Медицинская транспортировка больного противопоказания

Медицинская транспортировка больного противопоказания thumbnail

В последнее время число больных, транспортируемых нашими бригадами по воздуху, с помощью санитарной авиации, значительно возросло. 
Как и любой другой вид транспортировки, санитарная авиация имеет свои преимущества и недостатки

01.12.2018

Противопоказания к использованию авиа транспортировки больного

Преимущества транспортировки больного самолетом всем понятны — это скорость, независимость от дорожных и таможенных условий. К недостаткам можем отнести – зависимость от аэродрома и потребность в медицинском трансфере (машина скорой помощи в аэропорт и из аэропорта), более высокая стоимость транспортировки, относительно ограниченное рабочее пространство медика. 

Помимо перечисленных недостатков, в которых наша служба медицинской помощи «научилась» успешно функционировать, существуют и медицинские противопоказания к перелёту. Об этом говорят, когда на состояние пациента может отрицательно сказываться взлёт и посадка воздушного судна.

Когда пациента нельзя транспортировать (абсолютные противопоказания к санитарной авиации):

  • Терминальные состояния;
  • Острые и опасные инфекции;
  • Психические расстройства у пациента, не поддающиеся контролю
  • Пневмоторакс не разрешённый;
  • Кессонная болезнь в острой фазе;
  • Воздушная эмболия;
  • Геморрагический церебрально-васкулярный несчастный случай за последние 7 дней;
  • Острая не компенсированная потеря крови с гематокритом ниже 30%;
  • Неконтролируемые нарушения ритма сердца;
  • Острый инфаркт миокарда;
  • Острая сердечная недостаточность, с отёком лёгких;


Относительные противопоказания:

  • Острая кишечная непроходимость ;
  • Невправленная грыжа;
  • Инвагинация;
  • Лапаротомия или торакотомия за последние 5 дней;
  • Умеренная внутричерепная гипертензия;
  • Операционное вмешательство на глаза за последние 14 дней;
  • Газовая гангрена;
  • Анемия (гемоглобин менее 10.0 г/мл);
  • Тяжёлое обострение бронхиальной астмы;
  • Острые психические состояния, пациент в бреду;
  • Повреждение позвоночника без иммобилизации;
  • Беременность с угрозой прерывания

Конечно, наличие профессионального медицинского оборудования и квалифицированного персонала дают возможность транспортировать всё более тяжёлых больных, но мы всегда соблюдаем границы разумного и честно сообщаем о всех нюансах планируемых работ по подготовке и перелёту. За это, нам доверяют и полагаются в вопросах даже самых тяжёлых медицинских случаев.

Вызов реанимобиля и транспортировка

Вызов реанимационной бригады на адрес Вызов + перевозка (реанимация)
Москва (в пределах МКАД) 10 000 12 000 
Московская область 10-30 км от МКАД 12 000 14 000
Московская область 30-60 км от МКАД 16 000 20 000 
от 60-ти — 100 км от МКАД 233 руб/км 300 руб/км
от 100 — 300 км от МКАД   160 руб/км  + 12 000 
300 — 1000 км    150 руб/км  + 15 000
1000 — 2000 км    140 руб/км  + 25 500

Внимание! На время действия пандемии стоимость вызовов и перевозок увеличена на 3000 руб

НОВОЕ В РАЗДЕЛЕ

Источник

Здоровье, увы, невечно. И нередко родственникам лежачего больного приходится сталкиваться с проблемой перевозки — как доставить пациента на обследование, в пансионат, домой после стационара, к поезду на ж/д-вокзал или в аэропорт, ведь в перечень социальных услуг транспортные услуги не входят? Что делать в таких случаях и когда можно рассчитывать на государство, а когда приходится брать дело в свои руки?

Транспортировка больных или, говоря официальным языком, медицинская эвакуация, родилась одновременно со скорой помощью — после страшного пожара в Венской опере, когда более суток пострадавшие оставались на улице рядом со сгоревшим зданием, не в силах добраться до больницы самостоятельно. Свою лепту в формирование основных принципов перевозки лежачих больных внесла и Первая мировая, когда транспортировка раненых перестала считаться проблемой сугубо военной и превратилась в медицинскую. К счастью, с необходимостью медицинской эвакуации после чрезвычайных ситуаций приходится сталкиваться не так часто, но вот необходимость перевозки лежачих больных возникает регулярно. Если состояние пациента таково, что процесс осуществляет скорая медицинская помощь, то медицинская эвакуация состоит из двух этапов:

  • оценка общего состояния больного и оказание необходимой медицинской помощи на дому;
  • транспортировка и продолжение лечения в стационаре нужного профиля.

Но если лежачего больного необходимо вернуть из стационара домой — у родственников возникает проблема — скорая такими перевозками не занимается. Действительно, если человек не нуждается в помощи врача, задействовать для бесплатной перевозки лежачих больных из больницы бригаду медицинских работников как минимум нерационально.

Читайте также:  Противопоказания к бцж м

Виды транспортировки больных

Транспортировка неходячих больных, как, впрочем, и обычных пациентов, может быть экстренной и плановой. Экстренная проводится в ситуациях, когда жизни пациента угрожает опасность либо его состояние здоровья требует срочной госпитализации. К этой категории относятся и случаи, в которых требуется перевезти пациента из одного медицинского учреждения в другое, поскольку необходима узкоспециализированная помощь. Например, в общетерапевтическом стационаре вполне может оказаться беременная женщина, начавшая рожать. В данной ситуации решение о необходимости перевозки принимает руководитель стационара, его заместитель по лечебной работе или дежурный врач.

Плановая перевозка бывает нужна:

  • при госпитализации в плановом порядке;
  • возвращении из стационара;
  • обследованиях;
  • транспортировке в пансионат, хоспис и т.д.;
  • визитах к родственникам.

В зависимости от вида травмы (если речь идет о ней) и общего состояния больного до машины он может транспортироваться:

  • пешком;
  • на костылях и с поддержкой;
  • на руках;
  • на кресле-каталке;
  • на носилках.

Пешком сопровождают до машины людей с нетяжелыми соматическими патологиями, травмами верхних конечностей. Если поездка предстоит долгая, в машине такого пациента лучше все же уложить, особенно если он жалуется на головокружение.

На костылях и с поддержкой можно довести до машины пациентов с травмами голени и стопы после иммобилизации.

На руках переносят детей. Взрослых — только в крайних случаях, когда носилки использовать невозможно (например, с ними не получается развернуться на лестнице) и заменить их одеялом тоже не получается.

На носилках транспортируют больных:

  • находящихся без сознания;
  • в шоковом состоянии;
  • при остром нарушении мозгового кровообращения;
  • с инфарктом миокарда;
  • рожениц;
  • беременных с эклампсией или угрозой преждевременных родов;
  • с хирургической или гинекологической патологией средней тяжести и тяжелой;
  • с травмой позвоночника;
  • с черепно-мозговыми травмами.

Перед тем как переложить пациента на носилки, рекомендуется подстелить покрывало или тонкое одеяло — потом с его помощью будет проще перекладывать. Свободными концами покрывала укутывают больного. Не стоит забывать о дополнительном теплом одеяле и шапке, если на улице холодно.

Обычно пациента переносят головой вперед, но если его приходится спускать по лестнице, то впереди должны быть нижние конечности. Даже если сам пациент реагирует на это негативно, техника безопасности важнее предрассудков.

Правила перевозки пострадавшего

К перевозке пациента нужно готовить. Если она экстренная, подготовку и стабилизацию состояния пациента производит медицинская бригада и она же контролирует пострадавшего во время самой поездки. Если же перевозка плановая, подготовка пациента к транспортировке ложится на плечи родственников.

Больного нужно успокоить, объяснить ему необходимость перевозки. За несколько дней до нее нужно особо тщательно следить за состоянием его здоровья и приемом всех назначенных лекарств. Последний прием пищи перед транспортировкой должен быть не позже чем за 2 часа до нее, и если есть возможность, то лучше перевозить больного натощак. Таким образом снижается вероятность «укачивания» и рвоты.

Нужно убедить пациента справить естественные потребности незадолго до того, как покинуть дом. На больного надевают подгузник, особенно если поездка предстоит долгая.

Одежду и документы, предметы личной гигиены готовят заранее, но если на улице холодно, пациента одевают непосредственно перед транспортировкой.

«Подходы» к кровати больного и путь до двери нужно освободить, чтобы специалисты могли пронести носилки и другие необходимые приспособления.

Во время перевозки пациента нельзя кормить и поить, чтобы не спровоцировать попадание пищи в дыхательные пути или рвоту.

Службы транспортировки лежачих больных

Итак, скорая может доставить пациента в стационар бесплатно, если состояние его здоровья требует срочной квалифицированной медицинской помощи. Но после того как срок госпитализации закончится, государство, что называется, умывает руки, и транспортировка лежачего больного из больницы домой становится заботой родственников. Теоретически администрация больницы может пойти навстречу и выделить транспорт для перевозки, но обязать это сделать нельзя. На помощь могут прийти частные службы перевозки.

Читайте также:  Противопоказания при купании в проруби

Частные службы доступны всегда и в целом перевозка проходит в куда более комфортных условиях, чем может предоставить больничный транспорт. Больной перевозится под наблюдением квалифицированного персонала. Но есть и обратная сторона — в силу того, что транспортировка лежачих больных требует дорогостоящего оборудования и обученных специалистов, она не может быть дешевой. Стоимость транспортировки лежачих больных по Москве начинается от 2500 рублей за перевозку в пределах 5 км внутри МКАД. Если больной весит более 150 кг, то дополнительный санитар обойдется еще минимум в 1000 рублей. А если состояние здоровья пациента таково, что необходим постоянный врачебный мониторинг, то стоимость перевозки может достигать 8000–10 000 рублей. Но многие транспортные компании имеют социальные тарифы для льготных категорий граждан — это нужно уточнять в каждом индивидуальном случае.

Санитарная транспортировка лежачих больных — непростая задача. Государство или муниципалитет способны помочь только в экстренных случаях, когда жизни и здоровью человека угрожает опасность и нужна перевозка в стационар — этого требует закон. Во всех остальных случаях приходится рассчитывать на собственные силы. Категорически не рекомендуется пытаться перевезти лежачего пациента в необорудованном транспорте, тем более — в обычном легковом автомобиле, это опасно не только для здоровья, но и для жизни. Частные службы перевозки оборудованы специальным транспортом, а переносить пациента в машину и из нее и вести наблюдение за его состоянием должны специально подготовленные сотрудники.

Источник

после установления показаний к госпитализации

    1. Наличие оборудованного автомобиля СМП;
    2. Ориентировочная оценка состояния дорог других технических препятствий на пути к месту вызова, метеоусловий на момент транспортировки.
  1. Правильная оценка тяжести состояния больного (транспортабельности) и выбор профиля бригады – линейная, специализированная, БИТ;
  2. При перевозке больного по направлению врача ЛПУ или перетранспортировке из стационара в другой стационар – сопоставить данные осмотра с диагнозом и проведенной терапией, указанными в направлении врача; в необходимых случаях – повторное измерение АД и пульса непосредственно перед транспортировкой (т.н. «проба перекладывания»);
  3. Тщательная подготовка больного с коррекцией имеющихся нарушений функций жизненно-важных органов и систем и максимально возможной стабилизацией состояния. «Следует отказаться от транспортировки, если состояние пациента слишком нестабильно!» (S.Merlon, A.Hakel 1987 г.).
  4. Профилактика осложнений или рецидивов жизнеопасных состояний;
  5. Постоянное наблюдение за состоянием больного во время транспортировки;
  6. Правильное определение и осуществление способа транспортировки в зависимости от характера заболевания и состояния;
  7. Проведение по показаниям экстренной медицинской помощи, реанимационных мероприятий в пути следования;

Примечание 4. При появлении ухудшения состояния больного и (или) – признаков клинической смерти в автомобиле СМП, не прекращая интенсивной терапии, доставить пациента в тот стационар, куда предполагалось его госпитализировать или, если стационар находится далеко, то в ближайший – для продолжения реанимационных мероприятий, или констатации биологической смерти в сомнительных случаях;

10. В приемном отделении стационара больной должен быть сдан старшим бригады СМП непосредственно «с рук на руки» дежурному врачу или медицинской сестре (с указанием в сопроводительном листе уровня сознания и гемодинамики);

11. Неукоснительное выполнение правил медицинской этики и деонтологии, а так же юридических норм, в т.ч. касающихся прав пациента (в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан

Прогностическая оценка состояния больного перед транспортировкой (по собственным и литературным данным). Терминология.

Понятия, определяющие возможность транспортировки

Для бригад СМП

I

Транспортабельность

ЛБ, ФВБ

II

Нетранспортабельность

а) абсолютная

б) относительная (временная)

ЛБ, ФВБ

III

Нецелесообразность транспортировки

СБ

Возможность и целесообразность транспортировки определяется такими понятиями, как «транспортабельность» и «нетранспортабельность» больного.

Нетранспортабельность — это прогностически неблагопри­ятное состояние, при котором во время транспортировки у больного могут развиться (или усугубиться) жизнеопасные осложнения, вплоть до наступления смерти!

Для специализированных бригад основным критерием определе­ния «нетранспортабельности» является понятие т.н. «нецелесообразности» транспортировки, когда риск транспортировки превышает риск самого заболевания (с учетом проблем прогности­ческого, деонтологического и экономического плана).

Однако для всех бригад (без исключения) прогностическая оценка тяжести состояния больного и подготовка к транспортировке с предворительным проведением корригирующей терапии является обязательным! (Ю.М.Михайлов, В.Н.Налитов, 1998; В.А.Михайлович, В.В.Руксин, 1998; Д.В.Михайлович, 2001; Л.А.Мыльникова, 2001; В.А.Фиалко 1996, 2002, 2008 , Территориальный стандарт организации оказания СМП (клинико-такт.алгоритмы 61); МЗ Свердловской обл, ТЦ МК, УГМА, МУ «ССМП», Екатеринбург, 2008, 119 с.).

Читайте также:  Противопоказания для физиотерапии при эпилепсии

При решении вопросов транспортабельности, подготовки и проведения госпитализации, выборе объема корригирующей терапии и способа транспортировки – руководствуйся объективными критериями с учетом не только (и не столько) поведения больного или расстояния до стационара, сколько характера и тяжести заболевания.

Состояние нетранспортабельности условно делится: на I — «абсолютное» и II — «относительное».

• К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные с глубокими, неподдающимися коррекции и восстановле­нию расстройствами функций систем жизнеобеспечения:

  1. в агональном состоянии (при условии исключения: ЧМТ, «острого живота», шоке, гипотермии, интоксикаций);
  2. при неврологических катастрофах различной этиологии, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики (см. ниже);
  3. при развитии запредельной комы и смерти мозга;
  4. при наличии — хронических заболеваний (со злокачественным течением) в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.

1. Противопоказания к транспортировке у больных в указанных случаях не распространяются на лиц, находящихся на улице, в общественном месте, на производстве, в общежитии, гостинице, откуда они должны быть доставлены в соответствующие лечебные учреждения, независимо от тяжести состояния.

В каждом случае из указанных заболеваний и состояний больным должны быть обеспечены преемственное наблюдение и лечение на дому участкового (семейного) врача и консультации специалистов.

• К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие с угрозой развития (или усугубления) жизнеопасных осложнений в пути и требующие временной отсрочки транспортировки (кроме случаев, возникших в автомобиле СМП) на период проведения эффективных лечебных мероприятий на месте происшествия, направленных на предупреждение, устранение осложнений и (или) стабилизацию состояния; обеспечение протезиро­вания нарушенных функций жизненно важных органов в необходи­мых случаях.

Примечание: 5. Во всех подобных случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, проведения плевральной пункции, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) – больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки. Транспортировку осуществляет линейная бригада или по ее вызову, специализированная (БИТ), в зависимости от характера и тяжести заболевания, места случая и возможности выбора бригад.

В необходимых случаях ВБ, находясь в пути с больным, может вызвать (не останавливаясь) «на себя» специализированную бригаду.

Примечание 6. Проба перекладывания на транспортные носилки.

Одним из тестов, свидетельствующим об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакцийкровообращения, служит т.н. проба перекладывания на транспортные носилки.

При этом, до и после перекладывания измеряется САД и определяется частота пульса: при временном прекращении инфузий. Если изменения указанных параметров не превышают 10% от исходного – проба «отрицательная», если превышают – проба «положительная» (К.П.Каверина, 1981, с коррективами В.А.Фиалко, 2010).

2. Временные противопоказания к транспортировке не распространяются на больных:

  1. находящихся на улице, в общественном месте, и на производстве (то же в отношении этих состояний, развившихся в санитарной машине при транспортировке);
  2. а также не относятся к больным с внутриполостными (в т.ч. легочными и акушерскими) кровотечениями, независимо от тяжести состояния и уровня АД; эти больные по жизненным показаниях должны быть немедленно госпитализированы в ближайший стационар на носилках (в положении Тренделенбурга) под защитой непрерывного внутривенного капельного вливания коллоидных или кристаллоидных растворов.

Инфузионная терапия не должна быть причиной отсрочки транспортировки при внутренних кровотечениях и травматическом шоке.

Назад в раздел научные труды

Источник