Противопоказания при песочной терапии
Наталья Шведова
Консультация для воспитателей «Песочная терапия: требования и противопоказания. Условия для создания песочных игр»
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песокможет быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Зачастую ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.
Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, — это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.
В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми»детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.
Показания к песочной терапии
Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае,если ребенок:
Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает.
Ограничен в проявлении своих чувств.
Переживает экзистенциальный или возрастной кризис.
Имеет психологическую травму.
Имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапиюнельзя проводить в следующих случаях:
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Эпилепсия или шизофрения.
Ребенок с очень высоким уровнем тревожности.
Ребенок с неврозом навязчивых состояний.
Аллергия на пыль и мелкие частицы.
Легочные заболевания.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Использование песочной терапии даёт положительные результаты:
— Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
— Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка.
— Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
— Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).
— Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
Советы по организации занятий
Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.
В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
Итак,некоторые рекомендации:
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте лоток в углу комнаты.К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка,предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.
• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песокчерез самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий и после с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
Аналитическая психология утверждает, что истинные возможности и целительные силы для развития индивидуальности находятся именно в бессознательной сфере личности.
Бессознательное более активно общается с нами в виде образов и символов во снах, когда состояние человека сознанием не контролируется. Но также оно активно и днем.
Песочную терапию можно назвать снами наяву, когда подсознание свободно проецируется на песок через активное воображение, а сознание это наблюдает. И задача песочного терапевта – помочь человеку как можно полнее выразить в песочнице свои подсознательные чувства, а затем подвести его к пониманию и осознанию полученной песочной картины для того, чтобы извлечь ресурсы и показать их ему.
Нам сложно описать словами свои переживания, боль от потерь, внутренние конфликты, страхи и тревоги. Но это все легко отразить в юнгианской песочнице.
Суть песочной терапии.
Суть песочной терапии состоит в том, что через песок наше бессознательное пространство трансформируется и переносится во внешний мир в виде образов и символов и выходит в сознание, то есть становится видимым, осязаемым и осознаваемым. Все происходящие внутри нас процессы постепенно перестают пугать и тревожить и создают ресурсное состояние для дальнейшего развития.
Благодаря песочной терапии мы способны вернуться в тревожную, беспокойную ситуацию и переиграть ее, изменив шаблон своего привычного поведения.
Человек сможет ощутить, какими ресурсами обладает, в чем испытывает потребность, что еще необходимо проработать в себе для достижения определенной цели.
При работе с песком, через образы, внутреннее пространство человека высвобождается от негатива (страха, тревоги, агрессии) и наполняется новым ресурсным состоянием. Фигуры на песке позволяют проиграть конфликтные ситуации и найти способы выхода из них, преодолеть барьеры, с которыми он не решается справиться в повседневной жизни.
Что происходит во время сеанса песочной терапии?
Песочная терапия — это очень увлекательный процесс, во время которого клиент окунается в безопасное пространство, убирая любое сопротивление.
Во время составления песочной композиции в человеке запускается внутренний процесс трансформации. Открывается доступ к его заблокированным возможностям. Он заново переживает эмоции и чувства, прорабатывает их на песочном поле, тем самым, приобретает способность увидеть, осознать и проанализировать проблемную ситуацию и сформировать свое новое ресурсное состояние.
Перед человеком открывается возможность построить свой особенный, уникальный мир. Используя ящик с голубым дном и бортами, символизирующими воду и небо, песок, воду, фигурки людей, животных и птиц (диких, домашних, мифических), природные материалы (шишки, палки, ракушки, камни), машины и строения, предметы обихода, клиент создает картину, которая отражает бессознательные процессы его личности. Она четко показывает прошлое, настоящее и будущее: воспоминания, планы, мечты, намерения, возможные тревоги, страхи, препятствия.
Очень часто сознание не отражает истинную проблематику человека, потому что она сидит глубоко в подсознании. Клиент приходит с одним запросом, а в процессе песочной терапии выясняется, что в реальности его беспокоит совершенно другое.
Песочная терапия позволяет
- Своевременно отреагировать в затруднительной жизненной ситуации.
- Пережить горестные чувства и потерю отношений.
- Определить, в каком направлении двигаться дальше.
- Осознать, что именно не дает вам реализовать свой проект.
- За короткое время услышать свои истинные желания и оценить собственные возможности.
- Преодолеть препятствия на жизненном пути.
- Выбраться из затяжных проблем и неприятных конфликтов.
- Избавиться от страхов и тревог, которые блокируют сознание, в результате чего тело перестает нам подчиняться.
- Спрогнозировать дальнейшие действия, если стоите перед выбором и не понимаете, какое решение принять.
- Смоделировать допустимую ситуацию, проиграть ее, увидеть и понять возможный конечный результат.
Песочная терапия предусматривает возможность работать индивидуально, в паре, в группе. Хорошо показывает себя при работе как со взрослыми, так и с детьми.
Противопоказания к применению песочной терапии.
- Повреждения кожи рук (кожные заболевания, порезы, ссадины, грибок, гнойники на руках).
- Психически нездоровые люди (шизофрения, эпилепсия).
- Аллергия на пыль и мелкие частицы.
- Легочные заболевания.
Человеческая психика природно настроена на самовосстановление. Но на это могут уйти месяцы и годы.
Современный мир не стоит на месте, темп жизни ускоряется, мы испытываем нехватку свободного времени и вынуждены подстраиваться под динамический рост и нацеливаться на быстрые результаты. Эффективно достигнуть всего этого, сэкономив время и энергию, вы сможете уже сейчас, записавшись на консультацию к песочному терапевту.
Видео — Фигурки для песочной терапии
Если вы решили записаться на консультацию к психологу, контактные данные здесь!
Обновлено: 01 апреля 2019
00:00 / 00:00
В этой статье вы узнаете:
- Что такое песочная терапия;
- Материалы и оборудование для проведения терапии;
- Противопоказания для песочной терапии;
- Особенности проведения практики;
- Работа с песком в домашних условиях – советы для родителей.
По статистике с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные поведенческие или психологические расстройства. Поэтому современные психотерапевты и психологи имеют в своем арсенале множество средств для нивелирования или профилактики негативных последствий нарушений психологического характера.
Среди всего разнообразия современных психотерапевтических техник для детей, одной из наиболее действенных является песочная терапия. Ведь основной вид деятельности у них – это игра, поэтому песок идеальный материал для улучшения психологического состояния ребенка.
Что такое песочная терапия?
Песочная терапия – это одна из форм аналитической психотерапии, которая заключается в проекции различных переживаний ребенка на игру с песком. Данное средство является не только психокоррекционным, а и диагностическим.
Показания для проведения песочной терапии:
- расстройства эмоционально-волевой сферы;
- психологические травмы;
- проблемы в семье;
- нарушения поведения и адаптационных процессов;
- задержка речевого развития;
- гиперактивный синдром;
- детские страхи;
- коррекция личностной сферы ребенка;
- нивелирование психосоматических симптомов;
- проблемы коммуникативной сферы.
Сам сеанс песочной терапии должен проводиться квалифицированным специалистом, который прошел обучение и имеет соответствующий сертификат. Огромным преимуществом метода является то, что его можно применять детям с двух лет, а также подросткам и взрослыми.
Песочная терапия также способствует:
- развитию мелкой моторики;
- повышению точности тонких дифференцированных движений рук;
- обогащению сенсорного опыта ребенка;
- самомассажу песчинками.
Научно-теоретической основой данного метода считают технику активного воображения К. Юнга, при которой в игру с песком символически переносятся реальные переживания человека. При правильном управлении психотерапевтом процессом взаимодействия с песком, рождается решение той или иной проблемы.
Противопоказания песочной терапии
Вместе со всеми видимыми преимуществами метода существуют противопоказания:
- астма или аллергия на пыль;
- открытые раны на руках;
- заболевания кожи;
- тяжелые интеллектуальные нарушения;
- ярко выраженные симптомы синдрома дефицита внимания.
Метод подходит для индивидуального использования, а также для подгрупповых форм работы – до трех человек.
Материалы и оборудование для проведения песочной терапии
Основным материалом для песочной терапии является, конечно же, песок. Песок должен быть чистым и обеззараженым. Иногда его смешивают с манкой.
Также обязательным атрибутом является деревянный ящичек с низкими бортиками. Его традиционные размеры – 50х70 см, а глубина – примерно 8 см. Он заполняется песком на половину емкости. Часто дно такого ящика подсвечивается, что позволяет создавать разнообразные узоры.
Обязательно возле песочницы должна быть вода. Ведь мокрый песок открывает доступ к новым формам взаимодействия с ним.
Миниатюрные фигурки — главный компонент песочной терапии, именно они выступают символическим отражением реальных людей, их взаимодействия и различных жизненных ситуаций. Как правило, они размещаются на полках возле емкости с песком, на уровне глаз клиента.
Для обеспечения близкого к реальности отражения окружающей действительности ребенка фигурки делятся на категории:
- Люди – разного пола, возраста, профессии, национальности.
- Животные – все разновидности представителей фауны.
- Жилье и все атрибуты, связанные с ним, включая мебель и элементы декора.
- Продукты, посуда.
- Растения – все разновидности.
- Транспорт и дорожные знаки.
- Объекты небесного пространства – планеты, звезды и тому подобное.
- Природные материалы — камни, ракушки, стекло, металл, перья, минералы.
Это далеко не весь список, как правило, набор дополняется в соответствии с конкретным случаем. Возможно использование не всех фигурок, все зависит от желания клиента.
Особенности проведения песочной терапии
Сеанс песочной терапии проходит под чутким руководством психотерапевта. Выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба, решение проблемы.
На стадии хаоса, ребенок еще не совсем понимает, как правильно взаимодействовать с новой разновидностью игры. Обычно он бездумно набирает кучу фигурок и перемешивает их с песком.
С диагностической точки зрения, это свидетельствует о расторможенности психических процессов и повышенном уровне эмоциональной тревожности. С психокоррекционной – это процесс выплескивания эмоционального негатива, освобождение от него. Данная стадия может длиться от двух до пяти занятий.
Стадия борьбы возникает при сложных ситуациях в жизни клиента. В игре отображается войнами и даже убийствами или иным насилием. Это способствует освобождению внутренней агрессии и ее рациональному выходу, без нанесения вреда окружающим. Продолжительность стадии – два, три занятия.
И, наконец, стадия разрешения конфликта возникает в конце курса сеансов песочной терапии. Она отражает решения внутреннего конфликта ребенка и нивелирования последствий негативных переживаний. В игре отображается адекватным взаимодействием между персонажами.
Количество сеансов песочной терапии определяется индивидуально, обычно включает 7-15 занятий, продолжительностью 20-40 мин.
Все игры с песком делятся на разновидности:
• Игры для развития тактильной чувствительности и улучшения уровня кинетических ощущений – отпечатки рук, перетирания песка в ладонях, пересыпание, рисование пальчиком, поиск предметов, спрятанных в песок.
• Игры, способствующие развитию речи – заключаются в проигрывании в действующих лицах сказки, стихотворения или рассказа.
• «Песочная грамота» – позволяет усвоить написание букв и цифр в игровой форме.
• Игры с песком психотерапевтического характера – проигрывание реальных ситуаций из жизни ребенка, наведения психологом вариантов решения проблемы в ходе сюжета.
Эти и другие игры очень нравятся детям, особенно дошкольного возраста. Ведь они позволяют усвоить новые знания, умения и навыки в легкой игровой форме.
Работа с песком в домашних условиях – советы для родителей
Полноценный сеанс песочной терапии может проводиться только квалифицированным специалистом, поскольку лишь психотерапевт может правильно проработать проблему с ребенком, не нанеся вреда. Однако в домашних условиях можно работать с детками, используя песок как арт-терапию. При помощи сосредоточения, увлеченной работы и создания сюжетов ребенок будет выплескивать свои переживания. Также это способствует укреплению ЦНС, улучшению мелкой моторики и удержания внимания.
Родителям рекомендуется закупить фигурки, которые соответствуют предпочтениям ребенка. Если нет коробки, можно использовать любую емкость, удобного размера. Песок можно купить уже готовый, даже цветной. Или взять обычный, предварительно обработав его термически.
Главное, любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть; находите мудрость в материнстве. А работа с песком не только нормализирует психическое состояние вашего малыша, но и поспособствует улучшению коммуникации между вами.