Противопоказания реабилитации при неврозах

Противопоказания реабилитации при неврозах thumbnail

Физическую реабилитацию при лечении больных неврозами рассматривают как естественный биологический метод с физиологически обоснованным применением физических упражнений и естественных факторов природы. Она оказывает непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах — способствует выравниванию динамики основных нервных процессов, координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т.д. Применять средства физической реабилитации у больных с неврозами стоит начинать в стадии реконвалесценции и становления ремиссии. Методика физической реабилитации дифференцируется в зависимости от патофизиологических нарушений в высшей нервной деятельности (неврастения, истерия, психастения), клинического проявления данного заболевания, его основной симптоматики, эмоционального тонуса, возраста, функциональных возможностей больного.

В стационарных условиях больные чаще всего находятся на постельном режиме. В комплексе с медикаментозной терапией, физиотерапией используются гигиеническая и лечебная гимнастика.

В первой половине курса лечения (первый период) необходимо назначать простые упражнения, не требующие напряженного внимания. В дальнейшем в занятия можно постепенно вводить упражнения с более сложной координацией движений. Первые дни занятий помогают определить реакцию больных на предлагаемую нагрузку, правильно сформировать группы больных. Необходимо обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятий. Команды должны быть спокойными, объяснения четкими. Нагрузка в занятиях должна соответствовать функциональному состоянию больного (по данным физиологической кривой занятия). После занятий он должен ощущать бодрость и легкое утомление. Частота сердечных сокращений и дыхания должна приходить к исходным данным покоя через 5—10 мин. после урока.

Для пациентов с истерией и неврастенией при ослабленных процессах торможения и преобладании процессов возбуждения (гиперстеническая стадия) характерна повышенная возбудимость. Для них нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему. Поэтому темп занятий, голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойные. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации из ранее выученных упражнений. Помимо гигиенической гимнастики следует вводить различные упражнения, способствующие уравновешиванию их эмоционального тонуса, элементы спортивных игр по упрощенным правилам (волейбола, настольного тенниса, городков). При таких симптомах, как ощущение неуверенности, страха, нарушении координации движений, рекомендуется применять упражнения, способствующие преодолению этих ощущений: упражнения в равновесии (на скамейке, бревне), лазанье на гимнастической стенке, прыжки через яму, прыжки в воду, плавание с постепенным увеличением расстояния и др. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в патологический процесс, а также концентрации внимания. На амбулаторном этапе реабилитации рекомендованы прогулки, ходьба на лыжах, подвижные игры, купание, плавание, ближний туризм, рыбная ловля. Эти средства физической реабилитации положительно влияют на перестройку нервно-психической сферы, способствуют разгрузке нервной системы от обычного вида профессиональной деятельности, оказывают тренирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышают приспособляемость организма к различным физическим нагрузкам.

Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения, гипостеническая стадия неврастении), необходимо постоянно и настойчиво их активизировать. На первом этапе реабилитации рекомендовано выполнять наиболее простые упражнения (для рук, ног, туловища) из облегченных исходных положений (сидя, лежа). Усложнять их следует постепенно, вводя упражнения с гимнастическими палками, прогулки на лыжах, плавание и т.д. В процессе занятий необходимо отвлечь внимание больного от навязчивых мыслей, заинтересовать его увлекательными игровыми упражнениями.

Во время занятий необходимо включать паузы для отдыха, чередовать общеукрепляющие упражнения с дыхательными. С целью общего тонизирования можно включить упражнения корригирующего характера, с дозированным напряжением, упражнения в парах. Рекомендуются также упражнения на повышение устойчивости вестибулярного аппарата. Продолжительность занятия сначала составляет 10—15 мин., по мере адаптации больных к нагрузке его время постепенно увеличивается до 35—45 мин. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми, вызывать у больных положительные эмоции. Больных с очагами застойного возбуждения во время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовывать, предлагая задания, формирующие другую доминанту. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности их выполнения. При объяснении и исправлении ошибок преимущественно используется показ правильного выполнения упражнений.

В арсенал средств физической реабилитации обязательно включается общий массаж, успокаивающие хвойные ванны, активирующий душ Шарко, иглорефлексотерапия, радоновые, сульфидные и йодобромные ванны.

Приоритетным методом является когнитивно-поведенческая психотерапия(обучение пациента умению контролировать свое мышление, поведение и эмоции). Основными задачами которой являются восстановление утраченных навыков – общения и взаимодействия с другими людьми, уход за собой, стирка, приготовление пищи и др. и приобретение новых – рисование, игра на музыкальных инструментах, гончарное дело и пр. В последнее время широкое распространение получило использование биологической обратной связи. Используются специальные компьютерные программы, позволяющие больным в игровой форменаблюдать в режиме реального времени частоту своего дыхания, сердцебиения, тонус сосудов, биоритмы головного мозга. В результате этого больной становится способен сознательно повлиять на них, а впоследствии применить свое умение в нужной ситуации. Биологическая обратная связь используется не только как метод лечения функциональных нарушений в конкретной системе организма, но и как активный способ самокоррекции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Читайте также:  Тонзиллор показания и противопоказания

Физиотерапевтические методы лечения разделяются на непосредственно влияющие на структуры мезодиэнцефальной области головного мозга (электросон с частотой импульсов 5 гц/сек) и рефлекторно влияющие на эту область с рецепторов воротниковой зоны через шейный вегетативный аппарат, либо с рецепторов слизистой носа (гальванические воротники по Щербаку, электрофорез брома, платифиллина, грязевые аппликации, гальванизация или электрофорез по назальной методике димедрола, витамина В, кальция, новокаина). Температура грязевых аппликаций в виде воротников не должна превышать 37-38˚.

Магнитная терапия. Действие магнитного поля на нервную систему характеризуется изменением в условно-рефлекторной деятельности. Это возникает за счет стимуляции процессов торможения, которые способствуют общему успокоению и снижению эмоционального напряжения. Воздействуя на периферические чувствительные рецепторы, магнитотерапия обезболивает, улучшает проводимость нервных импульсов. Доказано, что применение магнитотерапии в комплексе реабилитационной терапии способствует более быстрой нормализации психического состояния больных: увеличение интеллектуальной продуктивности, уменьшение вегетативных нарушений, нормализация ночного сна.

Гидротерапия включает хвойные ванны, лечебные души, обтирания, влажные и сухие укутывания. Из лечебных душей больным с неврозами рекомендуется дождевой, температура 36-35˚, иногда с понижением температуры до 33-32˚. Гидротерапевтические процедуры отпускаются через день или каждый день, на курс лечения 12-20 процедур.

Источник

Последняя дата проверки: 20.12.2018

Реабилитация после неврозов

Так как внешние условия в жизни человека меняются мало, то после успешного лечения невротического состояния очень часто складывается ситуация, когда расстройство возвращается вновь, причем часто в более тяжелой форме. Единственным надежным вариантом избежать подобной ситуации в будущем становится качественная и полноценная реабилитация. Лучшие условия для её полноценного прохождения сегодня в стране создаются на базе частных специализированных клиник. При этом реабилитационная работа ведется сразу по нескольким направлениям, что и гарантирует её итоговый успех.

Основные варианты и пути реабилитации при неврозах

Продолжение при необходимости медикаментозной терапии, рекомендованной врачом, пусть и в минимальных дозах является неотъемлемой часть реабилитации. Такие «поддерживающие» курсы позволяют человеку благополучно пережить трудный период в жизни или неблагоприятные внешние обстоятельства. Часть из терапии может приходиться на общеукрепляющие курсы, прием адаптогенов и других препаратов.

Психотерапия во многих её вариантах является основным реабилитационным направлением при неврозах. При этом под каждого пациента подбирается оптимальное сочетание вариантов психологической поддержки. Индивидуальные сеансы, семейная и групповая психотерапия – каждый из этих методов позволяет достичь состояния минимальной подверженности стрессу. Кроме прочего, в процессе психотерапевтической работы, часто вскрываются важные причины изначального развития невротического состояния. Переработав и преодолев их в процессе реабилитации, человек выходит из зоны риска при последующих стрессовых ситуациях.

Важным моментом становится проработка оптимальной реакции на стрессовый фактор с тем, чтобы человек поступал максимально правильно. Такое правильное поведение и реагирование также надежно исключает повторное возникновение невроза.

Важным моментом становится изменение ритма жизни. При этом необходимо не только уменьшить интенсивность, но и создать себе время для отдыха. Отдых может быть совершенно любым – от простой релаксации и погружения в собственные мысли, до занятий творчеством, музицирования, умеренной физической активности. Это могут быть даже несложные упражнения из комплексов лечебной физкультуры. Главное, что умеренная физическая активность повышает устойчивость организма к стрессам.

Лечебный массаж, физиотерапевтические мероприятия в виде лечебных ванн, ингаляции кислородными коктейлями и многие другие, индивидуально подобранные методы – помогают снять напряжение, усталость, обладают выраженным противострессовым действием.

Качественное и полноценное питание, богатое витаминами – также обязательный компонент при реабилитации после перенесенных неврозов. Это необходимо для полноценного восстановления организма и повышения общей устойчивости. Позитивным моментом будет отказ от спиртного, курения, уменьшение потребления фастфуда, кофе, крепкого чая, полуфабрикатов, так как эти продукты пользу организму не приносят.

Организация повседневного досуга – также неотъемлемая часть реабилитации после перенесенных неврозов. Домашний просмотр интересного кино, походы в театр или на выставки, даже прогулки на свежем воздухе – все это надежно снижает риск возврата невроза в будущем. Для некоторых людей дополнительным шагом на пути успешной реабилитации является уход за домашним питомцем, причем не важно кто это – кошка, собака или черепашка.

Обязательным моментом является возможность обеспечения полноценного здорового сна, так как за это время человек не только отдыхает, но и отдыхает его нервная система.

Сами рекомендации не являются сложными или запредельными, но мало кто из пациентов им следует в полной мере. Именно поэтому в частных реабилитационных центрах, специалисты тщательно ведут пациентов после неврозов, что обеспечивает ситуацию, когда пережитый невроз остается единственным в жизни эпизодом и не повторяется больше.

Читайте также:  Полиоксидоний свечи противопоказания к применению

Источник

Внешние проявления и основные методы физической реабилитации неврастении, невроза, навязчивых состояний (психастении) и истерии. Оценка эффективности использования игры как вспомогательного средства восстановления больных при повреждениях нервной системы.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Кафедра: Физической реабилитации

Дисциплина: Физическая реабилитация

Реферат на тему:

«Физическая реабилитация при неврозах»

студента 4-го курса

группы № 42

Дзюбяка Ю. В.

Киев 2011

Содержание

Введение

1. Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

2. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

Список литературы

Введение

Неврозы — длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. В основе патофизиологических изменений при неврозах лежат нарушения: процессов возбуждения и торможения; взаимоотношений между корой и подкоркой; нормального соотношения 1-й и 2-й сигнальной систем. Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам.

1. Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

Важную роль в генезе неврозов играет и конституциональная предрасположенность. Выделяют 3 типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний (психастения), истерия.

Неврастения (астенический невроз) характеризуется ослаблением внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. Больным присуща раздражительность, чрезмерная возбудимость, гиперстезия, возможны нарушения сна, головные боли, вегетативные расстройства и т.д. Ее иногда называют раздражительной слабостью. Психастения (невроз навязчивых состояний) — следствие слабости подкорки и первой сигнальной системы. В коре головного мозга образуются очаги патологической застойности — больные пункты.

Характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи (фобии), боязнь пространства и положения, страх транспорта и т.д. Истерия — следствие нарушений нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. При истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор и т.д.), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.

Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение), координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем. Регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. Методика ЛФК дифференцируется в зависимости от типа невроза. В условиях стационара используются УГГ, малоподвижные и подвижные игры, элементы хореотерапии, психотерапевтическое воздействие, массаж, чаще общий, гидротерапия.

Основная задача занятий — общеукрепляющее воздействие. С этой целью применяются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углублением дыхания, с сопротивлением и отягощениями, со снарядами и на снарядах. При повышенной возбудимости больных, когда нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему (истерия), темп занятий, тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации, упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, а также некоторые игры и эстафеты. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрации внимания. Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально-окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнений. Исправлять ошибки следует, демонстрируя хорошее выполнение упражнений. Необходимо широко использовать игровой метод проведения занятий. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми. Больных с очагами застойного возбуждения, время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовать, создавая другую доминанту.

Наиболее благотворно на больных неврозами действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включается общий массаж, различные виды психотерапии и физиобальнеотерапии (оксигенотерапия, иглорефлексотерапия, водные процедуры, радоновые, сульфидные и йодо-бромные ванны).

Читайте также:  Кизил плоды лечебные свойства и противопоказания

2. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

физический реабилитация игра неврастения невроз

В физической реабилитации неврологических больных на различных этапах лечения игры используются как вспомогательное средство восстановления, поскольку широкое их применение сдерживается тяжестью заболевания или повреждения ЦНС иотсутствием возможности строгой дозировки нагрузки. Игры включаются в занятия, когда состояние больного позволяет это сделать. Основываясь на двигательном режиме больного, следует подбирать соответствующие игры на месте, на развитие и совершенствование психоэмоциональных свойств (внимание, сообразительность ит. д.); малоподвижные игры — для восстановления двигательных качеств (координации движений, гибкости, силы).

При заболеваниях и травмах периферической нервной системы (невриты, радикулиты) после стихания острых болей в занятия лечебной гимнастикой включаются игры на месте, оценивается качество выполнения упражнений. Например, «Кто сильнее?» — удержать ногу в статическом положении, лежа на спине (без болевых ощущений). В санатории применяются игры-эстафеты, исключающие резкое скручивание позвоночника и соскоки, в поликлинике или ВФД — спортивные игры, например волейбол на мягком покрытии с более низкой сеткой и уменьшенной площадкой. Перед игрой обязательно проводится разминка.

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в обеспечении комплексной реабилитации больных неврозами. Содержание подвижных игр разнообразно, оно включает бег, прыжки, метания, игры-эстафеты. Эмоциональная насыщенность, присущая подвижным играм, способствует ускорению реабилитации, увеличению функциональных резервов больного. Учитывая, что игры для взрослых являются неспецифическим видом деятельности и используются в различных фазах заболевания, они должны соответствовать решению поставленных лечебных задач, возможности управления физической нагрузкой, регулированию физиологических сдвигов, вызванных эмоциональной насыщенностью игр. Из многообразия существующих классификаций игр для больных с различными проявлениями неврозов наиболее приемлемо деление игр по степени подвижности или уровню общей физической нагрузки, а именно: игры малой, средней и большой подвижности. Эти игры могут применяться как самостоятельные занятия и в составе лечебной гимнастики в конце основной части занятия. Если игры применяются в бассейне, их целесообразно проводить в начале или середине основной части занятия.

При проведении игр как самостоятельных занятий используется не больше 2—3 из них при повторении каждой игры не менее 3 раз. Когда подвижные игры являются составной частью лечебной гимнастики, достаточно ограничиться одной игрой с повторением 2 раза. В занятиях с людьми старшего возраста (в отличие от детей) приоритет отдается несюжетным играм, имеющим конкретную целевую установку (быстрее передать, догнать и т. д.).

Основываясь на клинической характеристике различных форм неврастении, целесообразно при неврастении I стадии на фоне преобладания возбуждения, раздражительности, беспокойства использовать игры малой и средней интенсивности, проводимые сидя и стоя без соревновательных элементов, игры на внимание, отмечая каждого участника при подведении итогов. При неврастении II стадии при частой смене настроения и быстрой утомляемости используются игры малой интенсивности в и.п. сидя. При неврастении III стадии с характерным разлитым торможением, сниженной адаптацией к физическим нагрузкам и эмоциональной бедностью целесообразно применять игры средней и малой интенсивности, сидя и стоя, со значительной эмоциональной окраской.

На фоне ослабленных тормозных процессов и повышенной возбудимости при истерии необходимо подбирать подвижные игры для развития тормозных процессов, используя музыкальное сопровождение с четко заданным ритмом. Интенсивность игр — малая и средняя.

Сниженная эмоциональная подвижность при психастении, отсутствие решительности позволяет широко использовать при данном виде неврозов в большей вариативности игры-эстафеты. Это игры со средней и большой интенсивностью, но простыми правилами, так как сниженное внимание может спровоцировать травматизм в игре.

Список литературы

1. Мурза В.П. Фізична реабілітація. Навчальний посібник. — К.: «Олан», 2004. — 559 с.

2. Мухін В.М. Фізична реабілітація. — К.: Олімпійська література, 2000. — 424 с.

3. Полный курс массажа: Учебное пособие.— 2-е изд., испр. и доп. / В.Н. Фокин. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 512 с: ил. — (Популярная медицина).

4. Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л.Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. — София: Медицина и физкультура, 1978. — 357 с.

5. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. — Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. — 608 с.

Источник