Показания и противопоказания к групповой работе

Основное отличие Группового психокоррекционного движения от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достижения требуемого психокоррекционного результата. Групповой коррекционный эффект, как правило, сильнее в тех случаях, когда речь идет об исправлении недостатков межличностного поведения клиентов (недоверие скрытость, малообщительность, неумение убеждать, оказывать влияние на людей).

Первые шаги в истории его становления группового психокоррекционного движения связаны, скорее всего, с 30 — 40ми годами 20го столетия. Одним из первых в истории психотерапии обратился к групповым методам, это американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин «групповая психотерапия» и предложил один из наиболее эффективных методов групповой коррекционной работы, получивший название «психодрама». Два других американца, С. Славсон и А. Вольф, работая в рамках классического психоанализа, установили, что результат использования психоанализа во многих случаях более велик при групповой, а не индивидуальной работе.

Также группы психокоррекции: работы К. Роджерса и исследования К. Левина (американцы).К. Роджерс сформулировал гуманистические принципы обращения с человеком во время групповой работы, и на их основе до сих пор строятся многие виды коррекционной и терапевтической работы с людьми в группе (1. недерективное руководство группой, под которым понимается равноправное, уважительное отношение к группе со стороны психолога, ведущего группу, его отказ от использования авторитарного стиля руководства; 2. также принцип «центрирования на клиенте». Суть ее выражается в том, что, работая с группой, психолог основное внимание должен обращать на проблемы клиента, волнующие его в данный момент, а не пытаться осуществить собственные, заранее определенные коррекционные или терапевтические цели, следовать за волей клиента, а не навязывать ему свою волю).

Виды групповой психокоррекции. группы тренинга умений, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама, группы телесной, танцевальной психокоррекции и группы коррекции искусством.

Группа тренинга умений (цель: участники лучше осознали себя и правильнее оценили свое поведение среди людей. В этих группах ставятся и решаются психокоррекционные задачи: улучшения межличностных отношений, выработки и закрепления коммуникативных умений и навыков, открытости, искренности и доверия людям; снятие психологических барьеров в сфере общения).

Группы встреч создаются для того, чтобы помочь людям самостоятельно справиться со своими социально-психологическими проблемами. Участники групп встреч вместе проходят ряд этапов мёжличностного взаимодействия, во время которого они психологически раскрываются друг перед другом, выясняют отношения, преодолевает трудности в установлении межличностных контактов, строят доверительные отношения, изучают себя и свои конфликты.

«Гештальтгруппы» происходит от немецкого слова «гештальт», которое обозначает некоторую целостность, структуру, определяющую восприятие человеком окружающего мира и его взаимоотношения с людьми. Работа в гештальтгруппе позволяет клиенту лучше приспособиться к реальной жизни, глубже понять себя, свои отношения с другими.

Психодрама представляет собой драматизированное воспроизведение в виде жизненно правдивых, импровизированных спектаклей, проигрывание ситуаций, волнующих клиентов. В них они и остальные участники группы берут на себя и исполняют естественные жизненные роли, стараясь в ходе драматической импровизации лучше разобраться в сути возникшей проблемы, понять свое поведение и поступки других участников. Работа группы-психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников.

Группы телесной психокоррекции основаны на связи между органическими процессами и психологическими состояниями людей, на предположении о том, что, воздействуя на организм человека, можно повлиять и на его психологию и поведение. Группы танцевальной психокоррекции отличаются от групп телесной психокоррекции тем, что в них в качестве психокоррекционных упражнений используются танцевальные движения. Группы психокоррекции искусством в качестве приемов нормализации психической жизни людей используют различные виды творчества: рисование, лепку, изготовление поделок.

Терапевтические МЕХАНИЗМЫ групповой работы. Терапевтическая значимость основной модели групповой работы определяется возможностями группы — помочь клиентам через механизмы межгруппового восприятия увидеть ситуацию в ином ракурсе.

Главные показания к групповой психокоррекционной работе — нарушение социальных связей (семейных, производственных), трудности в области общения, социальная и психологическая дезадаптация, первые стадии алкоголизма и наркомании, психосоматические заболевания.

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв. В силу второй из названных причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать остальным участникам группы. По следующей причине у него может резко ухудшиться состояние здоровья. Наконец, он может или не понимать, что от него требуется, или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя остальных своим поведением, выводя их из равновесия.

Источник

Показания и противопоказания к групповой терапии — психодраме и ролевым играм и их эффективность

Предпосылкой для участия в групповой терапии, которая основана преимущественно на глубинно-психологических методах и разговорной терапии, служат достаточные способности к вербализации собственных переживаний и эмоций, а также по меньшей мере способность к «групповой деятельности».

Эти предпосылки не столь важны при лечении детей (им лучше проводить поведенчески концептуализированную групповую терапию), но весьма актуальны для лечения подростков примерно от 13 лет и старше.

Читайте также:  Киста почек противопоказания к физиотерапии

Групповая терапия и психотерапевтические ролевые игры приводят к позитивным изменениям у детей и подростков, например, при нарушениях социального поведения, страхе перед контактами при специфических эмоциональных нарушениях с повышенной чувствительностью, робостью и инкапсулированностью, а также при трудностях во взаимоотношениях.

Ролевые игры хорошо сочетаются с другими методами психотерапии. Они весьма полезны также при затруднениях в обучении и нарушениях речевого контакта. Более высокие требования к личности ставятся перед участниками психодрамы, особенно если она проводится в классической форме («протагонист-центрированная игра»).

Групповые методы психотерапии в целом противопоказаны при высоком риске суицида, остром психотическом состоянии, гиперкинетических синдромах, интеллектуальном недоразвитии, выраженных невротических расстройствах, а также тяжелых нарушениях социального поведения.

Методы психотерапии детей и подростков

Оценка эффективности метода групповой терапии

Исследования по эффективности групповых способов психотерапии очень немногочисленны (см. Dies, Riester). Публикации на эту тему позволяют высказаться только по определенным аспектам, так как работа часто проводилась на малом числе пациентов и с недостаточными контрольными группами. Позитивные эффекты групповой психотерапии продемонстрированы при лечении делинквентных подростков (Goldstein et al.), при «тренинге социальных умений» (Dofner) и «групповом тренинге с подростками» (Petermann, Petermann).

Согласно другим обзорным работам (Siefen), стационарная аналитическая групповая терапия тоже приводила к улучшению состояния подростков.

Систематических исследований эффективности метода психодрамы в лечении детей и подростков почти не проводилось. На основании собственного опыта ряд авторов описывает ее положительный эффект (Holl, Bosselmannet al., Widlocher, Bender). Терапевтические ролевые игры входят как составная часть во многие методы групповой психотерапии, но специальные исследования по оценке их эффективности для детей и подростков нам не известны.

— Также рекомендуем «Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Психотерапия детей и подростков»:

  1. Психодрама как метод психотерапии — методика
  2. Пример использования средств психодрамы при групповой терапии подростков
  3. Психотерапевтические ролевые игры — методика
  4. Показания и противопоказания к групповой терапии — психодраме и ролевым играм и их эффективность
  5. Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков
  6. Теоретические основы семейной психотерапии
  7. Методика семейной психотерапии детей и подростков
  8. Определение показаний к семейной психотерапии детей и подростков
  9. Методы семейной диагностики в психотерапии детей и подростков
  10. Общее семейно-диагностическое интервью — принципы, методы

Источник

Цель групповой психокоррекционной работы состоит в вос­становлении психического единства личности посредством нор­мализации ее межличностных отношений230.

О.А. Карабанова231 указывает на ряд индикаторов неблаго­получия развития, наличие которых позволяет положительно решить вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. К этим индикаторам относятся:

• нарушение коммуникации в системе отношений «ребе­нок—взрослый» и «ребенок—сверстники», утрата взаимопони­мания, дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;

• низкий уровень социальных достижений, значительно1 расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка;

• поведение, отклоняющееся от социальных норм и требо­ваний;

• переживание ребенком состояния эмоционального небла­гополучия, эмоциональный стресс и депрессия;

• наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций;

• аномальные кризисы развития, которые в отличие от нор­мативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя
формированию психологических новообразований, знамену­ющих переход к новому возрастному циклу.

В данном контексте групповая работа особенно показана при характерологических нарушениях, обусловливающих пробле­мы в межличностных отношениях. К данным нарушениям от­носятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, не­устойчивость самооценки, излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении, тревожно-мнительные черты ха­рактера, фобические реакции и т.д.

Групповая форма психокоррекционной работы находит ши­рокое применение в решении самых различных трудностей психического развития ребенка, а также при профилактичес­кой и общеразвивающей работе. Однако особая специфика каж­дого метода определяет и спектр проблем, решение которых данным методом наиболее оптимально.

Многие проблемы (эмоциональные, поведенческие) успешно прорабатываются несколькими методами, поэтому психологи-практики часто применяют комбинированный подход при со­ставлении программы групповой психокоррекционной работы.

Проведение групповой психокоррекционной работы затруд­нительно при негативном отношении к данному виду работы ребенка (подростка) или его родителей, в случаях явного асо­циального поведения ребенка (подростка), проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жесто­кости, воровстве. Противопоказано помещать в группу ребенка, находящегося в актуальном стрессовом состоянии — депрес­сии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др. Во всех этих слу­чаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психо­коррекционной работы, а затем принимается решение о пере­ходе к работе в группе в зависимости от содержания и характе­ра трудностей развития, динамики состояния ребенка

Трудности коммуникации: низкий уровень коммуника­тивной компетентности, несформированность коммуника­тивных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных спо­собов разрешения конфликтных ситуаций, необщитель­ность, замкнутость (при условии сформированное™ по­требности в общении), социальная изолированность, низ­кий социометрический статус

Социальный инфантилизм — низкий уровень сформиро­ванности широких социальных мотивов, неудовлетвори­тельная или неадекватная ориентировка в системе соци­альных норм и правил, неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социально одоб­ряемых отношений

Читайте также:  Противопоказания при аутоимунных заболеваниях

Трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности: трудности принятия и сохранения цели, от­сутствие или низкий уровень развитая способности пла­нировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предви­деть их последствия, неспособность правильно оценить результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность, неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом; импульсивность и нена­правленность, «полевой» тип поведения и деятельности, чрезмерная зависимость от взрослого, проявляющаяся в сверхпослушании, конформности и безоговорочном при­знании авторитета взрослого во всех сферах жизнедея­тельности

Нарушения поведения — умеренная агрессивность, вред­ные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормления, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома) Трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состоя­ниях и чувствах как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспо­собность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмо

Источник

Психотерапия подразумевает два основных формата работы – групповой и индивидуальный. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, многое зависит от целей клиента, его состояния на данный момент или личных особенностей. Кому-то рекомендован индивидуальный формат работы, кому-то – групповой. Иногда их можно совмещать. В этой статье мы рассмотрим, что такое групповая психотерапия, чем она отличается от индивидуальной, какой она бывает, кому показана и какую пользу может принести.

Что такое групповая психотерапия: теория

В групповой психотерапии происходят так называемые активные динамический процессы. Если человек попадает в группу, то он невольно становится участником множества различных взаимодействий. Все это происходит под контролем специалиста, который направляет процессы в нужную сторону, обеспечивая максимальный терапевтический эффект. Основная особенность групповой терапии заключается в том, что все особенности и склонности человека оказываются на виду, что и обеспечивает высокую интенсивность их проработки.

Трудности, с которыми люди часто приходят к психологам, зачастую легче проработать в составе группы. Это в том числе и проблемы с социальным взаимодействием, самооценкой, трудности с общением в семье. Так получается, потому что в реальной жизни мы так или иначе регулярно сталкиваемся с другими людьми, которые влияют на наше эмоциональное состояние. Если при индивидуальной работе ваш партнер – терапевт, то в группе вы можете взаимодействовать с любым человеком.

Особенности групповой психотерапии

У такого вида терапии есть свои особенности. Формат позволяет решать проблемы, которые нельзя проработать в одиночку. Чем же отличается групповое взаимодействие?

  1. Динамика изменений. Когда вы работаете вместе с другими людьми, все межличностные процессы проходят интенсивнее. Из-за обилия взаимодействий возникают динамические процессы группы.
  2. Больше действия. Большая часть трудностей, с которыми люди обращаются к психологам, связаны со взаимодействиями с окружающими. Это могут быть проблемы с самооценкой, отсутствие уверенности в себе и своих силах, вопросы лидерства и подчинения – все они подразумевают коммуникацию с другими людьми. Соответственно, при групповой терапии вы можете взаимодействовать с другими людьми, реальными, со своими проблемами и особенностями мышления.
  3. Осознание ошибок своего мышления. Группа помогает заметить то, чего вы о себе не знаете, но что при этом прекрасно видят окружающие. В обществе людей наши проблемы и пробелы особенно видны. Через обратную связь можно узнать о них больше. Замечая их реакции и отношение, можно существенно продвинуться в понимании себя настоящего. Чтобы попасть в некоторые ситуации в жизни, нужно ждать месяцами, а на терапии вы можете их смоделировать с помощью других участников.
  4. Проверка реальностью. Люди склонны фантазировать и додумывать. Например, представления человека о себе не всегда сочетаются с его реальным образом. Здесь можно выяснить, как именно вас воспринимают окружающие. Вполне может быть, что какие-то наши убеждения относительно себя не имеют ничего общего с реальностью.

Групповая терапия также отличается от тренингов. Здесь нет единственного лидера, который задает формат поведения. Каждый сам выбирает, в каком режиме ему существовать и общаться. То есть участники коллектива словно занимаются собственными исследованиями, которые помогают им осознать личные проблемы. Окружающие и терапевт помогают им в этом.

Подобный вид терапии не всегда сопровождается положительными эмоциями. Это долгая и трудная работа, которая может повысить вероятность прихода к результату, хоть и не гарантирует его. Если вы собираетесь поучаствовать в групповой терапии, то будьте готовы столкнуться с высоким уровнем напряжения.

Индивидуальная и групповая психотерапия: в чем отличия

Индивидуальная и групповая психотерапия отличаются принципиально. Когда психолог работает индивидуально, происходит диалог двух человек. То есть беседа становится основным форматом взаимодействия. В зависимости от направления, в котором работает психолог, происходит либо глубокая проработка через анализ воспоминаний (психоанализ), либо коррекция иррационального в человеке с помощью чувств и ощущений (когнитивно-поведенческая модель).

Человек в индивидуальной терапии чувствует себя более защищенным, потому что никто посторонний не наблюдает за его раскрытием и работой. Время специалиста тратится только на одного человека, все внимание уделяется ему.

Читайте также:  Мезороллер для лица противопоказания

Коммуникативные проблемы в индивидуальной терапии решать сложнее, потому что клиент общается только с одним человеком. Некоторые специалисты рекомендуют сочетать два вида терапии, чтобы решать проблемы интенсивнее.

Какие бывают психотерапевтические группы

Психотерапевтические группы делятся на несколько разновидностей. Они все отличаются по задачам и целям, длительности и возрасту участников.

Различие по составу

По составу группы могут быть малыми и большими. Большие включают до тридцати участников, малые – до четырех человек.

Если группа очень большая, то внутри нее образуются маленькие группки по интересам. Внутри них выстраиваются дополнительные взаимосвязи, поэтому модератору довольно трудно управлять большим количеством людей. В большой группе терапевтический эффект может теряться.

В маленьких группах интенсивность работы может снижаться из-за недостатка разнообразия взаимодействий. Такая терапия больше похожа на обычную клиентскую, но с несколькими людьми одновременно. Для участников эффект часто бывает положительным.

Самым удобным вариантом терапевтической группы считается коллектив из 8-12 человек. Этого количества хватает, чтобы между участниками возникла эмоциональная близость и появлялась качественная обратная связь. Такую работу обычно проводит один терапевт, либо с помощью привлечения помощника – так называемого ко-терапевта.

Однородные и неоднородные

Также группы делят на однородные и неоднородные. У неоднородности есть несколько критериев, которые ее определяют:

  • демографический (пол, образование, возраст);
  • личностный (интересы и характер);
  • клинический (диагнозы и симптоматика).

Однородность в данном случае является залогом отсутствия существенных различий у членов группы. У нее тоже есть свои особенности, как положительные, так и отрицательные:

  1. В однородной группе люди быстрее становятся сплоченными.
  2. Терапевтический эффект достигается сравнительно быстро.
  3. Участники группы понимают, что они не одиноки в своих переживаниях. Формируется принятие, понимание и поддержка.
  4. Если участники схожи, то они осваивают меньше форм взаимодействия с разными людьми.
  5. Контакт между членами группы может быть поверхностным.
  6. Если участники будут слишком похожи, им станет трудно определять различия между другими людьми.

Однородные группы обычно ориентированы на решение конкретной проблемы или ситуации. В краткосрочной терапии намного комфортнее работать, если у всех членов коллектива похожие запросы. Одинаковый опыт позволяет участникам быстрее найти общий язык друг с другом.

Неоднородные группы подразумевают, что люди отличаются друг от друга по каким-либо признакам. У таких коллективов тоже есть свои особенности взаимодействия:

  1. Члены коллектива преследуют разные точки зрения и взгляды. Они начинают понимать, что на одну и ту же ситуацию можно смотреть по-разному.
  2. Часто нам важно получать обратную связь от тех, кто на тебя не похож.
  3. Такие группы отлично корректируют неадекватное восприятие человеком мира, себя и других.
  4. Чтобы увидеть результаты психотерапевтической работы, нужно больше времени.
  5. Чтобы коллектив стал сплоченным, терапевту нужно прилагать больше усилий.
  6. Чаще возникают конфликты.
  7. Такой формат хорошо помогает корректировать расстройства и нарушения поведения.

Открытые и закрытые

Также группы можно разделить на закрытые и открытые. В закрытую группу нельзя попасть в процессе терапии, новых участников не принимают. Кроме того, есть определенное количество сессий, это заранее обозначено.

В открытых коллективах состав участников постоянно меняется, сохраняется лишь их число. Часто у такой терапии нет четких сроков окончания. Иногда через некоторое время состав участников полностью обновляется, может быть заменен даже сам терапевт.

Групповая психотерапия: противопоказания

Как и у любого вида терапевтического воздействия, у групповой терапии есть некоторые противопоказания. Перед началом работы с каждым участником проводят индивидуальное собеседование. Некоторым людям такая терапия строго противопоказана. Это может быть связано с личными обстоятельствами или индивидуальными особенностями конкретного человека. Если пренебречь этими правилами, то впоследствии это может негативно повлиять на прогресс и эмоциональное состояние всех участников групповой терапии.

Во время индивидуального опроса клиенты рассказывают о своих ожиданиях и нынешних проблемах, которые психологу нужно грамотно оценить, чтобы понять, подойдет ли человек для работы в коллективе.

Обычно выделяют такие противопоказания:

  1. Психические расстройства.
  2. Расстройства личности в стадии дезадаптации и декомпенсации.
  3. Нарушения в когнитивной сфере.
  4. Аутоагрессия и суицидальность.
  5. Химические зависимости.
  6. Неизлечимые заболевания или инфекции.
  7. Системные неврозы (например, дыхательная или сердечно-сосудистые системы).
  8. Период острого горевания.
  9. Если несколько потенциальных клиентов находятся в близких отношениях, их помещать в одну группу не рекомендуется.

Данные противопоказания не распространяются на личную психотерапию.

Если у некоторых участников возникли трудности в процессе сеансов, то они тоже могут стать поводом для исключения из группы. Например, это может касаться следующих факторов:

  1. Систематическое нарушение правил и неспособность придерживаться расписания.
  2. Отсутствия мотивации продолжать терапию.
  3. Конфликтность и несовместимость с другими участниками.

Если терапевт выявляет подобные признаки, он старается перевести такого клиента в индивидуальный формат работы.

Заключение

Групповая терапия в некоторых случаях может быть значительно эффективнее индивидуальной. Большая динамика всех происходящих процессов, возможность взаимодействовать с другими участниками, опробовать себя в новых и непривычных ролях – все это позволяет получить быстрый прогресс в осознании себя, своих сильных и слабых сторон. Но стоит понимать, что уровень эмоционального напряжения в группе будет несравнимо выше, чем при индивидуальной терапии.

Источник