курорты направляют больных ДЦП с двигательными расстройствами легкой и средней тяжести при нормальном интеллекте и отсутствии эпилептических припадков, с контрактурами, тугоподвижностью и другими изменениями опорно-двигательного аппарата, требующими ортопедической коррекции.

Противопоказано направление в санатории при тяжелой обездвиженности, тяжелых расстройствах тонуса, глубоких нарушениях функций тазовых органов, олигофрении. Продолжительность лечения в местных санаториях – 3 мес, на курортах – 60 дней. В местные санатории можно направлять детей в возрасте 1–14 лет, на санаторно-курортное лечение детей 3–14 лет. Повторный курс санаторно-курортного лечения не рекомендуется проводить раньше, чем через год.

Применяются разные методы физиотерапии (УФО, импульсные токи, лекарственный электрофорез, микроволны, ЭП УВЧ, минеральные ванны, озокерито- и парафинолечение и др.).

Противопоказанием для физиотерапии при ДЦП являются выраженная гидроцефалия, эпилептические припадки, глубокая умственная отсталость, общие противопоказания для физиотерапии (тяжелое общее состояние, высокая температура тела, повышенная кровоточивость, активный туберкулез, недостаточность функции почек).

В комплексном лечении детей широко применяются лечебные ванны (пресные, хвойные, соляные, радоновые), благоприятно влияющие на состояние нервной системы, кровообращение, обмен веществ, двигательные функции.

ЛГ в воде (гидрокинезотерапия) проводится при температуре воды 32–34оС, продолжительность от 10–12 до 25 мин, 12–15 процедур на курс лечения.

Подводный душ-массаж проводится у детей школьного возраста при наличии контрактур (давление не более 1,5–2 ата, продолжительность 5–15 мин, 10–15 процедур на курс лечения).

Тепловые процедуры вызывают согревание тканей, расширение сосудов, увеличивают крово- и лимфообращение, улучшают трофические и регенераторные процессы, снижают мышечный тонус, увеличивают эластичность мышц и связок, уменьшают контрактуры.

Озокерито-парафинолечение и горячие шерстяные укутывания лучше проводить перед ЛГ, упражнениями на растяжение. Одним из эффективных методов курортного лечения является грязелечение по разным методикам. Противопоказания для грязелечения такие же, как и для аппаратной физиотерапии. Дополнительными противопоказаними являются: судорожный синдром, вторичная гидроцефалия в стадии субкомпенсации, выраженная адинамия, глубокая церебростения, психомоторное возбуждение.

Применяется также метод индуктотермии (магнитное поле высокой частоты), ЭП УВЧ, лечение микроволнами. При этих методах лечения усиливается кровообращение, процессы обмена, активизируется деятельность ферментов, уменьшающих явления спазма, болевые ощущения.

С целью улучшения функции ослабленных мышц, повышения тонуса и силы, уменьшения дистрофических изменений, для обучения больных активному сокращению мышц конечностей используется электростимуляция. В целях тренировки мышц и коррекции двигательных нарушений применяется метод функционального биоуправления мышц с помощью аппарата «Сигнал КД».

Диадинамические токи обладают обезболивающим действием.

При МР больных ДЦП используется гальванизация и лекарственный электрофорез.

При лечении контрактур у детей старшего возраста используется ультразвуковая терапия.

Для общеукрепляющего действия, улучшения минерального обмена, терморегуляции, повышения иммунологической резистентности применяется УФО. Для воздействия на ЦНС применяется электросон.

С целью воздействия на БАТ рекомендуется инфракрасное излучение.

Существенную роль в повышении защитных сил организма, улучшении окислительно-восстановительных процессов, физического и психического развития детей играет климатолечение. Противопоказаниями к солнечным ваннам у больных с ДЦП является резко повышенная нервная возбудимость, эпилепсия, гидроцефалия, резкое истощение, общие противопоказания для физиотерапии.

В комплексе восстановительного лечения при ДЦП огромное значение имеет ЛГ.

При лечении ребенка, больного ДЦП, особое значение следует придавать соблюдению правил безопасности, созданию спокойной обстановки. Перед началом лечения ребенку следует объяснить, как нужно вести себя во время процедуры, какие могут быть ощущения, как на них реагировать. Эффективность применения физических факторов зависит не только от поведения ребенка, но и от его активного отношения к лечению. Неблагоприятные внешние условия могут привести к образованию отрицательного отношения к процедуре, ухудшить результаты лечения. В физиотерапевтическом кабинете должна быть соответствующая мебель, моющиеся игрушки, необходимо соблюдать тишину, поддерживать соответствующую температуру, иметь запас чистого белья. После процедуры ребенок должен отдыхать.

Используются препараты для перорального приема. Нужно отметить, что все методы фармакотерапии имеют весьма ограниченные возможности, многие из них обладают выраженными побочными эффектами, поэтому использование этих препаратов в детской практике показано далеко не всегда.

В середине 90-х годов появились первые публикации об использовании препарата Ботокс (Botox) с целью снижения тонуса мышц, участвующих в построении патологического двигательного стереотипа у больных со спастическими формами ДЦП. Названный препарат создан в США на основе токсина ботулизма, который после специальной многоступенчатой обработки в виде фармакологического агента был впервые применен в офтальмологической практике для лечения стробизма и блефароспазма.

Наряду с этим, в Англии разработали аналогичный препарат, получивший название Диспорт (Disporth). При сравнительном анализе было установлено, что 1 единица Диспорта содержит 3–4 единицы Ботокса.

Читайте также:  Маска для волос с дрожжами противопоказания

Патогенетическое воздействие рассматриваемых средств заключается в том, что в результате их введения ингибируется выброс ацетилхолина из везикул пресинаптических терминалей периферического мотонейрона. Эта трансмиттерная блокада в свою очередь прерывает синаптическую передачу импульса с нервного волокна на мышцу, уменьшая тем самым ее спазм.

Инъекция Ботокса проводится одновременно и избирательно в те мышцы-агонисты, которые являются ключевыми в формировании патологических мышечных синергий, сопровождающих спастическую диплегию или гемипарез при ДЦП. Применение Ботокса максимально эффективно в возрасте больных от 2 до 6 лет.

Эффект от введения препарата длится в среднем 3–4 мес, после чего явления спастики рецидивируют и требуется повторение инъекции. Это связано с тем, что в зоне упомянутой выше трансмиттерной блокады прорастают новые терминали периферического мотонейрона, ацетилхолин начинает вновь поступать в синаптическую щель, импульсация восстанавливается и уровень мышечного спазма возвращается практически к исходному. Однако по сравнению со всеми применявшимися до Ботокса миорелаксирующими средствами последний обладает максимально пролонгированным действием, и это его отличительное качество успешно используется реабилитологами для преодоления симптомов апраксии и воспитания новых двигательных навыков и умений у больных с рассматриваемой патологией.

Но говорить о широком применении Ботокса у нас в стране пока не приходится: препарат дорог и, несмотря на признание его специалистами и соответствующую сертификацию, рассматривать данное средство как вполне доступное для приобретения в настоящее время не представляется возможным.

В МР больных с различными формами ДЦП все более прочные позиции занимают методы так называемой сенсорной коррекции. Хрестоматийным является тот факт, что сенсорный поток при данном заболевании депривирован, извращен, и это относится прежде всего к проприоцептивной чувствительности, функционированию целого ряда анализаторных систем и высших корковых функций (в первую очередь к перциптивным процессам). С внедрением в реабилитологическую практику комплекса «сенсорная комната», разработанного в Голландии в начале 80-х годов, возможности комбинированного воздействия на афферентные системы как на полиморфную мишень на фоне стимуляции такого важного звена эмоционально-волевой сферы, как мотивация к действию, многократно возросли.

«Сенсорная комната» представляет собой своеобразный тренажерный зал, где коррекция нарушенных двигательных функций эффективно потенцируется синхронной возможностью гашения нередуцированных примитивных тонических рефлексов, коррекцией процессов восприятия, внимания и т.д. «Сенсорная комната» укомплексовывается весьма вариабельно, в зависимости от реабилитационных целей, но для решения названных выше задач в состав ее оборудования обязательно должны входить: «сухой» бассейн; гидроматрац с подогревом: водяные цилиндры высотой от пола до потолка, снабженные особым устройством, обеспечивающим вертикальные пассажи разнокалиберных и разноцветных воздушных пузырей в жидкой среде; стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками, проецируемыми на стены комнаты; стенд для выработки навыков манипулятивной активности, тонкой моторики и стимуляции тактильной чувствительности, снабженный пучком световодов из оптических волокон, меняющих световую окраску непосредственно в руках у ребенка («русалочий хвост»)

Описанная обстановка «сенсорной комнаты», с одной стороны, отвлекает пациента от осознания того, что он лечится, погружает его в атмосферу игры, побуждая позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной реабилитационной задачи, а с другой стороны, она создает адекватные условия для разрушения существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных. В рамках данной работы невозможно изложить подробную методологию использования «сенсорной комнаты», но нельзя не отметить, что положительная динамика, характеризующаяся изменениями нейромоторного, речевого и психологического статуса больных, статистически достоверена, коррелирует с результатами дополнительных методов исследования: ЭЭГ, РЭГ, ЭМГ и компьютерной биомеханографии.

К методам сенсорной коррекции относится и так называемый звуковой луч (от английского sound been), особого рода тренажер, воздействующий на пациента по принципу обратной связи. Он состоит из генератора звуковых колебаний и сенсора, который направляет эти колебания в виде «звукового луча» или конуса на больного. 128 видов звуков, производимых генератором, подразделяются на музыкальную и шумовую шкалу. Здесь можно услышать игру различных музыкальных инструментов и целых оркестров, пение птиц, шум дождя, выстрелы из автомата и многое другое. Ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя звуковой ряд, после чего начинается процесс собственно тренировки. Порог чувствительности сенсора настолько низок, что любое движение пациента, находящегося в фоне звукового конуса, вызывает изменения звучания: по силе, тембру, высоте, четкости и т.д. Правильно выполненная двигательная задача «извлекает» звук из сенсора, неправильное его выполнение обусловливает полное «молчание» последнего.

Создается игровая ситуация, где ребенок не только «добытчик» того или иного звучания, но еще и «аранжировщик» и «звукорежиссер». Он, как и в предыдущем описании, переключает доминанту сознания со скучных и порой нелегких двигательных упражнений на активный интерес к забавному аттракциону и уже самостоятельно контролирует правильность своих действий с помощью слухового анализатора на основе обратной связи.

Использование «звукового луча» целесообразно проводить по принципу: от простого к сложному, и прежде всего потому, что ребенок с первых занятий должен добиваться успеха как результата собственной активности, что в плане стимуляции мотивационных процессов трудно переоценить.

Противопоказаниями для применения двух последних методик являются сопутствующие основному заболеванию гипертензионно-гидроцефальный синдром, текущий эпилептический процесс, декомпенсированная соматическая патология и интеркуррентные инфекции. В ряду методов, направленных на коррекцию двигательного дефекта, обусловленного ДЦП, особое место занимает лечебная верховая езда, или иппотерапия. По разработанной методике выполнение ребенком комплекса специальных упражнений во время движения лошади по манежу в режиме шага, рыси или галопа, что направлено на укрепление антигравитационной мускулатуры, и прежде всего мышц спины, на преодоление нарушений функции равновесия и вестибулярных расстройств, на уменьшение спазма в приводящих мышцах бедер и эквинирования стоп, воспитание функции хвата и других манипулятивных навыков. Кроме того, общение с животным на открытом воздухе оживляет эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний и представлений об окружающем мире, возбуждает его самую активную настроенность на преодоление имеющихся двигательных проблем. Верхом на лошади прекрасно держится не только не ходячий, но даже не стоящий ребенок, буквально на глазах формируя отсутствовавшие до того признаки вертикализации и другие стато-моторные навыки.

Наряду с консервативными средствами восстановительного лечения, а также в случаях, когда их потенциал очевидно не достаточен или исчерпан, применяются методы оперативной коррекции двигательных нарушений, обусловленных ДЦП.

В этой связи необходимо отметить, что наряду с использованием традиционных нейроортопедических подходов, характеризующихся работой хирурга непосредственно на спазмированных мышцах, их сухожилиях, деформированных или недоразвитых суставах, в последнее время все шире применяются методы функциональной нейрохирургии.

Перспективным методом является хроническая эпидуральная электростимуляция на уровне поясничного утолщения спинного мозга. Метод основан на представлении о том, что в упомянутой зоне располагаются так называемые «спинальные генераторы локомоции», обеспечивающие координированную мышечную активность при ходьбе. Известно, что при ДЦП нарушается влияние структур головного мозга, ответственных за обеспечение позы и ходьбы, на мотонейроны спинного мозга, что приводит к задержке редукции примитивных тонических рефлексов и патологическому характеру развития произвольной моторики.

Заслуживает внимания и метод хронического интратекального введения препарата Баклофен (Baklofen), который, как известно, представляет из себя производное гаммааминомасляной кислоты (ГАМК). Наиболее важным в механизме его действия является пресинаптическое подавление выброса возбуждающего трансмиттера терминалями первичных афферентных волокон.

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные методики малоэффективны при