Показания и противопоказания к применению аутогенной тренировки

Принимая решение о применении аутогенной тренировки в качестве лечебного фактора, обычно ставят два вопроса: во-первых, является ли метод эффективным при данном заболевании, то есть имеются ли медицинские показания; и во-вторых, сможет ли данный больной, исходя из своих личностных особенностей, освоить и применить этот метод, то есть имеются ли психологи­ческие показания. Аутотренинг более всего эффективен при лечении неврозов, функциональных расстройств, кортико-висцеральных заболеваний. В большинстве случаев медицинские показания формируются на синдро-мологическом и симпатоматическом уровнях, так как методика действует не на конкретную причину заболевания, а на механизм регуляции, расстройство которых служит симлтомообразующим фактором.

По мнению некоторых зарубежных авторов, перечень заболеваний, поддающихся аутотренингу, составляет более 100 наименований. Причем .наряду с заболеваниями, при которых положительное действие бесспорно, приводятся такие нозологические единицы, как гемофилия, артриты и артрозы, церебральные параличи, психозы. Вряд ли такая широта показаний целесообразна. Аутотренинг — не панацея! Тем не менее при органической патологии и соматогениях аутотренинг помогает блокировать чрезмерную патологическую реакцию личности больного на болезнь. Нередко такой помощи оказывается достаточно, чтобы разорвать порочный круг: сознание болезни провоцирует страх заболевания, который в свою очередь усиливает проявления болезни.

Наилучшие результаты применения аутотренинга отмечены при тех заболеваниях, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и спазмами гладкой мускулатуры: при бронхиальной астме, инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндартериита, при эзофагоспазме, диспноэ, дискинезиях, стенокардии, при состоянии тревоги, нарушениях сна, болевых синдромах. Для повышения работоспособности хорошо применять аутотренинг при психогенных и соматогенных астенических состояниях; для заполнения «психологического вакуума» в комплексном лечении алкоголизма.

В комплексе лечения органических заболеваний нервной системы аутотренинг хорошо зарекомендовал себя при лечении остаточных явлений нейроинфекций, черепно-мозговых травм, при диэнцефальной патологии.

Среди немногочисленных медицинских противопоказаний— бред отношения и воздействия, состояния спутанного сознания. В этом дифференциально-диагностическая ценность аутогенной тренировки, позволяющей выявить инкапсулированные или диссимулируемые бредовые переживания.

Не рекомендуется методика во время острых соматических приступов и вегетативных кризов. Затруднено освоение метода во время болевых приступов, пароксизмов и иных острых дискомфортных состояниях. Пациент, хорошо освоивший метод, справляется с этими состояниями.

Психологические показания и противопоказания во многом зависят от достижения с больным «психологической совместимости», что, в свою очередь, связано с опытом и искусством врача. Выбор адекватной психотерапевтической методики в каждом конкретном случае определяется не только формой заболевания, но и личностью больного. Ошибки в определении «психологиче­ской пригодности» дают больший процент неудач, чем ошибки в медицинских показаниях.

Для успешности аутотренинга необходимы три основных условия: интеллектуальный минимум тренирующегося, воля к здоровью и желание сотрудничать с врачом. Больной может успешно выполнить свою часть совместной работы с врачом, если понимает смысл того, что делает, стремится выполнить свою задачу как можно лучше и доверяет рекомендациям врача.

По этим причинам некоторые специалисты не рекомендуют заниматься аутотренингом пациентам моложе 16 лет, так как от подростков, весьма неохотно принимающих попытки руководства над собой, трудно ожидать полного взаимопонимания. Правда, в последние годы появились модификации аутотренинга для детей в виде игр. Есть методики даже для дошкольников.

Аутогенная тренировка, в отличие от гипноза, тем успешнее, чем интеллигентнее человек. Чрезмерное усложнение упражнений соответственно повышает «интеллектуальный порог». Некоторые врачи полагают, что умеренное снижение или недоразвитие памяти, внимания, интеллекта — лишь относительные противопоказания для аутотренинга.

Ни одна психотерапевтическая методика не может быть методикой для узкого круга лиц, для «избранных». Учитывая трудности с отбором, надо так строить технику тренировки, чтобы она была доступна этому контингенту.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2015;
проверки требуют 22 правки.

Аутогенная тренировка (от др.-греч. αὐτός — «сам», γένος — «происхождение») — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса.

Основы[править | править код]

Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). Являясь «родственницей» гипнотерапии, АТ выгодно отличается от последней тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом. В качестве лечебного метода АТ была предложена немецким врачом Иоганном Шульцем (Schultz, J. H.) в 1932 году. В России она начала применяться в конце 50-х годов XX века.

Читайте также:  Противопоказания для мягких контактных линз

Лечебный эффект АТ обусловлен возникающей в результате релаксации трофотропной реакции, сопровождающейся повышением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что, в свою очередь, способствует нейтрализации негативной стрессовой реакции организма. Некоторые исследователи (напр., Лобзин В. С., 1974), связывают действие АТ с ослаблением активности лимбической и гипоталамической областей головного мозга.

Согласно классификации д-ра Шульца, используемой и в настоящее время, АТ разделяется на «низшую» ступень, включающую упражнения на релаксацию и самовнушение, и «высшую», направленную на введение пациента в трансовые состояния разной глубины и интенсивности.

Ступени тренировки[править | править код]

Низшая ступень[править | править код]

При занятиях низшей ступенью аутотренинга пациент, в одной из трех начальных поз (поза «кучера», лежа или полулежа), поочередно практикует шесть разновидностей упражнений:

  1. Упражнение «тяжесть» — на расслабление мышечного тонуса.
  2. Упражнение «тепло» — на расширение сосудов кожного покрова.
  3. Упражнение «пульс» — нормализуется сердцебиение.
  4. Упражнение «дыхание» — вырабатывает спонтанное и равномерное дыхание.
  5. Упражнение «солнечное сплетение» — нормализуется кровоснабжение внутренних органов.
  6. Упражнение «прохладный лоб» — головная боль ослабляется и/или прекращается.

Ключевым для упражнений АТ низшей ступени является понятие «переключения», введенное д-ром Шульцем. Немецкий психотерапевт Д. Мюллер-Хегеманн (Muller-Hegemann D.) определяет его как снижение активности коры головного мозга, возникающее в результате сосредоточения на формулах АТ. ЭЭГ такого состояния характеризуется как промежуточная между ЭЭГ бодрствования и ЭЭГ сна, а само состояние близко к первой стадии гипнотического сна — сомноленции.

Высшая ступень[править | править код]

Упражнения высшей ступени применяются с целью вызывания определённых сложных переживаний. Тренировка заключается в вызывании при закрытых глазах яркого мысленного представления определённого цвета, затем яркого представления о каком-либо объекте. Когда будет достигнуто состояния «внутреннего созерцания при закрытых глазах», предлагается «увидеть» отвлечённые понятия, например, счастья, красоты и др. При этом возникают различные представления, которые сменяют друг друга. По И. Шульцу эта стадия аналогична катарсису в гипнозе.[1]

Классификация формул[править | править код]

Луте (Luthe W.) разделяет формулы АТ на пять категорий:

  1. нейтрализующие — культивируют безразличие к раздражающему фактору («глотание все равно» — при эзофагоспазме, «пыльца все равно» при аллергии и т.д.);
  2. усиливающие — активизирующие скрытые мыслительные процессы («я проснусь, когда захочу в туалет» — при энурезе и проч.);
  3. абстинентно-направленные — снимающие аддиктивную зависимость («я свободен от спиртного», и т.п.);
  4. парадоксальные — использующие эффект «обратного действия» формул внушения;
  5. поддерживающие — самые мягкие, стимулирующие развитие положительных качеств личности.

Показания и противопоказания[править | править код]

Аутотренинг показан при лечении неврозов, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний, прежде всего, при неврастении. Низкие результаты АТ показывает при лечении истерии, психастении и ипохондрических синдромов. Данная методика практически неэффективна при лечении компульсивного синдрома у больных неврозом навязчивых состояний.

Хороший результат аутогенная тренировка показала при лечении заболеваний, имеющих основой эмоциональное напряжение, а также напряжение гладкой мускулатуры — бронхиальной астме, инициальном периоде гипертонической болезни, облитерирующем эндоартрите, диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, спастических болях ЖКТ, и запорах. Удовлетворительные результаты получены при использовании АТ в лечении язвенной болезни желудка.

Использование аутотренинга не показано при состояниях неясного сознания и бреда, острых соматических приступах и вегетативных кризах.

См. также[править | править код]

  • Йога-нидра
  • Самогипноз
  • Самовнушение
  • Аффирмация

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Аутогенная тренировка // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — 1-е изд. — СПб.: Питер, 1999. — 758 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-88782-393-3.
  • Леви В. Л. Искусство быть собой. — Москва : Знание, 1977. — 208 с.
  • Томас К. Переживание образов: Высшая ступень аутогенной тренировки = Praxis der Selbsthypnose des Autogenen Trainings (nach I. H. Schultz). — М.: Эйдос, 1994. — 79 с. — 20,000 экз. — ISBN 5-87921-002-2.
  • Уотерфилд Р. Самогипноз // Гипноз. Скрытые глубины: История открытия и применения = Hidden Depths: The story of Hypnosis. — М.: АСТ, 2006. — С. 443—444. — 477 с. — 5,000 экз. — ISBN 5-17-035409-6.
  • Шойфет М. С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. — Москва : Вече, 2010. — 678 с.
  • Шульц И. Г. Аутогенная тренировка = Ubungscheft fur das autogene Training / пер. с нем. Сергея Дземешкевича. — М : Медицина, 1985. — 32 с. — 30 000 экз.

Источник

Аутогенная тренировка (AT) — один из методов медицинской реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и ак­тивизирующую психотренировку, осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую к самовоспитанию и психической саморегуляции организма. Основными целями метода AT являются овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизне­деятельности человека, тренировка этих механизмов и повы­шение возможности их коррекции.

Читайте также:  Цветки василька полезные свойства и противопоказания

Основы аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипо­кинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека, как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве.

Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса, который, являясь отраженным рефлекторным проявлением высшей нервной деятельности, активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС, а следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека.

Физические аспекты AT:

  • выработка умения регулировать тонус поперечнопо­лосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечно­ стей, органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц;
  • приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха;

овладение навыками редуцированного, медленного, поверхностного дыхания, а также физического диффе­ренцированного ощущения частей своего тела и органов.

К психологическим аспектам аутогенной тренировки относятся:

  • воспитание у человека навыков «образных пред­ставлений»;
  • аутогенная медитация (meditation — размышление, созерцание), аутогенное погружение;
  • выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния и т.п.

Метод аутогенной тренировки

Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сферы человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает вопрос о саморегуляции исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи «слова», «образа», «представления» мощного главенствующего очага возбуждения, так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации.

Задача AT — не только научить больного создавать доминанту, но и, главное, подчинить ее своей воле, управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного органа или очага.

Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доми­нанты и в свою очередь зависит от тонуса соответствующих групп мышц. Поэтому определяющим и базисным элементом AT является тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.

Современный метод AT сформировался на базе:

  • использования приемов самовнушения древней на­ найской школы,
  • эмпирического опыта древнеиндийской медицины (йогизм),
  • гипнотерапии,
  • активной регуляции мышечного тонуса,
  • рациональной психотерапии.

Метод, объединяющий классические и привнесенные приемы низшей и высшей ступеней AT, получил название аутогенной терапии. Структурная система аутогенной терапии следующая: -»  стандартные аутогенные упражнения (низшая ступень AT-I), -»  аутогенная медитация (высшая ступень АТ-П), -»  аутогенная модификация, -»  аутогенная нейтрализация.

Низшая ступень AT-I. Предложенный Шульцем (1932) метод, получивший название классического, состоит из двух ступе­ней — низшей и высшей. Низшая ступень, или собственно AT, представляет собой методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи формул самовнушения. Основной задачей AT-I низшей ступени является влияние на вегетативные функции.

Весь курс обучения AT включает три основных этапа: вводный  —  ознакомительная и разъяснительная беседа; первый    —  обучение приемам аутогенной тренировки; второй     —   приспособление полученного опыта к специ­фическим целям.

Обучение приемам AT начинается с освоения физио­логических основ мышечного расслабления. Они базируются на формировании у больного субъективных ощущений тяжести и тепла. Установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, установка на ощущение тепла — с расширением кровеносных сосудов. Формулы самовнушения классической методики носят название «стандартных упражнений первой ступени AT-I»:

«Я совершенно спокоен» — подготовительная фраза.

  • 1-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тяжести. «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — повторяется по 6 раз 3—4 раза в день в течение недели. Затем: «Обе руки (ноги) тяжелые. Все тело стало тяжелым». Упражнение осваивается в течение 10—14 дней.
  • 2-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла. «Моя правая (левая) рука (нога) теплая». Повторяется 5—6 раз. В дальнейшем  1-е и 2-е упражнения объединяются единой формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».
  • 3-е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с 9—10-го занятия пациент мысленно повторяет: «Сердце бьется мощно и ровно». Предварительно пациента обучают мысленно считать сердцебиения.
  • 4-е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После вы­ полнения первых трех упражнений пациент мысленно 5—6 раз повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится спокойно».
  • 5-е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной полости. Выполняется после разъяснения роли и локализации солнечного (чревного) сплетения. Формула самовнушения: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».
  • 6-е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы. Упражнение выполняется на 15—17-м занятии, является завер­ шающим мобилизирующим, повторяется 5—6 раз: «Мой лоб слегка прохладен».

Весь курс занятий AT-I длится 3—4 мес.

Высшая ступень АТ-П. Аутогенная медитация. Высшая ступень AT-II — это оптимизация высших психических функций и коррекция личностных нарушений. Основу АТ-Н составляет аутогенная медитация, заключающаяся в последовательной тренировке процессов воображения, на основе которых впослед­ствии формируются образное представление и лечебная нейтрализация аффективных переживаний.

Читайте также:  Тюбаж желчного пузыря противопоказания

Общетерапевтическими задачами аутогенной терапии явля­ются стимуляция восстановительных процессов, коррекция личностных нарушений, блокирование и рационализация болезненных переживаний. В зависимости от особенностей личности больного, выраженности и формы органического синдрома техника психотерапии может быть различна, но показания и противопоказания к применению всех методов едины.

Показания к проведению аутогенной терапии

Основные показания:

  • нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальные стадии гипертонической болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные состояния;
  • стенокардия, функциональные неврогенные аритмии;
  • бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ;
  • спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии, дискинезии, колиты;
  • вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания, памяти;
  • эмоциональные нарушения, расстройство сна, логоневрозы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизиологи­ческого состояния у спортсменов перед и в процессе соревно­ваний, неврозоподобные и цереброспастические синдромы у детей.

Противопоказания:

  • те же, что и к ЛФК;
  • острые соматические и вегетативные кризы, ГБП1;
  •  острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ);
  • острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания;
  • снижение интеллекта и памяти; — возраст до 12 лет;
  • гиперацидные гастриты.

В зависимости от особенностей личности, выраженности и формы органического или функционального синдрома мето­дика AT, аутогенной терапии и ее отдельные приемы должны быть строго индивидуализированы. Несоблюдение этого условия может снизить ожидаемый эффект или вызвать осложне­ния.

Осложнения

Наиболее часто встречающиеся осложнения:

  • сохранение ощущения тяжести после сеанса AT, замедленный выход из аутогенного или гипнотического погружения;
  • понижение общего тонуса организма, усиление гипотензии, астении, апатии (в случае применения релаксирующих приемов вместо мобилизирующих);
  • снижение уровня бодрствования;
  • ощущение чувства «вялости», «ватности» мышц, приводящее к снижению работоспособности, потере «формы» у спортсменов;
  • вазомоторные нарушения (обморок, головная боль, мигрень и т.п.) при неправильном применении стандартных упражнений 5, 6 и др.

Для предупреждения осложнений и с целью строгой инди­видуализации применения методов AT и аутогенной терапии в клинической практике необходимы строгий контроль и регист­рация психовазотонических, психонейротонических и психо-миотонических эффектов.

Программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий реализуются в комнатах психологической разгрузки (КПР).

Основные факторы, используемые в КПР:

  • санитарно-гигиенические (комфортные микроклима­ тические условия, оптимальный воздушно-газовый состав, зрительный и акустический комфорт);
  • физиологические (кислородно-витаминный коктейль, удобная расслабляющая поза, регламентированное дыхание, позно-тонические упражнения и др.);
  • психофизиологические (воздействие светом, цветом, ритмом, музыкой, интерьером, запахом и т.п.);
  • физиотерапевтические (самомассаж, гидроаэронизация, воздействие фитонцидами и др.);
  • психогигиенические (AT, психофизическая гимнастика, нейростимулирующая тренировка, внушение, рациональная психотерапия, консультации, беседы и др.).

Регламент проведения сеанса психологической разгрузки.

Сеанс психологической разгрузки, большую часть которого составляет аутотренинг, продолжается, как правило, 10—15 мин. Проводится в определенной последова­тельности и условно разделяется на подготовительный и три основных периода.

  1. Подготовительный период. Подготовка к сеансу заключается в том, что посетитель принимает расслабляющую позу, регулирует ритм и глубину дыхания (вдох в 1,5— 2 раза короче выдоха). На лице пациента маска покоя и удовольствия.
  2. I период — «отвлекающий», продолжительностью 1,5— 2  мин. Трансляция музыки позволяет настроиться на занятие, успокоиться, отвлечься. Картины природы, слайды, световая игра служат этим же целям.
  3. II период — «успокаивающий», продолжительностью 7— 10 мин. Цель — максимальный уровень релаксации мышечной системы и эмоциональной уравновешен­ ности. На фоне тихой мелодичной музыки проводится сеанс AT, завершающийся аутогенным погружением или медитацией.
  4. IIIпериод — «тонизирующий», продолжительностью 2—3  мин. Задачи — вывод пациента из состояния ауто­генного погружения, мобилизация психоэмоциональ­ных и психосоматических функций организма. Увеличи­вается громкость музыки, изменяется ее характер (бод­рые песни, марши и т.п.).

Пациент принимает активную позу, изменяет тип дыхания (удлиненный вдох и короткий выдох). Включаются мобилизирующие (красный, оранжевый) цветосветовые установки. Пациент выполняет общетонизирующие физические упраж­нения. Сеансы психологической разгрузки проводятся под контро­лем врача-реабилитолога 3—4 раза в неделю (курс — не менее 12 занятий).

Источник