Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний

Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний thumbnail

Продукты и услуги

Информационно-правовое обеспечение

ПРАЙМ

Документы ленты ПРАЙМ

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2018 г. № 765 “Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных”

Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказанийОбзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2018 г. № 765 “Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных”

В соответствии с пунктом 11 приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625; № 24, ст. 3525; 2017, № 5, ст. 813; № 15, ст. 2206; № 31, ст. 4920; № 47, ст. 6982; 2018, № 7, ст. 1033; № 15, ст. 2123; № 37, ст. 5756), в целях улучшения качества проведения медико-социальной экспертизы и формирования единых подходов к определению потребностей инвалидов и детей-инвалидов в мероприятиях по реабилитации и абилитации приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных (далее — методические рекомендации) согласно приложению.

2. Подраздел 2.3. приложения к методическим рекомендациям, утвержденным настоящим приказом, вступает в силу с 1 января 2019 года.

Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 3 декабря 2018 г. № 765

Методические рекомендации по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных

1. Методические рекомендации по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных (далее — Методические рекомендации) разработаны для специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в целях применения ими единообразного подхода к определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации при разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА инвалида), индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА ребенка-инвалида).

2. Методические рекомендации носят рекомендательный характер, не ограничивая при этом возможность определения потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого инвалида, ребенка-инвалида.

3. Определение потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации осуществляется специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы при проведении медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, социального статуса и реабилитационного потенциала, с учетом его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

4. Определение потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации состоит из следующих этапов:

а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

б) оценка социального статуса;

в) оценка реабилитационного и абилитационного потенциала;

г) определение реабилитационного и абилитационного прогноза;

д) определение мероприятий по реабилитации и абилитации, технических средств реабилитации, товаров и услуг, в которых нуждается инвалид, ребенок-инвалид, для восстановления (формирования) (полностью или частично) или компенсации (полностью или частично) утраченных (отсутствующих) способностей к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

5. Определение потребностей инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации, предусмотренных разделами ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида (за исключением мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации), осуществляется согласно приложению к Методическим рекомендациям.

6. Определение мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации осуществляется с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам1.

——————————

1 Пункт 16 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 9, ст. 1018; 2012, № 37, ст. 5002; 2015, № 33, ст. 4836; 2016, № 35, ст. 5320; 2018, № 27, ст. 4067).

——————————

Приложение
к методическим рекомендациям
по определению потребности
инвалида, ребенка-инвалида в
мероприятиях по реабилитации
и абилитации на основе оценки
ограничения жизнедеятельности
с учетом социально-бытовых,
профессионально-трудовых и
психологических данных,
утвержденным приказом
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 3 декабря 2018 г. № 765

Читайте также:  Гвоздика лечение и противопоказания

Определение потребностей инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации по основным направлениям реабилитации и абилитации, предусмотренным разделами ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида

——————————

1 — В случае отсутствия показаний для определения потребностей инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации, выносится заключение о ненуждаемости в соответствующих мероприятиях по реабилитации и абилитации.

2 — Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека), предусмотрена приложением к классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2016 г., регистрационный № 40650) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 июля 2016 г. № 346н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2016 г., регистрационный № 43018).

3 — Подпункт 57.2 формы протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1171н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2016 г., регистрационный № 40949), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. № 336н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2017 г., регистрационный № 46541).

4 — Абзац третий пункта 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный № 47579), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 322н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2018 г., регистрационный № 51412).

5 — Далее — TCP.

6 — Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2012 г., регистрационный № 24852) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 557н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2014 г., регистрационный № 35201).

Обзор документа

При разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида учреждения медико-социальной экспертизы должны определить потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Минтруд России разработал для экспертов рекомендации, как определить потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях. Предусмотрены следующие этапы:

— экспертная диагностика;

— оценка социального статуса;

— оценка реабилитационного и абилитационного потенциала;

— определение реабилитационного и абилитационного прогноза;

— определение соответствующих мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, в которых нуждается инвалид.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 декабря 2016 г. N 41040/2016

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Федеральное бюро) в связи с поручением заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Г.Г. Лекарева подготовило и направляет методическое письмо по вопросам, вызывающим трудности при определении медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации — протезами верхних и нижних конечностей.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее — ТСР) в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР определяется уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также:  Бобс леденцы от кашля противопоказания

В настоящее время применяется Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденный приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 г. N 998н (далее — Перечень).

Возможность ознакомиться с отдельными видами протезов, а также определить приоритетные критерии выбора вида протеза, в том числе, в зависимости от его функционального назначения, позволяют сделать Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы ТСР инвалида и методики их индивидуального подбора, утвержденные Минтрудом России 12 декабря 2014 г.

Выбор конструкции назначаемого протеза верхней конечности, в том числе и протезов предплечья, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей больного, в том числе учитываются: возраст инвалида, объем функциональных возможностей, выраженность патологии верхних конечностей; анатомо-функциональное состояние культи, давность дефекта, характер выработанных навыков и компенсаторных возможностей (сохранение навыков пользования, управления протезом при снижении уровня компенсаторных движений); функциональные запросы инвалида с учетом социальных, трудовых и бытовых факторов, в том числе занятий спортом; профессии, а также уровень интеллекта (для управления многофункциональными протезами требуется сохранность интеллекта); психологическая готовность к освоению протеза; моторная одаренность (что определяет возможность формирования необходимых навыков управления протезами); физическое развитие и выносливость; наличие сопутствующих заболеваний, влияющих на физические и функциональные способности инвалида с возможным ухудшением состояния инвалида и т.д.

Обращаем внимание, что медицинские показания для определения нуждаемости в различных видах протезов верхних конечностей некоторым образом разнятся.

Например, критериями определения нуждаемости в протезе кисти активном являются, в том числе, наличие сохраненной подвижности в физиологически нормальном объеме сегментов биокинетической цепи, формирующих управляющие движения: экстензия и флексия в лучезапястном суставе, тогда как критериями определения нуждаемости в протезе кисти с внешним источником энергии являются, в том числе, наличие недостаточного для управления тяговыми протезами объеме движений в соответствующих суставах и, соответственно, невозможности их протезирования.

Например, критериями определения нуждаемости в протезе предплечья с внешним источником энергии является, в том числе, культя предплечья короткая (5 см от локтевого сгиба) при невозможности протезирования тяговым или рабочим протезом и т.д.

Абсолютными противопоказаниями для определения нуждаемости в протезе предплечья или плеча с внешним источником энергии являются состояния, когда электрическая активность каждой из двух управляющих мышц культи составляет менее 50 мкВ, а электрическая активность управляющей мышцы-антагониста выше 30 мкВ.

Таким образом, совокупность вышеперечисленных составляющих исключает формальный подход к данной проблеме и предусматривает вполне определенную цель — максимальное восстановление нарушенных функций вследствие анатомического дефекта техническим средством реабилитации — протезом верхней конечности.

В соответствии с Перечнем, медицинские показания для обеспечения инвалида протезами бедра немодульным, модульным и модульным с внешним источником энергии идентичны и определены наличием культи бедра на различных уровнях после ампутации, размером культи, а также атипичностью, то есть используемые у больных конструкции протезов бедра и их реабилитирующая эффективность в плане улучшения опорно-двигательных функций во многом зависят от причины, обусловившей ампутацию, длиной культи и ее функциональной пригодности к значительным статическим и динамическим нагрузкам, характером деформации продольной оси костей усеченного сегмента, формой культи, патологией костей культи, состоянием мягких тканей, нарушением функции сустава культи, состоянием кожного покрова культи, состоянием сохраненной конечности, наличием сосудистой патологии и т.д.

Таким образом, при решении вопроса о протезировании нижней конечности инвалида и подборе протеза необходимо учитывать общее состояние здоровья инвалида, состояние культи, состояние другой нижней конечности, профессию инвалида и возможность его дальнейшего трудоустройства, а также степень его социальной активности, интегрированной со степенью физической активности.

Протез бедра модульный с внешним источником энергии относится к высокофункциональным видам протезов, применение которых направлено на повышение уровня двигательной активности инвалида, улучшение статики опорно-двигательного аппарата, кинематики и динамики ходьбы.

Однако использование в практике данных протезов сопряжено с рядом особенностей их назначения и рационального использования, что предполагает возможность предоставления на медико-социальную экспертизу заключения специалистов в области протезирования о необходимости и обоснованности определения нуждаемости именно в этом виде протеза с учетом всей совокупности вышеперечисленных критериев выбора.

Заключение может быть оформлено в виде рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации для формирования или коррекции индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в п. 34 направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, с приложением заключения медико-технической комиссии специализированного медицинского учреждения, в том числе протезно-ортопедического предприятия.

Читайте также:  Гемотерапия показания и противопоказания

В представленном заключении может быть указание вида и типа протеза (либо модульный, либо модульный с внешним источником энергии), но и определена степень его функциональности в зависимости от степени активности инвалида в соответствии с классификационной системой MOBIS, оценка критериев уровня потенциальной двигательной активности которой, при отсутствии медицинских противопоказаний, даст возможность определить целесообразность определения нуждаемости инвалида в тех или иных протезах нижних конечностей с целью достижения максимальной компенсации или замещения анатомического дефекта и восстановления нарушенных функций передвижения.

Напоминаем, что в соответствии с классификационной системой MOBIS уровень потенциальной двигательной активности инвалида следует расценивать как:

— низкий — возможность передвижения в ограниченном пространстве: пациент передвигается на короткие расстояния в пределах квартиры или дома с помощью дополнительных средств опоры (ходунки, костыли и т.д.) или с помощью посторонних лиц. Надевание и управление протезом затруднено;

— средний — ограниченные возможности передвижения во внешнем мире: пациент передвигается с помощью протеза по ровной поверхности, без дополнительных средств опоры. Продолжительность и дальность ходьбы умеренно ограничены. Пациент может самостоятельно надевать протезы. Управление протезом среднее;

— повышенный — неограниченные возможности передвижения во внешнем мире: пациент может передвигаться на протезе с различной скоростью, без затруднений преодолевая любые препятствия. Пациент в состоянии выполнять значительные бытовые или производственные физические нагрузки, связанные с нахождением на ногах. Продолжительность и дальность ходьбы пациента, по сравнению со здоровыми людьми, ограничена незначительно;

— высокий — неограниченные возможности передвижения во внешнем мире с повышенными требованиями к протезированию: пациент уверенно передвигается с помощью протеза. Продолжительность и дальность ходьбы не ограничены. Отличное управление протезом. Вследствие активной эксплуатации протеза и повышенных функциональных потребностей повышаются требования к конструкции протеза — повышенная надежность узлов и их динамическая активность, надежное крепление протеза и увеличенные амортизационные функции.

Также, следует учитывать противопоказания к протезированию как общие, так и локальные.

К общим противопоказаниям вследствие усиления двигательной активности при пользовании протезом относятся: выраженная недостаточность функции кровообращения (НК 2Б и 3 ст.; ГБ III ст. 3 ст. АГ); резко выраженный аортальный стеноз; тяжелые нарушения ритма и проводимости; формирующаяся аневризма сердца; ХПН прогрессирования.

К местным противопоказаниям относятся пороки и болезни культи, требующие медицинских реабилитационных мероприятий и/или реконструктивных хирургических вмешательств.

К порокам культи, затрудняющим протезирование, относятся: контрактуры суставов усеченной конечности, высокое расположение мышц и выстояния опила, неправильный опил, болезненные, спаянные рубцы, избыток мягких тканей надкостностным опилом, чрезмерно длинные или короткие культи, анкилоз ближайшего к культе сустава.

К болезням культи, препятствующим протезированию, относятся: остеофиты в дистальном или боковом направлениях, болезненные невромы, невриты, незажившие язвы, свищи, остеомиелит конца костной культи, концевой остеонекроз, ХВЛ, лимфостаз мягких тканей, валики, гиперкератоз, травмоиды, потертости, бурситы, опрелости и мацерация кожи, экзема культи, фолликулиты.

Состояние культи условно делится на следующие патофизиологические состояния:

— культя пороков не имеет;

— культя имеет пороки, затрудняющие протезирование (усиление двигательной активности приведет к срыву достигнутой компенсации);

— культя имеет болезни, препятствующие протезированию.

Для оценки перспектив протезирования ортопеду-протезисту целесообразно отразить в консультативном заключении для МСЭ следующие данные:

— состояние усеченной конечности (клиническая характеристика культи с указанием имеющихся (либо отсутствующих) пороков и болезней культи);

— наличие лечебно-тренировочного протеза либо постоянного протеза (с какой даты и вид);

— степень обученности к протезированию (сформированные или формирующиеся навыки и умения использования протеза);

— двигательный режим (сколько часов (длительность и частота использования протеза в сутки), темп ходьбы на протезе, наличие других вспомогательных средств передвижения при ходьбе на протезе, устойчивость на протезе);

— уровень двигательной активности по системе MOBIS.

Считаем обязательным проведение медико-социальной экспертизы в экспертных составах Главного бюро в порядке консультации по вопросу обеспечения инвалида протезами с внешним источником энергии (до вынесения решения в бюро).

Медико-социальная экспертиза для определения медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалида протезами с внешним источником энергии должна проводиться только очно.

Заместитель руководителя

С.И.КОЗЛОВ

Источник