Противопоказания психокоррекции и психотерапии

Противопоказания психокоррекции и психотерапии thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психокоррекция — это психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту.

Для того чтобы поводить психокоррекцию, необходимо знать норму и варианты психологического развития человека (возрастные, половые, социальные, культурные и т.д.). Кроме того, следует учитывать динамичность процесса становления личности.

При психокоррекции из человека «лепиться» оптимальный для него или для общества образ. Применяются: советы, беседы, тренинги, релаксационные и суггестивные методики.

Психотерапия – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций, а также изменение мышления, настроения и поведения человека таким образом, чтобы он был более здоровым, продуктивным и счастливым. Больному человеку требуется реконструкция личности и в большинстве случаев на фоне медикаментозного лечения.

Принято разделят психотерапию на общую и частную.

Под общей психотерапией понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с беленью.

Частнаяприменяется в клиникезаболеваний, где на первое место выходят психические методы лечения, которые и составляют основное лечение.

Задачи психотерапии:

  • медработник помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

· устраняет эмоциональный дискомфорт, напряжение;

· поощряет свободное выражение чувств, обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему совет в кризисной ситуации;

· обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

  • поддерживает пациента в осознании и использовании своих сил и умений;
  • помогает устранить дезадаптивное поведение и формировать новые, адаптивные стереотипы;
  • содействует осознанию (инсайту) и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности;
  • помогает мобилизовать психические и физические регрессы организма для преодоления недугов.

Формы психотерапии:

1.индивидуальная

2.семейная

3.групповая

Психотерапевтические методы и приёмы.

I. Когнитивные и поведенческие методы.

Когнитивные методы основаны на обращении к разуму больного, его логике и личным ценностям: рациональная терапия (психотерапевтическое убеждение путём использования логической аргументации с целью изменения неадекватных установок и оценок больным своего заболевания).

Поведенческие методы психотерапии разработаны на базе бихевиоризма. Методики: систематическая десенсибилизация (строится на погружении человека в реальную или воображаемую ситуацию, вызывающую страх, в результате чего происходит его затухание); парадоксальная интенция (используется при лечении фобий; изменение отклонения к фобии достигается за счёт доведения ситуации до абсурда: «Покажи, как ты начинаешь краснеть и дрожать перед выступлением»); аверсивная психотерапия (используется для избавления от вредных привычек путём вызывания у пациента реакции отвращения).

II.Суггестивные методы представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения с целью создания у него определённого состояния или побуждения к определённым действиям. Методы: прямое словесное внушение (содержит непосредственное высказанное в категоричной форме указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения; эффективен при истерических расстройствах). Гипнотерапия (использование гипноза в лечебных целях; гипноз – временное состояние сознания, характеризующая сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании и внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания).

III.Методы самовнушения. – осмысленное самовоздействие человека на психику и через нее на весь организм. Сеансы можно проводить в любой обстановке и в любое время. Методы: метод прогрессивной мышечной релаксации (посредством произвольного самовнушения снимается напряженность определенной группы мышц, благодаря чему можно избирательно влиять на отрицательные эмоции); метод аутогенной тренировки (включает набор упражнений, последовательно осваиваемых самим пациентом, суть которых состоит в достижении при помощи аутосуггестии мышечной и психической релаксации и способности регулировать ряд вегетативных функций).

IV.Психодинамические методы – созданы на базе классического психоанализа и ведущей считают роль внутриличностных конфликтов. Направлена на выведение неосознаваемых конфликтов и их причин в сознании.

Медицинский работник должен знать структуру и содержание психологической помощи пациентам, в зависимости от периода болезни.

В первые дни болезни:

• успокоить;

• вселить уверенность в благополучном исходе заболева­ния;

• помочь психологически пережить это трудное для больного время.

В период стационарного лечения:

• создать у больного установку на лечение;

• сформировать правильное представление о болезни;

• объяснить значение проводимых лечебных мероприя­тий;

•психологически подготовить к выписке.

После выписки из стационара:

Читайте также:  Корень имбиря противопоказания почки

• укрепить уверенность в своих силах, создать установи) на возврат к посильному труду;

• выработать и закрепить новую линию поведения, соответствующую положению больного;

• создать установку на дальнейшую физическую активизацию.

4. Семейный подход в медицине.

Как система семья выполняет целый комплекс разнообразных функций, чем обеспечивает свое нормальное существование. Все элементы семьи взаимосвязаны и составляют единое целое. Разлад в этой системе, потеря ее элементов влекут за собой изменения во всех ее остальных частях и нередко приводят к кризису и умиранию семьи.

Семейная психотерапия — относительно новая дисциплина в структуре психологического образования, но связи с интенсивным развитием семейной медицины в нашей стране становится все более актуальной.

Семейная психотерапия — это такой метод лечения, который воздействует на взаимоотношение, приводит к ликвидации конфликтов и семейных кризисов, упорядочиванию ролей и функций всех участников терапии, а через это — к улучшению функций организма каждого члена семьи.

Этот вид психологической помощи базируется на систем­ном подходе, т. е. исследуется не отдельный инди­вид как «таковой», а с учетом его места в семье, рассматри­ваемой как целостный единый организм. Один и тот же субъект выступает в системном исследовании как обладаю­щий одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями. Исследуется проблема порождения свойств це­лого (всей семьи) из свойств элементов (членов семьи), и наоборот. Источник преобразования системы лежит в самой системе, так как она является самоорганизующейся. В семейной психотерапии необходимо изменять структуру всей семьи, так как пробле­ма находится во взаимоотношениях членов семьи.

Се­мья как система изучается с трех сторон.

А. Структурно, через диадные подсистемы (муж-жена; брат-сестра) или триадные (бабушка-мать-дочь; отец-сын—дочь и т. д.).

Б. Функционально, т. е. как семья поддерживает взаимо­отношения, обеспечивает защиту и личностный рост своих членов, воспитывает детей.

В. С точки зрения развития семьи, т. е. стадии развития, кризисы.

Каждая новая фаза означает возникновение новых задач перед семьей и необходимость приобретения новых способов поведения ее членов.

В каждой семье существуют правила, которые позволяют поддерживать стабильность и порядок. Если при изменении обстоятельств в эти правила вносятся изменения, то семья про­должает успешно функционировать как система. Многие правила не осознаются членами семьи и выполняются автоматически. Се­мейная психотерапия помогает осознать неписаные правила и при необходимости пересмотреть некоторые из них.

Заболевание одного из членов семьи вызывает нарушение гомеостаза семьи как системы. Первая реакция близких — тревога, беспокойство о здоровье заболевшего. Ему на­чинают сочувствовать, освобождать от некоторых обязанностей по дому, оберегать. Но если болезнь затягивается, то последующая реакция будет зависеть от диагноза и от того, какое положение в семье занимал больной до болезни.

• Доброжелательная. Если больной был уважаемым и любимым членом семьи, то о нем продолжают заботиться организовывают щадящий режим.

• Противоположная реакция — равнодушие, больному не обеспечивают необходимый уход и внимание.

• Терпимая реакция. За больным признается право на бо­лезнь, но эмпатического, душевного отношения к нему не проявляют.

• Изгоняющая, или отрицательная, реакция проявляется в демонстрации ненужности заболевшего члена семьи, ме­шающего остальным. Родственники требуют госпитализации больного, помещения его в хоспис. Если этого не происхо­дит, то отрицательное отношение переносят и на медработ­ников. Приходящей делать инъекции медсестре выражают недовольство, придираются, обвиняют по мелочам.

• Тревожная реакция. К больному проявляют излишнюю и ненужную опеку, скрупулезно выполняют рекомендации врача. Тревога может передаваться пациенту и способство­вать появлению ипохондрических идей.

• Реакция, вызывающая страх и тревогу, что у других членов семьи будет такая же болезнь. Это проявляется в подробных расспросах, выяснении о возможности передачи по наследству или заражения. Легко переходит в отрицатель­ную или изолирующую реакцию.

• Изолирующая реакция распознается по ограничению общения с больным, ему отводят отдельную комнату, запрещают детям видеться с ним.

Главный принцип общения близких людей в кризисной ситуации (а таковой является и серьезное заболевание одно­го из членов семьи) — понимать и принимать весь спектр возникающих чувств. Надо, чтобы больной ощущал, что ему разрешают выражать свои чувства и даже поощряют это. Ведь если он будет лишен этого, то у него возникнет чувство одиночества. Просто выслушать, не давая оценки, а потом разобраться в своих чувствах — все это приведет к взаимопо­ниманию.

Надо чаще обнимать, дотрагиваться до больного, но то­лько тогда, когда в этом есть искренняя потребность. Не сто­ит искусственно угождать больному, жалеть его. Чувства окружающих людей часто отличаются от переживаний больного. Родные могут быть озабочены каждодневными практическими проблемами, а больной человек окутан тревогой, страхами. Любую инициативу и самостоятельность больного надо поддерживать и помогать ему в осуществлении задуманного, при этом не стоит относиться к нему как к беспомощному ребенку или жертве. Поддержка самоуважения и заверение в том, что родные будут с ним рядом, помогут, когда это будет необходимо. Не надо лишать больного возможности самому заботиться о себе.

Читайте также:  Противопоказания для удаления бородавок жидким азотом

Необходимо обращать внимание на любое улучшение состояния здоровья. Хорошо, если потребности больного будут не преобладать, а сопрягаться с потребностями близких людей. Лучше заниматься с ним какой-то деятельностью, не относящейся к болезни.

Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3546; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Как правильно проводится психотерапия для детейПонятие «психокоррекция» используется для обозначения комплекса мероприятий, призванных исправить недостатки поведения или психологии. Методы психокоррекции чаще применяются к психически здоровым людям, которые столкнулись с психологическими или поведенческими проблемами.

Психотерапия возникла как раздел медицины (сегодня — клиническая психотерапия), сегодня она занимается помощью людям, у которых психологические трудности. Психотерапия начинается там, где есть проблема, пациент и врач, который целенаправленно лечит расстройства поведения, используя психотерапевтические методы.

Когда применяется коррекция?

Психокоррекцию и психотерапию довольно трудно разграничить. На сегодня существует 2 основных мнения:

  1. Что такое психокоррекцияПсихокоррекция и психотерапия — идентичные понятия. Здесь не учитывается, что последняя применяется не только при лечении, но главным образом в профилактике (в том числе в садах, школах). Заниматься психокоррекцией может психолог, а психотерапией — только врач с высшим медицинским образованием.
  2. Психокоррекцию лучше использовать лишь для профилактических целей. Такое жесткое ограничение не вполне справедливо. Некоторые соматические заболевания (неврозы) являются динамическими. Не всегда можно определить, на какой стадии находится пациент. Профилактика в таком случае становится полноценной частью лечения.

Вопрос о разграничении понятий остается открытым. Они очень похожи, оба означают направленное психологической воздействие. Современная психология все чаще стала использовать комплексные меры: определить общее соотношение психотерапии и психокоррекции очень сложно вне конкретного случая.

На практике термин «психокоррекция» чаще применяется в России, за границей — «психологическое вмешательство».

Существующие методы

Психологическая помощь - взрослым и детямВыбор метода психокоррекционной работы, которых очень много, будет зависеть от пациента. Каков его возраст, уровень образования, интеллекта, наличие психических заболеваний, социальное положение, принадлежность той или иной религии, отношения в семье? Учитывая все это, специалист определяет наиболее подходящие способы. Например, для детей и подростков чаще всего используется:

  • игровая терапия;
  • арттерапия;
  • поведенческая;
  • социальная;
  • замещающий онтогенез.

Со взрослыми обычно используются классический психоанализ, когнитивно-поведенческие методы, гуманистическое направление психотерапии.

Арттерапия

Арт-терапия - психологическая методикаФорма психокоррекции, основанная на искусстве — в первую очередь, изобразительном, другой творческой деятельности. Гармония личности достигается при помощи самовыражения через пение, танец, сочинение историй, драматическое искусство. Так личность глубже познает себя, возрастает способность к восприятию. Творчество позволяет выпускать негативные эмоции без социальных последствий. Рисунки, сделанные на сеансах, дают психологу материал для диагностики при психотерапии, психокоррекции.

Разные подходы арттерапии преследуют разные задачи. Проективный дает возможность выразить чувства, отношения, что позволяет лучше понять причину своего состояния. Интегральный и творческий подход дает человеку быть созидательным. Пробуждаются скрытые способности, развивается личность. Деятельный подход отвлекает человека от патологического состояния, снимает фокус с болезни. Развивается здоровая часть личности, растет кругозор, появляются новые интересы.

Концепция А. Адлера

Психотерапия и консультация у психолога - в чем разница?Классическая психотерапия, основанная на взглядах З. Фрейда, не всегда является единственным вариантом. А. Адлер основал собственную теорию психокоррекции. Он считал человека целостным существом, которое стремится развиваться, самостоятельно определяя свои приоритеты. Это во многом предопределило гуманистическое направление коррекции.

Адлер считал внешнее влияние на личность менее значительным, чем субъективное восприятие. Он считал, что основное внимание в психологии должно уделяться не межличностным, а внутренним проблемам клиента. Хотя и социальная роль человека имеет важное значение. По мнению Адлера, человек не является самодостаточным, он должен взаимодействовать с другими людьми, помогать им, являться членом общества.

Поведенческая коррекция

Одно из лидирующих направлений, суть которого сводится к формированию новых поведенческих навыков, взамен прежних, нежелательных, которые могут служить причиной появления отклонений в поведении.

Метод имитации заключается в том, что клиент (ребенок или взрослый) сначала наблюдают, затем повторяют желательные модели поведения. Могут использоваться как реальные люди, так и воображаемые образы.

Ролевой тренинг сочетает в себе мягкую конфронтацию, десенсибилизацию (для снижения тревожности), положительную обратную связь от психолога. Эта техника успешно используется и в группах. Ситуация, которая вызывает опасения, разыгрывается в безопасных условиях, пациент может выступать в разных ролях. Чаще всего он играет себя, но может быть и наблюдателем. Взгляд со стороны позволяет лучше понять проблему, увидеть возможные варианты развития событий.

Читайте также:  Фермент чистотела по болотову противопоказания

Поведенческая коррекция  детей и подростковШироко используется и систематическая десенсибилизация. Методика помогает эффективно справляться со страхами, фобиями:

  • боязнь полетов;
  • боязнь собак;
  • детские ночные страхи;
  • путешествие в транспорте;
  • страх публичных выступлений.

Если фобий много, проработка начинается с той, которая доставляет наибольшее беспокойство.

Методы психокоррекции в детском возрасте

Психокоррекция  - зачем она нужнаПсихотерапия считает важным условием успешной коррекции раннюю диагностику отклонений. Организация просветительной работы с родителями, комплексного сопровождения детей с проблемами развития должна быть доступна с первых месяцев жизни. Ведь любое нарушение (физическое или умственное) отрицательно влияет на способность мыслить, говорить, строить общение.

Игра для ребенка — естественное состояние, которым он пользуется, чтобы выражать свои ощущения, реагировать на окружающий мир. В психокоррекции игровые методы применяются уже почти столетие. Это направление возникло, когда психологи поняли, что дети не могут словами объяснять, что их беспокоит. Детей не интересует собственное прошлое, они неспособны оперировать абстрактными понятиями. Поэтому психотерапия должна была подстроиться под детское восприятие. Игровая форма помогает детям лучше понять себя и окружающих, дает возможность переоценить те события, которые были травмирующими.

Терапия отреагирования

Что такое стратегии провокации в психологииМетод был разработан Д. Леви, работа строится из нескольких этапов. Сначала ребенок знакомится с психологом, привыкает к новой обстановке, играет. Затем при помощи игрушек врач моделирует ситуацию, которая напоминает травмирующее событие. Только в этом случае ребенок занимает не пассивную, а активную роль. Ребенок продолжает играть под наблюдением и руководством взрослого. План ролевой игры составляется заранее, учитывая индивидуальные особенности участников.

Широко известен метод замещающего онтогенеза (МЗО), основанный благодаря работам Л. Цветковой и А. Лурия. Это система, состоящая из 3 уровней, каждый имеет определенную цель и влияет на разные участки мозга. Показания для нейрокоррекции у детей:

  • Стрессовое состояние.
  • Лабильность, импульсивное поведение.
  • Конфликтность, депривация, ощущение одиночества.
  • Тревожность, фобии, страхи.
  • Заниженная самооценка.
  • Сложности в эмоциональном развитии.

Большой арсенал методов должен применяться сообразно возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка. Чтобы подобрать необходимые упражнения, специалист должен сначала провести диагностику. На ее результатах строится стратегия психокоррекции.

Групповая форма работы

Групповая игротерапия - работа психолога с детьмиВ психологии взаимодействие учителя с группами считается более эффективным, чем со всем классом. Более тесный эмоциональный контакт резко повышает интерес к занятиям.

Оптимальное количество детей в группе — 2–5 человек. Если участников больше, эффективность работы падает. Избирается староста, которому педагог передает задания, поручает руководство. Каждый участник, выполнив задачу, говорит старосте ответ. Переход к следующей задаче происходит только если все отвечают правильно. Если нет — начинается разбор ошибок. Должность старосты со временем переходит от одного участника группы к другому. Каждый должен побывать в роли руководителя, чтобы избежать желания увильнуть от работы.

Такой подход формирует умение слушать, оценивать точку зрения других. Психология доказала, что именно в такой активной форме знания усваиваются детьми лучше всего. Групповые занятия рекомендуют проводить дважды в неделю по 40 мин.

Индивидуальные занятия

Эта форма психокоррекции показана, когда ребенок имеет явно выраженные проблемы с общением, учебой. Она позволяет не отставать от образовательного процесса. Особый темп работы дает возможность развития тем детям, у которых есть нарушения. Задачи лучше ставить и решать в форме диалога, чтобы дать возможность проговорить все варианты решения. Рекомендуется чаще использовать примеры, что облегчает ребенку усвоение информации, поиск правильного ответа.

Психологии известны также некоторые негативные стороны индивидуальной работы. Насмешки одноклассников (ходишь на занятия один — значит, самый глупый) способны вызвать негативные эмоции. Тогда ребенок может постараться избежать занятий. Групповая форма работы для многих оказывается более эффективной, поскольку дети стремятся не отставать от сверстников.

Направленное воздействие методами психокоррекции помогает индивидуальности развиваться правильно, благодаря чему психика приходит в норму, человек приходит в состояние душевного комфорта.

Источник