Профессиограмма журналиста медицинские противопоказания

1. Презентация профессии
Профессия журналиста имеет древние исторические корни. В те времена, когда еще не было ни радио, ни телевидения, ни Интернета, царей и правителей волновали вопросы политической пропаганды: надо было сообщать подданным о государственных реформах, формировать общественное мнение о тех или иных событиях, явлениях в стране. В XVII веке по инициативе царя Петра Первого в России появилась первая печатная газета «Ведомости», а с начала XIX века началось бурное развитие периодической печати, особенно журналов, и профессия журналиста обрела массовый характер.
Журналист – это квалифицированный специалист, литературный работник, который умеет писать материалы и занимается литературно-публицистической деятельностью в журналах, газетах и других СМИ. Журналисты бывают очень разные: от телеведущих и журналистов, освещающих международные события, до внештатных корреспондентов. Внештатный корреспондент работает как независимый специалист, он предлагает изданию свои материалы и получает гонорары за публикацию своих произведений. Собственный корреспондент (журнала или на телевидении) регулярно собирает свежие новости на разные темы, от политических до культурных событий. Репортер должен всегда быть в нужное время в нужном месте, в центре событий определенного жанра новостей. Ведущий рубрики отвечает за наполнение постоянного раздела в газете, журнале или телепрограмме. Ответственный секретарь отвечает за выпуск свежего номера, согласовывает работу отделов и контролирует все процессы, от предварительного плана номера до верстки и сдачи макета в типографию. Главный редактор создает стиль газеты, журнала, передачи, он отвечает за подготовку материалов к печати и выход номера. Журналисты-международники знают иностранные языки и освещают культурно-исторические и политические события в других странах. Журналисты на радио и телевидении (дикторы, обозреватели, комментаторы, ведущие) пишут сценарии передач, озвучивают тексты, записывают свои программы и работают в прямом эфире.
В настоящее время плоды труда журналистов являются основным источником информации о мире для каждого современного человека. Журналисты оказывают существенное влияние на массовое сознание и мировоззрение по всем важным вопросам: культуры, политики, экономики, науки.
Преимущества профессии: престижная профессия; социальная значимость и творческая реализация; гонорары; возможность познакомится с интересными людьми.
Ограничения профессии: ненормированный рабочий день; интенсивный темп работы; частые командировки; риск для жизни (особенно при работе в «горячих точках» и в сфере политики).

2. Тип и класс профессии
Профессия журналиста относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для журналиста необходимы умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительные типы профессии: «Человек — Знак» (работа со знаковой информацией, с текстами; для этого требуются интерес к работе с информацией, логические способности, умение сосредотачиваться, развитое внимание) и «Человек – Художественный образ» (создание художественных произведений; для этого требуются развитое воображение, художественный вкус, творческие способности, образное мышление).
Профессия журналиста относится к классу эвристических (творческих), она предполагает проведение исследований, анализ фактов, материалов. Такая профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Главная цель деятельности любого журналиста – воздействовать на умы современников, формировать отношение читателей (слушателей, зрителей) к общественно значимым событиям и явлениям. Содержание деятельности разных журналистов сильно отличается в зависимости от специализации. Все же в ней можно выделить ключевые моменты.
Прежде всего журналист выбирает тему и объект для изучения. Он оперативно собирает полезную информацию, в том числе из непосредственного общения с большим количеством людей разных профессий и социальных уровней. Сбор информации может предполагать выездную работу, командировки. Факты из интервью и документов станут основой задуманного материала.
Журналист тщательно перерабатывает материал, осмысляет, анализирует, находит точные слова и образы, работает с текстом. В результате появляется информационная заметка, статья, очерк в газете или журнале, телевизионная передача.
Журналисты в редакциях работают с письмами читателей, с авторами, готовят тексты рукописей в набор, производят вычитку и правку текста, участвуют в макетировании (решают, как лучше поместить материал в рамках номера газеты, журнала).
Работа возможна и в офисе, и дома и на месте событий. Как правило, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением и налаживанием деловых контактов. В современных условиях необходимо наличие компьютера и мобильных средств связи (телефон, Интернет).

Читайте также:  Медицинские противопоказания к работе сторожем

4. Условия труда
У журналиста активный интеллектуальный труд и подвижный образ деятельности. Рабочий день ненормированный, в оперативном ритме, в режиме тесного взаимодействия с другими людьми. Возможны частые командировки. Журналисты работают практически везде, где можно почерпнуть интересную информацию, взять интервью: в городах и удаленных местностях, на выставках и в «горячих точках», в архивах, в воздухе, на воде и под землей.
Главные средства труда журналиста: его профессиональный опыт, литературный талант и творческое мышление, а также выразительные движения, мимика, голос (чтобы вызвать доверительный контакт, расположить к себе собеседника во время интервью). Кроме того, журналист использует в своем труде профессиональные технические устройства: диктофон, микрофон, фотоаппарат, видеокамеру; обычную ручку и офисную оргтехнику.
Журналист сам ставит себе цели, обычно в рамках обозначенной руководством тематики.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии журналиста необходимы фундаментальные знания по литературе, русскому языку, иностранным языкам.
Квалифицированный журналист должен знать:

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве журналиста необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для журналиста:

Среди журналистов встречаются и «фрилансеры».
В последнее время журналисты также активно публикуются в онлайн-ресурсах.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития журналиста.
Специализация и освоение смежных областей
В рамках профессии журналиста можно участвовать в творческих конкурсах, посещать курсы повышения квалификации, осваивать все новые специальности, постепенно выполняя все более сложные и ответственные задания. Со временем каждый журналист находит свою уникальную нишу для самореализации, для приложения индивидуальных талантов. Например, впоследствии можно стать фотокорреспондентом или кинооператором, писателем, PR-менеджером, телеведущим или политическим деятелем.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии журналиста может расти по административной линии (например, стать главным редактором журнала). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер, менеджер проекта.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, человек, которому есть о чем поведать миру, может решить работать самостоятельно (например, организовать выпуск своего радиовещательного канала или Интернет-журнала). При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.

11. Родственные профессии
Корреспондент, редактор, репортер, литературный критик, копирайтер, пресс-секретарь, советник по работе со СМИ и общественностью, менеджер по рекламе.

Источник

История профессии «Журналист»

Первые регулярные периодические издания в России и на Западе в XVII веке не имели строгого подразделения на журналы и газеты. В России профессия журналиста приобрела большое значение в первой половине XIX века в связи с развитием периодической печати, особенно журналов. В настоящее время профессия журналиста играет большую роль в формировании политического, экономического, культурного мировоззрения общества, а также является основным источником информации для всего населения нашей планеты.

Профессиограмма «Журналист»

Наименование профессиижурналист
Доминирующий способ мышленияадаптация — формализация
Дополнительный способ мышлениякреативность — гибкость
Область базовых знаний №1 и их уровеньгуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровеньфилология, иностранные языки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная областьлитературно-художественная деятельность
Межличностное взаимодействиечастое
 
Доминирующий интересартистический
Дополнительный интерессоциальный
Условия работывне помещения, мобильный; в помещении, сидячий
 
Предпочтительный пол
Читайте также:  Показания и противопоказания дцп

Доминирующие виды деятельности профессии «Журналист»:

  • работа в средствах массовой информации;
  • информирование людей достоверными фактами;
  • сбор информации (взятие интервью, работа с документами, архивами), ее обработка;
  • анализ фактов и ситуаций, оценка текущих событий;
  • поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации;
  • подготовка материалов для публикации;
  • литературная обработка материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности журналиста:

СпособностиЛичностные качества, интересы и склонности
  • литературные способности;
  • навыки общения и взаимодействия с людьми (установление контакта);
  • умение слушать и слышать собеседника;
  • способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности;
  • высокий уровень развития памяти (способность запоминать факты, изложенные собеседником);
  • умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение;
  • творческое мышление;
  • умение излагать доступным языком полученную информацию;
  • высокий уровень физической и психической выносливости (работа в горячих точках, в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях).
  • объективность;
  • эрудированность;
  • самоконтроль и уравновешенность;
  • терпимость, безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • любознательность;
  • тактичность;
  • вежливость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • ригидность (неумение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды);
  • некоммуникабельность;
  • замкнутость;
  • неумение излагать свои мысли на бумаге;
  • корыстность;
  • нечестность в изложении информации.

Области применения профессиональных знаний:

  • средства массовой информации (еженедельники, газеты, журналы, телевидение, радио);
  • пресс-центры;
  • онлайн-ресурсы;
  • образовательные учреждения (вузы — факультеты журналистики);
  • работа в средствах массовой информации.

Источник

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Ж у р н а л и с т — литературный работник, занимающийся оперативным информированием общества обо всех событиях.
Профессия журналиста появилась давно. Первыми из них были глашатаи, ораторы, потом писцы, авторы рукописных свитков новостей.
Российская журналистика уникальна тем, что была создана по воле высшей государственной власти – императора Петра 1. В просвещенной же Европе газеты появились в силу причин экономических: gazette – это мелкая итальянская разменная монета, которую купцы и торговцы платили за листок торговых новостей. А вот в России первая печатная газета «Ведомости» стала средством политического руководства страной и проводником петровских реформ.
Журналистов в современном понимании в начале 18 века просто не было. Понятие «журналистика» появилось в России только в 1832 году. До этого процесс поиска и обработки информации назывался «словесность», а журналисты – «сочинители».
Существуют различные с п е ц и а л и з а ц и и в области журналистики, связанные, в первую очередь, с последующей работой в соответствующих СМИ (средства массовой информации), а именно журналист может работать в газетах и журналах, на радиовещании и телевидении, Интернет — среде, заниматься редактированием массовой литературы или литературно-художественной критикой, теорией и практикой перевода.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Независимо от полученной специализации и места трудовой деятельности, в о б я з а н н о с т и журналиста входят:

  • поиск значимых событий в различных сферах жизни общества;
  • сбор информации, анализ и интерпретация (оценка) событий;
  • изложение, литературная обработка материалов с учетом требований жанра и стиля;
  • подготовка материалов и публикация в СМИ;
  • выполнение информационно-поисковых, переводческих, методических функций.

Таким образом, основная ц е л ь деятельности журналиста – поиск значимых событий в различных сферах жизни и оперативное информирование общества о них.
Основные п р е д м е т ы т р у д а — художественный образ(литература), знаковая система (тексты), человек (информационное обслуживание).
В своей работе журналист использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а — ручные (ручка, карандаш), механические (фотоаппарат, видеокамера, кинокамера), электрифицированные (ПК, диктофон, видеомагнитофон, аудио-средства, средства связи (почта, телефон, телефакс, множительная техника). Но основными являются его невещественные (функциональные) с р е д с т в а — словесно-логическое, творческое мышление, литературные способности, долговременная и кратковременная память, творческое воображение; хорошая общая координация движений тела; грамотная, убедительная, выразительная устная и письменная речь, а также органы чувств – зрение, слух.
Журналист осуществляет деятельность в соответствии с действующими:

  • должностными обязанностями;
  • законодательными и нормативными правовыми актами;
  • Конституцией РФ;
  • положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;
  • нормами профессиональной этики;
Читайте также:  Противопоказания для справки на оружие по зрению

Его работа имеет достаточно определенный х а р а к т е р, но при возникновении новых, неожиданных, критических ситуаций требует от специалиста самостоятельного реагирования и принятия ответственного решения.
Труд журналиста имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и за нее отвечает.
Ф у н к ц и о н а л ь н о журналист является исполнителем заказанных статей, выступлений и т.п., однако планирует свою деятельность с учетом действий других людей (интервьюеры) и актуальных событий.
К о н т а к т ы у журналиста многочисленные, разноуровневые с меняющимся кругом лиц – посетители, коллеги по работе, интервьюеры (люди, у которых берут интервью), любые слои населения.
О т в е т с т в е н н о с т ь у журналиста повышенная м о р а л ь н а я — за формирование культурного и морального облика человека. В настоящее время средства массовой информации (СМИ) называют «4-ой (четвертой) властью». При таком прямом примитивном понимании смысла своей профессии деятельность отдельных журналистов может нанести прямой или косвенный ущерб людям, идеям, и даже представлять опасность для жизни и здоровья конкретных лиц. За подобные непрофессиональные действия журналисты несут уголовную ответственность.
Несмотря на то, что журналист имеет комфортные рабочие у с л о в и я — письменный стол с ПК и средствами связи, основная его деятельность может проходить за пределами кабинета в постоянном передвижении (командировки по заданию редакции).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу журналиста могут вносить следующие факторы:

  • постоянное общение с людьми и связанные с этим эмоциональные нагрузки;
  • повышенная моральная ответственность;
  • физические нагрузки;
  • высокая вероятность нахождения в зоне чужих конфликтов и проблем;
  • ненормированный рабочий день и график работы;
  • наличие фона постоянной «связанности с работой».

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

  • нервно-психическая устойчивость;
  • физическая выносливость;
  • развитое словесно-логическое мышление;
  • литературные способности;
  • творческое воображение;
  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • грамотная, четкая, понятная устная речь;
  • выносливость речеголосового аппарата.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

  • стрессоустойчивость;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • высокая эрудированность;
  • активность, инициативность;
  • мобильность (необходимость частых поездок);
  • ответственность;
  • личное обаяние.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа журналиста не рекомендуется людям с заболеваниями:

  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • органов дыхания;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хроническими инфекционными;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку и литературе, истории, иностранному языку в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии журналиста обучают в учреждениях высшего профессионального образования на факультете «Журналистика».
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Литературный редактор, писатель, драматург.

Источник