Показания и противопоказания к групповой терапии

Показания и противопоказания к групповой терапии thumbnail

Показания и противопоказания к групповой терапии — психодраме и ролевым играм и их эффективность

Предпосылкой для участия в групповой терапии, которая основана преимущественно на глубинно-психологических методах и разговорной терапии, служат достаточные способности к вербализации собственных переживаний и эмоций, а также по меньшей мере способность к «групповой деятельности».

Эти предпосылки не столь важны при лечении детей (им лучше проводить поведенчески концептуализированную групповую терапию), но весьма актуальны для лечения подростков примерно от 13 лет и старше.

Групповая терапия и психотерапевтические ролевые игры приводят к позитивным изменениям у детей и подростков, например, при нарушениях социального поведения, страхе перед контактами при специфических эмоциональных нарушениях с повышенной чувствительностью, робостью и инкапсулированностью, а также при трудностях во взаимоотношениях.

Ролевые игры хорошо сочетаются с другими методами психотерапии. Они весьма полезны также при затруднениях в обучении и нарушениях речевого контакта. Более высокие требования к личности ставятся перед участниками психодрамы, особенно если она проводится в классической форме («протагонист-центрированная игра»).

Групповые методы психотерапии в целом противопоказаны при высоком риске суицида, остром психотическом состоянии, гиперкинетических синдромах, интеллектуальном недоразвитии, выраженных невротических расстройствах, а также тяжелых нарушениях социального поведения.

Методы психотерапии детей и подростков

Оценка эффективности метода групповой терапии

Исследования по эффективности групповых способов психотерапии очень немногочисленны (см. Dies, Riester). Публикации на эту тему позволяют высказаться только по определенным аспектам, так как работа часто проводилась на малом числе пациентов и с недостаточными контрольными группами. Позитивные эффекты групповой психотерапии продемонстрированы при лечении делинквентных подростков (Goldstein et al.), при «тренинге социальных умений» (Dofner) и «групповом тренинге с подростками» (Petermann, Petermann).

Согласно другим обзорным работам (Siefen), стационарная аналитическая групповая терапия тоже приводила к улучшению состояния подростков.

Систематических исследований эффективности метода психодрамы в лечении детей и подростков почти не проводилось. На основании собственного опыта ряд авторов описывает ее положительный эффект (Holl, Bosselmannet al., Widlocher, Bender). Терапевтические ролевые игры входят как составная часть во многие методы групповой психотерапии, но специальные исследования по оценке их эффективности для детей и подростков нам не известны.

— Также рекомендуем «Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Психотерапия детей и подростков»:

  1. Психодрама как метод психотерапии — методика
  2. Пример использования средств психодрамы при групповой терапии подростков
  3. Психотерапевтические ролевые игры — методика
  4. Показания и противопоказания к групповой терапии — психодраме и ролевым играм и их эффективность
  5. Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков
  6. Теоретические основы семейной психотерапии
  7. Методика семейной психотерапии детей и подростков
  8. Определение показаний к семейной психотерапии детей и подростков
  9. Методы семейной диагностики в психотерапии детей и подростков
  10. Общее семейно-диагностическое интервью — принципы, методы

Источник

Из результатов многочисленных исследований сле­дует [Bond G., Lieberman M., 1978], что от 17 до 57% пациентов, начинающих групповую психотерапию, от­казываются от этой формы лечения до планового сро­ка ее окончания. Это можно рассматривать в качестве информации, что для подобных пациентов, по крайней мере по их субъективным представлениям, групповая психотерапия не дает ожидаемых результатов. Ока­залось, что процент лиц, отказавшихся от лечения групповой психотерапией, значительно выше в сравне­нии с лицами, леченными индивидуальной психотера­пией [Frank J., 1957; O’Brien С., 1972; Hargrea-ves W., 1974].

Большинство больных, отказавшихся от групповой психотерапии, пытались объяснить свой отказ отличи­ем групповой психотерапии от индивидуальной. Груп­повая психотерапия в начальном периоде пребывания в группе оказывается для пациента более напряжен­ной, чем индивидуальная психотерапия. Из работ I. Yalom (1975) и С. O’Brien (1972) следует, что этот трудный период длится до момента создания в группе ощущения общности (принадлежности), которое осно­вывается на вовлечении пациента в групповой про­цесс, создает у него ощущение принятия группой и психотерапевтом.

Независимо от трудностей, вытекающих из самой формы групповой психотерапии, отмечается, что пове­дение группового психотерапевта также может способ­ствовать отказу от этой формы психотерапии некото­рых пациентов. Вероятно, существенную роль здесь играет определенный стиль руководства группой со

стороны психотерапевта [Yalom I., 1966]. Существен­ным оказался также подход психотерапевта к пациен­ту, особенно предвидение возможности отказа по­следнего от участия в лечении. Имеется большая вероятность отказа пациента от лечения групповой психотерапией, если психотерапевт с самого начала предусматривает такую возможность для него [Rosen-zweig S., Folman R., 1974]. Это могло бы свидетельст­вовать об отсутствии понимания со стороны психоте­рапевта пациента и мотивировать его к прекращению лечения.

В ходе исследований были попытки ответить на вопрос, существуют ли определенные черты у самих пациентов, которые указали бы на то, что групповая психотерапия для таких лиц противопоказана. Резуль­таты указывают на следующие черты пациентов, кото­рые отрицательно влияют на возможность лечения их групповой психотерапией:

1) меньшая эффективность деятельности в обще­
ственных ситуациях [Frank J., 1957];

2) тенденция к доминированию при отсутствии по­
пулярности в группе [Taylor A., 1961];

3) предшествующее неэффективное лечение инди­
видуальной психотерапией [Kotkov В., 1958].

М. Lieberman (1973), использовав множество раз­личных методик, показал, что лица, отказывающиеся от участия в «группах встреч» («encounter»), отлича­ются от остальных главным образом иной иерархией ценностей. Не имели значения такие особенности, как психопатологическая картина, установка в отношении «групп встреч», интерперсональные предпочтения, от-Н( шение к другим.

Читайте также:  Сероводородные источники показания и противопоказания

I. Yalom (1966) сравнивал лиц, отказывающихся от психотерапии с остальными по 33 переменным; досто­верными оказались различия только по 4 переменным:

1) пациенты, решившиеся до конца продолжать
лечение, предоставляли больше информации о себе;

2) они имели большую мотивацию к лечению психо­
терапией;

3) проявляли больший интерес к другим членам
группы;

4) были более популярными в группе.

При рекомендации групповой формы лечения необ­ходимо учитывать также возраст, образование, соци­альное происхождение, мотивацию [Rosenthal D., Frank J., 1958; Lubin B. et al., 1973].

G. Bond и М. Lieberman (1978), анализируя дан­ные, касающиеся противопоказаний к групповой пси­хотерапии, предлагают одновременно учитывать как личностные черты лиц, направляемых на лечение, так и особенности психотерапевтической ситуации, в кото­рой окажется пациент. Это согласуется с современным пониманием личности, которую нельзя описывать не­зависимо от ситуационного контекста. Примером тако­го анализа могут быть данные, полученные I. Yalom (1966). Выяснилось, что отказались от группового ле­чения те лица, у которых наблюдалось слишком мало или слишком много типов поведения, связанного с нормами данной психотерапевтической группы.

Опираясь на проведенные исследования, трудно однозначно заявить, кому групповая психотерапия не поможет. Они позволяют, однако, думать над тем, най­дет ли данный пациент в данной терапевтической си­туации ожидаемые терапевтические результаты. Груп­повая психотерапия поэтому не будет полезной для всех, которым теоретически она должна помочь. Более того, результаты исследований М. Lieberman (1973) предполагают (на основе различий по некоторым пси­хологическим показателям между лицами, отказавши­мися от «групп встреч», и теми, которые оставались в них до конца с негативными результатами), что от­каз от группы или совет пациенту не предпринимать подобного лечения (сделать это возможным для него) может быть более полезным для отдельных пациентов, чем оставление их в группе, или проведение этой фор­мы лечения.

Источник

Из результатов многочисленных исследований сле­дует [Bond G., Lieberman M., 1978], что от 17 до 57% пациентов, начинающих групповую психотерапию, от­казываются от этой формы лечения до планового сро­ка ее окончания. Это можно рассматривать в качестве информации, что для подобных пациентов, по крайней мере по их субъективным представлениям, групповая психотерапия не дает ожидаемых результатов. Ока­залось, что процент лиц, отказавшихся от лечения групповой психотерапией, значительно выше в сравне­нии с лицами, леченными индивидуальной психотера­пией [Frank J., 1957; O’Brien С., 1972; Hargrea-ves W., 1974].

Большинство больных, отказавшихся от групповой психотерапии, пытались объяснить свой отказ отличи­ем групповой психотерапии от индивидуальной. Груп­повая психотерапия в начальном периоде пребывания в группе оказывается для пациента более напряжен­ной, чем индивидуальная психотерапия. Из работ I. Yalom (1975) и С. O’Brien (1972) следует, что этот трудный период длится до момента создания в группе ощущения общности (принадлежности), которое осно­вывается на вовлечении пациента в групповой про­цесс, создает у него ощущение принятия группой и психотерапевтом.

Независимо от трудностей, вытекающих из самой формы групповой психотерапии, отмечается, что пове­дение группового психотерапевта также может способ­ствовать отказу от этой формы психотерапии некото­рых пациентов. Вероятно, существенную роль здесь играет определенный стиль руководства группой со

стороны психотерапевта [Yalom I., 1966]. Существен­ным оказался также подход психотерапевта к пациен­ту, особенно предвидение возможности отказа по­следнего от участия в лечении. Имеется большая вероятность отказа пациента от лечения групповой психотерапией, если психотерапевт с самого начала предусматривает такую возможность для него [Rosen-zweig S., Folman R., 1974]. Это могло бы свидетельст­вовать об отсутствии понимания со стороны психоте­рапевта пациента и мотивировать его к прекращению лечения.

В ходе исследований были попытки ответить на вопрос, существуют ли определенные черты у самих пациентов, которые указали бы на то, что групповая психотерапия для таких лиц противопоказана. Резуль­таты указывают на следующие черты пациентов, кото­рые отрицательно влияют на возможность лечения их групповой психотерапией:

1) меньшая эффективность деятельности в обще­
ственных ситуациях [Frank J., 1957];

2) тенденция к доминированию при отсутствии по­
пулярности в группе [Taylor A., 1961];

3) предшествующее неэффективное лечение инди­
видуальной психотерапией [Kotkov В., 1958].

М. Lieberman (1973), использовав множество раз­личных методик, показал, что лица, отказывающиеся от участия в «группах встреч» («encounter»), отлича­ются от остальных главным образом иной иерархией ценностей. Не имели значения такие особенности, как психопатологическая картина, установка в отношении «групп встреч», интерперсональные предпочтения, от-Н( шение к другим.

I. Yalom (1966) сравнивал лиц, отказывающихся от психотерапии с остальными по 33 переменным; досто­верными оказались различия только по 4 переменным:

1) пациенты, решившиеся до конца продолжать
лечение, предоставляли больше информации о себе;

2) они имели большую мотивацию к лечению психо­
терапией;

3) проявляли больший интерес к другим членам
группы;

4) были более популярными в группе.

При рекомендации групповой формы лечения необ­ходимо учитывать также возраст, образование, соци­альное происхождение, мотивацию [Rosenthal D., Frank J., 1958; Lubin B. et al., 1973].

G. Bond и М. Lieberman (1978), анализируя дан­ные, касающиеся противопоказаний к групповой пси­хотерапии, предлагают одновременно учитывать как личностные черты лиц, направляемых на лечение, так и особенности психотерапевтической ситуации, в кото­рой окажется пациент. Это согласуется с современным пониманием личности, которую нельзя описывать не­зависимо от ситуационного контекста. Примером тако­го анализа могут быть данные, полученные I. Yalom (1966). Выяснилось, что отказались от группового ле­чения те лица, у которых наблюдалось слишком мало или слишком много типов поведения, связанного с нормами данной психотерапевтической группы.

Читайте также:  Педикюр показания и противопоказания

Опираясь на проведенные исследования, трудно однозначно заявить, кому групповая психотерапия не поможет. Они позволяют, однако, думать над тем, най­дет ли данный пациент в данной терапевтической си­туации ожидаемые терапевтические результаты. Груп­повая психотерапия поэтому не будет полезной для всех, которым теоретически она должна помочь. Более того, результаты исследований М. Lieberman (1973) предполагают (на основе различий по некоторым пси­хологическим показателям между лицами, отказавши­мися от «групп встреч», и теми, которые оставались в них до конца с негативными результатами), что от­каз от группы или совет пациенту не предпринимать подобного лечения (сделать это возможным для него) может быть более полезным для отдельных пациентов, чем оставление их в группе, или проведение этой фор­мы лечения.

Источник

Психотерапия подразумевает два основных формата работы – групповой и индивидуальный. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, многое зависит от целей клиента, его состояния на данный момент или личных особенностей. Кому-то рекомендован индивидуальный формат работы, кому-то – групповой. Иногда их можно совмещать. В этой статье мы рассмотрим, что такое групповая психотерапия, чем она отличается от индивидуальной, какой она бывает, кому показана и какую пользу может принести.

Что такое групповая психотерапия: теория

В групповой психотерапии происходят так называемые активные динамический процессы. Если человек попадает в группу, то он невольно становится участником множества различных взаимодействий. Все это происходит под контролем специалиста, который направляет процессы в нужную сторону, обеспечивая максимальный терапевтический эффект. Основная особенность групповой терапии заключается в том, что все особенности и склонности человека оказываются на виду, что и обеспечивает высокую интенсивность их проработки.

Трудности, с которыми люди часто приходят к психологам, зачастую легче проработать в составе группы. Это в том числе и проблемы с социальным взаимодействием, самооценкой, трудности с общением в семье. Так получается, потому что в реальной жизни мы так или иначе регулярно сталкиваемся с другими людьми, которые влияют на наше эмоциональное состояние. Если при индивидуальной работе ваш партнер – терапевт, то в группе вы можете взаимодействовать с любым человеком.

Особенности групповой психотерапии

У такого вида терапии есть свои особенности. Формат позволяет решать проблемы, которые нельзя проработать в одиночку. Чем же отличается групповое взаимодействие?

  1. Динамика изменений. Когда вы работаете вместе с другими людьми, все межличностные процессы проходят интенсивнее. Из-за обилия взаимодействий возникают динамические процессы группы.
  2. Больше действия. Большая часть трудностей, с которыми люди обращаются к психологам, связаны со взаимодействиями с окружающими. Это могут быть проблемы с самооценкой, отсутствие уверенности в себе и своих силах, вопросы лидерства и подчинения – все они подразумевают коммуникацию с другими людьми. Соответственно, при групповой терапии вы можете взаимодействовать с другими людьми, реальными, со своими проблемами и особенностями мышления.
  3. Осознание ошибок своего мышления. Группа помогает заметить то, чего вы о себе не знаете, но что при этом прекрасно видят окружающие. В обществе людей наши проблемы и пробелы особенно видны. Через обратную связь можно узнать о них больше. Замечая их реакции и отношение, можно существенно продвинуться в понимании себя настоящего. Чтобы попасть в некоторые ситуации в жизни, нужно ждать месяцами, а на терапии вы можете их смоделировать с помощью других участников.
  4. Проверка реальностью. Люди склонны фантазировать и додумывать. Например, представления человека о себе не всегда сочетаются с его реальным образом. Здесь можно выяснить, как именно вас воспринимают окружающие. Вполне может быть, что какие-то наши убеждения относительно себя не имеют ничего общего с реальностью.

Групповая терапия также отличается от тренингов. Здесь нет единственного лидера, который задает формат поведения. Каждый сам выбирает, в каком режиме ему существовать и общаться. То есть участники коллектива словно занимаются собственными исследованиями, которые помогают им осознать личные проблемы. Окружающие и терапевт помогают им в этом.

Подобный вид терапии не всегда сопровождается положительными эмоциями. Это долгая и трудная работа, которая может повысить вероятность прихода к результату, хоть и не гарантирует его. Если вы собираетесь поучаствовать в групповой терапии, то будьте готовы столкнуться с высоким уровнем напряжения.

Индивидуальная и групповая психотерапия: в чем отличия

Индивидуальная и групповая психотерапия отличаются принципиально. Когда психолог работает индивидуально, происходит диалог двух человек. То есть беседа становится основным форматом взаимодействия. В зависимости от направления, в котором работает психолог, происходит либо глубокая проработка через анализ воспоминаний (психоанализ), либо коррекция иррационального в человеке с помощью чувств и ощущений (когнитивно-поведенческая модель).

Человек в индивидуальной терапии чувствует себя более защищенным, потому что никто посторонний не наблюдает за его раскрытием и работой. Время специалиста тратится только на одного человека, все внимание уделяется ему.

Читайте также:  Справка об отсутствии медицинских противопоказаний для работы 989н бланк

Коммуникативные проблемы в индивидуальной терапии решать сложнее, потому что клиент общается только с одним человеком. Некоторые специалисты рекомендуют сочетать два вида терапии, чтобы решать проблемы интенсивнее.

Какие бывают психотерапевтические группы

Психотерапевтические группы делятся на несколько разновидностей. Они все отличаются по задачам и целям, длительности и возрасту участников.

Различие по составу

По составу группы могут быть малыми и большими. Большие включают до тридцати участников, малые – до четырех человек.

Если группа очень большая, то внутри нее образуются маленькие группки по интересам. Внутри них выстраиваются дополнительные взаимосвязи, поэтому модератору довольно трудно управлять большим количеством людей. В большой группе терапевтический эффект может теряться.

В маленьких группах интенсивность работы может снижаться из-за недостатка разнообразия взаимодействий. Такая терапия больше похожа на обычную клиентскую, но с несколькими людьми одновременно. Для участников эффект часто бывает положительным.

Самым удобным вариантом терапевтической группы считается коллектив из 8-12 человек. Этого количества хватает, чтобы между участниками возникла эмоциональная близость и появлялась качественная обратная связь. Такую работу обычно проводит один терапевт, либо с помощью привлечения помощника – так называемого ко-терапевта.

Однородные и неоднородные

Также группы делят на однородные и неоднородные. У неоднородности есть несколько критериев, которые ее определяют:

  • демографический (пол, образование, возраст);
  • личностный (интересы и характер);
  • клинический (диагнозы и симптоматика).

Однородность в данном случае является залогом отсутствия существенных различий у членов группы. У нее тоже есть свои особенности, как положительные, так и отрицательные:

  1. В однородной группе люди быстрее становятся сплоченными.
  2. Терапевтический эффект достигается сравнительно быстро.
  3. Участники группы понимают, что они не одиноки в своих переживаниях. Формируется принятие, понимание и поддержка.
  4. Если участники схожи, то они осваивают меньше форм взаимодействия с разными людьми.
  5. Контакт между членами группы может быть поверхностным.
  6. Если участники будут слишком похожи, им станет трудно определять различия между другими людьми.

Однородные группы обычно ориентированы на решение конкретной проблемы или ситуации. В краткосрочной терапии намного комфортнее работать, если у всех членов коллектива похожие запросы. Одинаковый опыт позволяет участникам быстрее найти общий язык друг с другом.

Неоднородные группы подразумевают, что люди отличаются друг от друга по каким-либо признакам. У таких коллективов тоже есть свои особенности взаимодействия:

  1. Члены коллектива преследуют разные точки зрения и взгляды. Они начинают понимать, что на одну и ту же ситуацию можно смотреть по-разному.
  2. Часто нам важно получать обратную связь от тех, кто на тебя не похож.
  3. Такие группы отлично корректируют неадекватное восприятие человеком мира, себя и других.
  4. Чтобы увидеть результаты психотерапевтической работы, нужно больше времени.
  5. Чтобы коллектив стал сплоченным, терапевту нужно прилагать больше усилий.
  6. Чаще возникают конфликты.
  7. Такой формат хорошо помогает корректировать расстройства и нарушения поведения.

Открытые и закрытые

Также группы можно разделить на закрытые и открытые. В закрытую группу нельзя попасть в процессе терапии, новых участников не принимают. Кроме того, есть определенное количество сессий, это заранее обозначено.

В открытых коллективах состав участников постоянно меняется, сохраняется лишь их число. Часто у такой терапии нет четких сроков окончания. Иногда через некоторое время состав участников полностью обновляется, может быть заменен даже сам терапевт.

Групповая психотерапия: противопоказания

Как и у любого вида терапевтического воздействия, у групповой терапии есть некоторые противопоказания. Перед началом работы с каждым участником проводят индивидуальное собеседование. Некоторым людям такая терапия строго противопоказана. Это может быть связано с личными обстоятельствами или индивидуальными особенностями конкретного человека. Если пренебречь этими правилами, то впоследствии это может негативно повлиять на прогресс и эмоциональное состояние всех участников групповой терапии.

Во время индивидуального опроса клиенты рассказывают о своих ожиданиях и нынешних проблемах, которые психологу нужно грамотно оценить, чтобы понять, подойдет ли человек для работы в коллективе.

Обычно выделяют такие противопоказания:

  1. Психические расстройства.
  2. Расстройства личности в стадии дезадаптации и декомпенсации.
  3. Нарушения в когнитивной сфере.
  4. Аутоагрессия и суицидальность.
  5. Химические зависимости.
  6. Неизлечимые заболевания или инфекции.
  7. Системные неврозы (например, дыхательная или сердечно-сосудистые системы).
  8. Период острого горевания.
  9. Если несколько потенциальных клиентов находятся в близких отношениях, их помещать в одну группу не рекомендуется.

Данные противопоказания не распространяются на личную психотерапию.

Если у некоторых участников возникли трудности в процессе сеансов, то они тоже могут стать поводом для исключения из группы. Например, это может касаться следующих факторов:

  1. Систематическое нарушение правил и неспособность придерживаться расписания.
  2. Отсутствия мотивации продолжать терапию.
  3. Конфликтность и несовместимость с другими участниками.

Если терапевт выявляет подобные признаки, он старается перевести такого клиента в индивидуальный формат работы.

Заключение

Групповая терапия в некоторых случаях может быть значительно эффективнее индивидуальной. Большая динамика всех происходящих процессов, возможность взаимодействовать с другими участниками, опробовать себя в новых и непривычных ролях – все это позволяет получить быстрый прогресс в осознании себя, своих сильных и слабых сторон. Но стоит понимать, что уровень эмоционального напряжения в группе будет несравнимо выше, чем при индивидуальной терапии.

Источник