Медицинские противопоказания для воспитателя детского сада

Медицинские противопоказания для воспитателя детского сада thumbnail

Прослушать описание профессии

История профессии

Примерный распорядок дня

Названия профессии

Воспитатель детского сада

Специальность:

  • СПО «Дошкольное образование» (050704); «Организация воспитательной деятельности» (050702); «Педагогика дополнительного образования» (050710); «Специальное дошкольное образование» (050705);
  • ВПО «Дошкольная педагогика и психология» (050703) (уровень подготовки – специалист).

В начало

Сферы профессиональной деятельности

Наука, Образование

В начало

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

В начало

Описание профессии

Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).

64_03_01.jpg

Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.

К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
  • создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
  • руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
  • осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
  • оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
  • создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
  • защита интересов и прав детей.

В начало

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

64_03_02.jpg

Профессионально важные качества:

  • любовь к детям;
  • умение находить подход к детям;
  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

В начало

Медицинские противопоказания

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:

  • нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
  • судороги, потери сознания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • психические расстройства.

В начало

Требования к профессиональной подготовке

Воспитатель детского сада должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.

64_03_03.jpg

Воспитатель детского сада должен уметь:

  • руководить основными видами деятельности дошкольников;
  • обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • взаимодействовать с дошкольниками;
  • изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
  • вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
  • взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
  • пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.

В начало

Область применения

Воспитатели востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах.

В начало

Условия труда

Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.

64_03_04.jpg

В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).

Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.

В начало

Профессиональные риски

Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.

Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

В начало

Требуемое профессиональное образование

Для овладения профессией «Воспитатель детского сада» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии.

В начало

Образовательные учреждения

В начало

Карьерный рост

Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.

Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.

В начало

Источник

Презентация профессии
Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях  занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.
Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания.
Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Преимущества профессии: профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам; является очень востребованной на рынке труда
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и  психоэмоциональные нагрузки.

Читайте также:  Ацетилцистеин показания и противопоказания

Тип и класс профессии
Профессия воспитателя относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми (в данном случае с детьми).
Профессия воспитатель относится к классу эвристических, т.к. она связана с воспитанием и обучением детей.
 
Содержание деятельности
Воспитатель организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами. Развивает у детей сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Способствует укреплению здоровья воспитанников путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно- гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.). Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей.  
 
Требования к знаниям и умениям специалиста
Воспитатель должен знать:

  • нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;
  • педагогику и методику дошкольного воспитания;
  • детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
  • основы дефектологии;
  • детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
  • различные методики обучения и развития детей;
  • правила охраны жизни и здоровья детей;
  • основы доврачебной помощи

 
Воспитатель должен уметь:

  • понимать проблемы детей, находить общий язык с любым ребенком;
  • поддерживать дисциплину в группе, избегая грубых методов;
  • применять на практике различные методики развития, образования и воспитания;
  • выявить интересы и склонности каждого ребенка и дать совет родителям по их дальнейшему развитию;
  • общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям.

 
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве воспитателя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • интерес и желание к работе с детьми;
  • тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
  • креативность, творческое мышление;
  • хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
  • хорошая память;
  • постоянный самоконтроль;
  • организованность;
  • высокая эмоциональная устойчивость;
  • общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь;
  • умение управлять коллективом.

 
Условия труда
Воспитатель работает посменно (день-вечер), в помещении и на воздухе в условиях повышенного внимания.
 
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для воспитателя:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания органов дыхательной системы;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

 
Базовое образование
Профессия подразумевает наличие среднего профессионального либо высшего образования
 
Пути получения профессии
Получить профессию воспитателя в городе Красноярске можно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2», КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина» (г. Минусинск), КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» (г. Ачинск), КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» (г. Енисейск).
 
Области применения профессии
Воспитатель может работать:

  • в детских садах (государственных или частных);
  • в детских домах;
  • в центрах социальной помощи семье и детям;
  • в развивающих центрах;
  • в органах опеки и попечительства.

 
 Перспективы карьерного роста
Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом.
Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр.
 

Источник

Министерство здравоохранения инициирует проверку психического здоровья трудоустраивающихся в учебно-воспитательные учреждения. На общественное обсуждение вынесен перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной и иной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов.

Указано, что «с помощью перечня врачебная комиссия уполномоченного органа по здравоохранению может принимать решение об оценке состояния психического состояния гражданина в целях принятия его временно непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, вследствие психического расстройства».

Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями называют хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсию с пароксизмальными расстройствами по международной классификации болезней:

  1. органические, в том числе и сиптоматические, психические расстройства; психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ;
  2. шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  3. аффективные расстройства, поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; расстройства зрелой личности и поведения у взрослых, умственная отсталость;
  4. расстройства психологического развития, неуточненное психическое расстройство.

Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

К видам профессиональной деятельности и категории должностей, имеющих медицинские психиатрические противопоказания, относятся работники учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, работники детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах и т. д.

К дополнительным медицинским психиатрическим противопоказаниям для указанных категорий, согласно перечню, относятся:

  1. шизофрения с прогредиентным течением со стабильным дефектом;
  2. все виды умственной отсталости;
  3. расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;
  4. синдром алкогольной и других видов зависимости (опиоиды, каннабиоиды, седативные средства и др.);
  5. эпилепсия и синкопальные состояния;
  6. расстройства настроения и невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (индивидуально).

Справки для последующего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласно перечню заболеваний, выдаются врачом-психиатром медицинской комиссии за подписью руководителя лечебной организации или его заместителями.

Напомним, 15 февраля в новостройке «Арча-Бешик» милиционеры нашли во времянке трупы четырехлетней девочки Нурайым и ее трехлетнего брата Чынгыза. Дети погибли насильственной смертью — от многочисленных ножевых ранений. В убийстве подозревается их собственная мать, уже попадавшая в РЦПЗ. На допросе подозреваемая, работавшая учителем в школе, заявила, что расправиться с детьми решила после того, как поняла, что малыши «грязные». 17 февраля решением Ленинского райсуда столицы женщину водворили в СИЗО на два месяца. Судья вынес в отношении Амиры Ибраевой постановление о принудительном медицинском лечении в Республиканской психиатрической больнице «Кызыл-Жар» в Джалад-Абадской области. Ибраеву вывезли из СИЗО.

Читайте также:  Дюфастон при беременности на ранних сроках противопоказания

Источник

  • Печать
  • E-mail

Подробности

Опубликовано: 21.05.2013 01:00

Просмотров: 7829

Автор: С.Г. Ахмерова,  проф. кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа

Согласно исследованиям среди заболеваний педагогов ДОУ, связанных с их профессиональной деятельностью, наиболее часто встречаются:

  • патология голосообразующего аппарата;
  • психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.);
  • утомление глаз, снижение остроты зрения;
  • остеохондроз;
  • хроническая венозная недостаточность;
  • простудные заболевания, грипп.

Для того чтобы предупредить их возникновение и развитие, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика нарушений голосообразования

Как правило, причинами нарушения голосообразования у педагогов являются общее переутомление, длительное систематическое напряжение голоса, частые ОРЗ, ларингиты, фарингиты и продолжающиеся воспалительные процессы в дыхательных путях.

Заболевание протекает в виде фонастении, при которой отмечается ослабление напряжения голосовых связок и нарушение ритма их движения еще до звуковоспроизведения. Больные жалуются на хрипоту, ощущение першения, царапанья в горле, быструю утомляемость голоса, которая может наступить через 5-10 мин после начала занятия. Наблюдается повышенное слюноотделение, отхаркивание, кашель. Повторные попытки продлить занятие приводят к хрипоте и еще большей утомляемости голоса: появляется дрожание, изменяется его тембр. Голос на низких диапазонах прерывается, и в конце концов наступает афония — полная потеря звучности голоса.

В целях профилактики нарушения голосообразования можно освоить реберно-диафрагмальное дыхание. В этом случае в процессе дыхания активно участвуют мышцы брюшного пресса. Воздух должен плавно заполнить глубокие отделы дыхательных путей и как бы лечь на диафрагму. Для этого во время разговора необходимо расслаблять плечи, шею, лицо и делать ровный выдох. Вдох следует делать только через нос, поскольку в носоглотке воздух очищается от пыли и микробов, согревается и увлажняется, а проходя через ротоглотку, остается неочищенным, холодным и сухим, из-за чего происходит раздражение голосовых связок.

Большую роль в профилактике заболеваний голосообразующего аппарата играет закаливание. Для закаленного человека неважно, есть разница между температурой голосовых связок и температурой вдыхаемого воздуха или нет. Даже если разница велика, раздражения связок не будет.

В помещении, где идут занятия, необходимо поддерживать достаточный уровень влажности.

Сберечь голос педагогам также помогут следующие советы:

  1. В шумной обстановке не пытайтесь перекричать детей, а в спокойной — не переходите на шепот. В обоих случаях происходит раздражение голосовых связок.
  2. Накануне мероприятий, во время которых нужно много говорить, не перегревайтесь в ванне или бане. Из-за этого голосовые связки могут покраснеть и отечь.
  3. Во время длительной речи (чтения вслух) делайте паузы, для того чтобы выпить несколько глотков воды.
  4. При болезнях носоглотки и горла, признаках переутомления связок и заболеваниях гортани снизьте на несколько дней речевую нагрузку.

Для профилактики и лечения воспалительных заболеваний гортани можно использовать Фалиминт, Стрепсилс, Анти-Ангин, Фарингосепт, Биопарокс.

Основы психогигиены и устранения нервно-психического напряжения

Работа педагога связана с частыми микрострессами и нервно-эмоциональным напряжением. Стресс характеризуется двуликостью: с одной стороны, это защитная реакция, с другой — сильный и часто повторяемый стресс приносит страдания и вызывает болезни.

В борьбе со стрессом помогают:

  • переключение на другие виды деятельности;
  • разговор о наболевшем как с близким, так и с малознакомым человеком;
  • ведение дневника;
  • танцы и физические упражнения;
  • массаж и самомассаж.

Снять нервное напряжение также можно, раздражая ладони (с помощью шариков, орехов и пр.), массируя мизинец, перекатывая в ладонях длинный стержень, авторучку или карандаш.

Для поддержания психологического равновесия в критической ситуации педагогам необходимо овладеть навыками аутотренинга и релаксации. Провести сеанс релаксации педагог может, например, во время дневного сна детей.

Снизить возбудимость к вечеру и улучшить сон позволяют такие лекарственные растения, как овес, пустырник, валериана лекарственная, хмель обыкновенный, душица. Хороший результат дает сон на подушке, набитой шишками хмеля, а также вечернее ополаскивание лица, ладоней и стоп холодным отваром мелиссы или чабреца.

Рекомендации по питанию при стрессе

При стрессе в рацион питания нужно включать:

  • витамины группы В. Они содержатся в том числе в кисломолочных продуктах, где есть лакто-, стрепто-, ацидофило- и бифидобактерии (йогурте, кефире, бифидоке, твороге, сырах);
  • лосось, треску, палтус, устрицы и морепродукты, богатые полезными жирными кислотами омега-3, которые улучшают мозговую деятельность, снижают воспаления в суставах, защищают сердце и сосуды;
  • черный или зеленый чай, кофе, какао, шоколад. Эти продукты стимулируют выработку в мозге серотонина — вещества, которое отвечает за хорошее настроение;
  • пряные растения и специи: они увеличивают количество Т- и В-лимфоцитов -главных клеток иммунной системы и таким образом повышают иммунитет и сопротивляемость «жизненным бурям». При физическом перенапряжении полезно употребление продуктов с бергамотом, иссопом, майораном, мятой, орегано. При умственном перенапряжении — с базиликом, корицей, гвоздикой, можжевельником, мелиссой, укропом, чабрецом, мятой, бергамотом. Настроение, эмоциональный тонус повышают чаи с бергамотом, корицей, мелиссой;
  • свежую зелень. Хлорофилл — зеленый пигмент растений — помогает в борьбе с гипоксией, способствует снабжению организма кислородом;
  • разноцветные овощи и фрукты: болгарский перец разных цветов, помидоры, свеклу, морковь, шпинат, черешковый сельдерей, капусту (брокколи и цветную), лук (репчатый, красный, зеленый, порей), бананы (богаты солями калия, а также содержат вещества, повышающие настроение), цитрусовые;
  • овощи и фрукты, содержащие пектины, которые выводят из организма соли тяжелых металлов и радиоактивные вещества. Пектинами богаты хурма, крыжовник, яблоки, смородина, особенно красная.

Также рекомендуется увеличить объем принимаемой жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое выпивается ежедневно).
Настроение, эмоции и работоспособность человека подчиняются изменениям уровня глюкозы, поэтому нельзя пропускать завтрак. Обязательный завтрак — один из ключей к избавлению от лишних килограммов: не ощущая зверского голода к середине дня, педагог вряд ли начнет утолять его калорийными сладостями.

Есть нужно каждые 3-4 часа понемногу. Обычно бывает достаточно трех полноценных приемов пищи и двух-трех перекусов между ними. Такой режим питания поможет педагогам достичь оптимального уровня работоспособности и внутреннего равновесия. Стабильная поддержка организма высококачественным «топливом» поможет ему эффективнее справляться со стрессом, а не требовать быстрых углеводов.

Специалисты уверены: маниакальный подсчет калорий усиливает стресс. Лучше считать порции. Сбалансированный прием пищи включает в себя две порции белков, две порции фруктов, пять порций овощей и две порции зерновых продуктов в день. Другими словами, правильный завтрак — это 1-2 яйца, горсть мелкорубленых томатов, горсть клубники и две горсти вареного геркулеса. Второй завтрак (ланч) может выглядеть как 120-150 г лосося, маленькая цельнозерновая булочка и по горсти вареного риса, фасоли и фруктов.

Читайте также:  Реанимация показания противопоказание к ней

Профилактика утомления органов зрения

Работа воспитателей, логопедов, медицинских работников ДОУ связана с большой нагрузкой на органы зрения. В результате происходит утомление цилиарной мышцы (мышцы, окольцовывающей хрусталик глаза) и, соответственно, усталость самих глаз.

В целях профилактики утомления органов зрения необходимо в первую очередь соблюдать элементарные правила гигиены на рабочем месте (следить за тем, чтобы в помещении был достаточный уровень освещенности, принимать правильную позу при чтении и письме и др.), а также чередовать зрительную нагрузку с отдыхом.

Нельзя забывать и о правильном питании. Пища должна быть богатой витамином А (каротином), который есть в мясе, рыбе, желтках яиц, молоке и молочных продуктах. Неактивная форма этого витамина содержится в ряде овощей и фруктов, преимущественно красного и оранжевого цветов (моркови, красном перце, томатах, шиповнике, облепихе), а также в капусте, зеленом луке, салате, щавеле и петрушке. Переход каротина в активную форму лучше осуществляется при участии жиров, поэтому овощи и фрукты лучше употреблять в виде салатов со сметаной или с растительным маслом.

Упражнения для снятия усталости глаз:

  • закрыть глаза, расслабиться, одновременно нажимая на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев руки;
  • пример — крепко зажмурить глаза на 1-2 мин, затем открыть на 3-5 мин. Повторить шесть-восемь раз;
  • быстро моргать в течение 1 мин;
  • закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений указательного или среднего пальцев в течение 1 мин;
  • располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него. Повторить 10-12 раз;
  • располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 1-2 мин. Убрать ладонь и вновь смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Повторить 5-6 раз. То же выполнить с пальцем левой руки и правым глазом;
  • рисовать взглядом различные фигуры, цифры, буквы алфавита на стене в течение 1 мин;
  • сделать массаж рук, начиная с кончика мизинца до локтя.

Профилактика остеохондроза

В целях профилактики остеохондроза всем сотрудникам ДОУ следует ежедневно делать гимнастику, а также массаж и самомассаж шейно-воротниковой зоны, плечевых суставов и грудного отдела позвоночника.

Важно также следить за своим питанием. Пища должна быть богата витаминами В1 (тиамином), В12 (цианкобаламином) и С (аскорбиновой кислотой). Витамин В1 содержится в изделиях из муки грубого помола, гречневой и овсяной крупе, в зернобобовых, печени, цветной капусте, картофеле и дрожжах (особенно пивных); витамин В12 — в мясе, печени, икре, молочных продуктах и яйцах; витамин С — в цитрусовых, шиповнике, черной смородине, квашеной капусте, щавеле, укропе и яблоках.
Риск возникновения и развития остеохондроза снижают регулярные водные упражнения, в т. ч. подводное вытяжение, а также ношение специальных грудных корректоров, поясов штангиста или легких корсетов.

Сотрудникам со склонностью к остеохондрозу нужно строго следить за своим весом — не допускать его увеличения.

Работникам пищеблока ДОУ необходимо освоить правила правильного поднятия и переноса тяжестей: поднимая тяжесть с земли, надо присесть, держа спину прямо; нести груз следует впереди себя ближе к туловищу; тяжелую вещь лучше всего переносить на плече.

Профилактика хронической венозной недостаточности

В целях профилактики хронической венозной недостаточности необходимо тщательно подбирать одежду и обувь: избегать ношения плотно облегающей одежды, тесной обуви и обуви на высоком каблуке (лучше носить обувь средней высоты).

Тепловое воздействие способствует расширению вен, поэтому следует избегать горячих ванн, русской бани, длительного пребывания на солнце, а также сильных физических нагрузок. Следует помнить, что некоторые виды спорта противопоказаны людям с хронической венозной недостаточностью. Доказано, что при занятиях большим теннисом, греблей, тяжелой атлетикой увеличивается давление на стенки вен.

Правила профилактики венозной недостаточности:

  1. Во время длительной работы в положении стоя или сидя периодически делать разминку для ног.
  2. После длительной нагрузки ополоснуть ноги прохладной водой и подержать их в приподнятом положении: сидя на стуле, положить ноги на рядом стоящий стул; лежа в кровати, подложить под них валик или подушку.
  3. В конце рабочего дня сделать легкий массаж ног (совершая поглаживающие движения от стоп к бедрам) и массаж стоп (совершая движения в направлении от пальцев к пятке и в поперечном направлении).
  4. Для снятия усталости ног можно потоптать стопами орехи.

В профилактике хронической венозной недостаточности большое значение также имеют рациональное питание и борьба с избыточным весом.

Профилактика простудных заболеваний и гриппа

Поскольку сотрудники ДОУ относятся к группе риска заражения гриппом и респираторными инфекциями, необходимы особые меры по профилактике этих заболеваний, особенно в осенне-зимний период.

Возбудители гриппа или респираторных инфекций проникают в организм человека через верхние дыхательные пути и находятся на их поверхности до внедрения
в клетки тканей в течение  3-6 часов. После работы, посещения массовых мероприятий, поездки в транспорте или контакта с человеком с признаками заболевания необходимо прополоскать горло и промыть носовые ходы раствором соды, фурацилина, слабо-розовым раствором марганцовокислого калия, раствором настойки календулы или эвкалипта. Носовые ходы можно также промыть мыльным или теплым солевым раствором. В период эпидемии гриппа рекомендуется смазывать носовые ходы Оксолиновой мазью или Вифероном, которые препятствуют проникновению вируса в клетки организма. Прививки против гриппа проводятся в предэпидемический период: как правило, осенью (в октябре-ноябре).

В целях повышения общей сопротивляемости организма необходимо регулярно выполнять комплекс гигиенической гимнастики, проводить закаливающие процедуры, совершать прогулки на свежем воздухе. В рационе питания должны обязательно присутствовать продукты, содержащие аскорбиновую кислоту (цитрусовые, шиповник, черная смородина, квашеная капуста, щавель, укроп, яблоки) и фитонциды (лук, чеснок).

Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить развитие различных заболеваний, но и достичь снижения синдрома профессионального выгорания:

  1. Научитесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Выбор и соблюдение рационального ритма и режима работы приводят к экономичному расходованию энергетического потенциала нервной системы, освобождают мозг от излишней информации и снижают нервно-психическую напряженность.
  2. Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Не стоит забывать, что между состоянием тела и эмоциями существует тесная связь: гиподинамия, неправильное питание, курение, злоупотребление спиртными напитками усугубляют развитие различных заболеваний. Полезны прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна. При физической деятельности после напряженной умственной работы возникает, как говорил И.П. Павлов, «мышечная радость», которая повышает настроение и энергетический потенциал человека.
  3. Закаляйтесь. Во время закаливающих процедур, помимо укрепления иммунитета, происходит выб