Противопоказания для пребывания в учреждении детей с зпр
booksshare.net -> Добавить материал -> Педагогика
-> Стребелева Е.А.
-> «Специальная дошкольная педагогика» -> 36
Стребелева Е.А. , Венгер А. Л. , Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. — M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.
ISBN 5-7695-0558-3
Скачать (прямая ссылка): doshkolnaya-pedagogika.djvu
Предыдущая 1 .. 30 31 32 33 34 35 36 > 37 38 39 40 41 42 .. 144 >> Следующая
Противопоказаниями к приему в дошкольные учреждения и группы указанного типа является наличие у детей следующих клинических форм и состояний:
олигофрения; органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
выраженные нарушения зрения, слуха, о порно-двигательного аппарата;
выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
78
стойкий энурез и энкопрез;
хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или в группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные нарушения, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля.
По окончании пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и перспектив дальнейшего развития, определяемых на основании динамического наблюдения, решается вопрос о его обучении в школе. На основании решения педагогического совета ДОУ оформляются документы о переводе ребенка в школу (или класс) для детей с ЗПР, в случае же компенсации отклонений — в общеобразовательную школу, а в отдельных случаях, если для этого есть показания (уточненный диагноз) — о направлении в специальную школу соответствующего типа.
На основании «Рекомендаций по приему детей с ЗПР в дошкольные учреждения и группы специального назначения», которые утверждены Министерством образования 26 ноября 1990 г., комплектуются две возрастные группы: старшая — для детей в возрасте 5—6 лет и подготовительная — для детей 6 — 7 лет. Однако в последние годы в России открываются группы, в которых детям оказывается помощь, начиная с раннего возраста. В таких учреждениях для детей в возрасте от 2,5 до 3,5 лет открывается младшая диагностическая группа, и далее следуют три возрастные группы — средняя, старшая и подготовительная. С учетом жизненной и производственной необходимости допускается комплектование группы детьми разных возрастов.
8. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Общие принципы перечислены в главе I настоящего пособия, некоторые из частных Упомянуты в 6-м параграфе данной главы.
Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, фор-
79
мирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррек-ционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.
В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка. При этом изучение проводится как в ходе диагностического обследования, так и при динамическом наблюдении за развитием дошкольника, осуществляемом в ходе коррекционно-воспитательного процесса.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач является коррекционный. Содержание и организация коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Коррекционная работа осуществляется не только на специальных — групповых и индивидуальнъгх — занятиях. Вся система организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на решение задач этого блока. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по согласованию, профессиональной деятельности.
Предыдущая 1 .. 30 31 32 33 34 35 36 > 37 38 39 40 41 42 .. 144 >> Следующая
Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы
Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом « задержка психического развития», выраженным в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития которых может быть также следствием педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально – волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально – волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения лексико -грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико – фонематического восприятия, снижение слухо – речевой памяти .Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивности деятельности – лепке, рисовании, конструировании.
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия для выполнения последующих заданий.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.
Дети седьмого года жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти ( далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются, пересчитывают небольшое количество предметов ( в пределах пяти), но нередко не могут назвать результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно – практическом уровне доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно – следственных связях.
Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.
Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
При значительной неоднородности клинико – психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно – профилактических учреждений на медико – педагогические комиссии (МПК) с целью решения вопроса об их определении в учреждения для воспитания, коррекции психического развития и восстановительного лечения.
Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
Основными медицинскими показаниями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
— ЗПР церебрального генеза;
— ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
— ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;
— ЗПР психогенного происхождения ( патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);
— ЗПР вследствие иных причин.
Другими показаниями к приему в дошкольноые учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в первую очередь в учреждения указанного типа должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР – церебрально – органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопической симптоматикой.
В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение уловно, на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.
Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих форм и состояний:
— олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
— выраженные нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата;
— выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
— шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы;
— выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной природы;
— частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
— стойкий энурез, энкопрез;
— хронические заболевания сердечно – сосудисой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание: Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа , направляются в соответствующие учреждения системы народного образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК. После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР с учетом уточненного диагноза и на основании решения консилиума или педагогического совета дошкольного учреждения оформляются документы о переводе его в школу для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу в обычный массовый класс или в класс коррекционно – развивающего обучения (КРО).
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.
Для детей с ЗПР организуются:
— детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием детей с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
— дошкольные группы при детских домах, детских домах общего типа;
— дошкольные группы при школах – интернатах для детей с ЗПР;
— группы развития или кратковременного пребывания при детских садах либо в общеобразовательных школах, где имеются классы КРО.
Группы комплектуются с учетом возраста детей. 1 подготовительная ( старшая) группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет, 2 подготовительная – дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов.
Заведующий ( директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК.
Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются положением о дошкольном учреждении.
Решением ПМПК дети с ЗПР направляются в специализированное дошкольное учреждение или группу. Основными медицинскими показаниями для приема ребенка являются:
ЗПР церебрально-органического генеза;
ЗПР по типу конституционного (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;
ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);
ЗПР вследствие иных причин.
Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в первую очередь в названные учреждения должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР — церебрально-органического генеза и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой. В тех случаях, когда окончательный диагноз можно установить только в процессе длительного наблюдения, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен ПМПК.
Противопоказаниями к приему в дошкольные учреждения и группы указанного типа является наличие у детей следующих клинических форм и состояний:
олигофрения;
органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
стойкий энурез и энкопрез;
хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или в группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные нарушения, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. [13]
По окончании пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и перспектив дальнейшего развития, определяемых на основании динамического наблюдения, решается вопрос о его обучении в школе. На основании решения педагогического совета ДОУ оформляются документы о переводе ребенка в школу (или класс) для детей с ЗПР, в случае же компенсации отклонений — в общеобразовательную школу, а в отдельных случаях, если для этого есть показания (уточненный диагноз) — о направлении в специальную школу соответствующего типа.
На основании «Рекомендаций по приему детей с ЗПР в дошкольные учреждения и группы специального назначения», которые утверждены Министерством образования 26 ноября 1990 г., комплектуются две возрастные группы: старшая — для детей в возрасте 5-6 лет и подготовительная — для детей 6-7 лет. Однако в последние годы в России открываются группы, в которых детям оказывается помощь, начиная с раннего возраста. В таких учреждениях для детей в возрасте от 2,5 до 3,5 лет открывается младшая диагностическая группа, и далее следуют три возрастные группы — средняя, старшая и подготовительная. С учетом жизненной и производственной необходимости допускается комплектование группы детьми разных возрастов. [14]
Для
того, чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР,
необходимо получить четыре заключения: врача — детского психиатра (для
детей до 3-х лет — невропатолога), логопеда детской поликлиники,
отоларинголога и окулиста и обратиться в ПМПК по комплектованию
специальных детских садов.
Комплектование специального детского сада (групп) для детей с ЗПР
осуществляется на основе «Рекомендаций по приему детей с задержкой
психического развития (ЗПР) в дошкольные учреждения и группы
специального назначения». Согласно этому документу, в детские сады и
специальные группы для детей с ЗПР должны приниматься в первую очередь
дети с ЗПР церебрально-органического генеза, а также дети с задержкой
психического развития психогенного, соматогенного и конституционального
происхождения. Могут быть приняты и дети с отставанием в развитии из-за
педагогической запущенности, возникшей при неблагоприятных условиях
воспитания.
Противопоказаниями к направлению в группы для детей с ЗПР являются:
умственная отсталость, тяжелая речевая патология, выраженные нарушения
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также задержка
психического развития, осложненная частыми судорожными пароксизмами,
стойким энурезом и энкопрезом. Противопоказанием является также наличие
хронических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания,
пищеварения и др.) в стадии обострения и декомпенсации. При обнаружении
на комиссии противопоказаний к приёму, дети направляются в вышестоящую
ПМПК для уточнения состояния и для подбора соответствующего
образовательного или лечебного учреждения.
Предварительная запись на комиссию осуществляется с января по май, при наличии:
— свидетельства о рождении ребенка;
— паспорта родителя (или лица, его заменяющего);
— заключений врача-психиатра, логопеда, отоларинголога, окулиста из районной детской поликлиники или
— направления городской или районной ПМПК или другого «Центра по
комплектованию» . Кроме психолого-педагогического заключения,
направление должно также содержать и заключения медицинских
специалистов.
Во время предварительной записи, родителям выдается «Уведомление» о
постановке на учет, которое содержит номер и дату регистрации и
ориентировочную дату вызова на комиссию. Вместе с «Уведомлением»
родитель получает перечень обязательных и желательных документов, с
которыми следует придти на комиссию, а также контактные телефоны, по
которым можно уточнить дату и время проведения заседания комиссии. О
точной дате и времени проведения комиссии родители оповещаются по
телефону заблаговременно.
Обычно в один день на комиссию приглашаются не более 10 детей.
Обследование ребенка и заполнение необходимой документации длится 40-45
минут. Обследование проводится только с согласия родителей и в их
присутствии. Обследование проводит комиссия в составе: — председатель
комиссии,(если комиссия выездная, то обязательно присутствует заведующая
детским садом) врач, дефектологи, логопеды и психолог.
Результаты обследования обязательно заносятся в протокол, составляется
заключение и рекомендации. В заключении делается вывод о характере и
степени выраженности отставания в развитии познавательной деятельности и
речи и о рекомендуемом образовательном маршруте. Родители должны
ознакомиться с заключением ПМПК и поставить свою подпись в протоколе. В
случае, если у ребенка выявлена или подтверждена ЗПР, родителям
выдается направление в один из специализированных детских садов,
наиболее близко расположенного к месту проживания ребенка. В направлении
указана дата начала посещения указанного детского сада, возрастная
группа и форма обучения (группа полного или кратковременного
пребывания).
Данное направление является необходимым и достаточным документом для
приёма ребёнка в указанный детский сад. Однако, заключение ПМПК носит
рекомендательный характер и, если родители отказываются от направления,
ребенок не может быть принят в спец. Группу без согласия родителей.
По результатам обследования, у членов комиссии могут возникнуть вопросы,
требующие уточнения (точность диагноза, необходимость предварительного
пролечивания ребенка и др.), поэтому комиссия имеет право направить
ребенка на вышестоящую ПМПК или на дополнительное консультирование. При
этом, с очереди ребенок не снимается до уточнения его состояния и
получения выводов специалистов.
Обращаем Ваше внимание, что в некоторых сложных случаях (согласно
«Положению о приеме …») может быть рекомендовано временное пробное
обучение, после которого ПМПК сможет принять решение о наиболее
целесообразной для данного ребенка форме обучения.
Нужен логопед в СВАО? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».