Противопоказания для лфк при дцп

Противопоказания для лфк при дцп thumbnail

ЛФК при ДЦП — важная составляющая комплексной терапии серьезного заболевания. Врачи рекомендуют родителям ежедневно заниматься с детьми, выполняя специальные упражнения. Они советуют превратить лечебную физкультуру в увлекательную игру. Такие занятия будут приносить ребенку удовольствие, одновременно укрепляя его мышцы, повышая объем движений. Даже отдыхая на даче или выезжая на природу, следует использовать свободное время для оздоровления малыша. Положительные результаты не заставят себя долго ждать — постепенно адаптируясь под повышающиеся нагрузки, ребенок окрепнет, быстрее компенсирует нарушенные функции.

Важность ежедневных занятий лечебной физкультурой

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от его формы ДЦП, своевременного и беспрерывного проведения реабилитационной терапии. Глубокая инвалидность не исключена, но намного чаще старания врачей и родителей не напрасны. С течением времени имеющиеся двигательные нарушения компенсируются. А все благодаря растущему и развивающемуся головному мозгу детей. У него значительный потенциал и гибкость, поэтому функции поврежденных структур берут на себя здоровые участки мозговой ткани.

Лечение детей с церебральным параличом в основном направлено на устранение симптоматики. Медики предпочитают использовать термин «реабилитация». Ведь терапия ориентирована на восстановление утраченных функций. Одним из самых действенных методов считается ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура помогает привести в норму мышечный тонус, улучшить координацию движений. То есть решает те задачи, которые не под силу фармакологическим препаратам. Но стоит учесть, что эффекты будут ощутимыми, если занятия проводятся регулярно на протяжении всей жизни, в том числе в медицинских центрах, оборудованных специальными тренажерами.

Цели ЛФК

Лечебная физкультура и гимнастика — консервативный метод терапии, показанный при патологиях опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП. Занятия не отменяют приема фармакологических препаратов и проведения физиопроцедур. Но с их помощью можно значительно сократить дозы лекарственных средств, минимизировать их побочные проявления. А самое главное — регулярные тренировки отлично развивают способность произвольно тормозить движения, расслабляют спазмированную скелетную мускулатуру, улучшают двигательную координацию, увеличивают амплитуду движений в суставах верхних и нижних конечностей.

Гимнастика для малыша

Читайте также:

При церебральном параличе отмечается выраженное торможение мышечной активности, что значительно снижает функциональную активность опорно-двигательной системы. Поэтому в ЛФК врачами включаются упражнения, направленные на решение таких задач:

  • общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм;
  • восстановление работоспособности тела;
  • улучшение кровообращения, кровоснабжения структур в зонах поражения питательными веществами и кислородом;
  • максимально возможная ликвидация нарушений метаболизма и нервно-сосудистых расстройств;
  • профилактика формирования спаек, или соединительнотканных тяжей из-за низкой двигательной активности;
  • обеспечение приспособленности тканей к уже образовавшимся спайкам, в том числе в нервных оболочках;
  • укрепление мышечного каркаса рук, ног, шеи, спины;
  • улучшение координации движений;
  • полное или частичное устранение сопутствующих аномалий — искривления позвоночника, мышечных контрактур, парезов, парестезий.

Регулярные занятия физкультурой для детей с ДЦП эффективны независимо от степени тяжести патологии. Важны также систематичность, непрерывность, индивидуальный подход к маленькому пациенту.

Занятия ЛФК с ребенком с ДЦП
Наиболее терапевтически эффективны при ДЦП занятия с врачом ЛФК в медицинском центре

Важно!
Подбор упражнений осуществляется с учетом возраста и психического развития. Чем раньше начинаются занятия, тем полноценнее восстанавливаются нарушенные речевые функции. Ведь замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития.

Основные правила

Только ежедневное выполнение упражнений позволяет значительно улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка с детским церебральным параличом. Следует придерживаться таких рекомендаций врачей:

  • нагрузки необходимо повышать постепенно, чтобы мышцы успевали адаптироваться к ним;
  • нужно избегать резких, высокоамплитудных движений, иначе укрепление мышц будет сопровождаться микротравмированием тканей;
  • не следует стараться на первых тренировках выполнить все технические сложные упражнения, особенно при плохой физической подготовке.

Врач ЛФК составляет индивидуальный комплекс упражнений для детей ДЦП. Он обязательно присутствует на всех занятиях, показывает, как правильно выполнять движения, контролирует дозирование нагрузок.

ВНИМАНИЕ! Помимо занятий в специализированных медицинских центрах врачи рекомендуют выполнять некоторые движения и в домашних условиях. Особенно те, которые даются ребенку с трудом.

Адаптивная гимнастика

Адаптивная физическая культура — сочетание упражнений с правильным дыханием. На начальном этапе тренировок детей обучают технике, направленной на правильное чередование одинаковых по глубине и длительности вдохов и выдохов. Это позволяет ребенку настроиться, мобилизовать все ресурсы организма для борьбы с ДЦП, поверить в свои силы. А также значительно повысить терапевтическую эффективность ЛФК.

Во время занятий активно используется вспомогательный инвентарь:

  • надувные шарики;
  • резиновые игрушки;
  • жидкость для выдувания мыльных пузырей.

ЛФК с ребенком с ДЦП
Во время выполнения упражнений ЛФК при ДЦП нужно учить малыша правильно чередовать вдох и выдох

Такой подход способствует укреплению не только мышц, но и всей дыхательной системы ребенка. Он должен повторять за врачом-реабилитологом протяжные гласные звуки. Чередование низкого и высокого голоса помогает максимально быстро освоить дыхательные техники. Самое простое упражнение адаптивной гимнастики заключается во вдохе при подъеме рук над головой с последующим выдохом после их опускания.

Читайте также:  Кукурузная крупа противопоказания побочные эффекты

По мере повышение амплитуды движение занятия можно усложнять следующим образом:

  • встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях на уровне груди. Вдохнуть и правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. При правильном выполнении упражнения локти находятся в одной точке;
  • встать прямо, расправить плечи. На выдохе обнять себя за плечи, напрягая мышцы спины. Выдохнуть, не меняя положения тела, затем снова вдохнуть и наклониться вперед.

Повторять упражнения следует 10 раз. Если в процессе тренировки закружилась голова, то необходимо отдохнуть в течение часа.

ЛФК для восстановления двигательных функций

В ЛФК используются преимущественно упражнения для разработки нижних конечностей детей, больных ДЦП. Ведь из-за поражения определенных участков головного мозга они не могут ходить. Проблемы с ногами возникают при нарушениях работы как центральной, так и периферической нервной системы. В особо тяжелых случаях ребенок не способен владеть одновременно ногами и руками.

Улучшение двигательных и координационных навыков постепенно происходит при выполнении с помощью родителей следующих гимнастических упражнений:

  • посадить ребенка на пятки, удерживая за плечи и таз, попросить встать на колени;
  • в положении сидя на коленях, малыш плавно раскачивается, учась перемещать тело в стороны. Со временем упражнение усложняется отрывом одной ноги от поверхности пола с одновременным разведением рук;
  • посадить ребенка на стул, зафиксировать ноги и тянуть его за ручки, чтобы научить вставать без посторонней помощи;
  • поставить малыша, а затем, надежно удерживая его, раскачивать, вынуждая сделать шаг.

Подобный комплекс упражнений ЛФК повышает двигательную активность, учит ходить без посторонней помощи.

Полезная информация!
Нередко родители жалуются врачам ЛФК на долгое отсутствие видимых результатов. На самом деле мышцы ребенка укрепляются, происходят положительные изменения в головном мозге. А это значительно повышает вероятность того, что вскоре он сделает первый шаг.

ЛФК на растяжку

Растяжка — это комплекс упражнений ЛФК для улучшения состояния мышц спины и суставов, повышения их прочности и одновременно эластичности. Она оказывает общеукрепляющее, тонизирующее действие на скелетную мускулатуру всего опорно-двигательного аппарата. Растяжка является важной частью лечения ДЦП. Вот самые эффективные упражнения:

  • усадить ребенка на пол с опорой на спину, вытянуть ноги, помогать ему наклоняться вперед как можно дальше, в идеале касаться пальцами рук стоп;
  • положить малыша на живот с вытянутыми вдоль тела руками. Он должен упереться ладонями в пол и поднимать верхнюю часть корпуса;
  • положить ребенка на спину с вытянутыми вдоль тела руками, а затем помогать сгибать ноги в коленях и подтягивать их к груди.

Такая лечебная гимнастика улучает общее физическое состояние ребенка при регулярных занятиях. Он становится более подвижным за счет повышения гибкости позвоночника.

Занятия гимнастикой с ребенком
Упражнения ЛФК на растяжку при ДЦП помогают укрепить позвоночник, сделать ребенка более гибким

Врачи ЛФК учат детей постарше прислушиваться к возникающим ощущениям. Если болезненность появляется только при выполнении определенного движения, то из комплекса его на время исключают. А улучшается самочувствие, в мышцах ощущается тепло, то количество походов увеличивают.

Пальчиковая гимнастика

Основная задача пальчиковой гимнастики — обучение ребенка выполнению точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Такая моторика достигается скоординированной работой нервной, мышечной и костной систем. При церебральном параличе она серьезно расстроена, особенно если малыш страдает каким-либо зрительным расстройством.

Перед подготовкой к занятию нужно помассировать кисти мягкими поглаживающими движениями. А затем можно приступать и к выполнению основных упражнений:

  • водить пальцем одной руки по ладони другой вверх и вниз;
  • сжимать и разжимать кулаки;
  • вытянуть руки со сжатыми кулаками вперед, а затем поочередно разгибать пальцы;
  • касаться большим пальцем поочередно всех пальцев той же руки;
  • пальцем одной руки чертить воображаемый круг на ладони другой.

Врачи ЛФК рекомендуют развивать мелкую моторику с помощью предметов. Улучшится не только координация движений — разовьются сосредоточенность и внимание. Полезно играть с песком, просеивая его сквозь пальцы, или цеплять яркие прищепки на края картонного круга. Если один из родителей часто занимается выпечкой, то стоит задействовать и ребенка. Он должен постараться слепить из сырого теста пирожок или куличик.

Качественная разработка суставов

У детей с ДЦП время от времени возникают в области суставов болезненные мышечные спазмы. Поэтому их разработка очень важна — она становится отличной профилактикой гипертонуса скелетной мускулатуры. Врачи ЛФК рекомендуют ежедневное выполнение таких упражнений суставной гимнастики:

  • посадить ребенка на пол, при необходимости удерживать его руками за спиной. Сгибать одну ногу, заводить ее за другую, пытаясь коснуться коленом поверхности;
  • положить малыша на живот, поместить плотную тонкую подушку под грудью. Взять его за ручки, тянуть вверх, выполняя покачивания;
  • положить ребенка на спину, сгибать поочередно ноги в коленях, а затем выпрямлять, поднимая вверх;
  • положить малыша на бок, колено держать согнутым, бедро поочередно то отводить, то возвращать в исходное положение.
Читайте также:  Как пить соду по неумывакину противопоказания

Правильный дыхательный ритм у детей усиливает терапевтическое воздействие гимнастики на суставы и помогает избежать усталости. Вдох должен быть глубоким, а выдох резким и сильным. Движения, требующие напряжения мышц, следует выполнять на вдохе, а расслабляющие — на выдохе.

С ЛФК очень хорошо сочетаются физиотерапевтические процедуры и массаж. Такая комбинация способствует ослаблению клинических проявлений ДЦП, устранению тугоподвижности, ускорению выздоровления.

Источник

детский церебральный паралич реабилитация

Реабилитация детей с двигательными нарушениями — это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А.)

При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)

Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи.

  • 1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесие во время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.
  • 2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.
  • 3. Развитие зрительно-моторной координации.
  • 4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
  • 5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Поскольку, как правило, ДЦП — врожденное или очень раннее заболевание, физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинать как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявление двигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственные движения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки. (Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)
Читайте также:  Король кожи мазь противопоказания

Естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30минутными занятиями лечебной гимнастикой. Важно проводить также коллективные физкультурные занятия с детьми, страдающими ДЦП, в процессе которых у детей формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, а также развиваются воля, чувство товарищества и взаимопомощи, формируется интерес к движениям. Основными задачами физкультурных занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивных мероприятий — катание на велосипеде, лыжах, плавание. Каждое физкультурное занятие является комплексным, включающим все виды упражнений и подвижные игры. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. У детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относится ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами. Для детей с ДЦП особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Это обеспечивает выполнение одной из основных задач физического воспитания — совершенствование систем организма и закаливание ребенка. При обучении движениям детей с ДЦП решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемов физического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным, развивающим и воспитательным задачам. При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной нагрузки является частота пульса. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части — на 40%. После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы. Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связано с лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видов физических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинские данные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом. Лечебная гимнастика проводится индивидуально и малогрупповым методом, физкультурные занятия — малогрупповым методом и фронтально с половиной группы детей (6-7 человек). Начальные спортивные навыки усваиваются индивидуально под руководством методиста лечебной физкультуры или воспитателя. (Мастюкова Е.М., 1991, с.39-44)

Источник