Противопоказания к прививке от гриппа детям 5 лет

Противопоказания к прививке от гриппа детям 5 лет thumbnail

На сегодняшний день не утихают споры о том, стоит ли проводить вакцинацию детям. В частности, вакцинацию от гриппа. Сторонники прививок приводят статистику, согласно которой шансы привитых детей провести зиму без гриппа, гораздо выше, а противоположная сторона приводит доводы о вреде вакцины. Как быть родителям в этом случае, стоит ли им разрешать прививать своих детей в школах и детских садах? Какой потенциальный вред выше: от введенной вакцины или от гриппа? Постараемся разобраться, что такое прививка от гриппа и для чего она нужна.

Общие сведения о прививке

Противопоказания к прививке от гриппа детям 5 летВакцинацию против гриппа сегодня делают большинству детей, начиная с шестимесячного возраста. Противогриппозные вакцины помогают организму ребенка выработать иммунитет, который защитит ребенка во время реального заражения гриппом.

Для прививок детям чаще всего используются следующие препараты:

  • Гриппол плюс (Россия);
  • Ваксигрип (Франция);
  • Грифор или Ультрикс Форте (Россия);
  • Флюарикс (Бельгия);
  • Бегривак (Германия);
  • Инфлювак (Голландия);
  • АГХ-вакцина (Россия);
  • Грипповак (Россия).

Между отечественными вакцинами и зарубежными особых отличий нет. Разница лишь в том, что в российских препаратах меньшее число вирусных частиц и наличие иммуностимулирующего препарата Полиоксидония. Эффективность вакцин отечественного и зарубежного производителя одинакова на всей территории земного шара. Ведь вирусы гриппа не подразделяются на виды, распространенные на территории одной страны. В Канаде дети будут подвержены заражению тем же вирусом гриппа, что и школьники в Сибири.

Поможет ли вакцинация от ОРВИ

Противопоказания к прививке от гриппа детям 5 летОРВИ – это собирательное название всех респираторных заболеваний, вызываемых вирусами. К таким видам относится и грипп. Поэтому вакцина против гриппа помогает только от одного вида ОРВИ.

Как таковой прививки от ОРВИ нет, можно привиться только от конкретных болезней из этой группы.

Кроме того, прививка не спасет от обычной простуды. Легкие формы заболевания вполне могут проявиться у привитых детей, но при этом заражения тяжелыми формами гриппа не произойдет.

В каком возрасте делают прививки от гриппа

Вакцинация проводится у детей в разных возрастных группах:

  • До трех лет;
  • Детский сад;
  • Школьники.

Противопоказания к прививке от гриппа детям 5 летДетям до 3 лет вводят более мягкие по своему действию вакцины: Бегривак, Грипповак и Инфлювак. Эти вакцины действуют более деликатно, оказывая влияние непосредственно на клетки иммунитета. После вакцинации создается устойчивый иммунитет, который в случае заражения ребенка даст устойчивый отпор вирусам гриппа.

В детском саду с родителей берется письменный документ, в котором они обязаны отметить свое согласие или несогласие с проведением вакцинации их ребенку. Детям в этом возрасте также ставят хорошие препараты для профилактики гриппа, однако возможны некоторые побочные эффекты.

В школах также вакцинация детей проводится с письменного согласия родителей. Как правило, прививки ставятся осенью, в начале учебного года (приблизительно, в октябре), когда иммунные силы находятся на спаде. В основном, ставятся препараты, разрешенные к применению детям с 6 и с 12 лет: Гриппол, Грифол, Ваксигриппп или АГХ-вакцина. В некоторых случаях применяется вакцина Ваксигрипп. Этот препарат разрешено вводить детям, начиная с шестимесячного возраста.

Показания и противопоказания к прививкам от гриппа

В случае с детьми вопрос о постановке прививок решают родители. Однако им важно прислушиваться к мнению официальной медицины и, в частности, врачей-педиатров. По мнению официальной науки, показаниями к вакцинации ребенка могут быть следующие признаки:

  • Полугодовалый возраст ребенка (когда заканчивает свое действие иммунитет, полученный от матери);
  • Дети, у которых наблюдается частое заражение болезнями из группы ОРВИ;
  • Заболевания органов дыхания в хронической форме;
  • Патологии кроветворной системы и сердечнососудистой системы;
  • Заболевания почек;
  • Иммунодефицит.

Противопоказания к прививке от гриппа детям 5 летТакже родителям необходимо помнить, что одним из самых опасных осложнений при ОРВИ может стать пневмония. В тяжелых случаях эта болезнь может привести к летальному исходу. Дети подвержены возникновению осложнения в большей степени, нежели взрослые. Это происходит из-за несовершенства иммунной защиты организма в детском возрасте.

Прививка от гриппа поможет избежать заражения опасным вирусом, и, как следствие, не даст произойти осложнениям.

Среди неоспоримых плюсов вакцины, имеется ряд противопоказаний, при наличии которых ставить детям прививку запрещено:

  • Аллергические реакции на компоненты вакцины (в состав вакцины входят антигены, выращенные на свиных и куриных эмбрионах);
  • Заболевание ребенка ОРВИ (или ОРЗ) и несколько дней после выздоровления;
  • При наличии хронических заболеваний, находящихся в стадии обострения;
  • Возраст до 6 месяцев.

Возможные последствия после прививки и реакция организма

Обычно вакцина переносится ребенком хорошо, без каких-либо внешних проявлений. Медицинским работникам следует внимательно наблюдать за детьми не только сразу после вакцинации, но и на протяжении следующего получаса.

К реакциям организма на прививку можно отнести следующие проявления:

  • На второй-третий день после прививки может наблюдаться незначительное повышение температуры;
  • Небольшое покраснение горла;
  • Дети, у которых диагностированы хронические заболевания, могут испытывать симптомы, похожие на несильную простуду: боль в горле, общее недомогание, насморк;
  • Покраснение и припухлость в области укола;
  • В редких случаях возможны боли в мышцах и аллергические реакции.

Все симптомы, как правило, проходят самостоятельно через несколько дней после появления. В некоторых случаях возможно медикаментозное облегчение симптомов. Например, для уменьшения аллергии разрешается прием антигистаминных препаратов, а при повышении температуры до 38 градусов – прием жаропонижающих средств.

Тяжелых случаев осложнений или последствий после вакцинации детей официальной статистикой зарегистрировано не было.

Противопоказания к прививке от гриппа детям 5 летСреди последствий многие родители указывают угнетение собственного иммунитета ребенка. То есть, по их мнению, вакцинация убивает собственные защитные силы детского организма. Такие утверждения появляются после того, как ребенку поставили прививку, а он начал чувствовать себя хуже или даже заболел. В этом случае, на взгляд родителей, причиной недомогания их ребенка стала именно прививка. Однако это не так.

Если после прививки состояние ребенка ухудшилось, то существует два возможных объяснения этому явлению:

1. Это обычная реакция организма на прививку и она пройдет через 2-3 дня;

2. В организме ребенка уже шли патологические процессы, а введение вакцины просто выявило их.

Во втором случае родителям следует только порадоваться, что болезнь проявилась раньше своего срока и ее можно вылечить в самом начале.

Второе бытующее мнение противником вакцинации – прививки делают детей умственно-отсталыми. Еще одно в корне неверное предположение. Разумеется, для многих гораздо удобнее свалить вину за состояние ребенка на вакцину. Но при этом никто из них не задумывался о том, что изменения в мозге – это результат воздействия нескольких факторов. Ни одна вакцина в мире не сможет сделать из здорового ребенка инвалида при отсутствии других воздействий.

Читайте также:  Противопоказания при наращивании ногтей

Безусловно, встречаются случаи введения некачественной (поддельной или просроченной) вакцины, которые могут привести к печальным последствиям. Однако важно понимать, что такие случаи единичны и не стоит после таких ужасных случаев всю вину валить на вакцинацию в целом. Кроме того, воздействие некачественной вакцины на нервную систему ребенка – это преступление тех, кто в ответе за качество материала, из которого произведена вакцина. В этом случае винить следует тех преступников, которые сделали такое средство профилактики гриппа, но никак не саму профилактику.

Поэтому если кто-то из родителей, потрясая кулаками, начнет кампанию против прививок в классе или группе детского сада, необходимо выяснить его доводы и подвергнуть их сомнению: спрашивать, не соглашаться, просить обосновать конкретными фактами. Ведь многие взрослые, услышав где-то о прививке, которая сделала ребенка инвалидом, забывают о тех тысячах детей, которым она спасла жизнь.

Рекомендации

Для того чтобы определиться, нужна ли вакцинация ребенку, родителям следует подходить к этому вопросу разумно и без лишней предубежденности. В качестве рекомендаций по принятию решения, можно дать следующие советы:

  • Проконсультироваться у иммунолога. Врач такой узкой направленности сможет оценить общее состояние ребенка и даст рекомендации по вакцинации;
  • Современные вакцины редко вызывают осложнения после применения;
  • После вакцинации шанс заболеть гриппом снижается до 10%. В случае заражения, болезнь протекает значительно легче и быстрее;
  • У ребенка меньше шансов заразиться в коллективе от уже заболевших детей, если вакцинация сделана вовремя;
  • Каждый год штамм вирусов меняется (мутирует), поэтому вакцину также совершенствуют;
  • Срок действия вакцины не безграничен. Прошлогодний укол не в силах защитить ребенка от болезней в текущем году.

Противопоказания к прививке от гриппа детям 5 летЛюбая вакцинация – дело исключительно добровольное. Ни один врач не будет насильно заставлять делать прививку. Это на сто процентов верно и для вакцинации против гриппа. Родителям важно помнить, что потенциальный вред от введения вакцины гораздо ниже, чем последствия гриппа, которым может заразиться их ребенок.

Стоит учитывать, что даже самая совершенная вакцина не защитит ребенка на сто процентов. Шанс заболеть гриппом у привитого ребенка все-таки есть. Но, во-первых, он гораздо меньше по сравнению с непривитыми детьми, а, во-вторых, само течение болезни будет гораздо легче и короче.

Источник

Âàêöèíàöèÿ íàñåëåíèÿ

Ìîíèòîðèíã çàáîëåâàåìîñòè ÎÐÂÈ è ãðèïïîì íàñåëåíèÿ

Íàñòóïàåò îñåíü è âñåì, êðîìå ò¸ïëîé îäåæäû, çîíòèêîâ è êðåïêîé îáóâè íóæíà äðóãàÿ, íå ìåíåå âàæíàÿ çàùèòà. Ñ íàñòóïëåíèåì õîëîäîâ è ìîêðîé ïîãîäû ÷åëîâåêó íåîáõîäèìà ïîìîùü îò ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå íàñ àòàêóþò ñ íà÷àëà îñåíè è äî ãëóáîêîé âåñíû. Ñàìîå âðåìÿ ïðèíÿòü ìåðû ïî çàùèòå îò ãðèïïà.

Íà ñåãîäíÿ îäèí èç ïðåäëàãàåìûõ âðà÷àìè ìåòîäîâ áîðüáû ñ âèðóñîì — ýòî âàêöèíàöèÿ. Ñòîèò ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Êîìó îíà ïîêàçàíà? Êòî äîëæåí âîçäåðæàòüñÿ îò äàííîé èíúåêöèè? Êàê ïðàâèëüíî ïîäîéòè ê âûáîðó çàùèòû è êàêèå ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè íóæíî ñîáëþñòè äî è ïîñëå âàêöèíàöèè?

Êàê äåéñòâóåò âàêöèíà îò ãðèïïà

Ïðèâèâêà îò îäíîé èç ñàìûõ ãðîçíûõ èíôåêöèé, êîòîðàÿ åæåãîäíî óíîñèò äåñÿòêè òûñÿ÷ ëþäñêèõ æèçíåé, íå ðàáîòàåò êàê ëåêàðñòâî. Îíà íå ñïàñàåò óæå çàáîëåâøèõ, êàê äóìàþò, ìíîãèå. Ëþáàÿ ïðèâèâêà îò ãðèïïà — ýòî ñðåäñòâî, êîòîðîå ïîìîãàåò çàïóñòèòü ñîáñòâåííûå çàùèòíûå ñèëû îðãàíèçìà, ïîìîãàåò åìó áîðîòüñÿ ñ èíôåêöèåé, ïîäãîòàâëèâàÿ åãî ê âñòðå÷å ñ âèðóñîì.

Êàêîé ñîñòàâ ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Îí ìîæåò îòëè÷àòüñÿ, òàê êàê âàêöèíû ìîãóò áûòü:

  • æèâûå, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäÿò ëèáî îñëàáëåííûå ìèêðîîðãàíèçìû,ëèáî âîçáóäèòåëè íå âûçûâàþùèå çàáîëåâàíèÿ, íî ñïîñîáñòâóþùèå ôîðìèðîâàíèþ èììóíèòåòà ïðîòèâ ãðèïïà;
  • èíàêòèâèðîâàííûå, òî åñòü óáèòûå.

Ïîñëåäíèå ïîëó÷àþò ïóò¸ì âûðàùèâàíèÿ âèðóñà ãðèïïà íà êóðèíûõ ýìáðèîíàõ, ïîñëå ÷åãî èõ î÷èùàþò îò ïðèìåñåé è îáåçâðåæèâàþò ôèçè÷åñêèìè èëè õèìè÷åñêèìè ìåòîäàìè (ôîðìàëüäåãèä, óëüòðàôèîëåòîâîå èçëó÷åíèå è òàê äàëåå).

Èíàêòèâèðîâàííûå âàêöèíû, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîäðàçäåëÿþòñÿ:

  • íà öåëüíîâèðèîííûå âàêöèíû — â èõ ñîñòàâå ñîäåðæàòñÿ ÷àñòèöû âèðóñà èëè âèðèîíû;
  • ðàñùåïë¸ííûå èëè î÷èùåííûå, êîòîðûå íå ñîäåðæàò ëèïèäîâ è êóðèíîãî áåëêà;
  • ñóáúåäèíè÷íûå, ñîñòîÿùèå òîëüêî èç äâóõ âèðóñíûõ áåëêîâ,ó÷àñòâóþùèõ â ôîðìèðîâàíèè èììóííîãî îòâåòà.

Êîãäà äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Çàâèñèò îò âàêöèíû. Íóæíî âíèìàòåëüíî ÷èòàòü èíñòðóêöèþ, òàì óêàçûâàþò â òå÷åíèå êàêîãî âðåìåíè âûðàáàòûâàåòñÿ èììóííàÿ çàùèòà. Ëþáàÿ ïðèâèâêà îò ãðèïïà ñïîñîáñòâóåò âûðàáîòêå àíòèòåë â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà. Ïîñëå ÷åãî ïðè âñòðå÷å ñ ðåàëüíûì âèðóñîì â æèçíè ýòè çàùèòíûå êëåòêè íà÷èíàþò äåéñòâîâàòü. Èììóíèòåò ÷åëîâåêà áûñòðåå ñïðàâëÿåòñÿ ñ ãðèïïîì è çíà÷èòåëüíî ëåã÷å ïåðåíîñèò âñå ñèìïòîìû èíôåêöèè, â òîì ÷èñëå îòñóòñòâóþò òÿæ¸ëûå îñëîæíåíèÿ.

Ñêîëüêî äåéñòâóåò ïðèâèâêà îò ãðèïïà? Çàâèñèò îò âàêöèíû.  îñíîâíîì ïðåïàðàòû çàùèùàþò îò âèðóñà â òå÷åíèå 6 ìåñÿöåâ. Íî íåêîòîðûå çàùèòÿò îò ãðèïïà ìèíèìóì íà äåâÿòü ìåñÿöåâ è äî ãîäà.

Ïî÷åìó íóæíà ïðèâèâêà îò ãðèïïà

 íàøå âðåìÿ èçîáðåòåíî òàê ìíîãî ñðåäñòâ áîðüáû ñ ãðèïïîì, ïî÷åìó æå âðà÷è íàñòàèâàþò íà ïðîâåäåíèè èììóíèçàöèè ïðîòèâ ýòîãî âèðóñà? Íóæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó è äëÿ ÷åãî? Êàêèå ñóùåñòâóþò äîâîäû çà è ïðîòèâ ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà? ×òîáû îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû íóæíî âñïîìíèòü íåñêîëüêî âàæíûõ ôàêòîâ î ñàìîì âèðóñå.

1.   Âñå çíàþò î ñïîñîáå ïåðåäà÷è ãðèïïà âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóò¸ì, íî ìíîãèå çàáûâàþò, ÷òî çàðàçèòüñÿ ìîæíî äàæå ïðè ðàçãîâîðå ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì.

2.    Êàê ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ âèðóñ

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä âèðóñà î÷åíü êîðîòêèé, âñåãî 1-2 äíÿ, â ýòî âðåìÿ ñèìïòîìû îòñóòñòâóþò, à ìèêðîîðãàíèçì óæå àêòèâíî ðàçìíîæàåòñÿ.

3.   Ïðè÷èíû ïîâòîðíûõ ýïèäåìèé ãðèïïà — ýòî óíèêàëüíàÿ èçìåí÷èâîñòü áåëêîâ ìèêðîîðãàíèçìà, ïîýòîìó ëþäè, ïåðåáîëåâøèå îäíèì âàðèàíòîì áîëåçíè, ìîãóò çàáîëåòü ïðàêòè÷åñêè ñðàçó äðóãèì òèïîì ãðèïïà.

4.   Âèðóñ ðàçìíîæàåòñÿ ìîëíèåíîñíî ïîñëå ïîïàäàíèÿ íà âåðõíèå äûõàòåëüíûå ïóòè. Ñïóñòÿ âñåãî 8 ÷àñîâ, åãî êîëè÷åñòâî óâåëè÷èâàåòñÿ â òûñÿ÷è.

5.   Îïòèìàëüíûå ñðîêè âàêöèíàöèè îò ãðèïïà — ýòî íà÷àëî îñåíè (ñåíòÿáðü è îêòÿáðü) òàê êàê íà âûðàáîòêó çàùèòû íóæíî êàê ìèíèìóì 2-4 íåäåëè, â ÿíâàðå âàêöèíàöèÿ ïðàêòè÷åñêè áåñïîëåçíà, ÷òî íóæíî ïîìíèòü åñëè ïîÿâèëîñü æåëàíèå ïðèâèòüñÿ.

6.   Áîëåçíü ïðèâîäèò ê ìíîãî÷èñëåííûì îñëîæíåíèÿì: ïíåâìîíèÿ, çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê è ãîëîâíîãî ìîçãà, ëåòàëüíûå èñõîäû.

Читайте также:  Противопоказания в еде при язве желудка

7.   Åñëè ëå÷åíèå íà÷àòî ñ îïîçäàíèåì — îíî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óæå íåýôôåêòèâíî.

Íóæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà âçðîñëîìó ÷åëîâåêó, âåäü åãî îðãàíèçì ïî ñðàâíåíèþ ñ ðåá¸íêîì ëåã÷å ïåðåíîñèò ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ? Ïðèâèâêà íóæíà âñåì, îñîáåííî îïðåäåë¸ííûì êàòåãîðèÿì íàñåëåíèÿ, îòíîñÿùèìñÿ ê ãðóïïå ðèñêà:

  • êàòåãîðèÿ ÷àñòî äëèòåëüíî áîëåþùèõ;
  • ëþäè íåçàâèñèìî îò âîçðàñòà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè âíóòðåííèõ îðãàíîâ;
  • ëèöà ïîæèëîãî âîçðàñòà;
  • ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè;
  • ðàáîòíèêè äåòñêèõ äîìîâ, øêîë è ñàäèêîâ;
  • ìîæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ïðè îíêîëîãèè? — äà, âñåì ëþäÿì ñî ñíèæåííûì èììóíèòåòîì îíà ïîêàçàíà;
  • âñå ëþäè, äëèòåëüíî íàõîäÿùèåñÿ â îðãàíèçîâàííûõ êîëëåêòèâàõ (ïðîæèâàþùèå â îáùåæèòèè, äîìàõ ïðåñòàðåëûõ).

Êàê è ãäå äåëàþò ïðèâèâêó îò ãðèïïà

Ãäå ìîæíî ñäåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Âàêöèíàöèþ ïðîâîäÿò ÷àùå â ïîëèêëèíèêå. Íî äîïîëíèòåëüíî ïðèâèâêó ìîæíî ñäåëàòü è â äðóãèõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ãäå åñòü ñïåöèàëüíîå îáîðóäîâàííîå ïîìåùåíèå è ðàçðåøåíèå íà ïðîâåäåíèå òàêèõ ïðîöåäóð:

  • â ìåäèöèíñêîì êàáèíåòå äåòñêîãî ñàäèêà èëè øêîëû;
  • â îáîðóäîâàííûõ êàáèíåòàõ íà ïðåäïðèÿòèÿõ;
  • â áîëüíèöàõ;
  • íà ïëàòíîé îñíîâå ïðèâèâêó îò ãðèïïà äåëàþò â ìåäèöèíñêèõ êîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèÿõ.

Êàê â ïîëèêëèíèêå ñäåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Åñëè ÷åëîâåê îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå ðèñêà — âàêöèíàöèÿ ïëàíèðîâàòüñÿ äîëæíà çàðàíåå.  ýòîì ñëó÷àå ó÷àñòêîâàÿ ìåäñåñòðà ñîñòàâëÿåò ñïèñêè íóæäàþùèõñÿ è ïðèãëàøàåò èõ íà ïðèâèâêó îò ãðèïïà âî âðåìÿ íà÷àëà ñåçîíà ïðîñòóäû. ×åëîâåê ïðèõîäèò íà ïðè¸ì, åãî îñìàòðèâàåò âðà÷, íàïðàâëÿåò íà îáñëåäîâàíèÿ, ïîñëå êîòîðûõ åñëè ÷åëîâåê çäîðîâ — îí íàïðàâëÿåòñÿ â ïðîöåäóðíûé êàáèíåò íà ïðèâèâêó.

Äðóãîé âàðèàíò, åñëè ÷åëîâåê îáðàòèëñÿ ê âðà÷ó, ÷òîáû ñäåëàòü ïðèâèâêó íà ïëàòíîé îñíîâå (òî åñòü îí íå âõîäèò â ãðóïïó ðèñêà). Òîãäà âàêöèíó íóæíî ïðèîáðåñòè çà ñâîé ñ÷¸ò (ìîæíî âûáðàòü èç èìåþùèõñÿ â ïîëèêëèíèêå èëè çàêàçàòü â äðóãîì ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè), çàïèñàòüñÿ íà ïðè¸ì ê âðà÷ó, êîòîðûé è íàïðàâèò íà âàêöèíàöèþ.

Êóäà äåëàþò ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Ââåäåíèå âàêöèíû äåëàåòñÿ ïîäêîæíî èëè âíóòðèìûøå÷íî â äåëüòîâèäíóþ ìûøöó. Ïîäêîæíî ââîäèòñÿ ïðåïàðàò â ïëå÷î èëè â ïîäëîïàòî÷íóþ îáëàñòü. Æèâûå âàêöèíû ìîæíî ââîäèòü èíòðàíàçàëüíî.

Ìîæíî ëè äåëàòü áåðåìåííûì ïðèâèâêó îò ãðèïïà

Îäèí èç âàæíûõ âîïðîñîâ, ñâÿçàííûé ñ âàêöèíàöèåé ïðîòèâ ãðèïïà — ìîæíî ëè ïðèâèâàòü áåðåìåííûõ? Ýòà îñîáàÿ êàòåãîðèÿ ïàöèåíòîâ, ëå÷åíèå êîòîðûõ ïðîâîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì. Èì çàïðåùåíû ïðàêòè÷åñêè âñå ïðåïàðàòû îò ãðèïïà, à ïðèâèâêè ïîä çàïðåòîì, âåäü íèêòî íå çíàåò, êàê âàêöèíà îòðàçèòñÿ íà çäîðîâüå áóäóùåãî ðåá¸íêà.

Òàê ìîæíî ëè äåëàòü áåðåìåííûì æåíùèíàì ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Íà áîëüøèíñòâå àííîòàöèé ê ïðåïàðàòàì íàïèñàíà ñòðîêà, ÷òî áåðåìåííûì ìîæíî èñïîëüçîâàòü åãî â ñëó÷àå, åñëè ïîëüçà ïðåâûøàåò ïðåäïîëàãàåìûé âðåä áóäóùåìó ðåá¸íêó. È ýòî ïîíÿòíî, âåäü âñå ëåêàðñòâåííûå è ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðåïàðàòû íå òåñòèðóþòñÿ íà áåðåìåííûõ æåíùèíàõ. ×òî êàñàåòñÿ ïðèâèâêè îò ãðèïïà — å¸ ðàçðåøåíî äåëàòü áåðåìåííûì æåíùèíàì, íî âûáèðàòü íóæíî êà÷åñòâåííóþ èíàêòèâèðîâàííóþ âàêöèíó.

Ìîæíî ëè êîðìÿùåé ìàìå äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? — äà, ìîæíî è íåîáõîäèìî. Îñëàáëåííûé ïîñëå ðîäîâ îðãàíèçì æåíùèíû êðàéíå âîñïðèèì÷èâ ê èíôåêöèÿì, à ãðèïï ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæ¸ëûì ïîñëåäñòâèÿì, åñëè èììóíèòåò ñëàá (êîðìÿùèå ìàìû ïëîõî ñïÿò è ìíîãî íåðâíè÷àþò). Êðîìå ýòîãî, òàêèå ïðèâèâêè åù¸ îäèí ñïîñîá çàùèòèòü ìàëûøà, âåäü âñå çàùèòíûå êëåòêè ïåðåäàþòñÿ ðåá¸íêó ñ ìàìèíûì ìîëîêîì.

Ìîæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ïðè ïëàíèðîâàíèè áåðåìåííîñòè? — íå òîëüêî ìîæíî, íî è íóæíî.  ïåðèîä ïîäãîòîâêè æåíùèíû ê áåðåìåííîñòè íóæíî ìàêñèìàëüíî çàùèòèòü îðãàíèçì îò âîçìîæíûõ èíôåêöèé. Ãðèïï âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè íå òîëüêî ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ ðàçâèòèÿ ïëîäà, íî è ê âûêèäûøó. Ïîýòîìó ïðèâèâêà ñïàñ¸ò ìàìó îò èíôåêöèè è áóäóùåãî ìàëûøà.

Ïðèâèâêà îò ãðèïïà â äåòñêîì âîçðàñòå

Ñòîèò ëè ðåá¸íêó äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Çà÷åì ìàëûøà âàêöèíèðîâàòü? Èç-çà ðàñïðîñòðàí¸ííîñòè è òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ, êîòîðîå ãðîçèò ìíîãî÷èñëåííûìè îñëîæíåíèÿìè, ïðèâèâêà ïîêàçàíà âñåì äåòÿì, îñîáåííî îñëàáëåííûì è ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè. Äåòè òîæå âõîäÿò â êàòåãîðèþ íóæäàþùèõñÿ, ïîýòîìó èõ ïðèâèâàþò áåñïëàòíî.

Íî ó âàêöèíàöèè îò ãðèïïà ñîâñåì ìàëåíüêèõ äåòåé åñòü ñâîè îñîáåííîñòè, à èìåííî:

  • äåòåé ïðàêòè÷åñêè íå ïðèâèâàþò ñ ðîæäåíèÿ;
  • âîçðàñò, îïòèìàëüíûé äëÿïðîâåäåíèÿ ïðèâèâêè îò ãðèïïà — íà÷èíàÿ ñ 6 ìåñÿöåâ;
  • áîëüøèíñòâî âàêöèí ââîäÿò ìàëûøàì äâóêðàòíî;
  • ïðèâèâêó îò ãðèïïà äåëàþò â îáëàñòü áåäðà.

Ýòîìó åñòü îáúÿñíåíèÿ. Ìàìèí èììóíèòåò äåéñòâóåò ïðèáëèçèòåëüíî 6 ìåñÿöåâ — ïîýòîìó ðåá¸íêà ïðèâèâàþò ñ ïîëóãîäà. Âàêöèíó äåëàþò äâàæäû âòîðóþ ñïóñòÿ ìåñÿö, ÷òîáû èììóíèòåò ëó÷øå ñðàáîòàë. Äåëî â òîì, ÷òî âçðîñëûå âñòðå÷àëèñü ñ âèðóñîì â åñòåñòâåííûõ óñëîâèÿõ, ó íèõ ñðàáàòûâàåò èììóííàÿ ïàìÿòü. Ó áîëüøèíñòâà ìàëåíüêèõ äåòåé å¸ íåò.

Ñ êàêîãî âîçðàñòà ìîæíî äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ðåá¸íêó? Áîëüøèíñòâî âàêöèí îò ãðèïïà äåòÿì ìîæíî äåëàòü òîëüêî ñïóñòÿ 6 ìåñÿöåâ ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ âàêöèíàöèþ äåëàþò äî øåñòè ìåñÿöåâ, ïî ñòðîãèì ïîêàçàíèÿì.

Ïî÷åìó ìàëûøåé ïðèâèâàþò, ââîäÿ ïðåïàðàò â îáëàñòü áåäðà? Ýòî îïòèìàëüíîå ìåñòî äëÿ âàêöèíàöèè, åñëè âäðóã ðàçîâü¸òñÿ ðåàêöèÿ íà âàêöèíó, ëåã÷å ïðîâîäèòü ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ (íàëîæåíèå æãóòà).

Âàæíûé âîïðîñ, çàáîòÿùèé ðîäèòåëåé — äåëàòü ëè ðåá¸íêó ïðèâèâêó îò ãðèïïà â äåòñêîì ñàäó? Äåòè êàê íèêòî íóæäàþòñÿ â äîïîëíèòåëüíîé çàùèòå îò ãðèïïà.  ñêó÷åííîì êîëëåêòèâå âåðîÿòíîñòü çàáîëåòü íàìíîãî âûøå. Ïîýòîìó äåòåé îòíîñÿò ê êàòåãîðèè ÷àñòî áîëåþùèõ. Êàê ïðàâèëüíî çàùèòèòü äåòñàäîâñêîãî ìàëûøà îò áîëåçíè?

1.   Â èäåàëå äîëæíû áûòü ïðèâèòû âñå äåòè â êîëëåêòèâå.

2.   Âçðîñëûõ, ïðîæèâàþùèõ íà îäíîé òåððèòîðèè ñ ðåá¸íêîì òîæå íóæíî ïðîâàêöèíèðîâàòü.

3.   Çà òðè äíÿ äî ïðåäïîëàãàåìîé âàêöèíàöèè íóæíî ìàêñèìàëüíî èñêëþ÷èòü êîíòàêòû ìàëûøà ñ äðóãèìè ëþäüìè, îñîáåííî, áîëåþùèìè.

4.   Òðè äíÿ ïîñëå ïðèâèâêè, åãî íåëüçÿ âûâîäèòü â ìåñòà ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ëþäåé (òàì ìîãóò îêàçàòüñÿ áîëüíûå ãðèïïîì).

Ëó÷øå åñëè ðåá¸íîê ïîñëå ïðèâèâêè ïîáóäåò äîìà â òå÷åíèå íåäåëè. Òàê, ñíèçèòñÿ âåðîÿòíîñòü çàáîëåòü âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ âàêöèíàöèè îò ãðèïïà, êîãäà èììóíèòåò îñëàáëåí.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèâèâêå îò ãðèïïà

Êàæäàÿ âàêöèíà èìååò ñòðîãèå îãðàíè÷åíèÿ, ñïèñîê òåõ çàáîëåâàíèé è ñëó÷àåâ, êîãäà å¸ ââîäèòü íå ñòîèò èç-çà âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ òÿæ¸ëûõ îñëîæíåíèé.

Êàêîé êàòåãîðèè ëþäåé ïðèâèâêà îò ãðèïïà àáñîëþòíî ïðîòèâîïîêàçàíà?

1.   Âñåì, ó êîãî åñòü àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê. Íåëüçÿ ââîäèòü òîëüêî òå âàêöèíû, êîòîðûå ñäåëàíû ñ èñïîëüçîâàíèåì êóðèíîãî áåëêà è ñîäåðæàò åãî ÷àñòèöû. Îá àëëåðãèè íóæíî ïðåäóïðåäèòü âðà÷à.

Читайте также:  Противопоказания к бандажированию желудка

2.   Äåòñêèé âîçðàñò äî øåñòè ìåñÿöåâ.

3.   Åñëè ðàíåå áûëè ðåàêöèè íà îäèí èç êîìïîíåíòîâ ïðåïàðàòà — âàêöèíàöèþ ëó÷øå íå ïðîâîäèòü.

4.   Âðåìåííûé ìåäîòâîä îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà ïîëó÷àò âñå, êòî çàáîëåë îñòðîé èíôåêöèåé èëè åñëè îáîñòðèëîñü õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå.  ýòîì ñëó÷àå íóæíî ïîäîæäàòü äî ïîëíîãî âûçäîðîâëåíèÿ êàê ìèíèìóì 2-4 íåäåëè.

Îíêîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, áåðåìåííîñòü, èììóíîäåôèöèòíûå ñîñòîÿíèÿ íå ÿâëÿþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ïðîâåäåíèþ ïðèâèâêè. Âñåì, êòî ñòðàäàåò äàííûìè çàáîëåâàíèÿìè, âàêöèíàöèÿ, íàîáîðîò, íóæíà, âåäü ó íèõ ïîâûøåíà âåðîÿòíîñòü ïåðåíåñòè èíôåêöèþ è å¸ îñëîæíåíèÿ â ñåçîí ïðîñòóäû.

Êîìó íåëüçÿ äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Åù¸ îäíà êàòåãîðèÿ — ýòî ëþäè ñ íà÷èíàþùèìèñÿ ñèìïòîìàìè. Ãîëîâíàÿ áîëü, ë¸ãêàÿ çàëîæåííîñòü íîñà è îùóùåíèÿ áîëåé â ñóñòàâàõ ìîãóò áûòü íà÷àëüíûìè ïðèçíàêàìè ãðèïïà. Ëþáîå íåçíàêîìîå èëè ìàëîçíà÷èòåëüíîå, íà ïåðâûé âçãëÿä, ïðîÿâëåíèå çàáîëåâàíèÿ, ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ïðîâåäåíèþ ïðèâèâêè.

Âîçìîæíûå ðåàêöèè è îñëîæíåíèÿ

Íåñìîòðÿ íà øèðîêóþ ïðîïàãàíäó ïðîòèâ ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê îò ãðèïïà — ýòî ïðîñòàÿ è íàä¸æíàÿ çàùèòà, åñëè ïðàâèëüíî âûïîëíèòü âñå óñëîâèÿ:

  • ìàêñèìàëüíûé âñåîáùèé îõâàò ïðèâèâêàìè îêðóæàþùèõ;
  • èçîëèðîâàòü áîëüíûõ, åñëè òàêîâûå åñòü â äîìå;
  • íóæíî ïîñòàðàòüñÿ íå ñòàëêèâàòüñÿ ñ áîëüíûìè ëþäüìè, âåäü íà ïðèâèâêó íåðåäêî ïðèõîäÿò óæå çàðàæ¸ííûå ñàìè î òîì íå äîãàäûâàÿñü;
  • íóæíî óçíàòü áîëüøå î ñàìîé ïðèâèâêå ó ìåäðàáîòíèêîâ.

Ïî÷åìó ìîæåò áîëåòü ðóêà ïîñëå ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Ðàñùåïë¸ííûå è ñóáúåäèíè÷íûå âàêöèíû èíîãäà äàþò òàêèå ðåàêöèè, íî íåäîëãî. Êðîìå ýòîãî, áîëåçíåííîñòü â ìåñòå ââåäåíèÿ âàêöèíû èñïûòûâàþò ÷àùå âïå÷àòëèòåëüíûå ëþäè.  òå÷åíèå 1-2 äíåé ýòà ðåàêöèÿ ïðîõîäèò.

Ðåàêòîãåííîñòü ó ïðèâèâîê îò ãðèïïà (ñïîñîáíîñòü ïðåïàðàòà ïðèâåñòè ê êàêèì-ëèáî îñëîæíåíèÿì ó ÷åëîâåêà) ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò. Íî êàê ÷åëîâåê îòðåàãèðóåò íà ïðåïàðàò âñåãäà çàâèñèò îò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà.

×òî ìîæåò ñëó÷èòüñÿ ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû:

  • îäíà èç âîçìîæíûõ ðåàêöèé íà ïðèâèâêó îò ãðèïïà — ýòî àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê èëè êàêîé-ëèáî êîìïîíåíò âàêöèíû;
  • îò èíàêòèâèðîâàííûõ âàêöèí èíîãäà ïîÿâëÿåòñÿ ìåñòíàÿ ðåàêöèÿ â âèäå èíôèëüòðàòà (áîëåçíåííîñòü è ïîêðàñíåíèå â ìåñòå ââåäåíèÿ);
  • îäíèì èç ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ ïðèâèâêè îò ãðèïïà ÿâëÿåòñÿ íåçíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû íå áîëåå ÷åì íà 0,5°C, ïîêðàñíåíèå ãîðëà, ÷òî íàïîìèíàåò îñòðóþ âèðóñíóþ èíôåêöèþ è ÷àùå õàðàêòåðíî äëÿ æèâûõ âàêöèí, íî âñå ñèìïòîìû ïðîõîäÿò ñàìîñòîÿòåëüíî,ñïóñòÿ 1-2äíÿ.

Ìîæíî ëè çàáîëåòü îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà? — íåò, òàêîå ïðàêòè÷åñêè èñêëþ÷åíî. Åñòü òîëüêî ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî æèâîé âèðóñ â èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò ìóòèðîâàòü è âûçâàòü çàáîëåâàíèå, íî òàêèõ ôàêòîâ íå áûëî.

Íåîäíîêðàòíî ìîæíî óñëûøàòü èñòîðèè, ÷òî ïîñëå âàêöèíàöèè ÷åëîâåê ïåðåáîëåë èëè ïåðåí¸ñ å¸ î÷åíü ïëîõî. Âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê íèêòî íå çàñòðàõîâàí îò ââåäåíèÿ íåêà÷åñòâåííîé âàêöèíû (ê ñîæàëåíèþ, îá ýòîì óçíàþò òîëüêî ïîñëå âàêöèíàöèè) èëè îò âñòðå÷è ñ óæå áîëåþùèì ÷åëîâåêîì, ïîñëå ÷åãî ìîæíî çàáîëåòü ãðèïïîì. Ìíîãèå çàáûâàþò ðàññêàçàòü âðà÷ó ïðî îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.

Îñëîæíåíèÿ îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà îôèöèàëüíî íå çàðåãèñòðèðîâàíû. Ëþáîé ñëó÷àé òÿæ¸ëîé ðåàêöèè äîëæåí áûòü ðàçîáðàí. Ïðè ïðîÿâëåíèè êàêîé-ëèáî ðåàêöèè ëå÷åíèå ñèìïòîìàòè÷åñêîå.

Î ÷¸ì íóæíî ïîìíèòü ïîñëå ïðèâèâêè

Ñïðàâèòüñÿ ñ ïîñëåäñòâèÿìè ïîìîãàåò èíôîðìèðîâàííîñòü î ïðåïàðàòå. Êðîìå ýòîãî, íèêòî íå çíàåò, êàê îòðåàãèðóåò îðãàíèçì íà ââåäåíèå íîâîãî âåùåñòâà. Ïîýòîìó íå ïîìåøàåò çàïàñòèñü ñàìûìè íåîáõîäèìûìè ëåêàðñòâàìè:

  • æàðîïîíèæàþùåå;
  • ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêîå;
  • îáåçáîëèâàþùåå;
  • óñïîêîèòåëüíîå íà ñëó÷àé ãîëîâíûõ áîëåé èëè ñëèøêîì âûðàæåííîé ðåàêöèè ñî ñòîðîíû íåðâíîé ñèñòåìû.

Êàê âåñòè ñåáÿ ïîñëå âàêöèíàöèè?

1.   Ìîæíî ëè ïèòü àëêîãîëü ïîñëå ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Íåò, ëþáàÿ íàãðóçêà íà ïå÷åíü çàïðåùåíà (à àëêîãîëü, îñòðàÿ ïèùà è âèðóñíûå èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç íàøó ãëàâíóþ ïèùåâàðèòåëüíóþ æåëåçó). ˸ãêîå, íî ñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå è îòñóòñòâèå àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ ïîìîæåò ëåã÷å ïåðåíåñòè âàêöèíàöèþ.

2.   Íå íóæíî åñòü ýêçîòè÷åñêèå ïðîäóêòû. Íèêòî íå çíàåò, ÷åì ýòî îêîí÷èòñÿ. Îøèáî÷íî àëëåðãèþ íà êóñî÷åê íåçíàêîìîãî ôðóêòà ìîæíî ïîñ÷èòàòü çà ðåàêöèþ íà ïðèâèâêó.

3.   Ñòàðàéòåñü èçáåãàòü ëþäíûõ ìåñò è íå ïîñåùàéòå áîëüíèöû è ïîëèêëèíèêè áåç îñîáîé íàäîáíîñòè. Òàêîå ïðîñòîå ïðàâèëî ñíèçèò âåðîÿòíîñòü âñòðåòèòüñÿ ñ èíôèöèðîâàííûìè âèðóñîì ëþäüìè.

4.   Ìîæíî ëè ìûòüñÿ ïîñëå ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Ýòî íå çàïðåùåíî. Íî ïåðâûå äíè ïîñëå âàêöèíàöèè âàííà, ïëàâàíèå â áàññåéíå è â ïðèðîäíûõ âîäî¸ìàõ âðåìåííî ïîä çàïðåòîì. Äëèòåëüíîå íàõîæäåíèå â âàííîé ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçäðàæåíèþ ìåñòà ââåäåíèÿ âàêöèíû. À â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ ïîñëå ïðèâèâêè ëåãêî çàðàçèòüñÿ. Ëó÷øå ïðèíÿòü äóø, ïðè ýòîì ìåñòî ââåäåíèÿ èíúåêöèè íåëüçÿ ðàñòèðàòü ãóáêîé.

Íå âñå çíàþò èëè ïîìíÿò îá ýòèõ ïðàâèëàõ, íî îíè ïîìîãàþò ëåã÷å ïåðåíåñòè âîçìîæíûå ðåàêöèè.

Âûáîð âàêöèí äëÿ ïðèâèâêè

Ñåé÷àñ ïîëèêëèíèêè íàïîìèíàþò àïòåêè, â êîòîðûõ ìíîãî ðàçëè÷íûõ ïðåïàðàòîâ îäíîãî âèäà, à ïðè íåîáõîäèìîñòè ïî æåëàíèþ êëèåíòà ìîæíî çàêàçàòü äðóãèå. Êàê íå çàáëóäèòüñÿ â ýòîì èçîáèëèè âàêöèí äëÿ ïðèâèâîê îò ãðèïïà? Ñàìûé ïðîñòîé âûõîä — ýòî ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñî ñïåöèàëèñòîì î òîì, êàêàÿ èç âàêöèí ëó÷øå ïåðåíîñèòñÿ. Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, åñòü íåñêîëüêî âàðèàíòîâ çàùèòû. Êàêàÿ âàêöèíà îò ãðèïïà ëó÷øå? Âñå îíè ôîðìèðóþò èììóííóþ çàùèòó îò áîëåçíè. Âûáèðàòü íóæíî èñõîäÿ èç òîãî åñòü ëè ó âàñ àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê èëè óæå áûëà ðåàêöèÿ íà êîìïîíåíòû êàêîãî-òî ïðåïàðàòà.

1.   Æèâûå ñîäåðæàò îñëàáëåííûé âèðóñ ãðèïïà: «Âàêöèíà ãðèïïîçíàÿ àëëàíòîèñíàÿ æèâàÿ» (Ðîññèÿ), å¸ äåòÿì íàçíà÷àþò òîëüêî ïîñëå òð¸õ ëåò. Îíà ýôôåêòèâíà, â íå¸ âõîäèò çàùèòà ñðàçó îò òð¸õ øòàììîâ âèðóñà.

2.   Öåëüíîâèðèîííûå âàêöèíû: «Ãðèïïîâàê» (Ðîññèÿ), å¸ íåëüçÿ íàçíà÷àòü äåòÿì äî 7 ëåò è òîìó, ó êîãî åñòü àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê è àíòèáèîòèêè àìèíîãëèêîçèäû.

3.   Ê ðàñùåïë¸ííûì âàêöèíàì îòíîñÿòñÿ «Âàêñèãðèï» (Ôðàíöèÿ), «Áåãðèâàê» (Ãåðìàíèÿ), «Ôëþàðèêñ» (Àíãëèÿ), â íèõ îòñóòñòâóåò êóðèíûé áåëîê, ÷òî õîðîøî äëÿ ëþäåé ñ àëëåðãèåé íà íåãî.

4.   Ñóáúåäèíè÷íûå âàêöèíû: «Èíôëþâàê» (Ãîëëàíäèÿ), «Ãðèïïîë» è «Ãðèïïîë Ïëþñ» (Ðîññèÿ).

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íåïåðåíîñèìîñòü ïðåïàðàòà îáóñëîâëåíà íàðóøåíèåì ïðàâèë âàêöèíàöèè è ïîâåäåíèÿ ñàìîãî ÷åëîâåêà.  èäåàëüíûõ óñëîâèÿõ âñå âàêöèíû ïåðåíîñÿòñÿ íåïëîõî.

Íóæíà ëè ïðèâèâêà îò ãðèïïà? Äà íóæíà, îñîáåííî òåì êàòåãîðèÿì íàñåëåíèÿ, êîòîðûå âõîäÿò â ãðóïïó ðèñêà. Âàêöèíàöèÿ âàæíà äëÿ òåõ, êòî íå õî÷åò íàõîäèòüñÿ äîëãî íà áîëüíè÷íîì. Êàê ñïðàâèòñÿ ñ ïîñëåäñòâèÿìè ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Ëó÷øå âñåãî íå äîïóñòèòü èõ, î ÷¸ì íóæíî ïîáåñïîêîèòüñÿ çàðàíåå, ïîîáùàâøèñü ñ ëå÷àùèì âðà÷îì.

Ðàçúÿñíåíèÿ ïîäãîòîâëåíû ñ èñïîëüçîâàíèåì ìàòåðèàëîâ https://privivku.ru.

Источник