Медицинские противопоказания для журналиста
1. Презентация профессии
Профессия журналиста имеет древние исторические корни. В те времена, когда еще не было ни радио, ни телевидения, ни Интернета, царей и правителей волновали вопросы политической пропаганды: надо было сообщать подданным о государственных реформах, формировать общественное мнение о тех или иных событиях, явлениях в стране. В XVII веке по инициативе царя Петра Первого в России появилась первая печатная газета «Ведомости», а с начала XIX века началось бурное развитие периодической печати, особенно журналов, и профессия журналиста обрела массовый характер.
Журналист – это квалифицированный специалист, литературный работник, который умеет писать материалы и занимается литературно-публицистической деятельностью в журналах, газетах и других СМИ. Журналисты бывают очень разные: от телеведущих и журналистов, освещающих международные события, до внештатных корреспондентов. Внештатный корреспондент работает как независимый специалист, он предлагает изданию свои материалы и получает гонорары за публикацию своих произведений. Собственный корреспондент (журнала или на телевидении) регулярно собирает свежие новости на разные темы, от политических до культурных событий. Репортер должен всегда быть в нужное время в нужном месте, в центре событий определенного жанра новостей. Ведущий рубрики отвечает за наполнение постоянного раздела в газете, журнале или телепрограмме. Ответственный секретарь отвечает за выпуск свежего номера, согласовывает работу отделов и контролирует все процессы, от предварительного плана номера до верстки и сдачи макета в типографию. Главный редактор создает стиль газеты, журнала, передачи, он отвечает за подготовку материалов к печати и выход номера. Журналисты-международники знают иностранные языки и освещают культурно-исторические и политические события в других странах. Журналисты на радио и телевидении (дикторы, обозреватели, комментаторы, ведущие) пишут сценарии передач, озвучивают тексты, записывают свои программы и работают в прямом эфире.
В настоящее время плоды труда журналистов являются основным источником информации о мире для каждого современного человека. Журналисты оказывают существенное влияние на массовое сознание и мировоззрение по всем важным вопросам: культуры, политики, экономики, науки.
Преимущества профессии: престижная профессия; социальная значимость и творческая реализация; гонорары; возможность познакомится с интересными людьми.
Ограничения профессии: ненормированный рабочий день; интенсивный темп работы; частые командировки; риск для жизни (особенно при работе в «горячих точках» и в сфере политики).
2. Тип и класс профессии
Профессия журналиста относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для журналиста необходимы умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительные типы профессии: «Человек — Знак» (работа со знаковой информацией, с текстами; для этого требуются интерес к работе с информацией, логические способности, умение сосредотачиваться, развитое внимание) и «Человек – Художественный образ» (создание художественных произведений; для этого требуются развитое воображение, художественный вкус, творческие способности, образное мышление).
Профессия журналиста относится к классу эвристических (творческих), она предполагает проведение исследований, анализ фактов, материалов. Такая профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Главная цель деятельности любого журналиста – воздействовать на умы современников, формировать отношение читателей (слушателей, зрителей) к общественно значимым событиям и явлениям. Содержание деятельности разных журналистов сильно отличается в зависимости от специализации. Все же в ней можно выделить ключевые моменты.
Прежде всего журналист выбирает тему и объект для изучения. Он оперативно собирает полезную информацию, в том числе из непосредственного общения с большим количеством людей разных профессий и социальных уровней. Сбор информации может предполагать выездную работу, командировки. Факты из интервью и документов станут основой задуманного материала.
Журналист тщательно перерабатывает материал, осмысляет, анализирует, находит точные слова и образы, работает с текстом. В результате появляется информационная заметка, статья, очерк в газете или журнале, телевизионная передача.
Журналисты в редакциях работают с письмами читателей, с авторами, готовят тексты рукописей в набор, производят вычитку и правку текста, участвуют в макетировании (решают, как лучше поместить материал в рамках номера газеты, журнала).
Работа возможна и в офисе, и дома и на месте событий. Как правило, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением и налаживанием деловых контактов. В современных условиях необходимо наличие компьютера и мобильных средств связи (телефон, Интернет).
4. Условия труда
У журналиста активный интеллектуальный труд и подвижный образ деятельности. Рабочий день ненормированный, в оперативном ритме, в режиме тесного взаимодействия с другими людьми. Возможны частые командировки. Журналисты работают практически везде, где можно почерпнуть интересную информацию, взять интервью: в городах и удаленных местностях, на выставках и в «горячих точках», в архивах, в воздухе, на воде и под землей.
Главные средства труда журналиста: его профессиональный опыт, литературный талант и творческое мышление, а также выразительные движения, мимика, голос (чтобы вызвать доверительный контакт, расположить к себе собеседника во время интервью). Кроме того, журналист использует в своем труде профессиональные технические устройства: диктофон, микрофон, фотоаппарат, видеокамеру; обычную ручку и офисную оргтехнику.
Журналист сам ставит себе цели, обычно в рамках обозначенной руководством тематики.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии журналиста необходимы фундаментальные знания по литературе, русскому языку, иностранным языкам.
Квалифицированный журналист должен знать:
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве журналиста необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для журналиста:
Среди журналистов встречаются и «фрилансеры».
В последнее время журналисты также активно публикуются в онлайн-ресурсах.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития журналиста.
Специализация и освоение смежных областей
В рамках профессии журналиста можно участвовать в творческих конкурсах, посещать курсы повышения квалификации, осваивать все новые специальности, постепенно выполняя все более сложные и ответственные задания. Со временем каждый журналист находит свою уникальную нишу для самореализации, для приложения индивидуальных талантов. Например, впоследствии можно стать фотокорреспондентом или кинооператором, писателем, PR-менеджером, телеведущим или политическим деятелем.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии журналиста может расти по административной линии (например, стать главным редактором журнала). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер, менеджер проекта.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, человек, которому есть о чем поведать миру, может решить работать самостоятельно (например, организовать выпуск своего радиовещательного канала или Интернет-журнала). При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.
11. Родственные профессии
Корреспондент, редактор, репортер, литературный критик, копирайтер, пресс-секретарь, советник по работе со СМИ и общественностью, менеджер по рекламе.
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Журналист
Специальность:
- ВПО «Журналистика» (031300).
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Информационные технологии
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: работа журналиста связана с контактами с людьми, что позволяет отнести профессию к типу «Человек – Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как журналист работает со знаковой информацией (текстами, таблицами и т. п.).
Тип профессии по признаку цели: изыскательский.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях (при сборе материала – вне помещения).
Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия журналиста связана с поиском, созданием новых текстов, материалов, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).
В начало
Описание профессии
Журналист – специалист, занимающийся сбором, обработкой и распространением актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, Интернет и др.).
Основная деятельность журналиста связана с информированием общества о событиях, явлениях и процессах, происходящих в мире.
К основным обязанностям журналиста относятся:
- выбор и формулирование актуальной темы публикации, предназначенной для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле- и радиоэфире;
- сбор информации, ее проверка, селекция и анализ;
- создание материала с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), в разных форматах и жанрах;
- редакторская деятельность;
- участие в организации социально значимых общественных обсуждений, дебатов, социальных проектов.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Журналист должен обладать такими личностными качествами, как внимательность, самостоятельность, инициативность, старательность, хорошая память и интуиция, логика, терпение.
К профессионально важным качествам журналиста относятся:
- способность концентрировать внимание;
- эмоциональная устойчивость;
- интуитивное мышление;
- коммуникативные способности;
- ораторские способности;
- умение слушать;
- аналитический склад ума;
- широкая эрудиция;
- развитое словесно-логическое мышление;
- творческие способности;
- отличное владение устной и письменной речью;
- организаторские способности.
В начало
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе журналистом, относятся:
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- расстройства координации движений;
- психические заболевания;
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- хронические инфекционные заболевания;
- нарушения слуха и речи.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Журналист должен хорошо знать: основные этапы и процессы развития отечественной и зарубежной литературы и журналистики; основные принципы разработки концепции медиапроекта; базовые сведения о различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ; основы международного гуманитарного права, правовые нормы, регулирующие функционирование СМИ в России, авторские права; основные российские и международные документы по профессиональной этике; актуальные проблемы страны, важнейшие направления ее развития; принципы работы с источниками информации и методы ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами); методы редактирования текстов СМИ, основанные на использовании новых технологий; нормы современного русского языка в целом и особенности их применения в практике современных СМИ; иностранный язык;
современные технические базы и новейшие цифровые технологии.
Журналист должен уметь:
- выбирать и формулировать актуальную тему материала, формировать замысел, определять дальнейший ход работы;
- собирать необходимую информацию, осуществлять ее проверку, селекцию и анализ;
- оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ;
- редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
- участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов;
- привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте;
- работать с редакционной почтой;
- готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами.
В начало
Область применения
Журналисты могут работать в средствах массовой информации различного уровня: редакциях газет и журналов, на телевидении, радиостанциях, в электронных СМИ, а также в продюсерских и рекламных компаниях, пресс-центрах. Журналист может руководить пресс-службой различных компаний или государственных учреждений.
В начало
Условия труда
Журналисты могут работать самостоятельно и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. При проведении интервью, съемок, сборе материалов для репортажей рабочий день журналиста проходит вне помещения.
Рабочая поза — преимущественно сидя, изредка стоя.
В работе журналист использует ручные средства труда, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальной формы для журналистов не предусмотрено.
В начало
Профессиональные риски
Профессия считается одной из самых опасных в связи с тем, что работа подчас носит непредсказуемый характер: журналисты работают при освещении военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и происшествий. Стремление к объективности подачи информации может затрагивать интересы многих людей, поэтому между журналистом и объектом его расследования могут возникать конфликтные ситуации.
В начало
Требуемое профессиональное образование
Получить профессию журналиста можно в образовательной организации высшего образования (специальность «Журналистика»). Так называемой «специализированной журналистикой» может заниматься специалист в любой области, обладающий грамотной письменной и устной речью и творческими способностями.
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в сфере журналистики связаны с накоплением опыта, приобретением известности среди профессионалов и в читательской аудитории. Начав с рядовых позиций, журналист может в дальнейшем стать главным редактором издания или даже основать собственное СМИ.
В начало
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
- Работа в системах «Человек – Знаковая система», «Человек-Человек»
- Журналист занимается по трудовому или иному договору сбором информации, подготовкой и (или) редактированием сообщений и материалов, необходимых для создания средства массовой информации. Информирует людей достоверными фактами. Проводит анализ фактов и ситуаций, оценку текущих событий. Осуществляет поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации.
- Готовит материалы для публикации. Проводит литературную обработку материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).
- Работа возможна и в офисе, и дома и на месте событий. Как правило, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением и налаживанием деловых контактов. В современных условиях необходимо наличие компьютера и мобильных средств связи (телефон, Интернет).
- В задачу журналиста входит, во-первых, грамотно, увлекательно, доступно и как можно короче изложить информацию. Статья независимо от темы должна быть написана простым и легким языком, без сложных отступлений. Во-вторых, журналисту необходимо работать оперативно. Он делает материалы фактически в режиме конвейера, потому что информация устаревает. По этой же причине необходимо не только писать, но и много читать, чтобы иметь возможность в короткий срок создать статью с оригинальными началом и концовкой. И третье важное условие — беспрестанный поиск интересной информации. Сенсация — непременный спутник работы журналиста.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Должен знать:
- законодательство о средствах массовой информации и основы авторского права;
- нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню средств массовой информации;
- хорошее знание филологии, литературоведения и иностранных языков;
- теория и история журналистики;
- авторское право;
- основы психологии;
- риторика, логика;
- знания в области литературного редактирования.
Должен уметь:
- налаживать контакты с целью получения информации;
- анализировать события, выделяя значимые и актуальные факты;
- создавать связные и грамотные тексты;
- собирать и систематизировать информацию, пользуясь различными источниками;
- проводить социологические и культурологические исследования, анализировать результаты мониторинга реакции аудитории;
- ораторские навыки и умения;
- редактирование, корректура и верстка текста;
- работать на компьютере и в телекоммуникационных сетях.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
- литературные способности;
- развитое аналитическое и образное мышление;
- навыки общения и взаимодействия с людьми;
- умение слушать и слышать собеседника;
- вербальные способности;
- высокий уровень развития памяти;
- лидерские качества;
- наблюдательность;
- высокий уровень физической и психической выносливости;
- объективность, эрудированность;
- уравновешенность, вежливость, терпение и уважение к другому человеку.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа противопоказана людям с заболеваниями:
- ограничивающими двигательную активность;
- нервной системы,
- дефектами зрения и слуха.
БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ (специальности)
- Корреспондент,
- редактор,
- репортер,
- литературный критик,
- копирайтер,
- пресс-секретарь,
- советник по работе со СМИ и общественностью,
- менеджер по рекламе.
ОБУЧЕНИЕ
Высшие учебные заведения.
ИНТЕРЕСНОЕ О ПРОФЕССИИ
Определить, есть ли у вас журналистские задатки, можно еще на начальном этапе, то есть в школе. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее поймете, подходит ли вам профессия журналиста. Школы юных корреспондентов существуют и в наши дни: они работают при крупных газетах и журналах, во Дворцах юношеского творчества и университетах. Учеба в подобной школе позволит получать профессиональные навыки и одновременно публиковаться: небольшие издания с удовольствием возьмут ваши статьи, особенно на школьную тематику. Но самое главное, к окончанию школы у вас за плечами уже будут собственные публикации и несколько произведений «в столе», а это непременное условие для поступления на факультет. Как правило, нужно не менее трех опубликованных материалов, а еще лучше, если вам даст характеристику редакция или издательство, где вы работали.
В соответствии с Государственным стандартом, принятым Министерством образования РФ, учебная программа факультетов журналистики состоит из трех основных частей: филологических дисциплин, специальных предметов и иностранного языка. Филологические дисциплины позволят вам, оценивая опыт предшественников, научиться писать самим и выработать собственный стиль. Программа курса состоит из теории литературы, истории русской и зарубежной литературы. Как правило, данный курс разбит на несколько этапов и растянут на все пять лет обучения. В него входит изучение древнерусской и античной литературы, затем, следуя хронологии, можно ознакомиться с литературой Средневековья, Возрождения, ХVIII, ХIХ и ХХ веков, как зарубежной, так и русской. Поэтому при выборе вуза обращайте особое внимание на его программу обучения (расписание предметов и количество часов). Запомните, журналистика не прощает пробелов в знаниях. Отсутствие той или иной дисциплины — в будущем минус вашим возможностям. Без глубоких литературных познаний вы не сможете ни составить оригинальный рекламный слоган, ни написать статью о зубных протезах. Одно из условий вашей оригинальности и профессионализма — отличное владение родным языком и хороший словарный багаж из афоризмов, синонимов и метафор.
Немного об иностранном языке. Для начала определитесь, насколько вам необходимо его углубленное изучение. Если вы хотите работать с зарубежной прессой, Интернетом или уже выбрали страну, жизнь которой намерены освещать в своих работах, вам придется уделить иностранному языку львиную долю своего времени, хотя бы на первых порах. И в этом случае опять придется обратиться к вузовской программе обучения. Как правило, стандартное расписание предусматривает от четырех до шести часов занятий языком в неделю. Для качественной подготовки этого катастрофически мало, особенно для журналиста-международника. Если иностранный язык имеет для вас принципиальное значение, ищите вуз с более углубленным его изучением.
Но самое главное — специальные предметы: чем их больше, тем лучше профессиональная подготовка. Здесь все зависит от выбранной специализации: газетная, фото-, радио-, теле- или интернет-журналистика.
В свою очередь она может делиться на такие узкие направления, как общественная, экономическая, культурная, спортивная журналистика и многие другие. Вам остается только сделать выбор и составить для себя из предложенных дисциплин комплекс тех, которые позволят получить максимум знаний и возможностей для дальнейшего поиска работы.
И еще одно правило, которое нужно выучить назубок. Если речь идет не о штатной работе, платят в этой профессии только по факту, то есть за опубликованный материал или вышедший в эфир сюжет. И никак иначе. Вы можете целый месяц гоняться за информацией, просидеть ночи в библиотеке, написать, с вашей точки зрения, потрясающую историю и… оказаться перед закрытой дверью. Помните, заплатят вам только за то, что нужно издателю. Никого не будет интересовать ни ваш талант, ни ваше умение грамотно складывать слова в предложения. Если вы не сможете уловить, что интересно в данный момент обществу, и доказать непосредственному руководителю, что ваш материал люди будут читать и смотреть, вы не состоитесь как журналист.