Противопоказания для работы учителем дефектологом

Противопоказания для работы учителем дефектологом thumbnail

Прослушать описание профессии

История профессии

Примерный распорядок дня

Названия профессии

Учитель-дефектолог

Специальности:

  • СПО «Специальное дошкольное образование» (050705); «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (050719);
  • ВПО «Логопедия» (050715); «Олигофренопедагогика» (050714); «Специальная дошкольная педагогика и психология»( 050717); «Сурдопедагогика» (050713)

В начало

Сферы профессиональной деятельности

Наука, Образование

В начало

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя-дефектолога связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя-дефектолога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

В начало

Описание профессии

Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

95_03_01.jpg

Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.

К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
  • комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
  • проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
  • консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В начало

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

95_03_02.jpg

К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:

  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активная жизненная позиция.

В начало

Медицинские противопоказания

Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:

  • нарушениями слуха, речи, зрения;
  • судорогами, потерей сознания;
  • сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • расстройствами вестибулярного аппарата;
  • заболеваниями центральной нервной системы;
  • психическими расстройствами.

В начало

Требования к профессиональной подготовке

Специалист в данной области должен хорошо знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической науки; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.

95_03_03.jpg

Учитель-дефектолог должен уметь:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
  • разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;
  • проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.

В начало

Область применения

Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.

В начало

Условия труда

Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.

95_03_04.jpg

В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

95_03_05.jpg

Специальная форма не предусмотрена.

В начало

Профессиональные риски

Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

В начало

Требуемое профессиональное образование

В начало

Образовательные учреждения

В начало

Карьерный рост

Перспективы карьерного роста специалистов в области дефектологии связаны с повышением квалификации. Карьера учителя-дефектолога может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем образовательного учреждения.

В начало

Источник

Требования к профессиональной подготовке современного

педагога – дефектолога.

Подготовила Пурышкина Н.В.

Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психо-терапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни.

Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.

Читайте также:  Нейромидин противопоказания к применению

Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство — сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;

  • комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;

  • проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;

  • консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:

  • умение быстро принимать решения;

  • организаторские способности;

  • практицизм;

  • развитая интуиция;

  • любовь к детям;

  • психологическая устойчивость;

  • жизнерадостность;

  • высокий уровень культуры;

  • активная жизненная позиция.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:

  • нарушениями слуха, речи, зрения;

  • судорогами, потерей сознания;

  • сердечно-сосудистыми заболеваниями;

  • расстройствами вестибулярного аппарата;

  • заболеваниями центральной нервной системы;

  • психическими расстройствами.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Специалист в данной области должен хорошо знать:

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

-анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;

-программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;

-новейшие достижения дефектологической и педагогической науки;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.

Учитель-дефектолог должен уметь:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;

  • разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;

  • проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.

В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Специальная форма не предусмотрена.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ

Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

ТРЕБУЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Для овладения профессией «Учитель-дефектолог» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Возможно получение высшего образования по специальностям, связанным с логопедией, олигофренопедагогикой, специальной дошкольной педагогикой и психологией, сурдопедагогикой.

Применительно к каждой дефектологической специальности общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями.

К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.

Обязанности педагога-дефектолога:

1) проводить профилактическую работу;

2) образовательную;

3) коррекционную работу;

4) педагогическую диагностику;

5) планировать и осуществлять учебный процесс;

6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;

7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога должен постоянно поддерживаться им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

Источник

Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответствен­ностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способно­сти действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и т.д. (см. классификацию Е. А. Климова, 2003) и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним.

Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым скла­дом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности.

Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога явля­ется результатом осмысления и личностной оценки им процес­сов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребно­стями в жизни общества.

Оптимизм профессионала проявляется в его социально актив­ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ре­бенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нор­мальному большинству общества — среде, в которую должны вклю­чаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной лично­сти, от которой решающим образом зависит успешность положи­тельных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемле­мыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсро­чены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектоло-гу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двига­тельных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.

Читайте также:  Реган полезные свойства и противопоказания

Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллек­тивах, среди различных социальных групп — учащихся, воспи­танников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфес­сиональных и общественных (в том числе родительских) органи­заций, обществ, объединений и др.

Сферами его деловой профессиональной компетенции явля­ются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и кон­сультирование, образовательная и социально-педагогическая дея­тельность, участие в психологической и психотерапевтической по­мощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем спе­циальном педагогическом учебном заведении, научно-исследова­тельская деятельность в области специальной педагогики.

Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участ­ником социальных акций милосердия, благотворительности, за­щиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедея­тельности.

Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совер­шенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имею­щих нарушения развития.

Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредности-

ми, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работаю­щего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здо­ровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие соб­ственной личностной психограммы профессиональной психограм­ме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здо­ровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечно­сосудистой и иммунной систем.

Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устой­чивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (сре­ди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостат­ками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, об­щения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо об­ладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.

Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

Немного найдется профессий, результаты деятельности в ко­торых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым челове­ком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-де-фектологов? Для работы с какими детьми сначала готовили педагогов-дефектологов? Почему?

2. Назовите педагогические специальности, по которым сегодня можно получить работу в системе специального образования.

3. Каково содержание профессионального образования педагога-де-фектолога?

4. Какими личностными профессионально значимыми качествами
должен обладать педагог-дефектолог?

5. Ознакомьтесь с содержанием образования, представленным в Го­сударственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по вашей специальности. Постройте логические схемы в направлении от формирующих дисциплин к формируемым. Сравните полученные схемы с учебным планом, по которому вы учитесь.

6. Перечислите те личностные и профессиональные качества педаго-га-дефектолога, которые представляются особенно значимыми именно для вас. Объясните, почему.

7. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек-тологом? Находите вы у себя какое-либо из указанных противопоказа­ний?

Литература для самостоятельной работы

Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педа­гога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новоси­бирск, 1999.

Государственные образовательные стандарты высшего профессиональ­ного образования. Специальности: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагоги­ка», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология».

Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. — М., 2004.

Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического об­разования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспекти­вы профессиональной подготовки. — М., 1992.

Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / под ред. Д. С. Шилова. — М, 2001.

Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1983.

Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. — Ростов н/Д, 1995.

Аби I. A6ci|> Абсцч

Авк.и Авт<>|,( Авто ви i Агрг. ■ Адам.

Адат Адат 2.1(1 Aki in j

Акси I

— и

Анит

Анап Аном Аном I ‘ Ан i |и Ан1|н

ук;| i

neji.i

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Развитие-представлений о человеке с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности в истории философской мысли.

2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гумани­стических тенденций в специальной педагогике и образовании.

3. Философские и социокультурные основы процесса образователь­ной и социальной интеграции.

4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания.

5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.

6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

7. Международные правовые основы, подтверждающие права и сво­боды человека с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Противопоказания для татуажа при гепатите

8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.

9. Значение специальной психологии для развития специальной педа­гогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.

10. Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.

11. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона).

12. Содержание специального образования: общее и особенное в срав­нении с массовой системой образования.

13. Школьный учебник в системе специального образования: назначе­ние, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.

14. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

15. Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возмож­ностями.

16. Формирование средствами воспитания интеграционной готовно­сти в школьной и социальной среде.

17. Интеграция (включенное образование) как новая организацион­ная форма образования для детей с ограниченными возможностями.

18. Формы организации и содержание оздоровительной работы в си­стеме специального образования.

19. Адаптивная физическая культура в специальном образовании.

20. Формы организации и содержание досуга для детей с ограничен­ными возможностями.

21. Современные специальные средства обеспечения образовательно­го процесса.

22. Информационные технологии в специальном образовании.

23. Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями.

24. Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людь­ми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.

25. Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

26. Профессионально значимые личностные качества педагога-дефек­толога.

27. Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии челове­ка с особыми образовательными потребностями.

28. Гуманистические образовательные системы и специальная педа­гогика.

29. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства, политики (по выбору).

30. Люди с ограниченными возможностями в качестве героев совре­менного кинематографа.

31. Человек с ограниченными возможностями в художественной ли­тературе — отечественной и зарубежной.

32. Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования.

33. «Социальное выпадение» человека с ограниченными возможно­стями и основные проблемы, порождаемые этим явлением. Роль специ­ального образования в преодолении или сглаживании этих проблем.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………………………………….. 3

РАЗДЕЛ I

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики……………………………….. 6

1.1. Специальная педагогика и общая педагогика……………………………………. 6

1.2. О понятийном аппарате специальной педагогики…………………………….. 13

1.3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики…. 31

1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования 34

1.4.1. Классификации нарушений развития………………………………………. 34

1.4.2. Статистика специального образования…………………………………… 36

1.5. Предметные области современной специальной педагогики…………… 40

Глава 2. Философия и специальная педагогика…………………………………. 44

2.1. Философские основания специальной педагогики……………………………. 44

2.2. Этические основы специальной педагогики …………………………………….. 59

Глава 3. Социологические и социокультурные основы специальной

педагогики……………………………………………………………………………………… 68

3.1. Социологические основы специальной педагогики ………………………… 68

3.2. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный феномен 76

3.3. «Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности — социальная

и образовательная интеграция…………………………………………………………… 88

Глава 4. Правовые основы специального образования……………………………………. 93

4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека 93

4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека………………… 95

4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России

по защите прав инвалидов………………………………………………………………… 107

Глава 5. Медико-биологические основы специальной педагогики. 121

5.1. Общепатологические аспекты…………………………………………………………… 121

5.2. Клинические аспекты………. ‘……………………………………………………………….. 132

5.2.1. Профилактика…………………………………………………………………………… 132

5.2.2. Диагностика………………………………………………………………………………. 134

5.2.3. Клинические аспекты абилитации и реабилитации……………… 138

Глава 6. Психологические основы специальной педагогики…………………………. 143

6.1. Предмет и задачи специальной психологии……………………………………. 143

6.2. Проблема компенсации в психологии………………………………………………. 144

6.3. Общие и специфические закономерности психического развития …. 157

6.4. Диагностика в специальной психологии ………………………………………… 167

Глава 7. Психолингвистические основы специальной педагогики……………….. 174

7.1. Развитие речи в онтогенезе………………………………………………………………… 174

7.2. Функции речи……………………………………………………………………………………… 181

Глава 8. Экономические проблемы специального образования…………………….. 189

8.1. Краткая история благотворительности…………………………………………… 189

8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования 191

8.3. Проблемы экономического обеспечения специального образования 193

Глава 9. Методология и методы научного познания в специальной

педагогике……………………………………………………………………………………. 197

9.1. Методология научного познания в специальной педагогике ……….. 197

9.1.1. Становление методологии научного познания

в гуманитарных науках…………………………………………………………… 197

9.1.2. Современные методологические основания специальной
педагогики — общефилософские, общенаучные

и частнонаучные……………………………………………………………………… 201

9.2. Методы научных исследований в специальной педагогике………….. 216

РАЗДЕЛ II

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Глава 10. Особые образовательные потребности и содержание

специального образования………………………………………………………….. 225

10.1. Обучение, развитие, саморазвитие…………………………………………………. 225

10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия 228

Глава 11. Принципы специального образования………………………………………….. 233

Глава 12. Формы организации специального образования……………………………. 243

12.1. Организация специального образования в структуре

специальных (коррекционных) образовательных учреждений … 243

12.2. Развитие организационных форм специального образования —

интеграция и дифференциация………………………………………………………… 246

Глава 13. Воспитание в системе специального образования………….. 257

13.1. Воспитание как составная часть специального образования………. 257

13.2. Содержание воспитания………………………………………………………………….. 262

13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей

с ограниченными возможностями…………………………………………………… 269

13.4. Методы воспитания………………………………………………………………………….. 277

13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов………… 281

Глава 14. Обучение в системе специального образования………………. 286

14.1. Дидактические принципы специального обучения …………………….. ,286

14.2. Обучение и учение в специальном образовании…………………………… 292

14.3. Технологии и методы специального обучения………………………………. 295

14.4. Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования 301

Глава 15. Педагог системы специального образования:

профессиональная деятельность и личность………………………………… 317

15.1. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов 317

15.2. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога……………… 321

15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов……………… 324

15.4. Личность педагога-дефектолога……………………………………………………… 329

Предметный указатель……………………………………………………………………………… 333

Примерные темы рефератов и курсовых работ……………………………………… 344



Источник