Абсолютное противопоказание к семейной психотерапии

Абсолютное противопоказание к семейной психотерапии thumbnail

Счастливый брак — это долгий разговор,
который всегда кажется слишком коротким.

Андре Моруа

Семья функционирует как система, это живой организм, там есть структура и границы. Все члены семьи имеют множественные роли, но если какая-то роль закрепляется за членом семьи, то это будет являться одной из причин семейного конфликта. Человек в семье всегда попадает в ловушки ролей: жертва, миротворец, непокоренный, спаситель. Роли всегда ограничивают функционирование семьи, но имеют при этом положительные и отрицательные последствия. Положительные: роли позволяют семье функционировать дальше. Отрицательные: из-за навязанной роли страдает самоуважение одного из членов семьи. Конфликт ролей обычно заканчивается агрессией или депрессией.

Взаимодействие в семье между супругами может быть функциональным и дисфункциональным. Уровень нарушенности супругов всегда достаточно близок друг к другу. Обычно дисфункциональный паттерн поведения семьи передается от одного члена семьи к другому. Все проблемы детей исходят из супружеской неудовлетворенности супругов. Ребенок является стабилизатором семейных отношений и громоотводом. Всегда имеется четкая взаимосвязь между нарушениями в супружеской системе и симптомом ребенка. В процессе терапии с помощью аналитика обнаруживается семейная дисфункция и семья побуждается к пересмотру шаблонов своего поведения.

Семейное консультирование обычно носит краткосрочный характер. Сессия длится 60-80 минут. Продолжительность встреч до 10 сеансов. Здесь используется гибкий подход. Работа направлена на сохранение семьи в том виде, в котором она хочет существовать. Ориентация на решение конкретной проблемы в данный момент жизни. Терапия семьи может длиться от 1 месяца до 2-х лет.

Семейная терапия связана с тем, что у кого-либо из членов семьи есть психосоматические расстройства, поведенческие девиации, то есть существуют длительные поведенческие расстройства и симптомы. Семейная терапия ориентирована на достижение устойчивых, глубинных изменений, на уменьшение симптома.

Семейный диагноз всегда предполагает оценку особенностей семейной системы. Это может занимать от 1 до 5 встреч. Во время такой диагностики оценивается структура семьи, её границы, выявляются семейные подсистемы, коалиции и иерархии; анализируются семейные ценности и традиции, проговариваются семейные правила и обсуждаются семейные роли; оценивается стиль коммуникации и качество отношений, способы разрешения конфликтов; воссоздается семейная история брака.

Во время диагностических встреч выявляется источник локализации проблемы и её носитель в семье. Проблемы ранжируются по значимости и выделяется наиболее актуальная. Супруги решают, способны ли они справиться с проблемой, и что изменится в их семье, если этой проблемы не будет. На первой встрече составляется устный договор о пробных диагностических встречах, обсуждается сумма, которую супруги готовы потратить на терапию. После диагностических встреч, если симптом семьи не исчезает, следует терапевтический этап.

Семейная терапия показана семьям, члены которых страдают друг от друга, не справляются с возникающими кризисами и им не хватает психологических ресурсов для решения проблемы.

Показания для семейной терапии:
невротические расстройства детей и подростков; симптоматическое поведение одного из членов семьи; подростковые реакции эмансипации (воровство, уход к друзьям т.д.); психосоматические расстройства; суицидальное поведение членов семьи; острые эмоциональные расстройства (в том числе панические атаки); супружеская дисгармония; семейные кризисы.
Противопоказания для семейной терапии: девиантное поведение; сексуальное и физическое насилие в семье; психозы; неконтролируемые острые аффективные реакции на сеансах; высокий уровень агрессии и непримиримость между супругами; серьезные сексуальные проблемы; нежелание сотрудничать.

Обращаясь за помощью к семейному терапевту всегда важно помнить о том, что позиция семьи дает четкую психологическую выгоду от той жизни, в которой члены семьи живут. Нередко встречаются случаи, когда после развода человек создает новую семью, но там почему то всплывают те же проблемы, от которых он убежал. Причина? Не стоит строить новый дом на старом фундаменте.

Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар
Болен Д.Ш. Боги в каждом мужчине
Болен Д.Ш. Богиня в каждой женщине
Браун Д. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии
Вебер Г. Практика семейной расстановки
Винцент де Гольжак. Семейный роман
Витакер К. Бамберри В. Танцы с семьей
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта
Джонсон Р. Мы
Джонсон Р. Он. Глубинные аспекты мужской психологии
Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии
Кернберг О. Отношения любви. Норма и патология
Маданес К. Стратегическая семейная терапия
Пэпп П. Семейная терапия и её парадоксы
Румянцева Т.В. Консультирование. Диагностика отношений в паре
Сатир В. Как строить себя и свою семью
Сатир В. Психотерапия семьи
Скиннер Р. Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть
Фигдор Г. Дети разведенных родителей
Фигдор Г. Психоаналитическая консультация для родителей
Фридрих Е. Триангуляция
Фромм Э. Мужчина и женщина
Хеллингер Б. Разрешение семейных конфликтов
Шутценбергер А. Синдром предков

Читайте также:  Бифидумбактерин и лактобактерин противопоказания

Источник

Определение показаний к семейной психотерапии детей и подростков

При определении показаний к семейной терапии:

• в первую очередь необходимо решить, показаны ли вообще в данном случае семейно-терапевтические формы работы;

• труднее ответить на ряд специальных вопросов, в частности, каким способом будет проводиться семейная терапия.

Различают семейную терапию в узком смысле, которая состоит в совместных сеансах с участием членов семьи, и семейную терапию в широком смысле, когда работа проводится в различных сложных сочетаниях (см. Strunk). В связи с этим следует продумать, какими будут интервалы между семейно-терапевтическими контактами. Далее необходимо решить, на каком уровне вмешательства будет применяться предлагаемая терапия и какие способы воздействия и терапевтические методы могут быть использованы в данном случае.

Ответ на первый вопрос — о принципиальных показаниях к семейно-терапевтическим формам работы — вытекает из представленных выше теоретических положений: консультирование родителей и семьи показано во всех случаях, а вопрос о дальнейшей совместной работе с семьей обсуждается лишь тогда, когда проблема семейных отношений играет важную роль в возникновении или поддержании симптоматики или когда члены семьи могут существенно помочь в решении имеющихся проблем, и терапия может способствовать активизации этого потенциала самопомощи.

Ответы на специальные вопросы о способах и методах терапии зависят от ряда критериев, которые можно разделить на три группы:

1. Условия проведения семейной терапии и личностные предпосылки со стороны терапевтов. Чрезвычайно важно определить возможности и границы семейно-терапевтической работы в имеющихся условиях. Существенную роль играют образование и опыт психотерапевта, который должен ясно представлять себе, с какими семьями он может работать. Необходимо рассмотреть возможность ко-терапии и супервизии.

2. Предпосылки со стороны семьи. Следует учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи: возраст и уровень развития больного, степень тяжести и качественные характеристики психического расстройства, его предшествующую динамику, прогноз и возможности преодоления со стороны пациента. Для определения показаний к терапии необходимо знать выраженность и массивность семейной отягощенное™, динамику семейных отношений, качественные проявления семейных отклонений, историю развития семьи и ее возможности преодолевать трудности.

3. Характеристики отношений (система терапии). Наконец, нужно принимать во внимание и аспекты взаимоотношений между семьей и терапевтом. В первую очередь речь идет о том, каким способом и какими путями могут сотрудничать семья и психотерапевт.

В отношении способа проведения семейной терапии можно дать следующие рекомендации. Общая семейная терапия показана в тех случаях, когда семья сама оценивает свои трудности как проблему семейных отношений, а индивидуальные проблемы считает вторичными или переживает описываемую симптоматику как общую семейную проблему. Кроме того, предпосылки для общей семейной терапии особенно благоприятны, когда все лица, позиция которых имеет значение для решения проблемы, готовы к переменам (страдают в связи с существующим положением дел, имеют мотивацию к изменениям; см. Martin), т. е. готовы к сотрудничеству.

Острые кризы часто пробуждают чувство единства в семье. Общие сеансы терапии, например, показаны и полезны сразу после суицидальных попыток. Общие семейно-терапевтические сессии особенно часто используются при лечении семей с тесными внутренними связями; семейная терапия в таких сплоченных семьях имеет больше шансов на успех, чем в дезинтегрированных (Aponte, Vandeusen, Heekerens). Общая семейная терапия, как правило, успешно проводится в тех случаях, когда первично обратившийся пациент находится в сильной зависимости от других членов семьи.

Наконец, при определении показаний к способу терапии важную роль играет диагноз: общие семейно-терапевтические сессии могут быть рекомендованы при психосоматических и интроверсивных эмоциональных расстройствах, при проблемах, связанных с эмоциональной зависимостью (например, при школьной фобии), и при подростковых реакциях эмансипации. Эффективность семейной терапии в узком смысле при этих нарушениях относительно хорошо доказана (Gurman, Kniskem, Aponte, Vandeusen). Более сложно, как правило, протекают общие сессии при агрессивности и девиантных синдромах; еще проблематичнее общие беседы при психозах, но они не исключаются и при этих состояниях.

Например, они могут быть полезны в фазе реабилитации как поддерживающая мера при возвращении пациента в семью после стационарного лечения. Однако от общих семейных сессий следует отказаться в тех случаях, когда общие беседы оказываются слишком трудными для одного из участников или вызывают чувство страха, например при тяжелых неврозах страха, навязчивостях или острых психозах.

Основы семейной психотерапии

Общие сессии не показаны также и тогда, когда не удается во время терапевтических сеансов устранить патогенные, склонные к частым повторениям способы взаимодействия (например, при выраженных истерических синдромах или при агрессивном выяснении отношений); при таких неконтролируемых способах взаимодействия есть опасность, что конфликты во время совместных сессий будут еще больше усиливаться. Противопоказания к общим семейно-терапевтическим сессиям имеются и в тех случаях, когда между родителями существуют тяжелые конфликты, выраженная враждебность в отношениях или серьезные сексуальные проблемы (Kniskern).

Проведенные эмпирические исследования указывают на то, что шансы на успех общей семейной терапии в значительной степени зависят от отношений между родителями (Gurman, Kniskern). Поэтому в случаях тяжелых конфликтов между супругами более предпочтительной оказывается раздельная терапия партнеров.

При проведении семейной терапии имеют значение тяжесть заболевания и общая отягощенность в семье: если в семьях с одним психически больным членом целесообразна поддерживающая и структурирующая семейная терапия, то при психических расстройствах легкой или средней степени и сильной отягощенности родителей нужно стремиться к более существенным изменениям. Далее, необходимо учитывать вид семейных проблем (тип семьи); при невротических проблемах в семье имеет смысл проводить открытую, вскрывающую проблемы терапию.

При этом могут быть полезны парадоксальные способы воздействия или невербальные методы, особенно в семьях, кажущихся малодинамичными и интеллектуализированными. В дезинтегрированных и хаотичных семьях, напротив, показана структурирующая терапия, например с поведенческими заданиями и договорами. Аналогично обстоит дело с семьями, имеющими низкий социальный статус или множественную отягощенность, при лечении которых семейная терапия плавно переходит в социальную работу. Наконец, при выборе метода нужно учитывать состояние развития ребенка: чем младше дети, тем меньше они способны руководить собственным поведением (например, при умственном недоразвитии), и тем больше показаны методы, непосредственно направленные на поведение, например планы подкрепления или тренинг родителей в рамках поведенческой терапии.

Напротив, при лечении подростков на первый план выступает коммуникативное обсуждение семейных конфликтов.

Предпосылкой для осмысленного решения вопроса о показаниях служит обоснованная предшествующая диагностика. Но диагностическая задача ни в коем случае не считается завершенной с установлением первоначального диагноза. При выборе способа проведения терапии, применяемых методов и их комбинаций с другими методами лечения решающее значение также имеет диагностический процесс, который должен дать ответ на главный вопрос: может ли семья продуктивно использовать наши терапевтические попытки и предложения?

Если в процессе терапии семья должна расширять свои возможности в плане принятия решений и повышать свою способность к адаптации, то нам приходится проявлять большую гибкость и готовность к пересмотру своих рассуждений и установок. С этой целью мы должны пытаться принять формы сотрудничества, предлагаемые семьей, в той мере, в какой они, по нашему мнению, допустимы и перспективны.

— Также рекомендуем «Методы семейной диагностики в психотерапии детей и подростков»

Оглавление темы «Психотерапия детей и подростков»:

  1. Психодрама как метод психотерапии — методика
  2. Пример использования средств психодрамы при групповой терапии подростков
  3. Психотерапевтические ролевые игры — методика
  4. Показания и противопоказания к групповой терапии — психодраме и ролевым играм и их эффективность
  5. Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков
  6. Теоретические основы семейной психотерапии
  7. Методика семейной психотерапии детей и подростков
  8. Определение показаний к семейной психотерапии детей и подростков
  9. Методы семейной диагностики в психотерапии детей и подростков
  10. Общее семейно-диагностическое интервью — принципы, методы

Источник

Òèïû ñåìåé. Öåëè è çàäà÷è ñåìåéíîé ïñèõîòåðàïèè

1. Ñåìüÿ òèïà «Ïà-Äå-Äå». Äàííûé òèï ñåìüè ñîñòîèò èç äâóõ ÷åëîâåê, ìåæäó êîòîðûìè ìîãóò áûòü óñòàíîâëåíû ðàçëè÷íûå âàðèàíòû âçàèìîîòíîøåíèé, òèïà:

à) ñèëüíàÿ âçàèìíîñòü è çàâèñèìîñòü äðóã îò äðóãà (÷àùå âñåãî ìàòü è ðåáåíîê);

á) âçàèìíàÿ çàâèñèìîñòü è âçàèìíûå îáèäû ïðè íàëè÷èè ñèëüíîé ñèìáèîòè÷åñêîé ñâÿçè;

â) âàðèàíò «ïóñòîå ãíåçäî» – õàðàêòåðåí äëÿ ïîæèëûõ ïàð, ó êîòîðûõ äåòè ðàçúåõàëèñü ëèáî ïîæèëîé ðîäèòåëü è âçðîñëûé ðåáåíîê ïðîæèâàþò âìåñòå.

2. Ïîëèãåíåðàöèîííàÿ ñåìüÿ (ñåìüÿ èç òðåõ ïîêîëåíèé). Äàííûé òèï ñåìüè õàðàêòåðèçóåòñÿ ÷àñòûì íàëè÷èåì èåðàðõè÷åñêîé îðãàíèçàöèè, è, òàêèì îáðàçîì, êîíôëèêòíûì âîïðîñîì ìîæåò ÿâëÿòüñÿ ãëàâåíñòâî â âîñïèòàíèè ðåáåíêà. Âîçíèêàþùèå â ýòîé ñâÿçè êîàëèöèè íåðåäêî íåñóò â ñåáå çåðíî êîíôëèêòà.

3. Ñåìüÿ òèïà «Áàøìàê». Ýòî, êàê ïðàâèëî, ìíîãîäåòíàÿ ñåìüÿ, â êîòîðîé ñòàðøèé ðåáåíîê íàäåëÿåòñÿ ôóíêöèåé âçðîñëîãî ïî îòíîøåíèþ ê ìëàäøèì, åãî êàê áû «ïîäïèíûâàþò» âî âçðîñëóþ ïîäñèñòåìó, ëèøàÿ, òàêèì îáðàçîì, äåòñòâà, ñ îäíîé ñòîðîíû, à ñ äðóãîé, – ýòîò ðåáåíîê íå ïðèíèìàåòñÿ ïîëíîöåííî âî âçðîñëóþ ïîäñèñòåìó, ÷òî óðåçàåò åãî ïðàâà è äèñêðåäèòèðóåò â ãëàçàõ ìëàäøèõ. ×àñòî ýòîò ðåáåíîê áûâàåò «êîçëîì îòïóùåíèÿ», îòâå÷àåò çà ïðîñòóïêè ìëàäøèõ, ÷òî âûíóæäàåò åãî ïðîÿâëÿòü ïî îòíîøåíèþ ê íèì àãðåññèþ.

4. Ñåìüÿ òèïà «Àêêîðäåîí». Äàííûé òèï ñåìüè õàðàêòåðèçóåòñÿ èëè ÷àñòûì îòñóòñòâèåì â íåé îäíîãî èç ðîäèòåëåé (âîåííûå, ìîðÿêè è äð.), èëè ÷àñòûì ïåðåìåùåíèåì èç îäíîé ñîöèàëüíîé ñðåäû â äðóãóþ, èëè íàëè÷èåì àëêîãîëèçìà ó îäíîãî èç ðîäèòåëåé.  ñåìüÿõ òàêîãî òèïà ïðè îòñóòñòâèè èëè ñàìîóñòðàíåíèè îäíîãî èç ðîäèòåëåé îò ñåìåéíûõ äåë è âîñïèòàíèÿ äåòåé îñòàþùèéñÿ áåðåò íà ñåáÿ åãî ôóíêöèè. Êîíôëèêò çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïðè âîçâðàùåíèè âòîðîãî ðîäèòåëÿ ïåðâûé íå õî÷åò îòäàâàòü âíîâü ïðèîáðåòåííûå îáÿçàííîñòè ëèáî íà íà÷àëüíîì ýòàïå ïðèíèìàòü èõ íà ñåáÿ.

5. Ôëþêòóèðóþùàÿ (íåóñòîé÷èâàÿ) ñåìüÿ. Äàííûé òèï ñåìüè õàðàêòåðèçóåòñÿ ÷àñòûì èçìåíåíèåì ñîñòàâà ñåìüè, êîãäà îäèíîêèé ðîäèòåëü ïåðèîäè÷åñêè ââîäèò â äîì êàíäèäàòîâ â ñóïðóãè, ÷òî ôîðìèðóåò ó ðåáåíêà èëè äåòåé íàïðÿæåíèå êàê ïðè çíàêîìñòâå, òàê è ïðè ðàññòàâàíèè ïàðòíåðîâ.

6. Ñåìüÿ ñ ïðèåìíûìè äåòüìè. Äàííûé òèï ñåìüè õàðàêòåðèçóåòñÿ, êàê ïðàâèëî, íàëè÷èåì êàê ñâîèõ, òàê è ïðèåìíûõ äåòåé. Ãëàâíûì èñòî÷íèêîì íàïðÿæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè ê ïðèåìíîìó ðåáåíêó, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ïîòðåáíîñòü óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ ðîäèòåëüñêèõ ÷óâñòâ ê ðîäíûì äåòÿì – ñ äðóãîé.

Öåëè:

1. Ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ öåëü ïðè ðàáîòå ñ ñåìüåé òèïà «Ïà-ÄåÄå» – ïîäâåðãíóòü ñîìíåíèþ ïðåäñòàâëåíèå òàêîé ñåìüè – «ìû – ýòî îñòðîâ» è íàó÷èòü íîâûì âçàèìîäåéñòâèÿì.

2. Ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ öåëü â ðàáîòå ñ ïîëèãåíåðàöèîííîé ñåìüåé çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû «ôàêòè÷åñêàÿ ìàòü» âçÿëà íà ñåáÿ îñíîâíóþ îòâåòñòâåííîñòü çà âîñïèòàíèå ðåáåíêà.

3. Îñíîâíàÿ öåëü ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ðàáîòû â ñåìüå òèïà «Áàøìàê» – èçìåíèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ â ñåìüå òàê, ÷òîáû ñòàðøèé ðåáåíîê ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ðåáåíêîì, à íå âçðîñëûì, ïîëó÷àë ñîîòâåòñòâóþùèå âîçðàñòó ïðèâèëåãèè è óâàæåíèå êàê ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé, òàê è ñî ñòîðîíû ìëàäøèõ ïî âîçðàñòó.

4. Ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ öåëü ðàáîòû â ñåìüÿõ òèïà «Àêêîðäåîí» çàêëþ÷àåòñÿ â óñòàíîâëåíèè ïðè÷èíû êîíôëèêòà è ôîðìèðîâàíèÿ íîâîé ñèñòåìû âçàèìîîòíîøåíèé, îñíîâàííûõ íà âçàèìîïîìîùè è ïîíèìàíèè è óâàæåíèè çàñëóã ðîäèòåëÿ, íåñóùåãî îñíîâíóþ âîñïèòàòåëüíóþ íàãðóçêó.

5. Ãëàâíàÿ öåëü ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ðàáîòû â íåóñòîé÷èâûõ ñåìüÿõ – óñòðàíåíèå ïîñëåäñòâèé íåãàòèâíûõ ýìîöèé, âîçíèêàþùèõ ó äåòåé ïî îòíîøåíèþ êàê ê ñâîåìó ðîäèòåëþ çà íåêîå «ïðåäàòåëüñòâî», òàê è ïî îòíîøåíèþ ê íîâîìó ÷ëåíó ñåìüè, êàê ê «÷óæîìó».

6. Öåëü ïñèõîòåðàïèè â ñåìüÿõ ñ ïðèåìíûìè äåòüìè – âûñòðàèâàíèå àäåêâàòíûõ ñèìáèîòè÷åñêèõ ñâÿçåé ìåæäó âñåìè ÷ëåíàìè ñåìüè äëÿ íèâåëèðîâêè ïîíÿòèÿ «ñâîé» ðîäèòåëü (ðåáåíîê) è «ïðèøëûé, ÷óæîé».

7. Îñíîâíàÿ ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ öåëü ðàáîòû â ñåìüå ñ ïðèåìíûìè ðîäèòåëÿìè – ñîçäàíèå ïðîöåññà ïëàâíîé ýâîëþöèè è âñòðàèâàíèå íîâîãî ÷ëåíà â ñëîæèâøèåñÿ ñåìåéíûå ïîäãðóïïû.

8. Àêöåíò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ðàáîòû â ôàíòîìíûõ ñåìüÿõ íåîáõîäèìî äåëàòü íà äåôàíòîìàòèçàöèè ðåàëüíîé æèçíè, âûâîäà ÷ëåíîâ ñåìüè èç âûìûøëåííûõ âçàèìîîòíîøåíèé â ðåàëüíûå.

9. Ðàáîòà ïñèõîòåðàïåâòà â íåñòàáèëüíîé ñåìüå äîëæíà, â ïåðâóþ î÷åðåäü, áûòü íàïðàâëåíà íà óëó÷øåíèå âçàèìîäåéñòâèÿ è ñáëèæåíèÿ ìåæäó âñåìè ÷ëåíàìè ñåìüè.

Ñåìåéíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ ïîêàçàíà äëÿ ëå÷åíèÿ âñåõ ÷ëåíîâ ñåìüè, ïðèñóòñòâèå êîòîðûõ îáÿçàòåëüíî íà ñåàíñàõ, íî âîçìîæíû âàðèàíòû ýòîé ðàáîòû (ðàáîòà ñ ÷àñòüþ ñåìüè, ðàáîòà ñ ïîäñèñòåìàìè, ñôîðìèðîâàâøèìèñÿ â êîíêðåòíîé ñåìüå). Äàííûé âèä òåðàïèè òðåáóåò áîëüøåé äëèòåëüíîñòè ñåàíñîâ (1,5–2 ÷) ïðè ÷àñòîòå âñòðå÷ îäèí ðàç â îäíó – äâå íåäåëè, òàêæå æåëàòåëüíî ó÷àñòèå äâóõ êî-òåðàïåâòîâ ðàçíîãî ïîëà. Ñåìåéíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ ÷àñòî êîìáèíèðóåòñÿ ñ èíäèâèäóàëüíîé ïñèõîòåðàïèåé.

Çàäà÷àìè ñåìåéíîé ïñèõîòåðàïèè ÿâëÿþòñÿ:

1. Îáúåäèíåíèå ïñèõîòåðàïåâòà ñ ñåìüåé.

2. Îöåíêà è ïîääåðæàíèå íà íà÷àëüíîì ýòàïå ñåìåéíîé ïñèõîòåðàïèè ïðîöåññîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ ïðèâû÷íîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ïîäñèñòåì è ðàñïðåäåëåíèå ðîëåé.

3. Ñîçäàíèå íàïðÿæåíèÿ (ôðóñòðàöèé) â ñåìüå ÷åðåç ïðèñîåäèíåíèå ê ðàçëè÷íûì ïîäñèñòåìàì íà âòîðîì ýòàïå ñåìåéíîé ïñèõîòåðàïèè äëÿ èíèöèèðîâàíèÿ ïåðåõîäà ñåìüè íà äðóãîé, áîëåå ñëîæíûé óðîâåíü ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è âçàèìîäåéñòâèÿ.

4. Êîíòðîëü è ïðè íåîáõîäèìîñòè êîððåêöèÿ èçìåíåíèé, ïðîèçîøåäøèõ â ñåìüå, çàêðåïëåíèå ïîçèòèâíûõ ôîðì íîâûõ âçàèìîäåéñòâèé.

Ïîêàçàíèÿìè ê ñåìåéíîé ïñèõîòåðàïèè ÿâëÿþòñÿ:

1. Ïî íàëè÷èþ ìåäèöèíñêèõ ïîêàçàíèé (çàáîëåâàíèå îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ÷ëåíîâ ñåìüè):

à) íåâðîçû è äðóãèå íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå ïîãðàíè÷íûå ðàññòðîéñòâà;

á) ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ;

â) àëêîãîëèçì è äðóãèå òîêñèêîìàíèè;

ã) ìàëîïðîãðåäèåíòíûå ýíäîãåííûå çàáîëåâàíèÿ.

2. Ïî íàëè÷èþ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì:

à) æåëàíèå îäíîãî èç ÷ëåíîâ ñåìüè ðàçðåøèòü îñòðûå è õðîíè÷åñêèå âíóòðèñåìåéíûå êîíôëèêòû;

á) ïîòðåáíîñòü â îïòèìèçàöèè âíóòðèñåìåéíûõ îòíîøåíèé.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ñåìåéíîé ïñèõîòåðàïèè:

1. Èñòåðîèäíàÿ, ýïèëåïòîèäíàÿ è ïàðàíîÿëüíàÿ ïñèõîïàòèÿ.

2. Ïñèõîòè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ â ôàçå îáîñòðåíèÿ.

3. Ïðåêëîííûé âîçðàñò ñ íàëè÷èåì æåñòêèõ ïîâåäåí÷åñêèõ óñòàíîâîê (ðèãèäíûé íîñèòåëü ñèìïòîìà).

Òàêèì îáðàçîì, ñèñòåìíàÿ ñåìåéíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ ðåêîìåíäîâàíà äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ â êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè øèðîêîãî ñïåêòðà ïñèõè÷åñêèõ è ïîâåäåí÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ (ïî ÌÊÁ-10): òðåâîæíûõ ðàññòðîéñòâ (F40, F41), àôôåêòèâíûõ ðàññòðîéñòâ (äåïðåññèé (F31.3, F32, F33, F34, F38), ñîìàòîôîðìíûõ ðàññòðîéñòâ (F45), íàðóøåíèé ïèùåâîãî ïîâåäåíèÿ, ëè÷íîñòíûõ ðàññòðîéñòâ (F6), øèçîôðåíèè (F2), à òàêæå ñåìåéíî-ñåêñóàëüíûõ äèñãàìèé (F52). Ïîêàçàíèÿìè äëÿ ïðèñîåäèíåíèÿ ñåìåéíîé òåðàïèè ê èíäèâèäóàëüíîìó ëå÷åíèþ ñëóæàò âûðàæåííûå ñåìåéíûå äèñôóíêöèè, ïðîáëåìû òðóäîñïîñîáíîñòè è ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, à òàêæå òåíäåíöèÿ ê çàòÿæíîìó, õðîíè÷åñêîìó òå÷åíèþ ðàññòðîéñòâà ó ïàöèåíòà.

Источник

Читайте также:  Лечение онкологии прополисом противопоказания