Показания и противопоказания к лфк при болезнях органов дыхания

Показания и противопоказания к лфк при болезнях органов дыхания thumbnail

Методика ЛФК при заболеваниях органов дыхания предусматривает применение как общеразвивающих, так и специальных! упражнений.

Общеразвивающие упражнения улучшают функцию всех органов и систем и оказывают благоприятное воздействие на дыхательный аппарат. В зависимости от состояния органов и степени патологических изменений в них применяются упражнения малой, умеренной и большой интенсивности. Следует помнить, что выполнение непривычных физических упражнений может привести к нарушению ритма дыхания. Выполнение упражнений в быстром темпе может вызвать увеличение частоты дыхания и гипервентиляцию, что неблагоприятно сказывается на самочувствии больных.

Специальные упражнения направлены на: улучшение функции дыхания в покое и при мышечной деятельности; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы; укрепление дыхатель­ной мускулатуры; растягивание плевральных спаек; очищение дыхательных путей от патологического содержимого (слизи, мокроты, гноя);

При поражении легких довольно часто возникает необходимость в избирательной (локальной) вентиляции определенных участков легкого.

Для улучшения вентиляции верхушек легких целесообразно использовать углубленное дыхание в и.п. сидя на низкой скамейке, при котором ограничивается диафрагмальное дыхание и компенсаторно усиливается «ключичное», или верхнегрудное, дыхание. При таком дыхании расширяется главным образом верхняя часть грудной клетки; это связано с работой мышц, поднимающих вверх плечи, ключицы, лопатки и ребра. При этом грудная клетка вытягивается вверх, но расширяется незначительно – только в верхней части. Поэтому расширение легких при вдохе минимально: только верхние их части заполняются воздухом. Тренировка верхнегрудного типа дыхания выполняется в и. п. сидя на краю стула, откинувшись на спинку (ноги вытянуты). На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается.

Для «реберного», или нижнегрудного, дыхания характерно расширение грудной клетки преимущественно в стороны. В силу этого в дыхании участвуют главным образом срединно расположенные сегменты легких. Тренировать его следует в и.п. сидя на краю стула или стоя (кисти плотно охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки, пальцы направлены вперед). На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки расширяются в стороны, на выдохе грудная клетка спадается и возвращается в и.п.; при этом кисти сдавливают ее. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

Вентиляция нижних отделов легких осуществляется с помощью диафрагмального дыхания, которое осуществляется при сокращении диафрагмы и опускании ее вниз, в сторону брюшной полости; при этом грудная клетка расширяется лишь в нижней части, и эти участки вентилируются лучше других. Диафрагмальное дыхание осуществляется в и.п. лежа на спине, ноги согнуты (под колени подложен валик). На вдохе брюшная стенка поднимается вверх; на выдохе живот втягивается, и лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

Два первых типа дыхания – верхнегрудное («ключичное») и нижнегрудное («реберное») – не физиологичны для организма и могут быть использованы либо для вентиляции слабо вентилируемых уча­стков легкого (после бронхолегочных заболеваний), либо для тренировки полного дыхания.

Дыхательные фазы – вдох и выдох – должны последовательно сменять друг друга без задержки дыхания или с минимальной паузой между ними (обычно с удлинением выдоха). Акцент на удлиненный выдох позволяет уменьшить количество остаточного воздуха и улучшить легочную вентиляцию при пониженной эластичности легочной ткани и при ухудшенной проходимости бронхиального дерева.

Дыхание должно производиться через нос. При этом наряду с очищением и увлажнением вдыхаемого воздуха раздражение рецепторов верхних дыхательных путей рефлекторно приводит к расширению бронхиол и углублению дыхания (А.Н. Крестовников).

В методике занятий ЛФК применяются статические (СДУ) и динамические (ДДУ) дыхательные упражнения. К статическим дыхательным упражнениям относятся упражнения, выполняемые в покое, без движений конечностей и туловища. СДУ направлены на тренировку отдельных фаз дыхательного цикла: продолжительности вдоха и выдоха; пауз на вдохе и на выдохе; уменьшения глубины дыхания; удлинения выдоха, добавочного сопротивления на выдохе, толчкообразного выдоха; ровного, ритмичного дыхания; урежения дыхания. К статическим дыхательным упражнениям относятся и звуковые упражнения: произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе способствует удлинению фазы выдоха; произнесение вибрирующих звуков (ммм, ррр и т.п.) и звукосочетаний («брак», «брр», «жук» и т.п.) вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол.

Для тренировки дыхательных мышц, увеличения внутрибронхиального давления и вследствие этого – увеличения просвета бронхов используется добавочное сопротивление (выдох через сжатые губы или зубы, выдох в воду, надувание резиновых игрушек). Скопление мокроты при воспалительных заболеваниях нарушает проходимость бронхов; возникает необходимость освобождения дыхательных путей от патологического секрета. Это достигается с помощью дренажа бронхов в различных положениях тела, способствующих выделению секрета за счет собственной массы (постуральный дренаж). Сочетание постурального дренажа с физическими упражнениями (дренажная гимнастика) весьма эффективно для удаления мокроты из просвета бронхов.

При выполнении динамических дыхательных упражнений дыхание сочетается с различными движениями конечностей и туловища. Цель ДДУ – облегчение или, наоборот, затруднение дыхания при движении. Так, например, поднимание рук вверх и прогибание туловища назад способствуют более полному и глубокому вдоху; повороты и наклоны туловища с одновременным подниманием противоположной руки – растяжению плевральных спаек. ДДУ способствуют формированию навыков рационального согласования дыхания с движениями. Обучение дыхательным упражнениям надо начинать в покое. Навыки ритмичного, ровного дыхания в процессе двигательной деятельности лучше прививать во время ходьбы и бега.

Реабилитация больных с бронхолегочной патологией с помощью средств ЛФК проводится поэтапно.

На стационарном этапе (подострый период заболевания) на занятиях ЛФК в основном используются гимнастические и дыхательные упражнения.

Дальнейший процесс реабилитации осуществляется на санаторном или поликлиническом этапах. Применение средств и форм ЛФК заметно расширяется; наиболее эффективны циклические упражнения.

Показания к назначению ЛФК: подострый период, период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита, межприступный период бронхиальной астмы.

Противопоказания к назначению ЛФК: резко выраженное обострение хронических заболеваний легких; острый период бронхолегочных заболеваний; легочно-сердечная недостаточность III степени; частые приступы удушья.

Источник

В процессе дыхания могут быть задействованы верхние, нижние мышцы дыхательной системы и диафрагма. Лечебная физкультура, или ЛФК, обучает пациента задействовать различные мышцы для обеспечения эффективного газообмена и оздоровления органов дыхания.

  • Пневмония в процессе обострения
  • Плеврит

Особенности ЛФК для нормализации дыхания

Когда пациент подвергается заболеваниям легких, дыхание затрудняется из-за того, что легочная ткань теряет свою эластичность, бронхиальная проводимость ухудшается, и, как следствие, нормальный газообмен становится невозможным. Страдают и бронхи: происходит их патологический спазм, стенки утолщаются, а сами ветви бронхиального древа закупориваются излишками мокроты.

Читайте также:  Ванны с сульфатом магния противопоказания

Дыхательная гимнастикаЛФК при заболеваниях органов дыхания призвана усилить отделение мокроты и очистить бронхи от ее избытка, усилить кровообращение в органах дыхания, стимулировать иммунитет.

В восстановительный период после простуды или в период обострения хронических болезней легких лечебная дыхательная гимнастика позволяет уменьшить спазм мускулатуры бронхов (тем самым нормализуя дыхание) и интоксикацию.

Гимнастика при заболеваниях органов дыхания предусматривает 4 основных метода воздействия на организм пациента:

  1. Общетонизирующие упражнения, которые активизируют процесс дыхания и положительно сказываются на состоянии всех органов и систем.
  2. Дыхательные упражнения, направленные специально на дыхательную мускулатуру и оказывающие воздействие на органы дыхания.
  3. Методы коррекции текущего патологического процесса, т.е. способствуют выведению мокроты, улучшению кровообращения и т.д.
  4. Упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Выполнение упражненийДыхательные упражнения эффективны в качестве метода вспомогательного лечения или реабилитации. Однако ими нельзя заменить лекарственную терапию или другие медицинские процедуры.

Кроме того, лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания имеет свои ограничения: ее нельзя применять пациентам при тяжелой дыхательной недостаточности, плевритах, абсцессе и ателектазе легких, а также оздоровительная дыхательная гимнастика не может служить средством для остановки астматического статуса и применяться при кровохаркании.

Какие упражнения наиболее эффективны?

Лечебные упражнения имеют свои особенности в зависимости от того, какое заболевание диагностировано у пациента. Далее рассмотрим примерные комплексы упражнений при наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания.

Пневмония в процессе обострения

При острой пневмонии дыхательные упражнения призваны решать следующие задачи:

  • Пневмонияпрепятствовать спадению легкого (ателектазу),
  • усилить кровообращение в очаге,
  • стимулировать здоровые ткани для нормализации газообмена.

Дыхательные упражнения начинают применять на третий день после госпитализации, во время постельного режима.

Дыхательная гимнастика для лежачих больных предусматривает следующий комплекс действий:

  1. Пациент лежит на спине и дышит спокойно. Далее нужно глубоко вдохнуть и поднять руки вверх, на выдохе – опустить.
  2. На вдохе нужно прямую ногу поднять в сторону, на выдохе – вернуть обратно.
  3. Согнутые в локтях руки нужно поднять в стороны на вдохе, на выдохе – опустить.
  4. Затем во время вдоха руки развести в стороны, на выдохе руками подтянуть колени к животу.

УпражнениеВсе упражнения из этого комплекса необходимо повторить несколько раз, учитывая физическое состояние пациента. По мере улучшения его самочувствия можно увеличивать количество подходов.

Общее число упражнений в комплексе должно составлять 20-25. Упражнения заканчиваются сидя. Врачу лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за состоянием пациента, пресекать резкие движения при выполнении упражнений.

Плеврит

Дыхательные упражнения при плеврите назначают со второго дня госпитализации (в постельном режиме), с конца первой недели в полупостельном и со второй – в общем режиме.

Каждое занятие в постельном режиме длится не более пяти минут, имея в виду болевой синдром пациента, однако упражнения лучше повторять чаще, например, каждый час.

Затем количество занятий уменьшают до трех раз в день длительностью до 20 минут. Во время соблюдения постельного режима можно выполнять следующие упражнения:

  1. Жидкость в легкихПациент лежит на спине. Руки находятся на нижних ребрах, сдавливая их на выдохе, и расслабляя на вдохе.
  2. Врач ЛФК фиксирует верхушки легких пациента руками, надавливая на них при выдохе.
  3. На животе пациента лежит мешочек с песком. На выдохе пациент поднимает руки вверх, пытаясь приподнять мешочек при помощи мышц живота, на выдохе возвращается в исходное положение.

После перевода пациента в полулежащий и общий режим, можно использовать методы гимнастики, описанные выше. Упор делается на повороты туловища, работу плечевыми суставами, круговые движения руками – это помогает вывести избыток жидкости из плевральной полости.

При переломе ребер, для профилактики простудных заболеваний, во время простуды (острого бронхита) применяются те же упражнения, что и для лечения пневмонии. Состояние пациента и длительность упражнений врач оценивает в индивидуальном порядке.

Применение лечебной дыхательной гимнастики при других заболеваниях

Дыхательная гимнастика при гайморите включает в себя следующие упражнения:

  1. «Ладошки». Пациент стоит с прямой спиной и сгибает руки в локтях так, чтобы локтевой сустав находился внизу, а ладони – кнаружи от лица. На вдохе нужно сжать ладонь, как бы совершая хватательное движение. На выдохе ладони нужно синхронно разжать. Важно не двигать плечами во время упражнения.
  2. «Погончики». Пациент стоит прямо, ладони сомкнуты в кулак и прижаты к поясу. На вдохе руки резко скользят вниз и пальцы разжимаются, как бы стряхивая что-то. При выдохе кулаки вновь сжимаются, и пациент возвращается в исходное положение. Дыхательная гимнастика для носа может быть затруднительна для выполнения в стоячем положении, поэтому пациент может выполнять некоторые из них сидя.
  3. Выполнение упражнений«Насос». Пациент стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз и расслаблены. Необходимо производить наклоны, при которых спина пациента была бы не прямой, а круглой. По завершении наклона необходимо сделать шумный вдох, после чего на выдохе вернуться в исходное положение. Наклоны должны быть неглубокими и плавными.
  4. «Кошка». Исходное положение то же, пациент совершает повороты вправо и влево, производя при этом неглубокие приседания. При каждом повороте производится шумный вдох и одновременно «стряхивающие» движения кистями. На выдохе пациент разворачивается в другую сторону.
  5. «Обними плечи». Пациент стоит прямо, руки согнуты в локтях. Руки нужно резко поднять до уровня подбородка, развести в стороны, затем на коротком вздохе обхватить себя за плечи. Затем на выдохе нужно снова развести руки.
  6. «Большой маятник». Пациент стоит с ногами на ширине плеч. При первом вдохе совершается наклон вперед, при втором пациент обнимает себя за плечи. Таким образом, в этом упражнении сочетаются два предыдущих.

Дыхательная гимнастика при аденоидах и насморке проводится по той же схеме. Важно перед выполнением упражнений очистить носовые проходы для облегчения дыхания, а также следить за состоянием пациента: давать ему небольшой отдых между подходами, следить за отсутствием головокружения.

Дыхательная гимнастика при аритмии сердца предусматривает те же дыхательные упражнения, что были озвучены выше. Их интенсивность наращивается постепенно.

Начинать нужно с «ладошек», «погонов», «насоса» и «кошки», через неделю можно добавить другие. В дыхательной гимнастике для сердца и сосудов могут использоваться и другие упражнения из комплекса Стрельниковой – «повороты головы», «ушки», «перекаты», «шаги». Эту же схему можно использовать при тахикардии, добавляя к ним аутогенную тренировку и медитацию. Дыхательная гимнастика для сердца позволяет нормализовать пульс и снизить риск возможных осложнений.

Читайте также:  Спортивное плавание есть противопоказания

Правильное дыханиеДыхательная гимнастика для снижения артериального давления состоит из получасового выполнения «ладошек», «погончиков», «насоса», «кошки» и «обними плечи». На каждое упражнение для снижения давления требуется 8 вдохов по 12 повторений. Если снизить давление необходимо экстренно, этот комплекс выполняется единовременно. Дыхательная гимнастика при гипертонии предусматривает повторение этого комплекса упражнений с постепенным наращиванием числа вдохов – сначала до 16, затем до 32.

Дыхательная гимнастика при ВСД предусматривает такие упражнения, как ритмичное дыхание одной ноздрей, упражнения для развития грудного и брюшного дыхания.

Эти техники, кроме уменьшения вегето-сосудистых нарушений, также хорошо работают в качестве дыхательной гимнастики от стресса, для сердца и сосудов, при неврозах. К ним можно присоединять и упражнения из комплекса Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика после инсульта включает в себя упражнения, описанные выше, для лежачих больных при пневмонии. Гимнастика для сосудов головного мозга должна проходит исключительно под наблюдением врача.

Дополнительные показания и противопоказания для гимнастики

Комплекс упражнений Стрельниковой также применяется для снятия стресса, при неврозах, в качестве вспомогательного метода при аллергии. Дыхательная гимнастика при запорах включает в себя упражнения на «брюшное» дыхание, при вазомоторном рините – на «грудное».

Проведение занятийДыхательная гимнастика для пожилых людей используется для коррекции таких состояний, как неврастения, дистония, вегетация нервных переживаний, типичных для этого возраста, а также для снятия стресса после нервных потрясений или хирургических вмешательств.

Дыхательная гимнастика при сколиозе особенно полезна для детей и помогает предотвратить нарушения газообмена из-за нарушения расположения внутренних органов.

Дыхательную гимнастику нельзя применять пациентам в тяжелом состоянии, в первые дни постельного режима. Наклоны, повороты, активные движения противопоказаны людям, перенесшим инфаркт и инсульт, а также имеющим проблемы с сосудами мозга (аневризмы, тромбы и т.д.). Кроме того, выполнение дыхательных упражнений противопоказано людям с угрозой кровотечения или абсцесса легкого, т.к. увеличение кровотока может повлечь за собой прорыв гнойной полости или сосуда. П

ациентам с температурой также лучше воздержаться от выполнения дыхательных упражнений: повышение активности не даст температуре снижаться.

Противопоказано выполнение дыхательной гимнастики людям с:

  • высоким внутричерепным давлением,
  • травмой головы или позвоночника,
  • тяжелыми патологиями внутренних органов или сосудов.

Знак восклицанияКроме того, при высокой степени близорукости также нежелательно выполнение дыхательной гимнастики из-за риска повышения внутриглазного давления. Детям и пациентам, перенесшим хирургическое вмешательство, или при подготовке к нему обязательно наблюдение врача при выполнении упражнений.

Эффективность дыхательных упражнений (в частности, по методике Стрельниковой) доказана при перечисленных выше патологических состояниях в качестве вспомогательного лечения. Дыхательные упражнения не отменяют курса антибиотиков и прочего медикаментозного лечения, однако они увеличивают их эффект за счет усиления лимфатической и кровяной циркуляции.

Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания помогает человеку реабилитироваться после перенесенной болезни, а регулярное выполнение упражнений работает в качестве профилактики сосудистых, легочных и некоторых других видов заболеваний.

Загрузка…

Источник

Для каждого пациента подбираются строго индивидуально те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут достижению лечебного эффекта. ЛФК назначают при отсутствии противопоказаний как можно раньше, так как она является не только методом патогенетической терапии, но и средством профилактики синдрома гиподинамии, развивающегося при соблюдении постельного режима.

Методику ЛГ при заболеваниях легких дифференцируют в соответствии с патогенезом, клинической картиной, особенностями и характером течения заболевания, преобладанием определенных симптомов и синдромов заболевания, тяжестью состояния больного.

В занятиях ЛФК при патологии органов дыхания применяются:

1) общетонизирующие упражнения, которые улучшают функцию всех органов и систем, активизируют дыхание (для стимуляции ФВД используются упражнения умеренной и большой интенсивности; упражнения малой интенсивности не оказывают тренирующего эффекта на сердечно-сосудистую и дыхательную системы);

2) специальные (дыхательные) упражнения, которые укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы; способствуют растягиванию плевральных спаек; уменьшают застойные явления в респираторной системе, облегчают выведение мокроты, совершенствуют механизм дыхания, координацию дыхания и движения;

3) различные методики дыхательной гимнастики, направленные на коррекцию преобладающего патологического процесса; головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, поднятием ног вперед.

Дыхательными упражнениями можно произвольно изменять частоту дыхания. Чаще применяют упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (в этом случае рекомендуется считать про себя): упражнение уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, при этом возрастают сопротивление и напряжение дыхательных мышц. При необходимости усиления вдоха или выдоха во время дыхательных упражнений произвольно меняют соотношение времени вдоха и выдоха. Для обеспечения полноценной вентиляции легких при обучении методике дыхания нужно освоить все типы дыхания (верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное).

Обучение полному дыханию и его сознательному регулированию начинается со статических упражнений; используют упражнения в ритмическом статическом дыхании, что приводит к урежению дыхательных движений за счет их углубления, при этом увеличивается сила дыхательных мышц и тонизируется межреберная мускулатура. Дыхание с добавочным сопротивлением (вдох через губы, сложенные трубочкой, через трубочку, надувание резиновых игрушек) уменьшает частоту и увеличивает глубину дыхания, активизирует работу дыхательных мышц. Дышать рекомендуется через нос, гак как при этом происходит увлажнение и очищение вдыхаемого воздуха; раздражение рецепторов верхних дыхательных путей рефлекторно расширяет бронхиолы, углубляет дыхание и повышает насыщение крови кислородом.

При необходимости щадить пораженное легкое применяют исходные положения, ограничивающие подвижность грудной клетки с пораженной стороны (лежа на больном боку). Использование отягощения в виде мешочков с песком при выполнении дыхательных упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса, межреберных мышц и увеличению подвижности диафрагмы. Для дозирования физической нагрузки используют изменение исходного положения, темпа, амплитуды, степени мышечного напряжения, числа и продолжительности выполняемых упражнений, пауз для отдыха, включают упражнения на расслабление.

Эффективность средств ЛФК непосредственно связана с этапностью проведения восстановительного лечения — в стационаре, реабилитационном центре, санатории, поликлинике.

Стационарный этап восстановительного лечения

Двигательный режим — постельный.

4) с целью расслабления напряженных мышечных групп могут быть использованы аутогенная тренировка, качательные и маховые движения конечностями, методика постизометрической релаксации мышц, физические упражнения на расслабление ассоциативных и сегментарных мышц, лечебный массаж с применением техник миофасциального релиза, сегментарно-рефлекторный массаж, С учетом миофасциальных изменений в мышцах наиболее эффективными физическими упражнениями являются движения с участием сегментарных и ассоциативных мышц.

Читайте также:  Дзюдо противопоказания к занятиям

Выполнение дыхательных упражнений требует соблюдения основных законов дыхания: перед любой физической нагрузкой необходимо удалить из легких остаточный воздух, для чего надо сделать выдох через губы, сложенные трубочкой; вдох в основном (на 80%) осуществляется за счет диафрагмы, при этом мышцы плечевого пояса должны быть расслаблены; выдох по продолжительности должен быть примерно в 2 раза и более длиннее вдоха; вдох осуществляется, когда грудная клетка расправлена, выдох — когда она сдавлена (например, при наклоне).

Выдох обычно производится при расслаблении мышц, участвующих во вдохе, под воздействием силы тяжести грудной клетки, т.е. замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких обеспечивают эластические силы легочной ткани. Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох; усиление выдоха достигается наклоном

Задачи ЛФК: профилактика возможных осложнений заболевания, гиподинамии, застойных явлений в кардиореспираторной системе; восстановление дьгхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции, выработка правильного соотношения дыхательных фаз; развитие ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом; увеличение дыхательной экскурсии диафрагмы; повышение насыщения артериальной крови кислородом путем снижения напряжения дыхательной мускулатуры; развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем укрепления дыхательной мускулатуры и увеличения подвижности грудной клетки; улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы; адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке.

Средства ЛФК: физические упражнения, преимущественно динамического характера, вовлекающие мелкие и средние мышечные группы; дыхательные упражнения статического и динамического характера; произвольно управляемое локализованное дыхание; соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений — 1:1, 1:2, 1:3; лечебный массаж; постизометрическая релаксация (ПИР) мышц.

Двигательный режим — палатный.

Задачи ЛФК: нормализация ФВД; улучшение функции кардиореспираторной системы; коррекция возможных осложнений заболевания; компенсация нарушенных функций; адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

Средства ЛФК: физические упражнения (аналогичные таковым при постельном режиме) с постепенным включением в занятия упражнений для мышц плечевого пояса, конечностей, спины, общеукрепляющего характера и специальных; соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений — 1:1, 1:2; коррекция положением; различные методики дыхательной гимнастики (звуковая гимнастика, респираторная гимнастика, дренажная гимнастика и др.); используются гимнастические предметы и снаряды (палки, мячи, амортизаторы); ПИР мышц; лечебный массаж.

Двигательный режим — свободный.

Задачи ЛФК: восстановление ФВД; завершение формирования компенсации и нормализации нарушенных функций; дальнейшая адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке; подготовка к бытовым и профессиональным нагрузкам.

Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп в сочетании с дыхательными, упражнения с отягощением, в сопротивлении; с гимнастическими снарядами и предметами; соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений — 1:1, 1:2; физические тренировки (велотренировки, на тредмиле); элементы спортивных игр; дозированная ходьба в темпе 60—90 шагов в минуту, прогулки на свежем воздухе в среднем темпе; плавание стилем брасс на груди, способствующее ритмичному и полному дыханию с четко выраженными фазами дыхания; лечебный массаж.

Санаторно-курортный и поликлинический этапы восстановительного лечения

Для полноценной реабилитации больных необходим тренирующий эффект физических нагрузок, достичь которого позволяют нагрузки циклического характера, дающие 60—75% аэробной производительности. Это позволяет добиться существенного улучшения или восстановления нарушенных функций кардиореспираторной системы, повышения ФР больных и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При составлении программы физических тренировок необходимо определить степень двигательных возможностей пациента. Наиболее простым и информативным методом ее оценки на основании индивидуальной толерантности к физической является субмаксимальный велоэргометрический тест: начальная нагрузка — 25—50 Вт с ее последующим ступенчатым увеличением на 25—50 Вт; длительность каждой ступени нагрузки и интервалов отдыха между ступенями — 4—5 мин. Если при велоэргометрической пробе толерантность к физической нагрузке <50Вт, тренировки противопоказаны.

Различают 4 степени двигательных возможностей.

• I степень: одышка при ходьбе в среднем темпе, затрудненное дыхание, нарушение ФВД I—III степени, эмфизема легких, перегрузка правых отделов сердца, снижение сократительной способности миокарда, пороговая нагрузка при велоэргометрической пробе — 50 Вт.

• II степень: одышка при ускорении ходьбы по ровной поверхности, одышка при подъеме на лестницу в среднем темпе, снижение ФВД II степени, перегрузка правых отделов сердца, диффузные изменения миокарда, пороговая нагрузка при велоэргометрической пробе: для мужчин — 51—100 Вт, для женщин — 51—85 Вт.

• III степень: одышка при подъеме на лестницу в ускоренном темпе, одышка при беге трусцой, снижение ФВД I степени, перегрузка правых отделов сердца и эмфизема выражены слабо, пороговая нагрузка при велоэргометрической пробе: для мужчин — 101— 150 Вт, для женщин — 86—125 Вт.

• IV степень: одышка при подъеме на лестницу в быстром темпе, медленном беге; пороговая нагрузка при велоэргометрической пробе: для мужчин — 150 Вт и выше, для женщин — 125 Вт и выше.

ЧСС является одним из важнейших критериев дозирования нагрузки, ее изменения надежно свидетельствуют об адекватности (неадекватности) физической нагрузки. Существует эмпирический способ дозирования мощности нагрузки, основанный на анализе субъективных ощущений занимающегося. Отсутствие неприятных ощущений, свободное дыхание, желание продолжать тренировку — признаки хорошей переносимости нагрузки. Одним из показателей адекватности нагрузки является «разговорный темп», который характеризует возможность во время тренировки вести непринужденную беседу, Если же пациент начинает задыхаться и отвечает односложно, значит, интенсивность нагрузки выше оптимальной. Для поддержания хорошей физической работоспособности достаточны нагрузки, составляющие 50—75% от индивидуальной толерантности к нагрузке.

Физические тренировки проводятся с периодичностью 3—5 раз в неделю, продолжительность одного занятия от 20—30 до 45—60 мин. Больным ХОБЛ рекомендуется проводить тренировки в амбулаторных условиях в течение всей жизни.

Показания к проведению физических тренировок: подострый период заболевания, период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита, тренировочный период при бронхиальной астме, ХОБЛ в стадии ремиссии.

Физические тренировки противопоказаны: в остром периоде заболеваний бронхолегочной системы, при обострении ХНЗЛ, при легочно-сердечной недостаточности II—III степени, легочном сердце с симптомами декомпенсации, низкой толерантности к физическим нагрузкам.

Епифанов В.А.

Опубликовал Константин Моканов

Источник