Противопоказания к зачислению в логопедическую группу

Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ

Положение о логопедической группе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;.

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы дошкольного образовательного учреждения города _____ № _____ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»

1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью 

1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____: 

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

— общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

— фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

— фонетическое недоразвитие (ФН);

— заикание.

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один — два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

— недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

— деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

— грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

— нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

— задержку психического развития;

— фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

— заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

— с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

— с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

— с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — не менее трех раз в неделю;

— с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю; 

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия: 

— в старшей группе — 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. 

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями — 5-10 минут.

Читайте также:  Увч для детей противопоказания

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___. 

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением. 

3. Руководство логопедическим пунктом

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая ДОУ:

— обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

— подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

— обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед ___________ 

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4. Права и обязанности учителя-логопеда

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

4.6. Учитель-логопед:

— обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

— обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка; 

— комплектует группы детей для занятий в логопедическом пункте;

— проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

— готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

— осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

— представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

— поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

— информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;

— ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

— участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;

— повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).

4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:

— годовой план;

— журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

— перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;

— расписание занятий;

— журнал посещаемости;

— журнал учета детей, зачисленных на логопункт;

— речевые карты;

— индивидуальные тетради для занятий с детьми;

— отчет логопеда за год.

 5. Материально-техническое и финансовое обеспечение

 5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. 

5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

Читайте также:  Актовегин для чего назначают противопоказания

5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. 

5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.

5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.

5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:

— при наличии 2-4 групп – 10%;

— при наличии 5 и более групп — 15%

Источник

В специальную школу для детей с тяжелыми нарушениями речи не принимаются дети:

— имеющие снижение слуха;

— требующие специального психофизического ухода;

— больные эпилепсией с частыми припадками;

— инвалиды, не умеющие себя обслуживать;

— дети, речевые нарушения которых могут быть преодолены на школьных логопедических пунктах.

Документы, представляемые на медико-педагогическую комиссию

На медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы:

1. Логопедическая характеристика. В ней подробно описывается состояние речевого развития ребенка.

2. Педагогическая характеристика. В ней содержатся сведения о том, какие трудности он испытывает в процессе обучения или воспитания, чем объясняются эти затруднения, какая индивидуальная помощь была оказана ребенку; как реагировал на нее; как: относился к своему дефекту; какие отношения с коллективом ит. д. К характеристике прилагается копия личного дела учащегося и письменные работы, а также табель успеваемости и школьная медицинская карта.

3. Подробная выписка из истории болезни ребенка, подписанная главным врачом детской поликлиники, с заключениями: педиатра, психоневролога, оториноларинголога, офтальмолога, врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).

4. Свидетельство о рождении (предъявляется).

Рекомендации к обследованию детей на ПМПК

При отборе в специальные дошкольные и школьные учреждения важно своевременно отграничить детей с первичными речевыми нарушениями от умственно отсталых, так как у них наблюдаются сходные проявления. Известно, что значительное число умственно отсталых детей имеют различно выраженные нарушения речи, общее недоразвитие, дефекты произношения.

Но сходные по своим внешним признакам речевые нарушения обусловлены разными причинами.

Дефекты речи у умственно отсталых детей, как отмечает Р. Е. Левина, представляют собой вполне закономерное явление, если учесть пониженную способность умственно отсталых детей к наблюдению и сравнению правильного и неправильного произношения, к вычленению и обобщению фонематических признаков языка, пониженную познавательную активность. Столь же закономерно влияние нарушений обобщающих процессов на формирование смысловой стороны речи.

Правильное диагностирование детей в условиях краткосрочной работы приемно-отборочной комиссии весьма сложно. Эта задача усугубляется еще и тем, что у ряда детей с речевыми нарушениями при неблагоприятных условиях воспитания и обучения может возникнуть как вторичное явление отставание общего развития. Последнее обстоятельство в комплексе с недоразвитием речи нередко способствует ошибочному отнесению умственно отсталых детей к числу речевых, и наоборот, речевые дети считаются умственно отсталыми. Чтобы избежать подобной ошибки, важно выявить причины, обуславливающие отклонения в речевом развитии ребенка.

Разница между ними наглядно проявляется при обследовании различных сторон их познавательной деятельности. Умственно отсталый ребенок поставленную перед ним познавательную задачу решает на очень низком уровне обобщения или совсем не может ее решить.

Правильно подойти к анализу нарушения речи у детей с достаточной степенью достоверности, определить, имеет ли данный ребенок нормальный или первично сниженный интеллект, можно лишь при совместной комплексной работе врача и логопеда, владеющего методами как логопедического, так и психолого-педагогического обследования ребенка.

Сложные вопросы диагностики речевых нарушений требуют правильной квалификации патологических симптомов, остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном ребенком заболевании. Поэтому обследование ребенка на медико-педагогических комиссиях начинает врач-психоневролог. Учитывая анамнестические данные (особенности раннего развития, появления речи, перенесенные заболевания, бытовые условия и т.д.), он выявляет неврологические особенности. Однако результаты исследования, полученные врачом, не являются решающими для отбора. Основное значение должно придаваться логопедическому обследованию.

В процессе дифференциальной диагностики детей необходимо исходить из следующих положений:

1. Обследованию подлежат основные виды познавательной деятельности ребенка. При этом проверяются не столько знания ребенка, сколько выявляются его умственные способности. Обследуя ребенка в диагностических целях, логопед или педагог должен применять такие задания, которые помогли бы выявить наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракцию. Устанавливается, умеет ли ребенок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных, найти сходство или различие, обобщить окружающие предметы по какому-либо признаку, отнести их к определенной категории и т.д., т. е. отобрать сложные и многообразные связи действительности.

Читайте также:  Противопоказания для физиопроцедуры лазер

2. Диагностическое обследование каждого ребенка должно состоять из двух частей: констатирующей, т. е. выявления того, на каком уровне он может выполнить стоящую перед ним познавательную задачу, и обучающей с целью выявления характера усвоения ребенком нового материала. Значимость анализа особенностей усвоения ребенком нового материала («зоны ближайшего развития» — по Л. С. Выготскому) постоянно подчеркивается советскими психологами. При этом большое значение для правильное суждения об умственном развитии ребенка имеет учет реакции ег на помощь — способствует ли она преодолению встречающихс затруднений и насколько существенно влияет на его дальнейшу самостоятельную деятельность.

3. При оценке уровня познавательных возможностей должны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа самого процесса деятельност Поэтому в процессе обследования следует обращать внимание на то, проявляет ли ребенок интерес к тому, что делает, или нет, насколько он внимателен, устойчив или быстро отвлекается с одно вида деятельности на другой, как относится к успехам и неудачам своей работе, каковы трудности, умеет ли он их преодолевать и т. Особенности процесса деятельности являются неоценимым материалом для правильного суждения о ребенке. Быстрый переход одного вида деятельности к другому, стереотипные и инертные действия, не связанные с заданием, отсутствие анализа собственных неудач — все это является отличительными чертами умственно отсталого ребенка.

4. Обследование ребенка рекомендуется начинать с выполнения заданий, доступных его возрасту, и в случае необходимости упрощать их до тех пор, пока ребенок не будет справляться с новой для него формой деятельности. Диагностика не должна производиться на основе обследования, проведенного с помощью одного какого-либо приема, метода или одного вида деятельности, а только на основе комплексного исследования, при котором используется совокупность приемов и методов с учетом всех данных о ходе развития ребенка, с обязательными дополнительными упражнениями, позволяющими довести до понимания ребенка поставленную перед ним задачу.

Медико-педагогическая комиссия должна располагать определенным ассортиментом игрушек, разнообразными играми, пирамидками, звучащими игрушками (необходимыми для исследования слуха), предметными, сюжетными и серийными картинками, а также картинками, разрезанными на части, цветными палочками для счета и специально подобранными математическими задачами, текстами для чтения и письма и другими дидактическими материалами.

Материал для обследования познавательной деятельности ребенка предъявляется преимущественно в наглядной форме.

Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем детям. В зависимости от возраста ребенка, его развития, речевых возможностей и уровня знаний варьируются методы и приемы обследования, предъявляемый материал и формулирование задания.

Обследование ребенка на ПМПК, кроме исследования речи, включает:

1. Счет и счетные операции (материал подбирается с учетом возраста и программных требований дошкольного и школьного учреждения).

2. Конструктивную деятельность.

3. Логическое мышление.

4. Состояние слуха.

При отграничении детей с первичными речевыми нарушениями следует иметь в виду, что у них может иметь место недоразвитие познавательной деятельности, которое носит вторичный характер, в то время как у умственно отсталых это недоразвитие имеет первичный характер.

Наряду с обследованием слуха, интеллекта на МПК выявляются особенности речевого развития ребенка: уровень связной речи, степень сформированности грамматического строя, характер лексических ошибок, а также пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.

Результаты педагогического изучения ребенка согласовываются с результатами медицинского обследования, на основании чего логопедом совместно с врачом — невропатологом или психиатром составляется общее заключение с обоснованным диагнозом и конкретными рекомендациями о зачислении ребенка в специализированное учреждение.

В случаях расхождения заключения комиссии с диагнозом, который представляется в справках, комиссия решает вопрос о приеме ребенка в школу, руководствуясь своим заключением.

В тех случаях, когда однократное обследование ребенка не дает возможности установить точный диагноз и определить соответствующий тип специальной школы, комиссия может принять решение о зачислении ребенка сроком не более года в соответствующий класс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (для окончательного установления диагноза).

По истечении установленного срока на основании изучения обучения ребенка ПМПК принимает окончательное решение об оставлении его в школе или о выводе в другое соответствующее учреждение.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные задачи ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения.

2. Определите состав МПК и организацию ее работы.

3.Каковы основные положения анализа результатов обследования детей на МПК?

 4. Перечислите противопоказания (показания) к зачислению детей в специальные (дошкольные) школьные учреждения, логопедические пункты.

5. Назовите необходимую документацию, предъявляемую на ПМПК.

Источник