Медицинские противопоказания для работы в образовании

Медицинские противопоказания для работы в образовании thumbnail

IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ДОПУСКУ К РАБОТАМ

48. Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:

врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;

последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;

заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

нарколепсия и катаплексия;

заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;

психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах <5>;

———————————

<5> В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.

алкоголизм, токсикомания, наркомания;

болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени;

злокачественные новообразования любой локализации <6>;

———————————

<6> После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.

заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);

гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;

хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;

ишемическая болезнь сердца:

стенокардия ФК III — IV;

с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);

пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;

постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца;

аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;

облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;

облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);

варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;

лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени;

ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени;

болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени;

активные формы туберкулеза любой локализации;

осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;

хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии;

хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;

неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;

диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 — 4 степени, системные васкулиты;

хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;

хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени;

хронические заболевания кожи:

хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;

псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;

вульгарная пузырчатка;

хронический необратимый распространенный ихтиоз;

хронический прогрессирующий атопический дерматит;

хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;

беременность и период лактации <7>;

привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста <7>;

———————————

<7> Только для лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.

глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

49. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.

Источник

Приложение N 11
к Порядку проведения обязательных предварительных
(при поступлении на работу) и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда,
утв. Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 12 апреля 2011 г. N 302н

Читайте также:  Противопоказания к массажному матрасу

Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников

1. Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.

2. Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.

3. Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.

4. Нарколепсия и катаплексия.

5. Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; синкопальные синдромы различной этиологии и др.

6. Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.

В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача — профпатолога.

7. Алкоголизм, токсикомания, наркомания.

8. Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.

9. Злокачественные новообразования любой локализации (после проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом).

10. Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).

11. Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.

12. Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III.

13. Ишемическая болезнь сердца:

13.1. стенокардия ФК III -IV;

13.1.1. с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);

13.1.2. пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;

13.1.3. постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца.

14. Аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий.

15. Облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов.

16. Облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (ей).

17. Варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.

18. Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.

19. Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.

20. Активные формы туберкулеза любой локализации.

21. Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.

22. Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2-3 степени и портальной гипертензии.

23. Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.

24. Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.

25. Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.

26. Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания с умеренными и значительными нарушениями функций.

27. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.

28. Хронические заболевания кожи: хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема; псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия; вульгарная пузырчатка; хронический необратимый распространенный ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.

29. Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.

30. Беременность и период лактации.

31. Привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста.

32. Глаукома декомпенсированная.

Источник

Тема: медицинские противопоказания к приему абитуриентов в ВУЗы в Беларуси.


1. ПЕДАГОГИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1. Неактивный туберкулез органов дыхания — по заключению врачебно-консультативной комиссии территориальной районной больницы (городского, областного противотуберкулезного диспансера).
2. Состояние после радикального лечения злокачественных новообразований — вопрос решается индивидуально по заключению врача-онколога.
3. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей в стадии ремиссии — вопрос решается индивидуально по заключению врача-онколога и/или
врача-гематолога.
4. Астма, тяжелое течение.
5. Астма, среднетяжелое течение — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, преподавание
технологии, профессиональное обучение.
6. Артериальная гипертензия II ст., степень риска — III–IV — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, преподавание технологии, профессиональное обучение.
7. Цирроз печени — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, преподавание технологии, профессиональное обучение.
8. Болезни эндокринной системы с выраженными нарушениями функций — противопоказано профессиональное обучение.
9. Заболевания крови: гемолитические анемии, нарушения свертываемости крови, пурпура и другие геморрагические состояния — противопоказано преподавание технологии, профессиональное обучение.
10. Деформация грудной клетки и позвоночника III–IV ст. со значительным нарушением функции органов грудной клетки.
11. Стойкие посттравматические, дегенеративные, воспалительные изменения крупных суставов с выраженными ограничениями движений — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, физика, преподавание технологии, профессиональное обучение, социальная педагогика, кроме того, при поражении только верхних конечностей противопоказано музыкальное искусство.
12. Отсутствие двух нижних конечностей при условии протезирования и самостоятельного передвижения — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, профессиональное обучение, преподавание технологии, социальная педагогика.
13. Отсутствие двух верхних конечностей.
14. Отсутствие одной верхней конечности — противопоказано, кроме русского/белорусского языка и литературы, иностранных языков, математики, географии, истории, психологии, социальной педагогики, мировой и отечественной культуры.
15. Полное нарушение охватывающей и удерживающей функции кисти ведущей руки — противопоказано специальное образование, физика, химия, профессиональное обучение, преподавание технологии, музыкальное искусство.
16. Психические расстройства — вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных особенностей случая (характера течения, наличия и степени дефекта, частоты обострения, уровня социального функционирования, реакции на лечение, средовых и контекстуальных факторов и т. д.).
17. Заболевания центральной и периферической нервной системы при наличии стойких значительных нарушений движений, чувствительности или трофики при условии компенсации функции хотя бы одной руки и возможности передвижения — противопоказано дошкольное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, профессиональное обучение, преподавание технологии, социальная педагогика.
18. Эпилепсия, за исключением случаев эпилепсии с редкими генерализованными (судорожными и бессудорожными), парциальными, неклассифицированными припадками без интеллектуально-мнестических нарушений и выраженных изменений личности, при наличии критического отношения к заболеванию и сохраненной трудоспособности.
19. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии менее 3 м и разговорной речи — менее 6 м.
20. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии от 3 до 5 м или восприятие шепотной речи на одно ухо на расстоянии 3 м и ближе при нормальном слухе на другое ухо. Резкая степень тугоухости, корригирующаяся слуховым аппаратом, с развитием речи не ниже 3-го уровня — противопоказано специальное образование, музыкальное искусство.
21. Болезни носовой полости, носоглотки со стойким затруднением функции носового дыхания — противопоказано музыкальное искусство.
22. Заболевания, связанные с расстройством функции голосового аппарата (хронические ларингиты и др.), — противопоказано, кроме психологии, социальной педагогики, специального образования.
23. Заикание тяжелой (высокой) степени.
24. Заикание средней (умеренной) и легкой степени — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, русский/белорусский язык и литература, иностранные языки.
25. Нарушения произносительной стороны речи — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, русский/белорусский язык и литература, иностранные языки.
26. Заболевания кожи с локализацией на кистях рук — противопоказаны химия, логопедия. Биология, профессиональное обучение, преподавание технологии — индивидуальный
подход.
27. Понижение остроты зрения с коррекцией ниже 0,3 на лучше видящем глазу и ниже 0,2 на хуже видящем — противопоказано, кроме истории, русского/белорусского языка и литературы, иностранных языков, математики, психологии, музыкального искусства.
28. Понижение остроты зрения с коррекцией от 0,5 до 0,3 на лучше видящем глазу и ниже 0,2 на хуже видящем глазу — противопоказано, кроме истории, русского/белорусского языка и литературы, математики, иностранных языков, психологии, музыкального искусства, дошкольного образования, социальной педагогики, мировой и отечественной культуры.
29. Миопия свыше 10,0 D или осложненная хориоретинальная миопия независимо от степени — противопоказано профессиональное обучение, преподавание технологии.
30. Отсутствие бинокулярного зрения — противопоказано профессиональное обучение, преподавание технологии.
31. Аномалии цветового зрения — противопоказаны биология, география, химия, дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, изобразительное искусство.
32. Глаукома — противопоказаны физика, биология, география, химия, начальное образование, специальное образование, черчение, изобразительное искусство, профессиональное обучение, преподавание технологии.
33. Хронические рецидивирующие и прогрессирующие болезни сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва и зрительных путей — вопрос решается индивидуально по заключению врача-офтальмолога.
34. Бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные).

Читайте также:  Противопоказания по применению чеснока

Примечания:
1. Группа специальностей «Образование в области физической культуры» учитана в разделе 34 «Физическая культура. Туризм».
2. Специальность «Хореография» учитана в разделе 3 «Искусство музыкальное. Искусство сценическое и экранное. Народное творчество».

Далее: искусство изобразительное. Искусство декоративно-прикладное. Дизайн.

Источник

Депутаты Самарской губернской думы направят министру здравоохранения РФ Татьяне Голиковой проект обращения с просьбой ускорить принятие перечня заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности. По мнению депутатов, это защитит школьников и студентов от неадекватных педагогов и преподавателей. В настоящее время нет специального медицинского обследования при приеме педагогов на работу, так как на федеральном уровне нет принятого перечня заболеваний. Медицинское и педагогическое сообщество обратилось в думу, и парламентарии поддержали данную инициативу.

Согласно действующему трудовому законодательству, педагоги при поступлении на работу должны проходить предварительные медицинские обследования. Работодатель вправе требовать от претендента справку об отсутствии противопоказаний. Но на деле этих требований никто не придерживается, так как нет перечня показаний, общего списка заболеваний, которые ограничивают трудовую правоспособность педагогов. Единственное, чем может сейчас руководствоваться руководитель образовательного учреждения при отборе кадров, это перечень медицинских психиатрических противопоказаний, изданный в рамках закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он содержит указания на психические расстройства, при которых нельзя работать в учебно-воспитательных учреждениях, домах ребенка, интернатах.

На заседании комитета по образованию и науке Самарской губернской думы, которое прошло в четверг, 9 декабря, депутаты одобрили предложения об ускорении принятия перечня заболеваний. Проект обращения будет направлен министру здравоохранения РФ Татьяне Голиковой. Само ограничение трудовой деятельности педагогов по медицинским показателям связано со спецификой их деятельности: высоким уровнем ответственности, психическим и эмоциональным напряжением, постоянным контактом с подрастающим поколением. Но любые ограничения правомерны только тогда, когда есть юридическое основание.

Читайте также:  Боярышник в каплях противопоказания

Принятие перечня позволит обеспечить правовую защиту учащихся и исключить негативное влияние людей с определенными заболеваниями. Также это повысит ответственность администрации образовательных учреждений за подбор кадров. А возможно, повлияет и на увольнение сотрудников. Представитель правового управления аппарата областного парламента Андрей Саусин отметил, что к таким заболеваниям могут относиться психические расстройства, расстройства поведения, шизофрения, эпилепсия, по аналогии с перечнем для государственных служащих. В таком случае потребуется обследование не только у психиатра, но и у психолога. По мнению председателя комитета по образованию и науке Владимира Милюткина, такая инициатива от депутатов связана с тем, что «на преподавательские должности попадают неадекватные товарищи. Это мы узнаем из прессы, телевидения, есть и конкретные случаи. Практика такая есть, поэтому и законодатели обеспокоились». Как отметил Владимир Милюткин, лучше предвидеть последствия, чтобы не было потом печальных историй, которые нередко возникают в нашей стране.

«Мы просим, чтобы федеральное министерство определилось все-таки, утверждать этот перечень или нет. В Трудовом кодексе предусмотрено, что этот перечень должен быть, но его нет. Есть перечень для муниципальных и государственных служащих, но не для педагогов. Возможно, там будут такие же заболевания, мы не можем сейчас прогнозировать». Депутат самарской губернской думы Сергей Андреев дает однозначную оценку данной инициативе: «Раз установлено кодексом РФ, что должен быть такой перечень, значит должны быть утверждены заболевания, препятствующие педагогической деятельности. Их надо четко устанавливать, чтобы люди знали, кому нельзя быть педагогами», – говорит Андрей Саусин.

По мнению главного врача Самарской психиатрической больницы Михаила Шейфера, детей должны учить психически здоровые люди. Если есть явные признаки психического расстройства, то такой человек не должен работать в сфере образования. Но вводить дополнительные ограничения едва ли правильно: «У многих людей есть индивидуальные особенности, например, расстройства сна, и это не значит, что человек не может выполнять определенную работу. Разве человек без ноги не может быть физруком?». Есть профессии, связанные с опасностью, там есть свой перечень ограничений. В Трудовом кодексе РФ есть свои ограничения для ряда профессий, в том числе для работников сферы образования. Но дополнительные запреты стигматизируют людей, некоторых вычеркивают из профессии. «Я не думаю, что эта тема очень актуальна. Работа с детьми очень сложна, и педагог уже в ходе деятельности может стать психологически неустойчивым, это не повод его отстранять, нагрузка на педагогов очень большая».

Источник