Медицинские противопоказания для работы психолога
Презентация профессии
Клиническая психология — это раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). К вопросам клинической психологии также относятся: вопросы разграничения нормы и патологии психики; работа с пограничными состояниями психики (например, с неврозами); влияние различных расстройств на психику человека; роль психики в возникновении различных заболеваний; нарушения развития психики и др.
Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером. В нашей стране часто также используется термин «медицинская психология».
Тип и класс профессии
Профессия «клинический психолог» относится к типу «Человек — Человек», т.к. объектом внимания данной профессии является человек. Данный тип связан с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Главная особенность профессий типа «Человек — Человек» состоит в том, что основное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Также профессия «клинический психолог» относится к эвристическому классу, т.к. она связана с умением управлять собой и другими людьми, наличием организаторских качеств и независимого мышления.
Содержание деятельности
Клинический психолог в учреждениях здравоохранения — это специалист, в обязанности которого входит как участие в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом. Комплексная медицинская помощь оказывается командой специалистов. Центром этой команды является лечащий врач, работающий совместно с психотерапевтом, клиническим психологом и специалистом по социальной работе. Каждый из них выполняет свой диагностический, лечебный и реабилитационный план под руководством лечащего врача и в тесном сотрудничестве с другими специалистами. В нашей стране такая модель взаимодействия специалистов еще не достаточно распространена, хотя её эффективность доказана.
Клинический психолог использует в своей работе различные методы психокоррекции, психотерапии и психологического консультирования. Он может работать в режиме индивидуальных консультаций, а также проводить групповую работу как со взрослыми людьми и подростками, так и с детьми.
Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог – это специалист, который может работать не только в клиниках, но и в учреждениях другого профиля: образования, социальной защиты и др. Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи. В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности: диагностическую; экспертную; коррекционную; профилактическую; реабилитационную; консультативную; научно-исследовательскую и др.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения деятельности клинического психолога нужны базовые знания по психологии, анатомии, нейрофизиологии.
Клинический психолог должен уметь:
- проводить работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных;
- выявлять условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного;
- осуществлять работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывать помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем;
- проводить психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств;
- совместно с лечащим врачом разрабатывать развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполнять работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей;
- проводить работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии;
- оценивать по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий;
- строго соблюдать принципы врачебной этики.
Клинический психолог должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантий прав граждан;
- декларацию прав и свобод человека;
- медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию),
- психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование;
- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
- методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
- психологию труда;
- законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности; производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве клинического психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- гуманность;
- общая и профессиональная культура;
- организованность в работе;
- любовь к порядку, аккуратность;
- стрессоустойчивость, высокий уровень саморегуляции;
- высокий уровень концентрации внимания;
- коммуникабельность;
- способность длительное время заниматься решением одной проблемы;
- высокая наблюдательность;
Условия труда
Специалист в качестве клинического психолога работает в тесном содружестве с врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом и другими специалистами бригады, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи. Он самостоятельно проводит необходимые консультативно-диагностические, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в лечебных, реабилитационных, психопрофилактических и психогигиенических программах для пациентов с реакциями дезадаптации, стресса, неврозов и других непсихотических и психосоматических расстройств. Совместно с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом) в качестве консультанта или сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими расстройствами в стадии ремиссии и с другой патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы. При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.
Медицинские противопоказания
Не может быть клиническим психологом человек, страдающий каким-либо психическим отклонением, т.к. очень важно случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.
Базовое образование
Для овладения специальностью «Клинический психолог» необходимо наличие высшего образования.
Пути получения профессии
Получение высшего образования по специальности «Клиническая психология» возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ. Освоение специальности «Клинический психолог» возможно после получения высшего образования по специальностям или направлениям подготовки психологического профиля в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева», АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления, психологии» с последующей переподготовкой в области медицинской психологии в институте последипломного образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора
В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ.
Область применения профессии
Клинические психологи востребованы в учреждениях здравоохранения (поликлиники, стационары, реабилитационные центры, санатории, профилактории), учреждениях исправительного типа, образовательных учреждениях коррекционного и лечебно-профилактического типов.
Перспективы карьерного роста
Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.
Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.
План.
- Проблема «модели
специалиста» психолога труда
и профконсультанта - Психолог-профконсультант
как возможный посредник между самоопределя-ющимся
человеком и культурой - «Кризисы разочарования»
и основные этапы развития психолога-профессионала - Интеллигентность
как возможный ориентир профессионального
развития психолога-практика - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема «модели
специалиста» психолога
труда и профконсультанта
Сама идея
«модели специалиста», тем более
применительно к такой творческой
и сложной профессии как психолог
вызывает иногда сомнение. Обычно приводится
примерно такое обоснование: невозможно
втиснуть в «модель» все характеристики
профессиональной деятельности (вместе
с необходимостью импровизировать
в труде), а также невозможно выделить
общепризнанный, стандартно-образцовый
«профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста», под который
можно было бы «подгонять» будущих
психологов. Скорее всего, такой профиль
должен включать качества типа «доброта»,
«умение общаться», «любовь к
людям (или к детям)», «порядочность»
и т.п. Но, как известно, некоторые
(если не многие) известные психологи
обладали неуживчивым и даже скандальным
характером (например, З. Фрейд) и были
далеки от образца «внешней благодетели
и пристойности», являя собой
лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как
безошибочно определить именно внутренние
достоинства профессионала, да еще
соотнести их с требованиями «профессионального
профиля специалиста»?
Одной из наиболее острых проблем
при составлении «модели специалиста»
является проблема построения «модели
личности специалиста». Традиционно
психологи с помощью тестов
выделяют наиболее выраженные
по разным шкалам и параметрам
личностные качества успешно
работающих специалистов и, таким
образом, вроде бы и получается
«личностный профиль специалиста».
Но как измерить в баллах
способность к творчеству, которое
само по себе перечеркивает
все нормы и стандартизированные
оценки? Как измерить любовь к
людям, порядочность, профессиональную
и человеческую совесть? А ведь
все это является нередко более
важными составляющими профессионального
успеха психолога, чем его знания
и владение методиками.
Чтобы хоть как-то выйти из
тупиковой ситуации, специалисты
иногда идут «от противного»,
пытаясь выделить явные противопоказания
для работы в качестве психолога.
Такими противопоказаниями для
психолога могут быть:
1. Ненависть к людям, стремление
«мстить» им непонятно за
что. К сожалению, есть такие
озлобленные люди, которые сами
нуждаются в психологической
помощи, и которых самих к людям
лучше не подпускать. Тем более
страшно, когда такие «человеконенавистники»
сами умудряются получать дипломы
о высшем психологическом образовании
и занимаются психологической
практикой.
2. Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной
«психолог» просто может оказаться
опасным для своих клиентов, особенно
когда он работает с детьми
и подростками. Заметим, что
сами школьники, отвечая на
вопрос: «с каким психологом, с
какими отрицательными качествами
Вы не хотели бы иметь дело?»,
в большинстве случаев выделили
такие характеристики, как «неумение
общаться» и «психические заболевания».
3. Неумение общаться, неспособность
выстраивать с людьми отношения
на взаимоуважительной основе. При
проведении различных «собеседований»
с поступающими на психологические
факультеты абитуриентами сразу
бросаются в глаза те из
них, кто ведет себя нагло
и вызывающе, а главное — постоянно
перебивает собеседника, стремясь
подчеркнуть сое превосходство.
Применительно к будущей работе
психолога — это не просто бестактность
или невоспитанность, это препятствие
для построения подлинно диалогического
взаимодействия с клиентом (или с коллегами),
это основа будущей манипуляции сознанием
клиента, что для психолога должно рассматриваться
как страшнейший «профессиональный
грех».
4. Применительно к будущему студенту-психологу
можно выделить и такие нежелательные
качества как «лень», безынициативность,
а также — пассивную установку
на то, что преподаватели «должны»
постоянно интриговать и развлекать
студентов на своих занятиях.
При этом студентам остается
лишь оценивать, какой преподаватель
сумел их больше «увлечь», кто
«большая/или меньшая очаровашка»
и с каким преподавателем им
«вообще интереснее». Можно
представить себе студента-психолога,
окажись он на лекции тех
преподавателей, которые, являясь
признанными авторитетами в своей
области психологии, никогда не «заигрывают»
со студентами и даже не
стремятся им непременно «понравиться».
При рассмотрении основных требований
(и противопоказаний) к профессионалу-психологу
следует вспомнить и о неизбежном
формировании у опытных специалистов
индивидуального стиля трудовой
деятельности, который сложно подогнать
под какие-то общепринятые стандарты
и профили. Общая логика формирования
индивидуального стиля профессиональной
деятельности психолога предполагает
следующие важные моменты:
1. Сначала психолог опирается
на уже имеющиеся у него
способности и умения, постепенно
приспосабливая их к решению
своих профессиональных задач.
2. Далее на основе имеющихся
качеств и умений нередко возникают
новые, ранее отсутствующие качества.
3. Наконец, постепенно формируется
сложная взаимосвязанная система
адаптированных и новых профессионально
важных качеств. Такую систему
качеств В.С. Мерлин называл
«симптомокомплексом» и отмечал
при этом: «Индивидуальный стиль
деятельности следует понимать
не как набор отдельных свойств,
а как целесообразную систему
взаимосвязанных действий, при помощи
которой достигается определенный
результат. Отдельные действия
образуют целостную систему именно
благодаря целесообразному характеру
их связи» (Мерлин, 1986. С. 166-167). Обращаем
внимание, что для полноценного
формирования специалиста-психолога
также важнейшую роль играет
ориентация на какую-то цель (или
даже идею), которая и мобилизует
как различные знания и умения,
приобретаемые в ходе обучения
в вузе, так и постепенно накапливаемый
опыт самостоятельной практической
работы. Самое печальное здесь
— отсутствие такой идеи, что не
позволяет навести порядок в
имеющихся знаниях и умениях,
не позволяет обобщить свой
опыт, так и оставляя его на
уровне «мусора», т.е. на уровне
несистематизированной, не связанной
общей идеей «кучи» из отдельных
впечатлений, знаний, умений и
т.п.
Можно также выделить основные
этапы формирования индивидуального
стиля деятельности психолога:
На первом
этапе важно осваивать профессиональную
деятельность по уже отработанным схемам
и процедурам, т.е. научиться работать
так, «как положено». Именно это
гарантирует успешное выполнение поставленных
задач. На данном этапе возможно выделение
следующих подэтапов:
общая ориентировка
в данной деятельности, когда начинающий
работник «в целом» уже знает
(или представляет) как надо работать,
но саму работу в целом выполнять
еще не может;
освоение
отдельных действий и операций, а
также — отработка отдельных процедур,
приемов и методик работы;
освоение
деятельности в целом (по нормативно-одобряемому,
«правильному» образцу).
На втором
этапе уже более опытный специалист
(научившийся выполнять отдельные
задания и даже освоивший определенные
виды профессиональной деятельности в
целом) может позволить себе некоторое
отступление от нормативно-одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:
возникновение
общей идеи работы по-новому, по-своему
(хотя бы примерное представление, как
можно успешно выполнять профессиональную
задачу иначе, чем это делается обычно);
проба и освоение
отдельных действий по-новому;
постепенное
проектирование и освоение всей деятельности
по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального
стиля профессиональной деятельности.
Самое главное
при формировании индивидуального
стиля труда — не спешить и всегда
иметь обеспеченные «тылы» в
виде освоенной ранее деятельности
по нормативно-одобряемому образцу,
гарантирующему успешное выполнение работы
в случае неудачного экспериментирования
при выработке новых способов
деятельности.
Наблюдения за студентами и
уже работающими специалистами
позволяют выделить одну интересную
закономерность. Обычно студенты
и начинающие психологи, стремящиеся
повысить свою готовность к
будущей профессиональной деятельности,
больше внимания уделяют развитию
своих знаний, а по возможности
и умений. Взрослые, уже работающие
психологи по мере своего профессионального
развития постепенно переключаются
со знаний и умений на ценностно-смысловые
аспекты своей деятельности. Они
все больше ставят перед собой
вопрос о смысле своего «пребывания
в психологии», о том, что
они могут дать психологии, и
насколько она может обогатить
их как личностей. В связи
с этим возникает вопрос: стоит
ли торопить события и ставить
такие ценностно-смысловые вопросы
уже перед студентами и начинающими
психологами, или лучше подождать,
пока они сами не «созреют»
для таких вопросов. Мы считаем,
что и здесь недопустимы какие-то
стандартные подходы, поскольку
все специалисты, и все студенты-психологи
— разные, то и сроки «созревания»
у всех тоже разные. А у кого-то
такого «созревания» вообще может
не наступить, хотя он может
вполне эффективно выполнять
свои профессиональные обязанности
и даже считать себя зрелым
психологом. Стоит ли разочаровывать
таких психологов-специалистов, тем
более что они даже приносят
пользу окружающим.
Проблема лишь в том, что
более важным результатом профессионального
труда является развитие личности
самих профессионалов, а это развитие
связано, прежде всего, с развитием
ценностно-смысловой сферы личности.
Недаром А.К. Маркова, выделяя
уровни профессионализма, в качестве
высшего такого уровня называет
«уровень суперпрофессионализма»,
где главным этапом является «этап
творческого самопроектирования себя
как личности профессионала». Именно
на этом этапе человек по-настоящему достигает
своего «акме», т.е. вершины профессионального
развития (Маркова, 1996. С. 52).
При рассмотрении вопроса, каким
должен быть специалист по
профессиональному самоопределению,
можно обратиться к проблеме «имиджа»
психолога-профконсультанта. Можно
поставить вопрос так: должен
ли психолог-профконсультант быть
«узнаваемым» по каким-то специфическим
признакам? Скорее — да, так как
это тоже творческая профессия
(а «творцы» любят выделяться,
им это помогает в работе); сам
образ также способствует решению
проблемы клиента (устанавливается
большее доверие, клиент не
тратит время на выяснение
того, «настоящий» перед ним
психолог или «не настоящий»).
Следующий вопрос:
какие признаки (или какое поведение),
определяют «имидж» «настоящего»
профконсультанта? Многое зависит от
того, что это за психолог:
— если он
всего лишь «делает деньги»,
то должен «нравиться» своей
клиентуре (как, например, это
делают многие «целители» и
«психотерапевты»), для этого
желательно уметь выглядеть «экстравагантным»;
-если профконсультант
работает в организации или
«на фирме», где свои правила
поведения и одежды, то придется
«соответствовать» этим правилам;
— если психолог
служит идее, то обычно он держится
скромнее;
— если профконсультант
сам в себе не разобрался, то
он обычно пробует разные варианты
поведения (может, сама одежда
и пробное поведение что-то
подскажут ему для нахождения
своего «образа профессионала»).
Имидж (авторитет,
образ) профконсультанта может формироваться
разными путями.
1. Может помочь тремление к
внешнему сходству с «настоящим»
специалистом (каким видят его
многие клиенты и коллеги-психологи,
слава богу, для этого всегда
есть множество примеров для
подражания).