Противопоказания для работы учителем дефектологом
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Учитель-дефектолог
Специальности:
- СПО «Специальное дошкольное образование» (050705); «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (050719);
- ВПО «Логопедия» (050715); «Олигофренопедагогика» (050714); «Специальная дошкольная педагогика и психология»( 050717); «Сурдопедагогика» (050713)
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Наука, Образование
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя-дефектолога связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя-дефектолога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
В начало
Описание профессии
Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
- обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
- комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
- проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция.
В начало
Медицинские противопоказания
Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Специалист в данной области должен хорошо знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической науки; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.
Учитель-дефектолог должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
- разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;
- проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.
В начало
Область применения
Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.
В начало
Условия труда
Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.
В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальная форма не предусмотрена.
В начало
Профессиональные риски
Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
В начало
Требуемое профессиональное образование
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области дефектологии связаны с повышением квалификации. Карьера учителя-дефектолога может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем образовательного учреждения.
В начало
Требования к профессиональной подготовке современного
педагога – дефектолога.
Подготовила Пурышкина Н.В.
Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психо-терапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни.
Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство — сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
К основным обязанностям работника относятся:
осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:
умение быстро принимать решения;
организаторские способности;
практицизм;
развитая интуиция;
любовь к детям;
психологическая устойчивость;
жизнерадостность;
высокий уровень культуры;
активная жизненная позиция.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:
нарушениями слуха, речи, зрения;
судорогами, потерей сознания;
сердечно-сосудистыми заболеваниями;
расстройствами вестибулярного аппарата;
заболеваниями центральной нервной системы;
психическими расстройствами.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Специалист в данной области должен хорошо знать:
— возрастную и специальную педагогику и психологию;
-анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;
-программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;
-новейшие достижения дефектологической и педагогической науки;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.
Учитель-дефектолог должен уметь:
проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;
проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.
УСЛОВИЯ ТРУДА
Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.
В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальная форма не предусмотрена.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ
Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
ТРЕБУЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Для овладения профессией «Учитель-дефектолог» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Возможно получение высшего образования по специальностям, связанным с логопедией, олигофренопедагогикой, специальной дошкольной педагогикой и психологией, сурдопедагогикой.
Применительно к каждой дефектологической специальности общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями.
К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.
Обязанности педагога-дефектолога:
1) проводить профилактическую работу;
2) образовательную;
3) коррекционную работу;
4) педагогическую диагностику;
5) планировать и осуществлять учебный процесс;
6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;
7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога должен постоянно поддерживаться им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответственностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способности действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и т.д. (см. классификацию Е. А. Климова, 2003) и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним.
Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки им процессов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной личности, от которой решающим образом зависит успешность положительных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсрочены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектоло-гу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двигательных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.
Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллективах, среди различных социальных групп — учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.
Сферами его деловой профессиональной компетенции являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, образовательная и социально-педагогическая деятельность, участие в психологической и психотерапевтической помощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.
Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имеющих нарушения развития.
Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредности-
ми, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работающего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здоровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие собственной личностной психограммы профессиональной психограмме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здоровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечнососудистой и иммунной систем.
Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.
Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым человеком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.
Контрольные вопросы и задания
1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-де-фектологов? Для работы с какими детьми сначала готовили педагогов-дефектологов? Почему?
2. Назовите педагогические специальности, по которым сегодня можно получить работу в системе специального образования.
3. Каково содержание профессионального образования педагога-де-фектолога?
4. Какими личностными профессионально значимыми качествами
должен обладать педагог-дефектолог?
5. Ознакомьтесь с содержанием образования, представленным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по вашей специальности. Постройте логические схемы в направлении от формирующих дисциплин к формируемым. Сравните полученные схемы с учебным планом, по которому вы учитесь.
6. Перечислите те личностные и профессиональные качества педаго-га-дефектолога, которые представляются особенно значимыми именно для вас. Объясните, почему.
7. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек-тологом? Находите вы у себя какое-либо из указанных противопоказаний?
Литература для самостоятельной работы
Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новосибирск, 1999.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Специальности: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. — М., 2004.
Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. — М., 1992.
Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / под ред. Д. С. Шилова. — М, 2001.
Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1983.
Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. — Ростов н/Д, 1995.
Аби I. A6ci|> Абсцч
Авк.и Авт<>|,( Авто ви i Агрг. ■ Адам.
Адат Адат 2.1(1 Aki in j
Акси I
— и
Анит
Анап Аном Аном I ‘ Ан i |и Ан1|н
ук;| i
neji.i
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Развитие-представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.
2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гуманистических тенденций в специальной педагогике и образовании.
3. Философские и социокультурные основы процесса образовательной и социальной интеграции.
4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания.
5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.
6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
7. Международные правовые основы, подтверждающие права и свободы человека с ограниченными возможностями.
8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.
9. Значение специальной психологии для развития специальной педагогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.
10. Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.
11. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона).
12. Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.
13. Школьный учебник в системе специального образования: назначение, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.
14. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
15. Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возможностями.
16. Формирование средствами воспитания интеграционной готовности в школьной и социальной среде.
17. Интеграция (включенное образование) как новая организационная форма образования для детей с ограниченными возможностями.
18. Формы организации и содержание оздоровительной работы в системе специального образования.
19. Адаптивная физическая культура в специальном образовании.
20. Формы организации и содержание досуга для детей с ограниченными возможностями.
21. Современные специальные средства обеспечения образовательного процесса.
22. Информационные технологии в специальном образовании.
23. Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями.
24. Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.
25. Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
26. Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога.
27. Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии человека с особыми образовательными потребностями.
28. Гуманистические образовательные системы и специальная педагогика.
29. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства, политики (по выбору).
30. Люди с ограниченными возможностями в качестве героев современного кинематографа.
31. Человек с ограниченными возможностями в художественной литературе — отечественной и зарубежной.
32. Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования.
33. «Социальное выпадение» человека с ограниченными возможностями и основные проблемы, порождаемые этим явлением. Роль специального образования в преодолении или сглаживании этих проблем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики……………………………….. 6
1.1. Специальная педагогика и общая педагогика……………………………………. 6
1.2. О понятийном аппарате специальной педагогики…………………………….. 13
1.3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики…. 31
1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования 34
1.4.1. Классификации нарушений развития………………………………………. 34
1.4.2. Статистика специального образования…………………………………… 36
1.5. Предметные области современной специальной педагогики…………… 40
Глава 2. Философия и специальная педагогика…………………………………. 44
2.1. Философские основания специальной педагогики……………………………. 44
2.2. Этические основы специальной педагогики …………………………………….. 59
Глава 3. Социологические и социокультурные основы специальной
педагогики……………………………………………………………………………………… 68
3.1. Социологические основы специальной педагогики ………………………… 68
3.2. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный феномен 76
3.3. «Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности — социальная
и образовательная интеграция…………………………………………………………… 88
Глава 4. Правовые основы специального образования……………………………………. 93
4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека 93
4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека………………… 95
4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России
по защите прав инвалидов………………………………………………………………… 107
Глава 5. Медико-биологические основы специальной педагогики. 121
5.1. Общепатологические аспекты…………………………………………………………… 121
5.2. Клинические аспекты………. ‘……………………………………………………………….. 132
5.2.1. Профилактика…………………………………………………………………………… 132
5.2.2. Диагностика………………………………………………………………………………. 134
5.2.3. Клинические аспекты абилитации и реабилитации……………… 138
Глава 6. Психологические основы специальной педагогики…………………………. 143
6.1. Предмет и задачи специальной психологии……………………………………. 143
6.2. Проблема компенсации в психологии………………………………………………. 144
6.3. Общие и специфические закономерности психического развития …. 157
6.4. Диагностика в специальной психологии ………………………………………… 167
Глава 7. Психолингвистические основы специальной педагогики……………….. 174
7.1. Развитие речи в онтогенезе………………………………………………………………… 174
7.2. Функции речи……………………………………………………………………………………… 181
Глава 8. Экономические проблемы специального образования…………………….. 189
8.1. Краткая история благотворительности…………………………………………… 189
8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования 191
8.3. Проблемы экономического обеспечения специального образования 193
Глава 9. Методология и методы научного познания в специальной
педагогике……………………………………………………………………………………. 197
9.1. Методология научного познания в специальной педагогике ……….. 197
9.1.1. Становление методологии научного познания
в гуманитарных науках…………………………………………………………… 197
9.1.2. Современные методологические основания специальной
педагогики — общефилософские, общенаучные
и частнонаучные……………………………………………………………………… 201
9.2. Методы научных исследований в специальной педагогике………….. 216
РАЗДЕЛ II
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Глава 10. Особые образовательные потребности и содержание
специального образования………………………………………………………….. 225
10.1. Обучение, развитие, саморазвитие…………………………………………………. 225
10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия 228
Глава 11. Принципы специального образования………………………………………….. 233
Глава 12. Формы организации специального образования……………………………. 243
12.1. Организация специального образования в структуре
специальных (коррекционных) образовательных учреждений … 243
12.2. Развитие организационных форм специального образования —
интеграция и дифференциация………………………………………………………… 246
Глава 13. Воспитание в системе специального образования………….. 257
13.1. Воспитание как составная часть специального образования………. 257
13.2. Содержание воспитания………………………………………………………………….. 262
13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей
с ограниченными возможностями…………………………………………………… 269
13.4. Методы воспитания………………………………………………………………………….. 277
13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов………… 281
Глава 14. Обучение в системе специального образования………………. 286
14.1. Дидактические принципы специального обучения …………………….. ,286
14.2. Обучение и учение в специальном образовании…………………………… 292
14.3. Технологии и методы специального обучения………………………………. 295
14.4. Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования 301
Глава 15. Педагог системы специального образования:
профессиональная деятельность и личность………………………………… 317
15.1. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов 317
15.2. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога……………… 321
15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов……………… 324
15.4. Личность педагога-дефектолога……………………………………………………… 329
Предметный указатель……………………………………………………………………………… 333
Примерные темы рефератов и курсовых работ……………………………………… 344