Показания и противопоказания за физическими упражнениями при миопии

Показания и противопоказания за физическими упражнениями при миопии thumbnail

Особенности занятия спортом при близорукости и дальнозоркости

Близорукость (миопия, от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд) – изменение круглой формы глаза на овальную, из-за чего внутри него нарушается преломление света, и световые лучи, проходя через глазное яблоко, фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. Поэтому предметы, которые находятся вдали, близорукие люди видят расплывчатыми. При этом клетки сетчатки, находящиеся в зоне максимальной световой чувствительности, разрежаются и растягиваются. Это основная причина, по которой врачи накладывают запрет на занятия, связанные с прыжками, ударами, натуживанием и возможностью получить черепно-мозговую травму – из-за высокого риска разрыва или отслоения сетчатки.

При дальнозоркости, например, глаз оказывается не вытянутым, а сплюснутым, и сетчатка не растягивается так критично, как при близорукости. Поэтому дальнозорким людям в спорте практически всегда дается «зеленый свет», по крайней мере, офтальмологами.

Однако сам по себе диагноз «миопия» не является окончательным приговором, который ставит крест на занятиях спортом. Во-первых, она бывает врожденная и приобретенная. Вторая, естественно, опасней.

Во-вторых, имеет значение степень близорукости. Официально различают:

  •  слабую миопию – до 3 диоптрий
  • среднюю миопию – от 3 до 6 диоптрий
  • сильную миопию – выше 6 диоптрий

До 3 диоптрий, как правило, никаких ограничений по физическим нагрузкам нет. От 5 диоптрий – врачи с осторожностью дают допуски на занятия спортом, даже при отсутствии дегенеративных изменений на глазном дне. В этом случае начинающим спортсменам придется забыть о тяжелой атлетике, боксе, всех видах спортивной борьбы, акробатике и спортивной гимнастике. Свыше 6 диоптрий – максимум ограничений, независимо от спортивных разрядов и достижений.

В-третьих, эта градация весьма условна, так как можно при зрении -1 иметь прогрессирующую миопию (когда за год она увеличивается на одну и более диоптрий). Тогда врач еще хорошо задумается, какое заключение вам давать. А можно всю жизнь ходить с -3, заниматься боксом, борьбой и тяганием железа, при этом глаза будут отлично себя чувствовать. Ну, может не совсем отлично, но не меньше, чем на -3.

И, в-четвертых, резюмируя предыдущие два пункта, ограничения на занятия спортом накладываются не в соответствии со степенью близорукости, а исходя из изменений внутри глаза. Скажем, гораздо хуже и опасней, когда при слабой миопии на глазном дне просматриваются кровоизлияния и сетчатка ослаблена, чем стабильное состояние при средних показателях близорукости.

МИОПИЯ И СПОРТ: физические нагрузки при миопииПри не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив­ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.  

При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

Занятия лечебной физкультурой при миопии

Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Примерные упражнения для улучшения зрения:

А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.

Б) Круговые движения головой по 4 раза влево и 4 вправо.

В) Самомассаж мышц задней поверхности шеи и затылка в течение 60секунд.

Г) Круговые движения глазами. Выполнять медленно сначала влево, потом вправо около 1 минуты.

Д) Закрыв глаза, несильно надавливать пальцами на глазные яблоки около 35-45 секунд.

Е) Упражнение «метка на стекле». Необходимо выполнять около 1-2 минуты, тренируя мышцы глаза сначала левого, затем правого, а потом вместе.

Ж) Закрыв глаза, выполнять поглаживание век от наружных углов к носу, а потом обратно около 40-45 секунд.

З) Выполнять быстрые моргания около 25-30 секунд.

И) Посидеть, закрыв глаза около 60 секунд, выполнять брюшное дыхание.

Сохранить в соцсетях:

Похожие публикации:

Ваш отзыв:

Карточка данной публикации. Тема: «МИОПИЯ И СПОРТ: физические нагрузки при миопии», опубликована в разделе Вопросы и ответы — последняя редакция, обновление: 2018-07-30

Читайте также:  Ортопедический матрас trelax противопоказания

Копирование информации возможно с обязательной ссылкой на krasgmu.net!

Раздел

: Вопросы и ответы |
|

Просмотров

: 62677

Положительных отзывов читателей

: 1

Нашли ошибку? Есть свои предложения? Сообщите нам

Источник

Миопия или близорукость – это нарушение рефракции глаза, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.

Причины и признаки миопии

Основная причина миопии – генетическая предрасположенность. При наследственном нарушении строения соединительной ткани возникает слабость заднего полюса глаза (склеры). Лучи света после преломления роговой оболочкой фокусируются перед сетчаткой. В результате четкого изображения на сетчатой оболочке не образуется.

Кроме наследственной предрасположенности причинами близорукости могут быть:

  • заболевания роговицы (кератоконус);
  • спазм аккомодации (при перенапряжении мышц глаза);
  • патология хрусталика (катаракта).

При близорукости возникает снижение остроты зрения вдаль, предметы становятся размытыми, пациент все время старается прищуриться. При длительном напряжении зрения возникает головная боль, боль в области бровей. При разном качестве зрения на обоих глазах боль может затрагивать только половину головы на стороне хуже видящего глаза. Зрение на близком расстоянии остается хорошим.

Польза и вред лечебной физкультуры при близорукости

Около 20 лет назад миопия любой степени была показанием к ограничению физической активности. На сегодняшний день имеется ряд исследований, подтверждающих, что лечебная физкультура при миопии оказывает благоприятное влияние на орган зрения.

Исследование школьников и студентов со средней степенью близорукости и недостаточной физической активностью показало прогрессирование миопии за год более чем у 80% детей. В то же время, у школьников и студентов с нормальной двигательной активностью в течение года увеличение степени близорукости было обнаружено только в 10% случаев.

Циклические упражнения умеренной интенсивности (ускорение пульса до 140 ударов в минуту), такие как: ходьба, оздоровительное и лечебное плавание, при миопии ведут к улучшению кровотока глаз, активизируют работу мышц вокруг хрусталика. При регулярном выполнении упражнений повышается работоспособность, снимается спазм аккомодации, замедляется прогрессирование миопии.

Упражнения высокой интенсивности (при ускорении частоты сердечных сокращений выше 170 ударов в минуту): акробатическая гимнастика, прыжки со скакалкой, приводят к ухудшению кровоснабжения органа зрения. Возникает спазм артерий и капилляров, вызывающий ишемию мускулатуры глаза и сетчатки.

Для предупреждения развития и прогрессирования миопии необходимо выполнять общеукрепляющие упражнения в комплексе со специальной гимнастикой для глаз. Важно помнить, что положительный эффект достигается только при соблюдении принципов ЛФК:

  1. Системность. В упражнениях должны быть задействованы все отделы организма.
  2. Регулярность.
  3. Постепенное увеличение нагрузки.
  4. Сочетание с упражнениями для укрепления глазных мышц.

Противопоказания к ЛФК и занятиям спортом при миопии

У пациентов с близорукостью слабой степени (до 3 диоптрий) ЛФК проводится в полном объеме. При быстро прогрессирующей миопии (более 1 диоптрии в год) исключаются спортивные соревнования, борьба, спортивная гимнастика, силовые упражнения и иные виды деятельности, связанные с высокой нагрузкой.

Пациенты с неосложненной близорукостью высокой степени (более 6 диоптрий) могут выполнять общеукрепляющую физкультуру умеренной интенсивности с обязательным контролем остроты зрения не менее 1 раза в год.

При развитии осложнений (дистрофии, разрывов сетчатки) ЛФК должна проводиться по индивидуальной программе. Из-за существующей опасности отслойки сетчатой оболочки и потери зрения таким пациентам разрешены только небольшие нагрузки, не увеличивающие внутриглазное давление.

Решение о возможности занятий спортом принимает врач-офтальмолог после полного офтальмологического осмотра пациента.

При миопии любой степени противопоказаны:

  • бокс;
  • борьба;
  • тяжелая атлетика;
  • прыжки на лыжах с трамплина;
  • хоккей.

При миопии любой степени без осложнений разрешены:

  • стендовая стрельба;
  • стрельба из лука;
  • фехтование;
  • плавание;
  • гребля;
  • лыжные гонки;
  • биатлон;
  • спортивная ходьба;
  • бег на средние и длинные дистанции.

При миопии средней и слабой степени при отсутствии осложнений на глазном дне разрешены:

  • художественная гимнастика;
  • велоспорт;
  • конный спорт;
  • водное поло;
  • фигурное катание;
  • бег на коньках (шорт-трек);
  • большой теннис.

При миопии слабой степени без осложнений разрешены:

  • спортивная гимнастика;
  • современное пятиборье;
  • прыжки в воду;
  • бег на короткие дистанции.

Общеукрепляющие упражнения при миопии

Для укрепления мышц плечевого пояса используется физкультура с мячом:

  • передача от груди;
  • передача за голову поднятыми и согнутыми в локтях руками;
  • броски теннисным мячом в стену;
  • игра в волейбол, бадминтон, баскетбол.

Для укрепления мышц спины можно выполнять следующий комплекс упражнений:

  1. Лежа на спине, руки разведены в стороны. Теннисный мячик передается из одной руки в другую на уровне глаз, каждая рука при этом описывает полукруг.
  2. Выполнять перекрестное движение руками (руки скрещиваются на груди). Глаза следят сначала за одной рукой, потом за другой. Голова остается неподвижной.
  3. Лежа на спине делать махи ногами к разноименной руке. Взглядом следить за носком.
  4. Сидя с прямыми ногами и опорой на руки сзади. Ноги приподнять от пола и делать перекрестные махи. Смотреть сначала на одну стопу, затем на другую. Голову за глазами не поворачивать.
  5. Упражнение выполняется из такого же положения. Поднимать правую ногу вверх, затем влево, опустить. Повторить движение левой ногой.
  6. Из такого же положения поднять сначала одну ногу, совершить ею несколько круговых движений. Затем то же другой ногой. Взглядом следить за носками.

Для укрепления мышц шеи используется ЛФК:

  1. Стоя или сидя с прямой спиной делать наклоны головы вправо и влево.
  2. Стоя или сидя с прямой спиной. Наклоны головы вперед, затем возвращение в исходную позицию. Наклон головы назад (запрокидывание) делать не рекомендуется, чтобы избежать спазма сосудов шейного отдела позвоночника и нарушения кровотока головного мозга.
  3. Стоя или сидя с прямой спиной. Опустить голову на правое плечо, совершить движение вперед и полукругом до левого плеча. Затем – вперед и полукругом до правого плеча.
  4. Стоя или сидя с прямой спиной. Положить ладонь вытянутой вверх и согнутой в локтевом суставе правой руки на левое ухо. Медленно тянуть рукой голову к правому плечу до напряжения мышц шеи слева. Повторить то же с левой стороны.

Общеукрепляющие упражнения, действующие на весь организм:

  • плавание стилями “кроль”, “баттерфляй”, “на спине”;
  • бег средней интенсивности;
  • ходьба быстрым шагом;
  • катание на коньках (в том числе роликовых);
  • ходьба на лыжах.

Специальная гимнастика для глаз

Упражнения для глаз способствуют расслаблению мышц глазного яблока, улучшают кровообращение, облегчают работу на близком расстоянии. Гимнастика в сокращенном объеме должна выполняться каждый час при работе, требующей напряжения глаз (например, при работе с компьютером). В полном объеме гимнастика выполняется не менее одного раза в день утром после пробуждения или перед сном.

  1. Упражнение выполняется стоя, сидя или лежа на спине. Сильно зажмурить глаза на 5 секунд. Затем открыть и расслабить на 5 секунд. Повторить 10 раз.
  2. Быстро совершать мигательные движения глазами в течение 10 секунд.
  3. Смотреть на палец вытянутой руки. Медленно вести палец к носу, и смотреть на него, до тех пор, пока он изображение не начнет раздваиваться. Затем перемещать палец обратно.
  4. Глаза открыты. Медленно двигать глазами вверх, в сторону, вниз, в другую сторону. Мысленно нарисовать глазами квадрат, останавливая взгляд в каждом из его углов. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки. Повторить с закрытыми глазами.
  5. Посмотреть глазами на кончик носа (“скосить глаза”), затем – прямо. Повторить 10 раз.
  6. Упражнение выполняется сидя перед окном. На стекле нарисовать красную или черную точку диаметром 5 см. Смотреть сначала на точку в течение 5 секунд, потом – в окно на далеко расположенный объект (дерево, дом). Повторить 10 раз.
  7. Смотреть на палец вытянутой руки двумя глазами 3 секунды. Затем по очереди закрывать правый и левый глаз, а другим глазом смотреть на палец. Повторить 10 раз. Упражнение эффективно для восстановления бинокулярного (объемного) зрения, если имеется разная острота зрения в глазах.
Читайте также:  Боярышника плоды лечебные свойства и противопоказания

После физкультуры проводится массаж плеч, воротниковой зоны, легкий массаж глаз.  Круговыми движениями массируются веки (при закрытых глазах). Массаж производится без нажатия на глазное яблоко. Затем проводится точечный массаж в месте выхода зрительного нерва – в области бровей и крыльев носа.

Перед началом занятий ЛФК необходимо проконсультироваться с офтальмологом для установления степени миопии и наличия осложнений. Врач определит, можно ли заниматься спортом при миопии. Кроме того, необходим осмотр терапевта и его заключение об отсутствии противопоказаний к выполнению тех или иных общеукрепляющих упражнений.

Автор статьи: Татьяна, специалист для сайта glazalik.ru
Делитесь Вашим опытом и мнением в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñïîðòà â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè è ñîñòîÿíèÿ ãëàç. Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè ìèîïèè. Êîìïëåêñ òðåíèðîâî÷íûõ çàäàíèé ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ïîÿâëåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ áëèçîðóêîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Åâðàçèéñêèé íàöèîíàëüíûé óíèâåðñèòåò èì. Ë. Ãóìèëåâà

Ðåôåðàò

íà òåìó: «Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ìèîïèè»

Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà ãð. Èß-24

Èáðàåâà Àñåëü

Àñòàíà — 2013 ã.

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ

2. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì

3. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü — îäíî èç íåîáõîäèìûõ óñëîâèé æèçíè, èìåþùåå íå òîëüêî áèîëîãè÷åñêîå, íî è ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå. Îíà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê åñòåñòâåííî-áèîëîãè÷åñêàÿ ïîòðåáíîñòü æèâîãî îðãàíèçìà íà âñåõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà. Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü, ðåãëàìåíòèðîâàííàÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåäèöèíñêèìè ïîêàçàíèÿìè, ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì ôàêòîðîì êîððåêöèè îáðàçà æèçíè ÷åëîâåêà. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ëå÷åíèÿ, èñïîëüçóþùèé ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ è äëÿ áîëåå áûñòðîãî âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ è òðóäîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî, ïðåäóïðåæäåíèÿ ïîñëåäñòâèé ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. ËÔÊ ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèì, íî è ëå÷åáíî-âîñïèòàòåëüíûì ïðîöåññîì. Ïðèìåíåíèå ËÔÊ âîñïèòûâàåò ó áîëüíîãî ñîçíàòåëüíîå îòíîøåíèå ê èñïîëüçîâàíèþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïðèâèâàåò åìó ãèãèåíè÷åñêèå íàâûêè, ïðåäóñìàòðèâàåò ó÷àñòèå åãî â ðåãóëèðîâàíèè ñâîåãî îáùåãî ðåæèìà è, â ÷àñòíîñòè, ðåæèìà äâèæåíèé, âîñïèòûâàåò ïðàâèëüíîå îòíîøåíèå áîëüíûõ ê çàêàëèâàíèþ îðãàíèçìà åñòåñòâåííûìè ôàêòîðàìè ïðèðîäû. Îáúåêòîì âîçäåéñòâèÿ ËÔÊ ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé ñî âñåìè îñîáåííîñòÿìè ðåàêòèâíîñòè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ åãî îðãàíèçìà. Ýòèì îïðåäåëÿåòñÿ ðàçëè÷èå ïðèìåíÿåìûõ ñðåäñòâ, ìåòîäîâ è äîçèðîâîê â ïðàêòèêå ËÔÊ. ËÔÊ — ìåòîä åñòåñòâåííî-áèîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò èñïîëüçîâàíèå îñíîâíîé áèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — äâèæåíèÿ. Ôóíêöèÿ äâèæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ñòèìóëÿòîðîì ïðîöåññîâ ðîñòà, ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíèçìà. Ôóíêöèÿ äâèæåíèÿ, ñòèìóëèðóÿ àêòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü âñåõ ñèñòåì îðãàíèçìà, ïîääåðæèâàåò è ðàçâèâàåò èõ, ñïîñîáñòâóÿ ïîâûøåíèþ îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî.

1. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ

Òàáëèöà 1. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñïîðòà

Âèä ñïîðòà

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè è ñîñòîÿíèÿ ãëàç

Ðåêîìåíäàöèè ïî èñïîëüçîâàíèþ îïòè÷åñêîé êîððåêöèè

Áîêñ

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Áîðüáà

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Òÿæ¸ëàÿ

Àòëåòèêà

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè

Âåëîãîíêà íà òðåêå

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ãèìíàñòèêà ñïîðòèâíàÿ

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé

Áåç êîððåêöèè

Ãèìíàñòèêà õóäîæåñòâåííàÿ

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êàê ïðàâèëî, áåç î÷êîâ. Ïðè çíà÷èòåëüíîì ïîíèæåíèè çðåíèÿ — êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñòðåëüáà ñòåíäîâàÿ, ïóëåâàÿ, èç ëóêà

ïðè áëèçîðóêîñòè áîëåå — 8 äèîïòðèé

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñîâðåìåííîå ïÿòèáîðüå

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Êîííûé ñïîðò

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Ôåõòîâàíèå

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ïëàâàíèå

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè

Âîäíîå ïîëî

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîððåêöèÿ êîíòàêòíûìè ëèíçàìè

Ïðûæêè â âîäó

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ãðåáíîé ñïîðò

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ êîððåêöèÿ

Ïàðóñíûé ñïîðò

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè

Ëûæíûå ãîíêè

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ

Áèàòëîí

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ãîðíîëûæíûé ñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ïðûæêè íà ëûæàõ ñ òðàìïëèíà

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Ëûæíîå äâîåáîðüå

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Ñêîðîñòíîé áåã íà êîíüêàõ

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ôèãóðíîå êàòàíèå

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñïîðòèâíàÿ õîäüáà

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Áåã íà êîðîòêèå äèñòàíöèè

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Áåã íà ñðåäíèå è äëèííûå äèñòàíöèè

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Ìåòàíèÿ

ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ïðûæêè

ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Âîëåéáîë, áàñêåòáîë

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Ôóòáîë, ðó÷íîé ìÿ÷

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Õîêêåé

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Òåííèñ: áîëüøîé, íàñòîëüíûé, áàäìèíòîí

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñàííûé ñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ìîòîñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ãîðîäêè

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ

2. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì

Íåïðåìåííîå óñëîâèå äëÿ çàíÿòèé ñïîðòîì áëèçîðóêèõ — ýòî ÷åòêîå îïðåäåëåíèå ïðîòèâîïîêàçàíèé, ñèñòåìàòè÷åñêèé âðà÷åáíûé êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì îðãàíà çðåíèÿ. Ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ ìîãóò áëàãîòâîðíî âëèÿòü íà ñîñòîÿíèå ãëàç ïðè áëèçîðóêîñòè è ñïîñîáñòâîâàòü åå ñòàáèëèçàöèè, íî ìîãóò îêàçàòü è âåñüìà íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàí çðåíèÿ è ïðèâåñòè ê îñëîæíåíèÿì. Âñå çàâèñèò îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè, à òàêæå îò ñïåöèôèêè èçáðàííîãî âèäà ñïîðòà è äîçèðîâêè ñïîðòèâíûõ íàãðóçîê.

Ïðè íå îñëîæíåííîé, ñòàöèîíàðíîé (ò.å. íå ïðîãðåññèðóþùåé) áëèçîðóêîñòè ìîæíî è ïîëåçíî çàíèìàòüñÿ íåêîòîðûìè âèäàìè ñïîðòà. Åñëè çàíÿòèÿ íåñîâìåñòèìû ñ íîøåíèåì î÷êîâ è âîçìîæíû áåç îïòè÷åñêîé êîððåêöèè, òî íà âðåìÿ çàíÿòèé î÷êè ðàçðåøàåòñÿ ñíèìàòü.  íåêîòîðûõ âèäàõ ñïîðòà òðåáóåòñÿ âûñîêàÿ îñòðîòà çðåíèÿ è â òî æå âðåìÿ ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè íåëüçÿ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ öåëåñîîáðàçíà êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ, ò.å. ëèíçû, íàäåâàåìûå íåïîñðåäñòâåííî íà ãëàçíîå ÿáëîêî.

Ïðè îñëîæíåííîé èëè ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè ïðîòèâîïîêàçàíû âèäû ñïîðòà, ñâÿçàííûå ñ áîëüøèì ôèçè÷åñêèì íàïðÿæåíèåì, íàïðèìåð, áîðüáà, ïîäíÿòèå òÿæåñòåé, ñ ðåçêèì ïåðåìåùåíèåì òåëà è âîçìîæíîñòüþ åãî ñîòðÿñåíèÿ.

Ïî ñóùåñòâóþùåìó ïîëîæåíèþ ïðè ïåðâè÷íîì âðà÷åáíîì îñìîòðå ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì íå äîïóñêàþòñÿ ëèïà, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñâûøå 3 äèîïòðèé. Åñëè æå â ïðîöåññå çàíÿòèé áëèçîðóêîñòü ïðîãðåññèðóåò è óâåëè÷èâàåòñÿ äî 6 äèîïòðèé, òî ñïîðòñìåíó ðåêîìåíäóþò ïðåêðàòèòü àêòèâíûå çàíÿòèÿ è çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü íàãðóçêè.

Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ËÔÊ ïðè ìèîïèè. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) ïîêàçàíà âñåì ëèöàì, èìåþùèì ïðîãðåññèðóþùóþ ïðèîáðåòåííóþ è íå îñëîæíåííóþ îòñëîéêîé ñåò÷àòêè áëèçîðóêîñòü ëþáîé ñòåïåíè. Âîçðàñò íå ÿâëÿåòñÿ ëèìèòèðóþùèì ìîìåíòîì, îäíàêî íàèáîëåå ýôôåêòèâíà ËÔÊ ó äåòåé. ×åì ðàíüøå íàçíà÷àþò ËÔÊ ïðè ìèîïèè è ÷åì ìåíüøå ñòåïåíü áëèçîðóêîñòè, òåì âûøå ýôôåêòèâíîñòü ìåòîäà.

Читайте также:  Киста бартолиновой железы противопоказания

Ïðè âðîæäåííîé áëèçîðóêîñòè ïðèìåíåíèå ËÔÊ ìàëîýôôåêòèâíî.

Ïðîòèâîïîêàçàíî ëå÷åíèå ËÔÊ ïðè óãðîçå îòñëîåíèÿ ñåò÷àòêè.

Çàäà÷è ËÔÊ:

1. Îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;

2. Àêòèâàöèÿ ôóíêöèè äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;

3. Óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;

4. Óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;

5. Óêðåïëåíèå ìûøö ñèñòåìû ãëàçà.

Âêëþ÷àþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö øåè è ñïèíû ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíûõ ñèñòåì, à òàêæå óêðåïëåíèÿ ìûøå÷íîãî êîðñåòà, ìûøö øåè è ñïèíû, îñëàáëåííûõ íåïðàâèëüíîé ïîçîé ïðè çðèòåëüíîé ðàáîòå (ðåçêî íàêëîíåííàÿ ãîëîâà, ñóòóëàÿ ñïèíà).  êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ è ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåð ïîçà ÷åëîâåêà ïðè ðàáîòå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå. Ïîëîæåíèå òåëà ñ÷èòàåòñÿ ïðàâèëüíûì, êîãäà ëèíèÿ öåíòðà òÿæåñòè ïåðåñåêàåò ñêàìüþ ïîçàäè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà, ãîëîâà íåñêîëüêî íàêëîíåíà âïåðåä, ãëàçà íàõîäÿòñÿ íà ðàññòîÿíèè äëèíû ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè ñ âûòÿíóòûìè ïàëüöàìè îò êíèãè, ëåæàùåé íà ñòîëå, ïëå÷åâîé ïîÿñ ñîõðàíÿåò ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå, òóëîâèùå îòîäâèíóòî îò êðàÿ ñòîëà íà 3-5 ñì.

3. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Ïðèâåä¸ííûå íèæå ñïåöèàëüíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ïîÿâëåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ áëèçîðóêîñòè íå ðåæå 3-4 ðàç â íåäåëþ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèåñòîÿ ó ñòåíêè.

1.Ïîñìîòðåòü ñòðîãî ââåðõ, ïåðåâåñòè âçãëÿä âíèç (6-8 ðàç).

2. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âïðàâî, çàòåì ïî äèàãîíàëè âíèç — âëåâî (6-8 ðàç).

3. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âëåâî, ïî äèàãîíàëè âíèç — âïðàâî (6-8 ðàç).

4. Ïåðåâåñòè âçãëÿä â ëåâûé óãîë ãëàçà, çàòåì ïî ãîðèçîíòàëè â ïðàâûé (6-8 ðàç).

5. Âûòÿíóòü âïåðåä ðóêó ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà. Ñìîòðåòü íà êîíåö ïàëüöà è ìåäëåííî ïðèáëèæàòü åãî, íå ñâîäÿ ãëàç äî òåõ ïîð, ïîêà ïàëåö íå íà÷íåò «äâîèòüñÿ» (6-8 ðàç).

6. Ñìîòðåòü ïðÿìî ïåðåä ñîáîé 2-3 ñåê., äåðæàòü ïàëåö ïðàâîé ðóêè ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà íà ðàññòîÿíèè 25-30 ñì îò ãëàç, ïåðåâåñòè âçãëÿä íà êîí÷èê ïàëüöà è ñìîòðåòü íà íåãî 3-5 ñåê., îïóñòèòü ðóêó (10-12 ðàç).

7. Ïàëåö íà ïåðåíîñèöå. Ïåðåâåñòè âçãëÿä îáîèõ ãëàç íà ïåðåíîñèöó è îáðàòíî (10-11 ðàç).

8. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãëàçàìè ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå è îáðàòíî.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèåñèäÿ.

9. Ìåäëåííî ïåðåâîäèòü âçãëÿä ñ ïîëà íà ïîòîëîê è îáðàòíî, ãîëîâà íåïîäâèæíà. Ïîâòîðèòü 8-12 ðàç.

10. Áûñòðî ìîðãàòü â òå÷åíèå 15 ñ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà.

11. Êðåïêî çàæìóðèòü ãëàçà íà 3-5 ñ., çàòåì îòêðûòü íà 3-5 ñ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç.

12. Çàêðûòü ãëàçà è ìàññèðîâàòü âåêè êðóãîâûìè äâèæåíèÿìè ïàëüöà â òå÷åíèå 1 ìèíóòû.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèåñòîÿ ó îêíà.

13. Ïåðåâîä âçãëÿäà ñ áëèæíåãî ïðåäìåòà íà äàëüíèé. Òðåíèðîâêà âíóòðåííèõ, öèëèàðíûõ, ìûøö ãëàçà ïðîâîäèòñÿ ïî ìåòîäó, íàçûâàåìîìó «ìåòêà íà ñòåêëå». Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèÿ «ìåòêà íà ñòåêëå» çàíèìàþùèéñÿ â î÷êàõ ñòàíîâèòñÿ ó îêíà íà ðàññòîÿíèè 30-35 ñì îò îêîííîãî ñòåêëà. Íà ýòîì ñòåêëå, íà óðîâíå åãî ãëàç êðåïèòñÿ êðóãëàÿ ìåòêà äèàìåòðîì 3-5 ìì. Âäàëè íà ëèíèè âçîðà, ïðîõîäÿùåé ÷åðåç ýòó ìåòêó, ïàöèåíò íàìå÷àåò êàêîé-ëèáî ïðåäìåò äëÿ ôèêñàöèè, çàòåì ïîî÷åð¸äíî ïåðåâîäèò âçãëÿä òî íà ìåòêó íà ñòåêëå, òî íà ïðåäìåò. Óïðàæíåíèå ïðîâîäèòñÿ äâà ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 25-30 äíåé. Ïåðâûå äâà äíÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîãî óïðàæíåíèÿ äîëæíà ñîñòàâëÿòü 3 ìèí., ïîñëåäóþùèå äâà äíÿ — 5 ìèí., à â îñòàëüíûå äíè — 7 ìèí.

Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè. Ëþäè, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñëàáîé ñòåïåíè, ìîãóò èñïîëüçîâàòü ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò òîëüêî òå, ïðè êîòîðûõ âîçìîæíû óäàðû ïî ãîëîâå, ðåçêèå ñîòðÿñåíèÿ âñåãî îðãàíèçìà, îáùåå áîëüøîå è ïðîäîëæèòåëüíîå íàïðÿæåíèå çàíèìàþùèõñÿ (ñì. òàáëèöó 1).

Êóðñ ËÔÊ ïðè ìèîïèè ñîñòàâëÿåò íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ, åãî äåëÿò íà 2 ïåðèîäà — ïîäãîòîâèòåëüíûé è îñíîâíîé.

Ïîäãîòîâèòåëüíûé ïåðèîä: äëèòåëüíîñòü 12-15 äíåé.

Îñíîâíûå çàäà÷è ïåðèîäà:

1. Îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;

2. Àäàïòàöèÿ ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå;

3. Àêòèâèçàöèÿ ôóíêöèé äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;

4. Óëó÷øåíèå îñàíêè;

5. Óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;

6. Ïîâûøåíèå ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà.

Äëÿ ýòîãî ïåðèîäà õàðàêòåðíî ïðåèìóùåñòâåííîå âûïîëíåíèå îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ñ ïîñòåïåííûì óâåëè÷åíèåì ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé äëÿ ðàçãèáàòåëåé ãîëîâû è òóëîâèùà. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿþò îáó÷åíèþ ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ.

Ê ñïåöèàëüíûì óïðàæíåíèÿì â ýòîì ïåðèîäå îòíîñÿòñÿ äûõàòåëüíûå è êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ñâîäà ñòîïû. Èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ — ëåæà, ñèäÿ, ñòîÿ. Êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â óñëîâèÿõ ðàçãðóçêè ïîçâîíî÷íèêà — ëåæà. Òåìï âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé ìåäëåííûé è ñðåäíèé. Èñïîëüçóþò ãèìíàñòè÷åñêèå ñíàðÿäû (ïàëêè, ìÿ÷è è ò.ä.). Êðîìå ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïîêàçàíû ïîäâèæíûå èãðû è îòäåëüíûå ýëåìåíòû ñïîðòèâíûõ èãð äëÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûõ âîçäåéñòâèé, ïîâûøåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà, ÷òî îñîáåííî âàæíî â äåòñêîì âîçðàñòå. Ïîäâèæíûå èãðû ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ñèäÿ è ñòîÿ (ñì. òàáëèöó 2).

Îñíîâíîé (òðåíèðîâî÷íûé) ïåðèîä: äëèòåëüíîñòü 2,5-3 ìåñ.

×àñòíûå çàäà÷è ïåðèîäà:

1. Óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;

2. Óêðåïëåíèå ìûøå÷íîé ñèñòåìû ãëàçà;

3. Óëó÷øåíèå îáìåííûõ è òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â ãëàçó;

4. Óêðåïëåíèå ñêëåðû.

Íà ôîíå îáùåðàçâèâàþùèõ, äûõàòåëüíûõ è êîððèãèðóþùèõ óïðàæíåíèé ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå íàðóæíûå ìûøöû ãëàçà è àêêîìîäàöèîííóþ ìûøöó. Ýòè óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü ñòðîãî äîçèðîâàíû. Öåëåñîîáðàçíî âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ äëÿ íàðóæíûõ ìûøö ãëàçà îäíîâðåìåííî ñ îáùåðàçâèâàþùèìè óïðàæíåíèÿìè â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà èëè ñòîÿ ó ñòåíêè (îïòèìàëüíîå ïîëîæåíèå äëÿ ñîõðàíåíèÿ ïðàâèëüíîé îñàíêè). áëèçîðóêîñòü ìèîïèÿ ïðîôèëàêòèêà óïðàæíåíèå

Ôèçêóëüòóðà ïðè ñðåäíåé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè (îò 3 äî 6 äèîïòðèé). Êðóã ñðåäñòâ ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà, êîòîðûå ìîæíî ðåêîìåíäîâàòü ëèöàì ñ áëèçîðóêîñòüþ ñðåäíåé ñòåïåíè, ñóæåí ïî ñðàâíåíèþ ñ òåìè, ó êîãî ìèîïèÿ ñëàáîé ñòåïåíè. Îíè ìîãóò çàíèìàòüñÿ íåêîòîðûìè âèäàìè ñïîðòà ëèøü ïðè íå ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè. Çàêëþ÷åíèå î âîçìîæíîñòè çàíÿòèé äàæå íàçâàííûìè â òàáëèöå 1 âèäàìè ñïîðòà äîëæåí ñäåëàòü îêóëèñò.

Âàæíî ïîìíèòü î òîì, ÷òî ñëåäóåò èçáåãàòü óïðàæíåíèé ñ ðåçêèìè äâèæåíèÿìè ãîëîâîé. Ïîýòîìó íàêëîíû òóëîâèùà âïåð¸ä ëó÷øå âûïîëíÿòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ íà ïîëó. Êîìïëåêñû óïðàæíåíèé äëÿ ëèö ñ áëèçîðóêîñòüþ ñëàáîé ñòåïåíè â ïîëíîé ìåðå ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ è òåìè, ó êîãî èìååòñÿ ìèîïèÿ ñðåäíåé ñòåïåíè. Îäíàêî îáùóþ íàãðóçêó êàæäûé äîëæåí ðåãóëèðîâàòü ñàì, èçìåíÿÿ èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ, îáëåã÷àÿ èëè óñëîæíÿÿ óïðàæíåíèÿ, óìåíüøàÿ èëè óâåëè÷èâàÿ àìïëèòóäó äâèæåíèé â çàâèñèìîñòè îò ñàìî÷óâñòâèÿ.

Ôèçêóëüòóðà ïðè âûñîêîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè (ñâûøå 6 äèîïòðèé). Ëþäÿì ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ áëèçîðóêîñòè íå ðåêîìåíäóþòñÿ çàíÿòèÿ ñïîðòîì, íî æåëàòåëüíî âûïîëíÿòü åæåäíåâíî óòðåííþþ ãèãèåíè÷åñêóþ ãèìíàñòèêó ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 8-10 ìèí. ñ âêëþ÷åíèåì â êîìïëåêñ ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé äëÿ òðåíèðîâêè íàðóæíûõ è âíóòðåííèõ ìûøö ãëàç. Ëþäÿì ñ áëèçîðóêîñòüþ âûñîêîé ñòåïåíè íåæåëàòåëüíû óïðàæíåíèÿ òèïà ïðûæêîâ è ñîñêîêîâ, îïîðíûå ïðûæêè ÷åðåç ñíàðÿäû, êóâûðêè è ñòîéêà íà ãîëîâå, óïðàæíåíèÿ íà âåðõíèõ ðåéêàõ ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, ïðûæêè ñ ïîäêèäíîãî ìîñòèêà, à òàêæå óïðàæíåíèÿ, òðåáóþùèå äëèòåëüíîãî íàïðÿæåíèÿ çðåíèÿ (ïðîäîëæèòåëüíàÿ ñòðåëüáà).

Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ äî 10 ìèí. è ôèçêóëüòóðíóþ ïàóçó íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü åæåäíåâíî ñî ñðåäíåé íàãðóçêîé.

Ëèöàì ñ áëèçîðóêîñòüþ ñâûøå 8 äèîïòðèéñ êîððåêöèåé çðåíèÿ è áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ãëàçó ïîêàçàíû òîëüêî çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé, êîòîðûå æåëàòåëüíî ïðîâîäèòü åæåäíåâíî.

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà

1. Ìåäèöèíñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ: Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé /Ïîä ðåäàêöèåé Â.À. Åïèôàíîâà. — Ì.: Ìåäïðåññ-èíôîðì, 2008.

2. Ïîä ðåäàêöèåé Àíèñèìîâà «Ôèçêóëüòóðà ïðè áëèçîðóêîñòè», Ìîñêâà 1993 ã.

3. Ìåäèöèíñêèé æóðíàë, 1996 ã.

4. Âûäðèí Â.Ì., Çûêîâ Á.Ê., Ëîòîíåíêî À.Â. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ñòóäå