Медицинские противопоказания для профессии инженер
Презентация профессии
Инженер — это специалист с высшим техническим образованием. Они работают практически в каждой отрасли народного хозяйства (на заводах и фабриках, на шахтах и стройках, в НИИ, в военном деле, в авиации и на транспорте, в агропромышленном комплексе). Инженеры принимают участие в производстве всех материальных благ общества – от продуктов питания и товаров повседневного спроса, до сложных вычислительных машин и космических ракет. От современных и прогрессивных технологий зависит эффективность производства и качество выпускаемой продукции на любом предприятии.
Инженерные профессии – самые массовые профессии высококвалифицированного труда.
Современный инженер – это специалист, обладающий высокой культурой и хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач, и обладающий способностью к изобретательству. Конкретные задачи инженерного труда и требования профессии зависят от того, к какой профессиональной группе она принадлежит.
Высокая востребованность профессии инженера-механика на сегодняшний день связана с активизацией производственных предприятий в агропромышленном, нефтедобывающем, машиностроительном и прочих комплексах. В период внедрения инноваций в России спрос на этих специалистов будет только возрастать.
Преимущества профессии: большое количество вариантов специализации и областей применения.
Ограничения профессии: наибольшая заработная плата у инженеров-механиков на крупных промышленных предприятиях, в инвестиционных проектах.
Тип и класс профессии
Профессия инженера-механика относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на создание, конструирование, наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами. В этой профессии требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, склонности к работе с техническими системами и устройствами.
Дополнительный тип профессии: «Человек-Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия инженера-механика относится к классу эвристических (творческих), она связана с анализом, исследованиями и испытаниями. Такая профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание деятельности
Инженер-механик работает на промышленных предприятиях, в сельскохозяйственных производствах, в проектных, конструкторских и научных организациях. Он проектирует, конструирует и эксплуатирует механическое оборудование, машины, устройства и аппараты, автоматические линии, средства и системы комплексной механизации и автоматизации производства. Инженер-механик в процессе своей работы организует и проводит их монтаж, наладку, испытания, обслуживание, анализирует условия и режим работы. Он также разрабатывает, планирует и организует технологические процессы, выбирая оптимальные условия их проведения, управляет ими с применением средств автоматизации.
Инженер-механик планирует и проводит ремонт машин, составляет технические задания на реконструкцию действующих и создание новых установок, конструкций и оборудования, разрабатывает комплексные проекты предприятий отраслевого машиностроения, рассчитывает экономическую эффективность внедряемых технологических и проектных решений.
Главное в ежедневной деятельности инженера-механика связана с технологией и организацией производственных процессов и средствами технического обслуживания, а также диагностирования техники. Конкретное содержание деятельности инженера-механика отличается в зависимости от места его работы (на производстве или в научно-исследовательской лаборатории, в производстве пищевых продуктов или промышленных товаров, в агропромышленном комплексе).
Например, инженер машиностроительного завода работает в цехе. Он контролирует технологию сварки, помогает сварщикам в прочтении чертежа, проектирует и изготовляет оснастку. Он производит систематизацию и учет изготовленной оснастки, проверяет техническую и конструкторскую документацию, а также работает с опытной документацией. Он лично проверяет технические процессы сборки и сварки изделий и руководит сварщиками на этапе сборочно-сварочных работ. Он производит ежедневный контроль качества сварных швов, выявляет брак, проводит опытные работы.
А инженер-механик в агропромышленном комплексе организует работу машино-тракторного парка сельскохозяйственной организации, осуществляет обеспечение запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми в эксплуатации.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии инженера-механика необходимы базовые знания по математике, физике, начертательной геометрии, черчению, механике.
Квалифицированный инженер-механик должен знать:
- материаловеление;
- теорию машин и механизмов;
- вычислительную технику;
- автоматику и автоматизацию производственных процессов;
- типовые технологические процессы и режимы производства;
- технологический процесс производства продукции на своем предприятии;
- перспективы технического развития предприятия;
- стандарты и технические условия;
- свойства и назначение обрабатываемых материалов и полуфабрикатов;
- конструкцию изделий или состав производимого продукта;
- системы и методы проектирования технологических процессов и режимов производства;
- методы испытания и технические требования, предъявляемые к качеству продукции;
- виды брака и способы его предупреждения;
- экономику соответствующей отрасли.
- основы организации труда (охрана труда, техника безопасности, производственная санитария и противопожарная защита) при проектировании технологических процессов.
Квалифицированный инженер-механик должен уметь:
- проектировать технологические линии;
- анализировать, обобщать и систематизировать большие массивы информации, связанные с технологическими процессами и режимами производства;
- представлять в уме отдельные стадии технологического процесса, их особенности;
- планировать размещение оборудования, техники и организацию рабочих мест;
- производить расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
- работать с технической документацией;
- руководить подчиненными.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве инженера-механика необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- способность к концентрации внимания;
- хороший уровень переключаемости и объема внимания;
- склонность к работе с информацией;
- высокий уровень развития конструктивного и логического мышления;
- склонность к управленческой работе, организаторские способности;
- склонность к работе с техникой;
- активность и физическая подвижность;
- эмоциональная устойчивость;
- способность принимать быстрые и нестандартные решения, инициативность;
- ответственность.
Условия труда
Инженер-механик работает как в помещении, так и непосредственно на объекте (заводские корпуса, в поле и пр.). Обязательно должен сам соблюдать правила техники безопасности и требовать того же от подчиненных (в некоторых организациях предусмотрено обязательное ношение спецодежды). Работа требует интеллектуальных и организационных усилий.
Инженер-механик использует в работе специальное оборудование и инструменты (в зависимости от специфики места работы).
Инженер-механик ставит задачи другим работникам и контролирует результаты их действий в пределах своей компетенции, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для инженера-механика:
- нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
- заболевания нервной системы;
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- заболевания органов слуха и зрения;
- эндокринные заболевания (например, сахарный диабет);
- нарушение цветоощущения;
- психические заболевания.
Базовое образование
Базовые знания по профессии инженера-механика можно получить в профильных организациях высшего образования.
Пути получения профессии
Получить профессию можно в следующих образовательных организациях:
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»;
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»;
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»;
ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт».
Области применения профессии
Инженеры-механики работают в самых разных областях:
- на производстве (в пищевой и непищевой промышленности);
- в строительстве (обеспечение безопасности объектов и систем);
- на предприятиях агропромышленного комплекса;
- автотранспортных, ремонтных предприятиях различных форм собственности;
- на предприятиях по добыче и переработке природного сырья;
- в специализированных лабораториях научно-исследовательских институтов;
- в технологических лабораториях (разработка новых производственных продуктов);
- на сложных и опасных технических системах (АЭС) и военных объектах;
- на кафедрах образовательных учреждений.
Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития инженера- механика.
Повышение квалификации. Управленческая карьера
Со временем, проявляя инициативу и творческое отношение к работе, имея стаж, опыт работы и достигнув высшей квалификации, инженер-механик может претендовать на должность главного инженера. При выборе такого варианта карьеры рекомендуется развивать управленческие навыки, осваивать профессии менеджера, менеджера проекта.
Работая инженером-механиком, со временем можно осваивать близкие специальности в рамках профессии (например, инженер по качеству, инженер-технолог и др.). Можно перейти на работу в контролирующие внешние организации, выполняя функции экспертного контроля.
Научная карьера
В инженерных лабораториях, научно-исследовательских образовательных институтах инженер-механик может выполнить научно-исследовательскую работу. В перспективе можно защитить диссертацию, получить ученую степень кандидата, а затем и доктора технических наук.
Организация собственного дела
Инженер-механик с «предпринимательской жилкой», имеющий опыт внедрения новых видов продукции и навыки проектирования, может решить работать на себя. Особенно если у него есть эксклюзивные современные разработки. Он может начать собственный бизнес. При таком варианте карьеры рекомендуется наращивать предпринимательские навыки и умения, осваивать такие профессии, как предприниматель.
История профессии
В переводе с латинского языка проект – это «брошенный вперед». Проект направлен на создание уникального продукта к определенному моменту в будущем.
Инженер-проектировщик занимается проработкой и доработкой архитектурных чертежей строительных сооружений в части расположения необходимых систем: водоснабжения, канализации, электрической сети, телефонных и интернет-кабелей, вентиляции и кондиционирования, пожарной безопасности. Обычно над каждым проектом работают несколько инженеров-проектировщиков разного профиля.
История профессии инженера-проектировщика берет свое начало в глубокой древности и тесно связана с развитием строительства. Первые водопроводы известны с I тысячелетия до н. э. и упомянуты в Библии. Системы вывода сточных вод были разработаны древними инженерами еще 5000 лет назад в Вавилоне. В древнем Риме перед строительством большого города в основание закладывался водопровод и прокладывались основные коммуникации. Линии связи возникли одновременно с появлением электрического телеграфа более 150 лет назад.
В наше время деятельность инженеров-проектировщиков имеет особое социальное и стратегическое значение. Обязанности инженера-проектировщика варьируются в зависимости от специализации.
Например, инженер-проектировщик объектов делает на основе архитектурного проекта полный комплект чертежей будущей строительной конструкции. Проектировщик инженерных коммуникаций разрабатывает схемы расположения в здании конкретных инженерных систем, выполняет соответствующие чертежи, согласовывает их с другими проектировщиками.
В современных условиях Москвы профессия инженера-проектировщика остро востребована и наилучшим образом подходит для лиц с нарушениями слуха. Профессиональная деятельность протекает преимущественно в предметной сфере с ограниченными контактами с коллегами в процессе работы, и незначительные ограничения по слуху не препятствуют осуществлению деятельности.
Тип и класс профессии
Профессия инженера-проектировщика относится к типу «Человек — Техника», так как связана с созданием технических объектов.
Дополнительный тип профессии — «Человек — Знак», поскольку для выполнения работы используется знаковая информация: цифры, формулы, таблицы, чертежи, схемы.
Класс профессии – эвристический, т.к. она связана с анализом, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений.
Содержание деятельности
Инженер-проектировщик – это специалист в сфере строительства, осуществляющий полный комплекс работ по проектированию зданий и сооружений.
В основные обязанности инженера-проектировщика входит:
предпроектное обследование объектов, анализ исходных данных и технических условий для проектирования;
разработка отдельных разделов проекта;
проектирование систем для объектов различного функционального назначения: промышленных, торговых комплексов, многофункциональных офисных комплексов и др.;
проектирование различных производственных и специальных объектов (заводы, дома, детские сады, школы, автомобильные дороги, транспортные сооружения и т.д.);
анализ, формирование заключений, составление технических заданий, технических отчетов и предложений по оптимизации проектных решений;
осуществление реконструкции действующих предприятий;
расчет конструкций зданий и сооружений;
выполнение чертежей и спецификаций;
проверка и контроль документации на соответствие качеству проектных решений и действующих нормам проектирования;
подготовка комплекта проектной документации к прохождению регламента и экспертизы;
согласование проектной документации с Заказчиком и надзорными органами;
организация и координация процесса проектирования инженерных систем по электроснабжению и электроосвещению;
подбор оборудования;
проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений;
осуществление авторского надзора за строительством;
составление заявок на изобретения.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешной работы инженер-проектировщик должен знать:
основы архитектуры, ее виды;
системы и методы проектирования;
принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
оборудование предприятия, применяемую оснастку и инструмент, технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
средства автоматизации проектирования;
порядок и методы проведения патентных исследований;
основы изобретательства;
основы технической эстетики и художественного конструирования;
основы систем автоматизированного проектирования;
передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции;
основы экономики;
общие знания по функционалу всех возможных систем коммунального хозяйства.
Инженер-проектировщик должен уметь:
пользоваться современными средствами вычислительной техники, коммуникаций и связи;
выполнять чертежи;
использовать в работе конструкторские программы проектирования (AutoCAD, Solid Works, Inventor или др.);
проводить технические расчеты при конструировании;
использовать в работе новейшие математические методы исследований;
работать с технической документацией, читать строительные и технологические чертежи, понимать электрические и пневматические схемы, систематизировать технический материал.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К основным профессионально важным качествам инженера-проектировщика относятся:
развитое пространственное, наглядно-образное и техническое мышление;
творческое воображение;
технические и математические способности;
точный глазомер;
высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
последовательность, методичность;
точность, аккуратность;
способность заниматься длительное время монотонной кропотливой работой.
Эта работа подходит людям, склонным к аналитической деятельности, работе с информацией и техникой.
Условия работы
Инженер-проектировщик выполняет значительную часть своей работы автономно в соответствии с полученным заданием. Однако его деятельность предполагает общение с коллегами, заказчиками, исполнителями работ. В этой связи работа приемлема только для людей с незначительными ограничениями слуха. Для комфортного вербального общения специалист может использовать слуховой аппарат и другие специальные средства коммуникации.
Кроме того, условия труда на рабочих местах инженеров-проектировщиков с нарушениями слуха должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов. В зданиях и помещениях должны быть предусмотрены информационные индикаторы противопожарной системы, а также визуальные ориентиры: различные освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием яркого цвета, контрастного по отношению к фоновой поверхности. Текстовая информация должна быть максимально краткой. Ориентиры-указатели направления движения должны быть однотипными для всего объема здания и зданий одного комплекса. Продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с медицинским заключением и существующими нормативами организации труда инвалидов.
Рабочее место инженера-проектировщика располагается в помещении. Обязательными инструментами, используемыми в работе, являются: персональный компьютер, специальные компьютерные программы, графические планшеты, чертежные инструменты, схемы и чертежи конструкций и сооружений и пр. Работа также предполагает выезды на объекты для предпроектного обследования и осуществления авторского надзора за строительством.
Медицинские противопоказания
Основное противопоказание к профессии инженера-проектировщика для лиц с нарушениями слуха — это неспособность к выполнению данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К медицинским ограничениям, затрудняющим работу инженера-проектировщика, относятся:
травматические повреждения головного мозга;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы с поражением функций верхних конечностей, с деформацией рук;
ампутация одной или двух верхних конечностей;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
умственная отсталость;
эпилепсия;
полное отсутствие слуха;
частичное отсутствие слуха и речи;
тяжелые нарушения речи;
тяжелые нарушения зрения, полная потеря зрения.
Пути получения профессии
Инженеров-проектировщиков готовят строительные, архитектурные и различные технические вузы в зависимости от специализации.
Например, проектировщику зданий и сооружений необходимо иметь диплом ВУЗа по специальности «Промышленное и гражданское строительство», проектировщику вентиляционных и отопительных систем – по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», для проектирования систем электрооборудования – специальность «Электроэнергетические системы и сети».
Необходимую профессиональную подготовку для работы инженером-проектировщиком можно получить в следующих образовательных учреждениях города Москвы:
Московский государственный строительный университет;
Московский архитектурный институт (государственная академия);
Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ им.Н.Э.Баумана.
Пути получения профессии в регионах Российской Федерации
Необходимую профессиональную подготовку для работы инженером-проектировщиком можно получить в следующих образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществляющих подготовку лиц с нарушениями слуха:
Институт социальной реабилитации новосибирского
государственного технического университета (инвалидов по слуху);Казанский государственный технический университет им. А.Туполева (КГТУ);
Казанский государственный архитектурно-строительный университет;
Владимирский государственный университет — центр профессионального образования инвалидов, партнер всемирной сети университетского образования глухих;
Астраханский инженерно-строительный институт;
Брянская государственная инженерно-технологическая академия;
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет;
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Области применения профессиональных знаний
Применить свои знания инженеры-проектировщики могут в:
государственных и частных строительных и ремонтно-строительных организациях;
научно-исследовательских институтах;
проектных организациях;
архитектурных бюро;
образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
компаниях по продажам, проектированию, монтажу и сервисному обслуживанию инженерных систем (промышленной вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения, комплексной автоматизации и пр.);
инжиниринговых компаниях, занимающихся научно-прикладными исследованиями, разработками новейших технологий, производством промышленного оборудования и техники и пр.
Перспективы карьерного роста
По мере повышения профессиональной квалификации, инженерам-проектировщикам присваиваются категории, начиная с третьей и заканчивая первой высшей категорией.
При выборе управленческой (вертикальной) карьеры следующей ступенькой в карьерной лестнице станет должность ведущего инженера-проектировщика, затем — главного инженера проекта и, наконец, главного инженера или руководителя компании.
Кроме того, инженер–проектировщик может с успехом освоить смежные профессии, такие как: инженер-строитель, архитектор, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-электронщик, инженер в сфере телекоммуникаций и т.д.
Помимо этого, инженер-проектировщик при наличии опыта может осуществлять научную, педагогическую и предпринимательскую деятельность.