Сколиоз и противопоказания при занятии физкультурой

18.05.2019

Распространенное нарушение осанки – сколиоз – заболевание, которое начинает ухудшать жизнь человека со школьного возраста. Развивается он потихоньку, но если его не лечить – сильно сказывается на состоянии и функциональности многих внутренних органов. Как и любой недуг, имеет массу строгих и не очень строгих запретов в плане физической нагрузки. Какие упражнения противопоказаны при сколиозе – вопрос важный и требующий разъяснений.

Существуют природные изгибы хребта, но если у человека начинает развиваться эта болезнь, то это значит, что помимо необходимых физиологических, появляются искривления влево или вправо. Со временем деформируется грудной или поясничный отдел позвоночного столба или же возникает комбинированная разновидность болезни, затрагивающая одновременно несколько отделов. Вопрос, что можно делать при сколиозе, а какие виды активности попали под запрет – крайне важен, поскольку правильный выбор упражнений и физических нагрузок способен избавить от недуга, или, наоборот, его усугубить.
Чаще всего проблемы с позвоночником обнаруживаются у юных пациентов, когда хребет еще не закостенел, и неправильные изгибы еще можно исправить.

В медицине принято рассматривать 4 степени недуга. Их определяют в зависимости от угла, на который отклонился позвоночный столб от природного положения. Самая опасная – 4 степень. При ней угол искривления составляет больше 50 градусов. Многие внутренние органы и системы при этом работают со значительными сбоями, человек хромает, движется боком. Немногим легче 3 степень, которая также доставляет массу хлопот больному. Здесь угол – от 26 до 50 градусов.  Лечению поддаются 1 и 2 степени недуга, при которых позвоночник отклонен до 25 градусов.

Упражнения, противопоказанные при сколиозе

Мы привыкли к мысли, что болезнь необходимо лечить медикаментозно. Однако искривление позвоночника – исключение. Основной фактор здесь, помогающий исправить осанку – занятия лечебной физкультурой. Они способствуют укреплению мышц, в ряде случаев – частичному восстановлению физиологического состояния спины.  
 
Многолетняя врачебная практика выработала показания и запреты к различным упражнениям, занятиям спортом, физическим нагрузкам при этом заболевании. Если искривление значительно, то выполнять упражнения можно только под контролем врача. Комплекс включает упражнения, выполняемые:

  • сидя;
  • стоя;
  • лежа на спине или животе.

Но конкретные комплексы элементов рекомендует врач, исходя из состояния здоровья пациента, того, насколько активно прогрессирует заболевание.
Врачебным сообществом выработан значительный перечень противопоказаний при сколиозе. Сюда относятся следующие:

  • бег разрешен при начальных степенях заболевания;
  • упражнения на гибкость – под запретом;
  • резкие движения и кувырки травмоопасны и для здорового позвоночника, а имеющему искривления – и вовсе табу;
  • активные виды спорта, перегружающие хребет – исключены (бокс, хоккей, паркур, борьба, футбол, многие другие);
  • бесконтрольные вытяжения, занятия на турниках – запрещены;
  • если позвонки склонны к ротации, то есть немного вращаются вокруг своей оси, то поворачиваться следует нерезко, предельно осторожно;
  • бесконтрольные походы в «качалку» и «тренажерку» чреваты ухудшением состояния хребта.  

Из этого перечня понятно, что ответ на вопрос «можно ли делать кувырки при сколиозе?», будет отрицательным. Популярный гимнастический элемент, который без труда выполняют дети и подростки со здоровой спиной – мостик, при сколиозе также лучше не делать. Сюда же относится любимая девочками «березка».

Какие упражнения нельзя делать при сколиозе

Помимо выполнения комплексов лечебной физкультуры, существуют несложные медицинские советы. Их следует выполнять пациентам с искривлениями хребта.

  • не «застывать» в одной позе – ни сидя, ни стоя;
  • не носить тяжелое в одной руке. Следует распределить нагрузку равномерно;
  • избегать падений, травм;
  • не нагружать чрезмерно хребет;
  • офисным работникам необходимо перерываться на разминку;
  • не делать резких круговых движений;
  • подобрать не слишком мягкие подушку и матрац, лучше ортопедические;
  • нельзя мчаться изо всех сил.

Под запрет попадают бадминтон, теннис, коньки, другие спортивные игры, где нагрузки на спину резки и неравномерны, а травмоопасность – значительна.
 
Врачи советуют такие ограничения, если у человека вторая степень заболевания. Если же искривление меньше 10 градусов, то, скорее всего, запрещений будет минимум, но решать это должен специалист.
Например, неоднозначного ответа требует вопрос «можно ли заниматься танцами при сколиозе?». На сегодня существует много танцевальных стилей, многие почти не отличаются от нагрузок, которые переносят профессиональные спортсмены. Таких активных танцев необходимо избегать. А вот плавные движения, отсутствия рывков, скачков, скручиваний – только на пользу. Бальные танцы разрешены, если сказать вкратце. Шпагат при сколиозе, как один из элементов гимнастики, не разрешен.

Помимо конкретного комплекса элементов лечебной физкультуры, которые предписываются каждому индивидуально, есть значительный перечень того, что человеку можно делать. Например, советуют плавание, аквааэробику. Главное – не ставить себе целью пойти на рекорд, а просто получать удовольствие от занятий, которые делают жизнь лучше.  
Лыжные прогулки помогают укрепить мышцы спины, улучшить осанку, если сколиоз не перешел на вторую степень.
Пациенты по-разному переносят заболевание, поэтому какие упражнения нельзя делать при сколиозе, а какие нужно прописать –  в компетенции врача.

Источник

Даже в норме позвоночник человека не является идеально ровным. Ровный он у новорожденных и грудных детей. Как только маленький человечек начинает сидеть, а затем и ходить, позвоночник его начинает изгибаться в ту или иную сторону. Изгибы появляются неспроста, у них есть свой физиологический смысл. Благодаря имеющимся изгибам позвоночный столб испытывает меньшую статическую и динамическую нагрузку во время прямохождения, поднятия тяжести, длительного стояния и т.д.

Что такое сколиоз?

Различают следующие виды изгибов, деформаций позвоночника – кпереди (лордоз), кзади (кифоз), в ту или иную сторону (сколиоз). У человека 4 физиологических изгиба – 2 лордоза (шейный и поясничный) и два кифоза (грудной и крестцовый). Сколиозов среди физиологических изгибов нет.

Таким образом, всякое, даже едва заметное искривление позвоночника вправо или влево, безусловно, является патологией. Чаще всего сколиоз развивается в результате систематического нарушения осанки в детском и юношеском возрасте. Но это далеко не единственная причина искривлений позвоночника.

Читайте также:  Противопоказания к кт диагностики

Сколиоз может развиться после перенесенных травм позвоночника. Иногда позвоночник искривляется при различных эндокринных заболеваниях и авитаминозах с нарушением усваивания поступающего с пищей кальция. А в ряде случаев сколиоз развивается в детском возрасте по невыясненной причине.

Степени сколиоза

В зависимости от угла искривления позвоночника различают 4 степени сколиоза:

  • 1 степень – угол искривления от 1 до 10 градусов
  • 2 степень – от 11 до 25 градусов
  • 3 степень – от 26 до 50 градусов
  • 4 степень – свыше 50 градусов

Общие ограничения

При сколиозе страдает не только позвоночный столб, но и внутренние органы из-за асимметричности грудной клетки. Кроме того, при искривлении позвоночника сдавливаются межпозвонковые диски и нервы, что приводит к остеохондрозу и дисковым грыжам. Противопоказания при сколиозе обусловлены чрезмерным напряжением мышц с одной стороны, и расслаблением с другой. В связи с этим при сколиозе не желательно:

  • Длительно стоять или сидеть в какой-нибудь одной фиксированной неудобной позе
  • Быстро бегать
  • Переносить тяжести в одной руке
  • Совершать круговые резкие движения
  • Носить тесную одежду.

Ограничения при занятиях лечебной физкультурой

Медикаментозное лечение лишь в малой степени способно повлиять на патологический процесс. Весь упор делается на лечебной гимнастике. Упражнения призваны если не полностью, то хотя бы частично восстановить нормальную конфигурацию позвоночника. Кроме того, укрепляется мышечный корсет, улучшается ток крови по сосудам, нормализуется работа внутренних органов.

Но лечебная гимнастика способна принести не только пользу, но и вред. Ниже приведены противопоказанные упражнения при сколиозе:

  • Бег является относительным противопоказанием. Бегать можно лишь при незначительном и умеренном искривлении позвоночника. Запрещен бег при сколиозе 3-4 степени, а также при быстро прогрессирующем процессе.
  • Все упражнения, выполняемые на одной ноге, будь то стояние, выпады вперед и в сторону с гантелями и без них. Эти упражнения негативно сказываются на конфигурации таза, который и так искривлен при сколиозе.
  • По этой же причине запрещено сидеть в позе лотоса. Эта поза с выворачиванием ног в коленных суставах.
  • Кувырки слишком опасны в плане травматизма даже для нормального позвоночника. Поэтому при сколиозе они категорически противопоказаны.
  • Танцы и гимнастика создают высокую неравномерную нагрузку на позвоночник. Поэтому при его искривлении противопоказаны.
  • Запрещены все упражнения, предусматривающие вертикальную осевую нагрузку на позвоночник и круговые движения с поворотами.
  • Подвижные спортивные игры (футбол, бадминтон, волейбол) тоже противопоказаны. Одни из них связаны с быстрым бегом, а другие – с быстрыми поворотами туловища.

Возникает закономерный вопрос – а что же тогда разрешено? Получить ответ на этот вопрос можно у специалиста по лечебной физкультуре. Ведь вся оздоровительная гимнастика при сколиозе осуществляется по его рекомендации и под его личным контролем.

Источник

Âûÿâëåíèå ïðè÷èí è âèäîâ ñêîëèîçà. Ïðèâåäåíèå ïðîòèâîïîêàçàííûõ óïðàæíåíèé ïðè ñêîëèîçå, ðåêîìåíäàöèé ïî ïðàâèëüíîìó ïîäúåìó è ïåðåìåùåíèþ òÿæåñòåé. Ðàññìîòðåíèå îñîáåííîñòåé ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, îïàñíîñòè íàêëîíîâ âïåðåä è ñòàòè÷åñêèõ ïîâîðîòîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïåðìñêèé Íàöèîíàëüíûé èññëåäîâàòåëüñêèé ïîëèòåõíè÷åñêèé óíèâåðñèòåò

Êàôåäðà Ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû

Ðåôåðàò íà òåìó:

Ìåäèöèíñêèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè ñêîëèîçå

Ïåðìü 2014

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. ×òî òàêîå ñêîëèîç?

2. Îñíîâíûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè ñêîëèîçå

3. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ ôèçêóëüòóðîé

3.1 Î âðåäå íàêëîíîâ âïåðåä

3.2 Êàê ïðàâèëüíî ïîäíèìàòü ïðåäìåòû ñ ïîëà

3.3 Êàê ïðàâèëüíî ïîäíèìàòü è ïåðåìåùàòü òÿæåñòè

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Äâèæåíèå — ýòî æèçíü. Ñ ýòèì èçâåñòíûì óòâåðæäåíèåì íå ïîñïîðèøü. Ñòàðåíèå è óãàñàíèå îðãàíèçìà íà÷èíàþòñÿ ñ îãðàíè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè. Ïîýòîìó çà âîçìîæíîñòü ïåðåäâèãàòüñÿ íóæíî áîðîòüñÿ êàê çà ñàìó æèçíü.  ëþáîì ñëó÷àå, åñëè äàæå ÷åëîâåê ïåðåíåñ òÿæåëóþ òðàâìó è áûë íàäîëãî ïðèêîâàí ê ïîñòåëè, åãî ñïàñåíèå — â âîññòàíîâëåíèè äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè.  æèâîé ïðèðîäå çâåðè ïòèöû, ëèøåííûå âîçìîæíîñòè ïåðåäâèãàòüñÿ, ïîãèáàþò. È ÷åëîâå÷åñêèé ìîçã çàïðîãðàììèðîâàí òàê æå: äëèòåëüíàÿ íåïîäâèæíîñòü âîñïðèíèìàåòñÿ èì êàê íåïðèãîäíîñòü ê æèçíè, ñðàáàòûâàåò ïðîãðàììà ñàìîóíè÷òîæåíèÿ. Ïîýòîìó ïîñëå òðàâì è ïðè ëþáûõ çàáîëåâàíèÿõ íóæíî, âî ÷òî áû òî íè ñòàëî âîññòàíàâëèâàòü óòðà÷åííóþ äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü, ïðè÷åì ïîëíîöåííóþ. Ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè äåëàåò íàñ õðîíè÷åñêè áîëüíûìè ëþäüìè. Îäíèì èç îñíîâíûõ ôàêòîðîâ, îò êîòîðûõ çàâèñèò íàøå çäîðîâüå, ÿâëÿåòñÿ çäîðîâûé ïîçâîíî÷íèê. Êàæäûé îòäåë ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà îòâå÷àåò çà ðàáîòó è ôóíêöèè îïðåäåëåííûõ îðãàíîâ è ñèñòåì. Ïîýòîìó íàðóøåíèå êàêîãî-ëèáî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ìîãóò ïðèâåñòè ê èçìåíåíèÿì ôóíêöèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ è ñèñòåì.

Äëÿ ïîääåðæàíèÿ çäîðîâüÿ ïîçâîíî÷íèêà è âñåãî îðãàíèçìà ìû íóæäàåìñÿ â åæåäíåâíîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå. Íî èç-çà íåõâàòêè âðåìåíè è òåðïåíèÿ íå óäåëÿåì ýòîìó äîëæíîãî âíèìàíèÿ. Íî åñòü îäíî îñíîâíîå óïðàæíåíèå, ôîðìèðóþùåå ïîçâîíî÷íèê, êîòîðîå ìîæíî äåëàòü íåçàâèñèìî îò òîãî, ñòîèì ëè ìû, ñèäèì, õîäèì èëè ëåæèì. Ýòî óíèâåðñàëüíîå óïðàæíåíèå — ïðàâèëüíàÿ îñàíêà. Ïðèâû÷êà ê íåé ôîðìèðóåòñÿ êàê â ðàííåì äåòñòâå, òàê è â áîëåå çðåëîì âîçðàñòå. Îïûò ôîðìèðîâàíèÿ ïðàâèëüíîé îñàíêè ó ñòóäåíòîâ äîêàçûâàåò âîçìîæíîñòü è àêòóàëüíîñòü ïðèîáðåòåíèÿ íåîáõîäèìûõ íàâûêîâ â ëþáîì âîçðàñòå.

1. ×òî òàêîå ñêîëèîç?

Òåðìèíîì «ñêîëèîç» îáîçíà÷àåòñÿ áîêîâîå èñêðèâëåíèå ïîçâîíî÷íèêà âî ôðîíòàëüíîé ïëîñêîñòè. Ïðè÷åì ýòîò òåðìèí óïîòðåáëÿåòñÿ êàê â îòíîøåíèè ôóíêöèîíàëüíûõ èçãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà âî ôðîíòàëüíîé ïëîñêîñòè («ôóíêöèîíàëüíûé ñêîëèîç», «ñêîëèîòè÷åñêàÿ îñàíêà», «àíòàëüãè÷åñêèé ñêîëèîç»), òàê è â îòíîøåíèè ïðîãðåññèðóþùåãî çàáîëåâàíèÿ, ïðèâîäÿùåãî ê ñëîæíîé, ïîðîé òÿæåëîé äåôîðìàöèè ïîçâîíî÷íèêà («ñêîëèîòè÷åñêàÿ áîëåçíü», «ñòðóêòóðàëüíûé ñêîëèîç»).

Ñêîëèîç âñòðå÷àåòñÿ ãîðàçäî ÷àùå, ÷åì îá ýòîì äóìàþò. Ïî äàííûì Ïåòåðáóðãñêîãî äåòñêîãî îðòîïåäè÷åñêîãî èíñòèòóòà èì. Ã. È. Òóðíåðà, ó 40% îáñëåäîâàííûõ øêîëüíèêîâ ñòàðøèõ êëàññîâ âûÿâëåíî íàðóøåíèå ñòàòèêè, òðåáóþùåå ëå÷åíèÿ. Íàçâàíèå ñêîëèîç ïîëó÷àåò ïî óðîâíþ èçãèáà: øåéíûé, ãðóäíîé èëè ïîÿñíè÷íûé è ñîîòâåòñòâåííî âûïóêëîé ñòîðîíû èñêðèâëåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî âñòðåòèòü, íàïðèìåð ïðàâîñòîðîííèé ãðóäíîé ñêîëèîç.

Читайте также:  Кордарон противопоказания и побочные действия

Ñêîëèîç ìîæåò áûòü ïðîñòûì, èëè ÷àñòè÷íûì, ñ îäíîé áîêîâîé äóãîé èñêðèâëåíèÿ, è ñëîæíûì — ïðè íàëè÷èè íåñêîëüêèõ äóã èñêðèâëåíèÿ â ðàçíûå ñòîðîíû è, íàêîíåö, òîòàëüíûì, åñëè èñêðèâëåíèå çàõâàòûâàåò âåñü ïîçâîíî÷íèê. Îí ìîæåò áûòü ôèêñèðîâàííûì è íåôèêñèðîâàííûì, èñ÷åçàþùèì â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè, íàïðèìåð ïðè óêîðî÷åíèè îäíîé êîíå÷íîñòè. Îäíîâðåìåííî ñî ñêîëèîçîì îáû÷íî íàáëþäàåòñÿ è ðåòîðñèÿ åãî, ò.å. ïîâîðîò âîêðóã âåðòèêàëüíîé îñè, ïðè÷åì òåëà ïîçâîíêîâ îêàçûâàþòñÿ îáðàùåííûìè â âûïóêëóþ ñòîðîíó, à îñòèñòûå îòðîñòêè â âîãíóòóþ. Ðåòîðñèÿ ñïîñîáñòâóåò äåôîðìàöèè ãðóäíîé êëåòêè è åå àñèììåòðèè, âíóòðåííèå îðãàíû ïðè ýòîì ñæèìàþòñÿ è ñìåùàþòñÿ.

Íà÷àëüíûå ÿâëåíèÿ ñêîëèîçà ìîãóò áûòü îáíàðóæåíû óæå â ðàííåì äåòñòâå, íî â øêîëüíîì âîçðàñòå (10 — 15 ëåò), îí ïðîÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå âûðàæåíî.

Ðàçëè÷àþò äâà âèäà ñêîëèîçîâ:

1. âðîæäåííûå (ïî Â.Ä.×àêëèíó îíè âñòðå÷àþòñÿ â 23.0%), â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàò ðàçëè÷íûå äåôîðìàöèè ïîçâîíêîâ:

* íåäîðàçâèòèå;

* êëèíîâèäíàÿ èõ ôîðìà;

*äîáàâî÷íûå ïîçâîíêè è.ò.ä.

2. ïðèîáðåòåííûå:

* ðåâìàòè÷åñêèå, âîçíèêàþùèå îáû÷íî âíåçàïíî è îáóñëàâëèâàþùèåñÿ ìûøå÷íîé êîíòðàêòóðîé íà çäîðîâîé ñòîðîíå ïðè íàëè÷èè ÿâëåíèé ìèîçèòà èëè ñïîíäèëîàðòðèòà;

* ðàõèòè÷åñêèå, êîòîðûå î÷åíü ðàíî ïðîÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûìè äåôîðìàöèÿìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ìÿãêîñòü êîñòåé è ñëàáîñòü ìûøö, íîøåíèå ðåáåíêà íà ðóêàõ (ïðåèìóùåñòâåííî íà ëåâîé), äëèòåëüíîå ñèäåíèå, îñîáåííî â øêîëå, — âñå ýòî áëàãîïðèÿòñòâóåò ïðîÿâëåíèþ è ïðîãðåññèðîâàíèþ ñêîëèîçà;

* ïàðàëèòè÷åñêèå, ÷àùå âîçíèêàþùèå ïîñëå äåòñêîãî ïàðàëè÷à, ïðè îäíîñòîðîííåì ìûøå÷íîì ïîðàæåíèè, íî ìîãóò íàáëþäàòüñÿ è ïðè äðóãèõ íåðâíûõ çàáîëåâàíèÿõ;

* ïðèâû÷íûå, íà ïî÷âå ïðèâû÷íîé ïëîõîé îñàíêè (÷àñòî èõ íàçûâàþò “øêîëüíûìè”, òàê êàê â ýòîì âîçðàñòå îíè ïîëó÷àþò íàèáîëüøåå âûðàæåíèå). Íåïîñðåäñòâåííîé ïðè÷èíîé èõ ìîãóò áûòü íåïðàâèëüíî óñòðîåííûå ïàðòû, ðàññàæèâàíèå øêîëüíèêîâ áåç ó÷åòà èõ ðîñòà è íîìåðîâ ïàðò, íîøåíèå ïîðòôåëåé ñ ïåðâûõ êëàññîâ, äåðæàíèå ðåáåíêà âî âðåìÿ ïðîãóëêè çà îäíó ðóêó è.ò.ä.

Ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ïðè÷èíîé òðàâìû ïîÿñíèöû ÿâëÿþòñÿ òðåíèðîâî÷íûå ïåðåãðóçêè. Ìåæäó òåì, áîëè â íèæíåì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà êóäà ÷àùå âûçâàíû îáû÷íîé ïîâñåäíåâíîé äåÿòåëüíîñòüþ ÷åëîâåêà.  ýòîì è êðîåòñÿ îáúÿñíåíèå, êàçàëîñü áû, ñòðàííîãî ïðîòèâîðå÷èÿ, êîãäà íà áîëü â ïîÿñíèöå æàëóþòñÿ ëþäè íèêîãäà íå çíàâøèå ñïîðòà. Ñàìîå âðåäíîå — ýòî ñèäåòü. Óäèâèòåëüíî, íî ïðè ñèäåíèè ïîçâîíî÷íèê íàãðóæåí ñèëüíåå, ÷åì êîãäà ìû ñòîèì! Âïðî÷åì, ïîâûøåííàÿ íàãðóçêà — ýòî åùå ïîë äåëà. Ïî ìíîãó ÷àñîâ íàì ïðèõîäèòüñÿ ñèäåòü â ñàìîé âðåäíîé ïîçå — íàêëîíèâøèñü âïåðåä.  òàêîì ïîëîæåíèè êðàÿ ïîçâîíêîâ ñáëèæàþòñÿ è çàùåìëÿþò ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê èç õðÿùåâîé òêàíè. Âîîáùå ýòà òêàíü îòëè÷àåòñÿ çàìå÷àòåëüíîé ýëàñòè÷íîñòüþ, ïîçâîëÿþùåé åé óñïåøíî ñîïðîòèâëÿòüñÿ êîìïðåññèè. Îäíàêî íàäî ó÷èòûâàòü, ÷òî ïðè ñèäåíèè ñèëà äàâëåíèÿ íà âíåøíèé êðàé äèñêà âîçðàñòàåò â 11 ðàç. Äà ê òîìó æå ïðîäîëæàåòñÿ íå òîëüêî â òå÷åíèå ðàáî÷åãî è ó÷åáíîãî äíÿ, íî ÷àñòî è äîìà.

Ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå ê ñêîëèîçó îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ âîçíèêàþò çíà÷èòåëüíûå íàðóøåíèÿ â âàæíåéøèõ ñèñòåìàõ îðãàíèçìà, ïðèâîäÿùèå ê óìåíüøåíèþ ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè òðóäîñïîñîáíîñòè è ê èíâàëèäíîñòè.  ëèòåðàòóðíûõ äàííûõ ÷åòêî î÷åð÷åíû è õîðîøî èçó÷åíû èçìåíåíèÿ â äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìàõ ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ ñêîëèîçà.

2.Îñíîâíûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè ñêîëèîçå

Ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå ëèøü â ìàëîé ñòåïåíè ñïîñîáíî ïîâëèÿòü íà ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ. Âåñü óïîð äåëàåòñÿ íà ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêå. Óïðàæíåíèÿ ïðèçâàíû åñëè íå ïîëíîñòüþ, òî õîòÿ áû ÷àñòè÷íî âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ êîíôèãóðàöèþ ïîçâîíî÷íèêà. Êðîìå òîãî, óêðåïëÿåòñÿ ìûøå÷íûé êîðñåò, óëó÷øàåòñÿ òîê êðîâè ïî ñîñóäàì, íîðìàëèçóåòñÿ ðàáîòà âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Íî ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ñïîñîáíà ïðèíåñòè íå òîëüêî ïîëüçó, íî è âðåä. Íèæå ïðèâåäåíû ïðîòèâîïîêàçàííûå óïðàæíåíèÿ ïðè ñêîëèîçå:

Áåã ÿâëÿåòñÿ îòíîñèòåëüíûì ïðîòèâîïîêàçàíèåì. Áåãàòü ìîæíî ëèøü ïðè íåçíà÷èòåëüíîì è óìåðåííîì èñêðèâëåíèè ïîçâîíî÷íèêà. Çàïðåùåí áåã ïðè ñêîëèîçå 3-4 ñòåïåíè, à òàêæå ïðè áûñòðî ïðîãðåññèðóþùåì ïðîöåññå.

Âñå óïðàæíåíèÿ, âûïîëíÿåìûå íà îäíîé íîãå, áóäü òî ñòîÿíèå, âûïàäû âïåðåä è â ñòîðîíó ñ ãàíòåëÿìè è áåç íèõ. Ýòè óïðàæíåíèÿ íåãàòèâíî ñêàçûâàþòñÿ íà êîíôèãóðàöèè òàçà, êîòîðûé è òàê èñêðèâëåí ïðè ñêîëèîçå.

Ïî ýòîé æå ïðè÷èíå çàïðåùåíî ñèäåòü â ïîçå ëîòîñà. Ýòà ïîçà ñ âûâîðà÷èâàíèåì íîã â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

Êóâûðêè ñëèøêîì îïàñíû â ïëàíå òðàâìàòèçìà äàæå äëÿ íîðìàëüíîãî ïîçâîíî÷íèêà. Ïîýòîìó ïðè ñêîëèîçå îíè êàòåãîðè÷åñêè ïðîòèâîïîêàçàíû.

Òàíöû è ãèìíàñòèêà ñîçäàþò âûñîêóþ íåðàâíîìåðíóþ íàãðóçêó íà ïîçâîíî÷íèê, ïîýòîìó ïðè åãî èñêðèâëåíèè ïðîòèâîïîêàçàíû.

Çàïðåùåíû âñå óïðàæíåíèÿ, ïðåäóñìàòðèâàþùèå âåðòèêàëüíóþ îñåâóþ íàãðóçêó íà ïîçâîíî÷íèê è êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñ ïîâîðîòàìè.

Ïîäâèæíûå ñïîðòèâíûå èãðû (ôóòáîë, áàäìèíòîí, âîëåéáîë) òîæå ïðîòèâîïîêàçàíû. Îäíè èç íèõ ñâÿçàíû ñ áûñòðûì áåãîì, à äðóãèå — ñ áûñòðûìè ïîâîðîòàìè òóëîâèùàìè.

* Íåëüçÿ ñèäåòü â îäíîì ïîëîæåíèè áîëåå 15 ìèíóò;

* Íåëüçÿ âûïîëíÿòü ñåðüåçíûå äèíàìè÷åñêèå íàãðóçêè, íàïðèìåð, ïðûæêè è áåã áóäóò îòíþäü íåïîëåçíûìè, õîòü ýòî è õîðîøèå óïðàæíåíèÿ äëÿ òðåíèðîâêè ìûøö;

* Æåëàòåëüíî îòêàçàòüñÿ îò ïîäíÿòèé ïî ëåñòíèöå, òàê êàê ýòî ëèøíèå íàãðóçêè íà ïîçâîíî÷íèê, ïðè÷åì àáñîëþòíî íåîïðàâäàííûå;

* Íåëüçÿ åçäèòü íà âåëîñèïåäå è çàíèìàòüñÿ «àñèììåòðè÷íûìè» âèäàìè ñïîðòà — òåííèñ, ðîëèêè, áàäìèíòîí è ò.ä.;

* Íåëüçÿ íîñèòü ñóìêó è äèïëîìàò, à îòäàòü ïðåäïî÷òåíèå ñòîèò ðþêçàêó;

* Ñèäåòü íóæíî ïðàâèëüíî — ñ ðîâíîé îñàíêîé, íîãàìè, ñîãíóòûìè ïîä óãëîì â 90 ãðàäóñîâ è, íå íàêëîíÿÿ ñèëüíî ãîëîâó ê êîìïüþòåðó.

Ýòî îñíîâíûå çàïðåòû, ïðè íåâûïîëíåíèè êîòîðûõ ñêîëèîç áóäåò ïðîãðåññèðîâàòü, à åãî ëå÷åíèå íå îêàæåò æåëàåìîãî âîçäåéñòâèÿ.

3. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ ôèçêóëüòóðîé

Îñîáåííîñòüþ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè ñêîëèîçå ÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷åíèå óïðàæíåíèé, ñïîñîáñòâóþùèõ ðàñêà÷èâàíèþ ïîçâîíî÷íèêà (êîëüöà, ãèìíàñòè÷åñêàÿ ñòåíêà, òóðíèê, êóâûðêè, ñèëüíûå ïðîãèáû âïåðåä, íàçàä, ïðûæêè), à òàêæå çàíÿòèÿ àñèììåòðè÷íûìè âèäàìè ñïîðòà (òåííèñ, ôåõòîâàíèå, ñòðåëüáà èç ëóêà, òîëêàíèå ÿäðà è ò.ä.)

 ðåçóëüòàòå íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé áûëî âûÿñíåíî, ÷òî ïîçâîíî÷íèê âìåñòå ñ íåðâíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìîé è ñèñòåìîé êðîâîîáðàùåíèÿ — åäèíàÿ öåëîñòíàÿ áèîëîãè÷åñêàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ñèñòåìà, ìîìåíòàëüíî âêëþ÷àþùàÿñÿ â ïðîöåññ ðåàãèðîâàíèÿ ïðè ëþáîé áîëåçíè ÷åëîâåêà. Ýòà ñèñòåìà âûïîëíÿåò ðîëü ðåãóëÿòîðà ôóíêöèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ è ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà.

Читайте также:  Противопоказания при перевернутых асанах

Åñëè âàæíåéøèé îðãàí — ïîçâîíî÷íèê — ïîðàæàåòñÿ íåïðàâèëüíîé îñàíêîé, èñêðèâëåíèåì èëè äðóãèìè áîëåçíÿìè, òî äåÿòåëüíîñòü âíóòðåííèõ îðãàíîâ è ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ ìîæåò îêàçàòüñÿ íåäîñòàòî÷íîé äëÿ ïîëíîé ðåàëèçàöèè ñâîèõ ôóíêöèé.

Ïîçâîíî÷íèê ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ÷åëîâå÷åñêîãî ñêåëåòà è íåñåò íà ñåáå òÿæåñòü ãîëîâû, òóëîâèùà, âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, îí ïðèäàåò òåëó òó ôîðìó, êîòîðóþ ìû ïðèâûêëè âèäåòü. Ê ïîçâîíî÷íèêó ïðèêðåïëÿþòñÿ ìîùíûå ñîåäèíèòåëüíûå òÿæè — ñâÿçêè è îãðîìíîå êîëè÷åñòâî áîëüøèõ è ìàëåíüêèõ ìóñêóëîâ, ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ ïðÿìîõîæäåíèÿ è óäåðæàíèÿ òåëà ÷åëîâåêà â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè, à âñåõ æèçíåííî-âàæíûõ îðãàíîâ — íà ñâîèõ ïðîñòðàíñòâåííûõ ìåñòàõ. Ó ÷åëîâåêà âíóòðåííèå îðãàíû ðàñïîëàãàþòñÿ âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà è ïîääåðæèâàþòñÿ ñâÿçêàìè è ìûøöàìè, ïðîòèâîäåéñòâóÿ ñèëå òÿæåñòè.

3.1 Î âðåäå íàêëîíîâ âïåðåä

×åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì, êàê áèîëîãè÷åñêàÿ ìàøèíà íå èìååò àíàëîãîâ â æèâîòíîì ìèðå çåìëè. Íî è â ýòîì ñîâåðøåííîì àïïàðàòå èìåþòñÿ ñëàáûå ìåñòà, è ïðè íåïðàâèëüíûõ, íåôèçèîëîãè÷íûõ äâèæåíèÿõ ìîæåò ïðîèçîéòè «ïîëîìêà». Íàïðèìåð, ê íåôóíêöèîíàëüíûì, àíòèôèçèîëîãè÷íûì äâèæåíèÿì îòíîñÿòñÿ âðàùåíèå è ñãèáàíèå òóëîâèùà âïåðåä â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà.  âûïðÿìëåííîì ïîëîæåíèè âðàùåíèå â êàæäîì äâèãàòåëüíîì ñåãìåíòå ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà îñóùåñòâëÿåòñÿ òîëüêî íà 1 ãðàäóñ. Óâåëè÷åíèå óãëà âðàùåíèÿ áîëåå ÷åì äî 8-10 ãðàäóñîâ âîçìîæíî òîëüêî â ñî÷åòàíèè ñ áîêîâûì íàêëîíîì, íàêëîíîì âïåðåä è íàçàä. Ïîýòîìó íåëîâêîå ïðåâûøåíèå óãëà âðàùåíèÿ ìîìåíòàëüíî âåäåò ê ñêðó÷èâàíèþ ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà, òðåùèíàì è ãðûæàì.

Ñçàäè è ñïåðåäè ïîçâîíî÷íèê ÷åëîâåêà ïëîòíî ïðèêðûò çàäíåé è ïåðåäíåé ïðîäîëüíûìè ñâÿçêàìè — ìîùíûìè ñîåäèíèòåëüíûìè òÿæàìè, ïðåïÿòñòâóþùèìè âûïàäåíèþ ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà ïðè åãî ðàçðóøåíèè.  íèæíåïîÿñíè÷íîì îòäåëå íà óðîâíå 4 è 5 ïîÿñíè÷íûõ ïîçâîíêîâ çàäíÿÿ ïðîäîëüíàÿ ñâÿçêà ðàçäâàèâàåòñÿ è íå çàêðûâàåò äâà áîêîâûõ è ñðåäèííóþ ÷àñòè ìåæïîçâîíêîâûõ äèñêîâ, ïîýòîìó íà ýòèõ óðîâíÿõ íàèáîëåå ÷àñòî îáðàçóþòñÿ òðåùèíû, âîçíèêàþò ìåæïîçâîíêîâûå ãðûæè, êîòîðûå ìîãóò ïîÿâèòüñÿ äàæå ïðè îáû÷íîì ðåçêîì ôîðñèðîâàííîì íàêëîíå âïåðåä èëè íåêîîðäèíèðîâàííîì äâèæåíèè.

Îñîáåííî îïàñíû ñòàòè÷åñêèå ïîâîðîòû íà 15-45 ãðàäóñîâ áåç äîïîëíèòåëüíîé îïîðû, ïîýòîìó ÷àñòî ïîÿâëåíèå áîëè è «ïðîñòðåëû» âîçíèêàþò âî âðåìÿ ÷èñòêè çóáîâ èëè çàìåíå ñïóùåííîãî êîëåñà. ×òîáû ñíÿòü íàãðóçêó ñ ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà, íàäî âûïîëíÿòü ýòè äåéñòâèÿ, ñòàðàÿñü íå ñãèáàòü ïîçâîíî÷íèê.

3.2 Êàê ïðàâèëüíî ïîäíèìàòü ïðåäìåòû ñ ïîëà

Íàãðóçêà íà ìåæïîçâîíêîâûå äèñêè â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà óâåëè÷èâàåòñÿ â 10 ðàç ïðè ïîäíèìàíèè ïðåäìåòîâ ñ ïîëà çà ñ÷åò ñãèáàíèÿ â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè ïîäíèìàíèè ãàíòåëè âåñîì 2 êèëîãðàììà íàãðóçêà íà ïîÿñíè÷íûå ìåæïîçâîíêîâûå äèñêè óâåëè÷èâàåòñÿ äî 4-6 êèëîãðàììîâ, ïîýòîìó ïîäíèìàòü ïðåäìåòû ñ ïîëà ðåêîìåíäóåòñÿ çà ñ÷åò ñãèáàíèÿ â êîëåííûõ ñóñòàâàõ èëè îïèðàÿñü êîëåíîì î ïîë.

3.3 Êàê ïðàâèëüíî ïîäíèìàòü è ïåðåìåùàòü òÿæåñòè

ñêîëèîç ãèìíàñòèêà ïðîòèâîïîêàçàííûé òÿæåñòü

Ìåæïîçâîíêîâûé äèñê â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà âûäåðæèâàåò íàãðóçêó 420 êèëîãðàììîâ íà êâàäðàòíûé ñàíòèìåòð. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê áåç âðåäà äëÿ ñâîåãî çäîðîâüÿ ìîã áû ïðèïîäíÿòü è ïåðåñòàâèòü ëåãêîâîé àâòîìîáèëü! Íî âîïðîñ â òîì, êàê îí ýòî ñäåëàåò. Åñëè ñîãíåò íîãè â êîëåííûõ ñóñòàâàõ è íå ñãèáàÿ ïîÿñíèöó èõ ðàçîãíåò, ïåðåñòàâëÿÿ ïîäîáíûé âåñ, òî íè÷åãî ïëîõîãî íå ïðîèçîéäåò. Åñëè æå ïðèïîäíèìåò ìàøèíó çà ñ÷åò ñãèáàíèÿ è ðàçãèáàíèÿ â ïîÿñíèöå — â ìåæïîçâîíêîâîì äèñêå ïðîèçîéäåò ïîëîìêà. Ïðè ñãèáàíèè íàãðóçêà íà ìåæïîçâîíêîâûé äèñê â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà âîçðàñòàåò â 20 ðàç.

Ñëåäóåò âûïîëíÿòü ñëåäóþùèå ðåêîìåíäàöèè:

1. ïîäíèìàÿ ÷òî-ëèáî òÿæåëîå, ñëåäóåò ñãèáàòü íîãè â êîëåííûõ ñóñòàâàõ, à íå ñïèíó.

2. ãðóç áåçîïàñíåå äåðæàòü êàê ìîæíî áëèæå ê ñåáå — ïðè òàêîì ñïîñîáå äåéñòâèÿ íàãðóçêà íà ïîçâîíî÷íèê ñàìàÿ íåçíà÷èòåëüíàÿ

3. òÿæåëóþ íîøó ðåêîìåíäóåòñÿ íå íîñèòü â îäíîé ðóêå, îñîáåííî íà áîëüøèå ðàññòîÿíèÿ, ÷òîáû íå ïåðåãðóæàòü ïîçâîíî÷íèê, — íàäî ðàçäåëèòü ãðóç è íåñòè åãî â îáåèõ ðóêàõ

4. ïîäíèìàÿ òÿæåñòè, èçáåãàòü ïîâîðîòîâ òóëîâèùà, ïîñêîëüêó òàêîå ñî÷åòàíèå äâèæåíèé — îäíà èç ðàñïðîñòðàíåííûõ ïðè÷èí «ïðîñòðåëîâ»

5. ïðè îòñóòñòâèè èçãèáà íàçàä â ãðóäíîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà ðåêîìåíäóåòñÿ íå íîñèòü ðþêçàêè íà ñïèíå

6. ïîäíèìàòü è ïåðåíîñèòü ãðóçû ñ èñïîëüçîâàíèé ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ, êîòîðûå ïîìîãàþò èçáåæàòü âðåäíûõ ïåðåãðóçîê ïîçâîíî÷íèêà.

Çàêëþ÷åíèå

Î ïðîôåññèîíàëüíîì ñïîðòå íàïèñàíî î÷åíü ìíîãî, è â íàñòîÿùåå âðåìÿ ñëîæèëîñü îäíîçíà÷íîå ìíåíèå, ÷òî ïðîôåññèîíàëüíûé ñïîðò âðåäåí äëÿ çäîðîâüÿ. Ýòî ñâÿçàíî ñ íàãðóçêîé íà âñå âèäû ìûøö è ýêñòðåìàëüíûì ïñèõîôèçè÷åñêèì âîçäåéñòâèåì, âåäóùèìè ê áûñòðîìó èçíàøèâàíèþ ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà. Îäíèì èç ôàêòîðîâ, îñîáåííî ïðè çàíÿòèÿõ ñèëîâûìè âèäàìè ñïîðòà, ÿâëÿåòñÿ áûñòðîå íàðàñòàíèå ìûøå÷íîé ìàññû ñåðäöà. Ñîñóäû ñåðäöà íå óñïåâàþò ïðîðàñòàòü è îáåñïå÷èâàòü êðîâîñíàáæåíèå è ïèòàíèå áîëüøîé ìûøå÷íîé ìàññû, ïîýòîìó ñòàòèñòèêà îòìå÷àåò ÷àñòîå âîçíèêíîâåíèå èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà è èíôàðêòîâ ìèîêàðäà ó áûâøèõ ñïîðòñìåíîâ â ñîâñåì ìîëîäîì âîçðàñòå — 35 — 40 ëåò.

Îçäîðîâèòåëüíûå çàíÿòèÿ â ôèçêóëüòóðíûõ öåíòðàõ, ôèòíåñ-êëóáàõ, íà ñòàäèîíàõ ìåíåå ãóáèòåëüíû äëÿ çäîðîâüÿ è ÷àñòî ìîãóò ïðèíåñòè íå âðåä, à ïîëüçó ïðè óñëîâèè èñêëþ÷åíèÿ èç òðåíèðîâîê íåêîòîðûõ óïðàæíåíèé.

Âñå âèäû âàðèàíòîâ çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè èìåþò ïîëíîå ïðàâî íà æèçíü, íî ïðåæäå ÷åì âûáðàòü, êàêèì âèäîì óïðàæíåíèé ïîëåçíåå çàíÿòüñÿ äëÿ çäîðîâüÿ, ëó÷øå îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó — ñïåöèàëèñòó ïî ïîçâîíî÷íèêó — ìàíóàëüíîìó òåðàïåâòó. Äîñòàòî÷íî èñêëþ÷èòü îäíî èëè äâà âèäà äâèæåíèé, íå î÷åíü ïîëåçíûõ äëÿ ïîçâîíî÷íèêà, è îò çàíÿòèé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé áóäåò áîëüøàÿ ïîëüçà.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áàëüê À.Á.«Ãèìíàñòèêà äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ: ïðîôèëàêòèêà îñòåîõîíäðîçà. Ýíöèêëîïåäèÿ çäîðîâüÿ», 1996 ã.â. ñòð.20

2. Ãðèò÷åíêî Ã.Â. «Îñíîâû ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è âðà÷åáíîãî êîíòðîëÿ», Ìåäèöèíà, 1968 ã.â. ñòð. 78

3. Äóáðîâñêèé Â.È. «Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà» 1999 ã.â. ñòð.50

4. Ìîãèëåâ Â.È. «Îáùèå îñíîâû ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû», 1972 ã.â. ñòð. 65

5. Ñèòåëü À.È. «Ãèìíàñòèêà äëÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ» 1998 ã.â. ñòð. 23

6. «Áîëüøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ», òîì 23

7. «Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ» / Ïîä îáù. ðåä. À.Ä. Íîâèêîâà, Ë.Ï. Ìàòâååâà, Ì.: Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò, 1967 ã.â. ñòð. 135

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник