Противопоказания при определении ребенка в специальные дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

Противопоказания при определении ребенка в специальные дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха thumbnail

Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста существуют различные образовательные учреждения. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

  • 1. Детский сад компенсирующего вида, для глухих и/или для слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного количества глухих и слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
  • 2. Детские сады комбинированного вида, в состав которых, наряду с группами для слышащих детей, входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих и/или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы комплектуются ПМПК детьми одного или смежного возрастов.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и компенсирующие группы детского сада комбинированного вида принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2 или 3 лет) рассчитан на 5 или на 4 года.

Данные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида работают в режиме круглосуточного пребывания (отдельные учреждения компенсирующего вида — круглогодичного). Однако родители могут забирать детей домой ежедневно.

В детских садах компенсирующего или комбинированного вида могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание двух или более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями (возрастом, состоянием слуха, речи, интеллекта и т.п.) воспитанников.

  • 3. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) могут приниматься дети с 2-3-х летнего возраста при наличии условий для их воспитания. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки — в 5-6 лет. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к обучению в первом классе школы для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей, рассчитанной на двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы, а также программами, рекомендованными для детских садов для глухих и для слабослышащих детей, разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие программы.
  • 4. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа — детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с первого по 10-12 классы) школы для слабослышащих или для глухих детей. В данных образовательных учреждениях реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

Таким образом, во всех перечисленных выше образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, начиная с 1,5 — 2 лет (или позже). Педагогическое воздействие направлено на обеспечение в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. Вместе с тем наличие снижения слуха и отсутствие или недоразвитие речи требуют использования не только специфических методов работы, ориентированных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания работы, направленного на коррекцию отклонений в развитии. Кроме того, в ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма. Дети с нарушенным слухом, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной или дактильной речи) и писать печатными буквами к 4-4,5 годам. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию читательской деятельности по оригинальной методике, предложенной Б.Д. Корсунской, при этом широко используются ее книги для дошкольников «Читаю сам» (I — III выпуски).

Следовательно, деятельность образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.

Комплектование групп осуществляется медико-психолого-педагогическими комиссиями с учетом возраста детей, состояния их слуха (отдельные группы для глухих и для слабослышащих детей), уровня речевого развития, если комплектуется несколько одновозрастных групп детей с нарушенным слухом, а также с учетом наличия дополнительных отклонений в развитии (нарушения интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения и т.п.). Для детей с дополнительными отклонениями могут открываться специальные группы (такие группы уже долгие годы работают в Москве).

Читайте также:  Нистатин в таблетках противопоказания

Большинство специальных дошкольных учреждений является учреждениями интернатного типа (с недельным или даже с круглогодичным пребыванием ребенка), что связано с относительно не большим количеством детей со стойкими нарушениями слуха и с географическими и экономическими особенностями нашей страны. Однако и в этих условиях ведется целенаправленная работа с семьей: родители получают конкретные задания на выходные дни, на каникулы, систематически проводятся родительские собрания, конференции, родители приглашаются на открытые занятия педагогов и воспитателей, могут посетить любое занятие той группы, в которой находится их ребенок. Работая с ребенком, родители основное внимание уделяют не закреплению того материала, который отрабатывался педагогом и воспитателями, а социально-бытовой ориентировке ребенка, знакомству с тем, что окружает его в семье, около дома, с жизнью детей и взрослых. Это крайне важно, так как в противном случае ребенок знакомится лишь с жизнью специального, в известной мере закрытого учреждения и не сможет реализовать свою социальную роль в семье, в ближайшем детском окружении, и, следовательно, будут занижены возможности его социализации (Е.А. Стребелева, 2001).

При всем положительном, что несет с собой для общего развития ребенка его воспитание в специальном дошкольном учреждении (группе), следует выделить и негативные последствия этого:

отрыв от семьи, так как большинство специальных дошкольных учреждений и групп являются круглосуточными или круглогодичными;

постоянное нахождение среди плохо говорящих детей;

невозможность комплектования группы детьми, примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (проигрывают слабослышащие дети со средней и легкой тугоухостью, попадающие в неадекватную для них речевую среду — в группы еще не говорящих детей).

Альтернативой обучению ребенка в специальном дошкольном учреждении является его воспитание дома, при котором коррекционная работа ведется главным образом родителями под руководством учителя-дефектолога (Е.А. Стребелева, 2001).

В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, в том числе и детей с нарушениями слуха, в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99. № 129/32-16) организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которого входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших. Группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Дети, воспитывающиеся в семье коррекционную помощь получают:

в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по месту жительства;

в стационарах при лоротделениях крупных больниц по месту жительства;

в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах, педагогических факультетах педвузов.

Основным контингентом сурдологических кабинетов, стационаров, групп кратковременного пребывания являются:

  • · дети младенческого и раннего возраста (до 2 — 3 лет),
  • · дети с незначительным снижением слуха, как правило, воспитывающиеся в общеобразовательных дошкольных учреждениях,
  • · оглохшие дошкольники, до потери слуха нормально слышавшие и говорившие и сохранившие речь,
  • · дети с нарушенным слухом, имеющие комплексные отклонения в развитии; эти дети в силу тяжести своего состояния не могутпосещать специальный детский сад (группу), но остро нуждаются в коррекционной помощи,
  • · дети, которым противопоказано по состоянию здоровья посещение детского сада,
  • · дети, которым в связи с высоким уровнем их психофизического и речевого развития рекомендовано посещение общеобразовательных дошкольных учреждений (интегрированное обучение),
  • · дошкольники, родители которых хотят обучать их дома.

В сурдологических кабинетах, стационарах, группах кратковременного пребывания проводятся:

коррекционные занятия с детьми,

обучение родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи,

оказание родителям психотерапевтической помощи.

Основным содержанием работы в этих учреждениях является развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется обучению грамоте и формированию читательской деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа в сурдологических кабинетах, лорстационарах, группах кратковременного пребывания, прежде всего, ориентирована на удовлетворение специфических образовательных потребностей ребенка с нарушенным слухом. В связи с этим крайне важно, чтобы учитель-дефектолог постоянно давал родителям конкретные задания по всем разделам работы с неслышащими дошкольниками в условиях семьи.

Занятия в сурдологических кабинетах и группах кратковременного пребывания проводятся при обязательном присутствии родителей. Частота занятий зависит от того, как близко от учреждения живет семья, и от типа самого учреждения. Так, в сурдологическом кабинете в соответствии с инструктивно-методическим письмом с ребенком, не обучающимся в специальном учреждении (группе), проводятся занятия из расчета 1 час в неделю. Если же семья живет далеко от сурдологического кабинета, то родители могут привозить ребенка на 1 — 2 недели 1 — 2 раза в год и посещать занятия ежедневно. В лорстационаре, как правило, организуются ежедневные занятия в течение всего срока обследования и лечения. Группу кратковременного пребывания ребенок обычно посещает 2 — 3 раза в неделю (или чаще, например ежедневно, или реже — 1 раз в две недели). Кроме того, с детьми, обучающимися в группе кратковременного пребывания, могут организовываться также музыкальные и физкультурные занятия, индивидуальные или в малой группе — 2-3 человека; с ними также работает психолог.

Педагог группы кратковременного пребывания, в отличие от учителя-дефектолога сурдологического кабинета или стационара,

2-3 раза в год посещает детей дома (ребенка первого года жизни — ежемесячно, так как коррекционная работа с ним организуется только в условиях семьи), а также бывает в общеобразовательных учреждениях, где воспитываются неслышащие дети, с которыми он проводит коррекционные занятия. В ходе этих посещений педагог помогает рационально организовать их воспитание и обучение дома и в массовом дошкольном учреждении.

Читайте также:  Медицинскими противопоказаниями в моря

В целом группы кратковременного пребывания имеют большие возможности в организации коррекционной помощи, чем сурдологические кабинеты и тем более стационары.

В работе с детьми дошкольного возраста учитель-дефектолог сурдологического кабинета, лорстационара или группы кратковременного пребывания опирается на содержание и методику работы, изложенные в литературе, ориентированной на специальные дошкольные учреждения, а также на различные авторские коррекционные программы и программы для слышащих дошкольников.

Позитивным в организации обучения в сурдологических кабинетах, стационарах и группах кратковременного пребывания является:

  • · возможность оказания коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста,
  • · предоставление родителям возможности воспитывать ребенка дома,
  • · возможность максимальной индивидуализации воспитания и обучения,
  • · пребывание ребенка в нормальной речевой среде.

Родители детей, посещающих занятия в сурдологических кабинетах и группах кратковременного пребывания, должны понимать, что именно на них лежит основная ответственность за уровень психомоторного и слухо-речевого развития.

К негативным последствиям обучения в условиях данных организационных форм можно отнести следующее:

  • · отсутствие ежедневных занятий со специалистом,
  • · отсутствие целенаправленных систематических занятий по общему и физическому развитию ребенка,
  • · отсутствие детского коллектива (в основном проводятся индивидуальные занятия),
  • · ориентация родителей на продвижение именно своего ребенка, а не группы детей того же возраста и с таким же состоянием слуха.

К сожалению, до настоящего времени неразработанными остаются содержание и методы работы с детьми, имеющими сложную структуру нарушений, а также отсутствует программно-методическое обеспечение коррекционной работы с неслышащими детьми с учетом особенностей ее организации в учреждениях здравоохранения и в группах кратковременного пребывания (имеются лишь отдельные публикации).

В настоящее время создается множество медико-психолого-педагогических, психолого-педагогических и социальных центров, центров диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции разной ведомственной принадлежности. Они работают и как государственные, и как негосударственные учреждения и обычно создаются для оказания помощи детям с различными отклонениями в развитии. Попадают в эти центры и дети с нарушенным слухом, но, как правило, они в них не получают специализированной помощи. Исключение составляют лишь те центры, которые ориентированы на работу с глухими и слабослышащими детьми, например Центр раннего вмешательства в С. — Петербурге, центры при обществах глухих, создающиеся в основном родителями.

В последние годы с целью организации медицинской и психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России были открыты центры реабилитации слуха и речи. В центрах проводится диагностика нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывается медицинская помощь, организуется индивидуальное слухопротезирование детей. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах реабилитации слуха и речи используется верботональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

Источник

УДК 373

М. С. Чулкова воспитатель д/с №189

 «Спутник» г. Тольятти Российская федерация

О. В. Дьякова воспитатель д/с №189

«Спутник» г. Тольятти Российская федерация

Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождения детей с нарушением слуха. Изучены условия, способствующие максимально успешному включению детей с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения. А  также основные направления работы с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха.

Ключевые слова

Организационно-педагогические условия, слухо-речевая среда, занятия, ПМПК, оборудование.

Важным условием при организации работы в группах с детьми с нарушением слуха является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических условий:

  • обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами. В группах можно использовать «Дерево доброты», на котором вешаются листочки за хорошие поступки. Чем больше листьев, тем красивее дерево.
  • широкое использование на НОД с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;
  • подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
  • построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
  • постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухо-речевой среды.

Условия создания слухо-речевой среды формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль речи детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.

Одним из важных требований при создании слухо-речевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Особенности речи педагога: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере общения. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе.

На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.

Специальные занятия по развитию речи в общеобразовательном детском саду может проводить логопед. Специалист должен учитывать следующее: занятия по развитию речи носят комплексный характер; тематический принцип — основа занятий; методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.; речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

Читайте также:  Свечи тержинан показания противопоказания

Содержание занятий по развитию речи может включать:        

1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. 2. Формирование и специальная отработка различных форм речи на каждом этапе обучения. 3. Работа над значением слов в различных ситуациях общения и детской деятельности. 4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов; овладения звуко-буквенной составом слова; грамматической формой слов в составе целых предложений. 5. Формирование связной речи. Необходимо помнить, что глухие и слабослышащие дети могут иметь различное состояние слуха, уровень развития устной речи и общего психофизического развития, поэтому требования и содержание работы должны быть дифференцированные.

Обозначим некоторые условия, способствующие максимально успешному включению детей с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения:

1. Специальная подготовка воспитателей и специалистов как главное условие создания адаптированной образовательной среды. 2.  Обучение администрации для обеспечения условий развития адаптивной среды как необходимое условие организации взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса, а также обеспечение связи воспитателей и специалистов по организационным и консультационным вопросам с ресурсным центром по инклюзивному образованию. 3. Широкое применение высокотехнологичных достижений современной медицины (адекватное слухопротезирование/кохлеарная имплантация), использование вспомогательных специфических технических средств (безбарьерная среда для лиц с нарушением слуха). 4. Комплексная диагностика и интенсивная коррекционно-развивающая работа педагогического коллектива образовательных учреждений совместно со специалистами ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, сопровождение ими ребенка с нарушением слуха до полной социальной устойчивости (успешен и не чувствует себя чужим и неполноценным) в школьной среде, постоянный мониторинг успешности социальной адаптации и эмоционального благополучия.  5. Организованное психологами и педагогами участие родителей в воспитании и обучении ребенка. 6.  Партнерство специалистов и педагогов общеобразовательного учреждения в создании условий для адаптации ребенка с нарушенным слухом, включенного в среду детского сада.

Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении:

1) звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных занятий (не менее 8-10 кв. м). 2) FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях группы, зала).

Оборудование кабинета сурдопедагога:

1) FM-система. 2) индикатор звучания ИНЗ. 3) компьютерные программы Hear the World, Speech W и др. 4) сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» », «Дельфа-142». 5) компьютер c колонками. 6) магнитная доска. 7) фланелеграф. 8) наборные полотна разного размера. 9) музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, аудиокниги и др. 10) зеркало и освещение зеркала по СанПиН.

Перечень базового методического и дидактического материала необходимого для коррекционно-развивающей работы с глухими и слабослышащими в дошкольном образовательном учреждении:

1) диагностический набор для определения уровня слухового восприятия. 2) таблички, тексты, иллюстрированный материал по изучаемым темам. 3) набор игрушек и настольно-печатных игр. 4) набор музыкальных инструментов. 5) специальная литература по сурдопедагогике.

Еще одно условие сопровождения:

Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ в организации и проведении коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

Тесный контакт специалистов сопровождения и педагогов осуществляется и в рамках ПМПК.

С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого — выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.

На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ:

  • выносится коллегиальное заключение,
  • составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,
  • разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,
  • анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.
  • в конце учебного года на консилиуме обсуждают результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делать вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющих детей с нарушением слуха.

Сопроводительная коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность.

Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Основными направлениями работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха являются:

  • создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители».
  • объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;
  • соблюдение единых требований к ребёнку;

Все родители, имеющие детей с нарушением слуха, посещают 1 раз в месяц специалистов сопровождения. Изначально с ними заключен договор на психолого-медико-педагогическое сопровождение детей.

Педагоги детского сада должны проводить целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Список используемой литературы

  1. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] /Р.А. Белова-Давид. — М.: Логос, 2012.- 231 с.
  2.  Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи [Текст] /Г.А. Волкова.- С-Пб.: САЙМА, 2013 – 94 с.
  3. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: АСТ, 2013. –96с.
  4. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224 с.
  5.  Pay, Е.Ф. Исправление недостатков произношения у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская.- М.: ИНФРА-М, 2011.-С. 267с.
  6. Токарева, О. В. Расстройства речи у детей с нарушением слуха [Текст] /О.в. Токарева, под ред. проф. С. С. Ляпидевского.- М.: Логос, 2013.-256с.
  7. Туманова, Т. В. Развитие словообразования у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 54-58.

© М. С. Чулкова, О. В. Дьякова, 2016

Источник