Противопоказанием для психоанализа является все

Противопоказанием для психоанализа является все thumbnail

Целью психоаналитической терапии является разрешение невротического конфликта пациента, включающего инфантильный невроз, который служит краеугольным камнем взрослого невроза. Разрешение любого невротического конфликта означает воссоединение с сознательной частью Эго той части Ид, СуперЭго и бессознательной части Эго, что была исключена из нее по той или иной причине. Невротический конфликт — это бессознательный конфликт между побуждением ИД, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, отвращающей непосредственную разрядку. Супер-Эго играет более сложную роль в невротическом конфликте. Оно может войти в конфликт на стороне Эго или на стороне Ид, а может занять и одну и другую сторону. СуперЭго — это та инстанция, которая делает инстинктивное побуждение запретным для Эго. Именно СуперЭго заставляет Эго чувствовать себя виноватым даже за символическую и искаженную разрядку, поэтому оно весьма болезненно (о структурной модели человеческой психики мы будем говорить ниже).

В целом можно, видимо, говорить о следующих целях психоаналитической терапии:

во-первых, ее целью является не столько излечение, которое подчас осуществляется само по себе, или, напротив, оказывается проблематичным и недостижимым, сколько облегчение страданий пациентов;

во-вторых, цель психоаналитической терапии заключается не столько в освобождении пациента от отдельного невротического симптома, аномалий характера или болезни в целом, сколько в изменении его взглядов на окружающий мир, других людей, самого себя и свое заболевание;

в-третьих, целью терапии является не структурная модификация психики пациента, сознательно или бессознательно навязанная аналитиком в процессе лечения, а предоставление ему возможности внутреннего выбора жизненных ориентиров, способных изменить его образ мышления и поведения;

в-четвертых, цель психоаналитической терапии состоит не в излечении любой ценой, в том числе ценой устранения душевных переживаний, возникающих у человека в связи с его внутрипсихическими конфликтами, а в пробуждении его конструктивного потенциала, ориентированного на развитие Самости, способности к сопереживанию и состраданию, потребности в сопричастности с жизнью;

в-пятых, целью терапии является не столько разрешение внутрипсихических конфликтов, сколько создание психологических предпосылок для становления человека зрелым, самостоятельным, способным творчески решать возникающие перед ним проблемы и нести ответственность за свои решения.

Показания и противопоказания к психоаналитической терапии зависят от многих факторов: характера заболевания, личности больного, организации психотерапевтической помощи и т.д. Следует учитывать, что психоанализ — это длительное лечение, обычно требующее от 3 до 5 лет. Поэтому, прежде чем рекомендовать его больному, нужно взвесить все Реальные возможности.

Любому методу психотерапии должен предшествовать правильный диагноз. Это в полной мере относится и к психоанализу. Еще Фрейд подчеркивал, что «психотические пациенты в сущности нарцисстичны и не могут быть подвергнуты лечению психоанализом». Показаниями к классическому психоанализу являются такие неврозы, как неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, психогенная депрессия, психосоматические заболевания. Психоанализ противопоказан при шизофрении, аффективных психозах. Возможность лечения психоанализом расстройств личности (психопатий), перверсий, девиантных форм поведения в каждом случае должна решаться индивидуально. Противопоказаниями для психоаналитической терапии являются шизофрения и маниакально-депрессивный психоз (МДП). Процедура свободной ассоциации, которая является основным техническим правилом психоанализа, у больного шизофренией зачастую будет давать искаженную информацию и, соответственно, поведет аналитика и анализируемого по неверному пути. Кроме того, психоанализ чаще всего применяется как моно терапия. Зная, что первые результаты лечения мы можем получить не ранее, чем через 3 — 6 месяцев, вряд ли здравомыслящий психоаналитик оставит своего пациента на столь продолжительное время без какой-либо помощи.

Последнее высказывание относится и к маниакально-депрессивному психозу. Кроме того, депрессии, которые будут неизбежны в результате психоаналитической работы (вызванные инсайтами (озарениями) пациента и интерпретациями, пусть даже и адекватными, психоаналитика) лягут на общий депрессивный фон и могут значительно ухудшить состояние пациента и даже вызвать суицидальные попытки.

У психоаналитиков существует понятие ансиизируемости пациента, так же как, например, у психотерапевтов, ориентированных на суггестивную терапию, понятие внушаемости. Анализируемость зависит в основном от личностных особенностей. Только человек с сильной мотивацией сможет успешно «работать» в аналитической ситуации. Не могут рассчитывать на успех пациенты, которые ждут от психоанализа быстрых положительных результатов или заинтересованы в своем болезненном состоянии (истерический невроз, некоторые формы перверсий).

Анализируемость пациента зависит от его способности снять контроль над своими мыслями и чувствами, позволить им проявляться пассивно, без должной верификации. Одним из факторов, способствующих успеху анализа, является способность к эмпатии, умение временно идентифицироваться с другими людьми. Замкнутые, эмоционально ригидные люди плохо поддаются психоаналитической терапии. Противопоказанием для психоанализа является слабоумие, а также выраженная импульсивность, исключающая терпение и длительную методическую работу.

Опыт показывает, что классический психоанализ менее эффективен для людей, не способных образовать с аналитиком рабочий альянс и плохо формирующих невроз переноса. Трудно поддаются психоанализу и те пациенты, которые формируют чрезмерно выраженный невротический перенос. Фрейд описал тип невротической пациентки, развившей сильный эротический перенос, который не поддавался аналитической технике.

Читайте также:  Алезан крем для суставов противопоказания

В заключение следует подчеркнуть, что психоанализ, как и любой метод психотерапии, не панацея от всех заболеваний. Он может быть только «предметом выбора», и показания к его применению не безграничны.

Фрейд уже в конце жизни на основании огромного опыта отмечал, что «область применения психоаналитической терапии составляют неврозы перенесения — фобии, истерия, неврозы навязчивостей, кроме того, нарушения характера, появляющиеся в результате этих неврозов. Все отличающееся от этого… в большей или меньшей степени непригодно» .

Источник

Противопоказанием для психоанализа является все
Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:

Показания и противопоказания к психоанали­тической терапии зависят от многих факторов: характера заболевания, личности больного, организации психотера­певтической помощи и т. д. Следует учитывать, что психоанализ — это длительное лечение, обычно тре­бующее от 3 до 5 лет. Поэтому, прежде чем рекомендо­вать его больному, нужно взвесить все реальные возмож­ности.

Любому методу психотерапии должен предшествовать правильный диагноз. Это в полной мере относится и к психоанализу. Еще Фрейд подчеркивал, что «психотические пациенты в сущности нарцисстичны и не могут быть подвергнуты лечению психоанализом». Показаниями к классическому психоанализу являются такие неврозы, как неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, психогенная депрессия, психосоматические заболевания. Психоанализ противопоказан при шизофрении, маниа­кально-депрессивном психозе. Показание к лечению пси­хоанализом психопатий, перверсий, девиантных форм поведения в каждом случае должно решаться индивиду­ально.

У психоаналитиков существует понятие об анализируемости пациента, так же как, например, у психотерапев­тов, ориентированных на суггестивную терапию, понятие о внушаемости. Анализируемость зависит в основном от личностных особенностей пациента. Только человек с сильной мотивацией сможет успешно «работать» в ана­литической ситуации. Не могут рассчитывать на успех пациенты, которые ждут от психоанализа быстрых поло­жительных результатов или заинтересованных в своем болезненном состоянии (истерический невроз, некоторые формы перверсий).

Анализируемость пациента зависит от его способности снять контроль над своими мыслями и чувствами, позво­лить им проявляться пассивно, без должной верифика-

ции. Одним из факторов, способствующих успеху анали­за, является способность к эмпатии, способность вре­менно идентифицироваться с другими людьми. Замкну­тые, эмоционально ригидные люди плохо поддаются пси­хоаналитической терапии. Противопоказанием для пси­хоанализа является слабоумие, а также выраженная импульсивность, исключающая терпение и длительную методическую работу.

Опыт показывает, что классический психоанализме­нее эффективен у людей, не способных сформировать с аналитиком рабочий альянс и плохо формирующих не­вроз переноса. Трудно поддаются психоанализу и те па­циенты, которые формируют чрезмерно выраженный не­вротический перенос. Фрейд (Freud, 1915) описал тип невротической пациентки, развившей сильный эротиче­ский перенос, который не поддавался аналитической тех­нике.

В заключение следует подчеркнуть, что психоанализ, как и любой метод психотерапии, не может быть панацеей от всех заболеваний. Он может быть только «предметом выбора», и показания его весьма ограничены.

Следует напомнить слова Фрейда, который уже в кон­це жизни на основании огромного опыта отмечал, что «область применения психоаналитической терапии со­ставляют неврозы перенесения — фобии, истерия, невро­зы навязчивостей, кроме того, нарушения характера, появляющиеся в результате этих неврозов. Всё отличаю­щееся от этого… в большей или меньшей степени непри­годно» (Freud, 1933).

ЛИЧНОСТЬ АНАЛИТИКА

Какой минимум требований предъявляется к психоаналитику?

Психоаналитик должен уметь использовать для ана­лиза не только чужие (пациента) психические процессы, но и свои собственные. Искусность психоаналитика тем выше, чем больший доступ он имеет к собственному бессознательному. Требование классических аналитиков, чтобы каждый психотерапевт, прежде чем приступить к психоаналитическому лечению, сам подвергся анализу у опытного аналитика, во многом определяется тем, что

анализ самого аналитика делает доступными для его сознательного Эго важные бессознательные побуждения, защиты, фантазии и конфликты его собственной инфан­тильной жизни и их более поздние дериваты. Наиболее важным умением, которым аналитик должен обладать, является умение соотносить сознательные мысли, чувст­ва, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бес­сознательными предшественниками. Он должен уметь чувствовать, что лежит за продукцией пациента, за его вопросами, за его эмоциями.

Аналитик должен уметь идентифицироваться с паци­ентом, но понимание истоков мыслей и переживаний, предложенных пациентом, у аналитиков должно идти дальше. Опытный аналитик умеет пользоваться своей интуицией, которая тесно связана с эмпатией.

Хорошая интуиция и развитая эмпатия совершенно не означают, что для создания психоаналитической ситуа­ции аналитику совсем не нужны знания теории и техники психоанализа. Как раз наоборот, знание теории психо­анализа позволяет аналитику овладеть искусством техни­ки анализа. Никто не может быть полностью и до конца проанализирован, но это свидетельствует скорее не о плохом профессионализме аналитика, а о том, что у каждого человека есть область, куда его сознательное Эго не может проникнуть.

Читайте также:  Картофель полезные свойства и противопоказания рецепты

Предположим, что аналитик, используя свои интуи­цию, эмпатию и теоретические знания, глубоко разобрал­ся в материале пациента. В таком случае возникает проблема — как сообщить больному результаты. Нужно сформулировать свою точку зрения так, чтобы смысл ее был ясен и точен. При этом имеют значение и язык, и интонация, и мимика. Более того, аналитик прежде дол­жен решить: нужно ли пациенту в данный момент кон­статировать свои выводы, не будет ли это травмировать его, а если да, то в какой мере. Важно также, чтобы словарь аналитика не очень отличался от словаря паци­ента. Если аналитик увлечется терминологией, то па­циент просто не поймет его.

В аналитической практике высоко ценится искусство молчания. Многозначительное молчание часто травмиру­ет не меньше, чем слово, а поэтому должно быть точно дозировано.

Психоаналитическая ситуация требует от аналитика, чтобы во взаимодействии с пациентом он был в состоянии поддерживать, с одной стороны, невроз переноса, а с другой — рабочий альянс. Это требует от аналитика определенных способностей и умения, так как невроз переноса всегда находится в оппозиции к рабочему альянсу. Опытный аналитик знает, что как «правило абстиненции», так и «правило зеркала» должны использоваться в меру и уравновешивать друг друга.

В этом отношении уместно напомнить 5 правил Гринсона (Greenson,1986):

1) всякое высказывание пациента заслуживает внима­ния аналитика;

2) нельзя причинять пациенту боль больше той, кото­рая необходима;

3) аналитик должен быть для пациента гидом на всем пути нового для него психоаналитического лечения;

4) аналитик обязан заботиться о сохранении у пациента самоуважения и чувства собственного достоин­ства;

5) поведение и высказывания аналитика должны быть ориентированы на единственную цель — лечение.

Искусство аналитика во многом зависит от его лично­стных особенностей. Никто не рождается аналитиком и никто не становится им вдруг. Прежде всего он должен проявлять истинный интерес к людям, к их болезням и страданиям, а не использовать анализ только как средст­во собственного существования. Любознательность, жи­вость воображения, любовь к фантазии, гармонично со­четающиеся с умением трезво анализировать — необхо­димейшие и наиболее ценные черты аналитика. Терапевт должен быть относительно свободен от различных табу и ограничений, которые общество всегда налагает на взаи­моотношения между людьми. В высказываниях пациента для него не должно быть ничего нелепого или отврати­тельного. Способность понимать бессознательное другой личности исходит из способности к эмпатии. Эмпатия является формой понимания другого человека путем вре­менной и частичной идентификации с ним. Аналитик должен уметь выражать свои мысли просто и живо; его разговорный язык можно сравнить с хорошо разработан-

ними руками хирурга. Аналитик должен уметь молчать. Чтобы детализировать свои мысли, фантазии» чувства, пациенту нужно на время забыть об аналитике или ото­двинуть его на задний план. Аналитик должен обладать чувством такта и уметь выбрать время для интерпретации своих наблюдений.

Второй, не менее важной задачей аналитика является формирование у пациента невроза переноса, а для этого требуются особенности, часто противоположные только что описанным. Так, чтобы облегчить развитие невроза переноса, аналитик должен оставаться относительно ано­нимным, а иногда провоцировать пациента к реакциям переноса. Не случайно Фрейд сравнивал эмоции работа­ющего аналитика с эмоциями оперирующего хирурга. Нередко терапевт, особенно если он противоположного с пациентом пола, испытывает на себе перенос любви. Фрейд посвятил этому вопросу специальную работу («На­блюдение по переносу любви», 1915), в которой он дает такие наставления аналитику: «Он должен проявить за­боту, не уходя от переноса любви, не отвергая его, не делая его безвкусным для пациента; просто он должен твердо воздержаться от любых ответов на него. Он должен понимать, что такое перенос любви, но обращаться с ним так, будто это что-то нереальное, будто это ситуация, которая должна пройти через лечение и вернуться назад, к своим неосознанным истокам».

Сопереживание, забота и теплота всегда должны быть присущи аналитику, однако при необходимости он дол­жен уметь занять позицию бесстрастного наблюдателя. Искреннее приятие и терпимость аналитика к любому материалу пациента, его внимательное отношение ко всем деталям вне зависимости от того, насколько они отврати­тельны или примитивны, прямой и решительный подход к наиболее деликатным вопросам — все эти качества несомненно способствуют созданию продуктивной психо­аналитической ситуации.

Одним из наиболее важных открытий Фрейда было то, что поведение и мысли человека являются сово­купным результатом инстинктивных побуждений, кон­ституции и опыта. Это означает, что мастерство ана­литика нельзя рассматривать в отрыве от особенностей его личности.

Аналитик должен быть готов к тому, что жизненный путь его не будет усыпан розами. Грамотный анализ — альтернатива подхалимажу. Многие уверены, что Карнеги учит правильным межличностным отношениям. Это заблуждение. Карнеги учит искусству подхалимства. Действительно, подхалимство старое, испытанное оружие завоевания расположения окружающих, будь то началь­ник или женщина, а подхалим — всегда «уважаемый» человек. Но подхалим не в состоянии вскрыть сущности внутренних процессов, определяющих межличностные отношения. Наоборот — он камуфлирует, искажает их.

Читайте также:  Мед в медицине противопоказания

Грамотный психоанализ вскрывает внутренние меха­низмы поведения человека, делает межличностные отно­шения «прозрачными». При этом для аналитика более важное значение имеет не вербальная информация, а то, что за ней кроется.

Если, например, пришедший с работы отец встречает любимого маленького сына словами: «Ах ты, разбойник, ах ты негодник», а глаза его при этом улыбаются, черты лица становятся мягкими, то для аналитика в этом случае вербальная информация имеет второстепенное значение.

Примерно то же самое происходит, когда опытный аналитик наблюдает за поведением «сильных мира сего», слышит их выступления… Поэтому аналитик — всегда нелюбимое дитя у тех, кто манипулирует окружающими

людьми.

Всякий выдающийся лидер — почти всегда хороший

актер.

А кому же хочется быть «голому», кто в состоянии

сыграть свою роль «без маски»?

Умные и сильные лидеры всегда, под любым видом, прислушиваются к голосу аналитиков (вспомните шутов при королях и т. п.), но большинство боится их. Особенно нелюбим аналитик в тоталитарном обществе. Фрейда одинаково люто ненавидели и Сталин и Гитлер. Вот что писал Т. Манн о Гитлере: «Как должен такой человек ненавидеть анализ! Я втайне подозреваю, что злобная ярость, с коей он пошел в поход на некую столицу, относилась, в сущности, к живущему там старому анали­тику, его испытанному и настоящему врагу — к филосо­фу, разоблачившему невроз, великому обладателю и рас­пространителю отрезвляющего знания».

САМОАНАЛИЗ

Вопрос о том, возможен ли самоанализ как метод лечения и самосовершенствования, возник почти одновременно с научным классическим психоанализом Зигмунда Фрейда. Следует отметить, что сам Фрейд от­носился к возможностям самоанализа скептически, хотя, анализируя собственные сновидения («Толкование снови­дений»), косвенно как бы соглашался с такой возможно­стью.

Более четкую позицию в этом отношении занимали современники Фрейда видные психоаналитики Дэвид Сабури («Путешествие в самосознание») и Карен Хорни* ( « Самоанализ » ).

Хорни полагает, что самоанализ возможен и может приносить положительные результаты, если соблюдаются определенные условия. Каковы же эти условия?

Во-первых, считает Хорни, у пациента должен быть достаточно сильный побудительный мотив для самоана­лиза, иначе этот длительный и трудный процесс познания самого себя обречен на неудачу. Во-вторых, грамотный анализ невозможен без минимума специальных знаний о природе бессознательных сил, о формах их проявления, об основных технических приемах психоанализа. Поэто­му самоанализ возможен только у пациентов, уже про­шедших анализ с опытным психоаналитиком. Это озна­чает, что, начиная самолечение, они уже знакомы с ме­тодом, позволяющим проникнуть в сферу бессознательно­го, и знают из опыта, что при психоанализе ничто не может помочь, кроме безжалостной правды перед самим собой. И, наконец, в третьих, самоанализ может принести

* Хорни Карен (1885—1952) — одна из ярких представи­тельниц неофрейдизма. Получив образование в Германии, в 1932 г. эмигрировала в США, где основала независимую Ассоциацию развития психоанализа.

Первая же книга «Невротическая личность нашего времени» (1937) принесла Хорни известность; вторая кии-га — «Новые пути психоанализа» была прямым вызовом ортодоксальному психоанализу. В 1942 г. вышли в свет книги «Самоанализ» и «Наши внутренние конфликты»» в 1945 г. — «Невроз и человеческий рост. Борьба за само­реализацию».

желательные результаты только в тех случаях, если он применяется как дополнение к психоанализу, проводимому с врачом.

Итак, если самоанализ возможен, встает другой воп­рос: «А нужно ли это? Не принесет ли это вместо пользы вред?» Недаром же Фрейд сравнивал психоанализ с хи­рургией, хотя и добавлял, что «люди не умирают от неправильного применения психоанализа, в то время как они могут умереть от плохо сделанной операции».

Известно, что временное ухудшение возможно и при проведении психоанализа совместно с психоаналитиком, так как любое «вскрытие» вытесненного материала часто вызывает травму, до этого ослабленную защитными ме­ханизмами. Но с помощью психотерапевта это ухудшение обычно быстро проходит.

Опыт показывает, что при самоанализе защитные ме­ханизмы, в том числе и сопротивление, не дают индиви­дууму проникнуть в собственное бессознательное столь глубоко, чтобы это стало опасным. Даже если анализиру­ющий себя человек проникает в небезопасные глубины своего бессознательного, он, в силу тех же защитных механизмов, будет интерпретировать их таким образом, чтобы опустить наиболее травмирующие моменты.

Самоанализ может проводиться параллельно основно­му курсу психоанализа (в свободное от сеансов время), во время перерывов в лечении (вынужденных или заплани­рованных), как продолжение основного курса (поддержи­вающее лечение).

Естественно, что по эффективности самоанализ не может конкурировать с психоаналитическим лечением, проводимым с психоаналитиком, но это не означает, что самоанализ в принципе бесполезен.

ПСИХОСИНТЕЗ

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник