Показания и противопоказания к групповой психокоррекции

Показания и противопоказания к групповой психокоррекции thumbnail

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

добровольное согласие на получение такой помощи;

доверие клиента к психологу;

активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;

право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;

право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

.когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;

.когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам

его работа в группе невозможна; .когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента

необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем; .когда у клиента выявлена сильная тревожность; .когда выявлена сильная заторможенность; .при неуверенности в себе; .при необоснованных страхах;

.при проблемах недостаточного осознания самого себя; .при утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого

шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.

В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы.

И, наконец, он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя других и выводя их из равновесия. Иногда клиент хочет

и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому. Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Есть клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздействие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в индивидуальном порядке, а затем уже включать его в группу.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда напротив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она существует.

Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Читайте также:  Противопоказания при операции на позвоночнике

Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и почему он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнушаемым

людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение.

Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе.

Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами:

1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.

2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога.

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического поглаживания». Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент

первоначально готов был ответить «нет», но под воздействием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.

2. Внушение.«Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.

Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование.Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

Психологическое консультирование чаще всего рассматривают как специальную область деятельности практического психолога. Существуют особые правила и техника ведения психологического консультирования.

Источник

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции

Психокоррекция
на практике применяется в двух формах:
индивидуальной и групповой.

Читайте также:  Расторопша полезные свойства и противопоказания инструкция

В
случае индивидуальной
психокоррекционной
работы психолог работает с клиентом
один на один при отсутствии посторонних
лиц. Во втором
случае
он
работает с группой клиентов, которые в
психокоррекционном процессе взаимодействуют
не только с психологом, но и друг с
другом.

Достоинством
индивидуальной психокоррекции является
то, что она обеспечивает конфиденциальность,
тайну и по своему результату бывает
более глубокой, чем групповая. Все
внимание психолога направлено только
на одного человека. Индивидуальная
психокоррекция удобна тем, что лучше
раскрывает особенности клиента, снимает
у него психологические барьеры, которые
неизбежно возникают и с трудом
преодолеваются в том случае, когда
человеку приходится откровенно
высказываться в присутствии других
людей.

Но
этот вид психокоррекции малоэффективен
при решении проблем межличностного
характера, для которых необходима работа
в группе.

Необходимыми
условиями индивидуальной психологической
коррекции являются следующие:

добровольное
согласие на получение такой помощи;

доверие
клиента к психологу;

активность
клиента и его творческо-исследовательское
отношение к собственным проблемам;

право
клиента принимать или не принимать
оказываемую помощь;

право
клиента самому решать вопросы в своей
жизни.

267

Важной
личностной предпосылкой эффективной
работы является стремление
самого психолога к самоактуализации и
личностному росту.
Освоение
психокоррекции необходимо начинать с
себя, с постоянной работы над развитием
гибкости, спонтанности и мужества.
Личностный рост предполагает реалистичное
отношение к себе, постоянную открытость
новому опыту, готовность внутренне
изменяться, исследовать и творить себя,
брать на себя ответственность за свои
решения и действия.

Форма
индивидуальной психокоррекции выбирается
в следующих случаях:

.
когда
проблемы клиента индивидуального, а не
межличностного характера;

.
когда
клиент категорически отказывается
работать в группе или по каким-либо
причинам

его
работа в группе невозможна; .
когда
применяются достаточно сильные методы
психологического воздействия и клиента

необходимо
постоянно держать под наблюдением и
контролем; .
когда
у клиента выявлена сильная тревожность;
.
когда
выявлена сильная заторможенность; .
при
неуверенности в себе; .
при
необоснованных страхах;

.
при
проблемах недостаточного осознания
самого себя; .
при
утрате смысла и цели жизни.

Иногда
бывает и так, что по характеру проблемы
клиенту требуется групповая работа, но
он категорически отказывается работать
в группе. Тогда, в качестве первого

шага
на пути реабилитации можно использовать
индивидуальную работу. И постепенно,
по мере готовности, подводить клиента
к осознанию необходимости включения в
групповую работу.

Противопоказаниями
для групповой психокоррекционной работы
могут служить сильно выраженная
возбудимость и эмоциональная
неуравновешенность клиента, трудный
характер, физическая болезнь, недостаточный
уровень интеллектуального или морального
развития и т.п. При сильнодействующих
психокоррекционных процедурах у таких
людей может наступить эмоциональный
стресс или эмоциональный срыв.

В
силу других причин клиент может
сознательно или бессознательно мешать
работать другим участникам группы.

И,
наконец, он может не понимать, что от
него требуется или вести себя в группе
недостаточно культурно, шокируя других
и выводя их из равновесия. Иногда клиент
хочет

268

и
ему действительно необходимо работать
в группе, но фактически внутренне он
сопротивляется этому. Тогда психолог
может постараться снять внутреннее
сопротивление клиента, убедить его в
необходимости включиться в групповую
работу и помочь ему это сделать
практически.

Есть
клиенты, которые в обычных психокоррекционных
ситуациях ведут себя вполне нормально,
но теряют контроль над собой, когда
чувствуют сильное психологическое
воздействие. В этом случае сильно
действующую психологическую процедуру
необходимо сначала опробовать на клиенте
в индивидуальном порядке, а затем уже
включать его в группу.

Индивидуальная
психокоррекция помогает только тем, у
кого есть действительные психологические
или поведенческие проблемы. Наличие
таких проблем может установить
профессиональный психолог или осознать
сам клиент. Иногда человеку кажется,
что у него есть проблемы, хотя на самом
деле их нет. Иногда напротив, кажется,
что проблемы нет, хотя на самом деле она
существует.

Психокоррекция
мало чем может помочь людям, у которых
психологические или поведенческие
отклонения вызваны серьезными
заболеваниями органического характера.
Для таких людей необходима помощь
психотерапевтов или психиатров.

269

Основные
методы индивидуального психокоррекционного
воздействия

1.
Убеждение. В основном применяется к
людям, обладающим высоким уровнем
интеллектуального развития и способным
самостоятельно справиться со своими
психологическими проблемами. Это, как
правило, люди с достаточно развитой
силой воли, но до начала психокоррекционного
воздействия не убежденные в том, что у
них действительно есть проблемы, над
которыми стоит работать, или просто не
верящие в то, что с помощью психолога
им удастся эти проблемы решить.

Читайте также:  Морской индийский рис его противопоказания

Убеждение
начинается с выяснения того, что знает
клиент о своих проблемах и как он их
понимает. Затем психолог обсуждает и
согласовывает с клиентом цели и задачи
психокоррекции, и только после того,
как клиент согласится, начинает работу
с ним.

Психолог
подробно разъясняет клиенту что, как и
почему он делает, а также — если в этом
есть необходимость — объясняет причины
возникновения и способ избавления от
недостатков. Убеждение как метод
психологического воздействия обычно
применяется по отношению к маловнушаемым

269

людям.
Что же касается сильно внушаемых, то
для них наилучший способ воздействия
— внушение.

Если
клиент обладает высоким уровнем
интеллектуального развития, то по
отношению к нему целесообразно
использовать убеждение и внушение в
комплексе.

Используя
метод убеждения, психолог пользуется
следующими приемами:

1.
Выясняет собственное отношение клиента
к беспокоящим его психологическим и
поведенческим проблемам, устанавливает
причины, в силу которых он придерживается
той или иной позиции. Прежде чем пытаться
в чем-то убедить клиента, необходимо
выяснить его точку зрения на проблему.
Зная заранее точку зрения клиента, легче
подобрать персонально для него
убедительные аргументы, факты и нужную
логику доказательства.

2.
Исходит из того, что в понимании своей
проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним
различные точки зрения на данную
проблему. Психолог, заранее не отвергая
и не отрицая возможную правоту клиента,
не пытаясь сразу и полностью его
переубедить, приглашает его выслушать
и взвесить разные точки зрения. Клиент,
доверяющий психологу, как правило,
соглашается на это и выражает готовность
признать правоту психолога.

3.
Предлагает клиенту самостоятельно
принять решение о том, каким рекомендациям
следовать и каким — не следовать. Прежде
чем предоставить клиенту такую
возможность, необходимо договориться
с ним о том, что он и психолог находятся
друг с другом в равнопартнерских
отношениях и имеют право не только
ставить друг перед другом вопросы, но
и делать вполне самостоятельные выводы,
принимать независимые решения.

4.
Делит проблему, обсуждаемую с клиентом,
на ряд частных вопросов и последовательно
добивается согласия клиента с теми
ответами на эти вопросы, которые хочет
получить сам. Разговор с клиентом в этом
случае целесообразно строить так, чтобы
сначала клиент отвечал и выражал согласие
с выводами психолога на частные вопросы,
а затем постепенно переходил к более
сложным принципиальным вопросам. Здесь
применима техника «психологического
поглаживания». Для того чтобы убедить
внушаемого клиента в собственной
правоте, необходимо поставить ряд
вопросов, на которые клиент вынужденно
отвечает «да», потом несколько
вопросов, на которые клиент отвечает
«может быть», и потом переходить к
тем вопросам, на которые клиент

270

первоначально
готов был ответить «нет», но под
воздействием ответов «да» и «может
быть» он уже готов ответить не столь
категорично.

2.
Внушение.
«Это
более простой, а для клиента — менее
эффективный способ воздействия, чем
убеждение, так как при внушении не
задействована воля клиента, способная
усилить психокоррекционный эффект. Но
с другой стороны, пользуясь внушением,
можно быстрее добиться нужного результата,
так как этот метод не требует длительных
разъяснений и долгих дискуссий психолога
и клиента. Но зато воздействие, основанное
на чистом внушении, исчезает быстрее,
чем влияние, базирующееся на убеждении.
В основе внушения лежит механизм прямого
влияния психолога на подсознание
клиента, на использование не только
разума, но и чувств, эмоций. Внушение
обычно используют в условиях, когда
внимание и сознание клиента чем-то
отвлечены. Наилучшим условием для
внушения является ситуация, при которой
клиента вводят в состояние полного
расслабления. Это могут делать только
специалисты, имеющие соответствующее
образование и профессионально владеющие
техникой.

Особое
место среди методов индивидуального
воздействия занимает
психологическое
консультирование.
Задача
психологического консультирования
заключается в том, чтобы помочь клиенту
разобраться в своих проблемах и вместе
с клиентом найти пути разрешения этой
ситуации.

Психологическое
консультирование чаще всего рассматривают
как специальную область деятельности
практического психолога. Существуют
особые правила и техника ведения
психологического консультирования.

271

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник