Противопоказания к лфк епифанов
34
35
физическими упражнениями определенных групп мышц плеча и предплечья [Епифанов В.А., 1997].
Процесс компенсации нарушенных функций является активным, так как организм больного использует достаточно сложный комплекс различных, наиболее целесообразных в конкретной ситуации реакций для обеспечения наибольшей степени управляемости сегментами тела с целью оптимальной стратегии и тактики во взаимоотношениях с окружающей средой.
^ и целостной деятельности организма. ЛФК — это прежде всего терапия, использующая наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных резервов организма для ликвидации патологического процесса. Вместе с двигательной функцией восстанавливается и поддерживается здоровье. Важнейшим путем нормализации функциональных нарушений является воздействие через проприоцепторы, импульсация от которых оказывает как общетонизирующее влияние на ЦНС, так и специфическое влияние на нервные центры регуляции физиологических функций (в частности, на сосудодвигательные центры).
Физические упражнения в отдельных случаях оказывают симптоматическое воздействие на физиологические функции. Например, специальные дыхательные упражнения могут по механизму моторно-пульмональных рефлексов активизировать дренажную функцию бронхов и обеспечивать усиление выделения мокроты. При явлениях метеоризма специальными упражнениями можно воздействовать на перистальтику кишечника и нормализовать его функцию.
Таким образом, лечебное действие физических упражнений многообразно. Оно может проявляться комплексно, например в виде одновременного трофического и компенсаторного влияния. В зависимости от конкретной патологии, локализации процесса, стадии заболевания, возраста и тренированности больного можно подобрать определенные физические упражнения, дозировку мышечной нагрузки, которые обеспечат преимущественное действие определенного механизма, необходимого для восстановительного лечения в данный период заболевания.
2.3. Показания и противопоказания к назначению лечебной физической культуры
ЛФК в комплексе реабилитационных мероприятий находит широкое применение в любой клинической специальности.
36
Основные показания к назначению ЛФК: отсутствие,
Забление или извращение функции, наступившее вследствие заболевания или его осложнения; положительная динамика в состоянии больного, определенная по совокупности клинико-функциональных данных — улучшению самочувствия больного, уменьшению частоты и интенсивности болевых приступов, улучшению данных функционального и клинико-лабораторного
ледования. ^ ее задачами.
Основные противопоказания к назначению ЛФК: отсутствие Контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушений психики; острый период заболевания и его прогрессирующее течение; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности; синусовая тахикардия (свыше 100 уд/мин) и брадикардия (менее 50 уд/мин); частые приступы пароксиз-мальной или мерцательной тахикардии; экстрасистолы с часто-той более чем 1:10; отрицательная динамика ЭКГ, свидетельст-нующая об ухудшении коронарного кровообращения; атрио-вентрикулярная блокада II—III степени; гипертензия (АД выше 220/120 мм рт.ст.) на фоне удовлетворительного состояния ‘ильного; гипотензия (АД ниже 90/50 мм рт.ст.); частые гипер-или гипотонические кризы; угроза кровотечения и тромбоэмболии; наличие анемии со снижением числа эритроцитов до 2,5—3 млн, СОЭ более 20—25 мм/ч, выраженный лейкоцитоз.
2.4. Средства лечебной физической культуры
2.4.1. Физические упражнения
I 1Я достижения оптимального эффекта занятий физическими упражнениями необходимо учитывать следующие факторы: I) индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, состояние здоровья, физическое развитие, уровень фи жческой подготовленности); 2) особенности физических упражнений (их сложность, новизна, специализированность, ническая характеристика); 3) внешние условия: режим труда, бы, быта, отдыха, конкретные условия двигательной
ельности (метеорологические условия местности, качество
••’•мрудования и инвентаря, гигиена мест занятий).
37
В содержание физических упражнений входят: 1) совокупность процессов (биологических, психологических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение. Вследствие этих процессов у человека развивается способность к двигательной деятельности, выражающаяся, в частности, в физических качествах, в возможности совершать физические усилия; 2) изменения, сдвиги в организме занимающегося, вызванные совершаемым движением; 3) совокупность частей, составляющих движение; 4) двигательная задача, т.е. смысловой состав упражнения [Смирнов Ю.Н., 1993J.
^ применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры (схема 2.2).
Гимнастические упражнения
Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позволяя восстановить и развить некоторые двигательные качества — силу, быстроту, координацию и т.д. В связи с этим их подразделяют на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные. Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Цель специальных упражнений — избирательное действие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата, например на стопу при плоскостопии или травматическом ее повреждении; на позвоночник при его деформации; на тот или иной сустав при ограничении движений. Упражнения для туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека. Для больного, например с заболеванием позвоночника (сколиоз, остеохондроз и др.), они включаются в группу специальных упражнений, так как способствуют решению непосредственно лечебной задачи — коррекции позвоночника, увеличению подвижности позвоночника, укреплению мышц, окружающих его, и др.
Различные движения для ног входят в число общеукрепляющих при занятиях со здоровыми лицами. Эти же упражнения, применяемые по определенной методике больным после операции на нижних конечностях, являются специальными, так как с их помощью происходит функциональное восстановление конечности.
^ могут быть общеразвивающими, для другого — специальными. Кроме того, одни и те же упражнения в зависимости от методики их
38
применения могут способствовать решению разных задач. Например, разгибание или сгибание в коленном или локтевом суставе у одного больного может быть применено для развития подвижности в суставе, у другого — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), у третьего — для развития мышечно-суставного чувства (точность воспроизведения заданной амплитуды движения без контроля зрения). Обычно специальные упражнения применяют вместе с общеразвивающими.
В основу классификации физических упражнений положено несколько признаков.
Анатомический признак. Выделяют упражнения для мелких (кисть, стопа, лицо), средних (шея, предплечье, голень, плечо, бедро), крупных (конечности, туловище) мышечных групп.
Характер мышечного сокращения. По характеру мышечного сокращения физические упражнения подразделяют на динамические (изотонические) и статические (изометрические).
Ди намические упражнения. Наиболее распространены динамические движения, при которых мышца работает в изотоническом режиме. При этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления, т.е. приводятся в движение суставы конечностей или туловища. Примерами динамических упражнений могут служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение руки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону. Степень напряжения мышц при выполнении динамических упражнений дозируется за счет рычага, скорости движения перемещаемого сегмента тела и степени напряжения мышц.
По степени активности динамические упражнения бывают активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния больного и характера заболевания или повреждения, а также создания строго адекватной нагрузки.
^ выполняются больным самостоятельно в обычных или облегченных условиях (с устранением силы тяжести, силы трения). Для облегчения выполнения движений предложены специальные скользящие плоскости — горизонтальные и наклонные, роликовые тележки, различные подвесы, устраняющие силу трения в момент активного движения. Для затруднения мышечного сокращения используются движения с амортизатором или сопротивлением, оказываемым инструктором. Дозированное сопротивление может быть осуществлено на разных этапах движения — в начале, в середине и в конце.
^ выполняются с помощью инструктора без волевого усилия больного, при этом активное сокращение
40
мышц отсутствует. Пассивные упражнения назначают для улучшения лимфо- и кровообращения, предупреждения тугоподвижности в суставах в тех случаях, когда активные движения не могут быть выполнены самим больным, а также для воссоздания правильной схемы двигательного акта (например, при парезах и параличах конечностей). Пассивные движения стимулируют проявление активных движений блягодаря рефлекторному влиянию эфферентной импульсации, возникающей в проприоцепторах при пассивном движении. Кроме того, они менее нагрузочны для организма и поэтому могут выполняться на самых ранних стадиях травматического повреждения или заболевания опорно-двигательного аппарата. Статические упражнения. Сокращения мышц, при которых они развивают напряжение., но не изменяют своей длины, называются статическими (изометрическими). Например, если больной из исходного положения лежа на спине поднимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого времени, то он таким образом выполняет вначале динамическую работу (подъем), а затем статическую; другими словами, мышцы сгибатели бедра выполняют изометрическое сокращение. Напряжение мышцы под гипсовой повязкой довольно широко исльзуется для профилактики снижения силы и выносливости мышц в травматолого-ортопедических клиниках.
Изометрические напряжения мышц используют в виде мимических (выполнение движений в ритме 30-50 в 1 мин) и длительных (напряжения мышц в течение 3 с и более) напря-жений. Ритмические сокращения мышц назначают со 2—3-го дня после травмы или заболевания. Вначале больной выполняет упражнения как самостоятельный методический прием, в дальнейшем их рекомендуют включать в занятия Л Г. Оптимальным следует считать 10—12 напряжений в течение одного занятия. Длительные изометрические напряжения мышц назначают с 3—5-го дня после травмы или заболевания с экспозицией 3—5 с, в дальнейшем увеличивая последнюю до —7 с. Более длительная экспозиция (свыше 7 с) не дает большего клинического эффекта, а, наоборот, вызывает резкие вегетативные сдвиги, выражающиеся в период мышечного напряжения задержкой дыхания, а в «послерабочее время» учащением пульса и дыхания.
Характер упражнений. По характеру упражнений последние можно сгруппировать следующим образом: а) дыхательные; б) корригирующие; в) на расслабление мышц; г) на растяги-вание мышц; д) упражнения в равновесии; е) рефлекторные; ж) на координацию движений; з) ритмопластические; и) с использованием гимнастических предметов и снарядов.
41
Дыхательные упражнения применяют с целью улучшения и активизации функции внешнего дыхания, укрепления дыхательных мышц, предупреждения легочных осложнений (пневмонии, ателектазы, плевральные спайки, плеврокардиальные спайки и др.), а также для снижения физической нагрузки во время и после занятий физическими упражнениями.
В восстановительном лечении широко применяют динамические, статические и дренажные дыхательные упражнения.
^ называют такие упражнения, во время которых дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц, при движении конечностей и туловища.
^ называют упражнения в углубленном, ритмичном дыхании, осуществляемом без движения рук, ног или туловища. К данной группе упражнений относятся:
-
упражнения, изменяющие тип дыхания: а) полный тип
дыхания; б) грудной тип дыхания и в) диафрагмальное дыхание.
Наиболее физиологичным является полное дыхание, когда во
время вдоха грудная клетка расширяется последовательно в
вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и
в переднезаднем и боковом направлениях в результате одновре
менного движения ребер вверх, кпереди и в стороны; -
упражнения с дозированным сопротивлением: а) диа
фрагмальное дыхание с сопротивлением рук инструктора в
области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки;
б) диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего
квадранта живота мешочка с песком различной массы (0,5—1 кг);
в) верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением
сопротивления при давлении руками инструктора в под
ключичной области; г) нижнегрудное дыхание с участием
диафрагмы с сопротивлением при давлении руками инструктора
в области нижних ребер; д) верхнегрудное дыхание справа с
сопротивлением при нажимании руками инструктора в верхней
части грудной клетки; е) использование надувных игрушек,
мячей.
^ называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания.
При выполнении специальных физических упражнений необходимо, чтобы зона поражения располагалась выше бифуркации трахеи, что создает оптимальные условия для оттока отделяемого из пораженных бронхов и полостей (рис. 2.2).
42
Рис. 2.2. Дренажные положения для всех сегментов легкого. Цифрами
обозначены бронхи, для которых создаются лучшие дренажные условия и указанном положении. Для создания лучшего оттока отделяемого из пораженной ЮНЫ используют статические и динамические дренажные упражнения. При выполнении статических дренажных уп-ражнений перед началом занятия больной на 5—10 мин должен принять так называемое дренажное положение (время пребывания в таком положении на последующих занятиях следует постепенно увеличивать). Например, если гнойная Полость находится в переднем сегменте верхней доли правого легкого, больной сидя должен отклониться назад; при дренировании заднего сегмента — вперед, при дренировании верхушечного сегмента — влево. В фазе выдоха инструктор оказывает давление на верхнюю часть грудной клетки справа.
Рис. 2.2. Продолжение.
Рис. 2.2. П родолжение.
Вибрационный массаж или легкое поколачивание во время выдоха способствуют отхождению мокроты.
При дренировании средней доли правого легкого больной должен лежать на спине, подтянув к груди ноги и откинув назад голову, или на животе и здоровом боку. Дренирование нижней доли правого легкого осуществляется в положении больного лежа на левом боку, с прижатой к груди левой рукой. Ножной конец кровати при этом должен быть приподнят на 40 см. Чтобы избежать затекания отделяемого в здоровое легкое, рекомендуется заканчивать эту процедуру дренированием здорового легкого.
Эффективность динамических дренажных упражнений достигается применением простейших гимнастических упражнений с учетом локализации нагноительного процесса. При этом определенную роль играет правильный выбор исходного положения. Так, например, при локализации гнойного процесса в верхней доле легкого наиболее полное опорожнение полости будет достигнуто при выполнении упражнений в исходных положениях сидя и стоя. Исходное положение на здоровом боку
Виталий Александрович Епифанов — профессор, доктор медицинских наук. Преподаваемые дисциплины: ЛФК, ВК, спортивная медицина, физиотерапия, медицинская реабилитация Повышение квалификации: ЛФК и спортивная медицина, травматология-ортопедия, мануальная терапия, современные педагогические подходы и технологии, современные подходы к овладению преподавателями высшей медицинской школы здоровье-сберегающими технологиями в образовательном процессе Общий стаж работы: с 1961 года. Стаж работы по специальности: с 1971 года. Наименование направления подготовки: Медицинская реабилитация, ЛФК и спортивная медицина Кафедра: Кафедра медицинской реабилитации. Книги (6)Атлас профессионального массажа Впервые в систематизированном наглядном виде профессионально представлена вся информация по профилактическому и лечебному массажу. Оптимальное освоение практических приемов массажа достигается благодаря крупным фотографиям и схемам. Необходимые основы анатомии человека, диагностика опорно-двигательного аппарата приведены в базисном, кратком, изложении. В текстовых фрагментах книги обосновано применение массажа при различных заболеваниях, разъяснены показания и противопоказания к его применению. Обширный иллюстративный материал, лаконичность и доступность изложения делают атлас незаменимым наглядным пособием, сочетающим достоинства атласа и справочника. Атлас станет незаменимым для массажистов, врачей мануальной терапии, спортивных врачей, а также врачей и методистов современных фитнес-центров. Книга будет полезна студентам медицинских вузов и слушателям системы последипломного образования, специализирующимся в области восстановительной медицины, а также всем, кто заинтересован в укреплении здоровья без лекарств. Восстановительная медицина В учебнике изложены основы восстановительной медицины как самостоятельного направления медицинской науки и практики. Представлены основные понятия и термины, применяемые в восстановительной медицине, сведения о современных ее средствах; представлены механизмы влияния каждого из них в норме и в условиях патологии. Подробно освещены методы диагностики и исследований функционального состояния организма, основанные на данных спортивной антропологии, биомеханики, физиологии и клинических наблюдений. Рассмотрено влияние оздоровительной физической культуры на организм человека. Издание предназначено студентам медицинских вузов, слушателям факультетов последипломного образования. Учебник может быть полезен молодым врачам, а также аспирантам и ординаторам. Лечебная физическая культура В учебном пособии освещены задачи и содержание медицинской реабилитации с учетом современных достижений, роль и место лечебной физической культуры в восстановительном лечении. В систематизированном виде описаны основные средства и формы лечебной физической культуры, возможности ее использования для профилактики и лечения заболеваний и повреждений различных органов и систем на этапах восстановительного лечения. Представлены основные сведения о мануальной терапии и массаже с иллюстрацией наиболее часто используемых приемов. Лечебная физическая культура и спортивная медицина В учебнике с учетом достижений современной медицинской науки освещены задачи и содержание спортивной медицины, влияние на организм систематических занятий оздоровительной физкультурой и спортом, методики врачебных наблюдений, профилактика спортивных повреждений, причины заболеваний у спортсменов. Особое внимание уделяется медицинскому обследованию спортсменов, определению их здоровья, физического развития, функциональных возможностей организма и уровня тренированности. Описаны основные средства и формы лечебной физкультуры, механизмы влияния ее средств на различные органы и системы, возможности использования для профилактики и лечения различных заболеваний. Представлены разделы, посвященные закаливанию организма, лечебному и спортивному массажу, пассивной гимнастике (основы мануальной терапии), применяемым с лечебной и профилактической целью в различных областях медицины. Лечебная физкультура и врачебный контроль Соавтор: Апанасенко Г.Л., Фонарев М.И., Науменко Р.Г., Поплавский А.К., Токарева О.В., Лубуж К.Д. В учебнике с учетом достижений современной медицинской науки освещены задачи и содержание врачебного контроля за занятиями физической культурой и спортом. Описаны основные средства и методы лечебной физической культуры, возможности использования ее для профилактики и лечения различных заболеваний. Представлены схемы проведения лечебной гимнастики и примерные комплексы физических упражнений, применяемых с лечебной целью в самых различных областях медицины. Уделено внимание особенностям поддерживающей физической тренировки у здоровых лиц. Медицинская реабилитация В руководстве «Медицинская реабилитация» представлены современные методы восстановительного лечения больных с различными заболеваниями нервной системы, органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. В нем отражены вопросы реабилитации больных с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата и челюстно-лицевой области. С современных позиций дано клинико-физиологическое обоснование применения различных средств физической реабилитации (лечебной физкультуры, массажа, механо- и трудотерапии, физических факторов). Представлены разработанные ведущими отечественными и зарубежными авторами методы восстановления нарушенных функций, повышающие качество жизни. Для врачей-терапевтов, неврологов, ревматологов, травматологов-ортопедов, стоматологов, физиотерапевтов и специалистов ЛФК. Руководство будет полезно для слушателей факультетов последипломного образования и студентов медицинских вузов. Добавить отзыв |