Слесарь механосборочных работ медицинские противопоказания

Слесарь механосборочных работ медицинские противопоказания thumbnail

1. Презентация профессии
Слесарь механосборочных работ работает в организациях машиностроения и металлообработки в цехах, где есть слесарные и слесарно — сборочные работы.
Слесарь механосборочных работ из отдельных деталей собирает станки, моторы, турбины, тракторы, автомобили и другие механизмы.
Профессия слесаря механосборочных работ распространяется на лиц мужского и женского пола, но в большинстве случаев, по этой профессии работают мужчины.
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, слесарь механо­сборочных работ может иметь 2-6 тарифные разряды.

2. Тип и класс профессии
Профессия относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание движущихся технических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия относится к классу творческих, она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, контролем, планированием, конструированием и проектированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Предметом его труда являются механизмы, узлы и агрегаты. Деятельность слесаря включает техническое обслуживание и ремонт, а также контроль технического состояния с помощью современного диагностического оборудования и приборов. Слесарь механосборочных работ оформляет приемо-сдаточную документацию.
Современные технологии  требуют строгого соблюдения технологических процессов.

4. Условия труда
Рабочим местом слесаря механосборочных работ является зона, в пределах которой располагается балансировочный станок с искро­вым диском, сверлильный станок, стенды и прессы гидравлического давления, и все вспомогательное оборудование и приспособления, используемые при ремонте.
Слесарь механосборочных работ имеет постоянное (стационар­ное) рабочее место в цехе промышленной организации.
На постоянном рабочем месте размещаются: шкаф для хране­ния запасных деталей, подъемно-транспортное оборудование.
Рабочее место оснащается передвижным стеллажом и другими необходимыми средствами оргоснастки. В процессе работы слесарь механосборочных работ использует следующий режущий и слесарно-сборочный инструмент: ручные ножницы и ножовки, пневмати­ческие и электрические машинки, ручной пневматический инстру­мент, напильник и пневмозубило, метчики, молотки слесарные, комплект гаечных ключей, плоскогубцы, отвертки, надфили, а также контрольно-измерительный инструмент.
Условия труда определяются совокупностью факторов, влияю­щих на работоспособность и здоровье человека. Основным фактором, определяющим отнесение условий труда к нормальным или вредным и тяжелым, являются нагрузки на ра­бочем месте, которые испытывает работник в процессе труда.

5. Требования к знаниям специалиста
Слесарь механосборочных работ должен знать:

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве слесаря механосборочных работ необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для слесаря механосборочных работ:

Слесарю механосборочных работ устанавливается дополнитель­ный отпуск продолжительность которого зависит от вида выпол­няемых работ (при занятости на сварочных работах в замкнутых сосудах, при работе с ручным пневматическим инструментом, на зачистке сварных швов напильником и пневмозубилом и др.).
Профессия слесарь механосборочных работ включена в Список № 2, дающий право на пенсию по возрасту в связи с особыми усло­виями труда, при выполнении отдельных видов работ (обшивка кабин тракторов, автомобилей и т.п. с применением битума, клея; работы с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности и др.).
Особые условия труда подтверждаются результатами аттеста­ции рабочих мест один раз в пять лет.

10. Родственные профессии
 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь-инструментальщик, слесарь-автомеханик, слесарь-ремонтник

Источник

В век самых разнообразных механизмов особенно ценятся профессии, которые помогают эти самые механизмы создавать, ремонтировать и модифицировать. К категории таких профессий можно отнести и слесаря механосборочных работ. Данный специалист занимается тем, что производит и собирает детали в единые системы.

Обязанности слесаря механосборочных работ

обязанности слесаря механосборочных работ

Слесарь механосборочных работ – это рабочий, который специализируется на сборке агрегатов и приборов из готовых деталей. В числе таких агрегатов могут быть двигатели внутреннего сгорания, трансмиссии, сложные механические блоки и т.д. При этом опытный слесарь механосборочных работ производит не только соединение деталей в единое целое. Он умеет подгонять их, проводить притирку, проверяет на работоспособность и даже изготавливает отдельные детали с нуля.

В числе обязанностей слесаря механосборочных работ выделяют:

  1. изготовление и доводка отдельных деталей и узлов;

  2. проведение испытательных работ над собранными механизмами;

  3. настройку и регулировку деталей при возникновении необходимости;

  4. осмотр элементов на предмет выявление дефектов, по возможности – устранение обнаруженных дефектов;

  5. участие в создании испытательных стендов при работе со сложными или уникальными машинами.

Основным местом работы таких специалистов являются предприятия машиностроения и металлообработки. При этом работодатели отдают предпочтение мужчинам из-за сложных условий работы, хотя работать в профессии могут и женщины, но их значительно меньше.

слесарь мср — кто это и какие обязанности выполняет

Профессия действительно отличается сложностью как в освоении, так и в работе. Чтобы полностью соответствовать своей профессии, слесарь механосборочных работ должен знать:

  1. строение изготавливаемых механизмов;

  2. особенности строения деталей и элементов, требования по качеству;

  3. принципы обработки и результаты различного внешнего воздействия на детали;

  4. правила работы с деталями, которые помогают избежать их деформации;

  5. механика;

  6. основы по технологии металлов;

  7. ключевые принципы сварочных работ.

В связи с этим слесарю по механосборочным работам необходимо при организации своего рабочего процесса обратить внимание на положения, которые прописаны в следующих документах:

  • внутренние документы компании, касающиеся деятельности слесаря;

  • распорядок, установленный на предприятии;

  • нормативы по охране труда;

  • правила пожарной безопасности;

  • должностная инструкция.

При выполнении своих служебных обязательств рабочий использует специальные инструменты и приборы. Одним из них является станок, который в зависимости от типов работ может того или иного вида и назначения. Например, балансировочный станок с искровым диском или сверлильный станок. Также в рабочем пространстве слесаря по механосборочным работам располагаются стенды, прессы и прочее вспомогательное оборудование.

Читайте также:  Эмоксипин противопоказания и побочные действия

В зависимости от работ на предприятии слесарь может трудиться в одно лицо, а может быть частью большой бригады с рабочими разной квалификации и специальностей. Именно этот факт во многом определяет режим работы слесаря: односменный или многосменный.

Необходимо учитывать и то, что если рабочий задействован на производстве с вредными условиями труда, то продолжительность его рабочего времени не может превышать 35 часов в неделю. При этом продолжительность отпуска от 21 дня.

Обучение слесарей механосборочных работ

Обучение на слесаря механосборочных работ

Работа по данному профилю требует от специалиста наличия специфических знаний, которые можно получить как в среднем специальном образовательном учреждении, так и в условиях непрерывного профессионального обучения на самом производстве.

Для того, чтобы поступить в техникум или училище по направлению «Слесарь механосборочных работ», необходимо пройти вступительные испытания, а также предоставить справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы по профилю. При этом на сегодняшний день в учебных заведениях представлены как дневная, так и вечерняя формы получения образования. Поэтому абитуриент может выбрать наиболее удобную для него.

Если же было принято решение постигать профессию непосредственно на рабочем месте, то будущего слесаря ожидает продолжительное обучение в качестве стажера. Обычно срок обучения составляет около 5 месяцев. А после его завершения необходимо будет подтвердить полученные знания и навыки, после чего начинающему специалисту будет присвоен самый низкий разряд. На этом обучение не заканчивается – на самом предприятии также нужно пройти стажировку.

Для дальнейшего обучения также можно проходить курсы повышения квалификации. Часто их организует само предприятия, но бывают и иные варианты – учебный центр профессионального образования. Также обучение следует пройти, если слесарь намеревается продолжить административную работу в качестве бригадира.

Разряды профессии слесарь механосборочных работ

что делает слесарь механосборочных работ

У представителей данной профессии уровень квалификации определяет сложность задач, которые относятся к их непосредственному функционалу.

Слесарь механосборочных работ 2 разряда

Работает под началом более опытного коллеги, который проверяет и контролирует его работу, выполняет самые простые задачи.

Слесарь механосборочных работ 3 разряда

Берет на себя задачи по слесарной обработке деталей, а также сборке и регулированию.

Слесарь механосборочных работ 4 разряда 

Может работать со сложными деталями, а также проводить осмотр и устранять выявленные дефекты.

Слесарь механосборочных работ 5 разряда

Занимается деталями, которые не были подвержены термической обработке.

Слесарь механосборочных работ 6 разряда

Имеет достаточный уровень квалификации, чтобы работать с уникальными и экспериментальными механизмами.

Слесарь механосборочных работ 7 разряда

Не только работает с уникальными конструкциями, но может производит расчеты, заниматься оформлением полученных в процессе испытаний данных.

Вакансии слесарей механосборочных работ на рынке труда, средняя зарплата

На рынке труда достаточно много рабочих вакансий. Слесари механосборочных работ при этом, как правило, требуются в производственных цехах и ремонтных мастерских (к примеру, на предприятиях капитального ремонта техники). При этом вакансии слесарей механосборочных работ предсказуемо чаще встречаются в городах с развитой промышленностью.

Представитель данной профессии может рассчитывать в среднем на 40 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии слесарь механосборочных работ

К положительным моментам профессии следует отнести:

  • востребованность;

  • высокий уровень дохода;

  • возможность освоить профессию на самом производстве;

  • перспективы карьерного роста;

  • при работе на вредном производстве сокращенное рабочее время.

Среди минусов стоит выделить:

  • сложные условия труда;

  • работодатели отдают предпочтения слесарям мужского пола.

Источник

Прослушать описание профессии

История профессии

Примерный распорядок дня

Названия профессии

В начало

Сферы профессиональной деятельности

Обслуживание
Производство

В начало

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: предметом труда слесаря-ремонтника являются разнообразные машины и механизмы, поэтому профессия относится к типу «Человек – Техника».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия слесаря-ремонтника предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением правил, нормативов, инструкций.

В начало

Описание профессии

Слесарь-ремонтник – рабочий, выполняющий техническую диагностику оборудования, машин и механизмов, а также их ремонт.

В работе слесарь использует контрольно-измерительные приборы (амперметр, штангенциркуль, щупы, линейки, угломеры и т. д.), различные слесарные, пневматические и электрические инструменты (гаечные ключи, молотки, электродрели, сверлильные и шлифовальные машинки, шаберы и др.).

Слесарь выполняет определенные операции: рубку, правку, сварку, гибку, запрессовку, резку, опиливание, сверление, нарезание резьбы и пр.

lori-0003059760-smallwww.jpg

К основным обязанностям слесаря-ремонтника относятся:

  • техническая диагностика и установление степени износа механизмов и устройств, а также их деталей и частей;
  • ремонтные работы по восстановлению как отдельных узлов и деталей машин, так и оборудования в целом;
  • изготовление простых приспособлений для ремонта и сборки;
  • монтаж, проверка и регулировка станков, машин и агрегатов;
  • составление документации (ведомости) на замену деталей и узлов, дефектных ведомостей на ремонт оборудования.

В начало

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Слесарь-ремонтник должен обладать такими личностными качествами, как физическая сила, выносливость, внимательность, аккуратность, уверенность, умение управлять собой, дисциплинированность, личная организованность и ответственность, методичность и последовательность при реализации работ.

lori-0004287760-smallwww.jpg

К профессионально важным качествам слесаря относятся: хорошо развитые слух и образная память; линейный и объемный глазомер; техническое мышление; пространственное воображение; способность к концентрации и распределению внимания; нервно-психическая устойчивость.

В начало

Медицинские противопоказания

Медицинскими противопоказаниями к профессии слесаря-ремонтника являются: нарушение функций опорно-двигательного аппарата; заболевания конечностей, ограничивающие диапазон движений; болезни легких; аллергии; нарушения слухового и зрительного анализаторов.

В начало

Требования к профессиональной подготовке

Слесарь-ремонтник должен знать: конструкцию ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин и всех их составных деталей и узлов; свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел; основы взаимозаменяемости, допуски и посадки, квалитеты и шероховатость обработки, основные положения планово-профилактического ремонта и технические условия на ремонт оборудования, его испытание и сдачу.

lori-0004579272-smallwww.jpg

Слесарь-ремонтник должен уметь: устанавливать степень износа оборудования; составлять дефектные ведомости на узлы и детали, подлежащие ремонту; делать эскизы деталей, которые требуется заменить; выполнять комплекс слесарно-ремонтных операций (шабрение, притирку, сверление, термическую обработку, нарезание резьбы); проверять станки и механизмы на точность; «читать» рабочие и сборочные чертежи и кинематические схемы.

Читайте также:  Полезные свойства помидора для человека и противопоказания

В начало

Область применения

Слесарь-ремонтник – востребованная профессия в мастерских, лабораториях, научно-исследовательских институтах, на предприятиях ма­шиностроительной и металлообрабатывающей отрасли.

В начало

Условия труда

Слесарь выполняет ремонтные работы в помещении или на открытом воздухе.

Рабочее место слесаря оснащено основным оборудованием (станки, верстаки, тиски), приспособлениями, рабочим и контрольно-измерительным инструментом.

lori-0004579243-smallwww.jpg

В работе слесарь использует режущий и слесарно-сборочный инструмент: ручные ножницы и ножовки, пневмати­ческие и электрические машинки, ручной пневматический инстру­мент, напильник и пневмозубило, метчики, молотки слесарные, комплект гаечных ключей, плоскогубцы, отвертки, надфили, а также контрольно-измерительное оборудование.

Специальная одежда слесаря: летом – комбинезон и комбинированные защитные перчатки; зимой – утепленные брюки и куртка, защитные перчатки. Часто слесари дополнительно используют специальные фартуки или жилеты с вместительными карманами.

В начало

Профессиональные риски

Работа слесаря-ремонтника связана с рядом неблагоприятных факторов:

  • физические нагрузки средней тяжести;
  • неудобная рабочая поза (операции часто приходится выполнять в ограниченном пространстве);
  • шум и вибрации при работе оборудования;
  • наличие в воздухе рабочей зоны вредных токсичных веществ (припои, флюсы и др.).

Эти факторы могут привести к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее, а также к болезням суставов.

В начало

Требуемое профессиональное образование

Профессию слесаря («Слесарь механосборочных работ», «Слесарь по ремонту машин и оборудования различного назначения») можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В начало

Образовательные учреждения

В начало

Карьерный рост

Профессиональный рост слесаря связан с получением дополнительного образования, повышением квалификации и разряда, расширением и усложнением видов выполняемых работ.

В начало

Источник

1. Îáëàñòü äåÿòåëüíîñòè

Ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ðàáîòàåò â îðãàíèçàöèÿõ ìà­øèíîñòðîåíèÿ è ìåòàëëîîáðàáîòêè â öåõàõ, ãäå åñòü ñëåñàðíûå è ñëåñàðíî — ñáîðî÷íûå ðàáîòû.

Ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò èç îòäåëüíûõ äåòàëåé ñîáèðàåò ñòàíêè, ìîòîðû, òóðáèíû, òðàêòîðû, àâòîìîáèëè è äðóãèå ìàéäàíû è ìåõàíèçìû.

Ïðîôåññèÿ ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ëèö ìóæñêîãî è æåíñêîãî ïîëà, íî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ, ïî ýòîé ïðîôåññèè ðàáîòàþò ìóæ÷èíû.

Ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ìîæåò ðàáîòàòü ïî ðîäñòâåí­íûì ïðîôåññèÿì: ñëåñàðü ïî êîíòðîëüíî-èçìåðèòåëüíûì ïðèáîðàì è àâòîìàòèêå, ñëåñàðü-èíñòðóìåíòàëüùèê.

2. Ñîäåðæàíèå âûïîëíÿåìîé ðàáîòû

Ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò âûïîëíÿåò ðàáîòó â ñëåäóþùåé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè:

  • ñ ïîìîùüþ ðó÷íîãî è ìåõàíèçèðîâàííîãî ñëåñàðíî-ñáîðî÷íîãî èíñòðóìåíòà âûïîëíÿåò îïåðàöèè ïî ïîäãîíêå, ñîåäèíåíèþ, êðåï­ëåíèþ è ðåãóëèðîâêå èçäåëèé;
  • íà ñïåöèàëüíûõ ñòåíäàõ èñïûòûâàåò ñîáèðàåìûå èëè ñîáðàí­íûå óçëû è àãðåãàòû, óñòðàíÿåò îáíàðóæåííûå äåôåêòû.

Âèäû ðàáîò, âûïîëíÿåìûå ñëåñàðåì ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò:

  • ñáîðêà, ðåãóëèðîâêà, èñïûòàíèÿ è ñäà÷à â ñîîòâåòñòâèè ñ òåõ­íè÷åñêèìè óñëîâèÿìè ñëîæíûõ è ýêñïåðèìåíòàëüíûõ, óíèêàëüíûõ ìàøèí, ñòàíêîâ, àãðåãàòîâ è àïïàðàòîâ;
  • ñëåñàðíàÿ îáðàáîòêà è ïðèãîíêà äåòàëåé, èçäåëèé, óçëîâ;
  • ñáîðêà äåòàëåé ïîä ïðèõâàòêó è ñâàðêó;
  • ðåçêà çàãîòîâîê èç ïðóòêà è ëèñòà íà ðó÷íûõ íîæíèöàõ è íî­æîâêàõ;
  • ñíÿòèå ôàñîê;
  • ñâåðëåíèå îòâåðñòèé ïî ðàçìåòêå, êîíäóêòîðó íà ñâåðëèëüíîì ñòàíêå, à òàêæå ïíåâìàòè÷åñêèìè è ýëåêòðè÷åñêèìè ìàøèíêàìè;
  • íàðåçàíèå ðåçüáû ìåò÷èêàìè è ïëàøêàìè;
  • ñîåäèíåíèå äåòàëåé è óçëîâ ïàéêîé, êëåÿìè, áîëòàìè è õîëîä­íîé êëåïêîé;
  • èñïûòàíèÿ ñîáðàííûõ óçëîâ è ìåõàíèçìîâ íà ñòåíäàõ è ïðåññàõ ãèäðàâëè÷åñêîãî äàâëåíèÿ;
  • óñòðàíåíèå äåôåêòîâ, îáíàðóæåííûõ ïðè ñáîðêå è èñïûòàíèè óçëîâ è ìåõàíèçìîâ;
  • ðàçìåòêà, øàáðåíèå, ïðèòèðêà äåòàëåé è óçëîâ ñðåäíåé ñëîæ­íîñòè;
  • ýëåìåíòàðíûå ðàñ÷åòû ïî îïðåäåëåíèþ äîïóñêîâ, ïîñàäîê è êî­íóñíîñòè;
  • çàïðåññîâêà äåòàëåé íà ãèäðàâëè÷åñêèõ è âèíòîâûõ ìåõàíè÷å­ñêèõ ïðåññàõ;
  • ðåãóëèðîâêà çóá÷àòûõ ïåðåäà÷ ñ óñòàíîâêîé çàäàííûõ ÷åðòå­æîì è òåõíè÷åñêèìè óñëîâèÿìè áîêîâûõ è ðàäèàëüíûõ çàçîðîâ;
  • ïàéêà ðàçëè÷íûìè ïðèïîÿìè;
  • ñòàòè÷åñêàÿ è äèíàìè÷åñêàÿ áàëàíñèðîâêà ðàçëè÷íûõ äåòàëåé íà ñïåöèàëüíûõ áàëàíñèðîâî÷íûõ ñòàíêàõ ñ èñêðîâûì äèñêîì, ïðèçìàõ è ðîëèêàõ;
  • ñáîðêà, ðåãóëèðîâêà è îòëàäêà ñëîæíûõ ìàøèí, êîíòðîëüíî-èçìåðèòåëüíîé àïïàðàòóðû, ïóëüòîâ è ïðèáîðîâ, óíèêàëüíûõ è ïðåöèçèîííûõ àãðåãàòîâ è ìàøèí, ïîäáîðêà è ñáîðêà êðóïíîãàáà­ðèòíûõ è êîìáèíèðîâàííûõ ïîäøèïíèêîâ;
  • ïðîâåðêà ñëîæíîãî óíèêàëüíîãî è ïðåöèçèîííîãî ìåòàëëîðå­æóùåãî îáîðóäîâàíèÿ íà òî÷íîñòü è ñîîòâåòñòâèå òåõíè÷åñêèì óñ­ëîâèÿì;
  • ìîíòàæ òðóáîïðîâîäîâ, ðàáîòàþùèõ ïîä äàâëåíèåì âîçäóõà è àãðåññèâíûõ ñïåöïðîäóêòîâ;
  • óñòðàíåíèå äåôåêòîâ, îáíàðóæåííûõ ïðè ñáîðêå è èñïûòàíèè óçëîâ, àãðåãàòîâ, ìàøèí;
  • ìîíòàæ è äåìîíòàæ èñïûòàòåëüíûõ ñòåíäîâ;
  • ñíÿòèå íåîáõîäèìûõ äèàãðàìì è õàðàêòåðèñòèê ïî ðåçóëüòàòàì èñïûòàíèé è ñäà÷à ìàøèí ÎÒÊ;
  • èñïûòàíèÿ ñîñóäîâ, ðàáîòàþùèõ ïîä äàâëåíèåì, à òàêæå èñïû­òàíèÿ íà ãëóáîêèé âàêóóì;
  • óïðàâëåíèå ïîäúåìíî-òðàíñïîðòíûì îáîðóäîâàíèåì ñ ïîëà;
  • ñòðîïîâêà è óâÿçêà ãðóçîâ äëÿ ïîäúåìà, ïåðåìåùåíèÿ, óñòàíîâ­êè è ñêëàäèðîâàíèÿ;
  • ó÷àñòèå â îôîðìëåíèè ïàñïîðòà íà ñîáèðàåìûå è èñïûòóåìûå ìàøèíû.

Óðîâåíü êâàëèôèêàöèè ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò çàâèñèò îò ñëîæíîñòè âûïîëíÿåìûõ ðàáîò è îïðåäåëÿåòñÿ òàðèôíûì ðàçðÿäîì.

 ñîîòâåòñòâèè ñ Åäèíûì òàðèôíî-êâàëèôèêàöèîííûì ñïðà­âî÷íèêîì ðàáîò è ïðîôåññèé ðàáî÷èõ (ÅÒÊÑ), âûïóñê 2, ðàçäåë «Ñëåñàðíûå è ñëåñàðíî-ñáîðî÷íûå ðàáîòû», òîì 2 ñëåñàðü ìåõàíî­ñáîðî÷íûõ ðàáîò ìîæåò èìåòü 2-6 òàðèôíûå ðàçðÿäû.

Ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò äîëæåí çíàòü:

  • êîíñòðóêöèþ, íàçíà÷åíèå è ïðèíöèï ðàáîòû ñîáèðàåìûõ ñëîæ­íûõ ìåõàíèçìîâ, ïðèáîðîâ, àãðåãàòîâ, ñòàíêîâ è ìàøèí;
  • òåõíè÷åñêèå óñëîâèÿ íà ðåãóëèðîâêó, èñïûòàíèÿ è ñäà÷ó ñîá­ðàííûõ óçëîâ ìàøèí è àãðåãàòîâ è èõ ýêñïëóàòàöèîííûå äàííûå;
  • íàèìåíîâàíèå è ìàðêèðîâêó îáðàáàòûâàåìûõ ìàòåðèàëîâ;
  • îñíîâíûå ñâåäåíèÿ î äîïóñêàõ è ïîñàäêàõ ñîáèðàåìûõ óçëîâ è ìåõàíèçìîâ;
  • îñíîâíûå ìåõàíè÷åñêèå ñâîéñòâà îáðàáàòûâàåìûõ ìåòàëëîâ;
  • ñïîñîáû óñòðàíåíèÿ äåôîðìàöèé ïðè òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå è ñâàðêå;
  • ïðè÷èíû ïîÿâëåíèÿ êîððîçèè è ñïîñîáû áîðüáû ñ íåé;
  • íàçíà÷åíèå è ïðàâèëà ïðèìåíåíèÿ êîíòðîëüíî-èçìåðèòåëüíûõ èíñòðóìåíòîâ è ñïåöèàëüíûõ è óíèâåðñàëüíûõ ïðèñïîñîáëåíèé;
  • íàçíà÷åíèå ñìàçûâàþùèõ æèäêîñòåé è ñïîñîáû èõ ïðèìåíåíèÿ;
  • âèäû çàêëåïî÷íûõ øâîâ è ñâàðíûõ ñîåäèíåíèé è óñëîâèé îáåñ­ïå÷åíèÿ èõ ïðî÷íîñòè;
  • ñîñòàâ òóãî- è ëåãêîïëàâêèõ ïðèïîåâ, ôëþñîâ, ïðîòðàâ è ñïîñî­áû èõ ïðèãîòîâëåíèÿ;
  • ïðàâèëà çàòî÷êè è äîâîäêè ñëåñàðíîãî èíñòðóìåíòà;
  • äîïóñêè è ïîñàäêè;
  • êâàëèòåòû è ïàðàìåòðû øåðîõîâàòîñòè;
  • ñïîñîáû ðàçìåòêè äåòàëåé è óçëîâ;
  • ìåðû ïðåäóïðåæäåíèÿ äåôîðìàöèé äåòàëåé;
  • ñïîñîáû ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî èñïûòàíèÿ;
  • ñïîñîáû îòëàäêè è ðåãóëèðîâêè èçãîòîâëÿåìûõ ìàøèí, ïðèáî­ðîâ è äðóãîãî îáîðóäîâàíèÿ, ïðèíöèï ðàñ÷åòà è ñïîñîáû ïðîâåðêè ýêñöåíòðèêîâ è ïðî÷èõ êðèâûõ è çóá÷àòûõ çàöåïëåíèé;
  • ïðèåìû ñáîðêè è ðåãóëèðîâêè ìàøèí è ðåæèìû èñïûòàíèé;
  • ïðàâèëà ïðîâåðêè ñòàíêîâ íà òî÷íîñòü;
  • ïðàâèëà çàïîëíåíèÿ ïàñïîðòîâ íà èçãîòîâëÿåìûå ìàøèíû.
Читайте также:  Хвойные ванны польза и противопоказания

3. Ðàáî÷åå ìåñòî, îðóäèÿ è óñëîâèÿ òðóäà

Ðàáî÷èì ìåñòîì ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ÿâëÿåòñÿ çîíà, â ïðåäåëàõ êîòîðîé ðàñïîëàãàåòñÿ áàëàíñèðîâî÷íûé ñòàíîê ñ èñêðî­âûì äèñêîì, ñâåðëèëüíûé ñòàíîê, ñòåíäû è ïðåññû ãèäðàâëè÷åñêîãî äàâëåíèÿ, è âñå âñïîìîãàòåëüíîå îáîðóäîâàíèå è ïðèñïîñîáëåíèÿ, èñïîëüçóåìûå ïðè ðåìîíòå.

Ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò èìååò ïîñòîÿííîå (ñòàöèîíàð­íîå) ðàáî÷åå ìåñòî â öåõå ïðîìûøëåííîé îðãàíèçàöèè.

Íà ïîñòîÿííîì ðàáî÷åì ìåñòå ðàçìåùàþòñÿ: øêàô äëÿ õðàíå­íèÿ çàïàñíûõ äåòàëåé, ïîäúåìíî-òðàíñïîðòíîå îáîðóäîâàíèå.

Ðàáî÷åå ìåñòî îñíàùàåòñÿ ïåðåäâèæíûì ñòåëëàæîì è äðóãèìè íåîáõîäèìûìè ñðåäñòâàìè îðãîñíàñòêè.  ïðîöåññå ðàáîòû ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò èñïîëüçóåò ñëåäóþùèé ðåæóùèé è ñëåñàð-íî-ñáîðî÷íûé èíñòðóìåíò: ðó÷íûå íîæíèöû è íîæîâêè, ïíåâìàòè­÷åñêèå è ýëåêòðè÷åñêèå ìàøèíêè, ðó÷íîé ïíåâìàòè÷åñêèé èíñòðó­ìåíò, íàïèëüíèê è ïíåâìîçóáèëî, ìåò÷èêè, ìîëîòêè ñëåñàðíûå, êîìïëåêò ãàå÷íûõ êëþ÷åé, ïëîñêîãóáöû, îòâåðòêè, íàäôèëè, à òàêæå êîíòðîëüíî-èçìåðèòåëüíûé èíñòðóìåíò.

Óñëîâèÿ òðóäà îïðåäåëÿþòñÿ ñîâîêóïíîñòüþ ôàêòîðîâ, âëèÿþ­ùèõ íà ðàáîòîñïîñîáíîñòü è çäîðîâüå ÷åëîâåêà. Îñíîâíûì ôàêòîðîì, îïðåäåëÿþùèì îòíåñåíèå óñëîâèé òðóäà ê íîðìàëüíûì èëè âðåäíûì è òÿæåëûì, ÿâëÿþòñÿ íàãðóçêè íà ðà­áî÷åì ìåñòå, êîòîðûå èñïûòûâàåò ðàáîòíèê â ïðîöåññå òðóäà.

Õàðàêòåðíûìè íàãðóçêàìè íà ðàáî÷åì ìåñòå ñëåñàðÿ ìåõàíî­ñáîðî÷íûõ ðàáîò, ÿâëÿþòñÿ:

  • ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè ñðåäíåé òÿæåñòè, îáóñëîâëåííûå ïðåæäå âñåãî âûïîëíåíèåì ñáîðêè ñëîæíûõ è ýêñïåðèìåíòàëüíûõ, óíè­êàëüíûõ ìàøèí, ñòàíêîâ, àãðåãàòîâ è àïïàðàòîâ;
  • íåóäîáíûå âûíóæäåííûå ðàáî÷èå ïîçû (ðàáî÷èå äåéñòâèÿ ÷àñòî ñîâåðøàþòñÿ â îãðàíè÷åííîì ïðîñòðàíñòâå);
  • íàëè÷èå øóìà è âèáðàöèè ïðè ðàáîòå îáîðóäîâàíèÿ;
  • íàãðóçêà íà êèñòè ðóê â ïðîöåññå ðàáîòû;
  • íàëè÷èå â âîçäóõå ðàáî÷åé çîíû âðåäíûõ òîêñè÷íûõ âåùåñòâ (ïðèïîåâ, ôëþñîâ, ïðîòðàâ);
  • êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ â ïðîöåññå ðàáîòû.

Ñëåñàðþ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò óñòàíàâëèâàåòñÿ äîïîëíèòåëü­íûé îòïóñê ïðîäîëæèòåëüíîñòü êîòîðîãî çàâèñèò îò âèäà âûïîë­íÿåìûõ ðàáîò (ïðè çàíÿòîñòè íà ñâàðî÷íûõ ðàáîòàõ â çàìêíóòûõ ñîñóäàõ, ïðè ðàáîòå ñ ðó÷íûì ïíåâìàòè÷åñêèì èíñòðóìåíòîì, íà çà÷èñòêå ñâàðíûõ øâîâ íàïèëüíèêîì è ïíåâìîçóáèëîì è äð.).

Ïðîôåññèÿ ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò âêëþ÷åíà â Ñïèñîê ¹ 2, äàþùèé ïðàâî íà ïåíñèþ ïî âîçðàñòó â ñâÿçè ñ îñîáûìè óñëî­âèÿìè òðóäà, ïðè âûïîëíåíèè îòäåëüíûõ âèäîâ ðàáîò (îáøèâêà êàáèí òðàêòîðîâ, àâòîìîáèëåé è ò.ï. ñ ïðèìåíåíèåì áèòóìà, êëåÿ; ðàáîòû ñ ïðèìåíåíèåì âðåäíûõ âåùåñòâ íå íèæå 3 êëàññà îïàñíîñòè è äð.).

Îñîáûå óñëîâèÿ òðóäà ïîäòâåðæäàþòñÿ ðåçóëüòàòàìè àòòåñòà­öèè ðàáî÷èõ ìåñò îäèí ðàç â ïÿòü ëåò.

4. Ôîðìû îðãàíèçàöèè è îïëàòû òðóäà

Ôîðìà îðãàíèçàöèè òðóäà ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò èí­äèâèäóàëüíàÿ èëè êîëëåêòèâíàÿ. Ïðè êîëëåêòèâíîé ôîðìå îðãàíè­çàöèè òðóäà ñîçäàþòñÿ áðèãàäû. Áðèãàäû ìîãóò áûòü ñìåííûìè, åñëè âñå ðàáî÷èå ýòèõ áðèãàä ðàáîòàþò â îäíó ñìåíó èëè ñêâîçíû­ìè, åñëè â íèõ âêëþ÷åíû ðàáî÷èå, çàíÿòûå â ðàçíûõ ñìåíàõ.

Ôîðìà îïëàòû òðóäà — ïîâðåìåííàÿ èëè ñäåëüíàÿ.

Ñèñòåìà îïëàòû òðóäà — ïîâðåìåííî-ïðåìèàëüíàÿ èëè ñäåëüíî-ïðåìèàëüíàÿ.

5. Ðåæèì ðàáîòû è âîçìîæíîñòü ïðîôåññèîíàëüíîãî ðîñòà

Ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ìîæåò ðàáîòàòü êàê â îäíî­ñìåííîì, òàê è â ìíîãîñìåííîì ðåæèìàõ ðàáîòû.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü åæåäíåâíîé ðàáîòû (ñìåíû) îïðåäåëÿåòñÿ ïðàâèëàìè âíóòðåííåãî òðóäîâîãî ðàñïîðÿäêà èëè ãðàôèêîì ñìåííî­ñòè â îðãàíèçàöèè. Ðåæèì ðàáîòû îïðåäåëÿåòñÿ êîëëåêòèâíûì äîãî­âîðîì, à òàì ãäå îí íå çàêëþ÷àåòñÿ, óñòàíàâëèâàåòñÿ íàíèìàòåëåì.

Äëÿ ðàáîòíèêîâ, çàíÿòûõ íà ðàáîòàõ ñ âðåäíûìè óñëîâèÿìè òðóäà, óñòàíàâëèâàåòñÿ ñîêðàùåííàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü ðàáî÷åãî âðåìåíè — íå áîëåå 35 ÷àñîâ â íåäåëþ.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü îñíîâíîãî (òðóäîâîãî) ìèíèìàëüíîãî îò­ïóñêà íå ìîæåò áûòü ìåíåå 21 êàëåíäàðíîãî äíÿ.

Ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò äîïóñêàåòñÿ ê ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòå ïîñëå ñîîòâåòñòâóþùåé òåõíè÷åñêîé ïîäãîòîâêè, ñòàæèðîâêè íà ðàáî÷åì ìåñòå, ïðîâåðêè çíàíèé ïî ðîäó âûïîëíÿåìîé ðàáîòû è ïðàâèëàì òåõíèêè áåçîïàñíîñòè.

Ïðîõîæäåíèå ñòàæèðîâêè ïðîâîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì è ðóêî­âîäñòâîì îïûòíîãî ðàáîòíèêà. Ñðîê ñòàæèðîâêè óñòàíàâëèâàåòñÿ àäìèíèñòðàöèåé.

Ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò äî 6 ðàçðÿäà âîçìîæíî ïî ìåñòó ðàáîòû.

Äîñòèãíóâ âûñîêîãî óðîâíÿ êâàëèôèêàöèè (ðàçðÿäà), ñëåñàðü ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ìîæåò ðóêîâîäèòü ðàáîòíèêàìè áîëåå íèç­êîé êâàëèôèêàöèè, áûòü áðèãàäèðîì.

6. Òðåáîâàíèÿ ê êà÷åñòâàì ðàáîòíèêà

Îñíîâíûìè òðåáîâàíèÿìè ê ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ÿâëÿåòñÿ:

  • õîðîøåå ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå; ñèëà è âûíîñëèâîñòü;
  • õîðîøåå ôóíêöèîíèðîâàíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà;
  • õîðîøàÿ ïîäâèæíîñòü ðóê, êèñòåé è ïàëüöåâ;
  • îñòðîå çðåíèå è íîðìàëüíûé ñëóõ. 

Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ïðåäú­ÿâëÿåò ðÿä òðåáîâàíèé ê ïñèõîôèçè÷åñêèì êà÷åñòâàì:

  • íàáëþäàòåëüíîñòü;
  • õîðîøèé ãëàçîìåð;
  • ïîâûøåííîå âíèìàíèå ê ìåëü÷àéøèì äåòàëÿì, èõ îòëè÷èÿì, áûñòðîå ïåðåêëþ÷åíèå;
  • ïðîñòðàíñòâåííîå âîîáðàæåíèå;
  • ñîîáðàçèòåëüíîñòü;
  • äîëãîâðåìåííàÿ ïàìÿòü;
  • ïñèõîëîãè÷åñêàÿ óñòîé÷èâîñòü;
  • ñêîîðäèíèðîâàííîñòü äâèæåíèé ðóê.

Óñïåøíîé ðàáîòå ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ñïîñîáñòâóþò ñëåäóþùèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè:

  • àêêóðàòíîñòü;
  • òî÷íîñòü;
  • äèñöèïëèíèðîâàííîñòü;
  • òåðïèìîñòü;
  • îòâåòñòâåííîñòü.

7. Èíòåðåñû, ñêëîííîñòè è ñïîñîáíîñòè

×åëîâåê, èçáðàâøèé ïðîôåññèþ ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðà­áîò, äîëæåí èíòåðåñîâàòüñÿ òåõíèêîé, ôèçèêîé, õèìèåé, ãåîìåòðè­åé, ÷åð÷åíèåì, ñáîðêîé ðàçëè÷íûõ ìåõàíèçìîâ. Íåîáõîäèìà ñêëîí­íîñòü ê ôèçè÷åñêîìó òðóäó â ñî÷åòàíèè ñî ñìåêàëêîé. Ñïîñîáíîñòü ê òåõíè÷åñêîìó ìûøëåíèþ.

8. Ìåäèöèíñêèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ

Çàáîëåâàíèÿ ãëàç.

Áîëåçíè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Çàáîëåâàíèÿ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Íàðóøåíèå ïîäâèæíîñòè ðóê, êèñòåé è ïàëüöåâ. Òÿæåëûå çàáîëåâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ ñ ÷àñòûìè îáîñòðå­íèÿìè.

Çëîêà÷åñòâåííûå îïóõîëè è áîëåçíè êðîâè. Àëëåðãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. 

9. Òðåáîâàíèÿ ê áàçîâîìó îáðàçîâàíèþ, ôîðìû ïðîôåññèîíàëüíîãî (ñïåöèàëüíîãî) îáó÷åíèÿ è óñëîâèÿ ïîëó÷åíèÿ îáðàçîâàíèÿ

Äëÿ ïîëó÷åíèÿ íà÷àëüíîãî ðàçðÿäà ïî ïðîôåññèè ñëåñàðü ìåõà­íîñáîðî÷íûõ ðàáîò íåîáõîäèìî èìåòü îáùåå áàçîâîå èëè îáùåå ñðåäíåå îáðàçîâàíèå.

Îáó÷åíèå ïî ïðîôåññèè ñëåñàðÿ ìåõàíîñáîðî÷íûõ ðàáîò ìîæíî ïðîéòè:

  • â ó÷ðåæäåíèÿõ, îáåñïå÷èâàþùèõ ïîëó÷åíèå ïðîôåññèîíàëüíî-òåõíè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ, ëèáî îñóùåñòâëÿþùèõ ïðîôåññèîíàëü­íóþ ïîäãîòîâêó, ïåðåïîäãîòîâêó, îáó÷åíèå âòîðûì (ñìåæíûì) ïðî­ôåññèÿì è ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè ðàáî÷èõ;
  • â îðãàíèçàöèÿõ íà ðàáî÷åì ìåñòå â óñëîâèÿõ íåïðåðûâíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáó÷åíèÿ.

Ïðèåì â ó÷ðåæäåíèÿ, îáåñïå÷èâàþùèå ïîëó÷åíèå ïðîôåññèî­íàëüíî-òåõíè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ, íà ó÷åáíûå ñïåöèàëüíîñòè (ïðî­ôåññèè), ïî êîòîðûì ÷èñëî ïîäàííûõ çàÿâëåíèé â ïðåäûäóùåì ãîäó ïðåâûøàëî óñòàíîâëåííûå êîíòðîëüíûå öèôðû ïðèåìà, ìîæåò îñó­ùåñòâëÿòüñÿ ïóòåì ïðîâåäåíèÿ âñòóïèòåëüíûõ èñïûòàíèé ïðè îòñóò­ñòâèè ìåäèöèíñêèõ ïðîòèâîïîêàçàíèé è ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ ðàáî­òû ïî ñîîòâåòñòâóþùåé ó÷åáíîé ñïåöèàëüíîñòè (ïðîôåññèè). Âñòóïè­òåëüíûå èñïûòàíèÿ ìîãóò ïðîâîäèòüñÿ â ôîðìå: âñòóïèòåëüíîãî ýê­çàìåíà, òåñòèðîâàíèÿ, îòáîðà íà îñíîâå îöåíîê, óêàçàííûõ â äîêó­ìåíòå îá îáðàçîâàíèè.

Ïðîôåññèîíàëüíî-òåõíè÷åñêîå îáðàçîâàíèå ìîæåò áûòü ïîëó÷å­íî â î÷íîé (äíåâíîé è âå÷åðíåé) ôîðìå.

Ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîäãîòîâêó â îðãàíèçàöèè ìîæíî ïîëó÷èòü íåïîñðåäñòâåííî íà ðàáî÷åì ìåñòå â óñëîâèÿõ íåïðåðûâíîãî ïðîôåñ­ñèîíàëüíîãî îáó÷åíèÿ êàäðîâ ïî ðàáî÷èì ïðîôåññèÿì.

Ñðîêè îáó÷åíèÿ:

  • â ó÷ðåæäåíèÿõ, îáåñïå÷èâàþùèõ ïîëó÷åíèå ïðîôåññèîíàëüíî-òåõíè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ, — 10 ìåñÿöåâ íà îñíîâå îáùåãî ñðåäíåãî îáðàçîâàíèÿ, 2 ãîäà 10 ìåñÿöåâ íà îñíîâå îáùåãî áàçîâîãî îáðàçîâàíèÿ;
  • â îðãàíèçàöèè íà ðàáî÷åì ìåñòå — 5 ìåñÿöåâ äëÿ ïîëó÷åíèÿ íà­÷àëüíîãî ðàçðÿäà.

Áîëüøå ìàòåðèàëîâ íà ýòó òåìó âû ìîæåòå íàéòè â ðàçäåëå Óïðàâëåíèå ïåðñîíàëîì áèáëèîòåêè ïîðòàëà.

Источник