Показания и противопоказания к психодраме

Показания и противопоказания к психодраме thumbnail

Показания и противопоказания к групповой терапии — психодраме и ролевым играм и их эффективность

Предпосылкой для участия в групповой терапии, которая основана преимущественно на глубинно-психологических методах и разговорной терапии, служат достаточные способности к вербализации собственных переживаний и эмоций, а также по меньшей мере способность к «групповой деятельности».

Эти предпосылки не столь важны при лечении детей (им лучше проводить поведенчески концептуализированную групповую терапию), но весьма актуальны для лечения подростков примерно от 13 лет и старше.

Групповая терапия и психотерапевтические ролевые игры приводят к позитивным изменениям у детей и подростков, например, при нарушениях социального поведения, страхе перед контактами при специфических эмоциональных нарушениях с повышенной чувствительностью, робостью и инкапсулированностью, а также при трудностях во взаимоотношениях.

Ролевые игры хорошо сочетаются с другими методами психотерапии. Они весьма полезны также при затруднениях в обучении и нарушениях речевого контакта. Более высокие требования к личности ставятся перед участниками психодрамы, особенно если она проводится в классической форме («протагонист-центрированная игра»).

Групповые методы психотерапии в целом противопоказаны при высоком риске суицида, остром психотическом состоянии, гиперкинетических синдромах, интеллектуальном недоразвитии, выраженных невротических расстройствах, а также тяжелых нарушениях социального поведения.

Методы психотерапии детей и подростков

Оценка эффективности метода групповой терапии

Исследования по эффективности групповых способов психотерапии очень немногочисленны (см. Dies, Riester). Публикации на эту тему позволяют высказаться только по определенным аспектам, так как работа часто проводилась на малом числе пациентов и с недостаточными контрольными группами. Позитивные эффекты групповой психотерапии продемонстрированы при лечении делинквентных подростков (Goldstein et al.), при «тренинге социальных умений» (Dofner) и «групповом тренинге с подростками» (Petermann, Petermann).

Согласно другим обзорным работам (Siefen), стационарная аналитическая групповая терапия тоже приводила к улучшению состояния подростков.

Систематических исследований эффективности метода психодрамы в лечении детей и подростков почти не проводилось. На основании собственного опыта ряд авторов описывает ее положительный эффект (Holl, Bosselmannet al., Widlocher, Bender). Терапевтические ролевые игры входят как составная часть во многие методы групповой психотерапии, но специальные исследования по оценке их эффективности для детей и подростков нам не известны.

— Также рекомендуем «Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Психотерапия детей и подростков»:

  1. Психодрама как метод психотерапии — методика
  2. Пример использования средств психодрамы при групповой терапии подростков
  3. Психотерапевтические ролевые игры — методика
  4. Показания и противопоказания к групповой терапии — психодраме и ролевым играм и их эффективность
  5. Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков
  6. Теоретические основы семейной психотерапии
  7. Методика семейной психотерапии детей и подростков
  8. Определение показаний к семейной психотерапии детей и подростков
  9. Методы семейной диагностики в психотерапии детей и подростков
  10. Общее семейно-диагностическое интервью — принципы, методы

Источник

6 099

Как ролевая игра используется в психотерапевтической работе, кому подходит такой метод работы и какие конфликты позволяет прорабатывать?

История

1921. Румынский психолог Якоб Морено (Jakob Moreno, 1889–1974) создает в Вене Театр спонтанности. Разыгрывая с актерами сцены, он обнаруживает благоприятное воздействие катарсиса на психику. С 1937 года Морено проводит сеансы психодрамы в США. В России психодрама получила распространение с 1989 года, когда шведский психодраматист Йоран Хёгберг (Göran Högberg) начал обучать в Москве группу психотерапевтов.

Сегодня психодраму представляют Ассоциация психодрамы, а также Московский институт гештальта и психодрамы, Институт ролевого тренинга и психодрамы, Институт групповой терапии и социального проектирования, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Институт психодрамы и тренинга. Они готовят специалистов по психодраме в городах России и за рубежом.

Определение

Исследование внутреннего мира человека и его отношений с другими людьми средствами ролевой игры. Психодрама заимствует у театра форму, у игры – спонтанность, у психоанализа – глубину. Клиент (его называют протагонистом) превращается в актера и выражает свой конфликт через игру. Терапевтическое действие вытекает из самой природы игры: можно примерить разные роли, открыть в себе новые ресурсы и совершить действия, невозможные в реальной жизни.

Принцип действия

Психодрама предлагает подойти к решению проблемы через игру, которая проходит под руководством ведущего, не на сцене, но при участии членов группы (они могут быть актерами или исполнять роль зрителей). В процессе работы протагонист становится одновременно и творцом, и главным героем своей драмы. Он воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, относящиеся к его проблеме, как если бы они происходили в данный момент. «Драматическое» понимается не как театральность, а как драматургия: подобно драматургу, мы можем пересматривать и переделывать события своей жизни. Цель психодрамы – научить клиента решать личные проблемы, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.

Ход работы

Психодраматическая сессия – это групповая терапия, с импровизированными ролями и диалогами. Клиент в безопасной обстановке под руководством психотерапевта и при участии других членов группы воссоздает и изучает в действии мир своих отношений и переживаний. Он разыгрывает значимые ситуации из своей жизни, встречается с разными частями своей личности, смотрит, как они влияют друг на друга и на поведение, может заменять механизмы взаимодействия своих ролей на более продуктивные. Например, понять, как его «испуганная» часть блокирует ту, которая стремится к счастью. Одно из преимуществ метода в том, что опыт самопознания приобретают все участники группы. Они сравнивают происходящее со своими ощущениями, жизненным опытом и начинают лучше понимать то, что происходит с ними. Исторически психодрама – первая форма групповой психотерапии, однако она широко используется и в индивидуальной терапии (монодрама). В этом случае все роли играет клиент; можно использовать пустые стулья и другие предметы.

Показания к применению

Психодрама позволяет найти новые способы поведения, разрешить конфликты, подготовиться к трудной ситуации. Она доступна всем, эффективна в работе с детьми и подростками. Психодрама не рекомендована тем, кто склонен к мании преследования: они могут отказаться вступить в игру в силу своих внутренних убеждений.

Как долго? Сколько стоит?

Группа состоит из 5–20 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают длительными (на месяцы и годы) и короткими – на 1–2 дня. Длительные группы обычно закрытые, то есть присоединиться к ним в процессе работы нельзя. Продолжительность встречи – от 2 до 4 часов. Цена от 1500 рублей.

Источник

Психодрама как метод психотерапии — методика

Психодрама как одна из форм групповой психотерапии разработана Морено (Moreno, Leutz). В историческом аспекте психодрама опирается, с одной стороны, на известное уже много веков воздействие театра на зрителей, равно как и на самих актеров (теория катарсиса). С другой стороны, Морено в начале этого столетия использовал собственный опыт «импровизационной игры» для целей групповой психотерапии.

Составной частью психодрамы служит разработанная Морено «социометрия»; в целом можно говорить о триаде, состоящей из групповой терапии, психодрамы и социометрии. Социометрические исследования, результаты которых могут быть представлены в форме наглядной графической социограммы, позволяют понять эмоциональную структуру связей в группах (cм. Niebergall). В процессе групповой терапии постоянно происходит социометрическая диагностика. С помощью психодраматических техник членам группы предоставляется возможность увидеть собственные социометрические позиции.

То, что психодрама не связана с какой-то определенной теорией, позволяет интегрировать в нее новые открытия, например в области психоанализа (Ploeger), поведенческой терапии (Petzold), а также других форм терапии (Franzke), и личные достижения терапевта. Между тем разрабатывались и многие методы психодрамы (Yablonski). Чтобы иметь возможность внедрять психодраматические методы как метод терапии, психотерапевту требуется широкое образование и по возможности большой клинико-практический опыт.

Некоторые сторонники психодрамы считают психопатологические симптомы следствием ролевых конфликтов, ролевых фиксаций, недостаточной ролевой гибкости и нарушений ролевого развития или же описывают их как «невроз креативности», сопровождающий «снижение мотивации» (Leutz).

Практическое применение психодрамы

Применение психодрамы многократно оправдало себя в диагностике, психотерапии и обучении детей и подростков (Widlocher). Например, ролевые игры эффективно используются как составные части психодраматических методов с целью расширения субъективного опыта участников с помощью непосредственных переживаний и для инициации процесса обучения, который не удавалось осуществлять какими-либо иными способами.

Динамика психодраматической терапии и применение психодраматических методов. Существуют многочисленные приемы и возможности проведения групповой терапии методом психодрамы и эффективного ее применения (Stutzenberger). К их числу относятся так называемые групповые игры, например совместная инсценировка сказок, типичных общих ситуаций («Мы сидим все в одной лодке»), а также стандартных ситуаций, знакомых всем участникам (в магазине, в школьном классе и т.п.). Разработаны новые техники, такие, как «монодрама» и «аутодрама». Но центральной составной частью психодраматической групповой терапии остается «игра, центрированная на протагонисте». Она имеет большое сходство с классической греческой трагедией.

Согласно Петцольд (Petzold), игра, центрированная на протагонисте, состоит из начальной фазы, фазы действия, фазы интеграции и фазы новой ориентации.

Система интегративной психодраматической терапии

На рисунке представлен в схематической форме процесс протагонист-центрированной игры. Наряду с четырьмя фазами здесь приводится ряд психодраматических техник, обеспечивающих нарастание эмоциональной интенсивности вплоть до катарсиса, что позволяет пациенту разобраться в сути интрапсихических конфликтов и трудностей в межличностных отношениях.

В психодраме протагонистом называют участника группы, который играет центральную роль в изображении своих конфликтов, представляет их с помощью техник, ориентированных в основном на действие, и при активном участии психотерапевта пытается найти пути разрешения этих конфликтов. При этом ему помогают остальные члены группы (которые выступают в роли «антагонистов»).

Начальная фаза характеризуется беседами в группе, с помощью которых личностные конфликты отдельных участников становятся ясными для них самих или для психотерапевта. В этой фазе кристаллизуются ожидания участников от предстоящей игры, формируется готовность к активному обсуждению проблем и конфликтов. В этой фазе могут быть применены различные приемы, которые представлены на рисунке. Они относятся к так называемым техникам «разогрева» («warm-up»). Их используют для создания в группе благоприятной атмосферы и устранения имеющихся у участников сомнений в отношении целесообразности протагонист-центриро-ванной игры. Это может осуществляться, например, таким образом: терапевт стоит позади пациента в качестве «дублера» и в случае его сомнений и колебаний пытается его ободрить путем вербализации его внутренних психических процессов. Таким образом, психотерапевт в начальной фазе должен определить готовность к терапии у членов группы, выяснить свою роль и возможность влиять на выявленные конфликты в процессе психодраматического действия, поддерживать потенциальных протагонистов в их желании участвовать в игре и подготавливать фазу действия путем подключения других членов группы. Предпосылкой для успеха протагонистцентрированной игры служит, конечно, достаточное доверие членов группы друг к другу, а также к психотерапевту и его компетентности. При этом особое значение имеют процессы переноса и контрпереноса.

Перед началом фазы действия протагонист в беседе с терапевтом еще раз представляет свои проблемы («эксплорация»); при этом может быть применен прием «дублера». Терапевт пытается поддержать протагониста, усиливая его готовность к действиям и помогая ему с учетом его внутренних сопротивлений принять определенный сценарий игры. Нередко при этом уже первая поставленная сцена выявляет трудности и конфликты протагониста, переживаемые им в настоящее время. Во время разыгрывания этой сцены остальные члены группы берут на себя определенные «роли», например роли братьев и сестер в семье. Это удается членам группы благодаря полученной от протагониста информации о фактических индивидуальных особенностях этих лиц. Но при исполнении таких ролей манера поведения реальных значимых для протагониста лиц, как правило, смягчается, так что при «смене ролей» протагонист может уточнить для членов группы, каким было реальное поведение близких ему людей в определенной ситуации. Таким образом, протагонист берет на себя эту «роль» на определенном отрывке разыгрываемой сцены. При этом он получает возможность испытать субъективные переживания, аналогичные тем, которые испытывают эти лица.

Течение психодраматического процесса в тетрадической системе

На основе актуальной сцены нередко удается биографически проработать возникновение и развитие имеющихся конфликтов и понять их значение для настоящего момента. При этом психотерапевтическая работа с протагонистом может привести к сильной конфронтации с более или менее «вытесненными» конфликтами детского возраста. Эта регрессия в психодраматической игре дает возможность прояснить причинный характер, течение и развитие этих конфликтов в процессе личностного развития. Данный этап в лротагонист-центрированной игре приводит чаще всего к сильным эмоциональным переживаниям. При этом терапевт выполняет сложную задачу — решает, будет ли терапевтически целесообразным доведение протагониста до более острых, катартических переживаний. Катартичес-кая реакция желательна в интересах терапии; однако есть опасность, что новая конфронтация с длительными травмирующими событиями при слабом Я может вызвать острую декомпенсацию у пациентов, склонных к суициду или проявляющих психотические симптомы.

Вслед за фазой действия наступает фаза интеграции. Во время фазы интеграции пациенты сообщают о своем субъективном опыте и ощущениях, которые они испытывали во время исполнения этих ролей («Rollen-feed-back»). Часто участники группы делятся друг с другом возникшими в процессе игры эмоциональными переживаниями («sharing»). Важной задачей интеграционной фазы является «анализ процесса», проводимый под руководством терапевта с целью уточнить внутреннюю логику игры и изучить интрапсихические и межличностные конфликты; благодаря такому анализу протагонист приходит к пониманию собственного поведения (техника «толкования и рефлексии»). В заключение может быть реализована фаза «новой ориентации» с целью апробировать и закрепить социально приемлемые способы поведения вместо прежних, проблемных его вариантов.

Ролевые игры, смена ролей и ролевая обратная связь («Rollen-feed-back») — элементарные составные части психодраматической групповой терапии. Они будут подробно рассмотрены в дальнейших разделах, так как особенно успешно применяются при лечении детей и подростков.

— Также рекомендуем «Пример использования средств психодрамы при групповой терапии подростков»

Оглавление темы «Психотерапия детей и подростков»:

  1. Психодрама как метод психотерапии — методика
  2. Пример использования средств психодрамы при групповой терапии подростков
  3. Психотерапевтические ролевые игры — методика
  4. Показания и противопоказания к групповой терапии — психодраме и ролевым играм и их эффективность
  5. Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков
  6. Теоретические основы семейной психотерапии
  7. Методика семейной психотерапии детей и подростков
  8. Определение показаний к семейной психотерапии детей и подростков
  9. Методы семейной диагностики в психотерапии детей и подростков
  10. Общее семейно-диагностическое интервью — принципы, методы

Источник

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено.
Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития его творческого потенциала и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми[1]. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Истоки[править | править код]

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-х годов. 1 апреля 1921 года в венском театре[2] врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день — день смеха — считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на своё изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд (неизвестно даже точное место и время рождения Морено), описаны в книге Рене Марино «История Доктора».

В журнале «Имаго» (основан Фрейдом в Вене в 1913 г., позже издаваемый в США) посвященном неклиническим аспектам психоанализа, психодраме, социометрии и групповой психотерапии, наравне с Морено публиковались такие известные психотерапевты как Фриц Перлз, Эрик Берн, и другие.

Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях из жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Джей-Эл (так во всем мире называют Морено по первым буквам его имени) заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».

Теория[править | править код]

Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент — социометрию. В простейшем виде социометрия представляет собой следующее: каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например, «с кем бы я хотел провести выходные на море», затем подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает «рисунок» группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны «звезды притяжения» — люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, «звезды отвержения» — те, с кем никто не хочет знаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т. д. Умело подбирая критерий, можно влиять на ситуацию в группе. Так, в книге «Социометрия»[3] можно найти описание следующего случая. Морено попросили проконсультировать интернат для девочек-подростков. Несмотря на хорошее финансирование и благоприятные условия существования, в этом интернате было много конфликтов и побегов из него. Морено попросил провести его в обеденный зал и увидел следующую картину: девочки сидели за столами по четыре человека, к каждому столу было приставлено по воспитателю. Морено предложил воспитанницам рассесться так, как им хочется, чтобы сидеть вместе с тем, с кем хочется. Получился совершеннейший бардак, возмутивший воспитателей: за одним столом сидели по семь девочек, притянутые «звездой притяжения», за другими столами осталось по 2-3 человека, а за некоторыми не осталось никого. Тогда Морено попросил девочек повторить их выбор, но не выбирать того человека, которого они выбирали раньше. Получилась новая картинка. Морено в третий раз провел процедуру, а потом проанализировал выборы. В результате девочек рассадили по 4, но так, чтобы были максимально учтены выборы первого, второго и третьего порядков. Каждая девочка оказалась за столом с той, кто ей была более или менее приятна. Уровень агрессивности уменьшился, уровень конфликтности снизился.

Социометрия — это одна из теоретических основ психодраматической терапевтической работы. Двумя другими «китами» являются теория спонтанности и теория ролей. Морено применял социометрию и для очень больших групп, например, когда нужно было переселить целую резервацию индейцев.

Морено определял спонтанность как «новую реакцию на старую ситуацию, либо адекватную реакцию на новую ситуацию», но такое поведенческое определение спонтанности не лишено противоречий в контексте общей теории Морено. Для нас важнее, что под спонтанностью Морено понимал некую космическую энергию, посредством которой когда-то был создан этот мир и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать.
В развитии личности эта энергия играет равноправную роль наряду с генетической предопределенностью и социальным влиянием. Морено доказывает, что ребенок не мог бы развиваться, не обладай он этой энергией спонтанности.

В отличие от других «энергий», бытовавших в психологии 20-30-х годов прошлого века («либидо» у Фрейда, «оргонная энергия» у Райха и проч.), спонтанность не может накапливаться, она существует только «здесь и теперь».

В поведенческом акте (к которому и относится приведенное выше определение) спонтанность может находить свой выход или подавляться. Подавление спонтанности — причина возникновения невроза (нет «новой реакции на старую ситуацию», реакции стереотипны).
В то же время, не блокируемая спонтанность может быть как конструктивной, так и деструктивной («неадекватная реакция на новую ситуацию»). Конструктивность реакции определяется креативностью, — то есть способностью к творчеству, созданию нового материального или идеального продукта (в контексте психотерапии это может быть новое поведение или восприятие, то есть новая роль в терминологии Морено).
Продукт творческого процесса имеет свойство превращаться в «культурный консерв», примером которого может служить стихотворение или нотная запись музыкального произведения. Морено резко отрицательно относился к культурным консервам, видя в них проявление косности, уничтожающей спонтанность.

Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление; культурный консерв сохраняет его во времени. В момент, когда я пишу эти строки, по ТВ заканчивается демонстрация фильма «Осуждение Паганини» и Леонид Коган играет «Кампанеллу». Мне кажется, это удачный пример для иллюстрации творческого цикла. Паганини не мог не играть и не мог не писать музыку. Здесь есть спонтанность и креативность (без креативности первичная энергия могла бы выразиться, например, в деструктивном пристрастии к азартным играм). Если бы Паганини не записывал свои произведения, то мы бы не знали теперь, что представляет собой музыка Паганини. Нотная запись представляет собой культурный консерв, но, благодаря спонтанности Когана, он снова превращается в творческий продукт, который снова может быть законсервирован в виде аудиозаписи или кинематографической ленты. И уже я, как слушатель, могу снова расконсервировать его благодаря моей собственной спонтанности.

Теория ролей была создана Морено и позднее подробно разработана австралийской психодраматической школой.

С присущей ему туманностью, Морено определял роль как «актуальную на данный момент и осязаемую форму, которую принимает наша самость»; как «некоторый обобщенный характер или некоторую функцию, существующей в социальной реальности»; и как «окончательную кристаллизацию жизненных ситуаций человека, то есть специфическую область оперирования, которую человек в своё время освоил».

Сущность роли становится немного понятнее, если рассмотреть мореновскую классификацию ролей. Он выделял психосоматические роли (например, «едок», «писающий мальчик», «сексуальный партнер»), психологические роли (например, «обиженный ребенок», «спаситель», «проигравший») и социальные роли (например, «полицейский», «мать», «поставщик»).

Анализ внутренних ролей производится с помощью схемы, разработанной австралийской школой. Выделяются три типа ролей: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли делятся на устойчивые и рождающиеся; дисфункциональные — на устойчивые и уходящие. Коупинговые роли, в зависимости от способа взаимодействия с объектом, делятся на «движение от», «движение к» и «движение против».

Все психологические роли разделены на три большие категории: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли — это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Они делятся на устойчивые и рождающиеся. Устойчивые роли давно обретены к моменту анализа, легко актуализируются при необходимости, они всегда «в доступе». Рождающиеся функциональные роли не столь устойчивы, — в одной ситуации они могут сработать, в другой — нет.

Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Они делятся на стабильные и проявляющиеся периодически (или уходящие). Стабильные дисфункциональные роли, как правило, выработаны давно, они проявляются постоянно в определенном типе ситуаций (например, уход от реальности при любой опасности или намеке на неё). Проявляющиеся периодически роли более специфицированы под ситуацию. Они называются также уходящими, потому что в процессе психотерапии часто достигается тот эффект, что дисфункциональная роль перестает проявляться всегда, становится менее генерализованой, она постепенно «уходит» из арсенала ролей.

Отдельное место занимают коупинговые роли, роли «совладания». Они не позволяют конструктивно разрешить ситуацию, они не столь креативны, как функциональные роли, но и не столь патологичны, как дисфункциональные. Коупинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить её разрешение. Коупинговые роли делятся на три группы: «Движение к», «Движение от» и «Движение против». Имеется в виду отношение к ситуации, направление внутреннего движения в ситуации. Например, в ситуации агрессии можно попробовать «пристроиться» к агрессору, и такую роль мы отнесем к группе «Движение к»; можно выйти из ситуации, например убежать или попробовать игнорировать агрессивные действия — такие роли мы отнесем к группе «Движение от»; третий способ реагирования (неважно, внутреннего или внешнего), относящийся к группе «Движение против» — это проявить ответную агрессию.

Ролевой анализ используется главным образом как инструмент анализа терапевтического процесса. С его помощью можно увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, склейки, переходы друг в друга) и результат, получаемый в конце работы. При благополучном протекании сеанса дисфункциональные и коупинговые роли преобразуются в функциональные. Пример применения теории ролей можно найти в статье «Психология валькирии»[4]: ролевой анализ мифа о Брюнхильд.

Психодраматическая сессия[править | править код]

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, — это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы.
Затем происходит социометрический выбор протагониста, — то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль». Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который её представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого, — в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных, для его жизненной ситуации, персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. С техниками психодрамы и примерами сессий можно познакомиться, прочитав, например, книгу Д. Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама». Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, — то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом.

После этапа действия проходит шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», — то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», — то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг — очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста — возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

Гипнодрама[править | править код]

В 1950 году Якоб Леви Морено совместно с Джеймсом М. Эннейсом впервые связал гипноз и психодраму в своём санатории психодрамы Бикон недалеко от Нью-Йорка. Пациенты принимали участие в гипнотическом трансе во время психодраматического лечения или переживали глубокий катарсис путём постгипнотических внушений. В Германии данную концепцию впервые начал применять с 1976 г. Ханс-Вернер Гессманн в Психотерапевтическом институте Бергерхаузен. Ханс-Вернер Гессманн и Хелен Зингер Каплан использовали её для лечения сексуальных расстройств, модифицировав в соответствии с гуманистической концепцией[5].

Распространение в мире[править | править код]

У Морено было много учеников. В настоящее время, психодрама широко распространена во многих странах Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии и Африки. Существует множество объединений психодраматистов, регулярно проводятся конференции, издаются книги и периодические издания по психодраме.

См. также[править | править код]

  • Социодрама

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер. 1998.
  2. ↑ Считается, что в основу «театра импровизации» Я. Морено, легли идеи К. С. Станиславского, М. А. Чехова, Н. Н. Евреинова. Источник: Плейбек театр на 5-й Московской психодраматической конференции. — 2007.
  3. ↑ Издательство «Академический проект», Москва, 2001 год.
  4. ↑ Журнал «Психодрама и современная психотерапия», 2004 год, № 3.
  5. ↑ J. L. Moreno, James M. Enneis: Introduction into Hypnodrama. In: Hypnodrama. Beacon House Publisher, Psychodrama Monographs No. 27, 1950, S. 6ff.

Литература[править | править код]

  • Морено, Дж. Театр спонтанности / пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск : Фонд ментального здоровья, 1993.
  • Морено, Я. Л. Психодрама / пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001.
  • Лейтц, Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / пер. с нем. А. М. Боковикова; общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной, А. Б. Холмогоровой. — М. : Прогресс : Универс, 1994.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб. : Питер, 1998.

Ссылки[править | править код]

  • «Психодрама». Лекция Аси Залесской в библиотеке им. Н. А. Некрасова
  • Психодрама в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz) (англ.)

Источник

Читайте также:  Чай с ромашки польза противопоказания