В школу с 6 лет противопоказания
По закону каждый ребенок имеет право пойти в школу по достижении возраста 6 лет и 6 месяцев. Как правило, каждый год весной среди родителей шеститилеток начинается дискуссия, которая делит заботливых мам на два лагеря, и достигает своего апогея к августу. Суть всех обсуждений сводится к тому, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в первый класс: в шесть лет или в семь? Специально для «О!» на эту тему рассуждает семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.
Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт
Однозначно правильного ответа на вопрос «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет и быть и не может. Все дети разные, каждый ребенок — уникальная личность, у которой есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:
- собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»)
- изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет — раньше выйдет!»)
- а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?!»
Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам малыш готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием и интересом сядут за парту. Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится заниматься по прописям, читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог. Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно — к семи годам.
Понятие «школьной зрелости» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.
Интеллектуальная зрелость — это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли малыш концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10−15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.
Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?
Социальная зрелость — самое сложное для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там «весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется надеть новую форму», а потому что что он действительно стремится получать новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к школе.
Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация — это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.
Обратите внимание на то, сколько занимает дорога в школу. В идеале, на нее не должно тратиться больше получаса, иначе малыш будет уставать еще до начала уроков.
И, наконец, то, о чем многие родители часто забывают, принимая решение. Каждому хочется, чтобы ребенок учился в престижном месте: кто-то выбирает языковой уклон, кто-то смотрит в сторону математической гимназии. Но на самом деле, для первоклашки самое главное — это грамотный, добрый и понимающийучитель.
Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности малыша к школе, однозначно, стоит сходить на прием к детскому психологу и провести диагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?». Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех — уделить внимание укреплению здоровья малыша, больше читать и развивать его кругозор.
Читайте также:
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
6 причин, почему наши дети не любят читать
Текст: Мария Меролаева
Фото: Uximetc pavel/GrashAlex/Jaromir Chalabala/Shutterstock.com
|
Квантика 5 лет назад Если говорить именно о здоровье ребёнка, то в первую очередь родители должны помнить, что в 6 лет кости ребёнка ещё не такие крепкие, как в 7 лет. И если даже дети, которые пошли в школу в возрасте 7-8 лет, подвержены такому заболеванию позвоночника, как сколиоз (или другие его виды), то для 6ти-летки нагрузка возрастает. К сожалению, это так. Поэтому проблемы с позвоночником — это раз. Второе, о чём должны помнить родители — в разы увеличивается нагрузка на зрение. Вы сами или ваш муж — очкарики? Вероятность того, что у ребёнка будет проблема со зрением — 50%. И чем больше и раньше нагрузка — тем быстрее будет портится зрение. И, наконец, 6ти-летки устают гораздо быстрее. Им бы бегать, да прыгать ещё, а они должны не просто сидеть за партой, а ещё и задания выполнять. Большая вероятность того, что ребёнок просто не будет справляться с поставленными задачами. Поэтому — как бы умён и сообразителен не был ваш ребёнок, взвесьте все «за» и «против» раннего обучения. По мне — лучше позже, вернее будет. ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ. В моём классе были дети, которым ещё только исполнится 7, которым вот-вот исполнилось 7, и которым вот-вот исполнится 8. Так вот, те дети, что пошли в школу в 6тилетнем возрасте (7 лет исполнилось в ноябре-декабре) — в начальных классах мало чем отличались от других детей, а вот после 5ого класса стали заметно отставать по многим предметам, были так сказать «слабенькими». Помня это, я никогда не отдам ребёнка своего в школу раньше 7 лет. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Yoshino 5 лет назад Можно. Главное в этом вопросе не ориентироваться принципом — чем раньше отправил ребёнка в школу, тем лучше. Потому что, вроде бы, чем раньше начинать обучение, тем более успешно усваиваются знания… Нужно сначала смотреть на самого ребенка. Некоторые дети и в шесть лет могут спокойно идти в школу, а некоторые — только в восемь. Если родители, исключительно в силу своих амбиций, хотят отправить ребенка в школу в шесть лет, а сам ребёнок к этому психологически не готов, то вред нанести можно. Прежде всего психологическому здоровью. Таня32 5 лет назад Если ребенок готов идти в школу, если он физически крепкий, развит на свои 6 лет или даже больше, морально «созрел», то никакого вреда тут не будет. Наоборот, даже полезно для ребенка,т. к. школа — это всестороннее развитие. Если ребенок слабенький, болезненный или еще не наигрался, не усидчив и не внимателен, то, конечно, лучше подождать год и отдать в школу как и положено с 7 лет. В этом вопросе родителям нужно ориентироваться только на собственного ребенка. Можно для собственного спокойствия сходить с ребенком к детскому психологу, у них разработаны специальные тесты, по которым можно понять готовность к школе. Nataniy 5 лет назад Нужно смотреть на развитие ребенка, как он психологически готов к школе. Как ребенок может находить контакт со сверстниками. Многие дети сидят дома и в шесть лет их решают отдать в школу, а они просто не умеют общаться. Нужно смотреть физическое состояние ребенка. На сколько он может выдержать физические нагрузки в школе. Ведь для семилетнего ребенка школьные нагрузки велики. Можно шестилетнему нанести вред здоровью. Еда в школьных столовых не качественная, стоит подумать и об этом. Но есть шестилетние дети, которые справляются. Но в основном родители сейчас стараются отдать ребенка в школу попозже. Альтера 5 лет назад Никакого вреда в этом нет. Во многих европейских странах все дети идут в школу в 6, а не в 7 лет, но разница в том, что первый класс там по уровню как наша подготовительная группа детского сада. Если ваш ребёнок здоровый, любознательный, то можно и в 6 лет идти, а если сами видите, что лучше подождать ещё год — ждите. vestules 5 лет назад Когда я начала читать в четыре с половиной года и к шести годам всех замучила вопросами, то и пошла в школу в шесть лет, была самой маленькой в классе. Сидела за первой партой и все время скатывалась под стол — очень маленькая… Но ничего плохого не помню, наоборот, все меня поддерживали. Mari deka 5 лет назад Мой муж пошел в школу, когда ему только исполнилось 6 лет. Никакого вреда для здоровья он не получил. Только учительница говорила, что уставал к концу учебного дня. Лучше бы через год отдали (мнение учителя). А так смышленный был, рано стал самостоятельным. Nyrochka24 5 лет назад Думаю, вред здоровью 6-ти летнему ребенку, школа не принесет. Дело в другом, потянет ли ребенок в 6 лет обучение в школе ( дети разные есть). Будет ли успевать. Насколько легко/сложно ему даваться школьная программа. Все детки индивидуальны. Starover 5 лет назад Надо чтобы ребенок был готов к школе. Меня в 6 лет отдали и я прекрасно адаптировалась. При этом когда ходила в детсад и мы уже выпускались, одну девочку оставили еще на год в садик, потому что совсем не готова была. Знаете ответ? |
Быть первоклассником трудно.
В субботу, 1 февраля по всей России стартовала запись детей в первый класс. За парты в сентябре в первый раз сядет целая армия ребятишек с шести до восьми лет. И все они будут первоклассниками, и всем им учится 11 лет. Почему такая разница в возрасте? И когда лучше идти в школу с точки зрения психологов, учителей и родителей?
В законе все сказано
В соответствии с действующим законом об образовании в первые классы российских школ принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Раньше и позже тоже можно, но на особых условиях: шестилетку ждет собеседование с психологом и учителем, а с родителями ребенка старше 8 лет побеседуют уполномоченные органы.
Такой выбор возрастов не случаен. Специалисты по детской психологии уверены, что именно в этом промежутке практически все дети становятся морально и физически готовы к школьным нагрузкам. конечно, лучше всего, если за парту сядет семилетний ребенок, но вот только дни рождения у всех в разное время, а не только в сентябре. Поэтому и установлен возраст не 7, а 6,5 лет.
Мнение учителей
Учителя, по их собственному признанию, больше рады видеть у себя в классах учеников от семи лет и старше. Они говорят, что программа начальной школы ориентирована больше на семилеток. Поэтому и отдавать детей в школу лучше с 7 лет. Процент хорошо подготовленных к школе детей в возрасте шести лет очень мал. И дело даже не в том, умеет ребенок читать и писать или нет, дело в умении сосредотачиваться, в усидчивости. Большинство из тех, кто пошел с 6 лет, устают на уроках, теряют нить в объяснениях учителя и потом начинают испытывать трудности в учебе.
Учителя уверены, что шестилетки еще не наигрались, поэтому на уроках вместо того, чтобы заниматься, они продолжают играть. Кроме психологических причин существуют и физиологические: рука шестилетнего ребенка еще не готова к письму, они чаще болеют. Учителя отмечают, что семилеткам учиться гораздо легче: у них мозг уже иначе работает, они лучше запоминают и больше усваивают, потому что у них выше работоспособность.
Но и позже семи лет садится за парту в первый раз, по мнению. педагогов, можно только по особым показаниям. Лучше не затягивать процесс знакомства со школой, если у ребенка все в порядке со здоровьем. Пропущенный в таком возрасте год очень много значит.
Позиция психологов
Детские психологи солидарны с учителями, но считают, что к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Существует много тестов для проверки готовности ребенка к школе. И перед принятием решения нужно обязательно проверить готовность ребенка. Ведь бывает, что некоторые дети опережают сверстников, в том числе и в психологическом развитии, а некоторые, наоборот, немного отстают. И для них лишний год дома окажется решающим.
Позиция родителей
Родители традиционно делятся на два противоположных лагеря:
- Те, кто считает, что в школу чем раньше, тем лучше;
- Те, кто считает, что у ребенка должно быть детство и его нужно максимально продлить.
И можно сказать, что по-своему правы и те, и другие. Но иногда родительские амбиции действительно портят детям дальнейшую учебу, а вместе с этим и мотивацию. Поэтому, любое решение нужно принимать не только на основании своих взглядов и убеждений, но и посоветовавшись с педагогами и психологами. Только совместив все точки зрения в золотую середину можно найти решение, которое будет максимально хорошим для ребенка.
Ошибки надо признавать
Но, если так случится, что ребенок пошел в школу, а он к ней не готов, не нужно бояться и стыдится его оттуда забрать. Лучше повторить поход в первый класс еще раз на следующий год, чем всю начальную (а то и вообще всю) школу бороться за успеваемость, ругать за невнимательность и неусидчивость и пить успокаивающие.