Противопоказания лфк при жкт
Выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции. Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы). Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей желудочно-кишечного тракта).
Комплексное лечение заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки обязательно должно включать в себя средства, способствующие улучшению кровообращения как в брюшной полости, так и вообще в организме. Это позволяет более эффективно бороться с проявлениями воспалительного процесса и, кроме того, способствовать нормализации процессов обмена веществ в тканях, без чего невозможно добиться быстрого рубцевания язвы и улучшения нарушенных функций желудка.
Не менее важной задачей является подбор средств, позволяющих нормализовать нарушенную нервную регуляцию функций этих органов. Одним из многоплановых и эффективных методов лечения заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки является лечебная физкультура со всем своим арсеналом, воздействующим на организм, и в частности, лечебная гимнастика.
Многочисленные исследованияпоказывают, что физические упражнения при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки способствуют нормализации нервной регуляции функций желудка, прежде всего двигательной и эвакуаторной, а также кислотообразующей и ферментативной, улучшают кровообращение, способствуют нормализации внутрибрюшного давления, а все вместе улучшает питание тканей, обмен веществ в них, что помогает снижению воспалительного процесса, ускорению рубцевания язвы, нормализации работы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные — угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.
В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства.
К противопоказаниям к занятиям относят:
· Свежая язва в остром периоде.
· Язва, осложненная кровотечением.
· Преперфоративное состояние.
· Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
· Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.
· Выраженные диспепсические расстройства.
· Сильные боли.
· Общие противопоказания.
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.
Лечебная гимнастика при опущении органов брюшной полости направлена на общее укрепление организма, нормализацию внутрибрюшного давления, стимуляцию моторной и секреторной функции желудка и кишечника. И что самое главное, регулярная и дозированная тренировка специальными физическими упражнениями в сочетании с последующими гидротерапевтическими процедурами (обтирания, душ) укрепляют мышцы брюшного пресса, тазового дна, спины, что постепенно способствует установлению органов брюшной полости в нормальное анатомическое положение. Надо сказать, что этот метод — один из эффективнейших средств помощи больным при опущении органов брюшной полости.
Учащимся с хроническими заболеваниями в необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение учебной нагрузки, ЛФК по специальной программе, обязательная ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий. Как лечебно-оздоровительный фактор — 5-6-разовое питание. В комплексном плане реабилитации больных с заболеваниями органов пищеварения на всех этапах дифференцированное, патогенетически обоснованное применение лечебной физкультуры обеспечивает повышение эффективности лечения, способствует восстановлению работоспособности и поддержанию ее на необходимом уровне. Физические упражнения влияют на функции пищеварения через ЦНС.
Утренняя гигиеническая гимнастика преследует цели общего развития и укрепления здоровья, повышения работоспособности, и помогает закаливанию, содействует более полноценному переходу из заторможенного состояния в бодрствующее. В утренней гигиенической гимнастике используют небольшое (8-10) число упражнений, охватывающих основные мышечные группы; физические упражнения должны быть простыми.
Задачи ЛФК:
· Общее оздоровление и укрепление организма больного.
· Воздействие на нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов.
· Улучшение кровообращения в брюшной полости и малом тазу, предупреждение спаечного процесса и застойных явлений.
· Укрепление мышц брюшного пресса и стимуляция моторной функции пищеварительной системы.
· Улучшение функции дыхания.
· Повышение эмоционального тонуса.
Утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки, терренкур, подвижные игры, элементы спортивно-прикладных упражнений, езда на велосипеде, плавание, гребля, ходьба на лыжах, райттерапия. Кроме того, применяется массаж и самомассаж живота.
Лечебная гимнастика (ЛГ) является одной из основных форм ЛФК.
Терапевтический эффект ЛГ будет значительно выше, если специальные физические упражнения будут выполняться группами мышц, получающими иннервацию от тех же сегментов спинного мозга, что и пораженный орган. Это упражнения с участием мышц шеи, трапециевидных, мышц, поднимающих лопатку, большой и малой ромбовидных, диафрагмы, межреберных мышц, передней стенки живота, подвздошно-поясничной, запирательной, мышц стопы и голени.
При заболеваниях органов пищеварения эффективность ЛГ во многом зависит от выбора исходных положений, позволяющих дифференцированно регулировать внутрибрюшное давление.
К специальным упражнениям относятся:
· дыхательные упражнения, особенно диафрагмальное дыхание, которое, ритмично изменяя внутрибрюшное давление, оказывает массирующее воздействие на печень, желудок, кишечник. В результате увеличивается желчеотделение, перистальтика желудка и кишечника, улучшается венозный отток, уменьшаются застойные явления в органах пищеварения.
· упражнения на расслабление: снижают повышенный тонус ЦНС, рефлекторно понижают тонус мышц желудка, кишечника, эффективны для снятия спазмов привратника желудка, сфинктеров.
· упражнения для мышц брюшного пресса.
· упражнения для мышц тазового дна. При расслаблении и сокращении мышц брюшного пресса, давление в брюшной полости то повышается, то понижается, оказывая массирующее влияние на внутренние органы. Активно действующие мышцы брюшного пресса, спины и малого таза, усиливают приток крови к органам брюшной полости, а это способствует ликвидации воспалительных процессов, нормализации кровообращения в печени, почках, устранению застоя венозной крови в области малого таза, а также, повышает окислительные процессы и обмен веществ. Укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна способствуют нормализации положения органов пищеварения, особенно при опущении внутренних органов.
· упражнения, способствующие оттоку желчи из желчного пузыря. Используются различные исходные положения: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа, коленно-локтевое, коленно-кистевое. В положении лежа на спине с согнутыми ногами и на четвереньках достигается наилучшее расслабление органов брюшной полости. Для улучшения оттока желчи, лучше всего исходное положение лежа на левом боку (продвижению желчи способствует сокращение стенок желчного пузыря, сила тяжести желчи), а также на четвереньках. Лежа на правом боку, улучшается кровоснабжение печени, обеспечивается массаж печени за счет увеличения Экскурсии правого купола диафрагмы. Исходное положение: лежа на спине с приподнятым ножным концом кушетки, а также коленно-локтевое положение используются при спланхноптозах. В различных исходных положениях выполняются движения туловищем, ногами с большой амплитудой в сочетании с дыханием.
Показания для назначения ЛФК:
· хронические гастриты с нормальной, повышенной и пониженной секрецией;
· язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;
· дискинезии желчевыводящих путей и хронические холециститы;
· хронические гепатиты;
· хронические колиты, в основном со склонностью к запорам;
· грыжи пищеводного отверстия диафрагмы;
· спланхноптоз (опущение внутренних органов).
Противопоказания для назначения ЛФК:
· общие;
· период обострения заболевания с выраженным болевым синдромом, многократной рвотой и тошнотой;
· осложненное течение заболевания: кровотечение при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, язвенном колите, прободение язвы, острые перивисцериты (перигастрит, перидуоденит).
Занятия имеют и воспитательное значение: больные привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится их повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.
Таким образом, мы выяснили, что государственная образовательная программа предполагает занятия физической культурой для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и системы пищеварения в специальной группе. В данной работе мы сосредоточили своё внимание на подгруппе «Б», которая рекомендована учащимся, имеющим значительные отклонения в состоянии здоровья, вызванные серьёзными хроническими заболеваниями. Такие учащиеся допущены к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья.
В своей работе мы рассматривали ограничения физической активности учащихся, имеющих такие диагнозы, как: целиакия, язвенная болезнь, спланхноптоз, ГЭРБ, гастродуоденит. До недавнего времени подростки с подобными диагнозами были полностью освобождены от занятий спортом, ЛФК для них не были разработаны.
Ввиду того, что в последние десятилетия отмечается значительный рост заболеваний ЖКТ, увеличилось количество медицинской популярной литературы, научных работ по таким редким заболеваниям, как целиакия, ГЭРБ, широко представлены программы ЛФК.
В своей работе мы представили примерный комплекс ЛФК, представленный в работе Мошкова В.Н. В ходе исследования нам удалось выяснить, что при некоторых заболеваниях ЖКТ допустимы занятия фитнесом, танцами, плаванием, велопрогулки.
Ìåòîäû ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû (ËÔÊ). Îðãàíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Ïðè÷èíû áîëåçíåé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Ñõåìû äâèãàòåëüíûõ ðåæèìîâ. Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïðè ãàñòðèòå, ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è õîëåöèñòèòå. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ çàíÿòèé ËÔÊ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Äàëüíåâîñòî÷íûé Ãîñóäàðñòâåííûé Ìåäèöèíñêèé Óíèâåðñèòåò
Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè çàáîëåâàíèÿõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà
Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ëå÷åíèÿ, ñîñòîÿùèé â ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è åñòåñòâåííûõ ôàêòîðîâ ïðèðîäû ê áîëüíîìó ÷åëîâåêó ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèìè öåëÿìè.  ãëàâå ýòîãî ìåòîäà ëåæèò èñïîëüçîâàíèå îñíîâíîé áèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — äâèæåíèÿ. Ìåòîä ñòðîãî äîçèðîâàííûõ óïðàæíåíèé íà ôîíå ïîñòàíîâêè ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ. ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà ïèùåâàðåíèå
Æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò (ÆÊÒ) èëè ïèùåâàðèòåëüíûé òðàêò — ñèñòåìà îðãàíîâ, ïåðåðàáàòûâàþùèõ ïèùó, èçâëåêàþùèõ èç íåå ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, âñàñûâàþùèõ ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà â êðîâü, âûâîäÿùèõ èç îðãàíèçìà íåïåðåâàðåííûå îñòàòêè. Îðãàíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, à òàêæå è âñïîìîãàòåëüíûå îðãàíû ñîñòàâëÿþò ñèñòåìó ïèùåâàðåíèÿ.
Ê îðãàíàì ÆÊÒ îòíîñÿòñÿ:
1) ðîò
2) ãëîòêà
3) ïèùåâîä
4) æåëóäîê
5) òîíêàÿ êèøêà
6) òîëñòàÿ êèøêà
Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç áîëåçíåé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ âåñüìà ðàçíîîáðàçíû, âåäóùåå çíà÷åíèå èìåþò íàðóøåíèÿ äåÿòåëüíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû, ìåñòíûå âîçäåéñòâèÿ íà æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò âîçìîæíûõ ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ è ðàññòðîéñòâî êðîâîîáðàùåíèÿ â îáëàñòè æèâîòà.
Òåðàïåâòè÷åñêîå äåéñòâèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé îáóñëîâëåíî ïðåæäå âñåãî óêðåïëÿþùèì è íîðìàëèçóþùèì âëèÿíèåì íà íåðâíóþ ñèñòåìó. Ïðè íàðóøåííîé ðåàêòèâíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðèâîäÿò ê íîðìàëèçàöèè åå äåÿòåëüíîñòè, îáåñïå÷èâàÿ óðàâíîâåøèâàíèå ïðîöåññà âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà è óëó÷øåíèå äåÿòåëüíîñòè âåãåòàòèâíûõ îòäåëîâ, à â ðåçóëüòàòå íîðìàëèçàöèþ ôóíêöèé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Óëó÷øåíèå ôóíêöèè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ ïðè ïîìîùè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è ìàññàæà îáóñëîâëåíî ìîòîðíî-âèñöåðàëüíûìè ðåôëåêñàìè.
Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ àêòèâèçèðóþò òêàíåâûé îáìåí. Ïîä âëèÿíèåì ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé óëó÷øàåòñÿ êðîâîîáðàùåíèå â îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè. Ýòî ñîäåéñòâóåò çàòèõàíèþ âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ â îðãàíàõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è óñêîðåíèþ â íèõ ïðîöåññîâ ðåãåíåðàöèè (íàïðèìåð, ðóáöåâàíèÿ ÿçâû). Êðîâîîáðàùåíèå óëó÷øàåòñÿ îäíîâðåìåííî è â òàçîâûõ îðãàíàõ.
Îêàçûâàÿ îáùåå òîíèçèðóþùåå âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì è óëó÷øàÿ ñîñòîÿíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è êðîâîîáðàùåíèÿ, ËÔÊ óêðåïëÿåò ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà, ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà è îòòîêó æåë÷è è æåë÷íîãî ïóçûðÿ.
ËÔÊ îêàçûâàåò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ìîòîðíóþ è ñåêðåòîðíóþ ôóíêöèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Áîëüøèå íàãðóçêè óãíåòàþò ìîòîðèêó è ñåêðåöèþ, óìåðåííûå íîðìàëèçóþò èõ. Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ïðè êîòîðûõ ïðîèñõîäÿò ïåðåïàäû äàâëåíèÿ â áðþøíîé ïîëîñòè (ïîëíîå ãëóáîêîå äûõàíèå, íàêëîíû òóëîâèùà, ñãèáàíèå íîã â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ è äð.), ñïîñîáñòâóþò óëó÷øåíèþ îòòîêà æåë÷è èç æåë÷íîãî ïóçûðÿ, ÷òî ÷ðåçâû÷àéíî âàæíî ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïå÷åíè, æåë÷íûõ ïóòåé è æåë÷íîãî ïóçûðÿ.
Òåðàïåâòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ËÔÊ íà ôîíå ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ îáóñëîâëèâàåòñÿ ñòèìóëèðóþùèì âëèÿíèåì íà îáìåí âåùåñòâ. Áåçóñëîâíî- è óñëîâíîðåôëåêòîðíîå ïîâûøåíèå îáìåíà âåùåñòâ îáúÿñíÿåòñÿ êîððèãèðóþùèì âëèÿíèåì íåðâíîé ñèñòåìû íà òðîôèêó òêàíåé.
Ìåòîäèêà ËÔÊ
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: ïåðèîä îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ñèëüíûå áîëè, âûðàæåííûå äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà; îáùèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ.
Ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè âî ìíîãîì çàâèñèò îò âûáîðà èñõîäíûõ ïîëîæåíèé, ïîçâîëÿþùèõ äèôôåðåíöèðîâàííî ðåãóëèðîâàòü âíóòðèáðþøíîå äàâëåíèå.
Íàèáîëåå ÷àñòî ïðèìåíÿþòñÿ èñõîäíîå ïîëîæåíèå ëåæà ñ ñîãíóòûìè íîãàìè (íà ëåâîì èëè ïðàâîì áîêó, íà ñïèíå); â óïîðå, ñòîÿ íà êîëåíÿõ, ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ñòîÿ è ñèäÿ.
Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ëåæà ðåêîìåíäóþòñÿ â ïåðèîä îáîñòðåíèÿ è íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ êàê íàèáîëåå ùàäÿùèå, ñïîñîáñòâóþùèå íàèìåíüøèì ôóíêöèîíàëüíûì ñäâèãàì, îáåñïå÷èâàþùèå íàèëó÷øèå óñëîâèÿ äëÿ âûïîëíåíèÿ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé (ëåæà íà ñïèíå ñ ñîãíóòûìè íîãàìè), ïðîèçâîëüíîãî ðàññëàáëåíèÿ ìûøö. Ýòè èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ óäîáíû äëÿ âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è òàçîâîãî äíà.
Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ íà êîëåíÿõ (íà ÷åòâåðåíüêàõ) ïðèìåíÿþòñÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè îãðàíè÷èòü âîçäåéñòâèå íà ìûøöû æèâîòà, âûçâàòü ìåõàíè÷åñêîå ïåðåìåùåíèå æåëóäêà è ïåòåëü êèøå÷íèêà; èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ è ñèäÿ èñïîëüçóþòñÿ äëÿ íàèáîëüøåãî âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíû ïèùåâàðåíèÿ.
Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà â âîäíîé ñðåäå ïðîâîäèòñÿ â áàññåéíàõ ñ ïðåñíîé èëè ìèíåðàëüíîé âîäîé. Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ ëåæà ñ ïëàâó÷èìè ïðèñïîñîáëåíèÿìè èëè ó ïîðó÷íÿ, ñèäÿ íà ïîäâåñíîì ñòóëü÷èêå, ñòîÿ è â äâèæåíèè.
Òåððåíêóð íà ñâåæåì âîçäóõå òðåíèðóåò è çàêàëèâàåò îðãàíèçì, íîðìàëèçóåò ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó. Ýòî åñòåñòâåííîå ôèçè÷åñêîå óïðàæíåíèå — õîäüáà.
Ñõåìû äâèãàòåëüíûõ ðåæèìîâ
Ðåæèì ñ ìàëîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ (ùàäÿùèé) ïðèìåíÿþòñÿ âîññòàíîâëåíèÿ àäàïòàöèè ê íàãðóçêàì ðàñøèðåííîãî ðåæèìà; ñòèìóëÿöèè îáìåííûõ ïðîöåññîâ; áîðüáû ñ çàñòîéíûìè ÿâëåíèÿìè â áðþøíîé ïîëîñòè; íîðìàëèçàöèè ðåãåíåðàòîðíûõ ïðîöåññîâ; ïîëîæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó áîëüíûõ è óìåðåííîãî ïîâûøåíèÿ àäàïòàöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ê âîçðàñòàþùèì ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì. Ïðè ùàäÿùåì ðåæèìå ïåðèîäû îòäûõà ïðåîáëàäàþò íàä ïåðèîäàìè íàãðóçêè.
Ðåæèì ñî ñðåäíåé ôèçè÷åñêîì àêòèâíîñòüþ (ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé). Öåëü: âîññòàíîâëåíèå àäàïòàöèè ê òðåíèðóþùèì íàãðóçêàì. Ðåãóëèðîâàíèå ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, íîðìàëèçàöèÿ âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé. Ñòèìóëÿöèÿ îáìåííûõ ïðîöåññîâ, áîðüáà ñ çàñòîéíûìè ÿâëåíèÿìè â áðþøíîé ïîëîñòè, óëó÷øåíèå ðåãåíåðàòèâíûõ ïðîöåññîâ.
Ðåæèì ñ áîëüøîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ (òðåíèðóþùèé). Öåëü: ïîääåðæàíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè íà ìàêñèìàëüíî äîñòóïíîì óðîâíå.
Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà (ËÔÊ) ïðè ãàñòðèòå è ÿçâåííîé áîëåçíè
1. Ëÿãòå íà ñïèíó. Ðèòìè÷íî äûøèòå, äåëàÿ ñðåäíèå âäîõè è âûäîõè 2-3 ðàçà (âäîõ íà ñ÷åò 1-2-3 è âûäîõ íà ñ÷åò 4-5-6-7). Äàëåå äûøèòå ïðîèçâîëüíî 6-8 ðàç.
2. Ñãèáàéòå è ðàçãèáàéòå 6-8 ðàç íîãè ãîëåíîñòîïíûõ ñóñòàâàõ.
3. Äàëåå ïîä ðèòìè÷íûé ñ÷åò ñãèáàéòå ðóêè â ëîêòÿõ, âûïðÿìëÿéòå âïåðåä, ñíîâà ñãèáàéòå â ëîêòÿõ è ïðèìèòå èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Óïðàæíåíèå íóæíî ïîâòîðèòü 5-7 ðàç.
4. Ñëåäóþùåå óïðàæíåíèå: ïî-î÷åðåäè ñãèáàòü íîãè â êîëåíå è òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå, ñòîïû ïðè ýòîì ñêîëüçÿò ïî ïîñòåëè. Ïîâòîðÿåòñÿ 3-4 ðàçà êàæäîé íîãîé.
5. Ñãèáàéòå â êóëàêè ïàëüöû ðóê. Äûøèòå ïðè ýòîì ïðîèçâîëüíî 8-10 ðàç.
6. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ë¸æà íà ñïèíå, íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ, ñòîïû îáîïðèòå î êðîâàòü. Ðàçâîäèòå è ñâîäèòå êîëåíè 4-5 ðàç.
7. Èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ (ñì. ïóíêò 6) ïðèïîäíèìàéòå òàç. Îïîðà — íà çàòûëîê, ðóêè è ñòîïû. Âäîõ — èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ. Ïîâòîðÿåòñÿ 4-5 ðàç.
8. Ðèòìè÷íî äûøèòå 2-3 ðàçà. Âäîõ íà ñ÷åò 1-2-3 è âûäîõ íà ñ÷åò 4-5-6-7.
9. Èç ïîçèöèè ëåæà íà ñïèíå ïîâåðíèòåñü íà ïðàâûé áîê, ïåðåéäèòå â ïîëîæåíèå ñèäÿ (íîãè îïóùåíû). Ïîâòîðèòü 5-6 ðàç.
10. Íà÷èíàåì ñèäÿ. Äûõàíèå ãðóäíîå, ñðåäíåé ãëóáèíû, ïîâòîðÿåì 2-3 ðàçà.
11. Ðóêè ïðèëîæèòå ê ïëå÷àì — âäîõ. Îïóñêàåì îáðàòíî — âûäîõ. Ïîâòîðÿåì 5-6 ðàç.
12. Íà÷èíàåì ñòîÿ. Ïî-î÷åðåäè ñãèáàåì íîãè â êîëåíÿõ 3-4 ðàçà.
13. Íà÷íèòå ëåæà íà ñïèíå. Íîãè ñëåãëà ðàçâåäåíû, ìûøöû ðàññëàáëåíû. Äûøèì ïðîèçâîëüíî 5-6 ñåêóíä.
14. Ïî-î÷åðåäè îòâîäèì íîãè â ñòîðîíû (ñêîëüçÿ ïî ïîâåðõíîñòè êðîâàòè). Ïîâòîð 3-4 ðàçà êàæäîé íîãîé. Äûøèì ïðîèçâîëüíî, êàê âàì êîìôîðòíî.
15. Ïîä ðèòìè÷íûé ñ÷åò ïîâîðà÷èâàåì ðóêè ëàäîøêàìè ââåðõ, îäíîâðåìåííî ðàçâîäÿ ñòîïû. Çàòåì ïðèíèìàåì èñõîäíîå ïîëîæåíèå (ëåæà íà ñïèíå). Çàâåðøàåì êîìïëåêñ äûõàíèåì ñðåäíåé ãëóáèíû (2-3 âäîõà-âûäîõà).
Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïðè õîëåöèñòèòå
1. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå (È. ï.) — ëåæà íà ñïèíå. Ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó ââåðõ è îäíîâðåìåííî ñîãíóòü ëåâóþ íîãó, ñêîëüçÿ ñòîïîé ïî ïîâåðõíîñòè, — âäîõ. Âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå —âûäîõ.
2. È. ï. — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè íà ïîÿñå. Ïðèïîäíÿòü ãîëîâó è ïëå÷è, ïîñìîòðåòü íà íîñêè — âûäîõ. Âîçâðàò â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âäîõ.
3. È. ï. — ëåæà íà ñïèíå. Ëåâóþ ðóêó ïîëîæèòü íà ãðóäü, ïðàâóþ — íà æèâîò. Óïðàæíåíèå â äèàôðàãìàëüíîì äûõàíèè (ò. å. â äûõàíèè æèâîòîì). Ïðè âäîõå îáå ðóêè ïîäíèìàþòñÿ ââåðõ, ñëåäóÿ çà äâèæåíèåì ãðóäíîé êëåòêè è ïåðåäíåé ñòåíêè æèâîòà, ïðè âûäîõå — îïóñêàþòñÿ âíèç.
4. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó. Ëåâàÿ ðóêà âûïðÿìëåíà ââåðõ, ëåâàÿ íîãà ïîëóñîãíóòà. Ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó ââåðõ — âäîõ, ñîãíóòü ïðàâóþ íîãó, ïðèæèìàÿ ïðàâîé ðóêîé êîëåíî ê ãðóäè, — âûäîõ.
5. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, ïîäíèìàÿ ïðàâóþ ðóêó è ïðàâóþ íîãó, ñäåëàòü âäîõ, ñãèáàÿ íîãó è ðóêó, ïîäòÿíóòü êîëåíî ê æèâîòó, íàêëîíèòü ãîëîâó — âûäîõ.
6. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, îòâåñòè ïðÿìóþ ïðàâóþ ðóêó ââåðõ è íàçàä — âäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.
7. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, îòâåñòè îáå íîãè íàçàä — âäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.
8. È. ï. — ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ. Ïîäíèìàÿ ãîëîâó, ñäåëàòü âäîõ, ñêîëüçÿùèì äâèæåíèåì ïåðåäâèíóòü ïðàâóþ íîãó âïåðåä ìåæäó ðóêàìè — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå è òî æå óïðàæíåíèå âûïîëíèòü äðóãîé íîãîé.
9. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïîäíÿòü ëåâóþ ïðÿìóþ ðóêó â ñòîðîíó è ââåðõ — âäîõ, âîçâðàò â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.
10. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ñäåëàòü âäîõ, ñãèáàÿ ðóêè, ëå÷ü íà æèâîò — âûäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå.
11. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðîãíóòüñÿ â ïîÿñíè÷íîé îáëàñòè — âäîõ, îïóñòèòü ãîëîâó è âûãíóòü ñïèíó äóãîé —âûäîõ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…