Побочного действия лекарственных средств в педиатрии

В настоящее время выделяют следующие виды фармакотерапии: этиотропную — устраняет причину болезни (например, антибактериальная терапия), патогенетическую — устраняет или подавляет механизмы развития болезни (например, противовоспалительные препараты), симптоматическую — устраняет или снижает выраженность отдельных симптомов болезни (например, обезболивающие средства), заместительную — проводится при недостаточности естественных биологически активных веществ (например, гормональные препараты), профилактическую — проводится с целью предупреждения развития заболевания (например, вакцины).

Применение современных высокоэффективных лекарственных средств в педиатрии требует углубленного изучения клинической фармакологии в целом и ее разделов: фармакодинамики, фармакокинетики и взаимодействия лекарственных средств. Обязательно нужно учитывать возрастные особенности больного ребенка, проводить специальный расчет дозировки лекарства, оценивать возможность возникновения побочного действия препаратов и других факторов, имеющих решающее значение для эффективности и безопасности проводимого лечения.

ФАРМАКОДИНАМИКА

Лекарственные средства могут воздействовать на специфические рецепторы — молекулярные структуры, избирательно чувствительные к определенным субстанциям, Примерами воздействия на рецепторы являются блокада бета1 и бета2-адренорецепторов под воздействием противоаритмического средства пропранолола или возбуждение альфа- и бета-адренорецепторов адреналином. Некоторые лекарственные средства повышают или понижают активность специфических ферментов. Так, неостигмин снижает активность холинэстеразы, а фенобарбитал повышает активность глюкуронилтрансферазы печени. Лекарственные препараты могут оказывать физико-химическое действие на клеточные мембраны и изменять транспорт ионов, определяющих трансмембранный потенциал клеток нервной и мышечной систем (антиаритмические и противосудорожные средства). Некоторые лекарственные средства могут химически взаимодействовать с молекулами или ионами внутри клеток (антацидные препараты, снижающие кислотность желудочного сока, или антидоты, применяющиеся при химических отравлениях).

К возрастным особенностям фармакодинамики относится медленное созревание рецепторных систем у детей первых трех лет жизни. Это может явиться причиной снижения активности некоторых препаратов по сравнению с их активностью у взрослых больных.

ФАРМАКОКИНЕТИКА

При введении больному лекарственного препарата осуществляются процессы его всасывания, распределения, связывания, метаболизма и выделения.

Всасывание лекарственных веществ — это процесс поступления препарата из места введения в кровь. Характер всасывания зависит от пути введения лекарства, его растворимости в тканях в месте введения и интенсивности кровотока в этих тканях. На процесс всасывания лекарств при приеме внутрь влияет уровень кислотности желудочного сока, уровень содержания желчных кислот, моторика желудочно-кищечного тракта и физико-химические свойства самого препарата. Установлено, что всасывание лекарственных препаратов при приеме внутрь у детей первых шести месяцев жизни происходит медленнее, чем у взрослых, Всасывание при внутрикожном и подкожном введении у новорожденных и грудных детей значительно выше, чем у старших детей. При внутривенном введении лекарственное вещество сразу и полностью попадает в кровоток. В некоторых случаях (при невозможности введения препарата внутрь или парентерально) прибегают к ректальному введению лекарственных средств: при этом препарат через ректальные вены попадает сразу в систему кровотока.

Характер распределения лекарственного средства в крови, тканях и органах определяется растворимостью его в воде или липилах, степенью связывания с белками плазмы крови и интенсивностью кровотока. Распределение водорастворимых препаратов связано с уровнем содержания жидкости в тканях организма.

Общий объем жидкости в организме зависит от возраста, составляя 85% у недоношенных новорожденных, 70% — у доношенных новорожденных, 60% — у детей старше одного года и 50% — у взрослых лиц. Чем меньше объем жидкости в организме, тем выше конечная концентрация водорастворимых препаратов в плазме. В связи с этим для поддержания эквивалентных терапевтических концентраций в плазме у детей и взрослых доза водорастворимых препаратов на килограмм массы тела с возрастом уменьшается.

Связывание лекарственного вещества белками плазмы и печени обусловливает снижение его концентрации в месте действия, влияет на распределение препарата и может изменять выраженность и продолжительность фармакологического эффекта. Лекарственная субстанция, находящаяся в комплексе с белком, лишена своей специфической активности. Некоторые эндогенные вещества могут вытеснять лекарственные субстанции из комплекса с белками плазмы и наоборот. Так, салицилаты вытесняют билирубин из комплекса с альбумином, что у новорожденных детей может сопровождаться развитием желтухи.

Связывающая способность белков плазмы у новорожденных и детей первого года жизни ниже, чем у взрослых, что может обусловить более сильное действие некоторых препаратов. Это также может явиться причиной возникновения побочных реакций при концентрации препарата в плазме, безопасной для взрослых.

Метаболизм (биотрансформация) лекарственных веществ осуществляется преимущественно в печени, но происходит также в надпочечниках, почках, кишечнике, коже, В этом процессе участвуют микросомальные ферментные системы (цитохром-р450-оксидаза, глутатионтрансфераза, глюкуронилтрансфераза и др.). Биотрансформация включает ряд процессов: окисление, восстановление, гидролиз, конъюгацию, преобразование лекарственных субстанций в фармакологически неактивные или активные формы, образование водорастворимых соединений, способных к элиминации. Метаболизм лекарственных средств замедлен у новорожденных вдвое за счет незрелости их ферментных систем.

Элиминация (выделение) лекарственных веществ происходит через ночки с мочой (основной путь), а также осуществляется через печень с желчью, а у кормящих женщин — и с грудным молоком (в низкой концентрации). Элиминация замедлена у новорожденных в 2-5 раз по сравнению со взрослыми, что приводит к ограничению выведения лекарств и их метаболитов с мочой. В возрасте 4-6 недель выделение достигает уровня взрослых, а на втором году жизни вдвое превышает элиминацию у взрослых лиц. У подростков, в позднем пубертатном периоде, темп выделения замедляется и вновь достигает уровня, характерного для взрослых в позднем пубертатном периоде. Интенсивность элиминации зависит также от характера болезни и типа лекарственной субстанции. В связи с вышесказанным дозировка препаратов должна изменяться в соответствии с выраженностью процессов их выделения из организма.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Его необходимо учитывать при одновременном назначении больному нескольких препаратов.

Фармакодинамическое взаимодействие возникает при конкуренции за рецепторы и влиянии на медиаторы проведения возбуждения. Так, например, антихолинэстеразные средства вытесняют курареподобные миорелаксанты и восстанавливают нервно-мышечную проводимость. Химическое взаимодействие может сопровождаться инактивацией препаратов (например, гепарин образует с аминогликозидами нерастворимые комплексы) или влиять на всасывание в желудочно-кишечном тракте (например, тетрациклин при взаимодействии с ионами кальция, содержащимися в молоке, образует нерастворимые комплексы и оказывается неэффективным; антацидные средства, понижая рН желудочного содержимого, приводят к снижению растворимости сульфаниламидов).

Фармакокинетическое взаимодействие проявляется различным образом. При совместном применении препаратов возможно вытеснение одного из них из комплекса с белком (например, непрямые антикоагулянты, изониазид угнетают биотрансформацию противосудорожного средства фенитоина с возникновением токсического эффекта). Биотрансформация лекарственных средств может ускоряться за счет увеличения активности микросомальных ферментов печени с последующим усилением элиминации препарата (фенобарбитал снижает таким образом активность ряда препаратов). Возможен обратный эффект — замедление метаболизма при подавлении активности ферментов с проявлением токсического действия препарата. Интенсивность выведения препаратов при совместном их назначении может снижаться за счет конкуренции в ходе канальцевой секреции и клубочковой фильтрации (так, фуросемид подавляет канальцевую секрецию пенициллинов и аминогликозидов). Всасывание при парентеральном введении снижается при совместном назначении сосудосуживающих препаратов с другими средствами (например, местными анестетиками).

Читайте также:  Аминазин инструкция по применению побочные действия

ДОЗИРОВКА

Установление адекватной дозы препарата — ключевой вопрос лекарственной терапии в педиатрии. Правильная дозировка определяет эффективность и безопасность лечения. Механический перенос дозы препарата для взрослых на детский возраст приведет к передозировке у новорожденных и недостаточной дозе у грудных детей. Наиболее рекомендованным для педиатров следует считать назначение препаратов в дозах, установленных на основе клинических испытаний лекарственных средств в детском возрасте. Дозы препаратов для применения у детей указаны в аннотациях фирм-производителей или справочных пособиях, содержащих всю необходимую информацию (справочник под редакцией М.Д. Мащковского, Регистр лекарственных средств России, справочник Видаль и др.). Однако если в ходе лечения возникает необходимость в назначении препаратов, разрешенных для применения в педиатрии, но не имеющих указания на специальные детские дозировки, то педиатрическую дозу рассчитывают, учитывая возраст, массу тела или площадь поверхности тела ребенка.

Расчет по массе тела проводится в мг на кг массы тела в сутки исходя из дозы взрослого. При расчете по площади поверхности тела доза для ребенка рассчитывается следующим образом: площадь поверхности тела для конкретного возраста (определяется по таблице) делится на площадь поверхности тела взрослого (1,73 м) и умножается на дозу взрослого.

ПОБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Выделяют несколько типов побочного действия лекарств.

1. Нежелательное действие обусловлено фармакологическими свойствами лекарств за счет воздействия на несколько органов и систем и связано с неизбирательным действием препаратов. Встречается наиболее часто и возникает при применении препарата в терапевтической дозе. Так, цитостатики вызывают угнетение костного мозга за счет воздействия на все быстро делящиеся клетки.

2. Токсическое действие связано с передозировкой препарата и зависит от широты терапевтического действия лекарственного средства. Например, при парентеральном применении аминогликозидов даже незначительное превышение дозировки приводит к возникновению нефро- и ототоксического эффекта.

3. Вторичное действие, обусловленное снижением иммунобнологической реактивности организма. Так, глюкокортикоидная терапия вызывает угнетение иммунного ответа, а продолжительная антибактериальная терапия может явиться причиной нарушения нормального состава микрофлоры кишечника (дисбактериоз).

4. Аллергические и иммунопатологические реакции связаны с повышенной чувствительностью организма на введение того или иного лекарственного средства (например, анафилактический шок после применения пенициллина).

5. Синдром отмены проявляется возникновением обострения процесса при хроническом заболевании после резкого прекращения длительно проводящегося лечения (например, при аутоиммунном гепатите при внезапной отмене иммуносупрессивной терапии).

6. Побочное действие при непреднамеренном введении лекарств возможно при абсорбции препаратов через плаценту или при введении с грудным молоком, через легкие, конъюнктиву, кожу (так, попадание анилиновых красителей на кожу может вызвать отравление у грудного ребенка).

СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ

Способ введения препаратов определяется клиническими потребностями и возможностями персонала. Необходимо строго соблюдать как дозировку препарата, так и продолжительность терапии.

У доношенных новорожденных и старших детей обычно используют оральный путь введения. При его невозможности (по тяжести состояния, при частой рвоте) рекомендуется парентеральный путь, причем внутривенное введение является более эффективным, чем внутримышечное. При внутримышечном введении препарат лучше всасывается при инъекции в переднелатеральную часть бедра, чем в ягодичную мышцу. У недоношенных новорожденных практически все медикаменты вводятся внутривенно, так как абсорбция и желудочно-кишечном тракте снижена, а внутримышечное введение невозможно из-за малой мышечной массы детей. При подкожном введении всасывание происходит медленнее и терапевтический эффект ниже (особенно при недостаточности периферического кровообрашения), чем при внутримышечном и внутривенном введении.

Используют также ингаляционный путь введения препаратов (аэрозоли, газы), интратекальное (субарахноидальное) введение для непосредственного действии на ЦНС, местное применение лекарств (нанесение на кожу с целью получения локального эффекта), электрофорез (перенос лекарственных веществ в ткани при использовании гальванического тока).

Для предотвращения нежелательного взаимодействия лекарственных средств необходимо заранее иметь соответствующую информацию о препаратах, назначаемых больному ребенку. Нельзя вводить препараты и одном шприце! Не рекомендуется одномоментно вводить несколько лекарственных препаратов, но если это необходимо в силу клинической ситуации, то препараты надо вводить в различные участки тела.

Предупреждение побочного действия включая назначение препарата в возможно более низких, ни обеспечивающих получение терапевтического эффекта дозах, а также наблюдение за действием препарата и его переносимостью, учет индивидуальных особенностей больного (наличие гиперчувствительности к тому или иному препарату, аллергические реакции на препараты из одной и той же группы).

Необходимо следить за больным после введении препарата (при необходимости измерять температуру, артериальное давление, частоту сердечных сокращений), чтобы выявить изменения, свидетельствующие о возникновении побочных эффектов или аллергических реакций. Терапия при побочных реакциях зависит от лекарственного средства и проводится с учетом патологии и индивидуальных особенностей каждого больного.

Таким образом, эффективность и безопасность фармакотерапии в детском возрасте определяется наличием у педиатра глубоких знаний фармакологии используемых лекарственных препаратов, с одной стороны, и возрастных особенностей организма ребенка, с другой.

Врач, осуществляющий лечение больного ребенка, должен помнить о высказывании одного из классиков отечественной терапии И.А. Кассирского: «Фармакология — та область, которая теснейшим образом объединяет теорию с практикой, ибо ее выводы и заключения обязательно переносятся к постели больного».

Профессор Борис КАГАНОВ, заместитель директора Научного центра здоровья детей РАМН

Ирина СИЧИНАВА, кандидат медицинских наук

Источник

Ïðèìåíåíèå ñîâðåìåííûõ âûñîêîýôôåêòèâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ â ïåäèàòðèè. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè áîëüíîãî ðåáåíêà, îòëè÷èå ìåòàáîëèçìà, óñâîåíèÿ è ýëèìèíàöèè ïðåïàðàòîâ îò âçðîñëûõ. Ðàñ÷åò äîçèðîâêè ëåêàðñòâ, îöåíêà âîçìîæíîñòè èõ ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò íà òåìó:

Îñîáåííîñòè ôàðìàêîòåðàïèè â ïåäèàòðèè

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ôàðìàêîòåðàïèÿ â ïåäèàòðèè

2. Ôàðìàêîäèíàìèêà

3. Ôàðìàêîêèíåòèêà

4. Âçàèìîäåéñòâèå ËÑ

5. Äîçèðîâêà

6. Ïîáî÷íîå äåéñòâèå

7. Ñïîñîá ââåäåíèÿ

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Äåòè — öåííûé ðåñóðñ ëþáîé íàöèè, è èõ çäîðîâüå ÿâëÿåòñÿ âàæíîé ñîñòàâëÿþùåé áóäóùåãî óñïåõà îáùåñòâà. Ðåáåíîê — íå óìåíüøåííàÿ êîïèÿ âçðîñëîãî! Íàèìåíåå çðåëûå ó äåòåé æèçíåííî âàæíûå îðãàíû: ïå÷åíü, ïî÷êè è ìîçã.  ñâÿçè ñ ýòèì, ìåòàáîëèçì, óñâîåíèå è ýëèìèíàöèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ çíà÷èòåëüíî îòëè÷àþòñÿ îò òàêîâûõ ó âçðîñëûõ, à ïàòîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû äîïîëíèòåëüíî ìåíÿþò ôóíêöèè îðãàíîâ, êîòîðûå ó÷àñòâóþò â óñâîåíèè, ðàñïðåäåëåíèè è âûâåäåíèè ïðåïàðàòîâ, ÷òî ÷àñòî ïðèâîäèò ê íåäîñòàòî÷íîé ýôôåêòèâíîñòè ôàðìàêîòåðàïèè ëèáî âîçíèêíîâåíèþ òîêñè÷åñêèõ ýôôåêòîâ. Ïîìèìî ýòîãî, ðàçëè÷èÿ â ôàðìàêîäèíàìèêå è ôàðìàêîêèíåòèêå ó äåòåé íå ÿâëÿþòñÿ îäíîíàïðàâëåííûìè äëÿ ðàçëè÷íûõ ìåäèêàìåíòîâ. Ïî õàðàêòåðó âçàèìîäåéñòâèÿ ñ áîëüøèíñòâîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ îðãàíèçì ðåáåíêà ïðèáëèæàåòñÿ ê òàêîâîìó âçðîñëîãî ëèøü ê 12¬-14 ãîäàì. Íàèáîëåå âûðàæåíû îòëè÷èÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ìåäèêàìåíòîâ ñ îðãàíèçìîì ó íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé.

Читайте также:  Побочное действие от детских сиропов

1. Ôàðìàêîòåðàïèÿ â ïåäèàòðèè

 íàñòîÿùåå âðåìÿ âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ôàðìàêîòåðàïèè: ýòèîòðîïíóþ — óñòðàíÿåò ïðè÷èíó áîëåçíè (íàïðèìåð, àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ), ïàòîãåíåòè÷åñêóþ — óñòðàíÿåò èëè ïîäàâëÿåò ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ áîëåçíè (íàïðèìåð, ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ïðåïàðàòû), ñèìïòîìàòè÷åñêóþ — óñòðàíÿåò èëè ñíèæàåò âûðàæåííîñòü îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ áîëåçíè (íàïðèìåð, îáåçáîëèâàþùèå ñðåäñòâà), çàìåñòèòåëüíóþ — ïðîâîäèòñÿ ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè åñòåñòâåííûõ áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ âåùåñòâ (íàïðèìåð, ãîðìîíàëüíûå ïðåïàðàòû), ïðîôèëàêòè÷åñêóþ — ïðîâîäèòñÿ ñ öåëüþ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, âàêöèíû).

Ïðèìåíåíèå ñîâðåìåííûõ âûñîêîýôôåêòèâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ â ïåäèàòðèè òðåáóåò óãëóáëåííîãî èçó÷åíèÿ êëèíè÷åñêîé ôàðìàêîëîãèè â öåëîì è åå ðàçäåëîâ: ôàðìàêîäèíàìèêè, ôàðìàêîêèíåòèêè è âçàèìîäåéñòâèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Îáÿçàòåëüíî íóæíî ó÷èòûâàòü âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè áîëüíîãî ðåáåíêà, ïðîâîäèòü ñïåöèàëüíûé ðàñ÷åò äîçèðîâêè ëåêàðñòâà, îöåíèâàòü âîçìîæíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ ïðåïàðàòîâ è äðóãèõ ôàêòîðîâ, èìåþùèõ ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ ýôôåêòèâíîñòè è áåçîïàñíîñòè ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ.

2. Ôàðìàêîäèíàìèêà

Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ìîãóò âîçäåéñòâîâàòü íà ñïåöèôè÷åñêèå ðåöåïòîðû — ìîëåêóëÿðíûå ñòðóêòóðû, èçáèðàòåëüíî ÷óâñòâèòåëüíûå ê îïðåäåëåííûì ñóáñòàíöèÿì, Ïðèìåðàìè âîçäåéñòâèÿ íà ðåöåïòîðû ÿâëÿþòñÿ áëîêàäà áåòà1 è áåòà-2-àäðåíîðåöåïòîðîâ ïîä âîçäåéñòâèåì ïðîòèâîàðèòìè÷åñêîãî ñðåäñòâà ïðîïðàíîëîëà èëè âîçáóæäåíèå àëüôà- è áåòà-àäðåíîðåöåïòîðîâ àäðåíàëèíîì. Íåêîòîðûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ïîâûøàþò èëè ïîíèæàþò àêòèâíîñòü ñïåöèôè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ. Òàê, íåîñòèãìèí ñíèæàåò àêòèâíîñòü õîëèíýñòåðàçû, à ôåíîáàðáèòàë ïîâûøàåò àêòèâíîñòü ãëþêóðîíèëòðàíñôåðàçû ïå÷åíè. Ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ìîãóò îêàçûâàòü ôèçèêî-õèìè÷åñêîå äåéñòâèå íà êëåòî÷íûå ìåìáðàíû è èçìåíÿòü òðàíñïîðò èîíîâ, îïðåäåëÿþùèõ òðàíñìåìáðàííûé ïîòåíöèàë êëåòîê íåðâíîé è ìûøå÷íîé ñèñòåì (àíòèàðèòìè÷åñêèå è ïðîòèâîñóäîðîæíûå ñðåäñòâà). Íåêîòîðûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ìîãóò õèìè÷åñêè âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ ìîëåêóëàìè èëè èîíàìè âíóòðè êëåòîê (àíòàöèäíûå ïðåïàðàòû, ñíèæàþùèå êèñëîòíîñòü æåëóäî÷íîãî ñîêà, èëè àíòèäîòû, ïðèìåíÿþùèåñÿ ïðè õèìè÷åñêèõ îòðàâëåíèÿõ).

Ê âîçðàñòíûì îñîáåííîñòÿì ôàðìàêîäèíàìèêè îòíîñèòñÿ ìåäëåííîå ñîçðåâàíèå ðåöåïòîðíûõ ñèñòåì ó äåòåé ïåðâûõ òðåõ ëåò æèçíè. Ýòî ìîæåò ÿâèòüñÿ ïðè÷èíîé ñíèæåíèÿ àêòèâíîñòè íåêîòîðûõ ïðåïàðàòîâ ïî ñðàâíåíèþ ñ èõ àêòèâíîñòüþ ó âçðîñëûõ áîëüíûõ.

3. Ôàðìàêîêèíåòèêà

Ïðè ââåäåíèè áîëüíîìó ëåêàðñòâåííîãî ïðåïàðàòà îñóùåñòâëÿþòñÿ ïðîöåññû åãî âñàñûâàíèÿ, ðàñïðåäåëåíèÿ, ñâÿçûâàíèÿ, ìåòàáîëèçìà è âûäåëåíèÿ.

Âñàñûâàíèå ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ — ýòî ïðîöåññ ïîñòóïëåíèÿ ïðåïàðàòà èç ìåñòà ââåäåíèÿ â êðîâü. Õàðàêòåð âñàñûâàíèÿ çàâèñèò îò ïóòè ââåäåíèÿ ëåêàðñòâà, åãî ðàñòâîðèìîñòè â òêàíÿõ â ìåñòå ââåäåíèÿ è èíòåíñèâíîñòè êðîâîòîêà â ýòèõ òêàíÿõ. Íà ïðîöåññ âñàñûâàíèÿ ëåêàðñòâ ïðè ïðèåìå âíóòðü âëèÿåò óðîâåíü êèñëîòíîñòè æåëóäî÷íîãî ñîêà, óðîâåíü ñîäåðæàíèÿ æåë÷íûõ êèñëîò, ìîòîðèêà æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è ôèçèêî-õèìè÷åñêèå ñâîéñòâà ñàìîãî ïðåïàðàòà. Óñòàíîâëåíî, ÷òî âñàñûâàíèå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ ïðè ïðèåìå âíóòðü ó äåòåé ïåðâûõ øåñòè ìåñÿöåâ æèçíè ïðîèñõîäèò ìåäëåííåå, ÷åì ó âçðîñëûõ, Âñàñûâàíèå ïðè âíóòðèêîæíîì è ïîäêîæíîì ââåäåíèè ó íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì ó ñòàðøèõ äåòåé. Ïðè âíóòðèâåííîì ââåäåíèè ëåêàðñòâåííîå âåùåñòâî ñðàçó è ïîëíîñòüþ ïîïàäàåò â êðîâîòîê.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ (ïðè íåâîçìîæíîñòè ââåäåíèÿ ïðåïàðàòà âíóòðü èëè ïàðåíòåðàëüíî) ïðèáåãàþò ê ðåêòàëüíîìó ââåäåíèþ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ: ïðè ýòîì ïðåïàðàò ÷åðåç ðåêòàëüíûå âåíû ïîïàäàåò ñðàçó â ñèñòåìó êðîâîòîêà.

Õàðàêòåð ðàñïðåäåëåíèÿ ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà â êðîâè, òêàíÿõ è îðãàíàõ îïðåäåëÿåòñÿ ðàñòâîðèìîñòüþ åãî â âîäå èëè ëèïèëàõ, ñòåïåíüþ ñâÿçûâàíèÿ ñ áåëêàìè ïëàçìû êðîâè è èíòåíñèâíîñòüþ êðîâîòîêà. Ðàñïðåäåëåíèå âîäîðàñòâîðèìûõ ïðåïàðàòîâ ñâÿçàíî ñ óðîâíåì ñîäåðæàíèÿ æèäêîñòè â òêàíÿõ îðãàíèçìà.

Îáùèé îáúåì æèäêîñòè â îðãàíèçìå çàâèñèò îò âîçðàñòà, ñîñòàâëÿÿ 85% ó íåäîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ, 70% — ó äîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ, 60% — ó äåòåé ñòàðøå îäíîãî ãîäà è 50% — ó âçðîñëûõ ëèö. ×åì ìåíüøå îáúåì æèäêîñòè â îðãàíèçìå, òåì âûøå êîíå÷íàÿ êîíöåíòðàöèÿ âîäîðàñòâîðèìûõ ïðåïàðàòîâ â ïëàçìå.  ñâÿçè ñ ýòèì äëÿ ïîääåðæàíèÿ ýêâèâàëåíòíûõ òåðàïåâòè÷åñêèõ êîíöåíòðàöèé â ïëàçìå ó äåòåé è âçðîñëûõ äîçà âîäîðàñòâîðèìûõ ïðåïàðàòîâ íà êèëîãðàìì ìàññû òåëà ñ âîçðàñòîì óìåíüøàåòñÿ.

Ñâÿçûâàíèå ëåêàðñòâåííîãî âåùåñòâà áåëêàìè ïëàçìû è ïå÷åíè îáóñëîâëèâàåò ñíèæåíèå åãî êîíöåíòðàöèè â ìåñòå äåéñòâèÿ, âëèÿåò íà ðàñïðåäåëåíèå ïðåïàðàòà è ìîæåò èçìåíÿòü âûðàæåííîñòü è ïðîäîëæèòåëüíîñòü ôàðìàêîëîãè÷åñêîãî ýôôåêòà. Ëåêàðñòâåííàÿ ñóáñòàíöèÿ, íàõîäÿùàÿñÿ â êîìïëåêñå ñ áåëêîì, ëèøåíà ñâîåé ñïåöèôè÷åñêîé àêòèâíîñòè. Íåêîòîðûå ýíäîãåííûå âåùåñòâà ìîãóò âûòåñíÿòü ëåêàðñòâåííûå ñóáñòàíöèè èç êîìïëåêñà ñ áåëêàìè ïëàçìû è íàîáîðîò. Òàê, ñàëèöèëàòû âûòåñíÿþò áèëèðóáèí èç êîìïëåêñà ñ àëüáóìèíîì, ÷òî ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ðàçâèòèåì æåëòóõè.

Ñâÿçûâàþùàÿ ñïîñîáíîñòü áåëêîâ ïëàçìû ó íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè íèæå, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷òî ìîæåò îáóñëîâèòü áîëåå ñèëüíîå äåéñòâèå íåêîòîðûõ ïðåïàðàòîâ. Ýòî òàêæå ìîæåò ÿâèòüñÿ ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ ïîáî÷íûõ ðåàêöèé ïðè êîíöåíòðàöèè ïðåïàðàòà â ïëàçìå, áåçîïàñíîé äëÿ âçðîñëûõ.

Ìåòàáîëèçì (áèîòðàíñôîðìàöèÿ) ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â ïå÷åíè, íî ïðîèñõîäèò òàêæå â íàäïî÷å÷íèêàõ, ïî÷êàõ, êèøå÷íèêå, êîæå,  ýòîì ïðîöåññå ó÷àñòâóþò ìèêðîñîìàëüíûå ôåðìåíòíûå ñèñòåìû (öèòîõðîì-ð450-îêñèäàçà, ãëóòàòèîíòðàíñôåðàçà, ãëþêóðîíèëòðàíñôåðàçà è äð.). Áèîòðàíñôîðìàöèÿ âêëþ÷àåò ðÿä ïðîöåññîâ: îêèñëåíèå, âîññòàíîâëåíèå, ãèäðîëèç, êîíúþãàöèþ, ïðåîáðàçîâàíèå ëåêàðñòâåííûõ ñóáñòàíöèé â ôàðìàêîëîãè÷åñêè íåàêòèâíûå èëè àêòèâíûå ôîðìû, îáðàçîâàíèå âîäîðàñòâîðèìûõ ñîåäèíåíèé, ñïîñîáíûõ ê ýëèìèíàöèè. Ìåòàáîëèçì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ çàìåäëåí ó íîâîðîæäåííûõ âäâîå çà ñ÷åò íåçðåëîñòè èõ ôåðìåíòíûõ ñèñòåì.

Ýëèìèíàöèÿ (âûäåëåíèå) ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ ïðîèñõîäèò ÷åðåç íî÷êè ñ ìî÷îé (îñíîâíîé ïóòü), à òàêæå îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç ïå÷åíü ñ æåë÷üþ, à ó êîðìÿùèõ æåíùèí — è ñ ãðóäíûì ìîëîêîì (â íèçêîé êîíöåíòðàöèè). Ýëèìèíàöèÿ çàìåäëåíà ó íîâîðîæäåííûõ â 2-5 ðàç ïî ñðàâíåíèþ ñî âçðîñëûìè, ÷òî ïðèâîäèò ê îãðàíè÷åíèþ âûâåäåíèÿ ëåêàðñòâ è èõ ìåòàáîëèòîâ ñ ìî÷îé.  âîçðàñòå 4-6 íåäåëü âûäåëåíèå äîñòèãàåò óðîâíÿ âçðîñëûõ, à íà âòîðîì ãîäó æèçíè âäâîå ïðåâûøàåò ýëèìèíàöèþ ó âçðîñëûõ ëèö.

Ó ïîäðîñòêîâ, â ïîçäíåì ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå, òåìï âûäåëåíèÿ çàìåäëÿåòñÿ è âíîâü äîñòèãàåò óðîâíÿ, õàðàêòåðíîãî äëÿ âçðîñëûõ â ïîçäíåì ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå. Èíòåíñèâíîñòü ýëèìèíàöèè çàâèñèò òàêæå îò õàðàêòåðà áîëåçíè è òèïà ëåêàðñòâåííîé ñóáñòàíöèè. Â ñâÿçè ñ âûøåñêàçàííûì äîçèðîâêà ïðåïàðàòîâ äîëæíà èçìåíÿòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ âûðàæåííîñòüþ ïðîöåññîâ èõ âûäåëåíèÿ èç îðãàíèçìà.

4. Âçàèìîäåéñòâèå ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ

Åãî íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïðè îäíîâðåìåííîì íàçíà÷åíèè áîëüíîìó íåñêîëüêèõ ïðåïàðàòîâ.

Ôàðìàêîäèíàìè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå âîçíèêàåò ïðè êîíêóðåíöèè çà ðåöåïòîðû è âëèÿíèè íà ìåäèàòîðû ïðîâåäåíèÿ âîçáóæäåíèÿ. Òàê, íàïðèìåð, àíòèõîëèíýñòåðàçíûå ñðåäñòâà âûòåñíÿþò êóðàðåïîäîáíûå ìèîðåëàêñàíòû è âîññòàíàâëèâàþò íåðâíî-ìûøå÷íóþ ïðîâîäèìîñòü. Õèìè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ èíàêòèâàöèåé ïðåïàðàòîâ (íàïðèìåð, ãåïàðèí îáðàçóåò ñ àìèíîãëèêîçèäàìè íåðàñòâîðèìûå êîìïëåêñû) èëè âëèÿòü íà âñàñûâàíèå â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå (íàïðèìåð, òåòðàöèêëèí ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ èîíàìè êàëüöèÿ, ñîäåðæàùèìèñÿ â ìîëîêå, îáðàçóåò íåðàñòâîðèìûå êîìïëåêñû è îêàçûâàåòñÿ íåýôôåêòèâíûì; àíòàöèäíûå ñðåäñòâà, ïîíèæàÿ ðÍ æåëóäî÷íîãî ñîäåðæèìîãî, ïðèâîäÿò ê ñíèæåíèþ ðàñòâîðèìîñòè ñóëüôàíèëàìèäîâ).

Ôàðìàêîêèíåòè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçëè÷íûì îáðàçîì. Ïðè ñîâìåñòíîì ïðèìåíåíèè ïðåïàðàòîâ âîçìîæíî âûòåñíåíèå îäíîãî èç íèõ èç êîìïëåêñà ñ áåëêîì (íàïðèìåð, íåïðÿìûå àíòèêîàãóëÿíòû, èçîíèàçèä óãíåòàþò áèîòðàíñôîðìàöèþ ïðîòèâîñóäîðîæíîãî ñðåäñòâà ôåíèòîèíà ñ âîçíèêíîâåíèåì òîêñè÷åñêîãî ýôôåêòà). Áèîòðàíñôîðìàöèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ìîæåò óñêîðÿòüñÿ çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ àêòèâíîñòè ìèêðîñîìàëüíûõ ôåðìåíòîâ ïå÷åíè ñ ïîñëåäóþùèì óñèëåíèåì ýëèìèíàöèè ïðåïàðàòà (ôåíîáàðáèòàë ñíèæàåò, òàêèì îáðàçîì, àêòèâíîñòü ðÿäà ïðåïàðàòîâ). Âîçìîæåí îáðàòíûé ýôôåêò — çàìåäëåíèå ìåòàáîëèçìà ïðè ïîäàâëåíèè àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ ñ ïðîÿâëåíèåì òîêñè÷åñêîãî äåéñòâèÿ ïðåïàðàòà. Èíòåíñèâíîñòü âûâåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ ïðè ñîâìåñòíîì èõ íàçíà÷åíèè ìîæåò ñíèæàòüñÿ çà ñ÷åò êîíêóðåíöèè â õîäå êàíàëüöåâîé ñåêðåöèè è êëóáî÷êîâîé ôèëüòðàöèè (òàê, ôóðîñåìèä ïîäàâëÿåò êàíàëüöåâóþ ñåêðåöèþ ïåíèöèëëèíîâ è àìèíîãëèêîçèäîâ).

Читайте также:  Изониазид для детей побочные действия

Âñàñûâàíèå ïðè ïàðåíòåðàëüíîì ââåäåíèè ñíèæàåòñÿ ïðè ñîâìåñòíîì íàçíà÷åíèè ñîñóäîñóæèâàþùèõ ïðåïàðàòîâ ñ äðóãèìè ñðåäñòâàìè (íàïðèìåð, ìåñòíûìè àíåñòåòèêàìè).

5. Äîçèðîâêà

Óñòàíîâëåíèå àäåêâàòíîé äîçû ïðåïàðàòà — êëþ÷åâîé âîïðîñ ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè â ïåäèàòðèè. Ïðàâèëüíàÿ äîçèðîâêà îïðåäåëÿåò ýôôåêòèâíîñòü è áåçîïàñíîñòü ëå÷åíèÿ. Ìåõàíè÷åñêèé ïåðåíîñ äîçû ïðåïàðàòà äëÿ âçðîñëûõ íà äåòñêèé âîçðàñò ïðèâåäåò ê ïåðåäîçèðîâêå ó íîâîðîæäåííûõ è íåäîñòàòî÷íîé äîçå ó ãðóäíûõ äåòåé. Íàèáîëåå ðåêîìåíäîâàííûì äëÿ ïåäèàòðîâ ñëåäóåò ñ÷èòàòü íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ â äîçàõ, óñòàíîâëåííûõ íà îñíîâå êëèíè÷åñêèõ èñïûòàíèé ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ â äåòñêîì âîçðàñòå. Äîçû ïðåïàðàòîâ äëÿ ïðèìåíåíèÿ ó äåòåé óêàçàíû â àííîòàöèÿõ ôèðì-ïðîèçâîäèòåëåé èëè ñïðàâî÷íûõ ïîñîáèÿõ, ñîäåðæàùèõ âñþ íåîáõîäèìóþ èíôîðìàöèþ (ñïðàâî÷íèê ïîä ðåäàêöèåé Ì.Ä. Ìàøêîâñêîãî, Ðåãèñòð ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ Ðîññèè, ñïðàâî÷íèê Âèäàëü è äð.). Îäíàêî åñëè â õîäå ëå÷åíèÿ âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü â íàçíà÷åíèè ïðåïàðàòîâ, ðàçðåøåííûõ äëÿ ïðèìåíåíèÿ â ïåäèàòðèè, íî íå èìåþùèõ óêàçàíèÿ íà ñïåöèàëüíûå äåòñêèå äîçèðîâêè, òî ïåäèàòðè÷åñêóþ äîçó ðàññ÷èòûâàþò, ó÷èòûâàÿ âîçðàñò, ìàññó òåëà èëè ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè òåëà ðåáåíêà. ëåêàðñòâåííûé äîçèðîâêà ïîáî÷íûé ïåäèàòðèÿ

Ðàñ÷åò ïî ìàññå òåëà ïðîâîäèòñÿ â ìã íà êã ìàññû òåëà â ñóòêè, èñõîäÿ èç äîçû âçðîñëîãî. Ïðè ðàñ÷åòå ïî ïëîùàäè ïîâåðõíîñòè òåëà äîçà äëÿ ðåáåíêà ðàññ÷èòûâàåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè òåëà äëÿ êîíêðåòíîãî âîçðàñòà (îïðåäåëÿåòñÿ ïî òàáëèöå) äåëèòñÿ íà ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè òåëà âçðîñëîãî (1,73 ì) è óìíîæàåòñÿ íà äîçó âçðîñëîãî.

6. Ïîáî÷íîå äåéñòâèå

Âûäåëÿþò íåñêîëüêî òèïîâ ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ ëåêàðñòâ

1. Íåæåëàòåëüíîå äåéñòâèå îáóñëîâëåíî ôàðìàêîëîãè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè ëåêàðñòâ çà ñ÷åò âîçäåéñòâèÿ íà íåñêîëüêî îðãàíîâ è ñèñòåì è ñâÿçàíî ñ íåèçáèðàòåëüíûì äåéñòâèåì ïðåïàðàòîâ. Âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî è âîçíèêàåò ïðè ïðèìåíåíèè ïðåïàðàòà â òåðàïåâòè÷åñêîé äîçå. Òàê, öèòîñòàòèêè âûçûâàþò óãíåòåíèå êîñòíîãî ìîçãà çà ñ÷åò âîçäåéñòâèÿ íà âñå áûñòðî äåëÿùèåñÿ êëåòêè.

2. Òîêñè÷åñêîå äåéñòâèå ñâÿçàíî ñ ïåðåäîçèðîâêîé ïðåïàðàòà è çàâèñèò îò øèðîòû òåðàïåâòè÷åñêîãî äåéñòâèÿ ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà. Íàïðèìåð, ïðè ïàðåíòåðàëüíîì ïðèìåíåíèè àìèíîãëèêîçèäîâ äàæå íåçíà÷èòåëüíîå ïðåâûøåíèå äîçèðîâêè ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ íåôðî- è îòîòîêñè÷åñêîãî ýôôåêòà.

3. Âòîðè÷íîå äåéñòâèå, îáóñëîâëåííîå ñíèæåíèåì èììóíîáíîëîãè÷åñêîé ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà. Òàê, ãëþêîêîðòèêîèäíàÿ òåðàïèÿ âûçûâàåò óãíåòåíèå èììóííîãî îòâåòà, à ïðîäîëæèòåëüíàÿ àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ ìîæåò ÿâèòüñÿ ïðè÷èíîé íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî ñîñòàâà ìèêðîôëîðû êèøå÷íèêà (äèñáàêòåðèîç).

4. Àëëåðãè÷åñêèå è èììóíîïàòîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè ñâÿçàíû ñ ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ îðãàíèçìà íà ââåäåíèå òîãî èëè èíîãî ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà (íàïðèìåð, àíàôèëàêòè÷åñêèé øîê ïîñëå ïðèìåíåíèÿ ïåíèöèëëèíà).

5. Ñèíäðîì îòìåíû ïðîÿâëÿåòñÿ âîçíèêíîâåíèåì îáîñòðåíèÿ ïðîöåññà ïðè õðîíè÷åñêîì çàáîëåâàíèè ïîñëå ðåçêîãî ïðåêðàùåíèÿ äëèòåëüíî ïðîâîäÿùåãîñÿ ëå÷åíèÿ (íàïðèìåð, ïðè àóòîèììóííîì ãåïàòèòå ïðè âíåçàïíîé îòìåíå èììóíîñóïðåññèâíîé òåðàïèè).

6. Ïîáî÷íîå äåéñòâèå ïðè íåïðåäíàìåðåííîì ââåäåíèè ëåêàðñòâ âîçìîæíî ïðè àáñîðáöèè ïðåïàðàòîâ ÷åðåç ïëàöåíòó èëè ïðè ââåäåíèè ñ ãðóäíûì ìîëîêîì, ÷åðåç ëåãêèå, êîíúþíêòèâó, êîæó (òàê, ïîïàäàíèå àíèëèíîâûõ êðàñèòåëåé íà êîæó ìîæåò âûçâàòü îòðàâëåíèå ó ãðóäíîãî ðåáåíêà).

7. Ñïîñîá ââåäåíèÿ

Ñïîñîá ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ îïðåäåëÿåòñÿ êëèíè÷åñêèìè ïîòðåáíîñòÿìè è âîçìîæíîñòÿìè ïåðñîíàëà. Íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü êàê äîçèðîâêó ïðåïàðàòà, òàê è ïðîäîëæèòåëüíîñòü òåðàïèè.

Ó äîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ è ñòàðøèõ äåòåé îáû÷íî èñïîëüçóþò îðàëüíûé ïóòü ââåäåíèÿ. Ïðè åãî íåâîçìîæíîñòè (ïî òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ, ïðè ÷àñòîé ðâîòå) ðåêîìåíäóåòñÿ ïàðåíòåðàëüíûé ïóòü, ïðè÷åì âíóòðèâåííîå ââåäåíèå ÿâëÿåòñÿ áîëåå ýôôåêòèâíûì, ÷åì âíóòðèìûøå÷íîå. Ïðè âíóòðèìûøå÷íîì ââåäåíèè ïðåïàðàò ëó÷øå âñàñûâàåòñÿ ïðè èíúåêöèè â ïåðåäíåëàòåðàëüíóþ ÷àñòü áåäðà, ÷åì â ÿãîäè÷íóþ ìûøöó. Ó íåäîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ ïðàêòè÷åñêè âñå ìåäèêàìåíòû ââîäÿòñÿ âíóòðèâåííî, òàê êàê àáñîðáöèÿ è æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå ñíèæåíà, à âíóòðèìûøå÷íîå ââåäåíèå íåâîçìîæíî èç-çà ìàëîé ìûøå÷íîé ìàññû äåòåé. Ïðè ïîäêîæíîì ââåäåíèè âñàñûâàíèå ïðîèñõîäèò ìåäëåííåå è òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò íèæå (îñîáåííî ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ïåðèôåðè÷åñêîãî êðîâîîáðàøåíèÿ), ÷åì ïðè âíóòðèìûøå÷íîì è âíóòðèâåííîì ââåäåíèè.

Èñïîëüçóþò òàêæå èíãàëÿöèîííûé ïóòü ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ (àýðîçîëè, ãàçû), èíòðàòåêàëüíîå (ñóáàðàõíîèäàëüíîå) ââåäåíèå äëÿ íåïîñðåäñòâåííîãî äåéñòâèè íà ÖÍÑ, ìåñòíîå ïðèìåíåíèå ëåêàðñòâ (íàíåñåíèå íà êîæó ñ öåëüþ ïîëó÷åíèÿ ëîêàëüíîãî ýôôåêòà), ýëåêòðîôîðåç (ïåðåíîñ ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ â òêàíè ïðè èñïîëüçîâàíèè ãàëüâàíè÷åñêîãî òîêà).

Äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ íåæåëàòåëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ íåîáõîäèìî çàðàíåå èìåòü ñîîòâåòñòâóþùóþ èíôîðìàöèþ î ïðåïàðàòàõ, íàçíà÷àåìûõ áîëüíîìó ðåáåíêó. Íåëüçÿ ââîäèòü ïðåïàðàòû è îäíîì øïðèöå! Íå ðåêîìåíäóåòñÿ îäíîìîìåíòíî ââîäèòü íåñêîëüêî ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, íî åñëè ýòî íåîáõîäèìî â ñèëó êëèíè÷åñêîé ñèòóàöèè, òî ïðåïàðàòû íàäî ââîäèòü â ðàçëè÷íûå ó÷àñòêè òåëà.

Ïðåäóïðåæäåíèå ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ, âêëþ÷àÿ íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòà â âîçìîæíî áîëåå íèçêèõ, íè îáåñïå÷èâàþùèõ ïîëó÷åíèå òåðàïåâòè÷åñêîãî ýôôåêòà äîçàõ, à òàêæå íàáëþäåíèå çà äåéñòâèåì ïðåïàðàòà è åãî ïåðåíîñèìîñòüþ, ó÷åò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé áîëüíîãî (íàëè÷èå ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòè ê òîìó èëè èíîìó ïðåïàðàòó, àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè íà ïðåïàðàòû èç îäíîé è òîé æå ãðóïïû).

Íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà áîëüíûì ïîñëå ââåäåíèè ïðåïàðàòà (ïðè íåîáõîäèìîñòè èçìåðÿòü òåìïåðàòóðó, àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå, ÷àñòîòó ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé), ÷òîáû âûÿâèòü èçìåíåíèÿ, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î âîçíèêíîâåíèè ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ èëè àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé. Òåðàïèÿ ïðè ïîáî÷íûõ ðåàêöèÿõ çàâèñèò îò ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà è ïðîâîäèòñÿ ñ ó÷åòîì ïàòîëîãèè è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé êàæäîãî áîëüíîãî.

Òàêèì îáðàçîì, ýôôåêòèâíîñòü è áåçîïàñíîñòü ôàðìàêîòåðàïèè â äåòñêîì âîçðàñòå îïðåäåëÿåòñÿ íàëè÷èåì ó ïåäèàòðà ãëóáîêèõ çíàíèé ôàðìàêîëîãèè èñïîëüçóåìûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, ñ îäíîé ñòîðîíû, è âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà ðåáåíêà, ñ äðóãîé.

Âðà÷, îñóùåñòâëÿþùèé ëå÷åíèå áîëüíîãî ðåáåíêà, äîëæåí ïîìíèòü î âûñêàçûâàíèè îäíîãî èç êëàññèêîâ îòå÷åñòâåííîé òåðàïèè È.À. Êàññèðñêîãî: «Ôàðìàêîëîãèÿ — òà îáëàñòü, êîòîðàÿ òåñíåéøèì îáðàçîì îáúåäèíÿåò òåîðèþ ñ ïðàêòèêîé, èáî åå âûâîäû è çàêëþ÷åíèÿ îáÿçàòåëüíî ïåðåíîñÿòñÿ ê ïîñòåëè áîëüíîãî».

Çàêëþ÷åíèå

Ïðè ëå÷åíèè áîëüíîãî ðåáåíêà âðà÷ó-ïåäèàòðó ïðèõîäèòñÿ èñïîëüçîâàòü îäíîâðåìåííî íåñêîëüêî ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (ïîðîé ÷èñëî èõ äîñòèãàåò 10-15 è áîëåå). Ïîýòîìó âðà÷ äîëæåí òùàòåëüíî îáîñíîâûâàòü ñâîè íàçíà÷åíèÿ ñ òåì, ÷òîáû âûáðàòü îïòèìàëüíî ïîëåçíûå ñî÷åòàíèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ â ñâîåì âçàèìîäåéñòâèè è, êîíå÷íî, áåçâðåäíûõ.

Çàäà÷à ýòà íåïðîñòàÿ, è óñïåøíîå ðåøåíèå åå âîçìîæíî ïðè óñëîâèè, åñëè âðà÷ â ñâîèõ ëå÷åáíûõ äåéñòâèÿõ áóäåò îïèðàòüñÿ íà ñîâðåìåííûå íàó÷íûå äàííûå î ñîâìåñòèìîñòè è íåñîâìåñòèìîñòè ëåêàðñòâ è ñóìååò òâîð÷åñêè ïðèìåíèòü èõ â ñâîåé ïîâñåäíåâíîé ëå÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.

 ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ ëåêàðñòâåííûé àðñåíàë áóðíî ïîïîëíÿåòñÿ çà ñ÷åò îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà íîâûõ ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ îòå÷åñòâåííîãî è çàðóáåæíîãî ïðîèçâîäñòâà.  ýòèõ óñëîâèÿõ ïðîáëåìà íåñîâìåñòèìîñòè ëåêàðñòâ ïðèîáðåòàåò îñîáåííî àêòóàëüíîå ïðàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå, òàê êàê ñ óâåëè÷åíèåì ÷èñëåííîñòè íàçíà÷àåìûõ íîâûõ ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ âîçðàñòàåò è êîëè÷åñòâî èõ ñî÷åòàíèé.

Ðàçëè÷àþò òðè âèäà íåñîâìåñòèìîñòè ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ:

* ôèçè÷åñêóþ,

* õèìè÷åñêóþ,

* ôàðìàêîëîãè÷åñêóþ

Ïåðâûå äâà âèäà íàçûâàþò èíîãäà ôàðìàöåâòè÷åñêîé íåñîâìåñòèìîñòüþ).  ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå âðà÷ó ÷àùå ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ ôàðìàêîëîãè÷åñêîé íåñîâìåñòèìîñòüþ ëåêàðñòâ, òî åñòü ñ àíòàãîíèçìîì èõ äåéñòâèÿ íà îðãàíèçì áîëüíîãî ðåáåíêà.

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. Îïóáëèêîâàíî â æóðíàëå «Ìåäèöèíñêèé âåñòíèê. Èçáðàííûå ñòàòüè» ¹17 (156) 2000 Ïðîôåññîð Áîðèñ Êàãàíîâ, çàìåñòèòåëü äèðåêòîðà Íàó÷íîãî öåíòðà çäîðîâüÿ äåòåé ÐÀÌÍ. Èðèíà Ñè÷èíàâà, êàíäèäàò ìåäèöèíñêèõ íàóê

2. https://www.med2.ru/story.php?id=16721

3. Ëåêàðñòâåííàÿ òåðàïèÿ â ïåäèàòðèè, Ñ.Ø. Øàìñèåâ

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник