Противопоказания для игры на духовых инструментах
Правообладатель иллюстрации
Thinkstock
Image caption
Ученые призывают музыкантов уделять больше внимания гигиене инструментов
Игра на тромбоне, саксофоне, волынке может навредить легким, предупреждают британские ученые и советуют музыкантам более тщательно чистить духовые инструменты.
Врачи описывают в медицинском журнале Thorax редкий случай 61-летнего пациента, который умер от болезни, вызванной плесенью, бактериями и грибками, которые размножились в мехах его волынки.
Известны еще несколько задокументированных случаев заболеваний музыкантов, игравших на саксофоне и тромбоне. К счастью, тогда жизни пациентов удалось спасти.
Ученые советуют музыкантам обратить внимание на такие симптомы, как кашель или одышка, и подумать, не связаны ли они с его профессиональной деятельностью.
Врачи настоятельно рекомендуют музыкантам уделять гигиене своих инструментов особое внимание.
Чтобы предотвратить развитие болезнетворных микроорганизмов необходимо регулярно чистить музыкальные инструменты.
Правообладатель иллюстрации
SPL
Image caption
В духовых инструментах создается среда, благоприятная для развития опасных микроорганизмов
Болезнь с каждым вдохом
Заболевание, которое описывают врачи, развивается, когда иммунная система организма начинает работать на пределе своих возможностей.
Болезнетворные микроорганизмы, вдыхаемые из музыкального инструмента, вызывают воспаление, которое при отсутствии лечения оставляют рубцы на легких.
Врачи больницы в Уайтеншо в Манчестере предполагают, что в случае с умершим мужчиной своеобразным инкубатором опасных бактерий были меха волынки.
Скончавшийся пациент был большим любителем поиграть на волынке и репетировал ежедневно.
Мужчина чувствовал недомогание в течение нескольких лет. Исключение составляли лишь те периоды, когда он уезжал в командировку или отпуск и не брал волынку с собой.
Врачи направили волынку в лабораторию, чтобы проверить свои догадки.
Анализ показал, что меха инструмента были заполнены плесенью и грибком, которые хорошо развиваются во влажном микроклимате.
Легким пациента был нанесен непоправимый ущерб. Состояние мужчины резко ухудшилось, в течение нескольких недель он скончался.
Правообладатель иллюстрации
Thinkstock
Image caption
Специалисты советуют промывать трубы волынки не реже одного раза каждые полгода
«Если диагностировать проблемы на ранней стадии и убрать первопричину заболевания, то можно дать положительный прогноз лечения», — говорит доктор Дженни Кинг из больницы Уайтеншо.
«Микроорганизмы, о которых идет речь, содержатся и в воздухе, но их концентрация мала, поэтому они не вызывают проблем. Похожие заболевания легких иногда встречаются у людей, работающих на фермах. Они сталкиваются с большим количеством заплесневелого сена», — продолжает врач.
«Я бы сказал, что чистить деревянные духовые инструменты нужно после каждой репетиции или выступления. Влага оседает в дальних уголках и трещинках, и этого нужно избегать. Влага может повредить дерево, поэтому мы тщательно чистим инструменты», — говорит волынщик Национального центра волынки в Глазго Эндрю Бова.
Музыкант чистит свою волынку при помощи специальных щеточек, а каждые полгода он промывает трубки волынки горячей водой.
«Как мне объяснили, мешок из козьей или овечьей шкуры [составная часть волынки] нужно промывать горячей водой и обеззараживать каждый год. Это помогает убить всех микробов и продлить жизнь инструмента», — говорит волынщик.
«Большинство музыкантов сейчас чаще используют мешки из синтетики. В этом случае мешки нужно расстегивать, чтобы дать им просохнуть», — говорит Бова.
О пользе игры на духовых инструментах, или Здоровьесберегающие технологии при обучении музыканта-духовика
Духовые музыкальные инструменты — семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи.
Духовые инструменты — инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в коллективах авангардных направлений современной музыки.
Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают не только систему дыхания, но и в целом весь организм. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов.
По статистике, астмой в России страдает около 10% взрослого населения и 15% детей, а в последние годы положение ещё более усугубилось, увеличилась частота заболеваний астмой и тяжесть её протекания. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет, увеличилось в 2 раза.
Астма может появиться у ребенка в любом возрасте, но у большинства детей первые симптомы заболевания проявляются в возрасте до 5 лет, что является важным сигналом для каждого родителя, ведь именно в этом возрасте можно оказать «первую помощь» вашему малышу и облегчить его последующую жизнь. Не стоит недооценивать тот факт, что музыкальный инструмент может быть помощником в этом деле! Оказывается, правильно выбранный музыкальный инструмент может оказать огромное влияние на здоровье растущего организма и способствовать укреплению и оздоровлению его дыхательной системы.
Страдающим астмой или частыми простудными заболеваниями дыхательной системы особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах, как флейта, кларнет, саксофон, труба и прочие, а для детей с четырех лет – блокфлейта. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их.
То, что играть на духовых музыкальных инструментах действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на флейте или другом духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».
Обучения игре на блокфлейте можно начинать примерно с 4 лет. Этот инструмент имеет множество преимуществ. Он развивает моторику, дыхательную систему, воображение (через поиск новых способов извлечения звуков), а главное приучает ребенка к музыке и терпению. Игра на блокфлейте в каждом откроет творческую музыкальную одаренность и разовьет вкус к прекрасному. Кроме этого, тут всегда нужно стоять и держать правильную осанку. За этим неусыпно следит преподаватель. Известны многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий.
По словам директора НИИ пульмонологии, главного пульмонолога России, академика Александра Чучалина — занятия флейтой рекомендуются при бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни, аллергических поражениях верхних дыхательных путей, аллергических заболеваниях кожи, остеохондрозе и функциональных нарушениях ЦНС, психастении, алкоголизме, наркомании, нарушении иммунитета и гормонального баланса, нейроэндокринных синдромах климактерического периода, нарушении потенции, расстройств менструального цикла и многих других. Кроме того, игра на флейте положительно воздействует на головной мозг и нервную систему, помогает преодолеть апатию, депрессию, лечит координационные нарушения, нарушения слуха, гипер- и гиподинамию.
Таким образом, музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на духовом музыкальном инструменте может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к здоровью вашего ребёнка.
Е.А. Кузнецова,
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Духовые инструменты»
Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом считалось необходимым компонентом аристократического воспитания в странах Европы. В СССР на уроки в «музыкалку» ходили чуть ли не все дети, и во многих домах было если не фортепиано, так баян или аккордеон, или, как минимум, гитара.
Не изменилось ли отношение к музыкальному образованию в наше время?
Уроки музыки для ребенка
Отношение к музыке изменилось. Вероятнее всего, это связано с изменением отношения к образованию в целом. Многие родители больше не считают важным всестороннее развитие личности ребенка, предпочитая делать упор только на «самое полезное в реальной жизни».
А ведь уроки музыки гармонизируют работу правого и левого полушарий мозга, и не только это. Игра на музыкальных инструментах великолепно развивает мелкую моторику рук, что прямо связано с развитием других функций, включая речевые навыки.
Но довольно веские аргументы есть и у противной стороны.
Многие вспоминают, как они ненавидели уроки музыки в детстве, как это ужасно влияло на их отношения с родителями. Как хотелось заниматься, например, боксом, или просто гонять на велике после уроков, а мама заставляла пиликать на скрипке или барабанить по клавишам старого пианино, разучивая унылые и бесполезные гаммы и арпеджио.
Другие сетуют на то, что занятия музыкой помешали заниматься спортом, что было бы гораздо полезнее для здоровья. Третьи, самые въедливые, указывают на вред, наносимый игрой на музыкальных инструментах здоровью.
Так есть ли риск развития «музыкальных» болезней у детей на самом деле?
«Музыкальные» риски: что нужно знать родителям
Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться — ну что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь.
На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.
Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:
- Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
- Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
- Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
- Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.
- Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.
- Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.
Самые популярные инструменты, их плюсы и минусы
Фортепиано
Усаживать ребенка младше 5-6 лет за пианино точно не стоит, если только он не Вольфганг Амадей Моцарт. Мышцы малыша еще не готовы к тем требованиям, которые предполагает игра на фортепиано. Выработка усидчивости с правильной осанкой, постановка ручек в более раннем возрасте станет слишком большой нагрузкой. Можно приобщать ребенка к пианино в игровой форме: развивать музыкальную память и слух, выучить октавы, запомнить их звучание.
Родители обязательно должны следить за тем, как ребенок сидит за инструментом, не сутулится ли. Необходимо обеспечить его специальным стулом, позволяющим подгонять высоту сиденья под рост ученика.
И едва ли не самое важное: категорически недопустимо заставлять сидеть за клавишами часами, добиваясь беглости игры или безошибочного исполнения пьесы. Ребенок обязательно должен заниматься не только музыкой, но и физическими упражнениями, гулять, встречаться с друзьями, достаточно спать.
Скрипка
Скрипка — один из любимых инструментов музыкально нацеленных родителей. В их представлении ребенок, идущий на урок со скрипичным футляром и папкой нот — идеален. А уж если он способен извлечь из своей скрипочки что-то мелодичнее дверного скрипа — счастью не будет предела.
Конечно, на самом деле все не так радужно. Прежде чем начинающий скрипач «зазвучит» так, что соседи по дому перестанут просить «прекратить издевательство над кошкой», пройдет немало времени. Будут стертые струнами подушечки пальцев левой руки, характерная мозоль на подбородке. А если учитель не поработает как следует над выработкой правильной осанки, то возможны и проблемы с позвоночником, суставами, мышцами.
Играя, скрипач придерживает инструмент подбородком. Шея постоянно повернута влево, плечо приподнято, кисть левой руки напряжена и находится в не самом естественном для нее положении. Нейтрализовать эти негативные моменты можно специальными упражнениями, которыми совершенно недопустимо пренебрегать.
Существует также мнение, что левое ухо скрипачей подвергается повышенному звуковому воздействию, что также может вызвать негативные последствия.
Гитара
Один из самых любимых детьми и взрослыми инструментов: относительно недорогой, достаточно компактный, привлекательный как для любителей классической музыки, так и для поклонников рока.
Уроки игры на гитаре превосходно развивают мелкую моторику. Начинать занятия можно довольно рано: с 5 лет. Для начала можно выбрать ребенку укулеле — маленькую гитарку, с которой ребенку будет справляться легче.
Необходимо следить за правильностью посадки ученика, за постановкой рук. В начале обучения неизбежны болезненные мозоли на подушечках пальцев левой руки.
Флейта
Замечательный музыкальный инструмент, позволяющий ребенку не только научиться извлекать чарующие нежные звуки, но и развивать дыхательную систему. Для начала обучения рекомендуется предложить ребенку блок-флейту, на которой он научится извлекать звуки и работать с дыханием. После 11 лет можно пробовать свои силы на более продвинутом инструменте.
Игра на флейте хороша тем, что требует овладеть техникой глубокого вдоха с последующим медленным выдохом. Именно так рекомендуется дышать тем, кто склонен к респираторным заболеваниям, бронхитам, астме.
Кроме того, инструмент относительно недорог и очень компактен — в отличие от фортепиано или контрабаса.
Очень полезно совмещать уроки игры на флейте с плаванием. Плавание тоже помогает научиться правильно дышать, а также этот вид спорта полезен для опорно-двигательной системы и в качестве закаливания.
Саксофон
Игра на саксофоне превосходно развивает дыхательную систему, так как требует хороших легких и умения управлять дыханием. Юных саксофонистов обучают абдоминальному дыханию, которое осуществляется за счет мышц живота. Раньше 11-12 лет вручать ребенку саксофон не следует, так как его легкие еще недостаточно развиты.
Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.
Не рекомендуется обучать игре на «трудных» духовых инструментах детей с повышенным внутричерепным давлением. Саксофон тоже относится к этой группе духовых, как и гобой, труба, валторна.
Аккордеон, баян
Игра на этих инструментах — великолепное средство развивать моторику, так как пальцы обеих рук действуют несинхронно, выполняя много быстрых точных движений.
Но вот носить их ребенку лучше не позволять, так как вес инструмента вместе с футляром слишком велик для детской опорно-двигательной системы.
Занятия вокалом для детей
Кто из малышей не любит петь? И это стремление заслуживает поддержки со стороны родителей, потому что петь — полезно. Пение помогает развиваться дыхательной системе, заставляет легкие укрепляться и увеличивать объем вдоха.
Для ребенка более естественна народная манера исполнения, но и академическая не менее полезна.
Пение помогает справиться с заиканием, особенно хоровое. Развитие музыкального слуха у слабослышащих детей приводит к тому, что и физиологический слух становится более тонким.
На что следует обращать внимание: нагрузки на голосовые связки должны быть умеренными, дозированными. Нельзя позволять ребенку петь с больным горлом, при повышенной температуре тела, чем бы оно ни было вызвано.
К абсолютным противопоказаниям занятиями вокалом относится также повышенное кровяное давление, болезни сердца.
Правильно и полезно перед началом занятий пением получить консультацию врачей, педиатра и фониатра.
Комментарий эксперта
Пеер Абильгаард, психотерапевт, музыкант, основатель Кельнского Института здоровья музыкантов
Главная задача наставников молодых музыкантов — научить их обращать внимание на первые признаки возникающих проблем и не бояться их. Очень важно с самого начала овладевать техниками правильного дыхания, упражнениями для специфических групп мышц, в наибольшей степени подвергающихся нагрузке. Не менее важно уметь психологически расслабляться, а также помнить о технике безопасности, существующей для каждого инструмента.
Нередки случаи, когда ученики музыкальной школы просто из шалости могут изо всей силы дунуть в трубу, направленную в ухо приятелю, например. А звуковая нагрузка при этом невероятно велика. Трубач не зря стоит в оркестровой яме на возвышении, чтобы звук его инструмента разносился выше уровня голов его коллег.
Предупредить проблемы всегда легче, чем потом их решать. Но это вовсе не означает, что не нужно обучать детей музыке. Польза музыкального образования сомнению не подлежит.