Противопоказания при занятиях ритмикой

Противопоказания при занятиях ритмикой thumbnail

Этот вид гимнастики
стал популярен среди женщин самого разного возраста, причем каждая ждет
от занятий определенных
результатов. Одна хочет
похудеть. Другая — научиться красиво двигаться, третья — укрепить свое
здоровье. Чтобы ответить
на вопрос, насколько реальны и оправданны эти
надежды, обратимся к
имеющимся данным.

Хорошо известно, что
наибольшим оздоровительным эффектом обладают те упражнения, при
которых вовлекаются в работу многие крупные мышцы. К таким упражнениям
относят ходьбу, бег, плавание. ходьбу на лыжах, езду
на велосипеде, греблю.
Дополнить этот перечень
по праву может и ритмическая гимнастика. Под ее
воздействием значительно
активизируется деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем,
укрепляются мышцы, участвующие в процессе дыхания, увеличивается сила
сердечной мышцы. Возрастает и такой важный показатель физического состояния человека, как
максимальное потребление кислорода (МПК).
благодаря чему человек
становится более выносливым, работоспособным,
легче справляется с напряженной работой. Не менее важно и то, что под
влиянием занятий ритмической гимнастикой увеличивается концентрация в
крови липопротеидов высокой плотности, которые
транспортируют в печень
холестерин, где он расщепляется.

Наши исследования показали, что уже через 2
месяца регулярных (3 раза
в неделю) 40-минутных занятий в группе ритмической гимнастики у студенток, не занимающихся
спортом, показатель максимального потребления
кислорода возрос на
11 — 12%. Увеличилась и
концентрация липопротеидов высокой плотности в
крови. К тому же все девушки стали более гибкими, подвижными.
Но эффективность ритмической гимнастики во
многом зависит от интенсивности, продолжительности и регулярности занятий, а также возраста, со-
стояния здоровья, физического развития женщины.
Кстати говоря, нередки
случаи, когда ритмическая
гимнастика вместо пользы
приносит вред. И чтобы
этого не случилось, надо
по частоте сердечных сокращений определить оптимальную интенсивность
занятий. Для каждой возрастной группы установлен строго определенный
ее диапазон, соответствующий оптимальной нагрузке. Когда во
время занятий частота
сердечных сокращений
меньше, то тренировочного эффекта не будет, если же
она больше, то происходит
перетренировка и может
наблюдаться нарушение
деятельности сердечно-
сосудистой системы. Особенно опасны перегрузки женщинам старше
30 лет.

Тем, кому врач разрешил заниматься, делать
это лучше 3 — 5 раз в неделю. не менее чем по 30
минут. Начинать следует с
ходьбы, наклонов, маховых движений руками и
ногами, а заканчивать упражнениями на расслабление. Через 5 — 10 минут
после начала занятий посчитайте свой пульс (в течение 10 секунд и умножьте на 6) и, увеличивая или
уменьшая темп выполнения упражнений, старайтесь поддерживать его в оптимальных, указанных в
графике пределах. Молодые здоровые женщины в
середине занятия могут
выполнять упражнения
(бег, прыжки), которые
способствуют повышению
частоты сердечных сокращений до допустимого максимума). Если
пульс чрезмерно частит,
необходимо перейти к более легким упражнениям
или снизить темп их выполнения.

Женщинам старше 40
лет такие нагрузки не рекомендуются. Более тщательно и осторожно должны подходить они и к отбору упражнений. Не стоит
вводить в комплекс много
наклонов вперед и назад,
упражнения с частыми переменами положения тела.
Лучше всего заниматься
ритмической гимнастикой
в группе под руководством
тренера или хотя бы после
консультации с ним.

ЕСЛИ ВЫ ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ ЗАНИМАЛИСЬ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАЧИНАТЬ С РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НЕЛЬЗЯ!

Организм
нуждается в предварительной подготовке. Ходьба, медленный бег, обычные гимнастические упражнения через 1 — 2 месяца помогут вам подготовиться к более интенсивной нагрузке, приобрести
необходимые двигательные навыки, лучше овладеть техникой выполнения
комплексов ритмической
гимнастики. Тем, кто хочет
заниматься ритмической
гимнастикой, хорошая физическая подготовка необходима еще и потому, что
многие объективно трудные упражнения субъективно воспринимаются как
легкие, доступные. Эмоциональный подъем, ритм,
музыка как бы притупляют
чувство усталости. Женщина с удовольствием, казалось бы без труда выполняет упражнения, а в
результате — срыв, перегрузка, обострение хронического заболевания.

Заниматься ритмической гимнастикой можно
не всем. И решить это
должен врач.


Существуют абсолютные противопоказания
для занятий ритмической гимнастикой:
— все сердечно-сосудистые заболевания,
при которых рекомендуется минимальная активность; выраженная сердечная недостаточность
ревматического происхождения; врожденные
пороки сердца; аритмия;
гипертоническая болезнь II и II) степени;
— тяжелые формы
диабета;
— все воспалительные и инфекционные заболевания в стадии обострения.
Противопоказаны занятия ритмической гимнастикой и чрезмерно
полным женщинам, масса тела которых на 15 и
более килограммов выше нормы.

Поскольку многие женщины, желающие похудеть, возлагают надежды
именно на ритмическую
гимнастику, о том, можно
ли занимаясь ею, избавиться от лишних килограммов, стоит поговорить
особо.

Оснований для того.
чтобы считать ритмическую гимнастику единственным средством, помогающим быстро похудеть, нет. Чтобы уменьшить массу тела. нужно не
только регулярно тренироваться. но и умеренно питаться, не переедать!
Практика показывает, что
бывают случаи, когда у занимающихся ритмической
гимнастикой масса тела
даже возрастает. У таких
женщин после занятий
значительно улучшается
аппетит, и они едят без
ограничений. А между тем
всего 6 граммов масла, то
есть столько, сколько уходит на один бутерброд, содержат приблизительно
такое же количество калорий, которое затрачивает
человек, пробегающий 1
километр в среднем темпе.
Таким образом, становится понятным, что есть надо
меньше, а двигаться больше, если вы поставили перед собой цель похудеть.

Читайте также:  Маалокс противопоказания для детей

Женщинам тучным, особенно пожилым, полезнее
всего ходьба. Ритмическая
гимнастика им противопоказана. Интенсивные нагрузки могут вызывать перенапряжение, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, ухудшение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Если врач не рекомендует заниматься ритмической гимнастикой, не поступайте вопреки его советам. Вам подойдут обычные гимнастические упражнения, выполняемые
тоже под музыку, но с паузами. Такие занятия
менее нагрузочные, поэтому доступны практически
всем. А польза от них тоже
немалая: улучшается осанка, совершенствуется координация движений, стимулируется деятельность
центральной нервной системы, увеличивается гибкость и подвижность суставов. Не случайно эта
гимнастика, получившая в
свое время название женской, во многих странах не
менее популярна, чем ритмическая.

А.А. Виру, профессор.

Вернуться на страницу Здоровье

Копилка полезных советов

обсудить на форуме             
перейти на страницу «статьи»          

Новости             
Объявления

Источник

Влияние и польза занятий ритмикой в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

     В современной системе воспитания ребенка занятиям ритмике уделяют большое внимание. Такие уроки часто включают в программы дошкольного и раннего школьного обучения как самостоятельную дисциплину. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп.

Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений.

Для занятий ритмикой очень важным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности. С помощью специально подобранных Вами упражнений вы сможете развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм.

Также следует отметить, что музыка, используемая для занятий ритмикой, должна быть разнообразной с точки зрения исполнения. Очень хорошо, если на разных занятиях будут проигрываться как фонограммные записи, так и мелодии живого аккомпаниатора. Ведь это также позволит ребенку понимать, что музыка бывает разной. Кроме того, выполнение заданий по аккомпанемент может менять уровень сложности прямо по ходу занятия, в зависимости от того, как играет музыкант.

Польза от занятий ритмикой:

  • Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.
  • Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.
  • Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.
  • Благодаря занятиям развивается творческая активность.

Задачи на занятиях ритмикой:

  • Коррекционно-оздоровительные

Для устранения и коррекции отклонений от нормы в опорно-двигательном аппарате применяются отдельные упражнения, гимнастика, танцевальные этюды. При профилактике плоскостопия укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Упражнения с сокращением и вытягиванием, вращением стоп лежа и сидя, поочередным хождением на полупальцах, пятках, внешних и внутренних краях стоп способствуют профилактике плоскостопия и укреплению мышц стопы. Во время танцевальных этюдов — движений на вращение головы и всего корпуса происходит развитие и тренировка вестибулярного аппарата.          

  • Развивающие

На активизацию взаимодействия полушарий мозга направлены упражнения и танцевальные этюды, развивающие координацию движений, мышечную и мозговую память, наблюдательность, воображение, логику, что положительно сказывается на всей учебной деятельности ребенка.

  • Нравственно- эстетические

— Взаимодействие с другими детьми

— Коллективная деятельность (работа в парах)

— Эмоциональное, организующее и дисциплинирующее воздействие музыки на ребенка.

— Привитие чувства красоты на основе народной хореографии

Организация совместной деятельности детей и педагога:

Одно из основных условий полноценного развития детей — это создание теплой, дружеской, непринужденной атмосферы общения ребенка и взрослого.

Необходимо организовать занятия так, чтобы они проходили без принуждения. Самое главное не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия педагога направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку. Педагог должен принять внутреннюю позицию “старшего товарища”, настроиться на совместную творческую деятельность.

Читайте также:  Противопоказания при вторичной глаукоме

С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Сначала детей нужно научить красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого следует с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.

Систематичность, постепенность и последовательность раннего развития – основные педагогические принципы.

На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные игры и этюды.

Если ребенок стремится выразить себя  посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения.

На коллективных занятиях дети учатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера. Все навыки и умения, приобретенные на коллективных занятиях, пригодятся малышу в дальнейшей жизни.

Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Источник

ТренировкаРитмическая гимнастика – комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом.

Из истории

«Танец – музыка – физические упражнения» – историческая формула ритмической гимнастики. В течении столетий этот комплекс развивался и менялся, вбирая в себя опыт различных танцевальных и гимнастических школ.

Ещё в Древней Греции для физического развития молодых людей использовали различные упражнения, выполняемые под музыку. Такие комплексы помогали развивать ловкость и грацию, поддерживали осанку.

Психиатр Циналь был уверен: тренировки под музыку могут лечить определённые заболевания (ведь ритмическая гимнастика – это своеобразная лечебная гимнастика). Франсуа Дельсарт разработал «выразительную гимнастику» – систему для подготовки выступлений по гимнастике, которая включала в себя ходьбу, жесты и мимику.

Один из важнейших этапов становления ритмической гимнастики – работа Эмиля Жак-Далькроза. Учёный считал, что музыкальный образ можно доносить через пластические движения, так как слуховое восприятие тесно связано с моторикой. Эта система стала эффективной тренировкой и вошла в процесс обучения в гимнастических школах.

Женевская консерватория в 1905 году открыла двери курсу ритмической гимнастики, он пользовался большим спросом. А уже в 1911 Жак-Далькроз открыл целый Институт, где каждый человек мог изучать ритмическую гимнастику. 

Вскоре такая гимнастика пришла в Россию – в 1912 году в Санкт-Петербурге открылся Институт музыки и ритма, его первый директор – князь С. Волконский.

В 80-х годах ХХ века ритмическая гимнастика достигла пика популярности. В это время комплексы упражнений продумывали для широкой аудитории, создавались научно-методические разработки. Телепередачи занятий (в виде утренней зарядки) транслировали по Центральному телевидению, выпускали видеокассеты, организовывали шоу-программы. В СССР создавали оздоровительные клубы, ведущим или даже единственным направлением которых была ритмическая гимнастика.

Дети

Польза

Ритмическая гимнастика комплексно воздействует на организм:

  • из-за того, что большая часть упражнений ритмической гимнастики стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, ритмическая гимнастика является профилактикой развития ишемической болезни сердца, гипертонии;
  • тренировка достаточно подвижна, поэтому она улучшает координацию, формирует хорошую осанку и грациозную походку, развивает пластичность, расширяет двигательный опыт;
  • ритмичная гимнастика – отличное средство для похудения; конечно, физические упражнения должны сочетаться с правильным питанием, но в совокупности они приводят к укреплению мышц и снижению процента жировых отложений в организме;
  • психологическая разрядка – выполняя комплекс ритмической гимнастики, человек выплёскивает свои эмоции в движении, танце, и морально отдыхает, расслабляется.

В целом гимнастика ритмическая направлена на поддержание организма в здоровом и работоспособном состоянии.

Читайте также:  Морозник кавказский применение и противопоказания заказать

Противопоказания

Во-первых, нельзя тренироваться при инфекционных заболеваниях – простуде, гриппе и подобных. Если перенагружать организм в этот период, заболевание может обостриться, а общее состояние ухудшиться. Поэтому продолжать занятия стоит только после полного выздоровления.

Во-вторых, при дискомфорте или болях в суставах следует проконсультироваться с врачом и пройти обследование, чтобы установить причину боли.

В-третьих, заниматься физкультурой при хронических заболеваниях – пороке сердца, аритмии, почечной недостаточности и других заболеваниях печени и почек, высоком артериальном давлении и других – можно только под непосредственным присмотром специального врача и только при наличии допуска к тренировкам.

Структура тренировки

Для позитивного настроя важно подобрать правильную музыку – для всех упражнений необходимо брать разные мелодии и песни, чтобы при выполнении соблюдать темп.

Занятие проходит непрерывно, без остановок.

Тренировку предпочтительно проводить в виде урока. Он делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап

Ритмическая гимнастика для девушек и мальчиков, подготовительный этап. На эту часть тренировки отводится примерно 20% общего времени.

Упражнения этого этапа – фактически, разминка – помогают разогреть мышцы, привести организм в рабочее состояние. Обычно это растяжка, танцевальные движения. Также в подготовительный этап входят различные виды ходьбы. Комплекс ритмической гимнастики, ходьба:

  • «Грейн-вайн» – шаги со скрещиванием ног и перемещением тела вправо и влево;
  • «Кросс-степ» – повороты и перемещения делаются скрёстным шагом;
  • «Степ-тач» – приставной шаг с касанием ног, который может выполняться в различных направлениях, а также с использованием прыжков и поворотов;
  • «Марш» – ходьба на месте с высоким подниманием коленей на уровень пояса.

Движения выполняются в спокойном темпе.

Основной этап

На этот этап отводится около 70% урока.

В основную часть входят интенсивные упражнения, выполняемые в высоком темпе и направленные на развитие мышц. Тренировка делится на два типа – силовая и аэробная. Аэробная часть выполняется стоя – это различные прыжки, махи, приседания, выпады, лёгкий бег на месте, хлопки. Силовая часть выполняется сидя или лёжа – растяжка, наклоны, отжимания, скручивания.

Заключительный этап.

Заключительная часть занимает 10% от тренировки.

Заминка выполняется в невысоком темпе, используются упражнения небольшой интенсивности. Заключительный этап направлен на восстановление организма после нагрузки – молочная кислота в мышцах расходится, частота сердечных сокращений приходит в норму.

Заключительным этапом нельзя пренебрегать ни в коем случае!

Пример комплекса упражнений

Ритмическая гимнастика — упражнения. Разминка: медленная мелодия.

  1. Растяжка: поочерёдно два наклона влево-вправо с поднятием руки вверх, ноги на ширине плеч; наклоны вперёд с касанием пола пальцами рук, ноги на удобном расстоянии; заводим согнутую в локте руку за голову, второй подтягиваем её к себе.
  2. Боковые выпады, руками тянемся к вытянутой ноге.
  3. «Степ-тач» с поворотом на 90 градусов.

Упражнения ритмической гимнастики. Основной этап: быстрая музыка.

  1. «Марш» в быстром темпе с интенсивным движением рук как при беге.
  2. Прыжки ноги вместе – ноги врозь с движением рук вверх-вниз.
  3. Лёжа на спине, выполнять упражнение велосипед. Руки вдоль туловища.
  4. В упоре лёжа поочерёдно подтягивать ноги к груди.
  5. «Кросс-степ» с вращением кистей для отдыха.
  6. Выпады правой и левой ногой таким образом, чтобы углы в коленях были равны 90 градусов. Спина прямая, руки имитируют удар в боксе.
  7. Руки согнуты в локтях, двигаются как при беге. Сначала поднимаем согнутую в колене правую ногу выше уровня пояса, левая внизу при этом слегка приподнимается, затем, выполнив несколько повторений, меняем ноги.

Комплекс ритмической гимнастики. Заключительный этап: спокойная расслабляющая музыка.

  1. Руки поднимаем через стороны вверх, делаем медленный вдох. Затем опускаем руки и также медленно выдыхаем, можно совместить с медленным «маршем».
  2. В положении сидя спокойно наклоняемся то к одной, то к другой ноге.
  3. Ноги вместе, подтянуть колени, спину выпрямить, живот напрячь, поднятыми руками тянуться вверх.

Особенности выполнения движений

  1. Упражнения достаточно просты в исполнении, и потому выполнять их можно практически в любом возрасте.
  2. Движения акцентируются на поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника, но воздействуют и на опорно-двигательный аппарат в целом.
  3. Следует попеременно выполнять динамические и статические упражнения.
  4. Дышать следует спокойно и равномерно.
  5. Движения нужно точно повторять за преподавателем, соблюдать постановку исходного положения и амплитуду.
  6. Со временем тренировки необходимо усложнять: добавлять в них новые движения и чередовать медленный и быстрый темп.
  7. Перед началом занятий стоит тщательно подойти к выбору одежды и экипировки – она должна быть удобной и не стеснять движения.

Источник