Противопоказания при транспортировки больного

Противопоказания при транспортировки больного thumbnail

Советы по уходу Советы по уходу

Тяжесть состояния определяет способ транспортировки больного. Он может быть транспортирован на носилках вручную, на каталке, на кресле-каталке или пешком. Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком, в сопровождении медицинского персонала. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют на носилках (вручную или на каталке) лёжа.
Противопоказаний для транспортировки в пределах стационара нет.

9.1. Транспортировка на каталке

Выполнение манипуляции:
— подготовить каталку к транспортировке, проверить её исправность;
— постелить на каталку простыню (при необходимости — клеёнку), положить подушку, одеяло;
— поставить каталку ножным концом под углом к головному концу кушетки или другим, более удобным в данной ситуации способом (рис. 79);
— приподнять пациента — один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой — под поясницу и ноги;
— уложить пациента на каталку;
— укрыть пациента второй половиной одеяла или простыней;
— один медработник должен встать спереди каталки спиной к пациенту, другой — сзади каталки лицом к пациенту;
— сообщить в отделение, что к ним транспортируется пациент;
— транспортировать пациента в отделение с историей болезни;
— поставить каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

Лежачая каталка

— снять одеяло с кровати;
— переложить пациента на кровать.

9.2. Транспортировка пациента в отделение на кресле-каталке

Выполнение манипуляции:
— подготовить кресло-каталку к транспортировке, проверить её исправность;

Сидячая каталка

— наклонить кресло-каталку вперёд, наступив на подставку для ног;
— попросить пациента встать на подставку для ног, усадить, поддерживая его в кресле, прикрыть одеялом;
— придать креслу-каталке исходное положение (рис. 80);
— во время транспортировки следить, чтобы руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
Транспортировать пациента на кресле-каталке можно в положении сидя, полулёжа и лёжа, меняя положение спинки и ножной панели.

9.3. Транспортировка на носилках

Для транспортировки на носилках следует приготовить:
— простыню;
— одеяло;
— подушку, клеёнку.
Пациенту необходимо объяснить особенности его поведения во время транспортировки.
При транспортировке носилок с больным вверх по лестнице, идущий впереди держит ручки носилок на опущенных руках, а идущий сзади — у себя на плечах. При спуске с лестницы действуют наоборот: идущий сзади держит ручки носилок на вытянутых руках, а идущий спереди — на своих плечах. Вверх по лестнице больного несут головой вперёд, а вниз — вперёд ногами.

9.4. Перекладывание больного

Выполнение манипуляции:
— перекладывание больного удобнее производить втроём. Поставить каталку (носилки) перпендикулярно кровати, чтобы головной конец подходил к её ножному концу кровати (рис. 81А);
— встать втроём около больного с одной стороны: один подводит руки под голову и лопатки больного, второй — под таз и верхнюю часть бёдер, третий — под середину бедер и голени (рис. 81Б);
— одновременно поднять больного, поворачиваясь вместе с ним на 90° в сторону каталки (рис. 81В):
— уложить больного на каталку, которая предварительно застилается одним концом одеяла, укрыть другим концом одеяла. Под голову подложить подушку;
— транспортировать больного в отделение головным концом вперёд (рис. 81 Г);
— в отделении: головной конец каталки подвести к ножному концу кровати. Втроём поднять больного и, повернувшись на 90°, положить его на кровать.
Нельзя перекладывать больного на простыне!
Существуют и другие способы расположения каталки по отношению к кровати: параллельно, последовательно, вплотную. Наиболее удобным является способ, при котором каталка располагается параллельно и вплотную к кровати.

перекладывание больного с кровати на каталку

Тестовые задания:

1. Противопоказаниями для транспортировки больного внутри стационара являются:
a. Тяжелое общее состояние больного.
b. Первые сутки после операции.
c. Острый инфаркт миокарда.
d. Противопоказаний нет.
2. Способ транспортировки больного определяется:
a. Длительностью его нахождения в стационаре.
b. Тяжестью состояния.
c. Характером заболевания.
d. Наличием дренажных трубок.
e. Целью транспортировки.
3. Перекладывать больного с койки на лежагую каталку:
a. Необходимо вдвоём.
b. Необходимо втроём.
c. Можно одному.
d. Можно на одеяле или простыне.
4. Для транспортировки больного на лежагей каталке необходимо:
a. Два медработника.
b. Один медработник.
c. Три или более медработников.
5. При транспортировке больного на носилках вниз по лестнице больного несут:
a. Головой вперёд.
b. Ногами вперёд.

Источник

В последнее время число больных, транспортируемых нашими бригадами по воздуху, с помощью санитарной авиации, значительно возросло. 
Как и любой другой вид транспортировки, санитарная авиация имеет свои преимущества и недостатки

01.12.2018

Противопоказания к использованию авиа транспортировки больного

Преимущества транспортировки больного самолетом всем понятны — это скорость, независимость от дорожных и таможенных условий. К недостаткам можем отнести – зависимость от аэродрома и потребность в медицинском трансфере (машина скорой помощи в аэропорт и из аэропорта), более высокая стоимость транспортировки, относительно ограниченное рабочее пространство медика. 

Помимо перечисленных недостатков, в которых наша служба медицинской помощи «научилась» успешно функционировать, существуют и медицинские противопоказания к перелёту. Об этом говорят, когда на состояние пациента может отрицательно сказываться взлёт и посадка воздушного судна.

Читайте также:  Кисель его полезные свойства и противопоказания

Когда пациента нельзя транспортировать (абсолютные противопоказания к санитарной авиации):

  • Терминальные состояния;
  • Острые и опасные инфекции;
  • Психические расстройства у пациента, не поддающиеся контролю
  • Пневмоторакс не разрешённый;
  • Кессонная болезнь в острой фазе;
  • Воздушная эмболия;
  • Геморрагический церебрально-васкулярный несчастный случай за последние 7 дней;
  • Острая не компенсированная потеря крови с гематокритом ниже 30%;
  • Неконтролируемые нарушения ритма сердца;
  • Острый инфаркт миокарда;
  • Острая сердечная недостаточность, с отёком лёгких;


Относительные противопоказания:

  • Острая кишечная непроходимость ;
  • Невправленная грыжа;
  • Инвагинация;
  • Лапаротомия или торакотомия за последние 5 дней;
  • Умеренная внутричерепная гипертензия;
  • Операционное вмешательство на глаза за последние 14 дней;
  • Газовая гангрена;
  • Анемия (гемоглобин менее 10.0 г/мл);
  • Тяжёлое обострение бронхиальной астмы;
  • Острые психические состояния, пациент в бреду;
  • Повреждение позвоночника без иммобилизации;
  • Беременность с угрозой прерывания

Конечно, наличие профессионального медицинского оборудования и квалифицированного персонала дают возможность транспортировать всё более тяжёлых больных, но мы всегда соблюдаем границы разумного и честно сообщаем о всех нюансах планируемых работ по подготовке и перелёту. За это, нам доверяют и полагаются в вопросах даже самых тяжёлых медицинских случаев.

Вызов реанимобиля и транспортировка

Вызов реанимационной бригады на адрес Вызов + перевозка (реанимация)
Москва (в пределах МКАД) 10 000 12 000 
Московская область 10-30 км от МКАД 12 000 14 000
Московская область 30-60 км от МКАД 16 000 20 000 
от 60-ти — 100 км от МКАД 233 руб/км 300 руб/км
от 100 — 300 км от МКАД   160 руб/км  + 12 000 
300 — 1000 км    150 руб/км  + 15 000
1000 — 2000 км    140 руб/км  + 25 500

Внимание! На время действия пандемии стоимость вызовов и перевозок увеличена на 3000 руб

НОВОЕ В РАЗДЕЛЕ

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 февраля 2016;
проверки требуют 15 правок.

Перевозка больных и раненых (транспортировка больных и раненых, медицинская эвакуация) — один из видов скорой медицинской помощи.

Осуществляется в виде доставки пострадавшего или больного, после оказания ему первой медицинской, или первой врачебной помощи, на следующий этап медицинской эвакуации, где ему может быть оказана квалифицированная медицинская помощь. В мирное время медицинская эвакуация, как правило, состоит из двух этапов. Первым этапом является оказание медицинской помощи на месте, силами бригады скорой медицинской помощи, вторым этапом является продолжение лечения в стационаре соответствующего профиля. В случае массовых чрезвычайных ситуаций или в военное время медицинская эвакуация осуществляется, как правило, в 3 этапа. После оказания медицинской помощи на месте происшествия или ранения, пострадавший доставляется в промежуточный госпиталь, где ему оказывается первая врачебная помощь, если состояние больного требует расширения объема медицинского вмешательства и пострадавший способен перенести перевозку, его транспортируют в госпиталь тыла страны, или в ЛПУ, занимающееся профильной патологией.

История[править | править код]

Исторически необходимость в создании службы скорой помощи и перевозки больных наиболее остро проявилась после пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года с большим количеством пострадавших, которые не могли самостоятельно добраться до больниц. И такая служба была создана в самые кратчайшие сроки.

В Москве служба скорой медицинской помощи и перевозки больных была открыта 28 апреля 1898 года в соответствии с Приказом обер-полицмейстера г. Москвы № 117.

Экстренная и плановая перевозка[править | править код]

Несмотря на то, что перевозка больных осуществляется службой скорой медицинской помощи, все же следует подразделять экстренную и плановую перевозку больных.

Экстренная перевозка больных осуществляется немедленно после проведения неотложных мероприятий в случаях, требующих срочного медицинского вмешательства в условиях стационара. Эти функции выполняют, как правило, линейные и специализированные бригады муниципальной службы скорой медицинской помощи. Госпитализацию наиболее тяжелобольных и пострадавших производят в стационары, имеющие профильные отделения (нейрореанимационные, противоинфарктные и т. д.).

Плановую перевозку лежачих больных могут выполнять платные службы скорой помощи, так как такие перевозки зачастую не входят в обязанности экстренных муниципальных служб. Это может быть перевозка больного на обследование и обратно, от одних родственников к другим, например, для помощи в уходе за больным; а также транспортировки больных на вокзал, в аэропорт или на дачу. Кроме того, частные компании обеспечены различными средствами переноски в зависимости от заболевания и ситуации на вызове (мягкие носилки, иммобилизирующий матрас, кресло-носилки) и достаточным количеством персонала непосредственно для переноски.

Принципы перевозки пострадавшего[править | править код]

Как правило, на носилках, плавно и без толчков. Больного несут ногами вперед при спуске с лестницы и головой вперед при подъеме, стараясь придать носилкам горизонтальное положение. Выполнение этих правил обеспечивает наибольшую безопасность для больного и естественное положение тела во время переноски. Родственникам не следует мешать медицинскому персоналу во время переноски. Наилучшая помощь — это максимально освободить проходы в квартире, на лестничной клетке и в подъезде.

При выносе пострадавшего с поля боя, или из очага массовых санитарных потерь, также может применяться лямка медицинская носилочная, представляющая собой брезентовую ленту с петлей, которая позволяет фиксировать пострадавшего вдоль корпуса и тянуть его как при передвижении по пластунски, так и поднимать из завалов и транспортировать на себе.

Читайте также:  Нимесулид противопоказания и побочные действия колбасит

В пути следования нельзя кормить и поить больного без предварительной полной остановки санитарного автомобиля. Сопровождающим следует во время движения держаться за поручни, не вмешиваться в лечебные мероприятия, проводимые в пути.

При транспортировке пострадавшего на автотранспорте следует учесть тяжесть его состояния. Легкораненые и пострадавшие средней степени тяжести могут быть доставлены в лечебные учреждения на транспорте общего назначения, например на легковом автомобиле. Тяжелораненые должны транспортироваться на специально оборудованном санитарном транспорте, в мирное время примером такого транспорта является скорая медицинская помощь. Следует помнить, что при транспортировке сроком более 15-20 минут тяжесть пострадавшего смещается на категорию вниз. Так, легкораненый за 20-30 минут перевозки транспортом общего назначения скорее всего перейдет в категорию пострадавших средней степени тяжести. Транспортировка обычным транспортом пострадавших в мирное время допускается только в случае невозможности прибытия специализированного транспорта, или в случае ЧС, когда санитарный транспорт занят более тяжелыми пострадавшими. Стоит предусмотреть правильное размещение личных вещей больного: они не должны загромождать проходы санитарного автомобиля и доступ медицинского персонала к больному. Личные вещи размещаются после того, как больного поместили в автомобиль, а по прибытии в конечный пункт вначале выносят вещи, а потом больного.

Правильная транспортировка пострадавшего, находящегося без сознания, производится в положении на животе (при травмах брюшной полости — на боку)[1].

Принципы подготовки пострадавшего к транспортировке[править | править код]

Перед транспортировкой необходимо оценить состояние больного или пострадавшего. Если имеются переломы, ожоги, открытые раны, лицам без медицинского образования не следует принимать решение о перемещении пострадавшего, до прибытия скорой медицинской помощи. В военное время или в случае ЧС, при перемещении раненого следует ориентироваться на его состояние, по возможности не следует его перемещать, до прибытия санинструктора, если нет непосредственной угрозы его жизни. Например раненый осколком солдат находится в воронке, или в окопе.

Важно, чтобы больной спокойно относился к предстоящему переезду, не боялся его. Поэтому родственникам необходимо морально подготовить больного к перевозке, разъяснить её безопасность и необходимость. Также не менее важно стабилизировать общее состояние больного, при необходимости, дать лекарства, рекомендованные лечащим врачом, с тем, чтобы прибывшей бригаде скорой помощи не пришлось проводить экстренных мероприятий. При выполнении этих правил, перевозка больного пройдет гладко и без осложнений.

В день транспортировки больного лучше не кормить во избежание возникновения рвоты в пути. Можно дать жидкую пищу (бульон) и различные напитки. Не следует забывать и о гигиене тела. Перед приездом врача не одевайте много одежды на больного, которая будет затруднять медицинский осмотр.

См. также[править | править код]

  • Краткий исторический очерк развития санитарных повозок русской армии 1797—1811

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эвакуация больных и раненых // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи / Под редакцией профессора Е. И. Чазова. — М.: Медицина, 1975. — С. 589.
  • Руководство для врачей скорой медицинской помощи / Под редакцией В. А. Михайловича, А. Г. Мирошниченко. — СПб.: Невский Диалект, 2001. — ISBN 5-7940-0071-6. — С. 55.

Источник

Здоровье, увы, невечно. И нередко родственникам лежачего больного приходится сталкиваться с проблемой перевозки — как доставить пациента на обследование, в пансионат, домой после стационара, к поезду на ж/д-вокзал или в аэропорт, ведь в перечень социальных услуг транспортные услуги не входят? Что делать в таких случаях и когда можно рассчитывать на государство, а когда приходится брать дело в свои руки?

Транспортировка больных или, говоря официальным языком, медицинская эвакуация, родилась одновременно со скорой помощью — после страшного пожара в Венской опере, когда более суток пострадавшие оставались на улице рядом со сгоревшим зданием, не в силах добраться до больницы самостоятельно. Свою лепту в формирование основных принципов перевозки лежачих больных внесла и Первая мировая, когда транспортировка раненых перестала считаться проблемой сугубо военной и превратилась в медицинскую. К счастью, с необходимостью медицинской эвакуации после чрезвычайных ситуаций приходится сталкиваться не так часто, но вот необходимость перевозки лежачих больных возникает регулярно. Если состояние пациента таково, что процесс осуществляет скорая медицинская помощь, то медицинская эвакуация состоит из двух этапов:

  • оценка общего состояния больного и оказание необходимой медицинской помощи на дому;
  • транспортировка и продолжение лечения в стационаре нужного профиля.

Но если лежачего больного необходимо вернуть из стационара домой — у родственников возникает проблема — скорая такими перевозками не занимается. Действительно, если человек не нуждается в помощи врача, задействовать для бесплатной перевозки лежачих больных из больницы бригаду медицинских работников как минимум нерационально.

Виды транспортировки больных

Транспортировка неходячих больных, как, впрочем, и обычных пациентов, может быть экстренной и плановой. Экстренная проводится в ситуациях, когда жизни пациента угрожает опасность либо его состояние здоровья требует срочной госпитализации. К этой категории относятся и случаи, в которых требуется перевезти пациента из одного медицинского учреждения в другое, поскольку необходима узкоспециализированная помощь. Например, в общетерапевтическом стационаре вполне может оказаться беременная женщина, начавшая рожать. В данной ситуации решение о необходимости перевозки принимает руководитель стационара, его заместитель по лечебной работе или дежурный врач.

Читайте также:  Электрофорез в стоматологии показания и противопоказания

Плановая перевозка бывает нужна:

  • при госпитализации в плановом порядке;
  • возвращении из стационара;
  • обследованиях;
  • транспортировке в пансионат, хоспис и т.д.;
  • визитах к родственникам.

В зависимости от вида травмы (если речь идет о ней) и общего состояния больного до машины он может транспортироваться:

  • пешком;
  • на костылях и с поддержкой;
  • на руках;
  • на кресле-каталке;
  • на носилках.

Пешком сопровождают до машины людей с нетяжелыми соматическими патологиями, травмами верхних конечностей. Если поездка предстоит долгая, в машине такого пациента лучше все же уложить, особенно если он жалуется на головокружение.

На костылях и с поддержкой можно довести до машины пациентов с травмами голени и стопы после иммобилизации.

На руках переносят детей. Взрослых — только в крайних случаях, когда носилки использовать невозможно (например, с ними не получается развернуться на лестнице) и заменить их одеялом тоже не получается.

На носилках транспортируют больных:

  • находящихся без сознания;
  • в шоковом состоянии;
  • при остром нарушении мозгового кровообращения;
  • с инфарктом миокарда;
  • рожениц;
  • беременных с эклампсией или угрозой преждевременных родов;
  • с хирургической или гинекологической патологией средней тяжести и тяжелой;
  • с травмой позвоночника;
  • с черепно-мозговыми травмами.

Перед тем как переложить пациента на носилки, рекомендуется подстелить покрывало или тонкое одеяло — потом с его помощью будет проще перекладывать. Свободными концами покрывала укутывают больного. Не стоит забывать о дополнительном теплом одеяле и шапке, если на улице холодно.

Обычно пациента переносят головой вперед, но если его приходится спускать по лестнице, то впереди должны быть нижние конечности. Даже если сам пациент реагирует на это негативно, техника безопасности важнее предрассудков.

Правила перевозки пострадавшего

К перевозке пациента нужно готовить. Если она экстренная, подготовку и стабилизацию состояния пациента производит медицинская бригада и она же контролирует пострадавшего во время самой поездки. Если же перевозка плановая, подготовка пациента к транспортировке ложится на плечи родственников.

Больного нужно успокоить, объяснить ему необходимость перевозки. За несколько дней до нее нужно особо тщательно следить за состоянием его здоровья и приемом всех назначенных лекарств. Последний прием пищи перед транспортировкой должен быть не позже чем за 2 часа до нее, и если есть возможность, то лучше перевозить больного натощак. Таким образом снижается вероятность «укачивания» и рвоты.

Нужно убедить пациента справить естественные потребности незадолго до того, как покинуть дом. На больного надевают подгузник, особенно если поездка предстоит долгая.

Одежду и документы, предметы личной гигиены готовят заранее, но если на улице холодно, пациента одевают непосредственно перед транспортировкой.

«Подходы» к кровати больного и путь до двери нужно освободить, чтобы специалисты могли пронести носилки и другие необходимые приспособления.

Во время перевозки пациента нельзя кормить и поить, чтобы не спровоцировать попадание пищи в дыхательные пути или рвоту.

Службы транспортировки лежачих больных

Итак, скорая может доставить пациента в стационар бесплатно, если состояние его здоровья требует срочной квалифицированной медицинской помощи. Но после того как срок госпитализации закончится, государство, что называется, умывает руки, и транспортировка лежачего больного из больницы домой становится заботой родственников. Теоретически администрация больницы может пойти навстречу и выделить транспорт для перевозки, но обязать это сделать нельзя. На помощь могут прийти частные службы перевозки.

Частные службы доступны всегда и в целом перевозка проходит в куда более комфортных условиях, чем может предоставить больничный транспорт. Больной перевозится под наблюдением квалифицированного персонала. Но есть и обратная сторона — в силу того, что транспортировка лежачих больных требует дорогостоящего оборудования и обученных специалистов, она не может быть дешевой. Стоимость транспортировки лежачих больных по Москве начинается от 2500 рублей за перевозку в пределах 5 км внутри МКАД. Если больной весит более 150 кг, то дополнительный санитар обойдется еще минимум в 1000 рублей. А если состояние здоровья пациента таково, что необходим постоянный врачебный мониторинг, то стоимость перевозки может достигать 8000–10 000 рублей. Но многие транспортные компании имеют социальные тарифы для льготных категорий граждан — это нужно уточнять в каждом индивидуальном случае.

Санитарная транспортировка лежачих больных — непростая задача. Государство или муниципалитет способны помочь только в экстренных случаях, когда жизни и здоровью человека угрожает опасность и нужна перевозка в стационар — этого требует закон. Во всех остальных случаях приходится рассчитывать на собственные силы. Категорически не рекомендуется пытаться перевезти лежачего пациента в необорудованном транспорте, тем более — в обычном легковом автомобиле, это опасно не только для здоровья, но и для жизни. Частные службы перевозки оборудованы специальным транспортом, а переносить пациента в машину и из нее и вести наблюдение за его состоянием должны специально подготовленные сотрудники.

Источник