Противопоказания для занятий фламенко
Польза. Противопоказания. Группа «Sin taconeo».
Фламенко, как и большинство других танцевальных и спортивных направлений, с одной стороны, отлично укрепляет и развивает тело, а с другой, имеет свои противопоказания.
Фламенко отлично прорабатывает мышцы верхнего плечевого пояса, рук, спины, живота, бедер, ягодичные, икроножные. Начав заниматься фламенко, вы обнаружите в своем теле много позитивных изменений:
- улучшается мышечный корсет; формируется королевская осанка;
- очень сильными становятся не только спина, но и руки, ноги;
- улучшается гибкость и координация;
- повышается выносливость;
- разрабатываются лучезапястные суставы и пальцы, голеностоп;
- вырабатывается хороший баланс.
И многое-многое другое.
Противопоказания. Занятия фламенко предполагают серьезные нагрузки на спину и ноги! Не рекомендуется заниматься фламенко людям с тромбофлебитом, артритом, артрозом, беременным.
Однако и для людей с неблагоприятными для фламенко диагнозами мы нашли возможность обучения. В школе танцев «BANDADA» специально создана группа «SIN TACONEO» (tacon — с исп. «каблук» taconeo — стук каблуков, дробь; sin taconeo — «без дробей»).
Для кого группа «SIN TACONEO»?
- Для тех, кто хочет заниматься фламенко, может двигаться, но по состоянию здоровья имеет ограничения на отдельные виды двигательной активности.
- Для тех, кто занимался фламенко раньше, но был вынужден уйти по состоянию здоровья. Программа позволит сохранить и приумножить часть уже полученных навыков. Это не даст вам чувствовать себя банкротами по отношению к фламенко.
Чем отличается программа «SIN TACONEO», по сравнению со стандартной программой обучения?
1. Чаще всего ограничения связаны с ударной техникой ног, поэтому сапатеады (дробей) не будет.
2. Щадящий режим для спины. Все скрутки, наклоны и прочие движения, в которых идет большая нагрузка на позвоночник, либо ограничиваются, либо будут вводиться еще более постепенно и по прошествии более длительного периода, по сравнению с обычными группами.
3. Жестко выстроенной последовательностью этапов обучения по принципу — «до тех пор пока не будет наработан вот этот навык, не проработаны вот эти группы мышц, к следующему навыку не переходим». Этот принцип соблюдается и в стандартном обучении, но в «Sin taconeo» ему cледуют еще строже.
4. Скоростью обучения.
5. Самим материалом (другие танцы и постановки, см. ниже).
Почему человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше не заниматься в общей группе?
Некоторые знают свой диагноз, но считают, что могут «переиграть» свое тело. Они говорят: «Мне врачи вообще все запретили делать, если я буду выполнять все их рекомендации…» Заканчивается это, как правило, грустно: рано или поздно человеку приходится уйти из танцев.
Другие вынуждены узнать, что у них есть генетическая предрасположенность к тем или иным болезням «благодаря» начавшимся занятиям. При обычном режиме «дом-работа» болезни как будто дремлют и ждут своего часа. Но стоит включить интенсивные физические нагрузки, они просыпаются.
Заниматься в общей группе мешает комплекс проблем, который я называю «синдромом новичка». В него входят три фактора:
1. Новичкам сложно чувствовать, осознавать и контролировать свое тело. Им трудно понять, что именно они делают не так. Часто бывает, что человек начинает знакомиться со своим телом вот только-только, на занятиях. Он его открывает, удивляется, восхищается, разочаровывается, начинает верить в него, обнаруживает скрытые резервы, в общем, испытывает массу новых эмоций. Как люди жили со своими телами до занятий фламенко? Как с незнакомцами? Как с невидимками?
И на первых порах столько много разных вещей, за которыми нужно следить одновременно! Конечно, что-то постоянно уходит из-под контроля. Все это связано с новизной сферы: естественно, если человек не танцор, не спортсмен, он не знает свое тело с этой стороны.
2. Идеализм по отношению к танцам и фламенко. Он нужен, да, он мотивирует на учебу, но в процессе обучения может сыграть плохую роль. Эйфория, ожидание новой прекрасной жизни и сплошных удовольствий от занятий плохо вяжутся с такой приземленной темой, как мышцы, суставы, контроль, техника и проч. Они сильно мешают трезвой осознанности. Не дают сосредоточиться на физических ощущениях своего тела: куда можно идти, куда нельзя, можно ли добавить нагрузку, здесь болит или показалось, мышцы болят или суставы? Эйфория чаще заканчивается какой-нибудь проблемой, в том числе и физической, чем взрослый, здравомыслящий подход.
3. «Я ничем раньше не занималась» и «У меня офисная работа» — две самые распространенные фразы вновь приходящих людей. Что это означает для преподавателя в большинстве случаев? Что у человека слабые мышцы спины и ног, и значит вся нагрузка, которую должны были выдерживать мышцы, ляжет на бедные суставы. Если есть еще и «слабые места» в организме… Ну вы догадываетесь. Поэтому первое, что нужно делать, чтобы все было хорошо, — не учить танцевать, а работать над общей базовой физподготовкой человека.
В общем, за решение проблемы несут ответственность и учитель, и ученик — 50 на 50. Учителю — не переходить к следующим задачам, пока не будут наработаны базовые навыки (осанка, плие, правильная постановка ударов и проч.) — как бы этого ни хотелось, каким бы ни был страх, что новенькие потеряют мотивацию, как бы ни подталкивали ученики («Мы хотим танцевать, танцевать, скорее-скорее, под музыку!!!»). Ученику — изо всех сил вырабатывать осознанность и волю, очень серьезно относиться к процессу обучения и к каждому замечанию учителя.
Это может прозвучать скучно и неромантично, но на самом деле постановка целей перед любительскими группами часто происходит вовсе не по линии «желание учеников-желание учителя» или наоборот, а по линии «здоровье и общая физическая подготовка».
Если у людей здоровье и тело в норме, я могу с ними ринуться в интереснейшее путешествие вглубь и вширь фламенко.
Если нет, то я делаю формат «лайт», мы долго готовимся к принятию фламенко в малых дозах, доза увеличивается медленно. Я ставлю более простые, щадящие тело танцы. Я продолжаю исключать из курса вот такие нагрузки и вот эти движения, хотя по времени обучения уже их уже давно пора делать.
Самое сложное — то, что в одной группе собираются люди с разным уровнем контроля над своим телом и с разными физическими ресурсами.
Обычная программа занятий фламенко рассчитана на большинство людей, которые относительно здоровы, во всяком случае не имеют проблем с венами, суставами ног и позвоночником. Получается, что многие люди не могут заниматься фламенко или они могут ходить на занятия, но через время они вынуждены уйти, потому что стандартный курс фламенко не учитывает особенности их здоровья в полной мере.
Предупреждения преподавателей: «Осторожно, без фанатизма, слушайте свое тело»; «Все делаем ломаный поворот, а Наташа — обычный крестовой, Вам — ломаный нельзя» или «Начинаем сапатеаду под 12-дольный компас, а Люба пока поработает только с руками» считаю неэффективными.
Просьбы учеников: «Да Вы не переживайте, я помню, что мне нельзя, я очень аккуратно» — тоже считаю недействительными. Причины тому две. «Синдром новичка» (см. свыше), благодаря которому ученик пока не может полностью контролировать свое тело. И влияние группы (непрямое, конечно: когда все что-то делают, а ты делаешь свое индивидуальное задание). Это более сильная вещь, чем кажется: ну один раз ты отрефлексировал, тебе удалось делать не то, что все вокруг; второй раз, а на третий раз группа тебя все равно уведет за собой. Это происходит неосознанно.
Еще я не верю, что учитель способен на 100% контролировать границы, за которые человек не должен выходить, чтобы не навредить себе. Преподаватель, вы же не каждую секунду смотрите именно на этого человека? У вас же еще 8/10/15/20/25… человек в группе, а еще параллельно вы показываете движение, т.е. погружены в танец.
Вот это все дает мне основания делать в школе танцев более специализированные, узконаправленные программы для разных категорий учащихся. Для этого и в школе танцев «BANDADA» и сущестувет особая программа — «Sin taconeo».
Как это скажется на содержании курса, если вот этого нет и того нет? Возможно ли так заниматься фламенко?
Возможно. У нас остаются булерия и тангос пор фиеста, народные испанские танцы, севильяна, rumba gitana, постановочные вещи на границе с flamenco puro и проч. Остается пластика фламенко, техника брасео и флорео, остается работа с корпусом, просто она будет протекать совсем в другом режиме. Ритм, работа над которым в обычной группе связана, в основном, с ударной техникой ног, полностью уйдет в ваши ладони и халеос.
Это те островки, на которых можно обойтись без дробей, vuelta quebrada и глубоких наклонов. И поверьте, на этих островках тоже можно сделать отличные сценические вещи.
Записаться в группу «Sin taconeo» можно по телефону: 8-906-35-25-977.
Зародившееся в XV веке на юге Испании, в Андалузии, фламенко сегодня распространилось по всему миру, а особенно популярным стало в Латинской Америке, США и, как ни странно, Японии и Скандинавии. В России стук кастаньет тоже слышен от Калининграда до Владивостока. Нам не хватает южных страстей, или дело в чем-то другом?
Первое, что замечаешь, когда встречаешь танцоров фламенко, – их гордую осанку, расправленную грудь, уверенно поднятую голову. Но это не жесткая балетная (или военная) выправка: испанский танец учит сочетать твердость и силу с гибкостью и плавностью. Поначалу это дается непросто – отбивать громкий и четкий ритм ногами, в то время как руки выводят свою мягкую и чувственную партию. Зато, хоть немного овладев этим умением, понимаешь: вот именно то, что требуется от современной жительницы мегаполиса. Быть уверенной, напористой, четко идти своим путем, оставаясь при этом женственной и нежной.
«Я всегда считала: главные достоинства женщины – скромность, мягкость, способность к компромиссам, – удивляется Лидия (25). – Но оказалось, иногда стоит быть другой. После пары месяцев занятий фламенко я отважилась на эксперимент: выключила тургеневскую девушку и включила Кармен. Когда меня в очередной раз попросили поработать сверхурочно, вместо того чтобы согласиться, как обычно, с тяжелым вздохом – выпрямила спину, подняла голову и твердо ответила: на вечер другие планы. Как ни странно, кажется, меня стали ценить даже больше».
Преподаватель фламенко Марта Ларриба Адель подтверждает: любой танец дает внутреннюю дисциплину и организацию, а также осознание ценности каждого своего действия. Все это, безусловно, помогает обрести уверенность. К тому же фламенко – танец очень экспрессивный, он учит открыто выражать себя, а потому действительно может сделать скромных людей смелее.
Впрочем, возможен и противоположный вариант, считает танцевально-двигательный терапевт Светлана Гааб: властная и сильная женщина, увидев во фламенко близкий образ, способна научиться мягкости. Ведь в одних случаях необходимо действовать решительно и резко, а в других стоит вести себя более мягко и деликатно.
ЦЫГАНСКИЕ СТРАСТИ
Фламенко – танец экзальтированных, максимально проявленных чувств, у которых даже есть собственные стили: «сигирия» (страдание, драматизм) и «тангос» (веселье), «солеа» (одиночество) и «фанданго» (влюбленность), «фаррука» (воздержанность и строгость) и «булериас» (феерия и безумство). Именно поэтому здесь можно позволить себе выплеснуть наружу то, что не находило другого выхода.
Для Сары (35) фламенко начиналось как праздник: яркие юбки с множеством оборок и туфельки в горошек. Но по-настоящему она смогла понять этот танец только после тяжелейшего удара – смерти близкого человека. «Фламенко вытащило меня из пропасти, – признается девушка. – Это мое единственное средство самовыражения, передачи эмоций, переживаний и самых сокровенных желаний».
В обычной жизни мы вынуждены скрывать сильные чувства, особенно отрицательные, и это вызывает мышечные спазмы, «зажимает» тело, становится причиной заболеваний, сетует психокинезиолог Александр Богомолов. Именно поэтому «узаконенная» возможность проявить их в безопасном пространстве танцевального зала просто бесценна.
Извивающиеся руки, словно живущие своей жизнью, пронизывающий взгляд, гордая осанка, ритмичный стук каблуков… Фламенко – это не просто танец, а целое направление в испанском искусстве, где одинаково важны хореография, музыка, пение, духовная составляющая, настроение. Фламенко – это эмоции, страсть, ритм. Это путь, который ведет к внутреннему освобождению и радости. Но за пределами Испании фламенко ассоциируется только с танцем, впитавшим в себя элементы арабской, цыганской и европейской культур. Впрочем, неслучайно этим сложным для исполнения и понимания видом искусства увлекаются от мала до велика, его танцуют солидные дамы и юные барышни.
У классического фламенко много школ (фанданго, солеа, сегирийя, палос, алегриас, мужская фарукка), той или иной манерой исполнения профессиональные танцовщики овладевают годами. В XX веке в самобытный испанский танец внесли свежую струю музыкальные направления из Нового Света – кубинские мелодии и джаз. Среди любителей больше популярны современные виды танца: фламенко-поп, фламенко-джаз, джипси-румба, фламенко-рок.
В Россию мода на фламенко пришла несколько лет назад: появились специализированные студии, да и в спортклубах стали давать уроки. Фламенко – один из самых сложных по технике танцев, он допускает постоянные импровизации, его рисунок замысловат и противоречив, его движения требуют хорошей физической подготовки, гибкости и владения собственным телом, а ритм – приличной выносливости. Но это не смущает его многочисленных поклонниц, готовых разучивать сложные дроби, повороты и изгибы чуть ли не до упада, лишь бы немного приблизиться к идеалу. Увлекающиеся фламенко дамы, стремятся овладеть страстным танцем, чтобы сразить представителей сильных мира сего, привести себя в форму, стать стройнее, гибче, раскованнее, женственнее, а также обрести уверенность в себе.
Как в танце худеет Эвелина Блёданс. Смотрите видео!
Возможность стать стройнее
О пользе танцев для души и тела сказано немало. Танец, в отличие от занятий фитнесом или в тренажерном зале, несет в себе гораздо больший позитивный заряд, да и с тем, что он делает женщину мягче, чувственнее и желаннее, уж точно не поспоришь. Фламенко, как любой эмоциональный и ритмичный танец, очень полезен для здоровья – физического и психологического. Можно смело считать его эффективным средством коррекции женской фигуры и повышения самооценки.
Если разобрать фламенко «по косточкам» с точки зрения его влияния на женский организм, то получатся сплошные плюсы. Самый существенный и бесспорный – возможность похудеть и поддерживать себя в хорошей форме благодаря регулярным занятиям (не менее 2-х раз в неделю). Разучивая повороты, наклоны корпуса, «скручивания» и другие «асимметричные» элементы, вы будете постоянно нагружать косые мышцы живота, формирующие столь желанные изгибы женского тела и тонкую талию. Подтянутый плоский живот – это не только красота. У тренированного мышечного корсета в области талии есть и чисто практическая цель – поддержка внутренних органов брюшной полости.
Руки во фламенко играют очень важную роль – танцовщицы выписывают ими в воздухе кружева узоров, подобные тем, что мастера вырезают на испанских веерах и гребнях для волос, и передают свое настроение. Эмоции выражаются хлопками, прищелкиваниями и изгибами. Благодаря этому руки становятся грациозными, мышцы постоянно находятся в тонусе, так что женщине, увлекающейся фламенко, проблема дряблой внутренней стороны предплечья не грозит.
Кроме того, фламенко хорошо прорабатывает мышцы бедра, ягодичные, икроножные. Постоянные нагрузки обязательно дадут желанный результат – походка изменится, объемы уменьшатся, кожа выровняется. Во время танца мышцы не перекачаются, как на тренажерах, а останутся гармонично сложенными и женственными. Отбивание дробей во фламенко – хорошая профилактика варикоза, целлюлита и застойных явлений. Все недостатки, а вместе с ними и плохое настроение исчезнут.
Обрести уверенность в себе
Результаты упорных трудов не заставят себя ждать уже через пару месяцев регулярных занятий в танцзале. Разнообразные движения, которые быстро сменяют друг друга в вихре танца, помогают выработать хорошую координацию движений и научиться владеть своим телом. Изменения можно заметить не только по вырисовывающейся талии и исчезающему животу, но и по распрямившейся спине, расправившимся плечам и гордо поднятой голове. Если недавно вы плелись или семенили по улице, уныло ссутулившись под бременем забот, опустив голову или втянув ее в плечи, то после занятий фламенко походка станет стремительной, летящей, а взгляд будет устремлен только вперед. Вы обретете уверенность в своих силах и собственной привлекательности. Врачи-ортопеды всего мира не устают говорить о пользе танцев для укрепления мышц спины и выработки красивой осанки и грациозности, а психологи – о неоценимой пользе для повышения самооценки и раскрытия заложенной природой женственности.
Укрепить дух
Во время танца не только ваше тело, но и мозг включается в увлекательный процесс самосовершенствования и самовыражения. Вместе с гибкостью и грацией развиваются чувство ритма и музыкальность, можно научиться выплескивать свои эмоции в танце, а не держать их в себе, обрести гармонию души и тела.
Фламенко является искусством, которое сформировано духовными знаниями и традициями различных народов средневековой Андалусии и ориентируется:
• на укрепление духа через эмоциональные переживания;
• наполнение движением, цветом, звуком и ощущениями;
• приведение сознания к гармонии и равновесию.
И это все скреплено внутренней силой фламенко, его духом – дуэнде. В переводе с испанского дуэнте значит «дух», «невидимка», но в искусстве термин означает – «чувство», «огонь» или «магия». У нас говорят: «В нем нет огня». А в Испании: «No tiene duende» (нет духа). Если песня или танец не тронут душу, значит в них нет этого огня, магии и силы дуэнде. Дуэнде – это та сила, которая помогает донести искусство до слушателя, тронуть его душу, заставить его смеяться и плакать вместе с музыкой. Когда к танцору приходит дуэнде, он больше не чувствует усталости или мышечной боли, не чувствует сопротивления тела, не хозяин ему, им правит сила и страсть дуэнде – душа и сама суть танца.
Если вы решили заняться фламенко имейте ввиду, что для начала освойте постановку корпуса, затем изучите положение рук и ног, тщательно отработайте движения кистей рук. Затем идет постановка удара стопы и каблука, так называемого сапатеадо (настоящий танцор фламенко каблуком может извлекать пять разных звуков). Особое внимание уделяется положениям головы и взгляду, так как именно эти элементы придают исполнению должную характерность. А еще танцору предстоит разобраться в кампасах (ритмических рисунках, характерных для каждой формы фламенко) и освоить хлопки халео. Нуи и самый сложный этап – научиться чувствовать музыку и отпускать себя в импровизацию, сплетая воедино технику и врожденный темперамент.