Противопоказания для работы автомехаником
Автомеханик — рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, таких как, например, динамометр, автосканер и т. д. По мере развития автомобильного транспорта усиливалась потребность в людях, способных поддерживать автомобили в исправном состоянии. Резкое увеличение количества автомобилей в 30-е годы XX века в связи с изобретением конвейера Генри Фордом обусловило спрос на специалистов по их ремонту. В 50-е годы XX века усложнение конструкции автомобиля и появление сложного диагностического оборудования приводит к специализации автослесарей: моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик и т. д.; возникает необходимость в специалистах широкого профиля, способных координировать работу других автомехаников.
В дореволюционной России автослесарей готовили в ремесленно-промышленных училищах и учебно-показательных мастерских, в советское время получить профессию автослесаря можно было в ПТУ, а автомеханика — в техникуме. На сегодняшний день это одна из наиболее востребованных и высокооплачиваемых рабочих профессий.
Требования к образованию
- начальное профессиональное образование с опытом работы на производстве;
- среднее специальное образование;
- высшее образование.
В работе автомеханика требуется знание ТБ, устройства и принципа работы автомобиля, особенностей оборудования, используемого в работе, свойств обрабатываемых материалов и используемых смазок.
Требования к индивидуальным особенностям
Физическим
- сила и выносливость;
- хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный);
- развитая крупная и мелкая моторика;
- мышечная чувствительность.
Психическим
- высокий объём и распределение внимания;
- хорошая память;
- наблюдательность;
- быстрая реакция;
- личностным;
- кропотливость;
- вдумчивость;
- терпеливость;
- дисциплинированность;
- ответственность.
Медицинские противопоказания
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- заболевания органов дыхания;
- заболевания почек мочевыводящих путей;
- затрудняющие движение заболевания опорно-двигательного аппарата;
- заболевания нервной системы;
- пониженное зрение и слух;
- аллергия.
Профессиональные риски
- Наибольший риск представляет производственный травматизм: травмы в связи с падением (либо падением тяжелых предметов), травмы глаз, мускульно-скелетные травмы из-за перенапряжения при подъеме тяжелых предметов, порезы, ожоги, электрошок при работе с неисправным оборудованием. Опасность для здоровья представляет также контакт с излишним шумом, химическое воздействие (выхлопные газы, асбест, свинец, клей, растворители и т. п.) и вибрация от инструмента.
- Автомеханики обычно работают в служебных гаражах, где они могут падать с лестниц, приподнятых платформ и т.д., падать в смотровые ямы, поскальзываться и падать на мокром, скользком или жирном полу.
- Автомеханики могут получить серьезные травмы от неисправного оборудования гаража (домкраты, подъемники и т. д.),движущимися транспортными средствами, тяжелыми деталями, падающими им на ноги, лопающимися шинами и т. д.
- Автомеханики часто передвигают тяжелые детали автомобилей и работают в неудобных позах, которые могут привести к травмам (например, разрыв диска или грыжа) и болям в спине, мешающим двигаться.
- Рабочие места автомехаников содержат много других возможных источников несчастных случаев, например, ожогов, порезов, ударов током и т. д.
Несчастные случаи и травмы
- Падения с лестниц, приподнятых платформ и т. д. и в смотровые ямы
- Падения на ровном полу, особенно на мокром, скользком или жирном полу в гараже
- Травмы из-за падения домкратов и подъемного оборудования, а также падающих с них транспортных средств
- Раздавливание пальцев при падении на ноги тяжелых предметов
- Травмы глаз от мелких частиц и летящих предметов во время шлифования, обработки и т. д.; при работе на оборудовании со сжатым воздухом для чистки и других подобных операций
- Травмы от вращающихся частей машин
- Контакт с микроволновой и радиочастотной радиацией(особенно при заваривании панелей и обивки, сушки краев основных панелей и т. д.)
- Вибрация рук от электроинструментов, вызывающая синдром белого пальца
- Контакт с излишним шумом(более 90 децибел), особенно при кузовных работах и испытаниях мотора
- Накапливающиеся травматические расстройства, включая синдром канала запястья, вызванный долговременной повторяющейся работой
- Опасность нападения (в т.ч. недовольных клиентов) на открытых для публики рабочих местах)
Способы предотвращения несчастных случаев и травм
- Носите специальную обувь с нескользящими подошвами
- Изучите и используйте безопасную технику подъема и передвижения тяжелых и неудобных грузов; используйте при подъеме механические вспомогательные средства
- Носите средства для защиты слуха, соответствующие уровню и типу шума — обратитесь к поставщику или эксперту
- Обучайте работников распознавать и реагировать на угрозы насилия; обеспечьте сигнал тревоги или другие средства для вызова помощи или, при необходимости, сопровождение.
Химический риск
- Контакт с широким спектром промышленных химикатов (см. Приложение), включая тяжелые металлы, содержащиеся в тормозных жидкостях, жидкостях для снятия жира, дезинфицирующих средствах, смазках, жидкостях для очистки металла, красках, горючем, растворителях и т. д., вызывающий разные формы хронического отравления
- Болезни и состояния кожи (различные типы дерматита, повышенная чувствительность кожи, экзема, раздражение от масла и т. д.), вызванные различными химикатами, например: клеями, асбестом, антифризом, тормозными жидкостями, эпоксидными смолами, бензином, маслами, никелем, колофоном и т. д.
- Раздражение глаз, головокружения, тошнота, проблемы с дыханием, головные боли и т. д., вызванные контактом с раздражающими химикатами, их пылями и дымами, например: противодетонационных веществ(например, медилпен тадиенил трикарбонил марганца), кетоновые растворители (например, метил изобутил кетон) и т. д.
- Асбестоз и мезотелиома, вызванные асбестовой пылью от операций очистки и обработки тормозных барабанов.
- Хроническое отравление из-за контакта со свинцом, его пылью и дымами (особенно при починке радиаторов, работе с батареями, сварке, использовании красок и смазки и т. д.).
- Гематологические изменения в результате контакта с растворителями, например, бензолом и его производными, толуолом, ксилолом и т. д.
- Повышенный риск рака из-за вдыхания выхлопных паров дизеля или контакта с некоторыми тяжелыми металлами и их соединениями, асбестом, бензолом и т. д.
- Острое раздражение глаз и слизистой оболочки, головные боли, дыхательные проблемы, теснота в груди из-за вдыхания NOx и вдыхаемых частичек.
- Желудочно-кишечные расстройства из-за случайного или постоянного вдыхания клея.
- Раздражение из-за плохих запахов при работе с некоторыми клеями, основанными на растворителях.
- Выплески коррозивных и реактивных химикатов, которые могут вызвать травмы глаз, кожи и т.д.
Способы защиты от вредного воздействия среды
- Устройство приточно-вытяжной вентиляции.
- Защищайте руки химикатоустойчивыми перчатками; если это непрактично, пользуйтесь защитным кремом.
- Пользуйтесь респираторами.
- Носите соответствующую защиту для глаз; консультируйтесь со специалистом по технике безопасности или поставщиком.
- При сварочных работах носите сварочный шлем со стеклом для защиты от ультрафиолетового излучения.
Физический риск
- Контакт с прямым и отраженным ультрафиолетовым и инфракрасным излучением (особенно при сварке).
- Воздействие высоких и низких температур, особенно в открытых гаражах и во время дорожных работ (использование импровизированного отопления может вызвать пожар и отравление угарным газом).
Биологический риск
- Инфекции в результате зарождения и роста микроорганизмов в некоторых клеях.
Эргономические, психосоциальные и организационные факторы
- Острые мускульно-скелетные травмы (разрывы межпозвоночных дисков, разрывы связок, грыжа и т.д.), вызванные физическим перенапряжением и неправильным сочетанием веса и позы при подъеме и передвижении тяжелых грузов.
- Психологический стресс при работе под давлением времени.
А.Воронин 21 группа
Н.Ф.Голоутдинова Мастер п/о
О.Ю.Лучко преподаватель-организатор ОБЖ
Выводить нормативные документы:
Код специальности | 190631.01 (23.01.03) | |
Форма обучения | Очная форма обучения | |
Финансирование | Бюджет | |
Уровень образования | Базовый | |
Квалификация | Автомеханик | |
Вступительные испытания | По результатам документа об образовании | |
Сроки обучения | 2 года 5 месяцев | |
Требуемый уровень образования | 9 класс |
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- автотранспортные средства;
- технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
- оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;
- техническая и отчетная документация.
Квалификация:
- Слесарь по ремонту автомобилей
- Водитель автомобиля
- Оператор заправочных станций
Основные виды деятельности
- Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
- Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
- Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Требования к профессиональной подготовке
Должен знать:
- устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок,
- конструктивные особенности автомобилей, их электрических и монтажных схем,
- виды, свойства, правила использования смазок, масел, изоляционных материалов,
- технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки,
- правила эксплуатации используемого оборудования,
- методы выявления и способы устранения дефектов,
- способы восстановления изношенных деталей,
- свойства обрабатываемых металлов, основы взаимозаменяемости.
Должен уметь:
- разбираться в устройстве автомобиля,
- устанавливать технический диагноз путем внешнего осмотра,
- производить инструментальный контроль и техническую диагностику автомобиля с применением специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов,
- определять уровень сложности неисправности и пути ее устранения,
- производить сборку, разборку, ремонт, замену и регулировку механизмов, деталей, соединений, узлов и электрооборудования, с учетом конструктивных особенностей автомобилей различных марок,
- проводить испытание исправности деталей и узлов автомобиля.
О специальности в целом
Первые самобеглые коляски появились в XVIII веке в разных странах мира. В течение длительного времени они видоизменялись и совершенствовались. Но, как всякий механизм, они требовали ухода и ремонта в случае поломки. Этим могли заниматься только люди, хорошо разбирающиеся во внутреннем устройстве автомобиля. Так появилась новая профессия — автомеханик или автослесарь. Эта профессия позволяет увеличивать сроки эксплуатации автомобиля, осуществлять своевременную профилактику его функционального состояния, что обеспечивает безопасность дорожного движения.
Успешное усвоение программы позволит студенту понять, что выбранная им специальность интересна и будет востребована обществом, как сегодня, так и в обозримом будущем. Автомобиль, как и живое существо, требует повседневного ухода и обслуживания, своевременного ремонта и непрерывной диагностики его состояния. Выполнение этих требований позволит эксплуатировать автомобиль долгий период и успешно выполнять транспортную работу.
Требования к индивидуальным особенностям:
- концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности);
- высокий уровень устойчивости внимания;
- хорошее пространственное воображение;
- хорошая моторная память (память на действия);
- физическая сила и выносливость;
- развитая ручная моторика;
- хорошая координация движений;
- способность конструировать;
- аналитическое мышление.
- эмоциональная стабильность и надежность;
- терпеливость;
- ответственность за выполняемую работу;
- тщательность, аккуратность, систематичность в работе;
- сознательность и самоконтроль;
- дисциплинированность;
- упорство, настойчивость.
Медицинские противопоказания:
- нарушение функций опорно-двигательного аппарата,
- хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук,
- заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония),
- нарушения слуха и зрения (косоглазие, сильная близорукость),
- отсутствие физической выносливости (хроническая слабость),
- аллергические заболевания,
- нервно-психические заболевания.
Области применения:
- автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозкам и т. д.);
- промышленные предприятия;
- автомобильный спорт;
- предприятия сельского хозяйства;
- автомобильный сервис.
Карьера:
- механик, начальник транспортного, ремонтного цеха.
Код специальности, направления подготовки | 23.01.03 |
Форма обучения | Очная |
Базовое образование | Основное общее образование (9 классов) |
Сроки обучения | 2 года 10 месяцев |
Срок действия гос. аккредитации | 11 мая 2024 года |
Федеральный гос. образовательный стандарт | Скачать |
Описание образовательной программы | Скачать |
Учебный план | Скачать |
Календарный учебный график | Скачать |
Аннотации | Скачать |
Языки, на которых происходит обучение | Русский |
Тип и класс
Профессия слесаря-автомеханика относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание движущихся технических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия слесаря-автомеханика относится к классу творческих, она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, контролем, планированием, конструированием и проектированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Описание
Слесарь-автомеханик — это рабочий с техническим образованием, специалист по обработке, сборке и починке металлических изделий, деталей автомобильной техники. Он выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль технического состояния автомобиля. Появление профессии слесаря-автомеханика тесно связано с развитием автомобильного транспорта.
Содержание деятельности
Слесарь-автомеханик ремонтирует грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, автобусы. Предметом его труда являются механизмы, узлы и агрегаты самодвижущихся транспортных средств. Он выявляет и устраняет неисправности и дефекты транспортных средств. Деятельность слесаря-автомеханика включает техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, а также контроль технического состояния автомобилей с помощью современного диагностического оборудования и приборов, управление автотранспортом. Слесарь-автомеханик оформляет приемо-сдаточную документацию.
Современные технологии ремонта автотранспорта требуют строгого соблюдения технологических процессов.
Ключевой этап в работе слесаря-автомеханика – техническая диагностика транспортного средства для выявления причин неисправностей, способов и последовательности их устранения, подбора необходимого инструмента, деталей и материалов, определения трудоемкости ремонта.
Должен знать
устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;
конструктивные особенности автомобилей, их электрических и монтажных схем;
виды, свойства, правила использования смазок, масел, изоляционных материалов;
технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки;
правила эксплуатации используемого оборудования;
методы выявления и способы устранения неисправностей;
способы восстановления изношенных деталей;
свойства обрабатываемых металлов, основы взаимозаменяемости.
Должен уметь
разбираться в устройстве автомобиля;
устанавливать технический диагноз путем внешнего осмотра;
производить инструментальный контроль и техническую диагностику автомобиля с применением специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
определять уровень сложности неисправности и пути ее устранения;
производить сборку, разборку, ремонт, замену и регулировку механизмов, деталей, соединений, узлов и электрооборудования, с учетом конструктивных особенностей автомобилей различных марок;
проводить испытание исправности деталей и узлов автомобиля.
Индивидуальные способности
аккуратность;
конструкторское воображение;
точная мелкая моторика;
явно выраженная склонность к работе с техникой;
склонность к ручному труду;
физическая выносливость;
способность к концентрации внимания;
высокая эмоциональная устойчивость;
хороший технический слух;
наблюдательность;
развитое техническое мышление.
Медицинские противопоказания
нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук;
заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония);
нарушения слуха и зрения (косоглазие, сильная близорукость);
отсутствие физической выносливости (хроническая слабость);
аллергические заболевания;
нервно-психические заболевания;
болезни, связанные с потерей сознания.
Условия труда
Слесари-автомеханики работают как в помещении (ремонтных предприятий, сервисных автомастерских, автосервиса), так и на открытом воздухе. Рабочая поза чаще всего неудобная, преимущественно «стоя» либо лежа под автомобилем.
Слесарь-автомеханик использует в своей работе специальное оборудование и ручные инструменты.
Как правило, слесарь-автомеханик действует самостоятельно и принимает собственные решения в рамках поставленных задач.
Среди особых условий труда следует также указать повышенную материальную ответственность за дорогостоящие детали импортных автомобилей.
Области применения
на автотранспортных предприятиях;
в автомобильных подразделениях армии и милиции;
в автобусных, троллейбусных, грузовых и легковых таксомоторных парках;
на станциях технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
в ремонтных мастерских промышленного, железнодорожного и сельскохозяйственного транспорта;
в автомобильном спорте;
в автосервисах;
в автомастерских.
Базовое образование и пути получения профессии
Базовые знания по профессии слесаря-автомеханика можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В профессию слесаря-автомеханика приходят молодые люди с выраженным интересом к работе с автомототехникой и умелыми руками.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
Перспективы карьерного роста
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно браться за все более сложные и ответственные задачи, повышать уровень своей квалификации, а также осваивать новые специальности в рамках имеющейся профессии.
Можно переобучиться на родственные профессии. Например, повысить образовательный уровень в техническом колледже и перейти на работу в страховую компанию в качестве оценщика ущерба автотранспорту после дорожно-транспортных происшествий.
В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером.
Управленческое карьерное развитие:
Данный карьерный путь предполагает, что со временем уверенный в себе, общительный работник с профессией слесаря-автомеханика может стать главным механиком, бригадиром, техником, то есть начать руководить другими специалистами либо заняться наставничеством. При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если Вам ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.
Организация собственного дела
Уже превратившись в настоящего мастера своего дела, имея заслуженный авторитет и постоянных клиентов, работник с профессией автомеханика может решить, что пора начать работать на себя и открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется дополнительно развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.
Где обучают
- Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус
- Златоустовский техникум технологии и экономики
- Каслинский промышленно-гуманитарный техникум
- Катав-Ивановский индустриальный техникум
- Копейский политехнический колледж
- Магнитогорский строительно-монтажный техникум
- Магнитогорский технологический колледж
- Миасский машиностроительный колледж
- Первомайский техникум строительных материалов
- Челябинский автотранспортный техникум
- Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им.А.В.Яковлева
- Челябинский дорожно-строительный техникум
- Южно-Уральский государственный колледж
- Южно-Уральский многопрофильный колледж
- Южноуральский энергетический техникум
- Юрюзанский технологический техникум
Где требуются
- Daewoo&Chevrolet
- Автолидер, автокомплекс
- Газпром-газораспределение-Челябинск
- Мастер трак сервис
- Промрекультивация
- Российское молоко (Челябинский гормолкомбинат)
- Уральская метелица
- ЧЕРНОВСКОЙ, СХПК
- Шининвест
- Южуралзолото, группа компаний
- Всего вакансий: 10