Противопоказания к временному шинированию

Противопоказания к временному шинированию thumbnail

Впервые временное шинирование было подробно описано в X веке арабским врачом Абдулом Касемом. Для связывания подвижных зубов использовали золотую или серебряную проволоку, металлические кольца, хлопчатобумажную нить, пластмассу и другие материалы. Шинирование у многих пациентов является неотъемлемой частью комплексного лечения болезней периодонта, целью которого является уменьшение функциональной нагрузки на периодонт, рациональное распределение жевательного давления.

Однако прежде чем выполнить временное шинирование подвижных зубов, необходимо установить причины этой подвижности.

Причины подвижности зубов

Окклюзионная травма

Первичная травма возникает при действии парафункций, вызывающих первичную травму периодонта (сосание языка, бруксизм, супраконтакты, толкание зубов языком и т. д.). При ней окклюзионная нагрузка на периодонт не повышена, уровень костного гребня находится в области эмалево-цементной границы.

Подвижность зубов при пер вичной окклюзионной травме может быть от незначительной до выраженной и зависит от интенсивности и длительности действия парафункций.

Шинирование зубов в этом случае не показано, проводится избирательное пришлифовывание и лечение имеющейся парафункций (окклюзионные накладки, лечение невроза и т. д.).

Вторичная травма развивается в результате потери зубов или опорно-удерживающего аппарата зуба, вследствие чего физиологическая функциональная нагрузка становится для периодонта травмирующим фактором. Степень выраженности травмы, а следовательно, и возникшей подвижности зависит от морфологии зуба (длина корня, размер коронки, форма зуба, число корней) и от интенсивности воспалительной реакции в периодонте. При ликвидации воспаления подвижность зубов уменьшается на 10—30 % (Мутап и соавт., 1975;).

Ятрогенная травма

Ятрогенная травма возникает вследствие нерационального протезирования, восстановления зубов пломбами с неправильной окклюзионной поверхностью. Переделка некачественно выполненной врачом работы полностью устраняет подвижность зубов.

Системная подвижность

Системная подвижность зубов может быть временной (при беременности, нарушении обмена веществ, некоторых эндокринных патологиях, например, при заболевании паращитовидной железы) и прогрессирующей, например, при сахарном диабете, некоторых синдромах. Решение вопроса о длительности и пластмассовые инструменты для удаления зубного камня, адаптированные к поверхности имплантата.

Временное шинирование при заболеваниях периодонта

Впервые временное шинирование было подробно описано в X веке арабским врачом Абдулом Касемом. Для связывания подвижных зубов использовали золотую или серебряную проволоку, металлические кольца, хлопчатобумажную нить, пластмассу и другие материалы. Шинирование у многих пациентов является неотъемлемой частью комплексного лечения болезней периодонта, целью которого является уменьшение функциональной нагрузки на перио-донт, рациональное распределение жевательного давления.

Однако прежде чем выполнить временное шинирование подвижных зубов, необходимо установить причины этой подвижности.

Показания к временному шинированию

Напгапу (1998) так определяет показания к временному шинированию:

• Зубы с выраженной потерей костной ткани периодонта (больше 1/2 длины корня) и подвижностью II—III степени.

• Подвижные зубы при глубоком при кусе.

• Зубы, имеющие короткие или резорбированные корни, или начинающаяся резорбция корней.

• Подвижные зубы с ампутированными корнями.

• Подвижные зубы при наличии противопоказаний к хирургическому лечению (например, при системной патологии).

Виды шин

Долгое время для шинирования использовались экстракоронковые методы, при которых не повреждались структуры зуба. Недостатками их являлись изменения контура зубов, повышенная фиксация зубной бляшки, затрудненный гигиенический уход за шинированными зубами. Это были различные методы лигатурного связывания зубов (тонкая проволока, хлопчатобумажная, шелковая, полиамидная нити). Несмотря на легкость выполнения процедуры, быстроту и доступность, шины имели много недостатков: набухали в ротовой жидкости, быстро смещались с экватора зуба на десневой край, провоцируя его воспаление, имели очень ограниченный срок положительного действия (не более недели), были неэстетичны, слабо фиксировали зубы.

В дальнейшем стали использовать так называемые армированные шины, покрывая лигатуры пластмассой. Появление композитов и широкое внедрение в стоматологическую практику адгезивных технологий привело к созданию новых материалов, в которых в качестве арматуры применяется либо полиэтиленовое волокно, либо стекловолокно.

Они в большинстве случаев не требуют препарирования зуба, имеют малый объем, прочно фиксируются на зубах, эстетичны, легко полируются, обеспечивают надежную стабилизацию зубов на несколько лет, при наличии дефекта в зубном ряду способны нести искусственный зуб, легко снимаются. Однако такие шины требуют хорошего навыка в работе, изготовление их достаточно трудоемко, они не всегда устойчивы к механическим нагрузкам, дорогостоящи. Адгезивные шины не имеют возрастных ограничений, но целесообразно их применение молодым пациентам, когда препарирование зубов не желательно и выдвигаются высокие эстетические требования.

Читайте также:  Противопоказания для горчичной маски для волос

Считается, что для изготовления адгезивной шины необходимо наличие следующих условий:

• Идеальное гигиеническое состояние полости рта.

• Высокие клинические коронки шинируемых зубов для обеспечения возможно большей площади микромеханической адгезии.

• Отсутствие металлических пломб.

• Отсутствие выраженной деформации окклюзионной поверхности.

• Низкое значение КПУ.

Адгезивные шины из современных материалов могут быть изготовлены и внутрикоронковым способом, т. е. с формированием на язычной, жевательной или вестибулярной поверхностях зубов углублений (бороздок), в которые укладывается арматура, заливаемая композиционным материалом. Такие шины не мешают прикусу, не создают дискомфорта (инородное тело в полости рта) больному, высокоэстетичны.

Изготавливать их можно прямым (в полости рта) и непрямым (на модели) способами.

Современные арматуры для шинирования делятся на материалы на основе неорганической матрицы — керамических и стекловолокон и материалы на основе органической матрицы — полиэтилена.

Волокна арматуры в этих материалах становятся особенно прочными после пропитки их адгезивами (смолой) и текучими композитами. В зависимости от способа пропитки волокна неорганических арматур делятся на предварительно наполненные (пропитка осуществляется в заводских условиях) и наполняемые непосредственно перед их применением. Наибольшей прочностью, близкой к сплавам неблагородных металлов, обладают стекловолокна, предварительно наполненные смолой, за счет идеальной однородности и превращения после полимеризации в монолит. Далее по прочности идут керамические волокна, наполняемые композитом перед применением. В качестве адгезива при ра боте с этими материалами следует пользоваться однокомпонентными бондинговыми системами пятого поколения, которые обеспечивают силу адгезии с тканями зуба в пределах 30 МПа.

Фибер-Сплинт — лента, состоящая из сверхтонкого, прошедшего специальную обработку стекловолокна, которая выпускается двух видов: очень тонкая — для изготовления шины послойным методом и шестислойная лента (Фибер-Сплинт МЛ), дополнительно прошитая стеклянной нитью. Данные ленты не требуют специальных условий хранения, легко режутся обычными ножницами и хорошо адаптируются ко всем неровностям зубного ряда.

Фибер-Сплинт содержит 2 вида предварительно наполненных волокон: сплетенные, толщиной 0,2 мм и прямые, толщиной 0,3 мм. И те, и другие отличаются исключительно высокой прочностью и способностью адгезии к зубу. Благодаря гибкости сплетенных волокон ими легко манипулировать, они не обладают «памятью» и лучше адаптируются к зубам, если не стоят ровно, а смещены в дуге, а также при наличии трем и диастем, когда ленту необходимо адаптировать в межзубные промежутки. Выбор остается за врачом в каждом клиническом случае.

Фибер-Сплинт представляет собой ленту, состоящую из волокон высокомолекулярного полиэтилена. Плазменная обработка этого волокна обеспечивает адгезию к композиту, однако требует хранения ленты в вакуумной упаковке до пропитывания адгезивом. Работать с ней следует в нитяных перчатках.

При шинировании этими материалами следует строго соблюдать инструкции по их применению во время как внутрикоронкового, так и экстракоронкового шинирования, которое может быть выполнено прямым и непрямым методами.

Основным преимуществом внутрикоронковых шин является легкость их изготовления без нарушения гармонии окклюзионных отношений. Они более комфортны для пациента, эстетичны, меньше раздражают слизистую десны.

Недостатком таких шин является риск случайного вскрытия полости зуба в процессе препарирования бороздки и возможное развитие кариеса под шиной в случае ее отлома и появления подвижности.

Правила работы с шинами

Есть обязательные для любого вида материала правила работы:

1. Тщательно удалите все зубные отложения с поверхности зубов, используя для этого любой метод (ручной, ультразвуковой) и отполируйте их мелкоабразивной пастой, не содержа щей фтора. Проксимальные поверхности очистите абразивными полосками.

Проверьте электровозбудимость зубов и выберите цвет композита.

2. Определите окклюзионные контакты. Это особенно важно на передних зубах верхней челюсти и жевательных зубах. Желательно не допускать контактов в окклюзии на краях шины, а по возможности разместить ее вне окклюзионных контактов, чтобы в дальнейшем возможное ее повреждение свести к минимуму. На жевательных зубах препарирование проводится в пределах дентина. При экстракоронковом шинировании препарирование не делается. Возможно легкое сошлифовывание поверхности зуба на ширину будущей шины.

Препарирование бороздки для внутрикоронковой шины должно проводиться алмазными борами соответствующего величине зубов размера, глубиной от 1,5 до 2 мм. Ширина ее соответствует выбранной ленте. Начинать препарирование следует с одной проксимальной поверхности опорного зуба и заканчивать ее на другой. На дистальной поверхности опорного зуба бороздку следует отпрепарировать на 1/3-1/2 ширины зуба, чтобы не ослабить его структуру.

Читайте также:  Противопоказания е для беременных

3. Изолируйте шинируемые зубы внутри или внеротовым коффердамом.

4. При рецессии десны в межзубные промежутки установите клинья для предотвращения затекания туда композита.

5. Измерьте длину будущей шины полоской фольги, которая адаптируется по поверхностям зубов, включая проксимальные. Затем она выпрямляется и отрезается нужная длина ленты. Если это Фибер-Сплинт, поместите подготовленную ленту в темный бокс для предотвращения преждевременной полимеризации на свету.

6. Протравливание подготовленной поверхности зубов осуществляйте любым гелем, традиционно используемым для работы с композитами.

7. После смывания и высушивания поверхности зубов, согласно инструкции, нанесите на зубы адгезив (один или несколько слоев) и засвечивай те его.

8. На поверхность подготовленных зубов без полимеризации нанесите слой текучего композита, на нем разместите приготовленную (согласно инструкции) ленту. После этого лента тщательно адаптируется подходящим инструментом (зонд, гладилка, леска, жесткий конец суперфлосса), особенно в проксимальных областях, и полимеризуется.

9. Поверхность затвердевшей ленты покройте снова либо текучим композитом, либо гибридным материалом и полимеризуйте. Очень важно соблюдать правила полимеризации для предотвращения усадки. Учитывайте диаметр световода, чтобы полимеризация была полной и равномерной на всем протяжении шины.

10. Арматура шины должна быть полностью покрыта композитом.

11. Удалите все излишки, неровности шины, выверьте окклюзионные контакты. Шлифование и полирование шины проводится согласно классическим способам окончательной от делки композиционных пломб.

12. По окончании работы желательно применение фторсодержащих фото глазурей.

13. Обязательна мотивация пациента и инструкция по правилам гигиены полости рта после шинирования (зубные пасты, суперфлоссы, интердентальные щетки, однопучковые щетки) с контролем ее через неделю, месяц, каждые 3 месяца.

Вопрос о депульпировании зубов, подлежащих шинированию, должен решаться в каждом случае индивидуально. При этом оцениваются клиническая картина, данные рентгенографии и электротестирование пульпы. В ряде случаев учитывается планируемое хирургическое и ортопедическое лечение.

• Значительная, не снимающаяся консервативными способами, длительно присутствующая гиперестезия зубов, возникшая после каких-либо манипуляций на тканях периодонта.

• Снижение электровозбудимости пульпы, свидетельствующее о необратимом хроническом пульпите.

• Выраженная стертость окклюзионной поверхности зубов и наличие большой полости зуба (оценивается на рентгенограмме), чтобы избежать возможного случайного вскрытия пульпы.

• Необходимость значительного укорочения коронки зуба, включаемого в шину (феномен Попова).

• Изготовление шин с внутрикоронковыми штифтами. Выполняя временное шинирование, необходимо работать быстро, но внимательно и деликатно, чтобы не вызвать ближайших и отдаленных осложнений, указанных в табл. 14.3.

Значение шинирования подвижных зубов для улучшения состояния периодонта и стабилизации воспалительного процесса обсуждается в течение многих десятилетий. Большинство публикаций по этому поводу принадлежит врачам, имеющим большой клинический опыт и научные разработки (Т. Иезхаг и соавт., 1980, и др.). Их наблюдения убедительно показывают, что воспаление периодонтальных тканей в области шинированных, малоподвижных зубов проходит значительно быстрее, чем в области подвижных.

Любой вид временного или постоянного шинирования дает врачу шанс оценить результаты лечения пациента, возможности сохранения сомнительных в функциональном отношении зубов. В то же время оно улучшает функцию жевания, создает определенный комфорт для больного.

Таблица 14.3. Осложнения временного шинирования и причины, способствующие их возникновению

periodont.tablica14_.3_.JPG

А. С. Артюшкевич

Заболевания периодонта

Опубликовал Константин Моканов

Источник

Временное шинирование применяют во время
лечения пародонта в период, пока не определен прогноз на дальнейшее
функционирование отдельных зубов с выраженной подвижностью. Временные шины
можно использовать от нескольких дней до нескольких месяцев и даже больше –
благодаря развитию адгезивных технологий.

Временное шинирование также актуально при
консервативной и хирургической терапии заболеваний пародонта. Патологическая
подвижность зубов часто увеличивается после удаления зубных отложений,
гингивотомии или кюретажа зубодесневых карманов. Временные шины предупреждают
подобные осложнения и оказывают положительное воздействие на психоэмоциональное
состояние пациента.

Материалы для временного шинирования

Стоматологи-ортопеды используют в основном
временные шины из акриловой пластмассы, которые изготавливаются прямо в ротовой
полости пациента. Однако они не отличаются эстетикой, недостаточно прочные и
плохо крепятся к твердым тканям зуба, что инициирует деминерализацию эмали.

Временное шинирование выполняют с помощью
армирующих элементов на основе неорганической матрицы, например керамики,
стекловолокна, либо органической (полиэтилена, арамидных волокон). Для
повышения прочности волокна арматуры пропитывают смолой и текучими композитами.
«Пренаполненные» – изготавливают в заводских условиях, а «наполняемые» – прямо
перед применением.

Читайте также:  Толстянка денежное дерево лечебные свойства противопоказания

Отличия между органической и неорганической матрицей

Органическую матрицу шин подвергают
плазменной обработке, поэтому такой материал отличается улучшенной адгезией. Он
пропитывается композитом и позволяет получать прочные единые блоки с лентой. В
свою очередь, шины на основе неорганической матрицы не нуждаются при работе в
дополнительных аксессуарах – ножницах или перчатках, как это происходит с
материалом из полиэтилена. Они выпускаются в виде ленты и полого жгута, который
подходит для шинирования жевательных зубов посредством техники создания
бороздки.

Техника создания бороздки: этапы

  • На начальном
    этапе с поверхностей, предназначенных для шинирования, удаляют зубные
    отложения, а затем их полируют пастой.
  • С помощью
    специальной фольги или другим способом измеряют рабочую длину арматуры.
  • Отрезают
    ленту нужной длины. Полиэтиленовые шины разрезают ножницами, которые
    входят в комплекс. В случае со стекловолоконными – бонд наносят на конец
    измеренного участка, а отрезают после полимеризации в отвердевшей части,
    иначе лента разволокнится.
  • Следующий шаг
    – протравить эмаль полугелем. Этот вариант предпочтительнее, чем гель,
    поскольку легко смывается и не оставляет на поверхности частиц оксида
    кремния, ухудшающего адгезию с шиной.
  • На
    поверхность зуба наносят бондинговую систему, выполняют полимеризацию.
  • Наносят
    светоотверждаемый композит, предпочтительно текучей консистенции, чтобы он
    лучше пропитал шину.
  • На
    поверхность накладывают ленту, обработанную адгезивом, но не
    полимеризованную. Прижав плотно полоску, выполняют полимеризацию.
  • Адаптация
    возможна двумя способами. Шину прижимают к поверхности зубов и зубных
    промежутков, полимеризуют 1-2 сек. светодиодной лампой. Второй вариант –
    между зубами пропускают отрезки флосса, прижимая ленту к зубам, а затем
    выполняют полимеризацию.
  • Накладывают
    композитный материал, чтобы закрыть арматуру. Производят полимеризацию.
  • Полируют
    поверхность – по аналогии с композитной реставрацией.

Дополнительные рекомендации

Противопоказания к временному шинированиюНезависимо от выбранной методики
шинирования необходимо придерживаться таких рекомендаций.

  • Если
    шинировать предстоит зуб 2-3-й степени подвижности, необходима жесткая
    иммобилизация – препарирование бороздки на глубину 1-1,5 мм на оральной
    поверхности зуба. Зубы 1-й степени подвижности в этом не нуждаются.
  • При работе с
    боковыми зубами препарируют продольные бороздки на жевательной
    поверхности. Это предотвращает нарушение окклюзии и межальвеолярного
    расстояния.
  • Для
    шинирования с созданием бороздки вместо ленты целесообразно использовать
    жгутик.
  • Необходимо
    очень осторожно пользоваться клинышками для защиты межзубных промежутков.
    Неаккуратное расклинивание чревато экскурсией зубов и формированием зоны
    повышенного напряжения на конструкции.
  • С помощью
    временного шинирования можно исправить одиночные дефекты. Для этого изготавливают
    зуб из фотокомпозита и устанавливают его так, чтобы средняя часть была
    слегка выдвинута вперед.
  • Шины на
    основе полиэтилена нельзя оставлять на воздухе. Отрезав нужную часть
    ленты, остаток упаковывают в пакет и запечатывают.
  • Необходимо
    избегать контакта неполимеризованных волокон с частичками пыли, порошком,
    каплями масла.
  • Если
    шинирующие конструкции изготавливаются в полости рта, накладывают
    коффердам (раббердам).

Пародонтальное шинирование противопоказано
при низком уровне гигиены ротовой полости. Выполнять адаптацию армирующей ленты
в интерпроксимальном промежутке можно с помощью стоматологического зонда,
рыболовной лески, стоматологических клипс или специальных авторских устройств.
Используют стальную проволоку диаметром 0,6 мм, которая применяется также в
период ретенции ортодонтического лечения.

Периодичность наблюдения

Пациенты с временными шинами остаются под
наблюдением на протяжении всего периода лечения. Перерывы между визитами в стоматологическую
клинику в Москвеопределяются индивидуально, в зависимости от риска осложнений. Учитывают
степень тяжести пародонтита, уровень гигиены ротовой полости, местные и
системные факторы, замотивированность пациента.

  • Интервал
    между посещениями в 6 месяцев допустим при лечении гингивита, хронического
    генерализованного пародонтита легкой степени, при пародонтозе средней и
    легкой степени.
  • Если у
    пациента пародонтоз тяжелой степени, хронический генерализованный
    пародонтит средней или тяжелой степени, интервал между визитами сокращают
    до 4 месяцев.
  • При
    агрессивных формах пародонтита показываться специалисту необходимо каждые
    2 месяца.

Сегодня для временного шинирования чаще
всего используют шины-каппы из прозрачного поликарбоната. Материал визуально
незаметен, не вызывает аллергии и раздражений слизистой оболочки. Каппы
изготавливают из листов толщиной от 0,25 до 1 мм, которые вытягивают методом
вакуумного прессования и обрабатывают вручную. Они подходят для комплексного
лечения, а также для замены удаленных зубов, так как представлены в разной
цветовой гамме.

Источник