Противопоказания к изготовлению временных шин
Временное шинирование применяют во время
лечения пародонта в период, пока не определен прогноз на дальнейшее
функционирование отдельных зубов с выраженной подвижностью. Временные шины
можно использовать от нескольких дней до нескольких месяцев и даже больше –
благодаря развитию адгезивных технологий.
Временное шинирование также актуально при
консервативной и хирургической терапии заболеваний пародонта. Патологическая
подвижность зубов часто увеличивается после удаления зубных отложений,
гингивотомии или кюретажа зубодесневых карманов. Временные шины предупреждают
подобные осложнения и оказывают положительное воздействие на психоэмоциональное
состояние пациента.
Материалы для временного шинирования
Стоматологи-ортопеды используют в основном
временные шины из акриловой пластмассы, которые изготавливаются прямо в ротовой
полости пациента. Однако они не отличаются эстетикой, недостаточно прочные и
плохо крепятся к твердым тканям зуба, что инициирует деминерализацию эмали.
Временное шинирование выполняют с помощью
армирующих элементов на основе неорганической матрицы, например керамики,
стекловолокна, либо органической (полиэтилена, арамидных волокон). Для
повышения прочности волокна арматуры пропитывают смолой и текучими композитами.
«Пренаполненные» – изготавливают в заводских условиях, а «наполняемые» – прямо
перед применением.
Отличия между органической и неорганической матрицей
Органическую матрицу шин подвергают
плазменной обработке, поэтому такой материал отличается улучшенной адгезией. Он
пропитывается композитом и позволяет получать прочные единые блоки с лентой. В
свою очередь, шины на основе неорганической матрицы не нуждаются при работе в
дополнительных аксессуарах – ножницах или перчатках, как это происходит с
материалом из полиэтилена. Они выпускаются в виде ленты и полого жгута, который
подходит для шинирования жевательных зубов посредством техники создания
бороздки.
Техника создания бороздки: этапы
- На начальном
этапе с поверхностей, предназначенных для шинирования, удаляют зубные
отложения, а затем их полируют пастой. - С помощью
специальной фольги или другим способом измеряют рабочую длину арматуры. - Отрезают
ленту нужной длины. Полиэтиленовые шины разрезают ножницами, которые
входят в комплекс. В случае со стекловолоконными – бонд наносят на конец
измеренного участка, а отрезают после полимеризации в отвердевшей части,
иначе лента разволокнится. - Следующий шаг
– протравить эмаль полугелем. Этот вариант предпочтительнее, чем гель,
поскольку легко смывается и не оставляет на поверхности частиц оксида
кремния, ухудшающего адгезию с шиной. - На
поверхность зуба наносят бондинговую систему, выполняют полимеризацию. - Наносят
светоотверждаемый композит, предпочтительно текучей консистенции, чтобы он
лучше пропитал шину. - На
поверхность накладывают ленту, обработанную адгезивом, но не
полимеризованную. Прижав плотно полоску, выполняют полимеризацию. - Адаптация
возможна двумя способами. Шину прижимают к поверхности зубов и зубных
промежутков, полимеризуют 1-2 сек. светодиодной лампой. Второй вариант –
между зубами пропускают отрезки флосса, прижимая ленту к зубам, а затем
выполняют полимеризацию. - Накладывают
композитный материал, чтобы закрыть арматуру. Производят полимеризацию. - Полируют
поверхность – по аналогии с композитной реставрацией.
Дополнительные рекомендации
Независимо от выбранной методики
шинирования необходимо придерживаться таких рекомендаций.
- Если
шинировать предстоит зуб 2-3-й степени подвижности, необходима жесткая
иммобилизация – препарирование бороздки на глубину 1-1,5 мм на оральной
поверхности зуба. Зубы 1-й степени подвижности в этом не нуждаются. - При работе с
боковыми зубами препарируют продольные бороздки на жевательной
поверхности. Это предотвращает нарушение окклюзии и межальвеолярного
расстояния. - Для
шинирования с созданием бороздки вместо ленты целесообразно использовать
жгутик. - Необходимо
очень осторожно пользоваться клинышками для защиты межзубных промежутков.
Неаккуратное расклинивание чревато экскурсией зубов и формированием зоны
повышенного напряжения на конструкции. - С помощью
временного шинирования можно исправить одиночные дефекты. Для этого изготавливают
зуб из фотокомпозита и устанавливают его так, чтобы средняя часть была
слегка выдвинута вперед. - Шины на
основе полиэтилена нельзя оставлять на воздухе. Отрезав нужную часть
ленты, остаток упаковывают в пакет и запечатывают. - Необходимо
избегать контакта неполимеризованных волокон с частичками пыли, порошком,
каплями масла. - Если
шинирующие конструкции изготавливаются в полости рта, накладывают
коффердам (раббердам).
Пародонтальное шинирование противопоказано
при низком уровне гигиены ротовой полости. Выполнять адаптацию армирующей ленты
в интерпроксимальном промежутке можно с помощью стоматологического зонда,
рыболовной лески, стоматологических клипс или специальных авторских устройств.
Используют стальную проволоку диаметром 0,6 мм, которая применяется также в
период ретенции ортодонтического лечения.
Периодичность наблюдения
Пациенты с временными шинами остаются под
наблюдением на протяжении всего периода лечения. Перерывы между визитами в стоматологическую
клинику в Москвеопределяются индивидуально, в зависимости от риска осложнений. Учитывают
степень тяжести пародонтита, уровень гигиены ротовой полости, местные и
системные факторы, замотивированность пациента.
- Интервал
между посещениями в 6 месяцев допустим при лечении гингивита, хронического
генерализованного пародонтита легкой степени, при пародонтозе средней и
легкой степени. - Если у
пациента пародонтоз тяжелой степени, хронический генерализованный
пародонтит средней или тяжелой степени, интервал между визитами сокращают
до 4 месяцев. - При
агрессивных формах пародонтита показываться специалисту необходимо каждые
2 месяца.
Сегодня для временного шинирования чаще
всего используют шины-каппы из прозрачного поликарбоната. Материал визуально
незаметен, не вызывает аллергии и раздражений слизистой оболочки. Каппы
изготавливают из листов толщиной от 0,25 до 1 мм, которые вытягивают методом
вакуумного прессования и обрабатывают вручную. Они подходят для комплексного
лечения, а также для замены удаленных зубов, так как представлены в разной
цветовой гамме.
Занятие
№ 18.
Цель
изучения темы:
Освоить виды временного шинирования
зубов, показания, противопоказания к
данному виду лечения.
Основные
термины:
Шина
Временное
шинированиеПроволочная
шинаКомпозитная
шинаВакуумформованная
съемная шинаСъемная
литая шина-протезСъемные
шины Грозовского и АльбрехтаНесъемные
полупостоянные шиныСъемная
полупостоянная шинаСъемный
иммедиат-протезВременный
несъемный мостовидный протез из
акриловой пластмассы.
Аннотация
занятия
Шинирование
зубов при лечении пародонтита применяют
для соединения отдельных зубов в единый
блок с целью ограничения их подвижности
и перераспределения функциональной
нагрузки. Лечебный эффект той или иной
шины основан на законах биомеханики,
знание которых позволяет разумно
применять их в соответствии с конкретной
клинической картиной. При помощи шины
удается объединить зубы в общую систему,
составляющую при восприятии жевательного
давления единое целое. Таким путем
достигается иммобилизация зубов,
перераспределение нагрузки на зубы со
здоровым пародонтом или альвеолярный
отросток, равномерное распределение
жевательного давления на оставшиеся
зубы, с одновременным устранением
эстетических дефектов, нормализации
функции жевания и речи.
Характеристика биомеханических принципов:
1.
Шина, укрепленная на зубах, вследствие
жесткости ограничивает свободу их
подвижности. Зубы могут совершать
движения лишь вместе с шиной и в одном
направлении.
2.
Шинирующая конструкция, объединяя в
блок все передние и все боковые зубы,
разгружает их пародонт при откусывании
или разжевывании пищи.
3.
Нагрузка в шинирующем блоке воспринимается
в первую очередь зубами, имеющими меньшую
патологическую подвижность: они
разгружают зубы с более пораженным
пародонтом.
4.
Зубы расположены по дуге, кривизна
которой более выражена в переднем
отделе, поэтому шинирующая конструкция,
расположенная по дуге, более устойчива
к действию наружных сил, чем шина,
расположенная линейно.
5.
Порядок распределения жевательной
нагрузки зависит от точки приложения
сил.
6.
При линейном расположении шины возможны
колебания шин, когда зубы имеют Ι или
ΙΙ степень подвижности.
Классификация
шин:
по
продолжительности – постоянные и
временные;по
способу фиксации – съемные и несъемные;по
способу изготовления – лабораторного
и клинического изготовления;по
материалу – металлические, пластмассовые,
композитные, комбинированные;по
методике изготовления – литые,
штампованные, паяные, изготовленные
путем полимеризации, лигатурные;по
конструкции – разные виды вкладок,
коронок, мостовидных протезов, бюгельных
и пластиночных протезов.
Требования
к шинам:
—
создавать прочный блок из группы зубов,
ограничивая их движения в трех
направлениях: вертикальном, вестибулооральном
и мезиодистальном;
—
быть жесткой и прочно фиксированной на
зубах;
—
не иметь ретенционных пунктов для
задержки пищи и зубного налета;
—
не препятствовать проведению
профессиональной и индивидуальной
гигиены полости рта;
—
не оказывать раздражающего действия
на десну;
—
не препятствовать медикаментозным и
хирургическим воздействиям на
пародонтальный карман;
—
не создавать своей окклюзионной
поверхностью блокирующих моментов
движению нижней челюсти;
—
не нарушать речи;
—
не вызывать грубых нарушений внешнего
вида;
—
создание шины не должно быть связано с
удалением большого слоя твердых тканей
зубов.
Показания
к шинированию зубов:
1)
I степень подвижности зубов с хроническими
периапикальными изменениями и хорошо
запломбированными корневыми каналами;
2)
I степень подвижности зубов при атрофии
кости лунки более ½ длины корня при
пародонтозе;
3)
II степень подвижности зубов с хроническими
периапикальными изменениями;
Противопоказания:
1)
III степень подвижности зубов;
2)
II степень подвижности зубов при атрофии
кости лунки более 2/3 длины корня;
3)
I степень подвижности зубов при атрофии
кости лунки более ½ длины корня при
пародонтите;
4)
зубы с обострением хронического
периодонтита и плохо запломбированными
корневыми каналами;
5)
зубы с хроническим гранулирующим
периодонтитом.
Классификация
видов шинирования и показания к ним.
1.
Временное и полупостоянное (от нескольких
дней до нескольких месяцев): эти типы
шинирования предотвращают дальнейшую
травму, вызванную парафункциями и
вредными привычками. Временное шинирование
может проводиться в качестве экстренной
помощи; позволяет уменьшить механическую
травму во время пародонтологического
лечения.
2.
Полупостоянное и постоянное (от нескольких
месяцев до нескольких лет) шинирование
используется для стабилизации зубов
после породонтального лечения, особенно
если применялись регенеративные методы.
3.
Постоянное шинирование (на многие годы)
проводится с целью комплексной
реабилитации; помогает распределить
окклюзионную нагрузку, когда парафункция
не поддается лечению.
Соседние файлы в папке пародонтология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Временное шинирование позволяет устранить или значительно уменьшить функциональную перегрузку зубов, дает возможность проведения хирургического лечения, повышает эффективность терапевтического лечения.
Задачи временного шинирования:
1. предохранить подвижные зубы от дальнейшего повреждения их опорно-удерживающего аппарата стабилизацией в нетравматических окклюзионных отношениях;
2. дать возможность равномерно распределить жевательное давление на все зубы;
3. предотвратить смещение зубов;
4. стабилизировать зубы на период лечения болезней периодонта и изготовления постоянной шины;
5. установить прогноз в отношении сомнительных подвижных зубов после лечения;
6. удержать зубы, которые подверглись ортодонтическому лечению.
Показания к временному шинированию:
— подвижность зубов, обусловленная патологическим процессом в периодонте;
— потеря костной ткани периодонта (более 1/2 длины корня);
— удаление поддесневых зубных отложений на подвижных зубах;
— предполагаемые хирургические вмешательства на тканях периодонта;
— удаление одного зуба при поврежденном периодонте;
— множественное удаление зубов (иммедиат протез);
— сохранение подвижных зубов при подготовке их к постоянному шинированию;
— подвижные зубы при глубоком прикусе;
— подвижные зубы с ампутированными корнями;
— зубы, имеющие короткие корни;
— подвижные зубы у пациентов при наличии противопоказаний к хирургическому лечению (например, при системной патологии);
— стабилизация зубов после ортодонтического лечения в качестве ретенционных аппаратов;
— в случаях, когда трудно прогнозировать эффект после проведенного лечения;
— в случаях необходимости сохранения эстетики у пациента и тем самым создание условий для наилучшей мотивации его на успех лечения
требования к временной шине:
1. прочно фиксировать группу подвижных зубов или весь зубной ряд;
2. не должна смещать зубы;
3. создавать единый блок, который принимает и перераспределяет жевательное давление;
4. обеспечивать адекватную стабилизацию подвижных зубов на определенное время;
5. не должна повышать прикус;
6. не должна мешать акту жевания во всех окклюзиях;
7. иметь простую конструкцию и надежно фиксироваться;
8. легко накладываться и при необходимости сниматься;
9. не должна травмировать слизистую оболочку десневого края и зубные сосочки;
10. не изменять величины межзубных промежутков;
11. иметь как можно меньший объем (в идеале не требовать препарирования зубов);
12. не мешать проведению гигиенических процедур, медикаментозного и хирургического лечения;
13. удовлетворять гигиеническим требованиям;
14. не нарушать фонетических и эстетических требований;
15. требовать минимального времени на изготовление;
16. накладываться на срок до одного месяца;
17. быть биологически переносимой.
прежде чем выбрать конструкцию шины следует учитывать:
— какие зубы и в каком количестве будут включены в шину;
— чем больше опорных зубов будет включено в единую систему шины, тем легче возникающая нагрузка амортизируется пораженным опорным аппаратом;
— в качестве дистальных опор в шине необходимо выбрать достаточно крепкие зубы, не пораженные или мало пораженные патологическим процессом (для использования резервных сил здоровых зубов в шинируемой группе);
— шинирование моляров и премоляров должно устранить их подвижность в мезиодистальном направлении и частично уменьшить ее в щечно-язычном направлении, резцов – уменьшить их подвижность в орально-вестибулярном направлении;
— проводя шинирование, не следует рассчитывать на восстановление связочного аппарата; оно способствует только ликвидации воспалительного процесса в краевом периодонте;
— перед временным шинированием должен быть проведен полный комплекс мероприятий профессиональной гигиены.
Виды временных шин
1. По продолжительности действия:
— временная;
— полупостоянная (промежуточная);
— постоянная.
Срок службы временной шины – от одного дня до трех-четырех недель, полупостоянной – от месяца до нескольких лет, постоянной – несколько лет.
Временная шина используетсядля стабилизации зубов в процессе острых воспалительных явлений, при подготовке к хирургическому лечению или после травмы; полупостоянная – для наблюдения за состоянием периодонта после проведенного лечения, при сомнительном прогнозе для одного или группы зубов; постоянная – в период поддерживающей стадии лечения после стабилизации воспалительного процесса в периодонте.
2. По способу изготовления:
— прямая;
— непрямая (лабораторная).
Временная и полупостоянная шина изготавливается только внутриротовым (прямым) способом. Постоянная шина может быть изготовлена как внутриротовым (прямым), так и лабораторным (непрямым) способом. Она служит несколько лет. Временные, полупостоянные и постоянные шины могут быть как съемные, так и несъемные.
3. По конструкции:
— съемная;
— несъемная.
4. По отношению к твердым тканям зуба:
— внекоронковая;
— внутрикоронковая;
— иммедиат-протезы.
Внекоронковая шинамобилизирует зубы без повреждения твердых тканей. Онапоказанапри первой степени подвижности зубов.
Положительные свойства внекоронковой шины:
— не требует препарирования твердых тканей зубов;
— изготавливается в одно посещение;
— доступность и дешевизна изготовления конструкции.
Отрицательные свойства:
— затруднен гигиенический уход за шинированными зубами;
— изменен естественный контур зубов;
— возможно нарушение фонетики и эстетики;
— слабо фиксируют зубы;
— ограниченный срок действия.
Внутрикоронковая шинамобилизирует зубы с повреждением твердых тканей. Ее относят к полупостоянным и постоянным шинам. Рекомендована при второй и третьей степени подвижности зубов.
Положительные качества внутрикоронковой шины:
— облегчен гигиенический уход за шинированными зубами;
— снижена фиксация зубного налета;
— не изменяет естественный контур зубов;
— не нарушает фонетику и эстетику;
— длительный срок службы.
Отрицательные качества:
— требует препарирования твердых тканей зубов;
— требует больших временных и материальных затрат на изготовление конструкции.
5. По виду стабилизации групп зубов:
— сагиттальная шина (в пределах бокового участка зубного ряда);
— фронтальная шина (в пределах переднего участка зубного ряда);
— фронто-сагиттальная шина (в пределах бокового и переднего участков зубного ряда);
— парасагиттальная (взаимная стабилизация боковых участков зубного ряда);
— шина по дуге (в пределах всего зубного ряда);
— шина по дуге в сочетании с парасагиттальной.
При изготовлении шины очень важно учитывать стабилизацию определенных групп зубов. Вид стабилизации зависит от распространенности патологического процесса в периодонте. Если процесс очаговый и находится в пределах одной функционально-ориентированной группы зубов, то показана фронтальная либо сагиттальная стабилизация участка зубного ряда. Если процесс выходит за пределы одной функционально-ориентированной группы зубов, то для осуществления надежного шинирования показана фронто-сагиттальная либо парасагиттальная стабилизация. Наконец, если процесс поражает весь зубной ряд, то показана стабилизация зубного ряда по дуге, либо по дуге в сочетании с парасагиттальной стабилизацией. Для временного шинирования чаще используют сагиттальную и фронтальную стабилизацию.
6. По виду связывающего материала:
— лигатурная;полимерная;адгезивная (армированная).
Виды временных шин