Трудотерапия показания и противопоказания

Трудотерапия показания и противопоказания thumbnail

Трудотерапия — это метод, основной целью которого является восстановление человека и облегчение повседневной деятельности, которая ему необходима и важна. Различные методы максимизируют независимость пациента в ряде навыков, устраняя различные барьеры окружающей среды, которые создают потенциальные трудности для пациентов для выполнения обычных действий.

Терпение и труд все перетрут

Основное внимание в терапии уделяется адаптации к условиям окружающей среды, приобретению новых навыков, обучению пациента и его или ее семьи расширению возможностей участия в повседневной деятельности, которая важна для пациента.

Этот метод известен с древних времен, еще древние греки установили преимущества труда, особенно в области определенных ремесел и искусств, как метод лечения для снижения напряжения, приобретения новых навыков.

За прошедшие годы метод пережил ряд взлетов и падений. В период с 1860 по 1910 год он использовался главным образом для борьбы с однообразием повседневной жизни пациентов с хроническими заболеваниями, в основном больных туберкулезом и пациентов с различными когнитивными нарушениями, когда было обнаружено, что участие людей с определенным ремеслом или искусством оказало хорошее влияние на процесс восстановления.

В 1920 году была образована Американская ассоциация по трудотерапии, официально появилась профессия терапевта по труду.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на чисто физических расстройствах, терапевты ищут причину дисфункции в комплексных факторах, включая социальные, экономические и биологические причины.

Одним из главных сторонников этого метода являлся Уильям Раш Дантон, который продвигал идею терапевтического эффекта труда и рассматривал работу и приверженность отдельных лиц определенным задачам как необходимость существования.

Его взгляды актуальны по сей день:

  • работа положительно влияет на здоровье и благополучие;
  • работа создает дисциплину и помогает лучше организовывать и распределять время;
  • работа придает смысл жизни, культуре и личности;
  • разные люди хорошо справляются с разными задачами и показывают высокую производительность в разных областях.

В основе современной концепции этого терапевтического метода лежит мнение, что сам труд оказывает исключительно положительное влияние на здоровье, тонус, настроение и энергию людей. Когда человек занимается определенной важной для него деятельностью, он чувствует себя полезным, что неизбежно меняет его мысли и чувства.

Трудотерапия применима во всех возрастных группах, что интересно, дети составляют примерно треть всех пациентов.

Что такое трудотерапия

Этот термин звучит запутанно и туманно, потому что большинство людей связывают работу с определенной профессией, но на самом деле у разных людей понятие «работа» может быть разным.

Например, у детей трудотерапия может быть направлена ​​на обучение новым навыкам, таким как управление ножницами, рисование, копирование шаблона.

У людей активного возраста трудотерапия может быть направлена ​​на приспособление к  условиям для выполнения определенных действий (у людей с нарушениями зрения, ожирением), а у пожилых людей с различными когнитивными нарушениями терапия часто направлена ​​на облегчение ряда ежедневных действий, таких мероприятий, как приготовление пищи, купание, стирка.

Основными областями применения метода трудотерапии являются следующие:

  • ежедневные действия человека: купание, личная гигиена, одевание, прием пищи;
  • повседневная деятельность, связанная с другими людьми или использование технических средств: уход за домашними животными, уход за другими, воспитание ребенка, вождение, управление финансами, управление здоровьем, покупки, кулинария;
  • отдых и расслабление: отдых, подготовка ко сну;
  • образование и профессиональное развитие;
  • игры и развлекательные процессы;
  • социальная приверженность.

Трудотерапия используется для оказания помощи в лечении или предупреждении ряда заболеваний с различной этиологией, помогает в реабилитации, создает эргономические условия в рабочей среде для облегчения деятельности, выполняемой человеком, с использованием различных методов в разных группах пациентов.

Трудотерапия широко применяется у детей, так как она является успешным методом лечения различных заболеваний и состояний, таких как травмы и дефекты при рождении, сенсорные расстройства, апраксия, различные травмы, аутизм, ювенильный ревматоидный артрит, когнитивные или поведенческие проблемы, нарушения развития, аномалии позвоночника, рассеянный склероз, ампутации, рак, послеоперационные состояния, переломы и многое другое.

Трудотерапия у детей

В 1951 году Джоан Эриксон активно внедрила этот метод в педиатрических отделениях, и к тому времени трудовая терапия была направлена ​​на то, чтобы поддерживать вовлеченность пациентов в однообразные действия.

Благодаря этому создалась масштабная программа, основной целью которой является использование этого метода лечения для детей разного возраста (новорожденных, младенцев, детей младшего возраста и подростков), которые при заинтересованности легко приобретают новые навыки.

Посредством техники различных ремесел и искусств развивается активность тонких сенсорных двигательных навыков, применяемых для различных целей (для стимулирования нормального роста и развития, игры, социальных навыков и общения, питания, образования).

В детском возрасте цели терапии направлены на профилактику различных заболеваний, развитие функциональных навыков у детей с умственной отсталостью, обеспечение индивидуального терапевтического подхода у детей с нарушенным сенсорным восприятием, а также удовлетворение психосоциальных потребностей ребенка, и для различных групп это означает:

  • учить детей ловить и удерживать предметы, а затем учиться писать;
  • координация между глазами и руками для улучшения определенных навыков (бросание мяча, попадание в цель, расшифровка текста с доски и т. д.);
  • обучение детей с ограниченными возможностями развитию базовых навыков, таких как одевание, самостоятельное питание, чистка зубов;
  • обучение детей с нарушениями поведения созданию позитивной модели поведения (для борьбы с гневом, апатией и т.д.);
  • обучение детей, нуждающихся в специальном медицинском оборудовании, например, инвалидных колясках, рельсах, средствах связи.

В отличие от физиотерапии, где основная цель состоит в том, чтобы справиться с болью, увеличить силу и восстановить нормальную активность, трудовая терапия ориентирована на мелкую моторику, зрительные восприятия, когнитивные навыки и восстановление сенсорных нарушений.

Трудотерапия, кроме детской, эффективна в следующих областях:

  • поддержание психического здоровья: для лечения и профилактики ряда психических заболеваний, таких как шизофрения, депрессивные эпизоды, беспокойство, посттравматический стресс, обсессивно-компульсивное расстройство, дефицит внимания или гиперактивный синдром, с проблемами концентрации и памяти;
  • поддержание здоровья, борьба со стрессом: различные методики обеспечивают профилактику различных заболеваний и травм, профилактику вторичных осложнений существующего заболевания, улучшение качества и продолжительности жизни у пациентов с хроническими заболеваниями;
  • реабилитация: находит применение в реализации реабилитационных программ для пациентов со злокачественными новообразованиями, ампутацией конечностей, аутизмом, созданием условий и предпосылок для улучшения качества жизни и приобретения навыков для облегчения повседневной деятельности;
  • когнитивные нарушения и возрастные заболевания: обеспечение полноценного образа жизни со сниженным зрением, деменцией, болезнью Альцгеймера;
  • улучшение условий труда.
Читайте также:  Болиголов лечебные свойства и противопоказания при онкологии

Роль трудотерапевтов чрезвычайно ответственна, требует широкого спектра знаний, навыков, терпения, эмпатии, и, конечно, соответствующего образования и диплома, чтобы практиковать данную профессию.

Источник

    В филиале ПКБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина «Психоневрологический диспансер №19» работает кабинет трудовой терапии, в котором проводятся занятия с пациентами дневного стационара и медико-реабилитационного отделения.

    Трудотерапия – это вовлечение пациентов в трудовую деятельность с целью лечения и последующей их реабилитации. В просторном и уютном кабинете созданы все условия для проведения различных видов творческих и досуговых мероприятий. Занятия с пациентами проводятся под руководством инструктора по трудовой терапии Лаврентьевой Эльвиры Владимировны. Музыкальное сопровождение (классические произведения и записи релаксационных звуков живой природы) позволяет создать комфортную и душевную обстановку для всех участников трудового процесса.

    Как известно, творчество можно расценивать как один из подходов к лечению психических заболеваний, недаром, последнее время даже людям, далёким от психиатрии или психологии известен термин «Арт-терапия». Одними из видов деятельности, сразу нашедшими отклик среди посещающих занятия, стали тестопластика и аппликация с использованием макаронных изделий и природного материала.

    Тестопластика – это создание объёмных и рельефных изделий из солёного теста. Тесто очень популярный материал для лепки: оно доступное, очень эластичное, его легко обрабатывать и изделия из такого материала могут долго сохраняться. Это занятие приносит помимо удовольствия неоценимую пользу для здоровья тела и души. Во время работы проводится гимнастика и массаж пальцев, а также упражнения для рук с предметами, что способствует улучшению мелкой моторики. Активизируется работа пальцев рук, мозга. Занятия тестопластикой улучшают психоэмоциональное состояние, помогают раскрыть творческие способности. Забавные игрушки-сувениры, настенные панно, рельефные картины, выполненные руками пациентов, украшают стены дневного стационара.

    Аппликация (мозаика) из макаронных изделий пользуется особым интересом со стороны пациентов и их родных. Сам процесс создания работ из макаронных изделий – это очень увлекательный процесс, который состоит из нескольких этапов. Во-первых, необходимо определить тему работы и создать набросок карандашом. Во-вторых, из большого ассортимента макарон различной формы, размера и цвета выбрать подходящие для работы. В-третьих, приклеить макароны на основу, а затем декорировать работу при помощи красок и лака.

    Настенные панно из макаронных изделий «Русь белокаменная», «Райские птицы», «Морские просторы», «Африканские мотивы», «Белый лебедь», «Русские берёзы» — были выполнены коллективно группами по 5-6 человек.

    Следующий этап по сложности выполнения — это создание объёмных работ из макарон и составление композиций. Пробным вариантом является изготовление новогодних поделок: ёлки, снежинки, новогодние шары и ёлочные игрушки.

    В кабинете также созданы условия для самостоятельной трудовой деятельности по желанию пациентов. Желающие могут заняться созданием оригами, квиллингом, выжиганием по дереву, вышиванием, бисероплетением и лепкой. Кабинет обеспечен материалом, необходимым для индивидуального творчества. Инструктор по трудотерапии оказывает квалифицированную помощь в выполнении работ.

    Для создания хорошего творческого настроя у пациентов ежедневно перед занятиями проводится утренняя гимнастика. Под музыкальное сопровождение выполняются комплексы общеразвивающих упражнений, а также дыхательная и пальчиковая гимнастики.

    Проведение досуговых мероприятий, таких как празднование «Дня именинника», позволяет создать тёплую, дружескую атмосферу, способствующую созданию хорошего настроения пациентов.

    Поздравления проходят в виде музыкальных номеров, стихов-посвящений, конкурсов и викторин, а также подарков, выполненных своими руками.

    Поделиться ссылкой:

    Post Views: 948

    Источник

    Одно из самых успешных направлений работы с инвалидами получило на Западе название «оккупационная терапия».

    Оккупационная терапия, как считает Б.А. Маршинин [11] — это терапия повседневными занятиями — форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Специалиста по оккупационной терапии в англоязычных странах называют Occupational Therapist, а для краткости используют аббревиатуру «ОТ». В русском языке профессия называется «трудотерапия» [25, 26].

    Как считает О.С. Андреева [2], трудотерапия — один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности.

    Основная цель трудотерапии — восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций [10].

    Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита.

    Благоприятное воздействие труда, по мнению Н.Ф. Дементьевой и А.А. Модестова [5], в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

    Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.

    Читайте также:  Корни синюхи голубой противопоказания

    При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

    Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах.

    Как считает О.А. Богданова [3], при групповых формах работы трудовая терапия активизирует, организует и коллективизирует деятельность больных, оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

    Требованием к организации трудотерапии выступает обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержания интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструктором.

    Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологических интернатах — это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум [13,14].

    По мнению Е.И. Холостовой [25,26] общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня. Она начинается на самых ранних этапах реабилитации и представляет собой выполнение самых легких заданий и операций, целью которых служат отвлечение человека от мыслей о болезни, повышение жизненного тонуса, заинтересованности в активных физических действиях, мотивации к выздоровлению и восстановлению трудоспособности.

    Как пишет Т.В. Зозуля [10], восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление нарушенных функций организма. Она проводится в основном в адаптационный период реабилитации, когда происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности, восстанавливаются и компенсируются нарушенные функции. Восстанавливающая трудотерапия включает тренировку пострадавших функций и использование заместительных функций при выполнении определенных операций, необходимых для жизнеобеспечения в быту, или при выполнении трудовых операций.

    Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма больного [14].

    Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилитации психически больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.

    Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в психоневрологических интернатах служат лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства, спеццехи.

    Лечебно-трудовые мастерские (далее ЛТМ) представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности клиентов, где осуществляется производительный труд, где инвалид может убедиться в результатах труда, увидеть его «конечный» продукт. Лечебно-трудовые мастерские представлены различными профилями: швейным, столярным, картонажным, сборочным, галантерейным и др.

    Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др.

    Существенной формой занятости инвалидов трудом в психоневрологических интернатах является зачисление их на штатные должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение.

    Помимо ЛТМ и подсобного хозяйства трудовая деятельность инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате осуществляется по обслуживанию учреждения (хозяйственно-бытовая деятельность) и вне интерната на штатных должностях.

    Разновидности профессиональной реабилитации:

    1. Общеукрепляющая (тонизирующая) — является средством повышения жизненного тонуса проживающего.

    2. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация) — её цель — устранение беспомощности клиента.

    3. Восстановительная — функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия) — её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему восстановления нарушенных функций.

    4. Развлекательная (терапия занятостью) — её цель через досуговую, творческую деятельность развитие трудовых навыков.

    5. Профессиональная — направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

    Е.И. Холостова [25] выделяет правила, которыми нужно руководствоваться при назначении трудотерапии:

    1. Показания и противопоказания к трудотерапии определяются при индивидуальной оценке физического и психического состояния инвалида и степени функционального повреждения.

    2. Назначение трудотерапии осуществляется врачом, который определяет начало трудотерапии и характер — особенности (трудовой режим, дозировку, методику занятий, вид трудовых движений).

    3. Трудотерапия включается в систему единой реабилитационной и сочетается с другими используемыми методиками реабилитации.

    4. Предпочтительно более раннее начало, легкой и доступной трудотерапии, соответствующей возможностям клиента.

    5. Ведущими при её назначении являются медицинские показания, но эффект от неё гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности и пожелания клиента.

    6. Необходим медицинский контроль и оценка эффективности.

    Основные составляющие процесса трудотерапии:

    1. Учет пожеланий и интересов самого клиента.

    2. Требования к труду.

    3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.

    4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.

    5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.

    6. Поощрение или вознаграждение за труд.

    7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).

    8. Межличностные отношения клиентов.

    9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.

    Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. О.А. Богданова [3] выделяет главные задачи трудовой терапии инвалидов, которые состоят в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

    Необходимо отметить, что организация трудовой терапии инвалидов в защищенных условиях имеет ограниченные возможности, которые определяются и тяжестью состояния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждения.

    Читайте также:  Сколиоз позвоночника противопоказания при работе

    Вместе с тем с учетом реабилитационного потенциала некоторых категорий инвалидов и возможности введения новых технологий реабилитационного процесса результативность трудовой терапии нетрудоспособных граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания может быть более ощутимой.

    Устюженский психоневрологический занимает территорию, общей площадью 25 гектаров. На территории интерната находятся здания жилых корпусов, бани-прачечной, столовой, котельной, складов, овощехранилища, лечебно-трудовой мастерской, административное здание и гараж. Несомненно, чтобы содержать все это в хорошем состоянии нужно немало рабочих рук. Но если пройтись по территории, можно обнаружить, насколько здесь чисто и уютно. Во многом это заслуга инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате.

    В интернате проживают 168 человек. Из них, по рекомендации врача, в соответствии с состоянием здоровья и, учитывая требования «Закона о психиатрической помощи», могут заниматься трудом 79 — 80 человек. Ежедневно, в течение 3 часов (2 часа утром и 1 час после обеда) эти люди активно участвуют в жизненном процессе интерната. Их возраст — от 25 до 60 лет.

    Создано 9 постоянно действующих бригад:

    — помощь на пищеблоке, в буфете и овощехранилище (17 человек),

    — уход за территорией (16 человек),

    — баня-прачечная (3 человека),

    — помощь плотнику (3 человека),

    — швейная мастерская (2 человека),

    — помощь санитаркам по уходу за слабыми больными (7 человек),

    — разнорабочие (13 человек),

    — шефская сезонная помощь совхозу (5-9 человек).

    В каждой бригаде назначаются старшие. За последние три года силами таких бригад выполнены значительные работы по благоустройству территории: разбито более 30 клумб, дорожки оформлены камнями, привезенными с полей, высажены кустарники и деревья, в том числе фруктовые, во вновь заложенном саду, производен ремонт заборов.

    Весной производится побелка деревьев и бордюров, очистка территории от мусора. Летом работники бригад следят за состоянием газонов, клумб, скашивают траву, выполняют косметический ремонт палат, бытовых помещений, коридоров, лестничных пролетов. Также производится окраска лавочек, дверей, рам, другие разнообразные работы. Специалисты интерната могут доверять и во многом положиться на инвалидов. Но такая слаженность была достигнута не сразу.

    Прежде являлось большой проблемой даже «поднять» проживающих с кроватей. Некоторыми из них признавалась только работа на местных жителей за символическую плату или за спиртное. Возникла необходимость в радикальных переменах, так как увлечение алкоголем становилось массовым, и как следствие этого — безразличие к своему интернату, безделье, деградация личности.

    Коллектив интерната, решил изменить такое положение. Началась активная каждодневная работа. В первую очередь были составлены списки проживающих по диагнозам, характерам и их привычкам, в соответствии с заключениями врачей определены те, кому показана трудотерапия.

    Разработали режимы содержания: в пределах интерната, в пределах территории, усиленного контроля, свободного выхода.

    С инвалидами проводилась большая воспитательная работа — беседы, выявление причин недовольства и равнодушия, выявление их интересов. Вновь поступившим клиентам оказывалась помощь в преодолении барьера с проживающими, в подборе им товарищей. Следует отметить, что в этой работе постоянно участвуют не только воспитатели, но и весь медицинский персонал нашего учреждения.

    Инструктор производственного обучения распределяет работу с учетом индивидуальных интересов каждого, прививает им навыки, прикрепляет к более опытным товарищам или специалистам.

    Некоторые уже уверенно могут называть себя слесарями, плотниками, успешно разбираются в строительно-ремонтных работах. Это стало предметом их гордости, осознания чувства полезности и уважения к себе самому.

    А главное — сформировался коллектив неравнодушных к общему делу людей, стремящихся сделать интернат уютным и красивым.

    В 2009 году в интернате был избран актив: староста интерната, старосты палат, назначены дежурные в вечернее время. В работе актива интерната возникали большие трудности, но они были успешно преодолены. В результате заметно улучшилась дисциплина, порядок и, конечно, психологический настрой в целом.

    На общих собраниях или в дни праздников чествовали победителей проведенных конкурсов «На лучшую палату», «Лучший работник», для них организовывались поездки и экскурсии.

    Вся информация, о тех, кто добился результатов и тех, кто стремится к этому вывешивалась на специальных стендах. Это также являлось весомым стимулом и имело сильное моральное воздействие.

    Большой духовной поддержкой для проживающих является участие в их жизни священнослужителей. Они — частые гости в нашем доме. Кроме обрядов, служб они проводят общие и индивидуальные беседы с проживающими, предупреждают их о пагубности вредных привычек, безделья, лени.

    После обряда массового крещения наших подопечных в январе этого года многие заметно изменились в лучшую сторону, так как стали вести себя по-христиански. Трудотерапия, хороший морально-психологический климат — дают свои результаты улучшении состояния здоровья инвалидов.

    Например, врачами-психиатрами отмечен значительный положительный эффект в лечении лиц, страдающих шизофренией. Они стали намного активнее, коммуникабельнее, доброжелательней и отзывчивей. У многих восстановилась речь, приостановлен процесс социальной деградации. В последнее время обострений у них не наблюдается. Снизился и процент лиц, пристрастившихся к алкоголю.

    Работая для блага своего интерната, наблюдая плоды своего труда — красивые газоны, цветущие клумбы, идеальную чистоту на территории и в корпусе, красивые интерьеры в коридорах и холлах, — инвалиды, проживающие в интернате, почувствовали себя хозяевами своего дома.

    Сегодня проживающие даже на собственные средства делают своими силами ремонт комнат, в которых живут, покупают телевизоры, ковры, холодильники, музыкальную аппаратуру, сотовые телефоны, велосипеды.

    Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

    Источник