Противопоказания к профессии педагога

Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка

Педагогика

Минск 2013

Образование как социокультурный феномен. Многозначность термина «образование» (ценности, система, процесс, результат).

Человеческое общество не может развиваться от предыдущего опыта от старшего поколения к младшему. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности (социализация-процесс усвоения и последующего воспроизводства социального опыта.) Понятие образование связано с понятием культура с учетом этого образование есть индивидуальная культура развития, вида деятельности которым человек овладевает на основе целостности системы обучения и воспитания. Образование выделяет следующие социокультурные функции: 1.образование способствует вхождению в материальный и духовный мир общества. 2. способ социализации личности одна из главных задач образования — подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни.3.образование-механизм формирующийся общественной и духовной жизни человека. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. 4.Образование является ускорителем процесса развития отдельной личности, так и общества в целом. Итак, из вышесказанного Выделяем 2 основные функции: 1.Воспроизводство культурно-исторического опыта человечества. 2.Развитие личности и общества. Образование рассматривают как: 1. Образование как систему совокупности учебно – воспитатательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. 2. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) — усвоение в учреждении образования системы ЗУН, отношение к миру, себе. 3.Образование как результат обучения и воспитания — достигнутый уроком, в усвоении ЗУН, опыта деятельности и отношений.

Система образования в РБ. Нормативно-законодательная база, структура, типология учреждений образования.

Современная система образования формировалась постепенно в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями. В древней Руси школы были при монастырях. В 19 в. основой была начальная школа, в дальнейшем надстраивались средние и старшие классы, развивалась сеть детских садов и яслей, создание специальных учреждений, вузы для подготовки высококвалифицированных кадров. Под системой образования понимается – совокупность государственных образовательных стандартов и программ реал-их их учебно – воспитательных учреждений и органов управления образованием. Факторами развитиясистемы образования является : 1.уровень развития общественного производства и совершенствования его технических основ. 2.политика государства и интересы разных слоев общества. 3.исторический опыт и национальные особенности в области образования. 4.Педагогические факторы (уровень развития педагогической науки, системы педагогического образования)

Национальная система образования в РБ в соответствии с законом РБ об «образовании» основана на следующих принципах: 1. преорит-ть образования, 2. осуществление перехода к обязательным средствам образования. 3. Доступность дошкольного, среднего, профессионально — технического образования, высшего образования. 4. Преемственность и непрерывных уровней и ступеней образования. 5.Национальная культура основа образования, 6.Приоретет общечеловеческих ценностей. 7. Права человека. 8.Гуманистичность характера образования. 9.Научность. 10.Демократичный характер управления образованием. 11.Светский характер образования. Образование подразделяется на основное и дополнительное: 1.Основное — дошкольное, общее базовое, среднее, проф-техн, средне специальное высшее, послевузовское. 2.специальное образование осуществляется на всех уровнях основного образования. 3.Дополнительное образование осуществляется на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание, и обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров. К учреждениям образования относятся: дошкольные учреждения, учрежд (лицеи, колледжи, вузы), учреждения внешкольного воспитания и обучения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, научно-исследовательские учреждения. Итак, учреждения обеспечивающие получение высшего образования, подготовку специалистов высшей квалификации. Учреждение послевузовского образования — магистратура, аспирантура, доктотура (подготовка научно-педагогических кадров) Единство и непрерывная система образования обеспечивающая согласность учебных планов, программ, создание учебного заведения объединяющих разные виды образования.

Педагогическая профессия и её особенности. Профессиональные требования к личности педагога (противопоказания педагогической профессии).

Профессия — вид труда с определённой системой требований к человеку. Профессия требует специальной подготовки и является источником существования. Различают:1. Педагогическая специальность напрвление профессии — учитель, а специальность — учитель истории. 2.Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональной подготовленности педагога.

Особенности: 1. Перспективность деятельности педагога (опыт прошлого поколения, ориентированный в современной жизни должен проектировать развитие личности на перспективу и будущее) 2. Взаимодействие между педагогом и учащимся. 3.Педагогическая деятельность имеет коллективный характер (например педагогический коллектив образовательного учреждения). 4.Поиск педагогом благоприятной среды для воспитания и бороться с неблагоприятными факторами. 5.Творческий характер педагогической деятельности. 7.Непрерывное образование педагога.

Требования к личности педагога: 1.Высокая гражданская ответственность, социальная активность, 2.Любовь к детям, 3.Духовная культура, интеллигентность. 4.Готовность к созданию новых ценностей и принятия творческих решений, высокий профессионализм. 5.Физическое и психическое здоровье, профессиональная пригодность. 6.Готовность к постоянному самообразованию. 7.Интерес к профессии.

Источник

Перечень требований к личности учителя в современных реалиях

Противопоказания к педагогической деятельности

Личностные социально-профессиональные ориентиры

Гуманистическая составляющая личности преподавателя

Познавательная составляющая личности преподавателя

Рассматривая любой вид профессиональной деятельности, можно заметить, что к нему есть ряд требований, главным из которых является проявление высокого профессионализма. Роль учителя крайне важна в жизни каждого человека, поэтому к его личности выдвигаются повышенные требования. Об этом писали многие известные педагоги.

Перечень требований к личности учителя в современных реалиях

Основа данного списка неоднократно приводилась в книгах по истории педагогики. Развитие общественных отношений привело к тому, что он был расширен, а сами требования ужесточились. Современный учитель должен:

• Быть корректным в общении, отличаться гибкостью ума и любознательностью, обладать чувством юмора, быть доброжелательным по отношению к окружающим, терпеливым, воспитанным, проявляющим мудрость, уважаемым коллегами и учащимися, иметь хорошо поставленную речь.

• Обладать повышенной работоспособностью, уметь сосредотачивать внимание на важных вещах, быть устойчивым к раздражающим факторам, отличаться спокойствием, уметь быстро восстанавливать собственные силы.

• Быть сдержанным, уравновешенным, собранным, уметь четко излагать свои мысли.

• Обладать способностью быстро переключаться между различными видами деятельности, легко адаптироваться к изменению условий, уметь устанавливать деловые контакты и естественно себя вести в обществе плохо знакомых людей.

Противопоказания к педагогической деятельности

Профессия учителя подойдет далеко не каждому. Отказаться от ее получения следует людям, которые:

• Обладают низкоуровневыми убеждениями и идеалами;

• Являются эгоистичными и корыстолюбивыми;

• Равнодушно относятся к детям;

• Имеют низкий уровень развития интеллекта;

• Отличаются слабой силой воли, безынициативны, вспыльчивы;

• Являются носителями определенных психических заболеваний;

• Имеют нарушения в работе опорно-двигательной системы;

• Имеют ярко выраженные дефекты речи или слуха.

Читайте также:  Зверобой трава лечебные свойства и противопоказания как заготовить на зиму

Все перечисленные выше противопоказания выявляются на стадии профессионального отбора.

Рассмотрение учителя как субъекта профессиональной деятельности

Такое понятие, как высококомпетентный труд, подразумевает под собой ведение педагогической деятельности на высочайшем уровне, что предполагает наличие тесного общения между коллегами, реализацию личностных особенностей учителя, достижение высоких результатов в образовательно-воспитательном процессе.

Учитель в качестве субъекта должен:

• Обладать необходимыми психофизиологическими свойствами, т. е. Иметь природные задатки к выбранной профессии;

• Быть направленной личностью;

• Обладать необходимым уровнем знаний.

Педагог, являющийся настоящим профессионалом своего дела, должен придерживаться четко очерченной профессиональной позиции. Это будет способствовать его выражению в качестве субъекта, выбранного вида деятельности.

Позиция, занимаемая учителем, может быть разделена на две составляющих. Первая из них – это профессиональная позиция, вторая – социальная. Последняя позиция формируется на основе взглядов педагога, его личностных ценностей и идеалов, выделение которых произошло еще в детско-юношеском возрасте. Что же касается профессиональной позиции, то на нее оказывается влияние рабочих установок и индивидуальных особенностей личности, которыми являются характер и тип темперамента.

В процессе рассмотрения данного вопроса можно выделить два понятия. Первое из них – это «педагогический талант», представляющий собой наличие у индивидуума природных способностей, которые позволяют ему успешно заниматься педагогической деятельностью. Второе понятие – «педагогическая квалификация». Она базируется на уровне подготовки человека к тому, чтобы работать учителем. Это значит, что у него есть соответствующее образование, все необходимые умения и навыки. Благодаря всему, что написано выше, не составит труда сделать вывод, что стать настоящим профессионалом своего дела в области педагогики можно только при условии наличия врожденного таланта к данной области, который гармонично дополнен полученными знаниями.

Личностные социально-профессиональные ориентиры

В процессе формирования профессиональной направленности личности преподавателя на нее оказывается влияние со стороны множества факторов. Это ценности педагогической деятельности, гуманистические установки, связанные с выбранной профессией, развитие рефлексии и ряда других способностей. Их учет позволяет построить конструктивный диалог с окружающими и успешно взаимодействовать с ними.

Учитель, личность которого педагогически направлена, испытывает неподдельный интерес к работе. Ему доставляет удовольствие общение с учениками, он творчески подходит к выполнению своих прямых обязанностей, занимается самообразованием и стремится всячески повысить уровень квалификации. Такой преподаватель не мыслит своей жизни без процесса профессионального самопознания, который требует осознания педагогом существующих правил и норм, формирования рабочего кредо, создания некого эталона в профессиональном плане и соотношения себя с ним. Также, учитель, будучи педагогически направленной личностью, обязан производить оценку собственной деятельности и деятельности коллег. Это необходимо для повышения уровня эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Гуманистическая составляющая личности преподавателя

Наличие педагогической направленной в личности учителя свидетельствует о том, что он стремится либо самоутвердиться в профессиональном плане, либо желает создать для учащихся такие условия, в которых они могли бы всесторонне развиваться. Если преподавателем выбирается последний вариант, то это говорит о том, что его личность обладает гуманистической составляющей. Это значит, что педагог превыше всего ставит человеческую личность, признает ее право на всестороннее развитие и готов всячески этому способствовать.

Учитель, отличающийся гуманностью, проявляет человеколюбие и человечность по отношению к окружающим. Он всегда уважает тех, с кем ему приходится общаться. В педагогической деятельности гуманистическая направленность подчеркивает то, что преподаватель всегда учитывает интересы детей. Это приводит к тому, что в момент реализации профессиональных целей он руководствуется принципами личностно-ориентированной педагогики, т. е. создает оптимальные условия для развития личности. Что касается формирования гуманистической направленности, то данный процесс зависит от системы ценностей педагога.

Познавательная составляющая личности преподавателя

Рассматриваемая в заданном ключе познавательная направленность представляет собой культуру мыслительной деятельности учителя, о которой свидетельствует наличие диалектичности. Последняя дает возможность выявлять противоречия среди составляющих педагогических явлений. Подобное отношение к вещам позволяет преподавателю представлять педагогическую деятельность в виде процесса, внутри которого ведется борьба старого и нового. Ее результатом выступает постоянное развитие. Также учитель понимает, что может оказывать влияние на данный процесс, и занимается этим.

Смотрите также:

Личность в современной педагогической науке

Анкетирование педагогов

Анализ педагогической деятельности

Авторитет педагога истинный и ложный

Источник

И вы, молодые девушки и юноши, придя в педагогическое учебное заведение, сделали свой важный выбор – вы приняли решение овладеть профессией ПЕДАГОГА. Профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной.

Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя?

Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» (гл.2, т.2). Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».

Итак, педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога.

Для того чтобы стать педагогом, учителем, вам предстоит научиться делу воспитания и обучения подрастающего поколения, овладеть профессией.

(Познакомить студентов с составом профессорско-преподавательского коллектива университета.)

Большую роль в профессиональном становлении педагога играют теоретические знания, компонентом которых является понятийный аппарат, т.е. научная терминология по предмету. Поэтому следует всегда помнить, что важно четко знать определение понятий, не нарушать принципа научности, который предполагает соблюдение принципа точности (нельзя упрощать, выхолащивая смысл).

Поэтому на занятии и дома вы должны быть внимательными к научной терминологии, записывать точные определения понятий. Целесообразно в конце тетради завести словарик, куда вносить тезаурус по предмету в алфавитном порядке.

Изучение психолого-педагогических дисциплин в педвузе начинается с курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность»,

Древняя, массовая и уникальная профессия

Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией». Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.

Читайте также:  Противопоказания к прививкам 2014

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений и являющийся обычно источником существования человека. А в лат. яз. professio – от profiteor, что значит «объявляю своим».

Учитель – преподаватель, наставник (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).

Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.

Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя:
в его руках участь целой жизни человека».

Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества.

Педагог (греч. paidagogos) – специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель.

Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.

Что меняется в разные исторические периоды

Что постоянно (основные функции деятельности учителя)

с какой целью? (цель)

обучать и воспитывать подрастающее поколение

чему? (содержание)

– » –

как? (способы)

– » –

каким образом? (средства)

– » –

Обратимся к конкретным фактам:

  1. Демокрит (460–370 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, представитель античной демократии, противник рабовладельческой аристократии: для подготовки граждан, способных жить в условиях демократии, в процессе воспитания важно учитывать «природу» детей и предпочитать средства убеждения средствам принуждения;
  2. Плутарх (ок. 46 – ок. 127) – древнегреческий писатель и историк; о воспитании говорил: чтобы воспитать мужественных, смелых, жестких, закаленных граждан, способных расправляться с рабами и вести войны, нужны суровость и жесткость в обращении с детьми;
  3. Обратимся к нашему времени. С 1984г. в российском образовании осуществляются преобразования – реформы.

В.: Чем они вызваны и какого выпускника требует современное общество?

– Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией, а потом самореализоваться в педагогической деятельности.

И главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению, научить самообразованию.

Новый заказ общества школе требует изменений в профессиональной подготовке учителей.

В.: Какой учитель нужен современной школе?

– Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.

Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия. В настоящее время только в школе работает 3 млн педагогов, в ближайшие 10 лет их число должно возрасти в 1,5 раза.

В.: О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии?

– Данный факт говорит о ее значимости для общества. Потребность общества в учителях не снижается; наоборот, в ряде регионов наблюдается недостаток педагогических кадров.

В.: А что можно сказать о престижности нашей профессии?

– Трудная, сложная, требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.

– Никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).

В свое время Ян Амос Коменский (1592–1670 гг.) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.

– Это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.

В.: Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?

– Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:

  • это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
  • стремление жить активно, в вечном движении;
  • тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
  • это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
  • и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.

Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?».

– Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего…

Практикум

Кто может стать учителем, а кому не надо быть учителем? Проверьте свой выбор!

  1. Тест «Склонны ли вы к профессии сферы «человек – человек»»:
    а) отвечать на вопросы словами «да» или «нет»;
    б) итоги тестирования: подсчитать количество «да» или «нет».
    У кого больше «да», тому не очень подходит профессия с частыми и напряженными межличностными контактами, надо много поработать над собой, чтобы добиться успеха.
  2. Специфика труда учителя в понимании В. А. Сухомлинского
    Как же определяет своеобразие учительской профессии В.А. Сухомлинский?
    Ответить на этот вопрос поможет нам работа со статьей В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).

Чтение статьи, затем краткая формулировка и запись основных тезисов в тетрадь. При недостатке времени – самостоятельное чтение и выделение основных тезисов, а затем конспектирование статьи (домашнее задание).

В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

Читайте также:  Эксимер лазерная коррекция зрения противопоказания

2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.

3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.

4. Учитель – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.

Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.

Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.

Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно.

Рис. 1

5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.

6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.

«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества».

Комментарии к статье

Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.

Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности

Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.

Рис. 3. Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви) 1

Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.

Домашнее задание
  1. Изготовить карточку: выбрать и переписать заметку о школе, учителе, об образовании; выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать и записать 3–4 вопроса по проблеме заметки. Высказать свою точку зрения по проблеме заметки.
    Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы, фамилия, имя) – к занятию.
  2. Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем:
    • «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»;
    • «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии».

    Сделать записи по результатам интервью – к занятию.

  3. Подготовить сообщения (на 3 мин) о проблемах, трудностях учителя, классного руководителя, школы в целом, всей системы образования на современном этапе развития общества, используя периодическую печать: газеты «Педагогический вестник», «Педагогический калейдоскоп», «Учительская газета» и др. – к занятию.
  4. Законспектировать совет № 1, «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется», из книги В.А. Сухомлинского «Сто советов учителю», т. 2 – к занятию.
  5. Написать сочинение (2,5 листа) в тетрадях для творческих работ по «Введению в педагогическую профессию (ВвПП)» – к занятию.
    Темы сочинений:
    1. Почему я выбрал(а) профессию учителя.
    2. Моя первая учительница.
    3. Портрет учителя.
    4. Как я готовил(а) себя к выбору профессии.
    5. Я и профессия учителя.
    6. Этюды об учителе.
    7. Мой идеал учителя.
    8. Учитель будущего.
    9. «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
    10. Учителями славится Россия.
  6. Самостоятельно законспектировать лекцию «Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии и пути ее получения» – к занятию.
  7. Подумайте над вопросами и выполните задания:

    1. Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?
    2. Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?
    3. Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).
    4. Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.
    5. Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.
    6. В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?
    7. Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?
    8. В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?
    9. Проанализируйте схему «Ролевой репертуар Учителя» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли учителя.
    10. Проанализируйте условия работы учителей, воспитателей в образовательных учреждениях (ОУ) города. Каковы негативные последствия для учителей и учеников, например, дефицита педагогических кадров в ОУ?
    11. Разработайте тестовые задания по 1–4 темам курса «Введение в педагогическую профессию».

Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей; способности, знания и умения, необходимые для ее выполнения, убежденность в том, что это дело наиболее подходит для нее, станет делом всей жизни.

Таким образом, в ядре призвания – высокая сформированность способностей для избранной профессии.

Анкета
  1. Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога?
  2. Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?
    • да
    • нет
    • не вполне
  3. Какие мотивы (побуждения, причины) участия в будущей педагогической работе доминируют (преобладают) у Вас:
  4. принести пользу школе, детям;
  5. высокий профессиональный идеал;
  6. стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя
  7. (подчеркните ведущий мотив, сопутствующий отметьте пунктиром).

Источник