Противопоказания в специальных медицинских группах

Противопоказания в специальных медицинских группах thumbnail

Ключевые слова: индивидуальный подход, диагноз, вред здоровью, оздоравливающий и закаливающий эффекты.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями — важнейшее средство укрепления здоровья школьников. Они улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), и уровень их физической подготовленности.

Высокая эффективность занятий достигается правильным выбором методических приемов. Определяя содержание каждого урока, преподаватель должен уметь подобрать и использовать наиболее рациональные средства и методы физического воспитания, отвечающие состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающихся, и при этом учитывать медицинские противопоказания и педагогические рекомендации. Очень сложно подобрать средства для урока так, чтобы соблюдался индивидуальный подход к занимающимся (по разным заболеваниям не рекомендуется выполнять различные упражнения). К тому же противопоказания по содержанию занятий, представленные в научно-методической литературе, даны в соответствии с клиническими диагнозами и носят общий характер. Это вызывает у педагогов, работающих с учащимися СМГ, определенные трудности в выборе средств и методов урока, так как они не могут определить, какие конкретно упражнения нельзя использовать с той или иной категорией занимающихся.

Следует отметить, что педагоги, проводящие занятия в СМГ, слабо ориентируются в выборе наиболее рациональных средств и методов физической культуры (ФК), которые одновременно отвечали бы состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности учащихся и при этом учитывали медико-педагогические противопоказания.

Для того чтобы не нанести вреда здоровью занимающихся в СМГ и достигнуть максимального эффекта от занятий ФК, учителя обязаны знать упражнения, которые противопоказаны детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья.

В письме Министерства образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» (2003 г.) указывается, что вводятся некоторые ограничения на занятия ФК в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания и рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.

Не рекомендуется использовать на занятиях в СМГ упражнения анаэробного характера, выполняемые с максимальной скоростью, с большим статическим напряжением, с максимальной амплитудой движений, силовые (например, различные ускорения, поднятие тяжестей и тому подобное). Противопоказаны резкие движения, движения, сложные в координационном отношении. Необходимо исключить средства, способные вызвать перенапряжение организма. Это упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и ОДА (например, длительный бег, быстрая ходьба). Практически при всех заболеваниях не рекомендуется выполнять упражнения с задержкой дыхания, с чрезмерным напряжением мышц брюшного пресса, упражнения, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник и вызывают нервное перенапряжение.

Противопоказанные и рекомендованные движения и упражнения по разделам учебно-воспитательных программ АФВ в образовательных учреждениях

Нерекомендуемые движения и упражнения

Разрешенные движения и упражнения, рекомендации

В разделе «Легкая атлетика»

— прыжки в длину с разбега;

— прыжки в высоту с разбега;

— спрыгивание с большой высоты;

— метание на дальность;

— бег с ускорением;

— продолжительный бег;

— ходьба и бег на длинные дистанции

— бег (не более 3 мин) допускается в спокойном медленном темпе, с мягкой постановкой стоп, с сохранением правильной осанки, в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями (дошкольники и младшие школьники — 500 м, школьники среднего — возраста — 800-1000 м, старшеклассники — 1000-1200 м, студенты — 1500 м); — метания разрешаются в горизонтальную и вертикальную цели; — количество прыжков с места и многоскоков ограничивается (не более 3-4раз)

В разделе «Акробатика и гимнастика»

— кувырки, стойки на голове, на руках и на лопатках; -упражнения на гибкость: «Мост», «Рыбка», наклон вперёд с прямыми ногами из и. п. — основная стойка;

— положения вниз головой;

— опорные прыжки;

— упражнения на гимнастических снарядах;

— глубокий присед с подъемом на полупальцы;

— одновременный подъем туловища и ног из и. п. -лежа на животе;

— сед и упор углом;

— «поза барьериста» — сед: одна нога вперед, другая согнута в сторону-назад;

— движения таких элементов народных танцев, как присядка, прыжки в глубоком приседе;

— ходьба «гусиным шагом»;

— во всех упражнениях запрещены баллистические, «хлестообразные», «рывковые» движения

— разные виды строевых упражнений;

— ОРУ с предметами и без, на гимнастической стенке;

— наклон вперёд с прямыми ногами из и. п.

— широкая стойка;

— упражнения в лазанье, ползании и перелезании;

— упражнения в равновесии на низкой опоре и т. п.;

— танцевальные элементы, выполняемые в аэробном стиле (чарлстон, ча-ча-ча, мамбо);

— ходьба в полуприседе

Движения головой

— вращения головой и перекат («полукруг») головой по спине;

— наклон головы назад

— перекат («полукруг») головой по груди в медленном темпе;- наклон головы в сторону

Движения туловищем

— наклоны туловища в стороны и вперед (согнувшись или прогнувшись) без упора руками о бедра, колени; — наклоны туловища назад из любых положений;

— круговые движения туловищем и наклоны с поворотами; — поднимание туловища из положения лежа на спи-не в сед или упор сидя

— полунаклоны туловища в стороны и вперед с опорой руками о бедра, колени;

— небольшое поднимание рук, ног назад, вытягиваясь в длину из положения лежа на животе;

— дуга туловищем («полукруг» через наклон вперед) с опорой руками о бедра;

— из положения лежа на спине с согнутыми ногами, стопы на полу, поднимание туловища (лопатки над полом), не сгибаясь, без наклона головы

Движения ногами

— махи прямыми ногами вперед выше 90°;

— махи прямыми ногами назад;

— мах прямой ногой в сторону из положения лежа на боку с опорой на предплечья;

— махи прямой ногой в сторону из упора на коленях;

— махи ногой назад в упоре на коленях;

— приседы и выпады со сгибанием коленей меньше 90° (колени выходят за линию стоп);

— поднимание прямых ног из положения лежа на спине;

— круговые движения коленями в положении стоя или приседе

— махи прямыми ногами вперед не выше 45°;

— мах голенью в любом направлении;

— мах прямой ногой в сторону не выше 45° из положения лежа на боку, одна рука согнута под головой, другая в упоре спереди;

— из упора на коленях и предплечьях поднимание согнутой ноги в сторону;

— махи ногой назад не выше 45° в упоре на коленях и предплечьях;

— в приседах и выпадах угол в коленных суставах больше 90°, колени направлены в сторону носков, немного развернутых наружу, тяжесть тела перенесена на пятки;

— поднимание ног из положения лежа на спине с согнутыми ногами (носки могут касаться пола);

— перемещение коленей по дуге вперед («полукруг») в медленном темпе, колени не должны выходить за линию стоп

Движения руками

— активные поднимания, круги и сгибания-разгибания рук с максимальной амплитудой и скоростью;

— сгибания и разгибания рук в упоре сидя (лежа) сзади

— движения рук с постоянным мышечным контролем, с амплитудой в зоне визуального контроля;

— сгибания и разгибания рук в упоре лежа с согнутыми ногами (колени на полу)

В разделе «Лыжная подготовка»

— одновременные ходы;

— спуски на лыжах со склонов (более 30°),

— прохождение длинных дистанций и ходьба с максимальной скоростью

— попеременный двухшажныи ход;

— переступания на месте и при спуске с небольшого склона;

— подъемы и спуски различными способами на некрутых склонах;

— необходимо учитывать температурный режим, чтобы избежать переохлаждения организма (температура воздуха — не ниже 8-10°, время занятий на воздухе — не более 30 мин, студентам

— 50 мин;

— учащимся начальной школы за одно занятие рекомендуется проходить до 500 м дошкольникам и школьникам среднего возраста — до 1000 м, старшеклассникам — до 1500 м, студентам -2000 м)

В разделе «Подвижные и спортивные игры»

— двусторонняя игра в баскетбол и футбол;

— резкие броски и передачи мяча в баскетболе и футболе

— игры на месте, подвижные игры малой и средней интенсивности;

— игра в настольный теннис, бадминтон;

— допускается игра в баскетбол в одно кольцо;

— волейбол — по упрощенным правилам с элементами пионербола;

— элементы футбола (ведение мяча, обводка, удар по воротам);

— продолжительность игр — не более 10 мин (через каждые 3-5 мин — упражнения на расслабление и восстановление дыхания)

Читайте также:  Тэквондо противопоказания по здоровью

Эти ограничения и рекомендации носят общий характер, поэтому учителя ФК затрудняются в подборе упражнений для урока.

В процессе многолетней работы мы пришли к выводу, что необходимо расширить и систематизировать программный материал, который показан и противопоказан большинству занимающихся в СМГ. С этой целью мы более детально подошли к определению и описанию средств ФК, способных оказать негативное влияние на организм школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Исключив из содержания программного материала все упражнения, которые противопоказаны большинству учащихся, мы разработали таблицу, в которой объединили по разделам программы нерекомендуемые упражнения и движения.

Одновременно в качестве рекомендаций были предложены средства ФК, разрешенные при всех нозологиях. При составлении таблицы мы использовали рекомендации Е. С. Крючек (1999).

Надеемся, что она будет полезна учителям при работе со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Хочется обратить внимание педагогов на раздел «Лыжная подготовка». Как правило, учителя при прохождении программного материала в СМГ не планируют занятий на улице в зимний период, опасаясь переохлаждения учащихся. Мы считаем это необоснованным, так как при правильно организованных уроках (не более 30 мин) в сочетании с подвижными играми, с учетом температурного режима и состояния занимающихся достигаются положительные оздорав-ливающий и закаливающий эффекты. Как показывает опыт многолетней работы, дети, занимающиеся лыжной подготовкой в СМГ, практически не болеют острыми респираторно-вирусными заболеваниями в зимне-весенний период, посещают уроки и выполняют задания учителя с удовольствием.

Источник

Приложение N 3
к Порядку проведения
профилактических медицинских
осмотров несовершеннолетних,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 10 августа 2017 г. N 514н

Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой

1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

Читайте также:  Противопоказания цитофлавина при онкологии

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.

3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:

без нарушений состояния здоровья и физического развития;

с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:

имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;

входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.

5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».

5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:

с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Источник

Оказывается, возможность посмеяться есть даже при чтении серьёзной статьи в Дзене. Я подразумеваю перлы различных горе-комментаторов, которые бывают абсолютно не в теме статьи, но высказаться хочется, аж зудит. Меня убили некоторые «комменты», посвящённые ограничениям по здоровью школьников, написанные как на моём канале, так и на других. Поэтому решился на небольшой ликбез.

Группы здоровья.

Группы здоровья школьников определяются Приказом Минздрава РФ № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Выделяется 5 групп здоровья.

I группа. К ней относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

II группа. К ней относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом и избытком массы тела, дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.

Читайте также:  Упражнения варикозного расширения вен противопоказания

III группа. К ней относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста.

IV группа. К ней относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

V группа. К ней относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Физкультурные группы.

Это несколько иное. По физкультурной группе определяется степень нагрузки ребёнка на уроках физической культуры и возможные ограничения. Физкультурная группа школьника определяется согласно Приказу Минздрава РФ 1346н от 21.12.2012 «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров» (приложение №3). Выделяют три физкультурные группы.

К основной физкультурной группе относятся дети без нарушений состояния здоровья и физического развития; с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности, выполнение норм ВФСК ГТО, занятия в спортивных секциях.

К подготовительной физкультурной группе относятся дети, имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний); с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.

Отнесенным к этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов (в том числе Комплекса ГТО) и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются (за исключением соревнований по шашкам, шахматам, волейболу). Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Специальная физкультурная группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б». К специальной подгруппе «А» относятся дети с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера; с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

К специальной подгруппе «Б» относятся дети, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой» группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации. Примечу, что учитель физической культуры не имеет права работы с детьми этой группы, если не имеет образования по профилю «Адаптивная физическая культура».

Вот как-то так. Надеюсь статья будет полезной и для добросовестных читателей и недобросовестных комментаторов.

Источник