Размер надписи о противопоказаниях
20 марта 2014 г. Комиссия УФАС по Владимирской области вынесла решение о признании рекламы — «Клиника «Офтальма»: современные методы восстановления зрения….», распространенной в газете Кольчугинские новости» выпуск № 86 (193) от 20 ноября 2013 г. на странице 16, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и передала материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В указанной рекламной статье предупреждающая надпись о наличии противопоказаний составила менее пяти процентов рекламной площади – 3,9 %.
Согласно подсчетам, произведенным Комиссией, общая площадь рекламы «Клиника «Офтальма»: современные методы восстановления зрения….» составила 241,02 кв. см. Предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг и методов лечения, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, составило 9,45 кв. см. или 3,9 % рекламной площади.
Площадь предупреждения была рассчитана антимонопольным органом по аналогии с так называемым размером «кегеля шрифта», принятым в издательском деле. Согласно ОСТ 29.40-2003 – Технология и оборудование допечатных процессов в полиграфии. Термины и определения – «Кегль (кегель) шрифта — размер шрифта в пунктах, который равен высоте знака (символа) с учетом места, занимаемого вверх и вниз выступающими элементами, и минимально необходимого просвета для соседней строки».
Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» возложена законодателем и на рекламодателя и на рекламораспространителя (часть 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).
Пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» — рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из материалов дела следует, что рекламодателем рекламы «Клиника «Офтальма»: современные методы восстановления зрения….», в газете «Кольчугинские новости» выпуск № 86 (193) от 20 ноября 2013 г. на странице 16 является ООО «Офтальма»; рекламораспространителем – редакция газеты «Кольчугинские новости».
Владимирское УФАС России
Планируется разместить в печатном издании рекламу медицинской деятельности, в которой будут содержаться наименование медицинской организации, описание медицинской организации без указания медицинских услуг, оказываемых данной организацией. Должна ли в таком случае реклама сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста?
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 закона о рекламе). В силу ч. 7 ст. 24 закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Соответственно, по смыслу приведенных норм применение ограничений, установленных ст. 24 закона о рекламе, связано именно с рекламой конкретных лекарственных средств или медицинских услуг. Это подтверждается правоприменительной практикой, в которой суды, делая вывод о нарушении законодательства при рекламировании медицинских услуг, основываются на наличии в рекламе информации о конкретных медицинских услугах (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 марта 2010 года по делу № А29-7249/2009, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2011 года № Ф08-3473/11, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2010 года по делу № А19-6472/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2011 года № 04АП-1560/11, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2011 года № 05АП-1057/11). Определение понятия «медицинская услуга» приведено в отраслевом стандарте № 91500.01.0005-2001 (утв. приказом Минздрава РФ от 22 января 2001 года № 12), в соответствии с которым медицинская услуга – мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость (в свою очередь, перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 года № 1664н).
Отметим, что требования ч. 7 ст. 24 закона о рекламе не распространяются на рекламу, распространяемую, в частности, в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (см., например, постановление Управления ФАС по Республике Татарстан от 29 марта 2012 года № А08-137/2012).
В рассматриваемом случае, несмотря на то, что планируется размещение в печатном издании информации, которая хоть и указывает на то, что организация осуществляет свою деятельность в области медицины, она не будет содержать сведений ни о конкретных медицинских услугах, ни о методах лечения или об использовании конкретных лекарственных средств либо медицинской техники при оказании услуг. Следовательно, указанная рекламная информация может не сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Указанной позиция отражена и в судебной практике. Как следует из п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга», в связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные ч. 7 ст. 24 закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2013 года № Ф02-1311/13 по делу № А19-14728/2012, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2013 года № 07АП-1073/13).
Отметим, также, что, если в рекламе отсутствует информация о конкретных медицинских услугах, суды, как правило, отказывают в привлечении рекламодателей (рекламопроизводителей, рекламораспространителей) к ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Это относится и к ситуациям, когда реклама содержит информацию о конкретном исполнителе и о его виде деятельности, но без детализации услуг (п. 24 Обзора практики ФАС Западно-Сибирского округа по рассмотрению споров, связанных с участием антимонопольных органов, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 октября 2009 года № Ф04-6133/2009, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 декабря 2007 года № А29-2133/2007). В частности, суды в конкретных ситуациях основывают свой вывод на том, что в рекламе не приведены и не описаны ни виды, ни перечни медицинских услуг, ни методы лечения, а также не указано на применение конкретных лекарственных средств или медицинской техники (постановление Президиума ВАС РФ от 22 мая 2012 года № 15805/11, постановление ФАС Поволжского округа от 22 марта 2010 года по делу № А72-4187/2009, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2010 года № 17АП-12066/2010).
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
Обзор документа
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 19 февраля 2016 г. № АК/10443/16 «О предупреждении в рекламе БАДов»
Согласно части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
По мнению специалистов ФАС России, площадь предупреждения (надпись) следует рассчитывать, исходя из аналогии с так называемым размером «кегля шрифта», принятым в издательском деле.
Согласно ОСТу 29.130-97 — Издания. Термины. Определения, под размером «кегля шрифта» понимается размер шрифта, соответствующий расстоянию между верхней и нижней гранями литеры. Литера — металлический брусочек с выпуклым изображением печатного знака, употребляемый в типографском наборе.
В случае размещения рекламы, содержащей несколько объектов рекламирования, в том числе товара, реклама которого требует указания соответствующего предупреждения, то размер такого предупреждения исчисляется исходя из общей площади рекламы.
Как следует из обращения, на странице газеты «Аргументы и Факты» размещается реклама нескольких препаратов (БАДов), выделенных в один рекламный блок.
При этом, предупреждение, предусмотренное частью 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», размещено внизу страницы указанного печатного издания и относится ко всему рекламному блоку.
По мнению специалистов ФАС России, размещение данного предупреждения указанным в обращении способом не противоречит положениям статьи 25 Федерального закона «О рекламе» в случае, если оно занимает не менее 10 % рекламной площади (пространства).
Обзор документа
Реклама биологически активных добавок (БАД) в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что они не являются лекарственным средством. Если реклама распространяется в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее 3 секунд, в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании — не менее 5 секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее 7% площади кадра. В рекламе, распространяемой другими способами, предупреждение должно занимать не менее 10% рекламной площади (пространства).
ФАС России считает, что площадь предупреждения (надписи) следует рассчитывать исходя из аналогии с т. н. размером «кегля шрифта», принятым в издательском деле.
При размещении рекламы нескольких БАДов размер предупреждения определяется исходя из общей площади рекламы. Например, на газетной странице в одном рекламном блоке может быть размещена реклама нескольких препаратов. При этом предупреждение помещено внизу страницы и относится ко всему рекламному блоку. По мнению ФАС России, такой способ размещения предупреждения не противоречит закону, если предупреждающая надпись занимает не менее 10% рекламной площади (пространства).
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
О распространении ненадлежащей рекламы медицинских услуг, в которой размер надписи об имеющихся противопоказаниях составил менее 5 процентов рекламного пространства
Комментарии
Хабаровский край
Решение Хабаровского УФАС РФ от 28 августа 2012 года
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/109 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» при распространении ненадлежащей рекламы медицинских услуг, в присутствии представителя ООО «Б»,
Установила:
- Добавить комментарий
- 0
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена наружная реклама клиники «Б» следующего содержания: «Клиника «Б». Колопроктология (радикальное лечение геморроя). Гинекология. Урология. Косметология (безоперационная подтяжка лица). Дерматовенерология. Стоматология хирургическая. Салон красоты. г. Хабаровск, . Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста».
Указанная рекламная конструкция распространяется на ограждении по адресу: 680000, г. Хабаровск, .
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Фактический размер указанной в рекламе надписи: «Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста» составляет 0,8% рекламного пространства вместо установленного Законом 5%, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Реклама в указанной части признается ненадлежащей.
В процессе рассмотрения дела представитель ООО «Б» согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что в настоящее время общество обратилось в дизайнерскую фирму для устранения выявленного нарушения.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 24 несет рекламодатель.
Рекламодателем является ООО «Б».
Данный факт подтверждается договором аренды N 1 от 12.03.2012, заключенным между ООО «Т» и ООО «Б».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Решила:
- Добавить комментарий
- 0
- 1.
Признать ненадлежащей рекламу: «Клиника «Б». Колопроктология (радикальное лечение геморроя). Гинекология. Урология. Косметология (безоперационная подтяжка лица). Дерматовенерология. Стоматология хирургическая. Салон красоты. г. Хабаровск, . Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста», распространенную ООО «Б» на ограждении по адресу: г. Хабаровск, , поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
- 2.
Выдать ООО «Б» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- 3.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
О.Н.Власкина
Г.А.Беус
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
Приложение
к Решению от 28 августа 2012 года № Б/Н
Предписание
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 28 августа 2012 года по делу N 4-05/109 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- Предписывает:
- 1.
ООО «Б» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить любым способом, в любой форме, с использованием любых средств размещение рекламы медицинских услуг клиники «Б» с нарушением требований к размеру обязательной предупредительной надписи.
- 2.
ООО «Б» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 07 сентября 2012 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере — от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
В.А.Бодров
Члены Комиссии
О.Н.Власкина
Г.А.Беус